Мо ди биография и учение. Для дополнительного чтения

Специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция, превосходящий его по богатству и глубине . Простоту и (воздержание) трактовал в христ. смысле, как всеобщую ко всем людям без различий. Его учение содержит социалистические , однако не в современном (коммунистическом) толковании.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Согласно тезису Mo Ди о “почитании талантов” (шан сянь), “мудрые люди” должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения. Он предложил концепцию происхождения государственной власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: в обществе прекратился с избранием правителя - Сына Неба - и его помощников. Образцом “справедливого” правления для Mo Ди являются древние полумифические “совершенномудрые” правители (см. Шзн). Разделение обязанностей в обществе Mo Ди рассматривал как причину существования сословий, при этом утверждая политических возможностей: “сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными”. Отвергая агрессивные войны как аморальные, мыслитель со своими учениками приходил на помощь государствам, подвергшимся агрессии. Критикуя конфуцианский буквализм в следовании , философ указывал, что “древние принципы... в свое тоже были новыми”. Отвергая конфуцианское к судьбе (см. Мин), Mo Ди считал, что те, кто утверждает веру в “предопределение”, - “разрушители справедливости”, ибо лишают смысла творческую и труд человека. Вместе с тем Небо (см. Тянь) имеет у Mo Ди теистический . “Волю Неба” ( чжи) он рассматривал как разграничения добра и зла, инструментам ремесленника - циркулю или угломеру. В тезиса о “воле Неба” Mo Ди выдвинул положение о “духовидении” ( гуй) как связующем звене между людьми и Небом. “Духовидение” предполагает “небесных” духов, духов и демонов рек, гор, земли и духов предков, им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, за проступки - наказываются. Источник этических норм, по МоДи, - “совершенномудрые” правители, берущие Небо за “всеобщей любви и взаимной выгоды”. Оно желает от человека поведения, соответствующего этому принципу. Причина общественных неурядиц - отсутствие “всеобщей любви”. “Любовь клюдям”, имеющую градации в зависимости от степени родства и социального статуса, определяемую конфуцианством как “гуманность” - , Mo Ди называл “отдельной любовью” (бе ай). Идеал личности для Mo Ди - “совершенномудрый” правитель древности Юй (см. Шэн), не жалевший себя в борьбе с наводнением. поразившим Поднебесную. В воспитании ведущую роль Mo Ди отводил личному примеру: силой примера правитель может изменить и природу человека, и обычаи народа. Учение Mo Ди о познании противостоит учению Конфуция о “врожденном знании” ( чжи). Предмет знания, по M Ди, - “дела совершенномудрых правителей”, впечатления и наблюдения современников, принципы управления страной, отношения между людьми и правила логических рассуждений (бянь, см. Мин бянь). Сущность процесса познания - раскрытие “причинности” (гу),

Основоположником моизма считается философ Мо Ди, живший в V – нач. IV в. до н.э. и бывший, согласно преданию, сановником, государственным деятелем и дипломатом удельного царства Сун. Все основные взгляды и идеи Мо Ди изложены в трактате «Мо-цзы» - главного теоретического памятника школы мо-цзя . 44 Ученики называли его «учителем учителей Мо» (Цзы Мо-цзы) или просто Мо-цзы – «Учитель Мо». 45

Учение моистов появилось в ходе идейной борьбы с конфуцианством. Учение мо-цзя отражало чаяния простых людей, их протест против угнетения, стремление к улучшению своего материального положения и повышению политического статуса, к участию в управлении государством. Моизм сложился как самостоятельное течение политической и философской мысли в борьбе с конфуцианской идеологией, защищавшей порядки, угодные наследственной аристократии.

Большую роль в становлении философской мысли моистов сыграл культ «Неба» и его «воля». Их понимание было недоступно людям, нельзя было предсказать свою судьбу. Как известно, Конфуций тоже уделял внимание этому вопросу, но в его высказываниях ясно видно, что он делает упор не на проповедь величия «Неба», а на страх перед ним, перед неотвратимостью небесной судьбы: «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»; «Это Небо послало смерть!». По свидетельству Мо-цзы, Конфуций утверждал также, что «все первоначально предопределенно судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить». «Благородный муж» должен испытывать страх перед «небесной судьбой»: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем».

Мо-цзы тоже воспринял идею веры в «Небо» и его «волю», но у него она получила совершенно другую трактовку. Во-первых, «воля Неба» познаваема и заведомо известна – это «всеобщая любовь» и «взаимная выгода». Во-вторых, мысль о непреодолимости фатума отвергалась полностью. Вот так и получилось, что идеи традиционного культа получили социально-критический разряд. Мо-цзы лишал аристократию монополии на толкование воли небес, требуя от правителя следовать принципу «всеобщей любви» и приносить пользу всем в Поднебесной.

И хотя идейные истоки моизма коренятся в глубинных пластах традиционной культуры, духовный облик учения складывался на основе современных Мо-цзы социально-политических и идеологических реалий. 46

§ 2. Социально-политические взгляды моистов

Моисты одними из первых выступили против привилегий наследственной аристократии, первыми подвергли уничтожающей критике реакционные стороны ее идеологии – конфуцианства. Главный огонь своей критики моисты направляли против образа жизни аристократии, жестокости и своекорыстия правителей царств, их родни и приближенных, а также против конфуцианства, которое на словах выступая против «крайностей» правителей, защищало интересы родовой знати и ее привилегии.

Естественно, у Мо-цзы, как и у Конфуция, было свое отношение к государству. Для Конфуция государство представляло собой большую патриархальную семью, в которой все близки друг другу, где младшие подчиняются воле старших и почитают их. Так же и Мо-цзы. Он видел в государстве силу, способную обеспечить всеобщее благосостояние и социально-политическую гармонию, но в отличие от Конфуция, он не придавал такого большого значения патриархальным традициям, поскольку справедливо не видел в них той основы, на которую могло бы надежно опереться централизованное государство с его сильно разросшимся административным аппаратом. Так же как и Конфуций, Мо-цзы резко и жестко критиковал современных ему правителей, лишенных добродетелей и чувства справедливости, презирающих и запугивающих свой народ. 47

Мо-цзы заявлял (в главе «Против музыки»): «Простой народ испытывает три бедствия: голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха. От этих трех бед народ испытывает огромные страдания. Но если именно в такое время ваны, гуны и другие знатные люди развлекаются колокольным звоном и барабанным боем, играют на лютнях, цинах, свирелях и шэнах, а также устраивают боевые упражнения для показа оружия, то откуда же простой люд возьмет пищу и одежду. Поэтому я считаю, что так не должно быть. Мой замысел состоит в том, чтобы уничтожить это».

Правители «строили роскошные дворцы с извилистыми галереями и крытыми беседками», раздаривали своим родственникам огромные богатства, полученные путем нещадных поборов с населения. Казну разворовывали, а народ все больше облагали податями. Или еще, когда умирал правитель или кто-либо из его близких, им сооружали огромные гробницы, вместе с ними хоронили массу ценных вещей и даже приносили в жертву живых людей. После похорон соблюдали трехлетний траур, во время которого родственники покойного не занимались государственными делами, государство и его хозяйство приходило в упадок. «Силы народа используют впустую, без надобности» - с негодованием утверждал мыслитель. 48

Моисты выступали за равенство политических возможностей всех жителей Поднебесной, правомерности и необходимости социальной мобильности человека в зависимости от его врожденных способностей и наклонностей. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть не знатными» - таков центральный постулат этого учения. Мо Ди был единственным из китайских мыслителей, кто выдвинул идею происхождения царской власти и властных структур как результат коллективного выбора людьми древнейшей эпохи себе в правители самого мудрого и достойного из них. Основой этической системы здесь выступает «принцип высшей любви и взаимной выгоды», подразумевающий взаимное уважение и помощь друг другу всех жителей страны и соизмерение каждым человеком собственных желаний и поступков с общественными нуждами, его осознанный отказ от всего того, что могло бы нанести ущерб благосостоянию народа. 49

Это было ни что иное как принцип «почитания мудрости» (шан сянь ) выдвинутый Мо-цзы. Суть его заключалась в следующем: «Если земледелец, ремесленник или торговец проявит недюжинные способности, то его должно выдвинуть, наделить высоким чином и жалованьем, дать ему дело соразмерное с его способностями и выделить ему в подчинение людей». Этот принцип был противопоставлением конфуцианскому положению о «выдвижении талантов», которое касалось только «благородных мужей». 50

Выражающий интересы и настроения низовых слоев чжоуского общества, моизм пользовался огромной популярностью у народа, особенно в период Борющихся царств. Моисты пропагандировали идею полного отказа от проведения войн, хотя для того времени эта идея была утопической. Но это выражало самое большое желание народа, который хотел жить мирно и трудиться на своей земле. Так же их пропаганда против грабительских войн выражала стремление народа к объединению, что собственно не убавляло их популярности.

МО-ЦЗЫ

МО-ЦЗЫ

Mo Ди (ок. 480-438, 420, 400, 392 или 381 до н. э. ) , др.-кит. мыслитель, политич. деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап. часть совр. про». Шань-дун) . Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захват-нич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит. учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5-3 вв. до н. э. Учениками М.-ц. и их последователями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо») ; текстологич. работа над ним была проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729-97) , Чжан Хуэйянем (1761-1802) , Сунь Ижаном (1848- 1908) , Лян Цичао (1873-1929) и др. Составленный Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне лучшим.

Вначале М.-ц. изучал , хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие) , однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Осн. философии М.-ц.- «всеобщая », т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь) , отношений в семье и иерархичности этики. Ряд положений М.-ц. имеет « » характер: он «против музыки» - ибо она отвлекает человека от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» - ибо человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая «духов и привидений», которые могут наказывать и вознаграждать , и «воли неба» как ориентира поведения людей, М.-ц. ввёл религ. струю в своё учение.

Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957 , с. 91 -172; ГоMо - жо, Философы древнего Китая. («Десять критич. статей») , М., 1961 , с. 100-73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966 , с. 106-19, 201-05; Др.-кит. , т. 1-2,М., 1972-73; Forke ?., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb. , 1927 , S. 368-417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947 , p. 20-44; Wing-t sit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963 , p. 211-31; Watson В., Basic writings of Mo Tsu, Hsun Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.- L., 1967.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МО-ЦЗЫ

см. Мо Ди.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МО-ЦЗЫ

(M o Д и) (479–381 до н.э.) – кит. и политич. деятель, создатель моизма – учения, направленного против конфуцианства. Осн. источником для изучения жизни и взглядов мыслителя служит философско-политич. трактат "Мо-цзы", излагающий учение как самого М.-ц., так и его последователей. М.-ц. происходил из средних слоев и выражал их идеологию. Вначале выступил гл. обр. с критикой доктрины о воспитании народа посредством музыки (юэ) и ритуала (ли) ("Мо-цзы", гл. Фэй жу, II). В дальнейшем подверг критике этико-политич. систему конфуцианства; в основе критики лежали разработанные М.-ц. принципы шансянь (уважение талантов), шантун (взаимоуважение), цзеюн (экономия), фэйгун (ненападение) и Цзяньай (всеобщая любовь). М.-ц. утверждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для тех, кто имеет знатное происхождение (принципы шансянь и шантун), выступал против аристократич. роскоши и излишеств ( цзеюн), войн (принцип фэйгун): "нельзя нападать на соседние царства, убивать , захватывать и грабить богатства" ("Мо-цзы", гл. Лу ). Принцип всеобщей любви был основным в системе М.-ц. По его мнению, все социальные и политич. конфликты можно разрешить с помощью этого морально-этич. принципа. В принцип всеобщей любви М.-ц. вкладывал еще экономич. и политич. , т.к. подкреплял его осуществления идеей о "взаимной выгоде" (любя друг друга и помогая друг другу, люди могут избегать экономич. трудностей), а если правитель будет управлять страной, руководствуясь этим принципом, то никогда не будет политич. хаоса. Не видя в тогдашнем обществе социальной силы, способной побудить людей выполнять его принципы, М.-ц. прибегал к традиционному положению о "воле неба", утверждая, что наказывает тех, кто не проявляет любви к ближнему ("Мо-цзы", гл. Фа и). Выступая против конфуцианского определения "воли неба" как божества, предопределяющего судьбу человека, М.-ц. говорил, что если люди поверят в судьбу, они перестанут бороться за свое благосостояние (см. тамже, гл. Фэй ). М.-ц. впервые в истории кит. философии выдвинул причины (гу) и рода (лэй), на основе материалистич. истолкования к-рых развилась

墨翟

Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе заменить заботой обо всех. За несколько веков до христианства он сформулировал «золотое правило »: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».

Мо-цзы полагал, что прежде чем признать что бы то ни было благом, следует установить, какую пользу оно принесёт народу. Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и упорядочивание хаоса.

Источник

Литература

  • Чепурковский Е. М. Соперник Конфуция (библиографическая заметка о философе Мо-цзы и об объективном изучении народных воззрений Китая).Харбин, 1928.
  • Титаренко М. Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания // Вопросы философии.1964.№ 11.
  • Титаренко М. Л. «Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение». М., «Наука», 1985.
  • Спирин В. С. «Любовь» и математика в «Мо-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X. М.,1974.
  • Спирин В. С. Четыре вида «тождества» в «Мо-цзы» и типы гексаграмм «И цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIV.Ч.1. М.,1991.
  • Дёмин Р. Н. Карнеадовский пробабилизм и поздние моисты // Универсум платоновской мысли: платонизм и античная психология. Материалы VII Платоновской конференции. СПб.,2000.
  • Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Институт востоковедения РАН. - М., 2009. С.237-255.- ISBN 978-5-02-036391-5 (в обл.)
  • А. Швейцер о Мо-Цзы и Лао-Цзы - из статьи «Христианство и мировые религии»

Мо Ди

Мо-Цзы , Мо Ди (479-381 до н. э.) - китайский философ и политический деятель, создатель моизма - учения, направленного против конфуцианства.

Моцзы, или Мо Ди (479-400 до н. э.),- основатель философской школы в Древнем Китае, которая имела многочисленных сторонников. Моцзы был противником конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы «всеобщей любви» (цзань-ай), в основе которых лежит «небесная воля». Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими в обществе положения. Моцзы склонялся к мистицизму, однако в его учении содержатся и некоторые материалистические элементы. Так, он утверждал, что наше знание возникает из непосредственного, изучения действительности. В дальнейшем на базе рациональных идей Моцзы его последователи - «монеты» - создали наивно-материалистическую теорию познания, сыгравшую большую роль в развитии философской мысли Древнего Китая. Со 2 века до н. э. школа Моцзы перестала существовать как самостоятельное идейное течение.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 272-273.

Мо Ди (Мо-цзы, ок. 460-400 гг. до н.э.). Немного известно о жизни Мо Ди, называвшегося также Учителем Мо, Мо-цзы. По-видимому, он родился в царстве Лу, на территории нынешней провинции Шаньдун. Вероятно, он является выходцем из среды обездоленных. Мо Ди резко восстает против конфуцианских идей в отношении ритуалов, музыки и необходимости социальной иерархии. Исходя из тех же констатируемых посылок, что и Конфуций , он приходит к прямо противоположным выводам, утверждая, что основанием человеческого сознания является не реальная действенность морали, а эгоизм. Он считает, таким образом, что социальный мир должен базироваться на аскетизме и эгалитарной дисциплине. Он организует своих приверженцев в военизированные группы, которые в случае необходимости должны отдаваться в распоряжение князя или какого-то другого деятеля, боеспособного в эти времена нескончаемых войн. Возможно, Мо Ди является автором работы, озаглавленной его именем. Некоторых его учеников привлекают тонкости его софистики.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 381.

Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в экономической, так и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство, Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей этической доктрины. Он подчеркивал важность уважения талантов, самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны иметь; возможность управлять страной вне зависимости от происхождения. S Выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства". Мо-цзы также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес" определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит. Не признавал конфуцианское положение, что воспитание народа должно осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же время Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей любви. В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, что истинные знания - это те, что получены в процессе практической деятельности. Он также выступал против "врожденного знания".

Мо-цзы - основатель направления моизма. Моисты развивали идеи своего учителя с позиций наивного материализма. Они разрабатывали в основном проблемы логики и теории познания. По их мнению, вещи, существующие вокруг нас, имеют объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Мо-Цзы, Mo Ди (ок. 480-438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (западная часть современной провинции Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захватнических войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значительное число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5-3 веках до н. э. Учениками Мо-Цзы и их последователями был создан «Мо-Цзы» («Трактат учителя Мо»); текстологическая работа над ним была проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729-97), Чжан Хуэйянем (1761-1802), Сунь Ижаном (1848- 1908), Лян Цичао (1873-1929) и др. Составленный Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне лучшим.

Вначале Мо-Цзы изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие), однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Основная идея философии Мо-Цзы - «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики. Ряд положений Мо-Цзы имеет «негативный» характер: он «против музыки» - ибо она отвлекает человека от производственной (и управленческой) деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и привидений», которые могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира поведения людей, Мо-Цзы ввёл религиозную струю в своё учение.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 -172; Го Mо-жо, Философы древнего Китая. («Десять критич. статей»), М., 1961, с. 100-73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 106-19, 201-05; Др.-кит. философия, т. 1-2,М., 1972-73; Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 368-417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947, p. 20-44; Wing-t sit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211-31; Watson В., Basic writings of Mo Tsu, Hsün Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.- L., 1967.

Мо Ди (Мо-цзы) – древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель философской школы и организации моистов (мо цзя). Разработал философское учение, противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. Вел подвижническую жизнь, проповедуя свое учение, побывал во многих древнекитайских царствах. Имел сотни учеников, славился ораторским искусством, проявил себя тонким дипломатом, был сведущ в фортификации. Взгляды Mo Ди изложены предположительно в десяти главах трактата «Мо-цзы».

Социально-этическое учение Mo Ди основано на принципе «всеобщей любви и взаимной выгоды» (цзянь сян ай, цзяо сян ли), подразумевавшем соизмерение человеком своих действий с «пользой для Поднебесной». Выдвинутые им принципы «экономии в расходах», «экономии при захоронениях» и «против музыки» нацелены против знати и конфуцианства, ритуализм которого потакает тяге к роскоши и дорогостоящим церемониям с исполнением ритуальной музыки. В результате государственные дела приходят в упадок, народ нищает.

Согласно тезису Mo Ди о «почитании талантов» (шан сянь), «мудрые люди» должны выдвигаться на высокие посты независимо от их происхождения. Он предложил концепцию происхождения государственной власти, перекликающуюся с идеями Эпикура и Лукреция: хаос в обществе прекратился с избранием правителя – Сына Неба – и его помощников. Образцом «справедливого» правления для Mo Ди являются древние полумифические «совершенномудрые» правители (см. Шэн). Разделение обязанностей в обществе Mo Ди рассматривал как причину существования сословий, при этом утверждая равенство политических возможностей: «сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными». Отвергая агрессивные войны как аморальные, мыслитель сам со своими учениками приходил на помощь государствам, подвергшимся агрессии.

Критикуя конфуцианский буквализм в следовании традиции, философ указывал, что «древние принципы... в свое время тоже были новыми». Отвергая конфуцианское отношение к судьбе (см. Mин), Mo Ди считал, что те, кто утверждает веру в «предопределение», – «разрушители справедливости», ибо лишают смысла творческую активность и труд человека. Вместе с тем понятие Небо (см. Тянь) имеет у Mo Ди теистический смысл. «Волю Неба» (тянь чжи) он рассматривал как критерий разграничения добра и зла, подобный инструментам ремесленника – циркулю или угломеру. В развитие тезиса о «воле Неба» Mo Ди выдвинул положение о «духовидении» (мин гуй) как связующем звене между людьми и Небом. «Духовидение» предполагает различение «небесных» духов, духов и демонов рек, гор, земли и духов предков, поклонение им и осознание того, что за добрые дела люди вознаграждаются духами, за проступки – наказываются.

Источник этических норм, по Mo Ди, – «совершенномудрые» правители, берущие Небо за образец «всеобщей любви и взаимной выгоды». Оно желает от человека поведения, соответствующего этому принципу. Причина общественных неурядиц – отсутствие «всеобщей любви». «Любовь к людям», имеющую градации в зависимости от степени родства и социального статуса, определяемую конфуцианством как «гуманность» – жэнь, Mo Ди называл «отдельной любовью» (бе ай). Идеал личности для Mo Ди – «совершенномудрый» правитель древности Юй (см. Шэн), не жалевший себя в борьбе с наводнением, поразившим Поднебесную. В воспитании ведущую роль Mo Ди отводил личному примеру: силой примера правитель может изменить и природу человека, и обычаи народа.

Учение Mo Ди о познании противостоит учению Конфуция о «врожденном знании» (шэн чжи). Предмет знания, по Mo Ди, – «дела совершенномудрых правителей», впечатления и наблюдения современников, принципы управления страной, отношения между людьми и правила логических рассуждений (бянь, см. Мин бянь). Сущность процесса познания – раскрытие «причинности» (гу), определение «сходства и различий» (тун и) между ними, а также разделение вещей и явлений по «родам» (лэй), т.е. анализ и обобщение. Mo Ди предложил учение о «трех критериях» (санъ бяо) истинного знания: 1) основание – «дела совершенномудрых правителей древности»; 2) источник – «факты, которые слышали или видели массы людей»; 3) применимость – возможность применения «в управлении страной».

Социально-политические аспекты учения Mo Ди нашли развитие в идеологии легизма, преломились во взглядах Сюнь-цзы, Хань Фэя (3 в. до н.э.), Ван Чуна, мыслителей Нового времени Тань Сытуна, Сунь Ятсена и др. Идеи Mo Ди послужили основой для логической системы поздних моистов.

М.Л. Титаренко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 600.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая (биографические материалы).

Все о Китае и китайцах (спраовчник).

Сочинения:

Из «Мо-цзы»,– В кн.: Из книг мудрецов. М., 1987.

См. также лит. к статье Mo цзя.