Что читают в крещенский сочельник. Крещенский сочельник: почему Церковь не велит прыгать в прорубь

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

19 января все православные люди отмечают один из самых массовых и важных религиозных праздников - Крещение Господне.

Лично я каждый году жду момента, когда отправлюсь на церковную службу в этот удивительный день. Ведь так здорово с хорошим настроением и небольшой баночкой, наполненной святой водичкой, вернуться домой, предварительно еще и искупавшись в проруби. Это традиция, которой следует вся моя семья.

Помимо обрядов, проводимых 19 января, не менее важным считается Крещенский сочельник. Чтобы лучше подготовиться к празднику Крещения и извлечь из этого дня максимум пользы, прислушайся к нашим советам.

Редакция «Так Просто!» делится с любимыми читателями крупицами знаний о традициях, обрядах Крещения, а самое главное - о действиях, которые категорически нельзя совершать в Крещенский сочельник .

Крещенский сочельник

Название сочельник получил из-за традиционной сладкой каши - «сочива», которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизирует воскрешение, а мёд - сладость будущей блаженной жизни. Другая версия - так раньше у славян назывался круглый пирог из пресного теста.

Праздником Крещения завершаются Святки, которые по народному поверью являются периодом «без креста», ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен. А еще в Крещенский сочельник заканчиваются «страшные вечера», во время которых потусторонние силы отличаются особой свободой и разгулом в мире людей.

В старые времена считалось, что в Крещенский сочельник потусторонняя сила особенно опасна, ведь это последняя ночь перед предстоящим водосвятием. Поэтому многие крещенские традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Что нельзя и можно делать в праздник: крещенские запреты


По народному поверью, в ночь на Крещение, в тот момент, когда Христос входит в воду, происходит чудо отверзания небес. Знаковым является волнение воды в какой-нибудь емкости. И если в эту минуту выйти на улицу, можно увидеть «разверстые небеса».

С Крещенской ночью в народе связано множество примет. Например, если в этот день будет метель - быть урожаю. Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи. Метель в Крещенский сочельник говорит о том, что такой же погоды жди и на Масленицу, а если сильные южные ветры - лето будет грозовое.

Также говорят, что, если поставить в ночь на Крещение на стол серебряную чашу и наполнить ее водой, ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января и назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению - святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво .

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после Литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры “дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога”.

При этом читается молитва: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”. При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Название "сочельник" получил из-за традиционной сладкой каши — "сочиво", которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

По другой версии — так славяне называли круглый пирог из пресного теста.

В церковной же традиции это время называется — Навечерие Крещения Господня или Богоявления.

Сочельник

Крещенский сочельник православные христиане отмечают 18 января. Служба в этот день, ввиду особенных предписаний церковного Устава, будет необычной — сначала литургия, затем — великая вечерня, после которой духовенство освятит воду великим чином.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января в праздник Крещения Господня, после торжественной литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Вода эта называется Великой агиасмой, что в переводе с греческого значит "святыня", или просто крещенской водой.

Водосвятие называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

В некоторых церквях водоосвящение проводят еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

В Крещенский сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды. По сути, это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня — не постный.

Агиасма

Крещенская вода — одна из главных святынь Православной церкви. Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой.

Святая вода должна храниться дома у каждого христианина, и ее запасы верующие пополняют один раз год — в Навечерие Богоявления (18 января) или в сам праздник Крещения (19 января).

© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

После Великого водосвятия, особого молебенного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки с агиасмой и уносят их домой.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, она передает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

© photo: Sputnik / Александр Кондратюк

Святую воду обычно следует пить утром, натощак, а при заболеваниях — в любое время и читать молитву: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь".

Обычаи, обряды, приметы

Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность. Праздник Крещения завершал Святки, которые по народному поверью были периодом "без креста", ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.

Также заканчивались "страшные вечера", во время которых потусторонние силы свободно разгуливали в мире людей. Считалось, что в Крещенский сочельник эта нечисть становилась особенно опасной. Поэтому многие традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

К празднику Крещения люди тщательно готовились. В домах накануне наводили порядок, полы мыли и подметали, так как считалось, что в соре могли прятаться черти.

Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила — углы, двери, окна, печь, погреб, хозяйственные постройки и ворота — окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.

© photo: Sputnik / Андрей Теличев

Когда на небе загоралась первая звезда, люди с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название "голодная кутья", так как состоял из постных блюд. За столом, как и перед Рождеством, собирается вся семья.

Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи. После ужина было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.

Люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.

© photo: Sputnik / Anton Denisov

Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки традиционно гадали о суженном, о будущем.

Крещенские сны и гадания считались самыми верными. Для гадания в эту ночь подойдут те же обряды, что и для Рождественских и святочных гаданий.

С Крещенской ночью в народе связано также множество примет, в том числе и связанные с погодой.

Поставьте в ночь на Крещение на стол серебряную чашу. Наполните ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

Крещенский снег и лед, собирали девушки в чистом поле. Этим снегом нужно было обтирать лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Если в этот день метель — быть урожаю. Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: "Ярки звезды породят белые ярки".

Кроме того, если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В сочельник верующие соблюдают строгий пост. До появления на небе первой звезды нельзя ничего есть, разрешается лишь пить воду. Исключение делается для стариков, больных, малолетних. После появления первой звезды ужинают. Праздничная трапеза обязательно предполагает на столе сочиво. После ужина верующие посещают храм. Проводятся богослужения, совершаются обряды освящения воды. Прихожане проходят таинство причащения святой водой.

Воду из храма приносят домой, кропят ею жилище, домочадцев. Православные доверяют ее могуществу, считая, что она отгоняет нечистую силу, лечит от тяжелых болезней. Многие ходят на водоем купаться в заранее приготовленной проруби. Полагают, что ледяная крещенская вода очищает человека духовно и физически. Народная традиция купания в проруби, дошедшая до наших дней, пользуется большой популярностью не только у православных.

Соблюдается строжайший однодневный пост с полным отказом от пищи, так как человеку нужно подготовиться к церковному причащению, водосвятию. После первой звезды едят обрядовые блюда: сочиво, приготовленное из зерен злаков с медом, орехами, и узвар – напиток из меда, сухофруктов. Кроме обрядовых блюд разрешается другая постная пища: блины, пироги, различные каши, щи. Важно, чтобы все было скромно, без излишеств. Некоторые верующие ограничиваются только потреблением отваренных злаков.

Нельзя злиться, обижать ближних. Нужно настроиться на добро, сопереживание, оказать помощь нуждающимся. Не следует ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые мысли во время принятия святой воды. От этого ее святость может исчезнуть. Воду, принесенную из храма, не ставят где попало, она требует благоговейного отношения. Размещают рядом с иконостасом, тогда сохранятся удивительные свойства святой жидкости. Нельзя принимать ее после еды, пьют натощак. Но в исключительных случаях (внезапная болезнь) можно употреблять после приема пищи.