Протоиерей Всеволод Шпиллер: биография.

Священник Болгарской Православной Церкви, с февраля 1950 года - Русской православной церкви; протоиерей; проповедник.


Родился в семье архитектора Дмитрия Алексеевича Шпиллера. Сестра - певица, народная артистка России Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909-1995). Жена - Людмила Сергеевна, урождённая Исакова. Сын - дирижёр, народный артист России Иван Всеволодович Шпиллер (1935-2003).

Доброволец Белой армии

Учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве. В конце октября 1917 участвовал в боях в Киеве на стороне правительственных войск против красногвардейцев. Был ранен. В 1918-1920 участвовал в Гражданской войне в составе Добровольческой армии, был произведён в офицеры.

Годы эмиграции. Служение в Болгарии

Эмигрировал в 1920 с армией генерала П. Н. Врангеля, жил в Константинополе, Галлиполи, в конце 1921 переехал в Болгарию. Как и многие русские офицеры, в эмиграции бедствовал, был вынужден поступить на работу в компанию, занимавшуюся извлечением и разрядкой снарядов, находившихся на затонувших близ болгарского побережья морских судах. Рисковал жизнью, занимаясь этой опасной работой. Предложил способ, облегчивший разрядку, после чего получил ответственный пост в данной компании. Заработанные деньги дали ему возможность получить высшее образование, поступив в университет в 1927.

Окончил богословский факультет Софийского университета. С 20 июня 1934 - диакон; 21 июня 1934 года хиротонисан во иерея епископом Серафимом (Соболевым) (РПЦЗ), приходской священник Успенской церкви в городе Пазарджике Пловдивской епархии. Одновременно преподавал гуманитарные предметы в гимназии и сельскохозяйственном институте.

С 1944 жил в Софии, по приглашению министра иностранных дел и культов Болгарии Петко Стайнова работал в комиссии по выработке проекта законодательства об отделении церкви от государства, оставаясь клириком Болгарской православной церкви.

С 1 января 1945 года до 1 февраля 1950 - помощник настоятеля кафедрального собора Святой Недели в Софии.

В начале 1947 года был «восстановлен» в советском гражданстве в соответствии с 14 июня 1946 года указом О восстановлении в гражданстве СССР бывших подданных Российской империи, который предполагал рассмотрение личного дела специальной комиссией.

Из секретных донесений советских официальных лиц в Болгарии явствует, что, как советский гражданин, Шпиллер встречал враждебное отношение к себе со стороны руководящего духовенства в экзаршество антикоммунистически настроенного экзарха Стефана Шокова; так в письме от 7 мая 1948 года поверенного в делах СССР в Болгарии К. Левычкина заместителю министра иностранных дел Вышинскому упоминался как симптоматичный инцидент в январе того же года, когда Шпиллер был демонстративно удалён с собрания священников как «чужеродный пришелец».

Летом 1948 года посетил Москву в составе делегации Болгарской Церкви, участвовавшей в Совещании глав и представителей Автокефальных православных церквей; из делегации, по настоянию правительства СССР, были исключены все нежелательные для Советского руководства и Московского Патриархата кандидаты.

В апреле 1949 года ответственный сотрудник Совета по делам РПЦ В. С. Карпович в записке председателю Совета Г. Г. Карпову докладывал о «нецелесообразности переезда из Болгарии в СССР протоиерея В. Д. Шпиллера» в виду того, что тот являлся «аккуратным поставщиком Московской патриархии информации о положении в Болгарской церкви»; Карпович также отмечал в порядке разъяснения, что архиепископ Серафим (Соболев) (также тогда в юрисдикции РПЦ) «чрезвычайно скуп на посылку информации и ограничивает интересы рамками своей епархии (благочиния)»; предлагал разрешить выезд Шпиллеру в СССР «позже, когда определится расстановка сил внутри епископата Болгарской церкви в пользу твёрдого курса на Московскую патриархию».

Служение в Москве

Прибыл в СССР на постоянное жительство 5 февраля 1950 года. Уже 7 февраля имел беседу, по его личной просьбе, с заместителем председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР С. К. Белышевым, в ходе которой подробно рассказал о ситуации в Болгарской Церкви.

Резолюцией Патриарха Московского Алексия от 10 февраля 1945 года; был назначен настоятелем Ильинской церкви в Загорске. В 1950-1951 - инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. В 1951 недолго был настоятелем Успенской академической церкви в Новодевичьем монастыре. В 1951-1984 - настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве (где его сменил Владимир Рожков). Сумел создать многочисленный приход, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его проповеди записывались на магнитофон и плёнки расходились по стране среди верующих.

Деятельность о. Всеволода, его противоречия с назначенным по указанию светских властей старостой храма привели к его смещению с должности настоятеля. Вместо него был назначен протоиерей Константин Мещерский, долгие годы активно сотрудничавший с властями, в том числе в качестве деятеля обновленческого движения. Однако он умер 19 августа 1966, в день, когда должен был вступить в исполнение обязанностей настоятеля. После этого о. Всеволод продолжал быть настоятелем храма вплоть до своей кончины.

Среди его учеников - ряд московских священнослужителей: Александр Куликов, Николай Кречетов, Владимир Воробьёв (настоятель Николо-Кузнецкого храма с 1997), Александр Салтыков, Валентин Асмус.

Последнюю в своей жизни литургию совершил 19 декабря 1983 года (Николин день). Скончался 8 января 1984 года; был отпет архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком), похоронен на Кузьминском кладбище Москвы.

; проповедник.

Семья

Родился в семье архитектора Дмитрия Алексеевича Шпиллера, потомственный дворянин. Сестра - певица, народная артистка России Наталья Дмитриевна Шпиллер ( -). Жена - Людмила Сергеевна, урождённая Исакова - фрейлина российской императрицы . Сын - дирижёр, народный артист России Иван Всеволодович Шпиллер ( -).

Доброволец Белой армии

Из секретных донесений советских официальных лиц в Болгарии явствует, что, как советский гражданин, Шпиллер встречал враждебное отношение к себе со стороны руководящего духовенства в экзаршество антикоммунистически настроенного экзарха Стефана (Шокова) ; так в письме от 7 мая 1948 года поверенного в делах СССР в Болгарии Климента Левычкина заместителю министра иностранных дел Вышинскому упоминался как симптоматичный инцидент в январе того же года, когда Шпиллер был демонстративно удалён с собрания священников как «чужеродный пришелец» .

Служение в Москве

Прибыл в СССР на постоянное жительство 5 февраля 1950 года. Уже 7 февраля имел беседу, по его личной просьбе, с заместителем председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР С. К. Белышевым, в ходе которой подробно рассказал о ситуации в Болгарской Церкви .

Резолюцией Патриарха Московского Алексия от 10 февраля 1950 года был назначен настоятелем Ильинской церкви в Загорске . В 1950- - инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. В 1951 недолго был настоятелем Успенской академической церкви в Новодевичьем монастыре. В 1951-1984 - настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве.

Сумел создать многочисленный приход, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его проповеди записывались на магнитофон и плёнки расходились по стране среди верующих. Храм Николы в Кузнецах сделался излюбленным храмом московской интеллигенции и артистической богемы.

Духовно-просветительская деятельность отца Всеволода расценивалась властями, как антисоветская. Партийное руководство раздражали его независимая позиция, зарубежные связи и проповеди, магнитофоные записи которых расходились по стране. Церковное положение отца Всеволода также было сложным. Ему приходилось давать личные и письменные объяснения церковному начальству по поводу поступавших на него доносов . После смерти покровительствовавшего ему Патриарха Алексия, он был снят с прихода указом нового Патриарха Пимена и отправлен «на покой» – в отставку без пенсии и средств к существованию , а настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен обновленческий протоиерей Константин Мещерский, активно сотрудничавший с властями. Однако он умер 13 августа , в день, когда должен был вступить в исполнение обязанностей настоятеля . Новых попыток снять отца Всеволода не последовало и он оставался настоятелем храма вплоть до своей кончины, когда его сменил Владимир Рожков .

Среди его учеников - ряд московских священнослужителей: Александр Куликов , Николай Кречетов, Владимир Воробьёв (настоятель Николо-Кузнецкого храма с ), Александр Салтыков , Валентин Асмус , Георгий Кочетков , а также Евграф Дулуман , известный своей деятельностью в области «научного» атеизма .

Труды

  • Слово крестное: Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. М., 1993.
  • Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. Красноярск: Издательство «Енисейский благовест», 2002.
  • Страницы жизни в сохранившихся письмах. Красноярск: Издательство «Енисейский благовест», 2002.
  • Страницы жизни в сохранившихся письмах. М., 2004.

Напишите отзыв о статье "Шпиллер, Всеволод Дмитриевич"

Примечания

Библиография

  1. Протоиерей Владимир Рожков . Протоиерей Всеволод Димитриевич Шпиллер. // ЖМП . 1984, № 7, стр. 36-38.
  2. Шпиллер И. В. Воспоминания об отце Всеволоде Шпиллере . М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Братство Всемилостивого Спаса, 1993.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шпиллер, Всеволод Дмитриевич

– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…

Обыкновенная богиня. К 100-летию Натальи Шпиллер


Наталья Дмитриевна Шпиллер родилась в Киеве в 1909 году. Она была дочерью состоятельных родителей, которые смогли привить ей любовь к искусству и дать ей понятие о национальной культуре с рождения. Это знание она пронесет через всю свою профессиональную жизнь и, впоследствии, будет передавать своим ученикам.

Первые уроки вокального искусства Наталья Дмитриевна получила уже в детстве от матери – оперной певицы. Начав обучение в Киеве, Шпиллер вскоре перебралась в Москву и продолжила учиться в Московской консерватории в классе Е. Лавровской. Потом была отправлена совершенствоваться за счет государства в Париж.

Вернувшись в Москву, Наталья Дмитриевна приняла участие в конкурсе певцов для формирования труппы нового оперного театра в Самаре. Успешно пройдя конкурс, Шпиллер была принята в труппу этого театра и проработала там с 1931 до 1934. На сцене Самарского оперного театра певица дебютировала в партии Ксении в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Но самым важным в судьбе Натальи Дмитриевны стал период конца 1934 - начала 1935 годов. Она решила попытать счастья и снова поучаствовать в конкурсе. Но на этот раз ставка была намного выше. Большой театр набирал молодых исполнителей в труппу. Шпиллер смогла пройти конкурс и уже 25 января 1935 года дебютировала на сцене Большого в партии Микаэлы в «Кармен». Этот дебют стал судьбоносным для молодой певицы, и уже после этого она становится штатной солисткой театра. Второй партией на сцене Большого стала Эллен в опере Л.Делиба «Лакме».

Если в ранний период деятельности Шпиллер можно было упрекнуть в недостаточной эмоциональности, то уже в первые годы работы в Большом театре к ней пришла артистическая зрелость, позволившая певице достичь большой психологической выразительности. Голос Натальи Дмитриевны обладал редкими природными качествами и прежде всего, красотой тембра. Яркий, большого диапазона голос, безупречная вокальная техника, прекрасно поставленное дыхание давали артистке возможность петь так легко и свободно, что слушатели не замечали всех вокальных трудностей, которые она преодолевала.

Имя Натальи Дмитриевны Шпиллер тесно связано с деятельностью Большого театра 1930-х – 50-х годов. Критики отмечали, что это было время возрождения на советской сцене классических полотен русской и зарубежной музыки. 1936 год стал еще одной важной вехой в творчестве певицы. Наряду с ролями Натальи в опере «Тихий дон», Прилепы в «Пиковой даме» и Ольги в «Псковитянке», Наталья Дмитриевна исполнила партию Татьяны в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Исполняя Татьяну Шпиллер смогла продемонстрировать все свое актерское дарование и обратила на себя внимание многих критиков. Героиня Шпиллер была невероятно эмоционально открытой. В ее Татьяне был драматизм, психологический контраст между юношеской легкой романтичностью и горделивой сдержанностью чувства, умудренного годами. Ее героиня был вдохновенным до глубины души, прочувствованным поэтическим портретом. Многие, кто слышал Шпиллер в опере «Евгений Онегин», отмечали, что образ, создаваемый этой певицей, разительно отличается от всех остальных. И дело тут не только в совершенной технике, но и в том, как певица подходила к раскрытию образов. Она подчиняла свое вокальное мастерство художественному замыслу автора, пыталась прочувствовать своих героинь с точки зрения авторского видения. Никогда вокал не был для нее самоцелью, а всегда служил средством музыкального выражения. Возможно, именно эта профессиональная черта делала Шпиллер невероятно яркой исполнительницей. Остается только пожалеть, что художественные методы этой певицы для современных артистов не являются желанным руководством.

В 1940 году Наталья Дмитриевна дебютировала в партии Зиглинды («Валькирия») в постановке Сергея Эйзенштейна. И в этом же году исполнила ее на торжественном представлении-приеме в честь министра иностранных дел Германии Риббентропа, по личному приглашению Сталина посетившего главный театр страны.

До 1950 года Шпиллер создала на сцене Большого театра много ярких образов, в их числе была роль Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль». За нее, кстати, певица была удостоена Сталинской премии. В 1945 – Антонида («Иван Сусанин»), в 1946 Большой давал 1000-й спектакль «Евгения Онегина» со дня первой постановки в 1881 году и именно Шпиллер была удостоена чести исполнить партию Татьяны в этом спектакле.

В 1949 году певица участвовала в премьерных постановках «Фауста» (Маргарита) и «Садко» (Волхова). За партию Волховы Шпиллер во второй раз была удостоена Сталинской премии в 1950 году. Многие источники указывают на то, что Шпиллер была одной из любимейших певиц советского диктатора, много участвовала в правительственных концертах, многократно пела на кремлевских приемах. До сих пор, однако, остается загадкой, что помешало Сталину присвоить своей любимице высшее звание – народной артистки СССР. Не исправили эту «ошибку» и последующие советские правители, а могли бы – после ухода с большой сцены Шпиллер практически до конца своей жизни оставалась что называется активной творческой единицей – преподавала, консультировала, писала рецензии и очерки; тем более что и прецеденты подобные были – Катульская, Максакова, Долуханова получили высшее звание, уже давно находясь на пенсии…

В карьере Натальи Дмитриевны не только театральные выступления но и концертные выступления. Шпиллер спела более 200 концертов! Обширный камерный репертуар певицы обратил на себя внимание не только русского зрителя. Выступая в Болгарии, Польше, Чехословакии она собирала полные залы и исключительно восторженные отзывы критиков. Но самую высшую похвалу Наталья Дмитриевна получила в Австрии, на родине великого Моцарта. После очередного концерта Шпиллер назвали «Mozatrsaengerin» («моцартовская певица»). Это звание говорит не только об уровне исполнения, но и о той внутренней наполненности музыкой, которую певица несла в себе в течение всей своей карьеры.

Шпиллер относится к тем певицам, которые в совершенстве владели певческим дыханием. Она много работала над ровностью звучания голоса, тщательно оттачивала крайние верхние ноты, никогда не форсировала звук, брала верха свободно и красиво, без излишнего напряжения.

Начиная работать над музыкальным содержанием произведения, Наталья Шпиллер прежде всего старалась раскрыть психологическую сущность мелодии, так как считала, что именно в ней заключено содержание образа произведения, его характер. Она очень много работала над «музыкой слова».

Во всех ее действиях была осознанность и желание служить на благо искусства. Наталья Дмитриевна своим творчеством несла в первую очередь культуру, музыку, и только потом уже голос. И эту тактику нельзя назвать излишней скромностью, скорее проявлением высочайшего профессионализма, который в современной оперной среде приобретает, увы, искаженные формы.

Наталья Шпиллер была широко известна в нашей стране благодаря трансляциям по радио. Кроме того она активно гастролировала по СССР, например, пела спектакли в ленинградском МАЛЕГОТе (Баттерфляй, Марфа, Иоланта), в Одессе (Баттерфляй, Татьяна, Марфа), Баку (Маргарита, Татьяна, Марфа), Сталино (ныне Донецк – Татьяна, Иоланта, Марфа), Уфе (Баттерфляй), Свердловске (ныне Екатеринбург – Татьяна). Певица участвовала в записях опер, среди которых «Царская невеста» (партия Марфы, дирижер Л. Штейнберг, 1943 год), «Иван Сусанин» (партия Антониды, дирижер В. Небольсин, 1947 год), «Кармен» (партия Микаэлы, дирижер А. Мелик-Пашаев, 1949 год).

После 1950 года Шпиллер посвящает себя преподавательской деятельности. И дело здесь не в том, что другого пути у большинства пожилых артистов нет. Наталья Дмитриевна с большой любовью относилась к преподаванию вокального мастерства и эта деятельность, казалось, доставляла ей не меньшее удовольствие, чем пение. Так она становится преподавателем музыкального училища им. Гнесиных, а также публикуется в прессе с критическими статьями о проблемах музыки в современном обществе, и перспективах ее развития.

Во всем она проявляла вдумчивое, осознанное и трепетное отношение к культуре вокального исполнения. Можно сказать, что Наталья Дмитриевна была наполнена музыкой, поистине жила ею.

Ее глубокие познания в сочетании с удивительной манерой естественно и просто говорить об очень сложных вещах придавали ей особую прелесть как педагогу. В классе Шпиллер всегда царила дружеская и демократичная обстановка. Внимательной, строгой, но без раздражения критике Наталья Дмитриевна умела придать остроумную и необидную форму ее высказывания. Она призывала студентов присутствовать на занятиях своих товарищей, справедливо считая, что это способствует более эффективному постижению вокального искусства.

Наталья Дмитриевна была невероятно умной женщиной и уже в одном из своих последних интервью в 1991 смело высказала мнение о том, что советская власть, лишившая истиной духовности нацию, едва не уничтожила и вокальные традиции русской школы: «Я поняла, если наше вокальное искусство будет основываться на пионерских маршах, то страна перестанет петь», - сказала она.

Натальи Дмитриевны не стало в 1995 году, а вместе с ней не стало и традиций вокального искусства, который она смогла передать лишь немногим своим ученикам.

Наталья Дмитриевна (1909 95), певица (лирическое сопрано), педагог, народная артистка РСФСР (1947). В 1935 58 в Большом театре. Профессор Музыкально педагогического института им. Гнесиных (с 1963). Государственные премии СССР (1941, 1943,1950).… … Русская история

шпиллер - Часть фигурного узла, предназначенная для передачи движения от фигуры шультерному узлу. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино Обобщающие термины основные части пианино … Справочник технического переводчика

Шпиллер В.

Шпиллер В. Д. - Протоиерей Всеволод Шпиллер Имя при рождении: Всеволод Дмитриевич Шпиллер Род деятельности: Протоиерей Русской Православной Церкви Дата рождения: 14 июня 1902 Место рождения … Википедия

Шпиллер Н. Д. - Наталья Дмитриевна (р. 7(20) XI 1909, Киев) сов. певица (лирич. сопрано) и вок. педагог. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила Киевскую консерваторию по классу пения у А. Н. Шперлинг. В 1931 35 солистка Куйбышевского т ра оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Шпиллер - (Филипп Spiller) немецкий физик (1800 1879). Известен в истории физики своим трудом о единстве физических сил: Die Urkraft des Weltalls (Берлин, 1876). Теория Ш., однако, подверглась сильной критике со стороны Изенкраге в его труде Das Räthsel… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шпиллер Н. Д. - ШПИ́ЛЛЕР Наталья Дмитриевна (1909–1995), певица (лирич. сопрано), педагог, нар. арт. РСФСР (1947). В 1935–58 в Большом т ре. Проф. Муз. пед. ин та им. Гнесиных (с 1963). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1950) … Биографический словарь

ШПИЛЛЕР Наталья Дмитриевна - (1909 95) российская певица (лирическое сопрано), народная артистка России (1947). В 1935 58 в Большом театре. Профессор Музыкально педагогического института им. Гнесиных (с 1963). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1950) … Большой Энциклопедический словарь

Шпиллер, Наталья Дмитриевна - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шпиллер. Наталья Шпиллер Полное имя Наталья Дмитриевна Шпиллер Дата рождения 7 (20) ноября 1909(1909 11 20) … Википедия

Шпиллер, Иван Всеволодович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шпиллер. Иван Шпиллер … Википедия

Книги

  • Слово Крестное , Шпиллер В.. Проповеди-лекции, прочитанные прот. Всеволодом Шпиллером во время великопостных Пассий почти сорок лет назад, не только не потеряли своей актуальности, но остаютсязамечательным образцом… Купить за 268 руб
  • Дочка не пиши , Шпиллер К.. История Катерины Шпиллер уже вышла за рамки отдельной семьи. Началась война. Эта книга о том, что бывает, когда человек узнает о себе правду. Многочисленные "родственники" Катерины захотели…

В 1978 г. первый секретарь Красноярского крайкома КПСС П. С. Федирко предложил Шпиллеру возглавить коллектив тогда самого молодого в стране Красноярского симфонического оркестра. Специально для оркестра был сооружен Малый концертный зал Красноярской филармонии. В феврале 1978 г. состоялся первый концерт Шпиллера с Красноярским симфоническим оркестром. В марте 1978 г. Шпиллер занял пост главного дирижера Красноярского симфонического оркестра, которым руководил четверть века, до конца своих дней.

Летом 1979 г. при участии Шпиллера было положено начало Норильским симфоническим сезонам (совместно с Ленинградской государственной академической хоровой капеллой имени М. И. Глинки). В сезоне 1980—1981 гг. в рамках «симфонических понедельников», «симфонических вторников» и «симфонических воскресений» слушатели познакомились со всеми симфониями П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова включая «Симфонические танцы», «Реквиемом» Моцарта, с фортепианными концертами Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского и Рахманинова. Специальные циклы программ предназначались для студентов вузов и старшеклассников.

Художественные приоритеты дирижера во многом определили основу обширного репертуара Красноярского академического симфонического оркестра. В первую очередь, это русские произведения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Игоря Стравинского, Модеста Мусоргского, Анатолия Лядова. Критика неоднократно отмечала «утонченное, благородно аристократическое построение и произношение фразы» сибирскими музыкантами, оригинальные интерпретации маэстро Ивана Шпиллера.

Сибирская публика познакомилась с фортепианными, скрипичными и виолончельными концертами русских и зарубежных композиторов в исполнении лучших солистов: Татьяны Николаевой, Игоря Ойстраха, Виктора Третьякова, Дмитрия Башкирова, Льва Власенко, Рудольфа Керера, Лазаря Бермана, Михаила Плетнева, Марины Мдивани, Марины Яшвили, Лианы Исакадзе, Виктора Пикайзена, Натальи Шаховской, Игоря Гаврыша, Николая Демиденко и Натальи Трулль, Николая Луганского, Дениса Мацуева, Вадима Руденко.

В 1983 г. Шпиллеру было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1990 г. - звание народного артиста России. В 1993 г. оркестру было присвоено звание академического. В 1994 г. заслуги Ивана Шпиллера перед городом были отмечены званием почетного гражданина Красноярска.

В марте 1986 г. коллектив отправился в турне по России, посетив Ленинград, Липецк, Тамбов, Рязань и Пензу. В 1989 г. оркестр выступал с Государственным академическим Русским хором СССР в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве, играя «Реквием» Моцарта. В 1993 г. красноярский оркестр выступил в Швейцарии, а в 1995 г. - в Белграде.

В 1996 г. из-за финансовых проблем оркестра Шпиллер уехал в Москву, где работал над наследием своего отца, не оставляя музыкальной деятельности. В августе 1999 г. губернатор Красноярского края генерал А. И. Лебедь пригласил Шпиллера вернуться в Красноярск, и 22 октября 1999 г. маэстро вновь вышел на сцену Малого концертного зала в Красноярске. На восстановление красноярского оркестра ушел целый сезон. В Красноярск вновь стали приезжать знаменитые исполнители, а оркестр провел гастроли в Санкт-Петербурге и Таллине.

15 ноября 2003 г. Иван Шпиллер в последний раз руководил оркестром. Вечером 18 декабря он скоропостижно скончался. Ивана Всеволодовича отпевали в Николо-Кузнецком храме города Москвы, где более 30 лет служил его отец.

Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве, рядом с родителями.