Что значит в жизни быть православным пономарем. Пономарь

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Пономарь

один из низших церковнослужителей в православной церкви, главной обязанностью которого было звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. Ныне этой должности в русской церкви не существует. Слово пономарь образовалось из греческого παραμονάρίος. Эта должность упоминается только во 2 правиле халкидонского собора. Так как слово παραμονάρίος Дионисием Малым в латинском переводе правил церковных передается словом mansionarius, то обыкновенно думают, что парамонарием назывался привратник храма. Григорий Великий усвояет мансионарию обязанность возжигать светильники в храме при богослужении и даже называет его "хранителем церкви". Некоторые ученые считают парамонария тождественным с западным villicus, т. е. лицом, распоряжавшимся при богослужении выбором и употреблением церковных вещей (наш позднейший ризничий или сакелларий).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пономарь" в других словарях:

    - [гр. paramonarios прислужник, сторож] в православной церкви: низший служитель. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПОНОМАРЬ правильнее парамонарь, ново греч. paramonarios, от para, подле, и meno, ждать. Придверник в храмах. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ПОНОМАРЬ, пономаря, муж. (от греч. paramonarios прислужник). То же, что дьячок. «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от греч. paramonarios прислужник сторож), православный церковнослужитель низшего ранга; звонил в колокола, зажигал в храме свечи и лампады, прислуживал при богослужении. Должность пономаря упразднена в 19 в … Большой Энциклопедический словарь

    ПОНОМАРЬ, я, муж. Причётник, низший служитель при христианской церкви. Читает как п. (монотонно, невнятно). | прил. пономарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Я; м. [от греч. paramonarios прислужник, сторож] Церковный служитель низшего ранга в православной церкви; псаломщик. ◊ Читать как пономарь. Монотонно, невыразительно. * Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой… … Энциклопедический словарь

    Род. п. я, диал. поламарь, южн. (Даль), укр. паламарь, др. русск. пономарь, парамонарь (начиная с Нестора, Жит. Феодос.; см. Срезн. II, 870; Фасмер, ниже). Из ср. греч. παραμονάρι(ο)ς церковный служитель (Дюканж) от παραμονή пребывание,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (официально Парамонарь; от др. греч. παραμοναριος «приставник», «привратник») служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В древней Церкви его обязанностью было… … Википедия

    пономарь - я/; м. (от греч. paramonários прислужник, сторож) см. тж. пономарский Церковный служитель низшего ранга в православной церкви; псаломщик. читать как пономарь … Словарь многих выражений

    пономарь - я, м. Низший церковный служитель в православной церкви; псаломщик. [Фамусов:} Петрушка... достань ка календарь. Читай не так, как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой. // Грибоедов. Горе от ума //; Дьячки и поно мари на клиросах… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Книги

  • Пономарь (комплект из 3 книг) , Кирилл Воробьев. В остросюжетных романах «Пономарь» мастера авантюрного жанра Кирилла Воробьева читатель встретится с Игорем Дарофеевым - гениальным экстрасенсом, народным целителем и непримиримым борцом с…

Причт современной православной церкви составляют, помимо священнослужителей, некоторые миряне, несущие различные послушания - чтецы, певцы, уставщики, пономари. О последней категории церковнослужителей мы и поговорим в этой статье.

Этимология

Само слово «пономарь» - это неофициальное обозначение церковнослужителя, который зовется еще «парамонарем» (греческий термин). Последний, более правильный вариант был вытеснен из обихода русской церкви и практически забыт. Переводится он как «привратник», хотя едва ли современные функции пономарей соответствуют этому определению. Но об истории и эволюции пономарского служения мы поговорим чуть позже.

Аналоги пономарского служения

Согласно Типикону, то есть богослужебному уставу православной церкви, пономарь может именоваться также кандиловжигателем, свещеносцем или параекклисиархом. Все эти церковные термины, однако, не употребляются в обиходе. Чаще всего в России пономарей называют просто алтарниками, то есть людьми, несущими широкий спектр обязанностей, связанных с алтарем храма.

История служения пономарей

Привратник, то есть служитель древнехристианской церкви, функции которого выполняет современный пономарь, - это человек, в обязанности которого входило следить за порядком во время совершения богослужения. В определенное время он закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных - оглашаемых, инаковерующих, еретиков, отлученных или кающихся - не смог проникнуть на совершаемую евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане, на которых не наложена епитимия. Кроме того, пономари в древности заботились о сохранности храмового имущества, об его освещении, наблюдали за поведением прихожан, чтобы предотвратить кражи, святотатства и прочее. В особых местах, как, например, на Голгофе или в Вифлееме, пономари дежурили постоянно, чтобы охранять места массового паломничества и оказывать помощь пилигримам.

Обязанности пономарей в наши дни

В настоящее время пономарь - это прежде всего прислужник, основная задача которого - материально-техническое, если можно так выразиться, обеспечение богослужения. В его задачу входит приготовление подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре и прочие обязанности, которые позволяют проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют роль чтецов и помогают этим работе клироса, то есть хора. Во внебогослужебное время на пономарях лежит ответственность за чистоту в алтаре. Исполняют в русской церкви, как правило, прихожане из числа мужчин. Нередко алтарниками становятся дети прихожан. Если мужчин среди прихожан храма не хватает, то для алтарного служения могут быть избраны благочестивые женщины пожилого возраста. В монастырях, понятное дело, часто алтарницами бывают монахини. Но вообще-то вход в алтарь для женщин запрещен, и это делается в качестве исключения. Такая категоричность свойственна русской церкви. В патриархата, например, а также в других в алтаре нередко можно увидеть и девушек, причем также облаченных в стихарь - особое одеяние пономаря. Для России это просто немыслимо.

Как стать пономарем

В древности «поставление в парамонаря» было особым чином. Церемония носила характер хиротесии, то есть полноценного посвящения в церковнослужение. Сегодня эту процедуру редко воспроизводят. Обязанности пономаря в наши дни достаточно тривиальны, чтобы обойтись обычным устным разрешением настоятеля храма. Он же благословляет алтарника на ношение стихаря. Впрочем, при посещении прихода архиереем надлежит получить и епископское благословение. Многие пономари в наше время также испрашивают разрешения на ношение подрясника, что, в принципе, не является церковной традицией, а носит характер местного обычая. Но чтобы стать пономарем, не требуется ничего особенного. Достаточно просто являться постоянным прихожанином храма, участвовать в церковной жизни и иметь хорошую репутацию среди членов общины. В таком случае можно попросить благословения у настоятеля приобщиться к пономарскому служению.

Важно понимать, что современный пономарь - это чаще всего мирянин, которому вверено особое послушание в храме, а не священнослужитель. В крупных храмах, как правило, некоторые алтарники являются штатными, то есть профессиональными. Их работу курирует и организует старший пономарь в храме. Такие люди исполняют свое служение не только по зову сердца и благословению духовника, но и по трудовому договору, соответственно, получают заработную плату. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. Прочие же алтарники появляются на службах только в праздники, воскресенья и тогда, когда сами этого захотят.

Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.

По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?

Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.

Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…

И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…

Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.

Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.

И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать.

Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.