Куда приводят мечты. Англия - гластонбери тор

Старые и новые легенды Гластонбери (Glastonbury). Англия. Великобритания. Январь 2014 April 3rd, 2014

Маленький городок среди болот Сомерсета особенно крупным не был никогда, а сейчас и вовсе считается городом лишь в силу исторических заслуг. Тем не менее, регулярно он оказывался в центре значительного интереса и привлекал множество паломников, а теперь туристов. Тут находилась то могила Патрика, то Артура. Странный холм, поднимающийся над городом, увенчанный одинокой башней, объявляли то входом в потусторонний мир, то трехмерным лабиринтом. Фантазия наполняла Гластонбери и окрестности чудесами и приключениями, за которыми сюда и ехали посетители. Конечно же, земля не исторгала из себя магов и диковиных зверей перед этими искателями волшебства. Но чаще всего это и не было нужно. Если человек ищет чудес, ему достаточно вдохнуть воздух сакрального места, закрыть глаза и мечтательно сообщить, что он действительно «что-то такое тут чувствует».
Так над небольшим, но очень старым городком лежит и проникает во все обширная тень старых фантазий и веры в чудеса.

Что правда, так правда, так это возраст Гластонбери. Каким бы незначительным ни казался сам городок, он действительно очень старый. Что опять же есть, как есть, никто из ученых не может толком сказать, насколько городок стар и чем он был на самом деле во все эпохи своего существования.

Вот, например, рыночная площадь. Стела в центре – 19 век. Домики вокруг – самые обычные.

Или вот такие:

На самом же деле дома с белыми фасадами в центре предыдущего фото – самые что ни на есть средневековые. Что доказывается резными фигурками на консолях между первым и вторым этажом.

Поглядишь вокруг – найдешь еще таких средневековостей, выглядящих вроде бы совершенно как викторианская стилизация под старину:

Готический дом слева – постоялый двор Пилигрим (George Hotel and Pilgrims" Inn). Он был построен еще аббатами в конце XV века для размещения паломников и особых гостей гластонберийского аббатства. Сейчас это – действующая гостиница. Внутри он еще более аутентичный. Тут и небольшие комнаты, как кельи и кривые фахверковые стены, узкая винтовая лестница, крытый двор. Ну и конечно же легенды о призраках. В частности, рассказывают про привидение монаха. Он повесился в одной из келий, а в своей призрачной жизни отличился любовью к шуткам, еде и выпивке.

Башня церкви Иоанна Крестителя:

По неоготическому навершию башни кажется недавней. Однако, редкий случай – неоготика венчает строение позднеготическое, XV века.

Или вот еще из очевидно старинных зданий. Ворота с рыночной площади к аббатству:

С аббатством-то и связан настоящий взлет города. Может быть, исключительно фантазии монахов обязаны все легенды, окружающие этот город.
Это аббатство было одним из древнейших и могущественнейших в Англии…

И жизнь монахов тут была разнообразна и… разнообразна

Однако, когда «по всей стране началось», в 30-х годах XVI века Генрих VIII распустил и его. Огромный комплекс строений был разрушен и разобран на камни для «мощения дорог». На месте богатого монастыря теперь величественные руины. Памятник эпохе, которая никогда не существовала.

Уже в раннее саксонское время тут возникла обитель. Возможно, что она появилась здесь даже еще раньше – в кельтские времена.

Если верить легенде, то обитель либо на холме, либо прямо здесь появилась аж во втором веке.

Памятник благочестию монахов

Правда, легенда приписывает основание некоему королю Луцию, хотя в 166 году при римлянах никаких королей тут не было вовсе.

Первая каменная церковь, подтвержденная историками, была построена здесь уже в 712 году, что делает аббатство однозначно одним из древнейших.

Это не она, но смотрится здорово.

Легенда о том, что именно тут похоронен св. Патрик, тот самый, что крестил Ирландию, быстро сделала аббатство одним из важнейших центров паломничества в Англии. А поток паломников тогда определял многое. Ведь это деньги, живые деньги на раскрутку фабрики веры.

Роспись в часовне св. Патрика при входе в аббатство.

Сделаны они сравнительно недавно, но, как утверждается, по образцам средневековых барельефов.
Вот еще того же плана:

Патрика, однако, оказалось недостаточно. В 1184 году аббатство сгорело и нужно было добыть денег на его восстановление. Статус самого древнего монастыря Англии требовал размаха, а бедные болотистые земли вокруг не давали на это денег. Уныло монахи начали долгострой…

Это чудное строение – монастырская кухня.

Долгострой грозил затянуться, амбиции аббатов грозили не удовлетвориться.

Потенциал аббат оценил сразу же, и вот в момент первого сбора средств в 1191 году… тадаааам! Монахи вдруг обнаружили на территории монастыря могилу самого короля Артура и его супруги Гвиневеры.

Вот тут их потом перезахоронили, прямо посреди главного храма в гробнице из черного мрамора.

Мало того, в литературе появилась и широко распространилась легенда о том, что Иосиф Аримафейский привез Святой Грааль с кровью Христовой именно сюда, в Гластонбери, и здесь закончил свой земной путь.

Впрочем, его могилу монахи обрести не решились. То ли сочли, что Патрика и Артура им достаточно, то ли несколько останавливало, что признанный Папой священный грааль хранится в Валенсийском соборе.
В любом случае, всего вышеозначенного было достаточно, чтобы обеспечить солидный поток паломников и набрать-таки денег на реконструкцию.

Интересно, что стройка, и так, при всех ухищрениях, продолжалась три сотни лет. А практически после ее окончания случилась секуляризация. Генрих Восьмой объявил католичеству капут и разрушил все монастыри. Занятное завершение строительства, начатого с вранья чудесного обретения.

Как на деньги, собранные благодаря «чудесному» обретению мощей Артура, строились стены аббатства из вполне земного и обычного камня, так и город большей частью кажется вполне себе обычным.

Настоящий ночной клуб в городке с населением в 8,5 тыс. человек. Даже название как у настоящего ночного клуба.

Или вот есть другая музыка

Однако изобретательность средневековых монахов нет-нет, да проявит себя. Выдумкой всякой чудесности проникнуто в городке многое.

Больше же всего навыдумано вокруг холма святого Михаила (Glastonbury Tor), поднимающегося к западу от центра города.

Сложно сказать, откуда все взялось, может быть и не в средние века, а лишь в XIX веке, но есть устойчивое мнение, что гластонберийский холм – не просто так холм.

Вот и псам, даже самым благонравным, туда можно лишь «под полным контролем».

Кельтское его название, как утверждается, звучит как Ynys Wydryn, или даже Ynys Gutrin, что означает «Стеклянный остров». Остров – потому что в регулярные наводнения окружающие болота разливались и делали холм настоящим островом.

Вот и сейчас, в январе, вода подступает к городу.

Мы, кстати, попали сюда в разгар наводнения, разрекламированного журналистами как тотальное стихийное бедствие. Но превращение холма в остров так и не увидели.
«Стеклянный» же в кельтской мифологии было эпитетом потусторонности.
В общем, легенды считали холм особым местом. Самые смелые исследователи древности и современности объявляли его прямо входом в потусторонний мир. Когда-то на вершине холма стояла церковь св. Михаила, но уже после секуляризации она была разрушена землетрясением и от нее осталась лишь одна башня.

Чем не ворота в иной мир?

Связь Гластонбери с легендами об Артуре сделала холм не просто «Стекляным островом», а самим чудесным Авалоном. Островом Яблок, чудесной страной, куда увезли тело Артура.
Будоражит фантазию и форма холма. На его склонах и сейчас выделяются загадочные террасы. Их насчитывают 7 штук, что порождает еще больше спекуляций.

Так вот выглядит терраса.

Тонкость в том, что ученые не могут достоверно установить, ни что создало террасы, ни когда они появились. С одной стороны, археологи подтверждают, что на вершине холма располагалось еще кельтское городище. Известно, что такие городища окружались оборонительными поясами, оставляющими террасы. Но понятно, если бы их было три. Но семь? Вокруг такого узкого и небольшого городища? Не складывается.
Также предполагают, что это могли быть земледельческие террасы, но они почему-то почти симметрично расположены и на южном (понятном) склоне холма, и на северном (тут-то зачем? Солнца-то меньше!). Некоторые смелые исследователи усматривают в структуре этих террас аж спиральный лабиринт. Лишнее доказательство того, что холм – древние ворота в иной мир. Отважнейшие из исследователей находят в элементах ландшафта вокруг Гластонбери целый зодиак. Правда, у этих исследователей идет в ход все, ворота, изгороди, каналы, реки, даже стога. Их не смущает, что по этой методике на любой карте можно найти какую угодно фигуру.
Благодаря всему этому холм привлекает множество посетителей, среди которых довольно много странных.

Вероятно, что эти легенды имели под собой реальную основу. Болота и наводнения, делающие холм островом, могли сделать его подходящим убежищем для кельтов-христиан, когда саксы захватили оставленную римлянами Англию. Здесь была одна из древнейших церквей, здесь было сакральное место, где можно было спастись об беспощадного и жестокого мира саксов. Со временем это могло трансформироваться в представление об этом холме, как о потаенном волшебном острове. Заставить его считать не просто тайным особым островом, но аж Авалоном.

Впрочем, может быть и правы те, кто верит в чудеса… может быть стоит отринуть циничность рационализма. И тогда, оказавшись здесь в сырой туманный час почувствуешь запах яблок, шагнешь через ворота в основании башни и попадешь-таки в Страну Вечной молодости, где танцуют эльфы и ждет своего часа Артур.

Около 2000 лет назад территория современного затапливалась морской водой и была сильно заболочена. Из-за этого его холмы выглядывали на поверхность подобно одиноким островам. Это обстоятельство породило много легенд и самая известная из них - легенда об острове Авалон.


Если и есть в Англии место, ставшее священным благодаря различным событиям, происходившим на протяжении тысячелетий, то это, несомненно, Гластонбери .

Согласно преданиям, именно здесь, в Гластонбери, находился остров Авалон - от валлийского Yns Avallach - "Яблоневый остров", загробный мир кельтов. По поверьям, на этом загадочном острове рождались святые люди, сказочные существа, духи природы и маги, среди них волшебник Мерлин, фея Моргана, а также речная фея Мелюзина. Англичане действительно верят в фей, эльфов, волшебных существ. Сказки о них вы можете услышать и в , и в , и в .

Археологи раскопали здесь следы древнейшего кельтского поселения. Холм огибает рукотворная тропа паломников в форме спирали, проложенная еще в III в до н.э. - еще одна загадка кельтов. Тропа ведет на вершину холма (Glastonbury Tor ), возвышающегося над Гластонбери, и именуемого холмом Св. Михаила.
В V веке здесь находилась небольшая крепость. Считается, что именно здесь, на холме Св. Михаила был погребен король Артур.

Сейчас на вершине стоят руины башни, оставшейся от прежде стоявшей здесь церкви Святого Михаила.

Во всей Британии эта церковь была самой первой христианской церковью. Точный год постройки ее неизвестен. Однако ученые предполагают, что возникла церковь на этом холме не ранее 2 века. При правлении Генриха VIII церковь была разрушена.

У подножия холма стоят руины бенедиктинского монастыря св. Марии - аббатства Гластонбери .

Согласно преданию основание аббатства Гластонбери связано современником Иисуса Христа - Иосифом Аримафейским .

Иосиф Аримафейский был тайным учеником Иисуса Христа и дядей Марии - Его матери, а «Евангелие от Петра» сообщает, что он был также личным другом Понтия Пилата . Он был членом Синедриона - высшего религиозного учреждения в Древней Иудее, однако в заседании против Иисуса Христа не участвовал.
Именно Иосиф просил у Пилата тело казнённого Иисуса, и, получив разрешение снять Его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с ещё одним учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей.

Позже Святой Иосиф вместе со святыми Марфой, Марией и Лазарем отправились миссионерами в Галлию, после чего другие остались на континенте, а Иосиф отправился проповедовать слово Божие в Британию.
И вот здесь, у подножия холма Авалон, Иосиф Аримафейский воткнул свой посох в землю, и из этого посоха выросло терновое дерево .

Именно этот факт заложил основу всемирной славы Гластонбери — на долгие столетия он превратился в английский Иерусалим, одно из самых святых мест на Земле.

Со всех концов света стекались сюда толпы паломников — каждый надеялся отломить веточку от Священного терновника с тем, чтобы потом ее положили с ним в могилу. Многие святые искали последнего приюта в Гластонбери.

Много раз в течение последующих столетий дерево пытались уничтожить, просто так, ради забавы. Последний раз это случилось в 2010 году, когда 2000-летнее дерево было изуродовано вандалами . Многие люди приходили сюда, повязывали дерево ленточками и плакали над утраченной святыней.

Но чудо свершилось вновь! Дерево пустило новые побеги , словно давая нам очередной шанс на ведение праведной жизни.
За разрушенным аббатством у самого подножия Тора бьет минеральный источник, который в свое время считался одним из чудес света. Его воды, сильно насыщенные железом, окрашивают в ржаво-красный цвет и землю, и все, чего касаются. В это место приходили средневековые паломники. В благоговейном трепете, со слезами на глазах они преклоняли колени — точно так же, как это делали паломники в Иерусалиме.

Здесь, на английском лугу, Иосиф Аримафейский построил из ивовых веток первую в Англии церковь, а на ее месте впоследствии разросся монастырь. В XII веке монастырь сгорел вместе со всеми реликвиями. Стиль постройки монастыря относится к нормандскому.

Часовня Девы Марии .

Сохранившийся фрагмент пола собора.

Место, где находился главный престол.

Вдали виднеется Гластонбери-тор.

Для того, чтобы представить себе как выглядело это место в период расцвета, достаточно посмотреть на этот макет.

Однако это место интригует не только загадками кельтов и историями о святых. С Гластонбери тесно связана история о короле Артуре. Память об Артуре, герое и национальном лидере, долгие столетия живет в сердцах англичан, валлийцев и шотландцев.

Это случилось во времена правления Генриха II (XII век). Многие английские короли пытались покорить Уэльс, однако окончательно это удалось Эдуарду I. Валлийцы верили, что Артур, живой и невредимый, вернется с острова Авалон и поведет валлийцев к победе над англичанами так же, как вел их предшественников на войну с саксами. Валлийцы столь сильно в это верили, что Генрих II счел своим долгом разрушить легенду, а уже потом приняться за покорение Уэльса. Поэтому в 1189 году услужливые монахи из Гластонбери неожиданно обнаружили кости короля Артура и его жены Гвиневры среди могил в своем монастыре! А сам король узнал об этом, якобы, от странствующего певца.

Нам остается лишь гадать является ли эта могила и найденные тела мистификацией или нет.
В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом — 2 м 25 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.
Гиральд Камбрийский, который жил в то время, цитирует надпись на гробнице: «Hic jacet sepultus inclytus rex Arthurius, in insula Avallonia, cum Wennevereia uxore sua secunda» — «Здесь лежит король Артур с острова Авалон вместе с Гвиневрой, его второй супругой ».

В 1278 году могилу Артура посетил уже король Эдуард I вместе со своей супругой. Учитывая его кампанию по захвату (и окончательному покорению) Уэльса, его мотивы были аналогичны мотивам Генриха II, а именно открытая констатация факта - король Артур мертв и на помощь никому не придет.

Но на валлийцев, да похоже и не только на них, это открытие впечатления не произвело. Они продолжают до сих пор верить в то, что их герой ждет повода возвратиться.

История с могилой Артура и Гвиневры, а также и самого Гластонберийского аббатства началась при одном Генрихе и закончилась при другом. В связи с невозможностью добиться развода со своей супругой Екатериной Арагонской король Генрих XVIII объявил об отделении английской церкви от Рима, и сам стал в ее главе. Наступила эпоха Реформации.

Монастыри были сами себе хозяевами, почти ни от кого не зависели и сами обеспечивали себе пропитание. В их владении были земли, доставшиеся по завещаниям, дарственным, овцы, пчельники, в реках ловилась рыба.

Кроме того они получали щедрые пожертвования, а также налоги от получения наследства жителями поселений, относящихся к монастырю. Одно время аббатство Гластонбери было одним из самых богатых монастырей в Англии. Немудрено, что алчный король Генрих XVIII, упивающийся своей властью, решил наложить руку на монастырские богатства.

По всем монастырям и приходам Англии посылались выездные комиссии, которые изымали все, что представляло какую-либо ценность. Кроме того, церковники (монахи, аббаты, аббатисы и т.д.) должны были присягнуть на верность королю Генриху XVIII и его жене - королеве Анне (в девичестве Болейн). Те, кто пытался сохранить верность католической церкви, обвинялись в ереси, подвергались пыткам и были казнены. Эта участь не обошла и Гластонбери. Монастырь был разрушен, а невинный аббат Ричард Уайтинг был повешен и четвертован. Вместе с аббатом были казнены и несколько монахов.

Впоследствии здание монастыря стали разбирать жители окрестных деревень на свои нужды, строительство домов, на мощение дорог.

Вместе с аббатством была разрушена и гробница Артура, и кости Артура и Гвиневры пропали.
За исключением замечательной кухни аббатства (1303-1342, датируется также 1440) и каменного амбара (также 14 в.), весь монастырский комплекс в настоящее время находится в руинах, однако остается владением Англиканской церкви.

Монастырская кухня.

Наряду с историей об Иосифе Аримафейском и короле Артуре, Гластонбери связывают с местом, где Иосифом Аримафейским был спрятан Святой Грааль. В 1906 году здесь обнаружилась Гластонберийская чаша . Чашу нашли две сестры: Кристина и Джанет Аллены, а потом ее забрала себе Кэтрин («Китти») Тюдор-Поул. Загадочный сосуд из голубого стекла лежал под водой у терновника, усыпанного лоскутами и ленточками. Его почистили и увезли в Клифтон (Бристоль), где для чаши соорудили молельню со свечами, белой драпировкой и алтарем. Кристина, Джанет и Китти стали триадой «дев Грааля».

Территория бывшего монастыря наряду с руинами, навевающими думы, включает в себя просторные поляны, залитые солнцем, пруды, полные огромных рыб, сады, фруктовые деревья.

Остров Авалон, Стоунхендж, магия кельтов, бриты и их легендарный король Артур, чаша Грааль и меч Экскалибур... Для места, о котором пойдет речь, – это не просто слова, окрашивающие беседу в эзотерические тона. Это реальность, дающая воображению повод для фантазии, а аналитическому складу ума – пищу для размышлений.

Добро пожаловать в город Гластонбери, находящийся в самом сердце графства Сомерсет на юго-западе Англии! В этой болотистой и холмистой местности современность обитает в согласии с традициями, а мир волшебной старины будто оживает, напоминая о временах древних легенд и сказаний.

В эпоху неолита местная вершина, холм Тор, была выложена загадочным рисунком камней. В новую эру ее увенчал один из первых и самых крупных в Европе христианских монастырей. По преданию, здесь была захоронена Чаша Грааль с Тайной вечери Христа. Её поисками был увлечён и король Артур.

Итак, мы в Авалоне, на острове из стекла – Айнис Витрис (лат . стеклянный остров), отсюда и название городка Гластонбери (англ . glass – стекло). В давние времена, когда Британские острова освободились ото льдов, бархатный Гольфстрим обволок Авалон теплом и туманами. Вода то отступала, то возвращалась, побережье меняло очертания, но Авалон остался островом, даже когда море отошло на десятки километров. В XVIII в. местность осушили, но болота и озера окружают Гластонбери до сих пор.

По одной из местных легенд, первыми, кто облюбовал этот укромный уголок, были атланты. Земля с конической пирамидой в центре и целебными водами как никакая другая подходила к проведению священных церемоний. Не исключено, что местный ландшафт был значительно изменен в ритуальных целях, и поскольку о цивилизации атлантов нельзя сказать ничего определенного, многие современные исследователи не спешат опровергать эту версию.

Напоминая о древних преданиях, возвышается над Гластонбери знаменитый холм Тор. Высотой в 180 метров, одинокая вершина поднимается над окрестностями и видна на десятки километров вокруг. Когда к острову причаливали корабли из дальних стран, Тор был виден сквозь густой туман. Вытянутый и протяженный, холм с разных сторон выглядит по-разному: то коническая пирамида, то лежащее тело, то узкий гребень, от которого расходятся застывшие зеленые волны. Туристам Тор может показаться результатом замысловатого творения природы, но это не так. Холм оплетен спиральными линиями, которые, видимо, сотворены людьми. Атлантами? Кельтами? По очертаниям линии напоминают узор мозговых извилин с входом со стороны затылка. Четко обозначенный на склонах лабиринт, кружа, приводит на самую вершину холма. Этот магический рисунок, без сомнений, активно использовался в священных обрядах кельтов.

На площади в несколько десятков квадратных километров в начале XX в. была обнаружена фигура, контуры которой намечены как естественной формой ландшафта, так и искусственным вмешательством человека на протяжении разных эпох. Тор и его окрестности оказались вписаны в контур летящего Феникса, птицы, возрождающейся из пепла. Эта фигура соответствует форме созвездия на зодиакальной звездной карте, и все окрестные места силы «вписаны» в нее. Феникс – это старинное наименование знака Водолея, созвездия, соответствующего зоне окрестностей Гластонбери.

Загадочный Тор является источником двух вод – красной и белой. Фильтруясь и заряжаясь разными веществами, она выходит на поверхность в двух местах недалеко друг от друга. Один из потоков красный, то есть сама вода прозрачная, но окрашивает стенки колодца в красный цвет, неся в себе железо. Другой источник белый с привкусом кальция. Расположенные под кронами тисов, среди яблочных садов в уединенном месте с видом на окрестности Гластонбери, два источника наводят на мысль о земном Рае.

Колодец Чэлис Велл, стоящий на источнике красной воды, является местом возможного захоронения Чаши Грааль. Температура воды постоянно равна одиннадцати градусам. Она обладает лечебным эффектом благодаря качественной минерализации. На люке колодца обозначены два пересеченных круга – символ рыбы. Несмотря на свою простоту, этот знак призывает к дальнейшим исследованиям. Место пересечения кругов указывает на закономерности образования геометрических фигур. Это начертание, выступающее западной альтернативой монаде Инь–Ян, часто использовалось в средневековой иконографии в образах святой Марии, держащей сына, что выражает женское начало и эпоху рыб.

У входа в резервуар белого источника часто можно видеть такое объявление: «Здесь идет медитация. Тихо входите и присоединяйтесь. Если вход закрыт, подождите, пожалуйста, несколько минут. Будьте благословенны».

Геометрия древности

В эпоху неолита людьми или гигантами были выстроены загадочные каменные сооружения и целые узоры из камней. Они спроектированы так, что увязывали пространство на земле с космосом, имели ориентир друг на друга, а также указывали на прочие места планетарной силы. Особое значение в этой акупунктурной геометрии придавалось Тору. Древние кельты считали, что Тор есть ось мира, на которой росло мировое древо. Гора была выложена камнями по определенному рисунку и, вероятно, входила в гигантский ансамбль других мегалитических сооружений, таких как легендарный Стоунхендж, расположенный всего в ста километрах от Гластонбери.

Загадочная линия проходит от горы святого Михаила (расположенной в Корнуолле, самом западном графстве Англии) через вершину холма Тор и указывает на сакральные места от юго-запада на северо-восток, являясь неким нулевым меридианом . Если взять за центр холм Тор и, соблюдая определенный интервал геометрической прогрессии, проследить направления по сторонам света, то эта линия размечает мир как четкую геометрическую структуру, некий магический символ, где шести- и восьмиугольник вписаны друг в друга. Эти фигуры всесторонне указывают на священные места силы и поклонения на планете. Среди них гора Кайлас на Тибете, греческие Дельфы, Мекка, Аркаим на Урале, перуанское озеро Титикака, гора Килиманджаро в Танзании, Персеполь..

Указание на эти фигуры присутствует и в каменном храме Святой Марии, единственном уцелевшем храме гластонберийского аббатства, разрушенного в XVI в. протестантами. Сам храм был выстроен с соблюдением законов образования геометрических фигур, указывающих на архитектуру сакральных построек древнего Египта, печати Соломона и геометрию Пифагора. При строительстве здание как бы «вписывалось» в определенную комбинацию «священных» геометрических фигур. При этом христианский храм имел послание, лежащее в рамках языческой доктрины друидов – уравновешенность и баланс полярных сил, принцип волшебного котла, путешествие души сквозь жизнь и смерть, возрождение. Геометрические фигуры также прослеживаются и за пределами храма. Они вписаны внутрь восьмиугольного кристалла с невидимыми пирамидами и сферами. Одна из фигур указывает на могилу короля Артура и его жены Гиневры, которые, по предположениям некоторых ученых, были перезахоронены здесь, в центре аббатства.

Большинство современных ученых сходятся в том, что в древности существовала продуманная координация всех возводимых памятников друг с другом, что отражало некие геометрические модели: строгое располоржение по заданным схемам и лучам мегалитов, групп камней и т.д. Эти «дороги» со своеобразными отметками в виде отдельных глыб, камней, курганов, скал, колодцев и храмов образовывали целостную систему, распределяя силу космоса по планете. Древние обитатели Англии, современники строителей пирамид и зиккуратов Ближнего Востока, разработали строгую систему хранения информации и предсказаний, близкую к геометрическим канонам пифагорейской школы. Остается разгадать, кто же создал эти замечательные сооружения.

Земля кельтов

Кельты были одним из первых племенем индоевропейского происхождения, появившихся в Западной Европе. По мере их вытеснения римлянами из Европы, сакральная жизнь этого народа все больше перемещалась на Британские острова. Одним из священных мест кельтов стали дубравы Авалона. Вероятно, здесь существовала академия по подготовке и обучению разных духовных сословий. Под ветвями дубов маги передавали свои знания посвященным.

Сословие кельтских жрецов подразделялось на четыре категории. Историки – сенкаиды , судьи – бритемайны , поэты – филиды и непосредственно высший уровеньдруиды (дословно «познавшие дуб»).

Жрецы были верховным сословием в кельтском обществе, а вождей и королей легко могли осудить и поднять на смех. Именно поэтому такую важную роль в повествовании о короле Артуре играет маг Мерлин, может быть, один из выпускников «Авалонской академии». Интересно, что первые христианские святые на британских островах зачастую имели опыт священнослужителей-друидов, и магические знания кельтов таким образом продолжали практиковаться в католических монастырях.

Остров женщин

По преданию, в эпоху короля Артура и волшебника Мерлина земля Авалона была владением волшебницы Морганы и восьми её сестёр-целительниц. Именно Моргана излечила смертельно раненного короля Артура. Остров олицетворял материнское, женское начало. Видимо, не случайно первый христианский храм в Гластонбери был посвящен Божьей матери. Отмечалось, что под определенным углом зрения очертание Гластонбери по форме напоминает женское тело, простертое на северо-восток. Холм одновременно можно рассматривать и как тело в целом, и как матку, и как солнечное сплетение, и как сердце, а красный и белый ручьи, стекающие с холма, – как меридианы и кровеносную систему человека. Исследователи трактуют их с функциональной точки зрения, считая, что внешняя форма отражает особенности внутреннего энергетического «наполнения» холма.

В других культурах – на острове Крит, у этрусков, и даже в Аризоне – известны подобные фигуры, символизирующие мать-землю.

Чтобы пройти по лабиринту Тора на вершину, потребуется три с половиной часа. И, как водится в магических местах, ровно семь тропок ведут к башне Тор.

Алхимия средневековья

Город Гластонбери считается центром зарождения и становления католицизма на Британских островах. Христианская легенда гласит, что всё началось с прибытия на остров Авалон родного дяди Иисуса, Иосифа из Ариматеи. Будучи купцом, он добрался и до столь далеких мест. Вполне возможно, что Иосиф преследовал не только коммерческие интересы, ибо допускается, что вместе с ним посещал Райский остров и его великий в будущем племянник. Известно ещё более смелое суждение: поскольку друиды являются одной из боковых ветвей индийских брахманов (или наоборот), то юный Христос вполне мог здесь пройти ряд посвящений. Ведь даже в канонической биографии Иисуса существует огромный пятнадцатилетний пробел (освещено лишь детство и последний год жизни), где был Христос в течение этих лет – неизвестно. Местная легенда гласит, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Этот посох пустил корни и превратился в гластонберийский боярышник, который до сих пор цветет здесь на Рождество и Пасху.

Святой Данстен, первый аббат гластонберийского монастыря, построенного в X в., всерьез занимался алхимией. Он увлекся ею настолько, что был заподозрен руководством католической церкви в проведении обрядов черной магии. В тиши библиотек корпели монахи над запрятанными в старинных трактатах знаниями. Ставились научные опыты и возводились постройки, полные тайного значения, отражающие силу и космогонические знания предыдущих поколений. Так, в X в., на месте древней деревянной церкви (в которой хранилась статуя Богородицы, вырезанная из дерева еще Иосифом Ариматейским), при сохранении всех пропорций был возведен каменный храм.

Со временем слава и репутация монастыря в Гластонбери приобрели такую значимость, что несколько поколений правителей Англии короновались и были похоронены именно здесь. Согласно преданию, в земле Авалона был похоронен и король Артур. В пользу этой версии говорит находка монахов гластонберийского монастыря, сделанная в XII в.

Строительный ансамбль аббатства Гластонбери, принадлежавшего ордену Святого Бенедикта , был одним из крупнейших в Европе. Бенедиктинские монастыри прославились в христианском мире как оплот учености, образования и богатства. Обитель вела и свою скрытую, сакральную жизнь. Весьма вероятно, что часть кельтских знаний сохранялась внутри стен этого сообщества (исследователи полагают, что бенедиктинские монастыри и были хранителями кельтских знаний). В стенах монастыря ставились алхимические опыты, а также развивалась кельтская доктрина реинкарнации.

После разрушения гластонберийского монастыря в XVI в. англиканскими реформаторами магическая история Авалона не оборвалась. Её продолжили следующие поколения алхимиков и ученых. Из них наиболее значимой и загадочной фигурой предстает английский маг Джон Ди (1527–1608).Он составил трактат о свойствах порошков двух цветов, которые добываются в Гластонбери, и якобы добыл красный и белый порошки, творящие золото. Существуют даже свидетельства очевидцев, что в эпоху Столетней войны (1337–1453) английские алхимики произвели десятки тонн золота из аналогичного состава. В истории Англии постоянно всплывали слухи о достижениях алхимиков и об ингредиентах, которые могли добываться здесь. Тому было действительно немало оснований: холм Тор и его источники, наследие кельтских знаний, а также научно-исследовательская база монастыря.

Гластонбери сегодня

Земля Авалона всегда притягивала к себе. Остров фей, друидов и атлантов, земля, на которой ставили свои мистические опыты алхимики и молились христианские святые... И сейчас множество людей стекается в этот удивительный город на разнообразные фестивали и церемонии. Здесь проходят обряды разной силы, значимости и направленности. В 1955 г. в храм Святой Марии внесли освященную статую Пресвятой Девы Гластонбери. Десятью годами позже ее голову увенчали короной и на развалинах древнего аббатства отслужили праздничную мессу. В дни праздников Пресвятой Девы сюда продолжают стекаться пилигримы. В 2000 г. прибывшие в Гластонбери тибетские монахи проводили обряд левитации. Также здесь ежегодно проходит рок-фестиваль, собирающий знаменитостей со всего мира…

Авалон открыт для всех. Трансформационные поля Авалона – по-прежнему источник благодати, проход в иные миры. По крайней мере, для тех, кто верит и полон решимости познать загадки этой волшебной земли. Ещё далеко не все тайны Гластонбери отгаданы. Они ждут своих открывателей.

476

Гластонбери тор - колыбель многочисленных мифов и преданий. Это место находится в графстве Сомерсет, на юге Англии, и ещё до установления христианства считалось священным.


В наши дни чтобы достичь руин средневековой церкви, нужно подняться по спиралевидной тропе паломников, обвивающей холм. Тропа была проложена примерно 2500 лет назад, когда кельты только поселились в Британии. Извилистой дороге, олицетворяющей земного змея, присущи первозданные гармония и сила, которые могут вызывать у людей, особо чувствительных к энергетическим воздействиям, состояние, похожее на транс. Считается, что тот, кто способен согласовать колебания земли с космическим сознанием спирального пути, находит ключ к вратам иного мира. Специалисты по геомантии утверждают, что гластонбери тор - место действия колоссальных энергий.


Другая легенда гласит, что в гластонбери вокруг вновь обретенного грааля собирались рыцари круглого стола во главе с королем Артуром. В этом священном центре страны ранние христиане возвели небольшую церковь, а спустя столетия бенедиктинцы построили на ее месте аббатство, в 1184 г. уничтоженное пожаром.

Врата между мирами.

По мнению берлинского целителя и физика Франца блудорфа (род. В 1950), мы воспринимаем время опосредован через последовательность событий, цепь причин и следствий. А друиды, как считает он, обладали властью над временем. "Тот, кто способен согнуть время - утверждает блудорф, - может по своему усмотрению продлевать и сокращать его. Очевидно, владея этим искусством, друиды проходили через врата авалона в загробный мир". Друиды были жрецами, магами, философами, духовными учителями, ясновидцами и поэтами. Они образованное и очень влиятельное сословие дохристианских времен составляли. С помощью танцев и песнопений под звуки бубнов и трещоток кельтские жрецы входили в транс. В мифах кельтов часто говорится об отсеченных головах, лежащих на чашах. Будучи вместилищами души, они продолжают жить своей жизнью и сообщают вести из иного измерения. Кельты поклонялись природе, почитали предков и верили в бессмертие души, которая, по их воззрениям, развилась от царства минералов через царство растений до человеческого состояния. Кельты полагали, что душа может одновременно пребывать в физическом теле и в своей духовной, нематериальной ипостаси - в потустороннем мире.

Иосиф аримафейский.

Согласно средневековым легендам, после того как Иосиф аримафейский снял с креста в Иерусалиме тело распятого Иисуса Христа и захоронил его в скальной гробнице, он посетил авалон. Бывший член иудейского синедриона (высшего совета) и тайный ученик Христа прибыл на корабле из иудеи и высадился непосредственно на гластонберийском холме, возвышавшемся в виде острова над водой. Ступив на туманный остров, Иосиф воткнул в землю страннический посох, и тот сразу пустил корни. Посох превратился в терновник, который на протяжении столетий постоянно расцветал среди древних развалин гластонберийского аббатства в канун рождества. Святой муж из аримафеи взял в миссионерское путешествие также чашу, из которой Иисус пил на тайной вечери, последней трапезе с учениками, и в которую Иосиф позже собрал кровь распятого спасителя. Этот сосуд, святой грааль, проповедник зарыл у подножия гластонберийского холма, и на этом месте забил так называемый "Кровавый Ключ". Его можно увидеть и в наши дни. Ученые объясняют красноватый оттенок воды, стекающей из священного подземного источника в колодец чаши (Chalice Well), высоким содержанием железа. Гластонберийская легенда обнаруживает очевидное сходство с легендой о преображении Иисуса Христа на горе фавор возле Назарета.

Ли Иисус в Англии был?
По преданию, Иосиф аримафейский заложил первую христианскую церковь - Vetusta Ecclesia, старейшую в островном королевстве. Жители гластонбери убеждены, что в ту пору, когда Иосиф был еще торговцем оловом, он вместе со своим племянником, отроком Иисусом, посетил гластонбери, чтобы пройти в академии друидов посвящение в тайную мудрость кельтов.