Каковы функции политических партий в современном обществе. Контрольная работа: Партии и политические системы в современном обществе

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социа­лизация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обретение гражданами политической ориентации;

5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе при­нятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.


Похожая информация.


Ответ:

1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

2) разработка варианта политики (политического курса),

3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
5) осуществление связи гражданского общества с государством;

6) пополнение рядов своих сторонников;
7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

Ответ:

1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

Ответ:

Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

Ответ:

1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



Ответ:

Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

Ответ:

Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

Выборы

С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

Ответ:

1)уровень дохода и образования избирателя;

2)влияния социальной среды и окружения;

3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

4)национальные, религиозные, культурные факторы.

С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



Ответ:

1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

Ответ:

1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

Ответ:

1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

Ответ:

1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

Ответ:

1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

Ответ:

1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

2) приведены следующие аргументы:

Сказано, что победил в одномандатном округе;

Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

Ответ:

Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Ответ:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Ответ

1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2) приведены правила, например:

Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

Ответ:

1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

3) кандидаты не учли интересы избирателей;

4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

Ответ:

1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.

Под функциями политических партий подразумевают их общественно-полезную роль и те специфические задачи, которые партии решают в процессе своей деятельности по реализации своих программных целей . Диапазон функций партий может варьироваться в зависимости от существующего в стране политического режима, типа государства, а также от уровня развития и степени зрелости политической системы общества, степени развития социальной структуры общества, типа доминирующей в стране экономической системы, политической культуры общества и ряда других факторов. Учитывая в конкретных политических условиях степень воздействия вышеобозначенных факторов на спектр функций политических партий, выделяют несколько основных функций .

1. Функция выявления и формирования наиболее существенных интересов тех социальных групп или классов, интересы которых данная партия собирается отстаивать и на политическую поддержку которых партия рассчитывает опереться в своей борьбе за власть. Эта функция реализуется посредством составления партийных программ, предвыборных платформ партий, политических заявлений партийных съездов, а также при помощи широкого пропагандирования этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората.

2. Электоральная . Ее суть состоит в том, что партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы, участвуют в финансировании избирательных кампаний и т.п.

3. Участие в реализации государственной власти через фракции в парламенте , а также через своих представителей, которых партия сумела провести на те или иные выборные должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д.)

4. Политических партий - политическая активизация и консолидация политических усилий широких слоев избирателей. Формами такой активизации могут стать политическая агитация в печати, по радио, телевидению, на митингах, проведение собраний, шествий и т.п. Существуют и иные, более современные технологии активизации широких слоев населения, которые основаны на использовании новейших достижений в таких сферах знания как обработка и передача информации.

5. Формирование кадрового резерва профессиональных политиков , отбора наиболее подходящих кандидатов на различные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию «политического рекрутирования».

6. Шестая функция партии заключается в том, что она выступает в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема: Партии и партийные системы в современном обществе

Данная контрольная работа посвящена таким субъектам политической жизни как политические партии и партийные системы. Цель работы состоит в раскрытии общественной сущности политических партий и партийных систем, описании их типологии и определении их функций.

Политическая партия – сложный и многомерный феномен. Несмотря на то, что партии в современном понимании этого слова начали формироваться только в XIX веке, уже задолго до этого существовали группы, соперничающие между собой в сфере власти.

Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Они представляют собой важнейший элемент политической системы общества и являются главными субъектами политических отношений.

Обычному человеку необходимо знать и разбираться во многих политических вопросах, в том числе и в политических партиях и партийных системах, чтобы делать правильный и осознанный выбор и тем самым способствовать формированию более совершенного общества, что, в свою очередь, необходимо для полноценной жизни человека и его самореализации.

Существуют различные определения политической партии. Например:

· В. Хасбах: Партия – это «союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов».

· М.Вебер: «Партии – это «общественные организации, опирающиеся на добровольный прием членов, ставящие себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных выгод или личных привилегий, либо для того и другого одновременно».

· Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

· Партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партиям свойственны следующие черты (характерные также и для других общественных объединений):

· Солидарность.

· Общая цель.

· Согласие в средствах и способах достижения общей цели.

От других общественных объединения партию отличает следующее:

· Задача партии – завоевание и использование политической власти. Это ее главный отличительный признак.

· Партия является носителем идеологии, как минимум – особенного видения мира и человека.

· Партия имеет программу, цели, стратегию, устав.

· Партия представляет собой долговременное объединение людей на разных уровнях политики.

· Партия стремится завоевать поддержку у населения.

Партия выражает интересы определенного класса (или слоя) и представляет их в органах власти. Политическая программа партии ориентирована на интересы этого класса (слоя), а власть является инструментом реализации этой политической программы. Т.о., в идеале партия является связующим звеном между обществом и государством, позволяя людям участвовать в политической жизни и контролировать деятельность государства.

В партии выделяют три уровня:

· Избиратели, не состоящие в партии официально, но объявляющие себя ее приверженцами, и регулярно голосующие за представителей партии на выборах. Это самая многочисленная часть партии.

· Официальная партийная организация, начинающаяся с первичной ячейки избирательного округа. Она занимается организационными вопросами политической деятельности партии.

· Партийные деятели, занимающие должности в государственном аппарате, и получившие эти должности в силу своей принадлежности к партии. Т.е. это партия в системе правления.

Классификация политических партий

Существует несколько критериев классификации политических партий.

1. По отношению к социальной действительности:

· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.

· Реформаторские – нацелены на количественные преобразования в обществе, без нарушения его основной структуры.

· Реакционные – стремятся возвратиться, частично или полностью, к ранее существующему порядку, к предшествующим характеристикам общества.

2. По месту и роли в политической системе:

· Государственные – партии, слившиеся с государством и обладающие реальной властью и контролем над экономикой, правом и духовной жизнью общества. Они формируют систему управления государством и государственную администрацию. Их идеология становится государственной. Характеризуются строгой дисциплиной, иерархией, отсутствием фракций.

· Авторитарные – с государством не сливаются, но пользуются поддержкой существующего политического режима и сами составляют его основу. Таким партиям свойственна централизованная организация, радикальные методы преобразований в обществе, повышенное внимание к идеологии.

· Парламентские – партии, действующие в конкурентных политических системах. В таких партиях есть председатель (фактически руководитель партии) и лидер (олицетворение политического образа партии). Иногда эти должности совмещает один человек. Такие партии характеризуются большим количеством фракций, дискуссиями.

3. По критерию организационной структуры:

· Централизованные – имеют четкую иерархию и сильный руководящий центр.

· Децентрализованные – характеризуются слабой структурой и низкой дисциплиной. У такой партии слабые лидеры, множество фракций.

· Кадровые – в таких партиях процедура приема упрощена, но доступна только избранным и основана на жестком и закрытом отборе. Такие партии малочисленны, они состоят преимущественно из профессиональных политиков, имеющих авторитет в обществе, умеющих эффективно организовать избирательную кампанию и могущих привлечь большое количество избирателей из разных слоев населения. Опираются на материальную поддержку финансовой элиты. Система членских взносов отсутствует. Организационная структура аморфна.

· Массовые – многочисленные партии, с поддержкой обычно более 10% населения, и рекрутирование новых членов является для таких партий важнейшей задачей. Имеют иерархическую организационную структуру и громоздкую систему управления. Характеризуются повышенной идеологизированностью, идеология используется в качестве средства политической мобилизации. В основном финансовый источник таких партий – членские взносы, причем члены партии не только платят взносы, но зачастую и участвуют в деятельности партии.

· Партии с точными и формально определенными принципами членства – в таких партиях четко определены формы и условия принятия в партию, взыскания и награды членов партии, методы политической борьбы, устав и т.д.

· Партии со свободным членством – принадлежность к партии выражается посредством голосования за ее кандидатов.

4. По виду партийного руководства:

· Партии коллективного руководства – партии, в которых лидер руководящей группы исполняет роль арбитра.

· Партии личностного руководства – такая партия имеет руководителя вождистского типа.

· Партии харизматического руководства – партией руководит определенная личность, имеющая авторитет в партии либо в целом в обществе. Вся полнота власти принадлежит этой личности, имеющей характер символа.

· Партии консенсуального руководства - являются каналом представительства интересов различных социальных групп.

5. С точки зрения среды деятельности:

· Моносредовые – деятельность партии ограничена одной социальной средой, интересы которой она представляет.

· Всеобщие – ориентированы на общенародную, общесоциальную среду.

· Промежуточные – ориентированы на деятельность в одной определенной среде, но не отказываются от поддержки и влияния в других средах.

6. По идеологической направленности доктрин:

· Социал-демократические – занимают левоцентристские позиции, выступают за широкие социальные реформы, развитие смешанной экономики и государства благосостояния. Их основные ценности - свобода, справедливость, солидарность.

· Коммунистические – ставят перед собой задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации.

· Либеральные – занимают правоцентристские позиции, отстаивают идею индивидуальной свободы. Выступают за политическую и экономическую свободу, частную инициативу, равенство возможностей.

· Консервативные – находятся на правом фланге политического спектра, стремятся сохранить традиционный социальный порядок.

· Конфессиональные – объединяют людей по принципу общего вероисповедания.

· Националистические – опираются на национальный, этнический принцип.

· Фашистские (неофашистские) – характеризуются жесткой дисциплиной, централизацией власти. Доктрина и философия таких партий пропагандируют насилие и жестокость.

7. По социальному признаку:

· Буржуазные

· Рабочие

· Крестьянские

· Молодежные

· Партии служащих

· Партии женщин

8. По условиям участия в политической жизни общества:

· Правящие – партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Правящая партия реализует свою политическую программу посредством «своих» людей в правительстве. Главный признак правящей партии – самостоятельное формирование правительства.

· Оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) - партии, находящиеся в оппозиции к правящей партии, не имеющие возможности формировать правительство и предлагающие народу альтернативные пути развития и политического курса. Оппозиционные партии следят за деятельностью правящей, проверяют ее на предмет соблюдения конституции и закона, подвергают критике.

9. По политическому темпераменту (социальной направленности):

· Правые – стремятся к стабильности политической системы, сильной государственной власти, пропагандируют буржуазные ценности, отрицают революционные методы достижения политических целей.

· Левые – придерживаются обычно социалистических или коммунистических идеалов и ценностей и радикально-революционных методов их достижения.

· Центристские – не приветствуют радикальные изменения в обществе, но стремятся к улучшению существующей ситуации путем мягких реформ и эволюционного развития общества. В качестве методов достижения политических целей используют компромисс, сотрудничество, стараются максимально учесть мнение различных социальных слоев.

10. Поорганизационной структуре:

· Организационно оформленные – члены партии официально оформлены и платят членские взносы.

· Организационно неоформленные - официальное членство отсутствует. Избирателю достаточно устного заявления о приверженности к этой партии, чтобы считаться ее членом.

11. Повиду членства:

· Прямое членство – в партию принимают в индивидуальном порядке.

· Косвенное членство – человек входит в партию только потому, что является членом какой-либо связанной с ней организацией.

12. По классовому критерию: различают:

· Партия представляет интересы одного из основных классов данного общества (например, буржуазии).

· Партия представляет интересы одного из неосновных классов данного общества (например, крестьянства). Однако в этой группе существуют партии, стремящиеся к союзу и с другими классами.

· Партия выражает интересы реликтовых классов и слоев общества (например, интересы помещиков в условиях рыночного государства).

· Партия выражает интересы групп с динамичным социальным статусом (т.е. эти группы могут только включаться в социальную структуру либо, наоборот, деклассироваться).

· Партия отражает интересы слоев общества (например, интеллигенции, армии).

· Партия отражает интересы различных социальных классов или слоев, объединенных общими политическими интересами и целями в связи с определенной политической ситуацией, какой-либо серьезной общественной проблемой (например, это может быть партия борьбы с диктаторским режимом). В этих условиях различные классы приходят к некоторому компромиссу, и партия выражает интересы надклассового образования.

· Партия, чей классовый облик не определен либо еще не сформировался.

Функции политических партий

· Борьба за политическую власть в государстве.

· Формирование правящей элиты посредством участия в избирательной кампании.

· Осуществление связи между народом и государством. Посредством своей деятельности партия связывает различные социальные слои и группы населения с государством, обеспечивают обратную связь государства с обществом.

· Представление в правительстве тех слоев населения, интересы которых партия выражает.

· Объединение интересов различных социальных слоев, групп. Различные социальные интересы сводятся к общему знаменателю и приобретают форму политических целей и задач, которые решает партия.

· Создание программ деятельности государства.

· Разработка партийной идеологии, привлекательной для определенной части общества, политической платформы, программных документов, осуществление партийной пропаганды.

· Вовлечение части населения в активную политическую деятельность. Тем самым часть населения входит в политическую систему.

· Политическое воспитание и просвещение, разъяснение населению политической и социально-экономической ситуации, существующей в обществе.

· Сплочение граждан на основе общности их интересов.

· Выявление соотношения сил в обществе на основе политических позиций партии.

· Разработка и принятие политических решений, участие в их реализации.

· Отбор на руководящие должности, партийное обучение, формирование партийной элиты.

· Контроль исполнения государственных программ, давление на государство, если его политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

· Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса.

· Корректировка политического курса партии на основе механизма обратной связи.

· Защита политической системы от общества. Недовольство общества направляется не на саму политическую систему, а на правящую партию или ее лидеров.

· Обеспечение единства и согласия в партийных рядах.

· Расширение состава партии – так называемое рекрутирование, работа партии с массами для пополнения ее рядов, привлечение новых членов.

· Совершенствование партийной структуры – налаживание эффективных связей и взаимодействий между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

· Укрепление финансовой базы партии – решение финансовых проблем, контроль партийной кассы.

· Формирование политических лидеров и элит – обучение, воспитание, подготовка политических лидеров и своих представителей во властных структурах.

· Развитие отношений с другими субъектами политической жизни, налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями.

Сущность партийной системы

В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.

Партийная система - это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление (пособие, стр. 130). Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».

Партийная система характеризуется количеством существующих в политической системе политических партий, наличием или отсутствием доминирующей политической партии, уровнем политической конкуренции между партиями.

Классификация партийных систем

Различают следующие типы политических систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

1. Однопартийная политическая система .

В таких системах правящим статусом обладает одна партия.

Вся полнота политической власти принадлежит правящей политической партии. Все политические решения принимает данная партия, и администрация государства выполняет ее решения. Выборные механизмы либо отсутствуют, либо имеют формальный характер. Все виды политической активности в обществе контролируются. Правящая партия объявляет себя наилучшей из возможных партий (или даже единственно возможной), способной наиболее эффективно решать общественные проблемы.

Существование однопартийной системы может быть закреплено юридически. В таком случае запрещено даже номинальное существование других партий. Это однопартийная система в строгом смысле этого слова. Наличие однопартийной системы может быть и не закреплено юридически, но фактически иметь место. В этом случае существуют и другие партии, но они малочисленны, не играют какой-либо значимой роли в политической жизни государства, жестко контролируются правящей партией, подвергаются цензуре.

Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.

При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.

При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.

В развивающихся странах правящая партия занимается созданием у населения национального самосознания, его мобилизацией и вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.

Монополия на власть, существующая при однопартийной системе, создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Опыт различных стран показывает, что общество с однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления и исправления ее недостатков и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.

2. Двухпартийная политическая система .

В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.

Двухпартийные системы бывают двух видов:

· Классическая. Две основные партии собирают на выборах до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.

· Система «две плюс одна партия» или «две с половиной партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.

Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:

· Жесткий вариант – когда все представители партии должны голосовать строго определенным образом.

У двухпартийной системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.

3. Многопартийная политическая система .

При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.

Многопартийные системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.

Трехпартийная система. При такой системе функционируют и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так как не способна самостоятельно придти к власти.

Четырехпартийная система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где общество разделено на два соответствующих лагеря. Оппозиции находятся слева и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.

Атомизированная система. В данном случае нет необходимости подсчитывать точное количество функционирующих политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.

Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.

Существует также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено максимально допустимое количество партий в обществе.

Многопартийная политическая система обусловливает альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.

Однако наряду с достоинствами, многопартийная система имеет и ряд недостатков:

· некоторая фрагментарность способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;

· различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а распылены по разным партиям;

· избиратель не участвует в принятии крупных национальных решений;

· неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.

Современные особенности политических партий

В последние полтора-два десятилетия уменьшается зависимость между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. В социал-демократических партиях снижается доля рабочих, слои населения с низкими доходами все чаще голосуют за либеральные или консервативные партии, а средний слой – за левые партии. Партия все чаще ориентируется не на свою четко ограниченную группу, а на различные слои, на которые претендуют и другие партии. Партии перестают быть сугубо классическими, и становятся в некоторой степени народными, выражающими интересы различных слоев населения.

Чтобы привлечь наибольшее число избирателей, партии вынуждены обращать внимание на самые разные сферы общественной жизни и включать в свои программы разнообразные требования, озвучивать свою позицию по самым различным вопросам.

Еще одна тенденция – возрастание фрагментации партийных систем, появление все больших партийно-политических альтернатив, возрастание роли экологических партий.

Избиратели все чаще меняют свои политические пристрастия, переходя от одних партий к другим, что свидетельствует об увеличении автономии избирателя по отношению к партиям.

В России партийная система пока еще имеет переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции. Единая система политической коммуникации отсутствует, отсутствует взаимопонимание между участниками политического процесса и согласие относительно общих целей и способов их достижения. Отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития затрудняет формирование многопартийной системы, так как нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Интересы различных общественных сил еще недостаточно структурированы и представлены в политической системе. Для многих современных российских партий характерна слабая организационная структура, неопределенность социальной базы, невнятно сформулированная программа и идейно-политическая платформа.


В данной работе определена сущность политических партий и партийных систем, определены функции, описана их структура и классификация по различным признакам, а также отмечены современные особенности политических партий и партийных систем – как в России, так и за рубежом.

Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. В деятельности партий проявляются важнейшие демократические принципы – политический плюрализм, выборность должностных лиц, представительство. Они представляют интересы различных классов, социальных групп, слоев населения, выражают их потребности и цели, являются связующим звеном между обществом и государством. Партии превращают частные интересы отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии, в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваемые как единая партийная система, определяют жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом. Можно сказать, что они исполняют роль несущей конструкции политической системы.


1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007.- 488 с.

2. Панарин А.С. Политология. Учебник; издание 3-е, переработанное и дополненное.- М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, 488 с.

3. Политология: Учебное пособие./В.А. Барсамов и др.; под ред. Б.И. Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с.

4. Политология: Учебное пособие./Л.Н. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274 с.


Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007., стр. 214

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 126

Политология: Учебное пособие./В.А.Барсамов и др.; под ред. Б.И.Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002., стр. 215

Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 130

Как известно, каждая социальная группа (класс, слой) имеет свои особые интересы, которые ей хотелось бы довести до сведения всего общества и, главное, до сведения властей. С выражением этих групповых интересов и защитой их на государственном уровне и связана деятельность политических партий. Прообразы партий возникли еще в средневековой Италии (XII - XV в.в.), однако современные формы партии стали принимать лишь на рубеже XVIII - XIX в.в. и особенно во 2-й половине последнего (в Англии, Франции, США и других странах, в России - на рубеже (XIX - XX в.в.).
По наиболее общему определению, политическая партия - это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе. Партии выполняют многочисленные и разнообразные функции. Хотя все они тесно переплетаются, их можно сгруппировать по следующим пяти главным направлениям.
Функции политических партий:
— социальная;
— идеологическая;
— политическая;
— управленческая;
— электоральная.
Социальная функция. Она заключается в том, что партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти ее требования, иногда участвуя в разработке мероприятий по их выполнению При этом в последние десятилетия, стремясь расширить свою социальную базу (т. е. число своих сторонников), многие партии стараются представлять в обществе запросы не одной, а нескольких близких социальных групп.
Идеологическая функция партии проявляется 1) в разработке партийной идеологии (теоретических концепций, партийной программы, социально-экономических и политических стратегий, оценок событий, лозунгов и т. п.), а также 2) в распространении, пропаганде этой идеологии, в политической информации и воспитательной работе. При этом принципиально важно для любой партии быть способной к идеологическому обновлению. Дело в том, что так называемые «твердые убеждения», которыми любили гордиться ортодоксальные члены КПСС, могут и повредить партии. Стремительное развитие и рационализация жизни современного общества требуют постоянной и гибкой политической модернизации, т. е. осовременивания политической деятельности, приведения ее в соответствие с новыми условиями и в состояние готовности отвечать на вызовы времени. Иначе партия может оторваться от жизни, станет застойной, «вчерашней» партией уходящих поколений и растеряет былых сторонников.
Политическая функция состоит прежде всего в овладении государственной властью. Для выполнения этой главной задачи партии подбирают и «выращивают» своих политических лидеров, готовят специалистов по различным проблемам общественной жизни, выдвигают кандидатов на выборные и невыборные должности, активно работают в парламентах и других государственных органах
Управленческая функция характерна для партий, стоящих у власти (особенно в коммунистических обществах). Такие партии превращаются в своего рода государственные, ибо они организуют и направляют действия государства, инициируют социальные и политические изменения в обществе, руководят различными сферами общественной жизни.
Наконец, электоральная функция партий проявляется в том, что они активно участвуют в выборах, организуют избирательные кампании, проводят информационно-пропагандистскую работу со своим потенциальным электоратом, выступают с предвыборными программами, контролируют ход выборов и так далее.

Современная политологам выделяет множество взаимопереплетающихся типов партий по самым различным признакам. Основные из них представлены в рисунке. Так, по характеру функционирования партий широко распространено их деление на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, отсутствием четкой структуры и членских взносов. Они действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и в парламентах, опираясь на профессиональных политиков и финансовую поддержку бизнеса и отдельных граждан.
Массовые партии, напротив, многочисленны, четко организованы, имеют членские взносы и действуют постоянно, выполняя прежде всего социальную, идеологическую и политическую функции. Примером первых могут служить демократическая и республиканская партии в США, вторых - социал-демократические партии в Швеции, ФРГ и некоторых других странах.
По характеру политического поведения в обществе тоже можно выделить два основных типа партий. Демократическим партиям присущи уважительное отношение к политическому разномыслию и плюрализму в обществе, терпимость (или толерантность) к другим партиям и межпартийной конкуренции, готовность к компромиссам и сотрудничеству с другими социальными силами.
В отличие от этого тоталитарные партии стремятся к монопольному положению и господству, абсолютному подчинению себе других политических институтов (партий, движений, государства), к искоренению инакомыслия и утверждению единой идеологии в обществе. Для достижения своих целей они стараются объединить всех недовольных в обществе и направить все виды социальных протестов в одно русло.
По месту в политической системе, или в зависимости от их участия в осуществлении власти, партии подразделяют на правящие (властвующие) и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно разделить на легальные (разрешенные и зарегистрированные государством и действующие в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированные, но и не запрещенные) и нелегальные, которые запрещены государством и часто действуют в условиях конспирации и подполья.
Оппозиционным партиям часто свойственно своеобразное поведение не обладая властью и ни за что не отвечая, они категорически отмежевываются от «пагубного курса» правящих кругов, нещадно критикуя его. Так зарабатываются голоса будущих избирателей. Однако придя к власти, бывшие оппозиционеры совершают подчас все те же «пагубные ошибки».
Четвертый признак в нашей схеме классификации политических партий - их взгляды на характер развития общества. По нему можно условно выделить четыре основных типа партий. Эволюционные партии отталкиваются от того, что социально-политические структуры общества должны формироваться и развиваться на протяжении многих веков путем постепенного и органичного приспособления старых, традиционных форм к возникающим новым условиям жизни. Реформистские партии готовы подталкивать, ускорять процесс эволюционного развития общества проведением в нем необходимых реформ. В отличие от последних, революционные партии нацелены на ускорение общественного прогресса не только реформами, но и с помощью революций, позволяющих в одночасье избавляться от всего старого и отжившего, чтобы строить на их месте новый мир.
Еще одно политическое течение представляют так называемые радикалистские партии. Их отличают по меньшей мере три главные особенности: 1) они ставят перед собой задачу добиться не частичных, а коренных изменений в той или иной области общественной жизни; 2) в достижении своих целей они настроены на радикализм, на применение крайних, «хирургических», насильственных мер (террор, убийства, репрессии, взрывы, поджоги, незаконные захваты людей, каких либо объектов и т. п.). При этом 3) они часто создают напряженность в обществе, обстановку конфронтации, вражды непримиримости («кто не с нами - тот против нас»). Именно подобным образом действуют, например, различные экстремистские террористические группировки на северо-западе Индии, а также в уже упомянутых Алжире и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.
В большинстве стран мира существуют не одна (как в недавнем прошлом у нас в Советском Союзе), а несколько или даже много политических партий. Их совокупность в каждой данной стране и образует партийную систему. Такая система (особенно если она состоит не из одной партии и, значит, есть выбор) — важный элемент жизни общества: она дает выход различным запросам граждан, поддерживает равновесие между социальными группами и представляющими их политическими силами, позволяет многим людям реально участвовать в политике.
Наиболее распространенная типология партийных систем основана на количественном критерии - числе партий, реально борющихся за власть или оказывающих на нее влияние. В ходе исторического развития сформировались четыре основных типа партийных систем.
Партийные системы:
- однопартийная;
- многопартийная;
- двухполовинная партийная;
- многопартийная
О первой из них однопартийной системе - как о системе можно говорить лишь условно, поскольку здесь существует только одна партия, монополизировавшая всю политическую власть в стране и лишившая избирателей какого бы то ни было выбора. Однопартийный бесконкурентный и застойный режим характерен для тоталитарных и авторитарных государств. Партия и государство там - по сути одно целое (как, например, в сегодняшней Кубе с ее единственной Коммунистической партией или в Корейской Народно-Демократической Республике, где Трудовая партия Кореи - тоже фактически монополист).
В условиях двухпартийной системы власть оказывается у одной из двух партий. Классический пример - британская система с консервативной и лейбористской партиями, которые с той или иной степенью очередности имеют в парламенте абсолютное большинство и формируют правительство. При этом не исключено наличие других партий, но не имеющих реальных шансов прийти к власти.
Система двух с половиной партий - по существу разновидность двухпартийной модели, но заслуживает отдельного разъяснения. Она имеет место, когда рядом с двумя основными партиями появляется третья - относительно слабая, но способная помочь первой или второй получить власть. В этом случае одна из основных партий и третья образуют коалицию, которая обеспечивает обеим (в сумме) большее число голосов на выборах или непосредственно в парламенте.
Хорошей иллюстрацией здесь может послужить ФРГ 1969-1982 гг. - периода коалиционного правления двух партии. Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Свободной демократической партии (СвДП). Возьмем, например, выборы 1976 г. Две основные партии страны - СДПГ и блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) - получили тогда соответственно 42,6% и 48,6% голосов избирателей. И если бы не коалиция с «маленькой» партией - СвДП (7,9% голосов), СДПГ не получила бы власть. Недаром в октябре 1982, когда свободные демократы вышли из данной коалиции, в стране разразился правительственный кризис, и власть после досрочных парламентских выборов перешла к ХДС/ХСС (правда, опять-таки с коалиционной помощью СвДП).
Тот же принцип создания партийных коалиций для прихода к власти действует и при многопартийных системах, т. е., когда в стране существуют три и более партии, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. Таким образом, если обобщить, то получается, что коалиционные правительства - признак системы с более чем двумя партиями, а однопартийные правительства - одно- или двухпартийных систем.

Наиболее распространенными в демократическом мире являются системы двух- и многопартийные. Первые обычно характерны для устоявшихся, идеологически более однородных и консолидированных обществ с богатым опытом демократии (Великобритания, США). Вторые - для обществ с большей степенью фрагментации, т. е. разобщенности, разделенности групп населения по национальным, социально-экономическим, религиозным или мировоззренческим признакам (Бельгия, Израиль, Швейцария, Швеция и др.).
У каждой из этих систем, естественно, существуют свои плюсы и минусы. Так, наличие многих партий создает, с одной стороны, живительную конкуренцию политических сил, стимулируя поиск путей более эффективного управления обществом. Но, с другой стороны, она же способствует «размельчению» и раздроблению интересов людей, затрудняя согласование и гармонизацию их позиций. Это может обострять противоречия в обществе и вести к политической нестабильности.
В свою очередь двухпартийная схема, обеспечивая подчас большую устойчивость политической жизни, порождает свои недостатки. Так, идеологии только двух партий могут оказаться слишком крайними и однотонными - без необходимых, идущих от многоцветности жизни, нюансов. Это лишает политический спектр общества уравновешивающих интересы людей, компромиссных, партийных позиций, обедняя выбор для избирателей. В результате может стимулироваться либо а) так называемое протестное голосование (не за одного из кандидатов лишь двух партий, а против другого), либо б) по принципу выбора из двух зол меньшего, либо в) полное игнорирование выборов.
Особенности многопартийности в современной России
Сегодняшнюю Россию тоже можно отнести к странам с многопартийностью (если даже не сверхмногопартийностью), ибо счет числа зарегистрированных политических партий и движений давно идет на сотни. Однако подавляющее большинство из них существуют лишь на бумаге. Реально работающие структуры имеют только несколько десятков партийных организаций и групп, из которых в Государственной думе (1998) представлены четыре. Наиболее наглядно и емко эту ситуацию с наличием огромного числа псевдопартий характеризует перефразированное название известной шекспировской пьесы «много партий из ничего». Почему так?
Прежде всего потому, что возникновение политических партий и движений в нашем отечестве идет противоестественным образом. Вспомним, что нормально партии рождаются снизу: социальные группы, осознав через свой авангард свои общие интересы, «ищут» политическую силу (союз, партию, движение и лидера), которая бы могла заявить о них обществу и властям.
В России же большей частью наоборот. В ее политических кругах тесно от амбициозных претендентов на лидерство. Каждый из них стремится стать пусть маленьким, но самостоятельным и единоличным вождем, поэтому им трудно договариваться между собой, чтобы объединить усилия. В результате появляются десятки лидеров, жаждущих образовать хотя бы мини-партию вокруг себя. Конечно, сегодня российское общество сильно фрагментировано (левые и правые, националисты и космополиты, славянофилы и западники, государственники и противники этатизма, любители пива и любители молока и т. д.), но не до такой же степени, чтобы на каждого из десятков тщеславных вождей нашелся свой отдельный «социальный фрагмент».
Создаваемые таким образом именные миниатюрные партии не без основания называют иногда латинским термином «клиентела». В самом деле, подобная клиентела представляет собой группу политических активистов, объединившихся вокруг того или иного заметного и, возможно, влиятельного политика (патрона). Эти активисты работают на успех своего патрона и связаны с ним отношениями личной зависимости, поэтому с уходом последнего с политической сцены рушится и вся конструкция «партии» (хотя не исключен и благоприятный вариант: постепенное расширение, укрепление и перерастание клиентелы в настоящую партию).
Таким образом, можно заключить, что в сегодняшней России пока идет лишь процесс становления подлинной многопартийности. Иначе и не могло быть, поскольку само российское общество (интересы которого призваны выражать партии) еще далеко не обрело цивилизованную и устойчивую структуру. Соответственно и партии (большинство из них точнее называть протопартиями): во многом не определились программно-идеологически; еще только ищут круг своих возможных сторонников; увязли в сиюминутных перебранках между собой, в конъюнктурщине; в неконструктивном (неплодотворном) критиканстве правительства; в сомнительных играх и спекуляциях на естественных чувствах и образах доверчивых «простых людей» (на их ностальгии по безвозвратному СССР и тоске по ушедшей молодости, на национальных и патриотических чувствах, на искаженных представлениях об «империалистическом», «эксплуататорском» Западе и т. п.).