Фигура умолчания. Умолчание, апосиопеза, апосиопезис

в Словаре экономических терминов:
(бирж. сленг) - общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца; например, если ценная бумага котируется "101-106" по …
  • ФИГУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    в геометрии - термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного …
  • ФИГУРА
    [от латинского figura образ, вид] 1) внешнее очертание предмета; 2) изображение, образ; 3) очертания человеческого тела; 4) в геометрии часть …
  • ФИГУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. В геометрии: часть плоскости, ограниченная замкнутой линией (напр., квадрат, треугольник), а также совокупность точек в пространстве (напр., …
  • ФИГУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. В геометрии: часп плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определенны" образом расположенных точек, линий, поверхностей …
  • ФИГУРА
    ФИЃУРА (геом.), термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. наз. такие множества, к-рые можно представить состоящими из конечного числа …
  • ФИГУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЃУРА (лат. figura - внешний вид, образ), внешнее очертание, вид, форма предмета. Очертание человеческого тела, телосложение. Положение, позиция, принимаемая кем-либо …
  • ФИГУРА
    фигу"ра, фигу"ры, фигу"ры, фигу"р, фигу"ре, фигу"рам, фигу"ру, фигу"ры, фигу"рой, фигу"рою, фигу"рами, фигу"ре, …
  • ФИГУРА в Словаре эпитетов:
    1. Телосложение. О форме, величине, силе и т. д. Аккуратная, атлетическая, безукоризненная, бестелесная, богатырская, большая, воздушная, восковая, высокая, гибкая, грациозная, …
  • ФИГУРА в Словаре великорусского языка делового общения:
    последняя значимая цифра в котировке, но в курсе доллара - …
  • ФИГУРА
    И шахматная и …
  • ФИГУРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Атрибут шахматной …
  • ФИГУРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ФИГУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. figure образ, вид) 1) устар. внешнее очертание, форма чего-л.; 2) телосложение, а также внешние очертания человеческого тела; 3) …
  • ФИГУРА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. уст. внешнее очертание, форма чего-л.; 2. телосложение, а также внешние очертания человеческого тела; 3. геом. совокупность точек на …
  • ФИГУРА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: лицо, личность, особа (кн.), персона (кн.), субъект (неод. …
  • ФИГУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. вид, изображение, пример, …
  • ФИГУРА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: лицо, личность, особа (кн.), персона (кн.), субъект …
  • ФИГУРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой.
  • ФИГУРА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ФИГУРА в Орфографическом словаре.
  • ФИГУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    слово или оборот речи усиливающие выразительностьSpec Риторическая ф. фигура скульптурное или живописное изображение человека или животного Восковая ф. На пьедестале …
  • ФИГУРА в Словаре Даля:
    жен. , лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. …
  • ФИГУРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (лат. figura - внешний вид, образ),..1) внешнее очертание, вид, форма предмета…2) Очертание человеческого тела, телосложение…3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при …
  • ФИГУРА в Толковом словаре Ефремовой.
  • ФИГУРА в Новом словаре русского языка Ефремовой.
  • ФИГУРА в Большом современном толковом словаре русского языка.
  • О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-06 Time: 23:04:41 «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир») (англ. Brave New World) — антиутопический роман английского писателя …
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА в Словаре постмодернизма:
    - книга Левинаса ("Humanisme de l"autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и …
  • СИМВОЛИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (франц. symbolisme) Литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX — перв. трети XX вв. С. возник как реакция …
  • 1920.04.27 в Страницах истории Что, где, когда:
    ЛЕНИН выпускает брошюру "Детская болезнь левизны в коммунизме", в которой дает указания иностранным компартиям, как использовать демократическую многопартийную систему в …
  • КОЛЬЦОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Алексей Васильевич — поэт. Сын зажиточного воронежского прасола, занимавшийся и сам делом своего отца. Образование К. ограничилось домашним …
  • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования (см. Источники исторические). …
  • ЦЕРКОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
    как особый вид ораторского искусства, ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников апостольского периода были …
  • МОШЕННИЧЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преступление против чужого имущества и имущественных прав, от других преступных деяний этого рода отличающееся способом или средствами посягательства (обман, введение …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет употреблялся в …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    искусство - искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет …
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК в Современном энциклопедическом словаре:
    (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, завуалированное высказывание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора (часто от цензуры). Прибегает к системе …
  • УМОЛЧАТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -чу, -чишь; сое.,о чем. Умышленно не сказать о чем-н. Умолчал о самом главном. Не могу у. (считаю себя обязанным …
  • ЦЕРКОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
    ? Ц. красноречие как особый вид ораторского искусства ведет свое происхождение из красноречия античного, так как среди первых христианских проповедников …
  • МОШЕННИЧЕСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? преступление против чужого имущества и имущественных прав, от других преступных деяний этого рода отличающееся способом или средствами посягательства (обман, …
  • МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет употреблялся …
  • ФИГУРАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"ция, фигура"ции, фигура"ции, фигура"ций, фигура"ции, фигура"циям, фигура"цию, фигура"ции, фигура"цией, фигура"циею, фигура"циями, фигура"ции, …
  • ФИГУРАНТКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"нтка, фигура"нтки, фигура"нтки, фигура"нток, фигура"нтке, фигура"нткам, фигура"нтку, фигура"нток, фигура"нткой, фигура"нткою, фигура"нтками, фигура"нтке, …
  • ФИГУРАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фигура"льный, фигура"льная, фигура"льное, фигура"льные, фигура"льного, фигура"льной, фигура"льного, фигура"льных, фигура"льному, фигура"льной, фигура"льному, фигура"льным, фигура"льный, фигура"льную, фигура"льное, фигура"льные, фигура"льного, фигура"льную, фигура"льное, фигура"льных, …
  • Фигура умолчания Книжн. О недомолвке, о чём-либо невысказанном. Однажды, мы решили проследить, кто такая на самом деле таинственная и прекрасная Степанида, о которой Пётр Илиодорович с многозначительной мимикой и красноречивыми фигурами умолчания говорил нам в продолжении всего месяца (Куприн. Локон).

    Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Фигура умолчания" в других словарях:

      фигура умолчания - недосказанность, умолчание, недоговоренность, недомолвка, недоговорка Словарь русских синонимов. фигура умолчания сущ., кол во синонимов: 6 недоговоренность (7) … Словарь синонимов

      Фигура умолчания - Книжн. Ирон. О чём л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421 …

      фигура умолчания - см. умолчание … Словарь лингвистических терминов

      фигура умолчания - 1) Одна из риторических фигур; намеренная недомолвка, намёк. 2) ирон. О чём л. недоговорённом, невысказанном … Словарь многих выражений

      фигура - ы, ж. figure f., нем. Figure <, лат. figura внешний вид, образ. 1. устар. Форма, очертание чего л. БАС 1. А как те палаты сделаны и то дисение покажем в тетрате той о всяких фигурах. АК 1 124. Фигуры. Начертания. Кантемир Соч. 2 421. Какою же… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      ФИГУРА - ФИГУРА, фигуры, жен. (лат. figura вид). 1. Внешнее очертание, вид, форма чего нибудь (устар.). Фигура земли (мат., астр.). 2. В геометрии часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно… … Толковый словарь Ушакова

      фигура - сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? фигуры, чему? фигуре, (вижу) что? фигуру, чем? фигурой, о чём? о фигуре; мн. что? фигуры, (нет) чего? фигур, чему? фигурам, (вижу) что? фигуры, чем? фигурами, о чём? о фигурах 1. Геометрические… … Толковый словарь Дмитриева

      ФИГУРА - Заморская фигура. Жарг. карт. Двойка (игральная карта). СРВС 2, 91, 36, 117, 177, 219; ТСУЖ, 63; Балдаев 2, 108; ББИ, 260; Мильяненков, 260. Не фигура. Пск. Легко, не составляет труда. СПП 2001, 77. Фигура высшего пилотажа. Жарг. курс. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

      фигура - ы; ж. (лат. figura) см. тж. фигурка 1) а) матем. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией; совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел. Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, конус и т.п.) … Словарь многих выражений

      фигура - ы; ж. [лат. figura] 1. Матем. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией; совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел. Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, конус и т.п.). // Расположение… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • 17 левых сапог , Михальский В.. Роман «17 левых сапог» (1964-1966) впервые увидел свет в Дагестанском книжном издательстве в 1967 г. Это был первый роман молодого прозаика, но уже он нес в себе такие родовые черты прозы… Купить за 396 руб
    • 17 левых сапог , Вацлав Вацлавович Михальский. Роман «17 левых сапог» (1964–1966) впервые увидел свет в Дагестанском книжном издательстве в 1967 г. Это был первый роман молодого прозаика, но уже он нес в себе такие родовые черты прозы…

    Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

    Происхождение

    Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

    Умолчание в художественной речи

    В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

    Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

    Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

    Умолчание в русской литературе

    Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

    Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах , что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

    Пример использования умолчания:

    Никто её любви небесной не достоин.
    Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

    Но если …
    (А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

    В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

    Умолчание в ораторском искусстве

    Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
    Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

    Связь с другими приёмами

    С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

    Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

    Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

    Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.


    (Кликабельно.)

    Кроме сведения исторического процесса к борьбе гегемона и субгегемона, прочищению интеллектуальной оптики помогает правильное вычленение ключевых фигур исторического процесса. Бывают периоды, когда в мировой истории появляется личность, счастливо сочетающая в себе полноту (и продолжительность) власти, политическую активность и мощную идеологию. Тогда вся эпоха окрашивается цветом такого гиперлидера и носит его имя.

    В начале 19 века подобным человеком, несомненно, был Наполеон. Если вы увлекаетесь этой эпохой и тем более являетесь специалистом, то воленс-ноленс ОБЯЗАНЫ быть наполеономаном. Без бюстика Наполеона на письменном столе тут делать нечего. Вырвите французского консула и императора из контекста эпохи, и эпоха превратится в клочки разрозненных событий. «Ни уму, ни сердцу».

    Точно так же эпоха 1848-1870 это, прежде всего, эпоха Наполеона III. Не только по «механическому» влиянию на мировую историю, но и благодаря созданию законченного механизма «бонапартизма» - симбиоза абсолютизма и буржуазной демократии, являющегося сутью всего 19 века.

    Конечно, такие Лидеры появляются далеко не всегда, иногда на исторической арене действуют несколько игроков, но в общем двух-трех-четырех выделить несложно. И полезно из них для простоты всё-таки назначить «главненького». Так будет проще. СИЛЬНО проще. В разы.

    Но я о другом. Об аберрации аксиом, которая мешает среднему человеку (а то и замороченному специалисту) выстраивать разрозненные исторические факты в логические цепочки. В прошлом посте я упомянул об «в упор не видении» межвоенного дуумвирата.

    Теперь скажу о такой же лакуне в области гегемона-личности. Если спросить средней руки интеллектуала о периоде 1890-1918 года, то он будет в КРАЙНЕМ затруднении. Ему будет сложно найти даже кандидатов на 2-3 место. Получается что интереснейшая, крайне динамичная и донельзя политизированная эпоха оказывается полуанонимной.

    Это происходит потому, что для европейского «предвоенья» был характерен укрупнённый гегемонизм политической личности и этой личностью был… Вильгельм II.

    Вильгельм II в изгнании.
    Да-да. То что сделали в 20 веке с «Николашкой», это детская забава по сравнению с тем, что сделали с Вильгельмом. Если вы почитаете газетную грязь, вылитую на Вильгельма, то перед вами окажется сухорукий дегенерат-вырожденец с повреждённой нервной системой, коронованный кретин, увлекающийся рубкой дров (про дровишки инфа ничего не напоминает?), гомосексуалист, живодёр мучавший животных т.д. и т.п. Разве что от его имени не опубликованы идиотские дневники, т.к. на живого клепать было невместно. Вес у «сумасшедшего Вилли» был такой, что его, как и Наполеона, убить постеснялись. По очень простой причине. Если «мона» убивать таких людей, то убийство шибздиков и прощелыг вроде Лоойд-Джоржа это как урну перевернуть:

    Ну, подрезали чмыря. А чо за ор-то?

    Убить, тем не менее, хотели, Антанта заявила что это «преступник человечества №1» и его надо казнить показательной казнью. Но это был перехлёст (без холокоста и тому подобной хичхоковости – врать по-кинематографически ещё не научились), а убрать чужими руками, как Николая (казнь немецких революционеров как месть за Либкнехт-Люксембург) сорвалось.

    Что же это был за человек и в чём его значение для человечества?


    Вильгельм правил почти единолично вторым государством планеты в течение 30 лет. У гегемона Великобритании такой концентрации власти в одних руках не было, другие страны до уровня Германии или сильно не дотягивали (Россия, Австро-Венгрия) или обладали размытостью власти ещё большей (Франция, США).

    И реальная Роза – любимая придворная шутиха Вильгельма II, которой он дал для смеха большой градус. Точнее «со смехом» – идея у кайзера была вполне серьёзная. (Кликабельно.)

    Изучать историю социал-демократии 1890-1918 гг. без Вильгельма это всё равно, что изучать социал-демократию предшествующего периода без Лассаля и Маркса.


    2. Вильгельм завершил систему современной государственной школы. Идея массового и даже всеобщего государственного образования возникла до него, но именно Вильгельм на государственном уровне поддержал идею светской педагогики. Школа это не просто место обучения конкретным знаниям и навыкам, но и нравственное учреждение, призванное ВОСПИТЫВАТЬ все население детского и подросткового возраста с учётом последних достижений психологии. Это повлекло массовое развитие педагогики, применение педагогических инструкций, введение штатных должностей педагогов и т.д. и т.п.


    3. Вильгельм провозгласил себя другом и защитником мусульман всего мира. Фактически именно он сформировал современное мусульманское национально-освободительное движение. Подобным образом мусульманскую карту пытался разыграть в Египте Наполеон, но это была не целенаправленная политика, а гениальный экспромт главы экспедиционного корпуса. Вильгельм же ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ этого сектора современной политической жизни. То, что мы сейчас видим, это продолжение проекта Вильгельма II.

    Вильгельм в турецкой военной форме.
    4. Вильгельм дал всему миру образец кризисного военного управления (включая систему военного государственного социализма). Это идеальный глава ожесточённо сражающегося государства, с большим отрывом превосходящий своих соперников и союзников.


    Когда говорят о Германии периода первой мировой войны то постоянно талдычат: Людендорф-Гинденбург, Гинденбург-Людендорф. Реально же всем управлял Вильгельм II. Точно так же как главой русской армии был отнюдь не Алексеев (в отличие от германской пары, к тому же лично ничтожный).

    Гитлер был лишь жалким подобием настоящего военного фюрера Германии, точно также как его армия была лишь тенью великой армии второго Рейха.
    Список можно продолжить. Но я хочу в завершение сказать о другом. Николай II, будучи умным человеком, всю жизнь подражал своему двоюродному брату. И правильно делал. Подражал, разумеется, не тупо, - где надо. Но везде, где только можно.

    С чего началось правление Вильгельма? Он провёл широкую демократизацию политической жизни Германии (отмена закона против социалистов, международный детант и т.д.). Что сделал Николай после прихода к власти? То же самое. «Как старшие».

    Вильгельм и Николай. Между ними германский наследник, справа Николай Николаевич.
    О чём тут говорит официальная историография? Вместо анализа широких мер по ослаблению гаек (вплоть до протекции местным социал-демократам, находящимся ещё в зачаточном состоянии), цитируют как попки-дураки фразу о «бессмысленных мечтаниях». И правильно делают. Потому что кроме этой фразы, (точнее ОГОВОРКИ) ничего иного в доказательной базе нет.

    Вильгельм в русской и Николай в германской военной форме.
    То есть Николая оклеветали. А того человека, которому он подражал, «забыли».

    Вот так историческая наука и живёт. Это 20(!) век.

    Адсон помог мне решить еще одну задачу. Благодаря ему я сумел развернуть сюжет в эпохе Средневековья. Как было обойтись без пояснения реалий? В современной прозе, если герой говорит, что Ватикан не утвердит его развод, ведь не приходится же объяснять, что такое Ватикан и почему он утверждает или не утверждает разводы. Но в историческом романе без объяснений нельзя. Иначе мы, люди другой эпохи, не можем понять, что, в сущности, произошло и в какой мере то, что произошло, важно и для нас сегодняшних.

    Существует риск впасть в «сальгаризм». Герои Сальгари бегут по лесу, спасаясь от погони, и налетают на корень баобаба. Тут повествователь откладывает в сторону сюжет и начинает ботаническую лекцию о баобабе. Теперь это воспринимается нами с какой-то нежностью, как недостаток милого человека. Но делать так все-таки не следовало.

    Сотни страниц я перечеркал, стараясь избежать подобных провалов. Но, кажется, ни разу не сформулировал сам для себя, как же я решаю эту задачу. Уяснил я это, пожалуй, только два года спустя, пытаясь понять, почему мою книгу читают даже те люди, которые не любят и не могут любить такие «трудные» книги. И я понял, что повествовательный стиль Адсона базируется на определенной фигуре мысли, которую принято называть «praeteritio» – «умолчанием». Помните знаменитый пример? «Молчу уж, Цезарь, что ты долы полил…» То есть заявляется, что незачем рассказывать о вещи, которую все прекрасно знают. И тем самым об этой вещи рассказывают. Примерно так поступает и Адсон. Он вводит лица и факты так, будто они всем хорошо известны, и тем не менее характеризует их и поясняет. Что же касается тех лиц и событий, о которых подразумеваемый Адсоном читатель – немец конца XIV века – ничего знать не должен (так как они связаны с Италией начала века), – тут Адсон, чувствуя себя в своем праве, пускается в описания и читает самые назидательные лекции, что донельзя типично для средневекового летописца. У тех было принято сопровождать энциклопедическим комментарием каждое нововведенное понятие. Прочитав книгу в рукописи, моя приятельница (уже другая) сказала, что ее удивила журналистская интонация, как будто она читала не роман, а статью в «Эспрессо» . Так она, кажется, выразилась, если я правильно помню. Сначала я удручился, а потом понял то ощущение, которое она передала, но не смогла объяснить. Именно так и повествовали летописцы тех далеких столетий. Именно те хроники – прародители нашей газетной и журнальной хроники.

    Дыхание

    Но длиннейшие рассуждения вводились в роман и для иных, не дидактических целей. Прочитав рукопись, мои друзья из издательства предложили мне подсократить первые сто страниц, показавшихся им чересчур серьезными и скучными. Я моментально отказался. Потому что был убежден, что тот, кто собирается поселиться в монастыре и прожить в нем семь дней, должен сперва войти в его ритм. Если это ему не под силу – значит, ему не под силу прочитать мою книгу. Такова очистительная, испытательная функция первой сотни страниц. А кому не нравится – тем хуже для него, значит, на гору ему не влезть.

    Входить в роман – все равно что участвовать в восхождении. Надо выработать дыхание, наладить шаг. Иначе быстро выдохнешься. То же самое с поэзией. Вспомните, как невыносимо читают стихи актеры. Они заботятся о выражении и плюют на стихотворный размер. Они делают логические enjambements . Как будто читают не стихи, а прозу. Они думают, что содержание важнее ритма. Между тем, чтоб читать одиннадцатисложные терцины, надо уметь воспроизводить тот напевный ритм, который заложен в них поэтом. Лучше уж читать Данте как стишки из журнала «Вестник детства», чем изо всех сил гоняться за смыслом.

    В прозе ритм задается не отдельными фразами, а их блоками. Сменой событий. Одни романы дышат как газели, другие – как киты или слоны. Гармония зависит не от продолжительности вдохов и выдохов, а от регулярности их чередования. Хотя – и тем значительнее эффект – в определенные моменты, но не слишком часто, вдох может внезапно пресекаться и главка (или последовательность главок) обрывается, когда дыхание еще не переведено. И это может сыграть колоссальную роль в звучании рассказа. Так обозначаются важнейшие сломы. Действие приобретает особую эффектность. По крайней мере так выглядят примеры, встречающиеся у великих: «Несчастная ответила». – Точка. – Абзац .

    Это не тот же ритм, что «Прощайте, горы» . Но и в том и в другом случае, когда приходят эти фразы, кажется, что чистое небо Ломбардии затекло кровью. В великих романах авторы всегда знают, когда пришпорить, когда натянуть поводья и как рассредоточить внезапные спотыкания ритма, оставляя равномерным ритмический фон. Это в музыке можно ускорять темп, да и то не слишком. Не уподобляясь тем кошмарным исполнителям, которые наперегонки лупят по клавишам и думают, что это и есть Шопен.

    Я сейчас рассказываю не о том, как успешно решил задачи, а о том, в каком виде они были поставлены. Однако если бы я заявил, что ставил их сознательно, – я солгал бы. Нет. Я просто повиновался чутью, обязательному для пишущего. Оно сказывается в ритме ударов пальцев по клавиатуре.

    Вот пример того, как рассказывание подчиняется ритму бегущих пальцев. Всем ясно, что любовная сцена на кухне составлена из обрывков богословских текстов, от Песни Песней до Св. Бернарда, до Жана из Фекана , до Св. Гильдегарды из Бингена . Во всяком случае, даже тот, кто не искушен в средневековой мистике, но имеет уши, понял это. Но когда сейчас ко мне обращаются с вопросами, откуда какая цитата взята и где кончается одна и начинается другая – я не в состоянии ответить.

    Дело в том, что у меня были заготовлены десятки карточек с выписками, книг с закладками, ксерокопий. Уйма всего, гораздо больше, чем мне удалось использовать. Но писал я эту сцену не отрываясь, на едином дыхании. Только потом я кое-что подчистил, прошелся поверху лаком, чтобы швы не сквозили. Я писал, а приготовленные цитаты лежали рядом в полном беспорядке, и глаза мои метались от одной выписки к другой, и я хватался за что-то одно, а продолжал уже из другого места. Эту главу (черновой вариант) я сделал значительно быстрее, чем какую бы то ни было другую. Лишь потом я понял, что во время работы воспроизводил на клавишах ритм любовного акта и, значит, никак не мог останавливаться и подыскивать более удачную цитату. Единственное, что оправдывало мгновенный выбор цитаты и помещение ее в соответствующую строку, – был ее ритм. Тот ритм, который был мне в эту минуту нужен. Мои глаза проскальзывали, не видя, мимо всего, что могло бы замедлить бег пальцев. Не могу похвастаться, что описание события заняло ровно столько времени, сколько само событие (хотя бывают и довольно длинные любовные акты). Но я старался как мог сократить зазор между долготой любовного акта и долготой моего письма. «Письмо» я употребляю не в бартовском смысле , а так, как употребляют это слово машинистки. Я говорю о письме как о материальном, физиологическом акте. И я говорю о ритмах тела, а не о ритмах чувства. Чувство, очищенное и преображенное, было где-то в самом начале, в самом решении слить мистический экстаз с эротическим. Чувством я одушевлялся, читая и выписывая тексты для будущей сцены. Но после того, как я сел за машинку, – никакого чувства. Это Адсон переживал любовный акт, а не я. Я должен был только передать его чувство игрой моих глаз и пальцев, как если бы я выстукивал любовную сцену на барабане.