Команданте маркос. Памяти субкоманданте маркоса

План
Введение
1 Биография
2 Другая кампания
3 Творчество
4 Цитаты
5 Сочинения

Список литературы

Введение

Субкоманда́нте Инсурхе́нте Ма́ркос (исп. Subcomandante Insurgente Marcos ; буквально «заместитель командующего повстанцами Маркос», псевдоним; предположительно род. 19 июня 1957 г. в Тампико, Тамаулипас, Мексика) - левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 году в Мексике в штате Чьяпас, автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма. На публике всегда появляется в чёрной маске - «пасамонтане».

1. Биография

Предполагают, что настоящее имя субкоманданте - Рафаэль Себастьян Гильен Висенте (исп. Rafael Sebastian Guillen Vicente ), но сам он это отвергает, утверждая, что «Маркос родился 1 января 1994 года» (день начала индейского восстания). Маркос - настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения.

Мексиканское правительство утверждает, что Рафаэль Гиллен посещал иезуитскую школу в Тампико, где он ознакомился с теологией освобождения . Высшее образование получил в Национальном автономном университете Мехико (UNAM), после чего получил звание профессора философии в смежном университете UAM. Вместе с тем, семья Гиллена, не имея никаких сведений о его дальнейшей судьбе, отказывается признавать, что он и Маркос - одно и то же лицо. Сестра Рафаэля Гиллена, Мерседес дель Кармен Гиллен Висенте, является генеральным прокурором штата Тамаулипас и влиятельным членом левоцентристской Институционно-революционной партии. Маркос также отрицает любую связь с Гилленами, однако во время мирного похода на Мехико в 2001 году во время своего выступления в университете UAM он ясно дал понять, что ранее не раз здесь бывал.

2. Другая кампания

В апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил мирный поход на Мехико, поддержанный такими известными личностями, как Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, а также рядом депутатов Европарламента.

В июне 2005 года в рамках развёртывавшейся президентской кампании Субкоманданте Маркос анонсировал «Другую кампанию» (исп. La Otra Campaña ). Сапатисты не собирались выдвигать или поддерживать кого-либо из кандидатов на президентский пост, вместо этого они выдвинули требования принятия новой конституции, в которой были бы закреплены общенациональная собственность на естественные богатства Мексики и автономные права для 57 коренных национальностей. К «Другой кампании», помимо САНО, присоединились более 900 организаций.

1 января 2006 года Субкоманданте Маркос, изменивший на время кампании имя на «Делегадо Серо» (исп. Делегат Ноль ), начал общемексиканский тур, во время которого посетил каждый из 31 мексиканских штатов. Путешествуя, как и Че Гевара, на мотоцикле, Маркос встречался с местным населением и давал интервью. 9 мая 2006 года он появился на центральном канале мексиканского телевидения.

Несмотря на действенную борьбу «Другой кампании» с бедностью и эксплуатацией, она получила неоднозначные оценки. Во время кампании Маркос дистанцировался от левых режимов Латинской Америки, причислив к неолиберальным социалистические правительства Венесуэлы, Боливии, Бразилии, Уругвая и Чили (Субкоманданте считает, что они, прикрываясь левой риторикой, отказываются идти на радикальные изменения). Субкоманданте также усомнился в способности претендента на пост президента Мексики от левых сил, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, полностью устранить диктат МВФ, ВТО и США над страной. Однако сам Обрадор усвоил и использовал многие из приёмов и методов «Другой кампании» (см. Революция кактусов ), а также посещал сапатистов в штате Чьяпас в декабре 2005 года.

3. Творчество

Творчество Субкоманданте направлено, по большей части, на обличение неолиберальной модели развития нынешней цивилизации и на выработку альтернативы такому развитию. Очень часто в своих эссе он использует иронию, притчи и поэтические приёмы, а также стиль магического реализма (часть его эссе и партизанских коммюнике написаны от имени жучка Дона Дурито). Политическая философия Маркоса, называемая также сапатизмом, может быть охарактеризована как совмещение основных принципов марксизма и анархизма. Помимо произведений Маркса и Энгельса, на мировоззрение Маркоса серьёзно повлияли грамшианство, маоизм, автономизм и культурное наследие коренных народов Мексики. Творчество Маркоса концентрируется на несправедливой эксплуатации людей крупным бизнесом и правительствами.

Субкоманданте Маркос, Четвёртая Мировая война :

Концепцию, которая дает основания для глобализации, мы называем «неолиберализмом». Это новая религия, которая позволит, чтобы этот процесс был доведен до конца. В Четвёртой мировой войне опять завоевывают территории, уничтожают противника и управляют уже захваченными землями.

Вопрос в том, какие территории необходимо завоевывать и кто является противником. Поскольку предыдущий противник уже исчез, мы утверждаем, что нынешним противником является человечество. Четвёртая мировая война уничтожает человечество по мере того, как глобализация становится универсализацией рынка. Все человеческое, что возникает на пути рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению. В этом смысле все мы являемся противником, который должен быть побежден: индейцы, не индейцы, наблюдатели за соблюдением прав человека, учителя, интеллектуалы, артисты. Любой, считающий себя свободным и таковым не являющийся.

…В чём состоит основная проблема глобализации монополярного мира? В национальных государствах, сопротивлениях, культурах, формах взаимоотношений внутри каждого из народов, во всем том, что делает их разными. Разве может эта деревня стать мировой и весь мир одинаковым, если все такие разные? Когда мы говорим о необходимости разрушить и опустошить национальные государства, это не обязательно означает физическое уничтожение людей, но обязательно - это уничтожение различных форм человеческих взаимоотношений. После разрушения необходимо восстановление. Восстановить территории и отвести на них людям место, которое определят законы рынка, - именно к этому ведет глобализация.

5. Сочинения

· Субкоманданте Маркос. Другая революция. Сапатисты против нового мирового порядка. М.: Гилея, 2002. - (Час «Ч». Современная мировая антибуржуазная мысль.). ISBN 5-87987-019-7

· Субкоманданте Маркос. Четвёртая мировая война. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. - (Жизнь Zaпрещённых Людей). ISBN 5-9681-0029-X

Литература

· Александр Тарасов:

· Неуловимый Джо, похожий на Че Гевару // Парламентская газета, 21.03.2003.

· Эхо Чьяпаса в России // Свободная мысль - XXI. 2003. № 6

Список литературы:

1. Gabriel García Márquez y Roberto Pombo Habla Marcos. Cambio (Ciudad de México) (25 Mar 2001). Дискуссия о происхождении и взглядах Субкоманданте Маркоса

Никто не знает его настоящего имени, лица и возраста, сам он говорит, что родился 1 января 1994 года - в день индейского восстания. Субкоманданте Маркос стал тем, кем становиться не хотел - медийной маской, растиражированным героем антиглобализма.

Новые левые

Крах мирового социалистического лагеря, торжество идей либерализма и демократии должно было оставить в прошлом времена революционных движений и борьбы против мирового капитала. Маятник истории, однако, не мог оставаться на месте и качнулся, вероятно, по инерции, в обратном направлении. На этот голос революции прозвучал из далекой от, казалось бы, только что рухнувшей Берлинской стены Мексики. Голос этот был столь твердым и уверенным, что не только всколыхнул Мексику, но и эхом прокатился по всему миру, вдохновив деморализованное левое движение на новую борьбу, выдвинув перед ним лозунги, соответствующие наступившей эпохе, дав мощный толчок антиглобализму как обширному явлению.

Лицом, а точнее маской, нового революционного движения стал человек, которого кто-то ассоциирует с Че Геварой и преемственностью революционных традиций, кто-то считает последним отголоском уходящих времен, прощальным штрихом эпохи революционной романтики. Как бы то ни было, Субкоманданте Маркос, как принято его называть, – одна из самых загадочных личностей современности.
Субкоманданте (заместитель командующего повстанцами) Маркос руководит Сапатистской Армией Национального Освобождения (САНО), Генеральный штаб которой находится в селении индейцев-тохолаболей в глубине Лакаденской сельвы (штат Чьяпас) на границе с Гватемалой, по иронии судьбы носящем название Ла-Реалидад, что в переводе с испанского означает «реальность».

Сапатисты

Сапатистская Армия Национального Освобождения была создана 17 ноября 1983 года группой политических активистов из различных организаций, ставивших своей целью создание партизанского очага в стиле революционных традиций Че Гевары. В глубине Лакаденской сельвы нашли убежище многие индейцы, бежавшие от религиозных преследований и произвола помещиков-скотоводов. Они образовали диссидентские общины, в которых видел опору революционного движения Маркос, пришедший в эти места в начале 1980-х годов.

В те времена Маркос еще не был Маркосом, его настоящее имя до сих пор достоверно не известно. Принято считать, что Маркос в реальности Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, выходец из среднего класса, закончивший философский факультет Мексиканского национального автономного университета (УНАМ), получивший звание профессора философии, ставший леворадикальным писателем и идеологом. До ухода в Лакаденскую сельву он был преподавателем теории коммуникационных технологий в Столичном автономном университете.

В Чьяпас Маркос прибыл вместе с группой студентов, вдохновленных недавней победой Сандинистской революции в Никарагуа, а также стремительно развивавшимися освободительными партизанскими войнами в Сальвадоре и Гватемале. В своих взглядах Маркос опирался на кубинский пример, а также на классическую марксистско-ленинскую теорию, которую рассчитывал привнести в индейскую среду.

Долгая работа

Первые контакты с диссидентскими общинами ознаменовались полным крахом подобных надежд. Действительность индейских общин, не вписывавшихся в «классические» теоретические и идеологические рамки не восприняла идеи молодых революционеров, потерпевших свое первое поражение.

Сдаваться будущий Субкоманданте не желал, применив политическую гибкость и терпение. Процесс складывания САНО начался, несмотря на то, что на него ушло десятилетие. Маркос и его товарищи из революционного авангарда превратились в учеников, признав недостаточность своих университетских теорий. Способность к диалогу, умение слушать, воспринимать и переосмыслять свои идеи и убеждения сделала Маркоса выразителем действительной воли беднейших слоев индейского населения, сплотила общины под его началом.

Ниша Маркоса

Руководителем движения, однако, сам он себя не считает. Само понятие «руководства» в среде сапатистов условно, поскольку общины управляются коллективно. Передача власти одному лицу не приемлема, а Маркос – всего лишь исполнитель, один из многих и подчиняется воле гражданских индейских общин, принявших решение вести революционную борьбу.

Ниша Маркоса – идеологическое, пропагандистское позиционирование движения, в этом смысле, он стал своего рода посредником между внешним миром и индейским революционным движением. Этому в немалой степени способствовал его талан писателя и публициста. Его сочинения, в том числе, знаменитая «Четвертая мировая война» отличаются яркостью, образностью, смешением политических идей и символов.
Нужно отметить, что в процессе этого переосмысления и ученичества революционные теории, на индейской почве приобретшие различные черты от коммунизма и реформизма до анархизма (за что Маркоса критиковали и критикуют представители выше названных левых течений), переплелись с индейской мифологией и религиозными учениями, народными представлениями.

Принципы сапатизма

Название «сапатизм» происходит от имени генерала Эмилиано Сапаты, выходца из Чьяпаса, бывшего самым популярным героем мексиканской революции 1910-1920-х годов, взгляды которого были близки к позиции анархистов. После его убийства в 1919 году, Эмилиано Сапата стал настоящей легендой, которая органично вплелась в индейскую мифологию.

Мир узнал о сапатистском движении 1 января 1994 года, в день, когда вступил в силу договор о НАФТА, прямым следствием которого было экономическое притеснение индейского населения. В этот день тысячи вооруженных индейцев в масках занимают семь муниципальных центров Чьяпаса и объявляют войну мексиканскому правительству. Вооруженное противостояние, однако, длится недолго – вскоре сапатисты изъявляют желание бороться за права индейцев путем переговоров. По их инициативе в период между 1995 – 2002 годами проводится ряд конференций, привлекших внимание международного сообщества.

Это согласуется с одним из основных принципов сапатизма – не делать ставку на военное решение конфликта. Маркос выразил его в словах: «Мы не рождены для того, чтобы убивать, или для того, чтобы быть убитыми. Только для того, чтобы быть услышанными». Сапатисты стремились не допустить жертв среди гражданского населения, что также было одним из главных принципов повстанцев.
Ярким событием конца 2000 – начала 2001 года стал мирный «поход цвета земли» на Мехико с требованием конституционного признания прав и культуры индейцев, в ходе которого Маркос выступил с яркими заявлениями перед многотысячными толпами собравшихся жителей столицы. В этот период популярность Маркоса достигает апогея: согласно опросам, его рейтинг составлял 70% - почти в два раза выше, чем у действовавшего президента. В немалой степени этому способствовала моральная и нравственная безукоризненность Маркоса, похвастаться которой не могла ни одна политическая сила.
В 2002 году сапатисты терпят поражение – Верховный суд заявляет о невозможности внесения поправок в конституцию, договоренности о которых, казалось бы, были достигнуты. С этого времени сапатисткое движение теряет былую силу и размах. Надежда на выход его из тени и возвращение на новостные ленты и страницы газет все же сохраняется у различных представителей левых.

Принято считать, что харизматичные политические лидеры и революционеры остались в далеком прошлом, но утверждение это покажется как минимум спорным, если наведаться в Центральную и Южную Америку. За полвека здесь как будто мало что изменилось, разве что масштаб действий местных герилья стал чуть более скромным. Зато с приходом информационных технологий у каждого из них появилась возможность быстро заявить о себе всему миру. Первым, кто использовал это преимущество, был мексиканец Субкоманданте Инсурхенте Маркос, за считанные месяцы превратившийся из никому не известного активиста в суровый символ антиглобализма.

1 января 1994 года в мексиканском городке Сан-Кристобаль появилось несколько сотен людей в масках с допотопными на вид автоматами. Командовал ими спокойный сдержанный человек в черной балаклаве, называвший себя Субкоманданте Маркос. Повстанцами оказались обычные люди из местного индейского племени. Для властей восстание оказалось полной неожиданностью, немедленно в город были отправлены войска, которые довольно быстро нейтрализовали малочисленную армию. Но Маркос немедля развернул войну на информационном фронте, отправив сообщение о событии во все газеты. После того как на Сан-Кристобаль обратило внимание мировое сообщество, правительство было вынуждено вступить с индейцами в переговоры, а имя субкоманданте стало мигом известно во всем мире.

Субкоманданте дословно означает «подкомандир». Маркос считает, что так он отделяет себя от «настоящих» командиров прошлого - Че Гевары, Кастро и остальных. Имя Маркос он взял в честь одного из погибших друзей.

Начав с локальной борьбы за права и свободы мексиканских индейцев, Маркос очень скоро объявил войну самому понятию глобализма, став благодаря этому живым символом антиглобалистов и кумиром «левой» молодежи на Западе. По словам Субкоманданте, «глобализм и неолиберализм сводят всех к общему знаменателю, превращают нас в существа совершенно одинаковые. Все человеческое, возникающее вне рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению». В своем центральном опусе «Другая революция» он отмечает, что идеи революционных восстаний 1950–1960-х годов сейчас неприемлемы и основная цель его освободительной армии - перестать быть армией и совершить революцию без насилия.


Маркос при этом всеми силами открещивается от идеи позволять группе даже самых прогрессивных людей решать что-то за массы. Освободившись от тотального контроля государства и транснациональных корпораций, полагает Маркос, у человека появится возможность быть услышанным, и тогда он сам найдет единственно правильное для себя решение.

Творчество

О том, что воевать нужно уметь не только оружием, но и словом, Маркос напоминает почти в каждом интервью. А сухим политическим статьям и учебникам он предпочитает книги Шекспира и Сервантеса. Собственная проза Маркоса - полуавтобиографические рассказы, эссе и притчи в стиле магического реализма, в которых отчетливо распознается рука почти всех латиноамериканских классиков: от Кортасара до Борхеса и Льосы. Несмотря на партизанский образ жизни, Маркос не расстается с ноутбуком и все свои книги пишет на компьютере во время редких перерывов между путешествиями в джунглях.

Книга рассказов
Субкоманданте Маркоса

Субкоманданте очень любит произведения Гарсии Маркеса и не раз заявлял, что его взгляды и отношение к жизни сформировала книга «Сто лет одиночества». Еще одна любимая книга Маркоса - «Дон Кихот».

Главные герои произведений - сам Субкоманданте и его оппонент жук-умник по имени Дурито с нелегкой судьбой. История жука начинается с того момента, как однажды его чуть не раздавили повстанцы, после чего он и познакомился с Маркосом. С тех пор они начинают совместное путешествие по стране, по ходу дела рассуждая об экономике, политике и мировой нестабильности. Маркос преимущественно спрашивает, а жук пускается в рассуждения, упоминая в них многих современных политиков от Ельцина до Джорджа Буша.

Иллюстрация из книги

Субкоманданте Маркос о своем внешнем виде:

«Со мной фонарь, потому что нас держат в дыре, где нет света и радио для того, чтобы мои консультанты по имиджу диктовали мне ответы на вопросы журналистов. Нет. Серьезно. Это - “уоки-токи”, связанный с системой безопасности и нашими людьми в сельве, чтобы они могли с нами связаться, если возникнет какая-то проблема. Мы получили много угроз смерти. Палиакате (платок) семь лет назад, когда мы взяли Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, был новым и красным. А фуражка эта - та, с которой я попал в Лакандонскую сельву 18 лет назад. И с одними из этих часов тоже. Другие часы - с тех пор, когда начало действовать прекращение огня. Когда время на этих двух часах совпадет, это будет значить, что сапатизм в виде армии закончился и наступает новый этап, новые часы и новое время».

Субкоманданте Инсурхенте Маркос (исп. Subcomandante Insurgente Marcos; буквально «заместитель командующего повстанцами Маркос», псевдоним; предположительно род. 19 июня 1957 г. в Тампико, Тамаулипас, Мексика) - левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 году в мексиканском штате Чьяпас, автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма. На публике всегда появляется в чёрной маске - «пасамонтане».

Журналисты описывают Маркоса как нового, постмодернистского Че Гевару.

Биография

Предполагают, что настоящее имя субкоманданте - Рафаэль Себастьян Гильн Виснте (исп. Rafael Sebastin Guilln Vicente), но сам он это отвергает, утверждая, что «Маркос родился 1 января 1994 года» (день начала индейского восстания). Max Appedole, который учился с Гильеном в средней школе, сыграл важную роль в раскрытии личности Маркоса правительству.. Маркос - настоящее имя одного из погибших друзей субкоманданте. Нынешний Маркос говорит, что того, кем он был в начале 80-х, больше не существует, поэтому его бывшее имя не имеет никакого значения.

Мексиканское правительство утверждает, что Рафаэль Гильен посещал иезуитскую школу в Тампико, где он ознакомился с теологией освобождения. Высшее образование получил в Национальном автономном университете Мексики (UNAM), после чего получил звание профессора философии в смежном университете UAM.

В 1983 году Маркос отправился в горы Чьяпаса, чтобы убедить бедных индейцев майя организовать и запустить пролетарскую революцию против мексиканской буржуазии и федерального правительства. Выслушав его предложение, жители Чьяпаса «просто смотрели на него», а после ответили, что они не городские рабочие, с их точки зрения, земля не собственность, но сердце общин.

Ходят слухи, что Маркос покинул Мексику в середине 1980-х годов, уехав в Никарагуа, чтобы служить у сандинистов под псевдонимом El Mejicano. В конце 1980 года Маркос вернулся в Мексику, чтобы помочь создать САНО при поддержке сандинистов и сальвадорского левого партизанского отряда ФНОФМ. Эта история, однако, противоречит мнению, что создатели САНО появились в джунглях к 1983 году.

Семья Гильена, не имея никаких сведений о дальнейшей судьбе Рафаэля, отказывается признавать, что он и Маркос - одно и то же лицо. Сестра Рафаэля Гильена, Мерседес дель Кармен Гильен Висенте, является генеральным прокурором штата Тамаулипас и влиятельным членом левоцентристской Институционно-революционной партии. Маркос также отрицает любую связь с Гильенами, однако во время мирного похода на Мехико в 2001 году во время своего выступления в университете UAM он ясно дал понять, что ранее не раз здесь бывал.

В интервью Гарсиа Маркесу и Роберто Ромбо, Маркос рассказал о своем воспитании:

Родители взращивали в сыне любовь к языку и чтению:

Когда его спросили, сколько ему лет, Маркос ответил: «Мне 518» и засмеялся.

Олег Ясинский

«Всем добрый вечер. Мы немного опоздали и просим прощения, дело в том, что по дороге нам встретились транснациональные великаны, которые попытались не пропустить нас. Майор Мойсес говорит, что это ветряные мельницы. Команданте Тачо утверждает, что это вертолеты. А я говорю вам - не верьте, это были великаны». (Субкоманданте Маркос, Интергалактическая хроника. Первая межконтинентальная встреча за Человечество и против неолиберализма. Чьяпас, Мексика, 1996 г.)

Путешественник, впервые попадающий в уютный колониальный городок Сан-Кристобаль-де-лас-Касас - сердце мексиканского штата Чьяпас, обычно ищет и не находит признаков войны, о которой столько говорилось в Мексике и в мире. Прошло всего чуть больше восьми лет с того 1 января, когда возникшая из ночи и тумана индейская армия заняла Сан-Кристобаль и другие города, объявила войну мексиканскому правительству и после двенадцати дней неравных боев отступила в сельву. О недавнем восстании напоминают лишь многочисленные футболки с изображением субкоманданте Маркоса и Че Гевары на еще более многочисленных туристах и тысячи сапатистов в масках в виде тряпичных кукол, фигурок и брелков на рынке и площадях города.

От неожиданного разочарования в увиденном, немедленно приходит крамольная, но справедливая мысль-подозрение о том, что все сапатистское восстание - не более чем, гениальный рекламный трюк Национального института по туризму для привлечения туристов в эти забытые богом и правительством места...

И лишь побывав в окрестностях и ближайших индейских общинах, начинаешь понимать, что по отношению к реальности Чьяпас неприменимы наши привычные понятия и представления. Лучший и даже единственно возможный выход - это забыть на время о стрелках на циферблате, оставить в покое измученный поисками экзотики и революции фотоаппарат, перестать искать в зеркале событий нечто похожее на отражение мечты или известных с детства пейзажей. Лучше на несколько секунд забыть обо всем прочитанном и ожидаемом, наверняка зная, что, во-первых, попав однажды в Чьяпас, вернуться оттуда уже невозможно, а во-вторых, что если бы реальность могла быть вместима в убогие рамки нашего воображения, все путешествия были бы совершенно бессмысленны. После этого может наступить прозрение. Для меня оно заключилось приблизительно в следующем:

Сапатистская революция не видна, не понятна и кажется достаточно бессмысленной, если подходить к ней с традиционным марксистско-ленинским аршином и искать в ней количественных или вообще каких-либо материальных доказательств ее целесообразности. Она направлена не в сегодняшний и даже не в завтрашний день, а в абстракцию куда более далекого, но от этого не менее необходимого будущего. Ее главная движущая сила - не какая-то очередная идеологическая или религиозная интерпретация реальности, а продолжающееся в Америке вот уже более 500 лет столкновение между двумя цивилизациями, помноженное на этику, куда более родственную идеям Ганди, чем Че. Эта война - не за власть, а против забвения.

Считать сапатистское восстание просто еще одной разновидностью левой латиноамериканской революции нельзя по той же причине, по которой было бы несправедливо назвать космический корабль еще одной разновидностью телеги. (Вне зависимости от высокой вероятности его крушения в первые минуты после старта).

Для того, чтобы попробовать оценить реальные горизонты сапатизма, как исторического явления, и роль в нем субкоманданте Маркоса, как коммуникатора, связующего звена между миром индейцев майя и западной цивилизацией, необходимо учесть следующие незаметные издалека местные реалии:

В отличие от распространенного вне Мексики стереотипа, сапатизм не является ни основной, ни даже одной из главных политических сил в Чьяпас. По приблизительным оценкам журналистов и людей, связанных с движением, сапатисты пользуются поддержкой от 10 до 20 % от общего числа индейских общин штата. Причем, нет ни одной общины полностью сапатистской; «сапатистскими» считаются те, где симпатизирующие сапатистстам являются большинством и избираемые общиной представители в органы местного самоуправления являются сапатистами. В отличие от другого предположения (вполне логичного по аналогии с остальными партизанскими движениями в Латинской Америке), в штате нет территорий, находящихся полностью под контролем Сапатистской Армии Национального Освобождения (САНО). По традиционно «сапатистским» селениям и муниципалитетам время от времени проходят части мексиканской армии, не встречая на своем пути вооруженного сопротивления. Сапатистских застав в населенных пунктах Чьяпас, как это было в первые годы конфликта, на сегодняшний день тоже практически не осталось. Всю военную мощь Сапатистской Армии Национального Освобождения составляют, по разным источникам, от 300 до 500 хорошо обученных и вооруженных бойцов и командиров и несколько тысяч симпатизирующих - гражданских, вооруженных чем попало - от старых охотничьих ружей до мачете, - готовых быть мобилизованными в случае атаки со стороны противника - т.е. силы достаточные для обеспечения безопасности военного и гражданского руководства, но совершенно несопоставимые в военном отношении с регулярными вооруженными силами Мексики.

Скорее всего, людей, симпатизирующих сапатистам, намного больше за границей, чем в самой Мексике, и внутри Мексики их больше за пределами штата Чьяпас, чем внутри него. Кроме того, ходят слухи, что у Народной Революционной Армии - другой, куда более ортодоксальной и менее склонной к рефлексии партизанской группы Мексики - куда больше оружия и людей, чем у сапатистов.

Поэтому, когда субкоманданте Маркос, говорит, что главное оружие сапатистов - слово, это вовсе не метафора. Благодаря совершенному им владению сапатисты, не контролируя в традиционном смысле ни пяди мексиканской земли, владеют умами и сердцами миллионов людей на всех континентах. Одновременно со вступлением в несколько провинциальных городов 1 января 1994 года, САНО вошла и в Интернет. Так началась главная война сапатистов - война символов и информации. Главным стратегом, командиром и солдатом этой войны с первых часов восстания стал субкоманданте Маркос - единственный метис в руководстве движения. И в этой войне САНО не знает поражений, ибо любое даже кратковременное информационное поражение неизбежно привело бы к ее физическому уничтожению.

После исчезновения Союза, падения Берлинской стены и фактической капитуляции всех знаменитых и обладавших десятилетиями опыта войны партизанских движений Центральной Америки, первые сообщения о сапатистском восстании на юге Мексики, кроме недоумения, вызвали почти единодушное несогласие и осуждение в самых разных кругах. Казалось, руки для военного решения у правительства и армии были развязаны (и вспомним при этом, что сапатисты ни 1 января 1994 года, ни сегодня не являлись реальной вооруженной силой, способной всерьез противостоять регулярным войскам). Тем не менее, прошло всего несколько дней, и слово Маркоса, разорвав пелену официального молчания и лжи послушных властям СМИ, добралось, наконец, до глаз и ушей мексиканцев. И произошло немыслимое: сотни тысяч политически пассивных до сих пор людей вышли на улицы крупнейших городов страны и вынудили правительство заявить о прекращении наступления и сесть с сапатистами за стол переговоров.

«Мы пришли сюда, чтобы спросить у родины, нашей родины, почему она оставила нас одних, стольких и на столько лет? Почему она оставила нас наедине со столькими смертями? И хотим еще раз, через вас, спросить ее, почему необходимо убивать и умирать для того, чтобы вы, и через вас весь мир, услышал Рамону, которая здесь и говорит такие ужасные вещи, как то, что индейские женщины хотят жить, хотят учиться, хотят больниц, хотят лекарств, хотят школ, хотят пищи, хотят уважения, хотят достоинства?» (Субкоманданте Маркос)

Одной из важнейших характеристик сапатизма явилось именно это - возвращение слову его изначального смысла; его освобождение из пошлых и заезженных «революционных» фраз и заклинаний «просветленных» деятелей всяческих «исторических авангардов» с одной стороны и с другой - создание нового языка, не имеющего ничего общего с языком традиционных политиков. С первых дней восстания в Интернете появляются коммюнике, сводки, письма, декларации и литературные эссе, цель которых - донести до остальной части Мексики и мира смысл и цели этого странного, непохожего на другие движения. Сквозной линией в большинстве этих материалов проходят такие понятия как равенство, смерть, время - общедоступные концепции, служащие для установления эмоциональных мостов между двумя мирами - индейским и западным.

Субкоманданте Маркос часто и легко смешивает жанры (поэзию, прозу, фольклорные напевы, детские считалки, киносценарии, ремарки, постскриптумы, эпиграфы) и совершенно естественным образом чередует индейские мифы, легенды и притчи Старика Антонио с сонетами Шекспира, фрагментами из Дон Кихота и поэзией и прозой Пабло Неруды, Гарсии Лорки, Хулио Кортасара, Хорхе Луиса Борхеса, Битлз, Льюиса Кэрролла, Шарля Бодлера, Поля Элюара и многих других. В этих текстах участниками дискуссии о сапатизме, истории, глобализации, человеке и жизни становятся десятки реальных и литературных персонажей разных эпох и культур: Шерлок Холмс и Бертольдт Брехт, Мартовский Заяц и инопланетяне, ученый жучок Дурито из Лакандонской сельвы, боги майя и дети Эриберто, Тоньита и Бето из сапатистского селения Гуадалупе Тепейак, товарищи по оружию и «второе я» субкоманданте... Обилие юмора - как единственный способ противостояния трагической повседневной реальности и постоянная самоирония Маркоса - чтобы, как он сам говорит, «показать, что мы совершенно не герои и не супермены... чтобы не допустить, чтобы сапатисты всерьез восприняли то, что иногда говорят о них другие,.. потому что люди иногда видят в нас модель или нечто героическое, и приходится постоянно напоминать, что мы - самые обычные существа, что оказались на этом нашем месте случайно и что в нас нет ничего особенного». (Интервью Ивону Ле Боту в 1996г.)

Голос и жесты Маркоса ничем не выдают его нынешней военной «профессии». Больше года понадобилось мексиканским спецслужбам для выяснения его «истинной» личности, после чего Маркос был «разоблачен» бывшим мексиканским президентом Седильо по телевидению: Рафаэль Себастьян Гильен Висенте родился в 1957 г. в порту Тампико в очень религиозной семье торговца мебелью; изучал философию и литературу в Национальном Автономном университете Мехико и потом преподавал в другом столичном университете... Были опубликованы фотографии «Маркоса без маски». Мало кто из мексиканцев сомневается в этой версии. Сам же Маркос подшучивает: «Звучит неплохо. Красивый порт. Только вот персонаж для меня выбрали малосимпатичный... и из-за этих фотографий я лишился значительной части женской корреспонденции».

Французский социолог Ивон Ле Бот пишет: «В интервью Маркос отрицает эту информацию; он - не Рафаэль Гильен. Или следует понимать, что это уже не он; Маркос родился из сапатистской мечты и сегодня полностью ей принадлежит... Будучи на сегодня единственным белым или метисом среди командования Сапатистской армии, Маркос вписывается в традицию, начатую еще во времена завоевания Мексики Гонсало Герреро, испанским солдатом, который после кораблекрушения был спасен и принят индейской общиной Юкатана, стал военным вождем сопротивления майя и погиб в бою с конкистадорами. Маркос, тем не менее, никогда не пытался превратиться в индейца. Симпатии и доверие, которым он пользуется в индейских общинах, - это результат и уважительной дистанции, которую он сумел сохранить. Только так он может выполнять свою роль окна, моста между двумя мирами».

Вот уже почти год, как Маркос молчит. В связи с этими ходят различные слухи. Пользуясь случаем, разоблачаю их. Не буду врать о дружеских прогулках с субкоманданте по сельве. Внутриполитическая ситуация сапатистов сегодня настолько критична, что им явно не до бесед с праздными посетителями. Но я был с людьми, которым полностью доверяю, они регулярно видятся с «Супом» (как его обычно называют в общинах) и передают мне и через меня миру, что он жив и здоров.

Чем вызвано его молчание? Очередной, пока неизвестной нам коммуникационной стратегией? Тем, что в сельве Чьяпас течет иное, не совпадающее с нашим, время, и месяцы жизни и смерти проходят быстро и незаметно? А может быть, субкоманданте близок к исполнению своего пожелания о том, что «Маркос должен исчезнуть»; не желая превращаться ни в трагического героя наподобие Че, ни в престарелого каудильо наподобие Фиделя, «Суп» мечтает перестать быть лидером, мечтает, чтобы его армия перестала быть армией, и... чтобы «мир перестал быть миром и превратился во что-то лучшее», как написал он в одном из писем. Кем тогда станет Маркос? Или кто тогда станет Маркосом? Оставим эти вопросы до следующей прогулки в Лакандонскую сельву.

Если вы когда-нибудь попадете в Сан-Кристобаль, читатель, и захотите узнать немного больше, чем может быть предложено в турпакетах, учебниках истории и канонической революционной литературе, попробуйте познакомиться на рыночной площади с каким-нибудь продавцом хаде, священного бирюзового камня майя, терпеливо шлифующим профиль ягуара и еще более терпеливо выискивающим вдвоем с этим ягуаром какого-нибудь зазевавшегося туриста... заплатите ему столько, сколько он скажет, этот чьяпасский ягуар того стоит, а потом пригласите его выпить пива в соседнем ресторане - и вы узнаете, что хозяйку ресторана зовут Челито, что у нее двое самых невыносимых в Мексике детей, но зато самые красивые глаза во всем Сан-Кристобале, а когда вы потеряете счет пустеющим бутылкам, вы обнаружите за своим столом самого лучшего и самого старого чьяпасского поэта Панчо и светловолосого и очень молчаливого журналиста Фредди, бывшего шесть лет военным корреспондентом Би-Би-Си в Центральной Америке. Они будут говорить с вами о Пастернаке и Фриде Кало, а когда Челито принесет вам блюдо, название которого просто невоспроизводимо до окончания первого ящика пива и которое состоит из беспощадной смеси одних видов стручкового перца с другими (а в Мексике их более 200 видов), поэт Панчо расскажет вам никому больше неизвестные истории из последних лет жизни Троцкого и покажет фотографию своей племянницы, готовящей сейчас в Париже выставку, посвященную теме смерти в мексиканской культуре. И, если вы хорошо проведете этот вечер, вполне вероятно, что завтра, за пару часов до рассвета, вас разбудит неизвестный вам друг продавца хаде, Челито, Панчо и Фредди, даст вам несколько минут на сборы и восемь часов будет везти вас в своем старом джипе по только ему известным и от этого еще более прекрасным местам, через эту нетронутую никем и ничем сплошную зеленую массу, именуемую Лакандонской сельвой, пока вы молча не прибудете в столицу сапатизма - затерянную в горах деревушку, состоящую всего из пары десятков домов с точным и безыскусным названием Ла-Реалидад - Реальность. А когда на обратном пути, на выезде из сельвы возле военной заставы, вас остановят солдаты, попросят предъявить документы и спросят, откуда вы возвращаетесь, вы скажете - ваш новый водитель и друг уже заранее предупредил вас - что ездили смотреть попугаев в индейском селении Лас-Гуакамайяс. А чем еще обделенный попугаями европейский турист может интересоваться в Мексике?!

Октябрь 2002 г.
Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас - Ла-Реалидад (Чьяпас, Мексика) - Сантьяго (Чили).