Кто разбил окно. Что делать, если вам разбили окна

Важнейшей достопримечательностью Соловецких островов являются лабиринты, которых 14. Лабиринты представляют собой каменные выкладки, овальные или круглые, диаметр которых 3-20 метров. Находятся они в Архангельской области на Большом Заяцком острове.

Лабиринты изучались ученым-краеведом Николаем Николаевичем Виноградовым, который пришел к выводу, что это погребальные сооружения древних людей. Местное население зовет лабиринты «Вавилонами». Предполагают, что в давние времена тут проводились культовые пляски и хороводы, и во время раскопок некоторых лабиринтов нашли остатки ритуальных костров. Также есть мнение, что лабиринты служили «Ловушками для рыбы»: во время отливов рыба не успевала найти из них выход и оставалась в них. Однако многие лабиринты находятся далеко от воды. Еще одна гипотеза гласит, что лабиринты являются магическим инструментом шаманов. А ряд исследователей полагает, что лабиринты – это защитные сети, запутывающие души мертвых и не дающие им вернуться в мир живых.

В лабиринты существует только один вход, он же и выход. Если идти строго по бороздкам, не пересекая границы, то вы окажетесь там же, где и вошли.

Как добраться до Соловков?

Соловецкие лабиринты находятся в Архангельской области на Большом Заяцком острове, входящим в состав Соловецких островов. Добраться до них можно либо по морю, либо по воздуху.

Из Архангельска на Большой Соловецкий остров регулярно отправляются воздушные рейсы. Вблизи монастыря имеется взлетно-посадочная полоса.

По воде на Соловки ходит множество круизных теплоходов. Из поселка Рабочеостровск, который находится рядом с Кемью, каждый день ходит рейсовый теплоход. Он перевозит и туристов-одиночек, и туристические организованные группы. До Кеми из Москвы можно добраться на железнодорожном транспорте. Мурманский поезд довезет вас до места за сутки.

Где остановиться?

Прибыв в Кеми, вам нужно будет где-то остановиться на пару суток, чтобы отдохнуть с поезда. В Рабочеостровске имеется отличная гостиница «Причал» - это целый комплекс коттеджей в 2 этажа. Все удобства (душ и туалет) располагаются в номере. Также в номерах есть телевизор, а в отеле - столовые и бары.

На Соловках множество различных отелей, но самое удобное расположение у отеля «Соло», который находится в нескольких минутах ходьбы от монастыря. По услугам этот отель уступает другим, однако скоротать ночь и поесть вы тут сможете.

В «Соло» имеется довольно не плохая столовая. В стандартный тур входит двухразовое питание – завтрак и ужин. Обед у туристов самостоятельный, что очень удобно, так как вы сможете сами строить программу на день, а перекусить можно и в других местах общественного питания, которых в поселке еще два.

Проблем с питанием и ночлегом у вас не возникнет, и вы сможете полностью сосредоточиться на осмотре достопримечательностей этих удивительных мест.

Приятного путешествия!


Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?
«Северные лабиринты» - это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.
Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.
Взглянем на них подробнее …

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.
На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт - это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых - более получаса) выйдешь там же, где и вошел.
Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309-304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125-142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63-76. 1973).
Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.
…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )
«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.
Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.
В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.

2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.

3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.

4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.

5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .
Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.


Вид большого лабиринта вблизи поселка Соловецкий. Цветное фото Светланы Конышевой. 2005.
В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.
Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;

2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.
Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.
Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:
«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»
Загадочные лабиринты продолжают манить своей тайной, будет ли она раскрыта когда-нибудь?



Все большее число серьезных ученых склоняются к мысли, что многочисленные мегалитические памятники, сохранившиеся на территории современной Карелии и созданные тысячелетия назад - это закодированное древнее знание, доставшееся нам в наследство от далеких предков. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались от поколения к поколению, закреплялись в камне и обрядовой символике, демонстрируя единство человека и высших космических сил.

«Космически-мистическая кодировка спиралевидных символов и лабиринтов не вызывает сомнений».
Валерий Демин, доктор философских наук, профессор

Среди археологических памятников культового характера, расположенных на территории Севера России, видимо, нет таких, которые, подобно каменным лабиринтам, вот уже около двухсот лет вызывали бы живой интерес многих исследователей. Каменные лабиринты - это сооружения диаметром от пяти до тридцати метров, сложенные из небольших природных камней в многократно извивающуюся линию, образующую спиралевидную фигуру. Они известны на Кольском полуострове, Соловецких островах, Беломорском побережье Карелии, а также на ряде островов Белого моря.

Предлагалось немало объяснений, касающихся функционального назначения Соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек...

Однако, спиралевидные изображения встречаются практически по всему свету. Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них, было давным - давно утрачено, ключ к расшифровке потерян.

Спираль - один из глубочайших символов Вселенной. Спираль выступает в качестве единого кода единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого.

Согласно взглядам московского профессора В.Н. Волченко и других российских ученых, основой мироздания являются так называемые торсионные («скрученные») поля, допускающие мгновенное распространение любой информации. Согласно данной теории, Вселенная как «Супер-ЭВМ» образует с человеческим мозгом единый биокомпьютер, работающий, говоря простым языком, по принципам все той же скрученной спирали.


Классический «каменный лабиринт» на острове Олений, Белое море

Но если мы узнаем об этом на рубеже ХХ и ХХI веков, то откуда тысячи лет назад об этом знали наши далекие предки, которые складывали каменные спирали, напоминающие своим видом современную классическую форму приемопередающих антенн широкой полосы частот и использовали их в качестве единого канала связи с мирозданием? Каменные лабиринты издревле почитались, как указатели на близость иных пространств и измерений.

На Руси северные лабиринты назывались «вавилонами». Но почему «вавилонами»? Поколения исследователей каменных лабиринтов пытались ответить на этот вопрос. Почему город Вавилон, упоминаемый в Библии и только в самом конце ХIХ века обнаруженный археологами, дал название этим странным сооружениям?

В кельтской мифологии известен островной город Аваллон, населенный феями, остров блаженных, который открывался только избранным. Поэтому, скорее всего, поморское название каменного лабиринта - «вавилон» - является искаженным кельтским словом, перенесенным, но не осмысленным, на российскую почву.

Это тем более удивительно, что предания и легенды северных народов связывали каменные спирали с существованием сказочных народов: «дивьими людьми», эльфами, гномами и подобными им жителями «подземного мира». Более того, как отмечает историк и археолог А.Л. Никитин, именно лабиринты в легендах и сказаниях указываются как «входы» и «выходы» в подземное, потустороннее царство, открывающиеся лишь тем, кто знает магический ключ к этой, образно говоря, потайной двери.

Очень интересен следующий факт: существует локальный карело-финский миф о так называемых «дивьих людях». Эти существа живут в горах и пещерах, обладают некоей силой, напоминающей электричество. Они небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом. «Дивьи люди» - предсказатели. Слышать и внимать им могут только избранные - люди с чистой душой и помыслами.

Другими словами, на первый взгляд, «дивьи люди» больше всего напоминают гномов или карликов. Конечно, описания внешности не совпадают, но зато совпадают многие другие черты: горные таланты, дар провидения, некоторые поступки и т.д.

Карликам дается изумительная быстрота, для которой не существует пространства: в один скачок они могут переноситься с одной горы на другую, хотя бы между вершинами этих гор было несколько часов расстояния - сегодня они являются здесь, а завтра в иной части света. Им принадлежит дар сверхъестественной мудрости и предвидения: они ведают будущее и все, что делается на белом свете. Они обладают знанием языков и разумеют руны, им известны целебные свойства растений и камней.

Кстати, равно как и могучие великаны, карлики заняли достойную нишу в мифологической традиции как славян, так и других народов, в частности карел и финнов. Однако все дело в том, что в древнеславянской мифологии карлики - существа, обитающие, скорее, вблизи человека. А вот в финно-угорской мифологии, например, карлики - чаще жители труднодоступных человеку мест.

Скандинавские «Эдды» описывают карликов как мастеров кузнечного дела, превращающихся в богов и личностей, обладающих титанической силой. Эти образы неизменно характеризует надменность, временами - жадность, зачастую - чванливость и гордость. Согласно текстам «Эдды», карлики - плоть от плоти этого мира. Они появились сразу же после рождения богов из того же первородного материала, что земли, воды и небо Вселенной - из плоти бога Имира. Когда молодые боги расстелили ее плодородными землями, там зародилась жизнь. Первыми ее ростками были карлики. Они - самое старое население земли. В «Эдде» первые карлики уподобляются личинкам, выползающими на свет из разлагающейся плоти. Карлики, дети земли, поначалу были абсолютно безлики. Однако боги в Верхнем мире почувствовали рождение новой жизни и наделили карликов речью, мудростью и внешностью. Большинство карликов боги оставили в недрах юной земли, расщелинах, пещерах и гротах.


«Каменный лабиринт» на Большом Соловецком острове

Тогда время людей еще не пришло, и карлики безраздельно правили на бескрайних земных просторах. Дети земли, - они благодарно принимали ее дары, хранили ее секреты, питались ее мудростью. Земля и мудрость часто отождествляются в мифах.

Обрядовые церемонии, проводимые внутри и вблизи этих каменных святилищ, позволяли древним народам совершать опыты с измененными состояниями сознания и исследовать потусторонний мир духов - источник просветления и силы.

Хорошо известно, что у многих народов древности были особые группы людей, члены которых владели исключительными знаниями, недоступными для «непосвященных» и основанными на глубоком понимании сокровенных сил Природы. Усиленная специальным воспитанием восприимчивость к потаенным силам Природы, позволяла им смелее и шире наблюдать окружающий мир и, тем самым, вернее служить своим соплеменникам. К этим народам относились и далекие предки финских и саамских племен, населявших территорию современной Карелии, которые издавна славились своими колдунами и шаманами.

Писатели античности, всегда подтверждали превосходство северных народов перед другими в изучении вопросов магии. Считалось, что они владели искусством иллюзии, умели вызывать бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть себя от глаз неприятеля. Они владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они умели пророчествовать. Это они, обращаясь к своим далеким потомкам, складывали каменные спирали, чтобы передать основы своих познаний, поскольку древняя тайная традиция упорно связывала их необыкновенные способности с символикой и магией лабиринтов, олицетворявшими собой природные силы и физическую энергию.

Не случайно, что образ спирали у северных народов соотносился и с образом змеи, свернувшейся во сне кольцами, поскольку змея длительное время считалась символом мощи. Следы почитания змей отмечены у саамов и у народов Карелии, в частности, у вепсов. Изображение змей из Оленеостровского могильника, что на Онеге, а также на скалах Онежского озера и Белого моря относятся к древним магическим и религиозным представлениям и свидетельствуют об их особом почитании.


«Лабиринт» на острове Немецкий Кузова, Белое море

Если подобное предположение верно, то невольно приходится удивляться тому глубочайшему знанию, которым владели эти люди тысячелетия назад. Они понимали, что человек и Земля - единое целое. В этом - основа их мудрости. Это то, что было передано нам, их далеким потомкам. Но мы пренебрегаем этим знанием.

Академик Б.Д. Греков как-то сказал: «В легендах могут быть зерна истинной правды». Помимо летописной истории, у всех народов существовала еще и тайная устная история, тщательно оберегаемая и также тщательно передаваемая от поколения к поколению.

Загадки, связанные с изучением «каменных лабиринтов», не дают покоя исследователям вот уже на протяжении многих лет. Знания, заложенные в основу их строительства, не вписываются в устоявшееся мнение о примитивизме мышления северных народов в эпоху язычества. Да! Их знание, во-многом, интуитивно. А чем, собственно, знание интуитивное хуже знания аналитического? Важно ведь само знание, имеющее практическую или духовную ценность, а не только средства его достижения.

В 1999 году на острова Кузова Белого моря прибыла исследовательская группа из Санкт-Петербурга, ставившая своей целью изучение древних лабиринтов. Острова Кузова очень богаты памятниками такого рода, которые частенько преподносят сюрпризы современным исследователям, да и просто туристам.

Под вечер, 23 августа, этой группе довелось увидеть «интересное» явление. Они уже заканчивали свои работы, когда неожиданно из центра «каменной спирали» выплыло странное непрозрачное облако, тут же превратившееся в световой столб. Не успели наблюдатели опомниться, как «столб» начал трансформироваться в… «человеческую фигуру». Границы основного тела этого «человека» просматривались достаточно четко и были блестяще-зеленого цвета, а внутреннюю часть «тела» заполняло оранжевое свечение вроде тумана. Все «тело» было явно непрозрачным, наблюдалось примерно в течение 15 минут на одном и том же месте и имело размеры до двухсот метров в высоту. Затем, тело вновь стало превращаться в облако и затем опять медленно опустилось в центр «спирали», где и исчезло.

В этот же вечер, исследователи древних «артефактов» перенесли свой лагерь, а на утро уехали сначала в г. Кемь, а оттуда - в родной Питер! Это было бегство от того ужаса, которое они испытали от увиденного на Кузовах.

«В самом начале зимы 2006 г. я приехал к своим близким родственникам в карельский город Беломорск. - рассказывал Прокоп Юрьев из Самары. - В выходные дни, мы нашей большой дружной компанией, решили (по рекомендации моих родственников) пойти посмотреть старинные «каменные лабиринты», некоторые из которых расположены недалеко от города. Снег выпал несколько дней назад, и лыжня была свежей, не разъезженной. Пройдя километров десять и уже находясь рядом с «пунктом назначения», мы вдруг увидели, что несколько в стороне от нас не спеша, как бы прогуливаясь, шел невысокий человек, худощавый и темноволосый. Это уже несколько секунд спустя, мы поняли, что понятие «невысокий» абсолютно не соответствует увиденному: это был менее, чем полуметровый «карлик». Интуитивно я зафиксировал (помимо роста, разумеется) в нем что-то необычное. Меня (да и не только меня, а всех нас, как я потом понял) удивило, что он был без шапки и очень легко одет. На довольно глубоком снегу, без лыж, в легких ботинках, в такое время года далеко от города, в глухом лесу!

Мы остановились и долго обсуждали увиденное, провожая его глазами. Он шел в ту же сторону, куда направлялись и мы, а потом скрылся за небольшим пригорком, где, собственно, и находились «лабиринты». Мы пошли по его следам, которые вдруг резко оборвались практически в самом центра одного из «лабиринтов». На снегу это очень хорошо было видно.

Опешившие, мы застыли на месте, когда вдруг увидели его прямо перед нами метрах в ста. Он возник из ниоткуда, но ведь так не бывает. Он стоял и смотрел прямо на нас, затем сделал шаг вперед, по направлению к «лабиринту» и исчез, прямо на наших глазах. Этой, последней капли мистики нам хватило, и мы спешно пошли обратно в Беломорск.

Потом, спустя год-полтора, почитывая литературу по мегалитам, я понял, что мы столкнулись с той, иной реальностью, которая рядом с нами, но каким-то образом связана с сооружениями, оставленными нам далекими предками».

May 16th, 2015

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …

Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально по крайней мере…»

источники

http://photo-drive.ru/Solovki-Labirinty.html

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7876

http://www.solovki.ca/old_09/labyrinth_solovki/labyrinth_solovki.php

Вот что я вам еще могу рассказать про лабиринты: вот например попробуйте пройти вот этот , а тут мы уже Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Соловецкие острова — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Он состоит из шести крупных островов и занимает площадь 347 км2.

С древних времен Соловки считались местом с сильнейшей энергетикой. Здесь находятся древние рукотворные лабиринты , которые представляют собой спиральные насыпи из камней и земли. По одной из версий, это ловушки душ умерших, чтобы они не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться.

Каменные лабиринты на Большом Соловецком острове

Сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой именно целью. Считается, что центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. Однако пробираться внутрь него нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы.

Берега островов усыпаны камнями разной величины. Еще в XIX веке монахи построили из них дамбу, которая и поныне связывает между собой два острова.

В XV веке преподобный Савватий и его ученик Герман выбрали холодное побережье Белого моря для вознесения своих молитв. Они возвели на безжизненном острове скит, который позднее разросся в большой монастырь. С 1923 по 1939 годы на Соловках была одна из тюрем ГУЛАГа. Тысячи людей нашли здесь свою гибель.

Однако за всю историю существования лагеря здесь было около 150 явлений Божией Матери. Например, в пещерном храме сами собой зажигались свечи. Иногда сквозь мерцание свечей проступал лик Спасителя, а воздух вокруг наполнялся благоуханием.

Несуществующие, фантомные свечи загорались и над Белым Морем, и над болотами. Тогда становились видны тела тысяч погибших, упокоившихся в расстрельном рву и на морском дне. И у каждого из них вместо сердца будто горела свеча.

Монахи, которые служили в те страшные времена на Соловках, будто бы умирали и воскресали по нескольку раз. Некоторые из них пропадали неведомо куда, а потом вновь возвращались: кто — через час, а кто — через несколько лет.

Каменные лабиринты на о. Большой Заяцкий

Одной из главных достопримечательностей Соловецких островов являются древние лабиринты. По мнению ученых, они имели важное религиозное и обрядовое значение. Согласно верованиям местных жителей, лабиринты строились на границе двух миров — «нижнего» и «среднего».

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями...

Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения.

Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (1-2) и о. Анзер (3)

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (4-5) и о. Олешин (6)

Писал о загадочных сооружениях и философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”.

Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место.

Форма лабиринтов различная — круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу... Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев.

Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, — дело темное.

Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем — узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие — меньше».

Местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Обычно это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении — в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими атаками.

Соловецкие острова и по сей день притягивают людей. Говорят, что здесь можно обрести бессмертие. Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остается тут на долгие годы.