Почитание святого царевича Димитрия Угличского.

Любому верующему человеку наверняка известен тот факт, что немало венценосных особ нашей земли благодаря ведению благочестивого образа жизни, подвижническим подвигам или героической смерти удостоилось быть причисленными после кончины к лику святых. Это и князь Даниил Московский с сыновьями, и князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший в свое время Русь, и последний русский царь Николай II, а также вся его семья - перечислять можно долго. В данный список нельзя не включить такого избранника Божия, как святой благоверный царевич Димитрий Угличский. День памяти Димитрия Угличского церковь празднует ежегодно 28 мая.


Смертоносный план Бориса Годунова

Царевич Димитрий Угличский родился 1 ноября 1582, по другим данным - 1583 либо 1585 года в городе Москве. Он был сыном царя Ивана IV Грозного от седьмого брака и Марии Федоровны (из рода Нагих). Выходит, что будущий подвижник являлся младшим братом Феодора Иоанновича, на котором, как известно, закончился род Рюриковичей.

Последний вступил на престол после смерти своего отца, Ивана Грозного, поскольку являлся старшим из детей венценосной особы, почившей с миром. Но управлять государством он не стал: слишком занят был духовной жизнью. А потому поручил наследник инициатора «опричнины» это важное дело своему шурину - боярину Борису Годунову. Новоявленный царь оказался крайне честолюбивым человеком. На пути к полному завладению властью на Руси Борису мешал малолетний сын Ивана Грозного Димитрий.


Первое, что сделал Годунов, - это отправил Марию с ребенком в город Углич, пожалованный младшему из царевичей его отцом в качестве удела. Затем Борис все силы кинул на то, чтобы доказать Димитрию и общественности, будто у того нет никаких прав на царский престол. Годунов предпринял попытку отравить мальчика, приобщив к делу боярыню мамку ребенка Василису Волохову. Но у нее ничего не вышло - яд не подействовал на организм царевича. Тогда шурин Феодора Иоанновича запретил священнослужителям упоминать имя Димитрия на литургии, а после занялся поисками убийц. Они быстро увенчались успехом: играть роль палача вызвался дьяк Михаил Битяговский.

Гибель царевича

Годунов послал убийцу в Углич, где Димитрий находился, если помните, вместе с матерью. Михаил Битяговский взял с собой подмогу: сына Даниила и племянника Никиту Качалова. Придуманная им легенда для отвода глаз была проста и незамысловата: якобы царице-вдове потребовались люди для управления земскими делами и хозяйством. Боярыня мамка Василиса Волхова по приказу палача должна была вывести мальчика во двор.

Задуманное группа преступников осуществила 15 мая 1591 года. Была суббота, и боярыня мамка Василиса позвала, согласно уговору, Димитрия Угличского во двор погулять на свежем воздухе. Вмешалась кормилица мальчика Ирина - она не хотела отпускать своего подопечного на улицу, будто интуиция подсказывала ей о том, что иначе случится нечто страшное. Однако Волохова, несмотря ни на что, увела Димитрия в сени, где на крыльце жертву уже ждали убийца Осип Волохов и его пособники. Осип обратился к сыну Ивана Грозного: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Ребенок ответил: «Сие есть старое ожерелье». После этих слов Волохов бросился на дитя с ножом, полоснул по шее.


Однако не сумел он перерезать жертве гортань, закончить же начатое помешало появление кормилицы Ирины. Увидев страшную картину, женщина упала на мальчика, закрыла его своим телом и стала громко кричать. Осип Волохов испугался, бросил орудие убийства и пустился бежать. Его союзники оказались смелее: они начали избивать кормилицу, наконец, отняли у Ирины царевича, дорезали и сбросили с лестницы. На шум из дворца выбежала царица. Узрев убитого сына, она завопила. Это услышал местный пономарь. Реакция его была мгновенной: служитель церкви заперся в колокольне и стал бить в набат. На звуки колокола сбежались со всех концов Углича жители и самостоятельно расквитались с палачами.

Как тайное стало явным

Феодор Иоаннович узнал о зверском убийстве младшего брата от своих людей. Он был до глубины души потрясен страшной вестью и хотел самолично ехать в Углич для проведения расследования преступления. Однако Борис Годунов хитростью и уговорами не допустил этому случиться. В удел убитого царевича заказчик отправил князя Шуйского В.И, дьяка Вылузгина и окольничего Клешнина, через них же повлиял на Феодора Иоанновича, убедив в том, что с Димитрием на самом деле произошел несчастный случай: мол, дитя страдало падучей, вследствие чего упало на нож да и погибло. Царицу Борис Годунов обвинил в ненадлежащем надзоре и внимании, потому сослал Марию в монастырь св. Николая на Восхе. Там ее постригли в монахини с именем Марфа. О братьях царицы Годунов тоже «позаботился: сослал кого куда в заточение. Жители угличские, учинившие расправу над убийцами царевича Димитрия, были большей частью казнены.


Казалось бы, все замяли и следы замели, ан нет: стал народ волноваться и говорить о том, что дело-то нечисто. Ропот людской Годунов подавлял, но тщетно - не верили москвичи розыску и расследованию, производимым в Угличе в связи с убийством младшего сына Ивана Грозного. Не верил этому и пришедший спустя 15 лет к власти на Руси Василий Шуйский, иначе не свидетельствовал бы при всем честном народе в своих грамотах следующее: «... за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец в Угличе». Не он один знал правду и говорил о ней во всеуслышание, хотя и при других обстоятельствах, много лет спустя после совершения преступления - патриарх Иов писал в грамоте 1606 года подобное. Такой же точки зрения придерживался и патриарх Ермоген. Даже иностранные современники твердили о сокрытии истины теми, кому это было выгодно.


Правда открылась миру в уже упомянутом 1606 году. Был вскрыт гроб Димитрия Угличского, вследствие чего свидетели обнаружили, «что в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой - орехи». Эти факты полностью опровергали заявление Бориса Годунова о несчастном случае, постигшем восьмилетнего венценосного ребенка.

Почитание святого Димитрия Угличского

Царевича Димитрия Угличского похоронили в Угличе, в дворцовом храме во имя Преображения Господня. Еще во времена правления Бориса Годунова возле гробницы венценосного ребенка стали совершаться чудесные знамения и исцеления больных. Обретение мощей царевича произошло 3 июня 1606 года при князе Василии Шуйском и патриархе Ермогене. Тело Димитрия Угличского оказалось нетленным. Его перенесли в московский собор во имя Архистратига Михаила. Действо сие совершил родитель царя Михаила Феодоровича Романова - Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский. В том же 1606 году церковь постановила осуществлять празднества в честь царевича Димитрия Угличского три раза в год. 19 октября/1 ноября следовало отмечать рождение, 15/28 мая - убиение, а 3/16 июня - перенесение мощей святого. Жители Углича считают благоверного Димитрия небесным покровителем города. Они отмечают дополнительную дату в его честь: 16 мая - празднество плащаницы св. царевича.

. Сплошная седмица .

Прп. Пахо́мия Великого. Свт. Иса́ии, еп. Ростовского, чудотворца. Блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского (служба может быть перенесена на вторник, 16 мая). Прп. Евфроси́на Псковского. Прп. Пахо́мия Не́рехтского (службу зри 21 марта).

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Полиелейная служба блгв. царевича Дими́трия, У́гличского и Московского, может быть перенесена на вторник, 16 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). Рядовая служба Минеи (прп. Пахо́мия Великого) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (16 мая).

Календарные заметки:

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́» .

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й…».

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставля́ются же и междоча́сия часо́в, и и́же в повече́риях пева́емый кано́н Пресвяты́я Богоро́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

«Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений.

В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).

Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).

В следующий за Троицей понедельник православная церковь совершает праздник в честь Святого Духа. Он был установлен как аргумент против учения еретиков-антитринитариев, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду их единую Божественную сущность. Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога.

На Руси считалось, что в Духов День нужно обязательно помянуть добрым словом умерших без отпевания и покаяния, что панихида, которую по ним в этот день служили в церкви, доброе слово, свеча, поставленная на поминальном столе, смогут дать их душам временный покой.

О Дне Святого Духа митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как Утешитель, в других переводах - Параклит, Ходатай, Заступник, то - Кто Он?.. Если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой - уже начало вечной жизни… Он - радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой".

Православный церковный праздник 28 мая:

Память благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 1 ноября 1582 года в Москве.

После смерти Ивана Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия, Феодор Иоаннович. Однако, фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако, и эти измышления не достигали желаемой цели.

Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника, Андрея Лупп-Клешнина, Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 28 мая 1591 года Димитрий был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 16 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.

Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями, сообщает сайт. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место - в Архангельский собор.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 мая, Православная Церковь совершает праздник в честь Дня Святого Духа.

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей:

Бога не видел никто и никогда - так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений - и в Ветхом, и в Новом Завете - о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе - в образе старца, в образе царя... Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия.

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог - абсолютный Разум и абсолютная Сила - имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, - а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый - Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом - Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении Вселенной, - есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2), - это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек - как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик - зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрываясь от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии, или прячется и бежит от нее и даже борется с ней.

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого, особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскрешавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее.

Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них - на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В Таинствах Крещения и Миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное Таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания.

Дух Святый наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения.

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Вот почему Церковь - это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго.

Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице поклоняемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского;

прп. Пахомия Великого;

свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца;

прп. Исаии Печерского;

прп. Пахомия Нерехтского;

прпп. Евфросина, и ученика его Серапиона, Псковских;

прп. Арсения Коневского (обретение мощей);

прп. Ахиллия, еп. Ларисийского;

и совершается празднование Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Дар пламенеющий сходит к нам свыше,

Верой наполнив сердца,

Все умолкает, становится тише

Пред совершенством Творца.

Дух огнезрачный Собою исполнил

Всякую тварь на земли,

Сим утешеньем Господь нам напомнил:

Всякому слову внемли.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

День рождения Церкви

Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, - подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Событие сошествия Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов.” Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Пятидесятница - т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи - был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он - Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им “Обетование Отца” и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра (в третий час по византийскому времени), когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: “И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу” (Иоиль 2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия - Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: “Что же нам надо делать?” - “Покайтесь, - отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.” И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события - сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим. 8 гл.).

Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.