Сообщение демократия при перикле. Работая в группах

Богатство и могущество Афин в 5 веке до нашей эры, были достигнуты благодаря Периклу.

До сих пор современные историки, досконально изучившие времена правления Перикла, советуют современным политикам обратить внимание на методы правления афинского деятеля.

Перикл принадлежал к аристократическому роду, он был прекрасно образован (брал уроки у великих философов), был неподкупен и бескорыстен, обладал отличной выдержкой и силой убеждения, тем самым производил на людей сильное впечатление.

Жил он скромно, старался не показывать своё богатство, главным развлечением были философские дебаты в его доме, который всегда был полон мыслителями, художниками и поэтами.

Афины при Перикле становятся крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром Древнего мира. Он поднимает морскую державу, приглашает великих архитекторов для восстановления Акрополя (до этого храмы на Акрополе были разрушены персами). В это время были воздвигнуты Пропелеи - парадный вход в Акрополь, Парфенон - главный храм города, посвящённый Богине Афине .

В это время окончательно складывается демократия, во главе с Народным собранием. В «Собрание» входили все граждане Афин , гражданином назывался горожанин-мужчина у которого мать и отец были родом из Афин и достигшие возраста 20 лет. Путём голосования они выбирали на один год высшее должностное лицо и другие должностные лица. В обязанности высшего должностного лица входило: принятие законов, объявление войны, распоряжение казной, принятие мирных договоров.

Интересна была и личная жизнь Перикла

Первая жена фанатично поклонялась богам, в браке у них было два сына.

Однажды от Сократа , Перикл узнал, что в Афины из Милета приехала женщина, которая в свой дом приглашала молодых женщин и красноречиво рассказывала им о равноправии в браке, об уважении к женщинам. В то время, женщине кроме воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, не разрешалось заниматься чем-то другим.

Аспасия (так звали её) бала красива, образована и на фоне скромных афинских женщин, выглядела весьма выигрышно. Новые взгляды её на жизнь были разносторонни и вскоре в её доме стали собираться философы, мудрецы, государственные мужи.

Когда Перикл увидел и послушал молодую женщину, сердце его было покорено и вскоре он предложил ей руку и сердце. В то время ему было 44 года, Аспасии - 24.

Вот здесь начались проблемы. Аспасия была из другого города, выходит, что гражданкой Афин быть не может, оформить брак по афинским законам было невозможно. Разрешалось мужчине иметь любовницу, но оформлять с ней отношения закон запрещал. Наказание за это было суровым: мужа могли лишить гражданских прав, а жену могли продать в наложницы, дети же признавались незаконными.

К Периклу строгие меры применять не стали, а только высмеивали. П ротивники его обвиняли Аспасию в безнравственности, так как она была обычной гетерой. Многим не нравилось её поведение, возмущало их то, что Перикл советовался с Аспасией в государственных делах. И когда родился у них сын, его тут же объявили незаконнорожденным (когда-то великий стратег сам ввёл этот закон). Пришлось ему просить «Собрание» сделать для него исключение.

Внешне, супруги держались стойко, стараясь не обращать внимание на насмешки завистников, но всё это отразилось на авторитете Перикла. В это же период начинается война со Спартой , которая приносит новые страдания горожанам, за ней следует другое бедствие - чума, которая унесла жизнь великого политического деятеля.

Личность Перикла, его деятельность оставили неизгладимый след в истории Греции.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Греческий же гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах - низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей - софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

1. Вождь афинской демократии Перикл. После греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание. Главным органом управления было народное собрание(гелея). В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Совет 500 и Ареопаг.

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (включая проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг - один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX-VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение).

Ареопаг в V-IV вв. до н. э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны.

В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха - командиры конницы, 10 филархов - командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

Хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э, число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15-в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.

4. Суд(гелиея). Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок. В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов-защитников.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии(«жалоба на противозаконие»).

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности.

5. Введение оплаты. Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей - литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.

6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин. Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы. Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

Афинский государственный деятель Перикл (443–429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия – власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях – гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).

Родоначальники демократии – древние греки – собирались на агоре – городской центр (в переводе "я собираю"). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться – о войне, мире, религии, налогах с гетер и т.п., – если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.

В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть – сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.

Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа – около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица – магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.

На языке современной социологии это называется:

1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.

Социологический практикум

С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии – закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?

Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, – экономика, или "ойкономия", заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона "ойкономия" приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие "койнония" и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, – наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

Рис. 3.3.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы

Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств – практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п.

И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество – в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.

Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное – не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти – эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.

Платон – величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.

Карл Поппер

Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.

Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: "Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?" Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).

Рис. 3.4. "Государство" Платона

  • Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.

Страница 1
Тема:Афинская демократия при Перикле

Цели:

Расширить и дополнить представления о демократии;

Познакомить с деятельностью Перикла;

Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом.

План урока:

1.Зарождение демократии в Афинах

2.Афины при Перикле.

3.Реформа государственного управления при Перикле.

4.Закрепление.

Ход урока

Сегодня мы продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала «машина времени» перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и много сделал для того, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым.

Но наше путешествие не простое, в конце этого путешествия вы должны будете ответить на этот вопросы:

Что в Афинской демократии было положительным, а что – отрицательным?

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находятся Афины?

Итак, мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады.

V век до н.э. называют «золотым веком Афинской демократии» или веком «Перикла». Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Давай вспомним с тобой

Что означает слово «демократия»?

С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

Когда правил Солон? .(594 г до н.э.)

2. Объяснение нового материала.

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности.

Какие же реформы провел Перикл? Это нам помогут выяснить исторический документ.

Учащийся анализирует отрывок из «Афинской политии» Аристотеля.

Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

А как ты думаешь, были ли отрицательные стороны в Афинской демократии?

Учащийся анализирует отрывок из «Истории» Фукидида.

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным…..Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ – то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

Вопросы к тексту:

1. Как сам Перикл определяет демократию?

2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще формируются.

Выполнение теста.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но, прежде чем мы расстанемся, давай повторим то, что ты сегодня узнал на уроке.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин школе
страница 1


Расцвет демократии в Афинах

К V в. до н.э. в Афинах окончательно утвердилась демократия, т.е. власть народа. Здесь не было ни царей, ни знатных вельмож, все люди, независимо от своего материального положения были равны. Эта эпоха символизировала истинный расцвет Афин.

Основой политической организации в Афинах выступал коллектив граждан. Полноправным афинским гражданином являлся житель Аттики, достигший 18-летнего возраста, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было внесено в особый список. Более половины населения афинского общества, состоявшее из рабов и метеков, гражданами не являлись. Верховной властью в Афинах обладало Народное собрание, на которое собирались все граждане, независимо от их имущественного положения, проживающие на территориях, входивших в состав Афинского государства. Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц на пологом холме, называемом Пникс, в западной части города. Чем же занималось народное собрание? Оно выбирало должностных лиц, объявляло войны и заключало мирные договоры, обсуждало и принимало новые законы, распоряжалось казной и утверждало расходы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Ежегодно избираемые должностные лица имели различные обязанности. Так, например стратеги руководили армией и флотом, судьи следили за выполнением законов, сборщики пошлин собирали налоги. Занимать такие должности было почетно, поэтому никакая плата за это не полагалось. Вследствие этого, многие бедные граждане не стремились занимать государственные посты. Существовало два способа выбора должностных лиц. Согласно первому способу, должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирали по жребию. Другой способ, предназначенный для выбора на военные должности, в первую очередь стратегов, проводился голосованием с помощью поднятия рук.

Деятельность Перикла

Данный период в истории Афин связан с деятельностью выдающегося политика и настоящего патриота Перикла. Это был прекрасно образованный человек, оратор, обладавший красноречием и способный убеждать слушателей. Афиняне говорили, что когда Перикл произносит речь, он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии. Перикл снискал любовь народа, борясь против знатных и богатых граждан. Благодаря ему, была введена плата за исполнение государственных должностей и у малоимущих граждан впервые появилась реальная возможность активно заниматься политической деятельностью. По его предложению был учрежден закон, согласно которому, гражданином считался лишь человек, чьи родители, а также родители родителей являлись афинскими гражданами. Кроме того, пользуясь своим влиянием, Перикл начал грандиозную застройку Афин. Под руководством знаменитого скульптора Фидия были построены многие знаменитые сооружения, самым известным из которых является Парфенон. Благодаря Периклу, Афины прозваны «школой Эллады», так как сюда съезжали великие поэты, философы и ученые, многие из которых являлись друзьями политика.

Беспредельная преданность родному городу и его демократическому строю снискали Периклу любовь и доверие народа. Пятнадцать раз, начиная с 443 г. до н.э., он ежегодно переизбирался на должность первого стратега. Все его законопроекты и предложения, вносимые в Народное собрание, принимались без возражений и считались наилучшими. Сам Перикл отвечал народу взаимностью, предложив среди прочего выдавать беднейшим гражданам так называемые «театральные деньги», которые могли быть потрачены на посещение театра.

Во внешней политике Перикл так же добился успехов. После заключения мира с Персией он попытался собрать общегреческий союз, который объединил бы всех греков. Этой инициативе воспрепятствовала Спарта, опасавшаяся усиления Афин, что привело к созданию Афинского морского союза, включившего в себя многие города Средней Греции и некоторые колонии, а также Пелопоннесского союза, возглавляемого Спартой. Противодействие Спарты и ее союзников обостряли отношения двух ведущих государств Греции и в итоге привели к длительной Пелопоннесской войне, завершившейся безоговорочной победой Спарты и роспуском Афинского морского союза.

Активная политическая деятельность Перикла привела к тому, что у него появилось множество недоброжелателей. Греческий историк Плутарх сообщает, что однажды противники Перикла обвинили его в слишком больших затратах на строительство. На это политик ответил: «В таком случае, пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов народ согласился на любые расходы, доверив Периклу государственную казну.