Сильвестр священник избранная рада. О деятелях избранной рады

одился 27 января 1952 г. в г. Ленинграде, его мирское имя – Сергей Павлович Лукашенко.

Получил высшее образование в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете прикладной математики и процессов управления. В 1974 г. завершил обучение по специальности прикладная математика.

С 1974 по 1975 гг. являлся инженером одного из ленинградских научно-исследовательских институтов, затем проходил службу в рядах советской армии. Вернувшись в Ленинград, в 1977 г. поступил в конструкторское бюро. С 1979 г. работал на кафедре высшей математики Горного института г. Ленинграда.

В 1983 г. 21 сентября был рукоположен в сан диакона Митрополитом Иоанном (Венландом) и с этого времени служил диаконом Федоровского кафедрального собора г. Ярославля.

Осенью 1984 г. был назначен настоятелем Яковлевского храма г. Ярославля. 26 ноября того же года владыкой Иоанном награжден камилавкой.

10 февраля 1986 г. стал настоятелем храма Бориса и Глеба с. Борисоглебский Погост Угличского района.

Весной 1986 г., во вторник Страстной седмицы принял монашеский постриг с наречением имени Сильвестр, в честь преп. Сильвестра Обнорского (память 8 мая). Пострижение совершил Высокопреосвященнейший Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский в кафедральном Федоровском соборе.

Весной 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом был награжден наперсным крестом.

Ко дню св. Пасхи 1990 г. − возведен в сан игумена.

В 1990 г. был назначен настоятелем Успенского собора г. Ростова и благочинным Ростовского округа. В том же году стал главным редактором вновь возрожденной газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

Успенский собор – бывший кафедральный храм Ярославской епархии и древнейший храм Ростова – стал первым местом служения о. Сильвестра на Ростовской земле. В должности настоятеля собора он много сделал для сохранения и восстановления, укрепления и украшения этого уникального храма, который является средоточием древних святынь Ростова Великого.

С осени 1990 г. духовно окормлял Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, подготавливая его возвращение Русской Православной Церкви. На св. Пасху, 7 апреля 1991 г., провел первое богослужение в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 июня 1991 г. участвовал в передаче из музея в монастырь мощей святителя Димитрия Ростовского.

В 1994 г., с 15 марта по 19 апреля, являлся штатным священником Федоровского собора г. Ярославля.

19 апреля 1994 г. был назначен настоятелем храма Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского района. Немалых трудов потребовало восстановление храма, воспитание церковной общины и налаживание подсобного хозяйства. Ныне приход с. Сулость − один из самых известных в округе.

Церковь св. Андрея Стратилата возобновлена во всей красе. Иконы для иконостаса написаны в древнерусском стиле. В этом светлом просторном храме – особая атмосфера, соответствующая духовному настрою его настоятеля. Храм пронизан светом, в нем царят истинная любовь, духовная радость и душевный покой. И он всегда полон людьми, которые приезжают сюда даже издалека.

К празднику св. Пасхи, 7 мая 1997 г., Святейшим Патриархом Алексием II удостоен правом ношения палицы. Ко дню св. Пасхи 2000 г., за усердие и труды на благо Святой Церкви, награжден крестом с украшениями.

С 1 января 2003 г. архимандрит Сильвестр был назначен благочинным приходских церквей Ростовского округа. Спустя месяц стал благочинным монастырей Ярославской епархии.

15 марта 2003 г. Высокопреосвященнейшим Кириллом, Архиепископом Ярославским и Ростовским возведен в сан архимандрита. 1 июня 2003 г. − определен духовником Спасо-Яковлевского монастыря.

В 2010 г. занял должность Председателя церковного суда Ярославской епархии. Является членом Епархиального совета.

Служение отца Сильвестра не ограничивается епархиальными пределами. Его многогранная и разносторонняя деятельность принесла ему поистине всероссийскую известность.

В июне 1999 г. он стал одним из организаторов и участников уникальной духовной акции – крестного лета над Россией, посвященного 2000-летию Рождества Христова и совершенного по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Это был настоящий «крестный ход в небе» – самолет МЧС Ан-74, на время обращенный в символическую часовню, облетел всю нашу страну по периметру ее границ. На борту самолета находились иконы, во время всего полета не прекращалась молитва. Небесный крестный лет над Россией продолжался неделю, а начался он в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Архимандрит Сильвестр является духовником сборной России по не олимпийским видам спорта , выступающей на Всемирных играх. Подобно Олимпийским играм, - это международное спортивное мероприятие, объединяющее спортсменов самого высокого ранга. Отцу архимандриту особенно нравятся единоборства, так как он сам - обладатель черного пояса Тэквон-До ATF.

В качестве духовного наставника он сопровождает российскую сборную на ответственных международных соревнованиях. Как говорит отец Сильвестр, беседы и молебны помогают и в победах, и в создании настоящего командного духа. Особенно знаменательными оказались Первые всемирные игры боевых искусств, которые проходили в 2010 г. в Пекине и увенчались полной победой Российской сборной.

Отец Сильвестр - духовный наставник Российского Союза боевых искусств , духовник и член экспертного совета Фонда социально-экономической реабилитации сотрудников и ветеранов спецслужб и правоохранительных органов, действительный член Международной академии экономической безопасности.

С 2010 г. о. Сильвестр является членом этического комитета при Федеральном государственном учреждении «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России» (ФГУ «РНЦ ВМиК»), которое является головным научно-практическим и лечебным учреждением Российской Федерации по проблемам восстановительной медицины, медицинской реабилитации, физиотерапии и курортологии.

Отец архимандрит курирует различные научные и просветительские проекты. По его предложению в 2011 г. в Спасо-Яковлевском монастыре была организована международная научная конференция «Ростов Великий - имена, события, судьбы: великокняжеские, царские и знатные рода России в истории города».

Батюшка – один из творческих вдохновителей и инициаторов различных фестивалей, концертов, выступлений для детей на Рождество и Пасху.

В октябре 2011 г., вместе с творческой группой тележурналиста Аркадия Мамонтова, о. Сильвестр принял участие в работе над документальным фильмом «Пояс Богородицы», рассказывающем о великой святыне Ватопедского монастыря на Афоне и других знаменательных реликвиях Святой Горы.

Афон называют земным уделом Пресвятой Богородицы. Там 20 древних обителей, и все они Богородичные. Только в Ватопедском монастыре – семь чудотворных икон Божией Матери, самая почитаемая – Ватопедская. Список с нее хранится в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре и тоже является чудотворным образом.

Главным спортивным событием 2012 г. стали XXX летние Олимпийские игры, которые проходили в Лондоне с 27 июля по 12 августа. Официальным членом делегации России на Олимпийских играх стал архимандрит Сильвестр. Уже несколько лет он является духовником Российской сборной по неолимпийским видам спорта, сопровождая ее на Всемирных играх. В нынешнем году духовная помощь о. Сильвестра распространилась на российских спортсменов-олимпийцев.

Его работа на Олимпиаде была сложна и ответственна. Она заключалась в служении ежедневных молебнов о призвании помощи Божией, в участии в отправлении литургий, в напутственных беседах со спортсменами и тренерами, в преподании пастырского благословения, в присутствии на соревнованиях, в сугубых молитвах.

Духовник олимпийской сборной вернулся на родину // Сайт Ярославской государственной телевизионной и радиовещательной кампании http://yaroslavl.rfn.ru 15.08.2012

По материалам сайта Православие и мир.ru, публикация от 31 июля 2012 г. // Ярославские епархиальные ведомости. 2010 г., январь. № 223. С. 8-10.

Карцев А. «Патриотизм основывается на создании» [Интервью с духовником Спасо-Яковлевского монастыря архимандритом Сильвестром] // Ростовский вестник. 2006 г., 27 апреля. № 32.

Среди тружеников и радетелей о благе Отечества имя протоиерея Сильвестра должно по праву занимать одно из самых заметных мест. Многие его идеи не утратили своего значения и поныне.

Для нас важны не столько его конкретные советы по различным экономическим вопросам, сколько сам подход к их решению, заключающийся не в следовании голой «экономической рациональности», а в том, чтобы, развивая хозяйство, не забывать об истинных, духовно-нравственных ценностях .

Священник Кремлевского Благовещенского собора Сильвестр (умер около 1566 г.) - одна из наиболее загадочных и удивительных личностей среди церковных деятелей, принимавших активное участие в политической жизни страны середины XVI века.

Домосковский период отца Сильвестра, когда тот жил и работал в Новгороде, остаётся белым пятном. Единственный источник - «Домострой». Из него можно узнать, что Сильвестр занимался изготовлением икон и перепиской книг. В его мастерской было много работающих по найму, которых он обучал разным ремёслам. Из «Домостроя» также известно, что Сильвестр вёл большую торговлю. В делах ему верили «и зде, и иноземцы», что подтверждают ливонские источники. Появление Сильвестра в Москве можно отнести к промежутку между 1543 и 1547 гг. Вероятно, он был призван своим земляком митрополитом Московским и всея Руси Макарием «якоже мужъ примернаго благочестiя и добродетелей, для собеседованiй и наставленiй юному царю». Сильвестр становится священником Благовещенского собора в Московском Кремле.

Молодой Иван Васильевич, будущий Иван IV Грозный, и Сильвестр.

В автобиографической части первого Послания Иоанна IV (Грозного) князю Курбскому имеется свидетельство, при каких обстоятельствах царь обратил своё внимание на протоиерея. После упоминания о пожаре, случившемся в Москве 21 июня 1547 года, во время которого сгорели 1700 человек «мужеска полу и женьска и младенецъ» и было уничтожено множество зданий, и об убийстве толпой дяди государя Юрия Васильевича Глинского, царь пишет: «Посемъ же, совета ради духовнаго и спасенiя ради души своея, прияхъ попа Селивестра».

Явившись к встревоженному царю, бежавшему с семьей и малочисленной охраной в село Воробьево, Сильвестр в пламенной речи изобразил перед ним отчаянное положение государства, указал на причину всех несчастий - проступки молодого правителя, предрёк, что небесная кара уже висит над ним в образе народного бунта. Он обличал, увещевал и ободрял государя, взял на свою душу царские грехи и вызвался быть его наставником в духовной и мирской жизни. «Для исправленiя Иоаннова, − восклицает Карамзин, − надлежало сгореть Москве!».

Смиренный протоиерей незнатного рода, религиозно настроенный, наделённый чистыми помыслами и возвышенным стремлением духа, не требуя себе ни высокого положения, ни богатства, ни наград, становится руководителем и духовным наставником юного Иоанна. Царь, которому не исполнилось и семнадцати лет, оказался под крепкой опекой не только в частной жизни, но и в государственной деятельности. Воля протоиерея, точно рука Провидения, повела Русское государство по пути правды. Иоанн всецело вверил себя Сильвестру - духовному лицу с сильной волей, горячей верой, твердыми убеждениями и непреклонным характером. Как выяснилось, не зря. «Пришелец» из Новгорода играет исключительную роль в качестве главного советника государя. Только что сплочённое из разных уделов и расстроенное 13-летней анархией государство поднимается на такую высоту, какой оно не достигало в предшествующий период истории. Наставляя молодого царя в вере и благочестии, помогая в изучении Священного Писания, Сильвестр вместе с тем учил и государственному разуму. Русское государство «не словомъ токмо, но и д?ломъ» должно «показати веру». Такая направленность оказалась для только что вступившего на престол правителя особенно привлекательной.

В XVI веке был написан знаменитый «Домострой».

«Домострой» Сильвестра, по достоинству оценённый потомками как бесценный литературный памятник середины XVI века, - это прежде всего устав семейной жизни, адресованный всем гражданам России с целью воспитания их в праведности, благочестии, любви к Богу, Царю и Отечеству. Для историков он - источник истории русской жизни и быта, для филологов - неисчерпаемый кладезь русского языка. Книга написана живо, с обилием пословиц и поговорок. В том и состоит, отмечают исследователи, основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв. и как бы присутствовать при их разговорах. Фактически это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор стремился посеять в неокрепших юных душах духовные семена, по мере взросления укрепить их, чтобы читатель был полезным и достойным гражданином своей страны. Сильвестр добивался того, чтобы евангельские законы любви стали органической частью жизни русского человека, вошли в его плоть и кровь, чтобы вместо преходящих земных благ наши люди познали единого Бога - Иисуса Христа, чтобы Он был «написанъ» в их сердцах, а Его жизнь стала примером и образцом в повседневной жизни каждого, ибо нет другого основания русской государственности.

Трехчастность «Домостроя» отражает христианский догмат о Святой Троице. Последовательно излагаются правила «духовнаго» (религиозные наставления); «мирскаго» (семейные отношения) и «домовнаго строенiя» (хозяйственные рекомендации).

Какие же требования выдвигает Сильвестр для успешной хозяйственной деятельности русского человека? Накопление вещественного богатства как в семье, так и государстве, прежде всего, должно осуществляться за счет «праведнаго труда». Государю (хозяину земли Русской) надо служить не только верою и правдою, но и добрыми делами. Это значит, что все должны быть заняты своими трудами, рукоделиями зарабатывать себе хлеб и прибыток государю. Исходя из этих посылов, автор «Домостроя» советует зажиточным хозяевам превратить дом в мастерскую разных дел - золотых и серебряных, прядения «тафты и камки», иконописи и т.д. При особо богатых домах Сильвестр предлагает создать мастерские: железных дел, «платейныхъ» (по пошиву платьев), сапожных, кузнечных и даже медеплавильных. По его замыслу, именно в семейном кругу следует готовить кадры для промышленности и различных ремесленных производств, чему непременно должна уделять внимание и царская власть.

Отличный семьянин, заботливый отец, рассудительный хозяин, Сильвестр мог всю семью и прислугу занять постоянным делом, и по возможности найти для них время и для отдыха, устроить полезные знакомства. Он не только отпустил на волю свою дворню («работныхъ своихъ всехъ свободихъ и наделихъ»), но и выкупал из неволи чужих рабов, пленных и должников, чтобы жили «добрыми домами». Этого мало: для «многихъ пустошныхъ сиротъ» и «убогихъ мужеска полу и женьска» его дом служил воспитательным и странноприимным заведением, школой ремёсел, искусств, промышленности и торговли, грамотности и науки, подготовлявший для государства обученных полезным навыкам («хто чево достоинъ») граждан, а для Церкви - священников и дьяконов.

С особым уважением Сильвестр относился к «торговому человеку» и призывал «пригоже почтити, напоити, накормити и добрымъ словомъ его привечать». Он советует покупать товар тогда, когда он дёшев, и купить его «съ лишкомъ», чтобы впоследствии с прибылью продать. Именно так поступает домовитый и благорассудный хозяин. Но тут же предупреждает: купцы, мастеровые и земледельцы должны торговать только «прямымъ и благословеннымъ» − плодами честного труда, а не украденным или добытым разбоем товаром, поклепом и «злохитрствомъ».

Прочное материальное положение в доме обеспечивается строгим контролем. Поэтому «Домострой» рекомендует вести обязательный учёт «во всякомъ обиход?, въ торговл?, въ казн?, во всякомъ дворовомъ запас?». В доме всё должно быть перемерено, перемечено и записано, сколько чего припасено, сколько отдать по государеву приказу и сколько разойдётся для домашних потребностей. Следует также вести учёт доходов и расходов, чтобы «въ житiи, и обиходъ держать по приходу и расходу». По своему «добытку смотря», рекомендуется «и ести, и пити, и носити, и государю служити». Кто начнёт жить «не по сил?», тот получит «отъ Бога грехъ, а отъ людей посмехъ».

Ещё одно непременное условие материального благополучия - бережливость. За хозяйственную часть дома отвечает помощник «домовладыки» - ключник или дворецкий. Он должен за всем строго следить: всякая ли вещь лежит на месте, обихожены ли животные, припасён ли корм и т.д. Ему необходимо «въ торгу смотрети всякаго запаса къ домашнему обиходу», чтобы закупить непортящийся товар и заготовить его на несколько лет вперед. У домовитого ключника все «по числу» и все на месте, чисто и «замкнуто» (закрыто).

Рассудительный и мудрый хозяйственник, Сильвестр, сообразуясь с потребностями народа, даёт практические рекомендации: «какъ домъ строити», или лавку, или амбар, или деревню, как заморский товар закупить и из дальних мест его доставить, как «дворовое тягло» платить и т.п. Для распространения торговли и рукоделия он рекомендует распространять среди народа советы по огородничеству, садоводству, животноводству, лесной и заводской промышленности.

При этом духовный наставник молодого царя обращается к зажиточным людям, чтобы они берегли себя от «всякаго неправеднаго собранiя и ростовъ и корчмы», слуг держали «по силе» и «пищею и одеянiемъ (их) удоволили». Дворовыхъ людей необходимо обучить ремеслу и занять рукоделием, чтобы у них пропало всякое желание «въ коръчм? пити и всякое зло чинити». Не ограничиваясь только обучением производственным навыкам, он предлагает заботиться о нравственном воспитании и умственном развитии слуг, особо обращая внимание на то, что христианские добродетели формируются сердечным отношением высших к низшим и обездоленным людям, заботами о них и милостивым участием ко всем их нуждам - духовным и материальным.

Сильвестр «любовно» жил с соседями и со знакомыми, делясь хлебом, солью, заключая с ними сделки и ссужая деньгами, стараясь любого гостя за стол посадить, даже недруга «напоити и накормити». Ему удаётся избегать любой ссоры и свары «на пиру, въ торговл?, на пути», предотвращать всякое неудовольствие «милою розласкою, да своимъ терпенiемъ», мирно разрешать «безъ пристава и безо всякiя кручины» те проблемы, в которые невольно вплетала его людская молва и зависть. При своих обширных хозяйственных и торговых связях с отечественными и иноземными купцами он сумел в течение 40 лет обойтись без суда и тяжб.

В «Домострое» протоиерей Сильвестр старался наставить юного гражданина с малых лет на истинный путь святых заповедей, воспитать в православном миропонимании. Он не кривил душой, когда писал свою книгу. Это можно понять по тем наставлениям, которые Сильвестр дает своему сыну Анфиму. «Чадо мое единородное и любимое, со слезами молю тя: Господа ради служи верою да правдою царю, безо всякiя хитрости, и безо всякаго лукавства», недругу не мсти, всё делай с любовью к людям и «безъ брани».

«Домострой» со всеми своими даже мелочными предписаниями долго жил в народной жизни; он переписывался от руки и в течение столетий переходил из одного рода в другой как святыня. Коллективное сознание увековечило имя протоиерея Сильвестра, что является прямым доказательством того, как метко угаданы нужды и потребности людей, сколь широк был кругозор, помогавший находить многочисленные сферы и потаённые уголки семейной и общественной жизни, которые необходимо улучшить и преобразовать, чтобы воспитать будущих граждан России.

Сильвестр на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Хотя практические экономические идеи и предложения протопопа (так называли в то время протоиерея) Благовещенского собора кажутся нам порой наивными и даже вызывают улыбку, многие из них давно воплощены в жизнь. У современного читателя вызывают глубокий интерес взгляды Сильвестра на развитие общества в целом, предназначение человека, содержание, которое он вкладывает в проблему воспитания. По Богу устроенная семейная жизнь - это прочный фундамент не только домашней ячейки, но и всего Русского государства. К такому выводу приходишь, прочитав «Домострой».

Что может быть общего между русской хозяйственно-экономической мыслью и западным учением, исходным постулатом которого является положение о том, что поведение людей в обществе определяется исключительно своекорыстной, эгоистической природой? «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь от меня то, что нужно тебе». Из корыстной природы человека шотландский ученый Адам Смит определяет тип нового общества, впоследствии получивший название «экономический человек (homo oeconomicus)». Он не ждёт благодеяний от своих ближних и не оказывает их другим, но преследует свою выгоду и твёрдо знает, что ничего не получит даром. В обществе не должно быть места жалости и состраданию: миром правит не любовь, а «закон спроса и предложения», он-то и определяет общественное поведение людей.

Новое общество зародилось в Англии с началом мануфактурной стадии промышленной революции. Это общество без Бога, но с религиозным учением, приспособленным к интересам «экономического человека», о чем так убедительно написал австрийский учёный Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма». С начала XIX века идеи Адама Смита получают широкое распространение в России. И до сих пор смитовский рационализм упорно пытается взять верх над православным самосознанием русского человека. Между тем, через весь «Домострой» проходит тема сострадательной любви, ибо только она может быть «камнемъ», положенным в отечественное домостроительство, фундаментом всякой государственности, особенно для России с ее православной миссией.

Современники не знали чему больше удивляться - духовной мудрости и житейской опытности или милосердию и любви к ближним отца Сильвестра. «Вси убо, братiе, вся исправити потщитеся, − обращался к своим соочественникам с «теплыми слезами» смиренный протоиерей, − бывайте другъ ко другу милосердiи и благонравни, кротцы, исполнены милости», и «не хвалитеся своимъ богатствомъ», а учитесь «разумети и знати Господа». Такие правила мог внушить тот, кто сам не только следовал им, но и был готов положить за всех свою душу, «яко же и свою душу Христосъ не отрекься положити за насъ». До самой смерти необходимо «любовь показовати о праведныхъ же и о грешныхъ», иметь «о люд?хъ общiа пользы» и все делать «миромъ и любовью». Эти проникновенные слова сказаны протоиреем Благовещенского Собора Московского Кремля Сильвестром. Они адресованы нам - потомкам...

file-rf.ru,ЛЮБОВЬ ЗАЙЦЕВА
старший научный сотрудник Института экономики РАН

Сильвестр Медведев - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного , его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. В 1556 г. Сильвестр Медведев умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

Биография из Википедии

Сильве́стр (в миру - Симео́н Агафо́нович Медве́дев ; 27 января (6 февраля) 1641(16410206), Курск, Русское царство - 11 (21) февраля 1691, Сергиев Посад, Русское царство) - книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, автор нереализованного проекта утверждения университета в Москве в регентство Софьи Алексеевны. Ученик Симеона Полоцкого. Первый российский библиограф.

Участвовал в религиозных спорах 1680-х на стороне «латинской» партии и в политической борьбе за наследование московского престола по смерти Фёдора Алексеевича, поддерживая сторонников царевны Софьи.

Родился и до 17 лет жил в Курске.

В 1658 году переехал в Москву, поступил на службу в Приказ тайных дел.

В 1665 году поступил в новооткрытую в Спасском, что за Иконным рядом, монастыре школу Симеона Полоцкого, где пробыл 3 года, изучал латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона.

Сопровождал боярина А. Л. Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира.

В 1672 году, после того, как Ордин-Нащокин попал в опалу, скрывался в Путивле, где в 1674 году в Молченском монастыре принял монашество с именем «Сильвестр»; подвизался в Богородицком (ныне Знаменском) монастыре Курска.

В 1677 году вернулся в Москву и в присутствии Симеона Полоцкого был принят новым царем Федором Алексеевичем и после долгого разговора с ним получил прощение; был назначен справщиком и книгохранителем на Московский Печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. Вместе с Полоцким создал типографию в Кремле - так называемую «Верхнюю», то есть дворцовую типографию.

Симеон Полоцкий. Псалтырь. Подносной экземпляр. После 1680. Гравюра - царь Давид. Автограф Сильвестра Медведева

По смерти Полоцкого в 1680 году, сделался главой партии малороссийских (украинских) учёных в Москве, представителем которой был его учитель. По завету Полоцкого Сильвестр должен был стать придворным учителем для Петра I, однако Московский патриарх Иоаким, опасаясь западного влияния, настоял на других учителях для Петра. Сильвестр был назначен «строителем» (настоятелем) Спасского, что за Иконным рядом, монастыря. Должность строитель, по мнению Г. Прозоровского "по своему значению равнялась должности игумена или архимандрита того или другого монастыря: строитель - тот же настоятель известного монастыря, на обязанности которого было «братью и слуг и крестьян ведать, о всяких монастырских делах радеть неоплошно - в монастыре церковь Божию и монастырь, и на монастыре кельи и всякое церковное и монастырское строение строити, и совет с братьею единодушно и безмятежно имети ». Таким образом, был ли Медведев возведен в сан игумена или архимандрита документальных свидетельств не имеется, но учитывая его должностной статус и статус обители, скорее всего, что да.

Когда в 1681 в Москву прибыл поляк Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению Патриарха Иоакима ответ на Wyznanie Wiary Белободского.

По указу Фёдора Алексеевича от 15 января 1682 года в Спасском монастыре были построены 2 келии для школы Медведева, которая, как и школа Полоцкого, отличалась латинским направлением: в ней учились «латинскому языку»; просуществовала до 1686 года. Сильвестр имел планы превратить свою школу в академию и в 1685 году представил Царевне Софье на утверждение «Привилегию на Академию»; но с появлением братьев Лихудов, которое означало победу «грекофильской» линии, поддерживаемой Патриархом Иоакимом, и открытием ими своей школы (Славяно-греко-латинской академии), прочие школы в Москве прекратили своё существование.

Как придворный стихотворец, написал «Приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Фёдора Алексеевича и «плач» о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т. д.

Сильвестру очень хотелось быть начальником новой Академии. Но патриарх Иоаким, не терпевший Симеона, недолюбливал и его ученика. Патриарх уже отправил Прокопия Возницына в Турцию искать просветителей российского юношества между греками, более, по его мнению, надежными, чем были малоруссы и их питомцы.

В Константинополе в 1683 году патриарх Дионисий указал русскому посланцу на двух ученых греков, братьев, которые были, по убеждению патриарха, способны положить основание школьному просвещению в Московском государстве, братья назывались Лихудами. Они и начали строить большое здание для Академии в Заиконо-спасском монастыре

Медведев написал книгу под названием «Манна»; в ней доказывалось, что в таинстве евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа: «Приимите и ядите…» Лихуды отвечали на это сочинение опровержением, которое названо «Акось, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым». В этом сочинении, написанном с большою ученостью, Лихуды доказывали, что, по учению православной церкви, одного произнесения Христовых слов недостаточно для такого великого действия, и Св. Дары прилагаются в момент последующего затем призывания Св. Духа и произнесения слов: «Преложи я Духом Твоим Святым». После этих двух сочинений открылась жаркая полемика по поводу вышеозначенного вопроса. Медведев и его сторонники пустили в ход сочинение киевского игумена Феодосия Сафоновича: «Выклад о церкви святой», и от себя написали «Тетрадь на Иоанникия и Софрония Лихудов», а монах Евфимий. бывший ученик Славинецкого, приставший к Лихудам, разразился против Медведева ругательным сочинением под названием «Неистовное Брехание». Затем Лихуды написали «Мечец Духовный», сочинение, в котором изложили в форме диалогов свой спор, происходивший во Львове с иезуитом Руткою, о всех различиях между православною и римско-католическою церквами. Толки о времени пресуществления из монашеских келий перешли в мирские дома и даже на улицу. Люди, мало понимавшие суть богословских тонкостей, увлекались этим вопросом; торгаши, ремесленники и даже женщины стали спорить о времени пресуществления. Церкви грозил новый раскол. Патриарх Иоаким принял сторону Лихудов.

Необходимо было заставить малороссийское духовенство заявить со своей стороны голос в пользу Лихудов. Иоаким отнесся с этим к киевскому митрополиту Гедеону и к Лазарю Барановичу. Малороссийские архиереи были этим вопросом поставлены в весьма неловкое положение: в киевской коллегии давно уже учили о пресуществлении по-католически так, как писал Медведев; в «Лифосе» Петра Могилы и в «Жезле правления» Симеона Полоцкого изложено то же учение. Гедеон и Лазарь в начале уклонялись от прямого ответа, но патриарх пригрозил им собором и приговором четырех прочих вселенских патриархов. Тогда оба архипастыря дали ответ в смысле учения, проповедуемого Лихудами.

Положение Сильвестра сделалось шатким: он был устранён от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что он хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей..

Участие в стрелецком бунте и опала

После прихода к фактической власти царевны Софьи в 1682 году участвовал в подделке решения о передаче ей власти при малолетних царях Иване и Петре. После отстранения Софьи от власти в августе-сентябре 1689 оказался в числе главных врагов нового режима. Замешанный в заговоре Шакловитого Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиев монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого.

На очной ставке с Сапоговым (одним из сообщников Шакловитого) Медведев заперся. Его расстригли и пытали, дали 15 ударов; он не признался в причастности к заговору. Медведев каялся, что говорил стрельцам: «Не бойтесь! Хотя царя Петра стороне и повезет, и много будет дней на десять, а то опять будет рука сильна стороны царевны». Это говорил ему Шакловитый, слыша от одного юродивого. Медведев каялся, что говорил про патриарха: «Учился мало и речей богословских не знает»; еще Сильвестр каялся, что под портретом царевны подписывал полный титул «вседержавнейшей самодержицы», семь добродетелей и вирши.

В 1689 году по инициативе патриарха Иоакима Сильвестр был лишён иноческого звания. Расстриженного, называвшегося теперь уже Сенькою, Медведева отдали в руки духовному начальству, которое приставило к нему двоих увещателей, новоспасского архимандрита Игнатия и Софрония Лихуда; Сенька принес покаяние на церковном соборе в 1689 году в хлебопоклонной ереси - времени пресуществления, объявил свою книгу «Манну» обманною. Церковный собор определил сжечь «Манну» всенародно. Собор простил Медведева, но не допустил Медведева к причастию после его покаяния, а наложил епитимью: определил время для того, чтобы проверить, насколько искренне его покаяние и сослал его в монастырь под начал.

Патриарх Иоаким, осудивши Медведева и киевское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу, под названием «Остен». Книга эта написана Евфимием. В ней изложена вся история происходившего спора. В добавление к ней Патриарх Иерусалимский Досифей прислал собрание свидетельств, доказывающих справедливость учения Лихудов. Киевская партия потерпела жестокое поражение. Московский собор признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы и др. О Требнике Петра Могилы сказано, что эта книга преисполнена латинского зломудренного учения и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, «что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества». В Москве утвердилось было мнение, что приходящие из Малороссии и Белоруссии ученые заражены латинскою ересью, что, путешествуя за границею и довершая там своё образование, они усваивают иноземные понятия и обычаи, что не следует слушать их и ездить к ним учиться.

После долгого укрывательства схвачен был один из главных сообщников Шакловитого, Стрижов, который показал на Медведева, что тот имел связь с каким-то поляком Силиным, занимавшимся чародейством и вызванным в Москву лечить глаза царю Ивану Алексеевичу. Силин долго жил у Медведева, и тот говорил ему, что Софья хочет выйти замуж за Голицына, а Медведева возвести на патриаршество вместо Иоакима.

Медведев более года содержался под стражей в Троице-Сергиевой Лавре, где подвергался страшным пыткам и истязаниям.

Участие в богословских спорах; сочинения

В 1680-х в Москве возник богословский спор о времени пресуществления (преложения) святых Даров. В более широком смысле, спор также касался вопроса о том, основывается ли вера на Предании (православная Церковь) или на ratio («латинство»). Спор принял особую остроту по приезде в Москву Лихудов.

Сильвестр вслед за Полоцким защищал распространённое тогда в Малороссии латинское мнение о том, что пресуществление святых Даров бывает при произнесении тайносовершителем так называемых «тайноустановительных слов» Иисуса Христа: «приимите, ядите» и «пийте от нея вси»; противники Сильвестра, Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и Патриарх Иоаким, утверждали, что Дары пресуществляются лишь по молитве к Богу Отцу о ниспослании святого Духа силой заслуг Иисуса Христа, то есть во время эпиклезы.

Сильвестр написал Книгу глаголемую хлеб животный , на которую Евфимий ответил сочинением: «От святых отец на защищение восточныя Церкви тетради». В ответ на это сочинение Сильвестр в 1687 году написал - как он говорит, по указу царицы Софьи Алексеевны, - «Книгу о манне хлеба животного», в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед затем он написал «праведный ответ» на «тетради» Лихудов и также против Лихудов опровержение: «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем» (1688), важное для истории исправления книг при Никоне.

Учитель Сильвестр

Значительную роль в жизни Ивана IV суждено было сыграть священнику Сильвестру, новгородцу родом. Неизвестно, когда он переехал в Москву. Во всяком случае, произошло это ранее 1545–1546 гг. Сильвестр получил место в кремлевском Благовещенском соборе, вероятно, благодаря покровительству Макария, знавшего Сильвестра по Новгороду.

Благовещенский собор был семейным храмом царской семьи. Неудивительно, что скромному священнику удалось близко познакомиться с государем.

Благовещенский поп, «последняя нищета, грешный, неключимый, непотребный раб Сильвестришко», как скромно именовал себя священник, выделялся своим бескорыстием в толпе сребролюбивых князей церкви. Положение при дворе открыло перед ним блистательные перспективы. При его влиянии он без труда мог занять доходное епископское место или пост настоятеля монастыря. Но он никогда не умел устроить своих дел. После пожара Сильвестр имел возможность получить «протопопствие» и даже официальный пост царского духовника, но не воспользовался случаем. Начав карьеру священником Благовещенского собора, он закончил жизнь в том же чине.

Новгородец Сильвестр принадлежал к образованным кругам духовенства. Он имел большую библиотеку. Некоторые книги он получил от Ивана IV из царского книгохранилища.

Грозный немало обязан был Сильвестру своими успехами в образовании. Но после разрыва царь перестал признавать умственное превосходство бывшего наставника и наградил его нелестным прозвищем – «поп-невежа». Этот эпитет свидетельствовал скорее о раздражении царя, нежели о невежестве Сильвестра.

Известно, что Сильвестр составил или, во всяком случае, отредактировал знаменитый «Домострой». Формально он посвятил этот сборник наставлений своему сыну Анфиму. Но имеются основания предполагать, что Сильвестр имел в виду также и молодого царя.

Иван IV, только вставший на стезю семейной жизни, нуждался в советах, тем более, что он сам рос сиротой. На первых страницах «Домостроя» Сильвестр учил вере в Бога и тут же переходил к теме, «како чтити детем отца духовнаго и повиноваться им во всем». Обязанности Ивана IV по отношению к его отцу духовному были расписаны во всех подробностях.

Питомцу надлежало призывать духовника «к себе в дом часто», к нему приходите и приношение ему давати «по силе», советоваться с ним часто «о житии полезном», «како учити и любити мужу жену свою», как каяться, как покоряться перед духовником во всем, а если духовник будет о ком-нибудь «печаловатися», как его «послушаться».

Припоминая свои взаимоотношения с Сильвестром, царь писал много лет спустя, что, следуя библейской заповеди, покорился благому наставнику без всяких рассуждений. Через «Домострой» наставник действительно старался всесторонне регламентировать жизнь государя: учил, как следует посещать церкви, вершить всевозможные житейские дела. Придет время, и царь будет жаловаться на притеснения, которым Сильвестр подвергал его во время богомолий и на отдыхе. Как видно, поп был учителем строгим и требовательным. Когда ученик восстал против авторитета священника, он произнес много горьких слов.

При Сильвестре, сетовал царь, даже в малейших и незначительных делах «мне ни в чем не давали воли: как обуваться, как спать – все было по желанию наставников, я же был как младенец». Что бы ни говорил питомец много лет спустя, пора ученичества не прошла для него бесследно.

Благовещенский поп обратил на себя внимание царя в дни московского пожара. В то время как придворные старались «ласкательством» завоевать расположение молодого царя, Сильвестр же избрал роль пророка, сурового пастыря и обличителя, не боявшегося сказать правду в лицо. В дни бедствий священник явился перед Иваном, «претящее ему от Бога священными пи-саньми и срозе заклинающе его Страшным Божиим Судом». Ради спасения царя поп «кусательными словесы нападающе» на него, как бритвою «режуще» непохвальные нравы питомца.

Курбский изобразил взаимоотношения «блаженного» пастыря и закоренелого грешника Ивана в традициях житийной литературы. Но суть дела он уловил верно. «Кусательные слова» царь не забыл до последних дней жизни. В юности Грозный терпел и даже ценил резкость наставника, зато после разрыва с ним воспоминания о пережитых унижениях стали для царя источником невыносимых душевных терзаний.

Сильвестр принадлежал к числу глубоко верующих людей. У него случались галлюцинации, он слышал небесные голоса, ему являлись видения. В придворной среде немало злословили по поводу новоявленного пророка. Даже Курбский, хваливший царского наставника, смеялся над его «чудесами». По словам этого писателя, Сильвестр злоупотреблял легковерием Ивана, рассказывая ему о своих видениях, «аки бы явление от Бога». Возможно, были эти чудеса истинными или же учитель выдумывал их ради того, чтобы напустить на ученика «мечтательные страхи», унять его буйства и исправить «неистовый нрав».

Первоначально наставник ограничивался поучениями житейского толка. Лишь сближение с главным деятелем реформ Алексеем Адашевым открыло перед Сильвестром более широкое поле деятельности.

Рассказы Сильвестра производили на Ивана потрясающее впечатление. Священник зажег в его душе искру религиозного чувства. Иван увлекся религией и вскоре преуспел в своем увлечении. Он ревностно исполнял все церковные обряды. В минуты нервного напряжения он получал знаки свыше. Под стенами Казани перед последним штурмом 23-летний царь после многочасовой молитвы явственно услышал звон колоколов столичного Симонова монастыря.

Были обстоятельства, объясняющие меру влияния Сильвестра на воспитанника. Достигнув совершеннолетия, Иван IV далеко не сразу приноровился к роли самодержца. Дела управления не давались ему. Казалось, что он попал не на свое место.

Сильвестр был тем человеком, который помог Ивану осознать свою роль. В своих посланиях пастырь благословлял избранного Богом монарха, «самодержца вечна, православныя веры истиного наставника, на Божиа враги крепкого борителя, Христовы церкви столпа неколебимого». Священник внушал Ивану мысль о его исторической миссии, состоявшей в защите и утверждении истинной веры по всему свету. Покорение Казани, учил Сильвестр, есть лишь исполнение Божественной воли, «зело бо хощет сего Бог, дабы вся вселенная наполнилася православия».

Сильвестр выражал убеждение, что московский царь осенен той же благодатью, что и Константин Великий, утвердивший христианство в Византии. Самодержец всея Руси Иван «Божиею благодатию уподобися царю Костянтину, тою же царскою багряницею обложен есть, те же правоверния хоругви в руку своею благо-честно содержит».

Послание Сильвестра царю было написано, бесспорно, под впечатлением победы над Казанью. Учитель старался внушить самодержцу, что его ждут громкие победы над неверными: «…и поклонятца тебе все царие земстии и вси языци поработают тебе».

После великого московского пожара 17-летний Иван дал Сильвестру первое личное поручение. Священник должен был восстановить роспись кремлевских соборов, пострадавшую от огня. Сильвестр вызвал иконописцев из родного города и, «до ложа царя государя», велел им браться за дело. Стены Золотой палаты покрылись нравоучительными картинами, изображавшими юношу царя в образе то справедливого судьи, то храброго воина, то щедрого правителя, раздающего нищим золотники. Средствами живописи Сильвестр надеялся оказать воздействие на эмоции воспитанника и вскоре преуспел в этом.

Священник вел беседы и писал послания Ивану, посвященные разнообразным темам. Одной из них была тема «содомского греха». Царь не должен позволять своим придворным и дьякам «в такое безстудие уклонятца»: «искорениши… содомский грех и любовников отлучиши, без труда спасешися».

Сильвестр старался убедить царя в том, что ему нужно новое, благонравное и беспорочное окружение, достойное великих деяний. И пожар, и междоусобица, и заблуждения людские – все это ниспослано Богом в наказание за грехи. «И тебе, великому государю, – увещевал пастырь, – которая похвала в твоей великой области множество Божиих людей заблудша? И на ком то вся взыщет?»

Государю пора осознать свою ответственность за все непотребства, происходящие в царстве: «Вся сия законопреступления хощет Бог тобою исправити».

Мысль о божественном происхождении царской власти много значила для Ивана. Он никогда бы не простил советнику обличений, если бы не это обстоятельство. Церковь сыграла выдающуюся роль в обосновании политической теории самодержавия.

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора

Сильвестр и Адашев После смерти Василия ввиду малолетства нового государя правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались под ее властью Боярской думой. В Московском государстве в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках женщины. Это,

Из книги Царь славян. автора

21. Христос учитель и мудрец, Андроник - учитель и софист В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 Сильвестр и Адашев По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Из книги Исторические портреты автора

Нестор И Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Сильвестр Сильвестр, вернее, Сергей Тимофеев, перебрался в Москву по лимиту в 1975 году. Он сначала прописался в одном из орехово-борисовских общежитий и работал спортивным инструктором в управлении жилищно-коммунального хозяйства Главмосстроя. В то время Тимофеева можно

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 1 Бродячий учитель из Могилева К исходу 1606 года стало очевидно, что самозванческая интрига, затеянная в Самборе, потерпела полное крушение. Во-первых, она не получила поддержки со стороны короля. Во-вторых, русское правительство имело в своих руках в виде заложников

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК – УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги Нестор и Сильвестр автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги Простые люди древней Италии автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава третья. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Древняя Италия была страной грамотной. Трудно сказать, с какого времени грамотность стала достоянием широких слоев населения, но уже в половине II в. до н. э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч

Из книги Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг. автора Шишов Алексей Васильевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ «САМУРАЙСТВО» И ГЕРМАНИЯ КАК УЧИТЕЛЬ «БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ» Правящие милитаристские круги Страны восходящего солнца не жалели средств на создание мощного агитационно-пропагандистского аппарата для внедрения в свою армию и население шовинистических настроений.

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Сильвестр Сильвестр (ум. до 1577) - священник Благовещенского собора в Кремле, государственный деятель и писатель. Уроженец Новгорода, где руководил скрипторием, занимался подготовкой иконников, певчих и каллиграфов. В Москву попал, видимо, вместе с митрополитом Макарием

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Сильвестр Сталлоне Полное имя - Майкл Сильвестр Энцио Сталлоне. (род. 06.07.1946 г.) Популярный американский киноактер, итальянец по происхождению. Исполнитель ролей суперменов более чем в 50 фильмах преимущественно детективного и приключенческого жанра.Автор сценариев

Из книги Иван Грозный автора Нестеров Вадим

Сильвестр и Адашев: учитель и друг Недавно перебравшийся в Москву из Новгорода скромный батюшка сумел сделать то, что удавалось очень немногим: удивить юного повесу. В то время как придворные наперебой утешали властителя, испытавшего во время восстания глубочайшее

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр В составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Сильвестр, изображение на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, скульптор — Микешин М.О., 1862.

Годы жизни: ?- ум. около 1566

Сильвестр - протопоп Благовещенского собора в Москве в период правления Ивана Грозного, религиозный, политический и литературный деятель 16 века. Являлся членом и одним из лидеров Избранной рады, инициатором многих реформ, проводимых Иваном Грозным в начальный период его правления. Сильвестр был умным, образованным человеком, очень благочестивым.

Основные направления деятельности протопопа Сильвестра и их результаты

Религиозная деятельность

  • Начал религиозную деятельность Сильвестр в Новгороде, служа священником
  • Около 1543-1547 г. приехал в Москву, скорее всего, по приглашению митрополита Макария.
  • В Москве Сильвестр был протопопом в кремлёвском Благовещенском соборе, являясь духовником молодого Ивана IV.
  • В 1551 году был одним из инициаторов созыва Стоглавого собора , приняв активное участие в реформировании церкви. На соборе были утверждены единые каноны, определён строгий порядок жизни в монастырях, обращалось внимание на создание школ при церквах, церковь оставляла свои земельные владения, однако под контролем царя, осуждалась любая ересь.

Итоги деятельности: Сильвестр проводил активную религиозную деятельность по реформированию церкви, её активной поддержке правления царя, что способствовало укреплению царской власти и роли церкви в государстве.

Государственная деятельность

  • Вошёл в состав Избранной рады, был совместно с Адашевым А.Ф.её руководителем.
  • Входя в Избранную раду (1547-1560), являлся активным участником реформирования в стране, в проведении судебной, земской, военной реформы, реформы государственного управления.
  • Отстранён царём от государственной деятельности после того, как Грозный узнал, что во время его болезни Сильвестр и Адашев не захотели присягнуть сыну Ивана Грозного – Дмитрия, а поддержали двоюродного брата царя- Старицкого В.А.
  • Окончательное охлаждение царя произошло поле роспуска Избранной рады в 1556, когда возникли расхождения его челнов с царём по поводу проведения внешней политики: Рада считала, что нужно идти на Крым, а царь- на запад, в Ливонию.
  • В 1560 году произошла опала: царь поверил в слухи, что Сильвестр виновен в смерти царицы Анастасии. Сильвестра сослали в Соловецкий, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он и умер в 1556 году.

Итоги деятельности: в период работы Избранной рады Сильвестр принимал самое активное участие в реформировании страны. В том, что в России были проведены значительные преобразования в сферах жизни, во многом и его заслуга.

Литературная деятельность

  • Сильвестр обладал литературными способностями. Одно из знаменитых его произведений- «Домострой », свод правил ежедневного поведения человека. В том, что все главы «Домостроя» написаны именно Сильвестром, есть некоторые сомнения у учёных. Однако часть глав написана именно им.
  • Произведение отличается автобиографичностью. Так как в образе «государыни дома» он описал многие черты своей матери, а в Послании отца к сыну, которое написано от первого лица и заканчивает книгу, угадывается он сам и его сын Анфим.
  • Сильвестр многое и как собиратель рукописных книг. Он много содействовал их написанию.
  • Написал житие святой княгини Ольги.
  • Собирал он и иконы, покровительствовал иконописцам.
  • По инициативе Сильветсра был составлен реестр картин из библейской книги Бытия, эти картины украсили Золотую палату кремлёвского дворца.
  • Свои взгляды он изложил в посланиях царю и его приближённым. Выступая за сильную царскую он, он считал, что и бояре должны принимать активное участие в управлении. По взглядам Сильвестр был близок к нестяжателям (см. статью о нестяжателях на сайте poznaemvmeste.ru в разделе «Термины»)

Результатом данной деятельности стало создание «Домостроя», книги, которая долгие годы была учебником жизни, поведения в семье, воспитания людей. Сильвестр способствовал развитию культуры страны, а его взгляды о самодержавной власти, которые он проповедовал, способствовали укреплению государства.

Таким образом, протопоп Сильвестр- один из ярких деятелей периода правления Ивана Грозного. Не случайно на памятнике Микешина М.О. «1000-летие России» ему отведено одно из видных мест в ряду знаменитых деятелей страны.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Ивана Грозного (1533-1584)

События, явления, процессы Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление царской власти Укреплению княжеской власти способствовали религиозные деятели, один из которых — Сильвестр. Его участие в реформировании церкви, послания с идеей о сильной княжеской власти были направлены на усиление власти царя и одновременно на участие боярства в управлении.
Реформирование страны Сильвестр - один из участников Избранной рады. Он принимал участие в подготовке и проведении реформ: церковной, судебной, военной, земской, государственного управления.
Дальнейшее развитие культуры Литературная деятельность Сильвестра внесла значительный вклад в развитие культуры страны. Его «Домострой» стал сводом правил поведения в семье, рукописные книги иконы, собранные им, пополнили фонд культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна