Опыты по физике.

Любили ли вы в школе физику? Большинство ответит - НЕТ)) Не любили, потому что не понимали! У наших детей есть прекрасная возможность узнать физику, как увлекательную науку, которая объясняет уникальные научные и природные явления, происходящие в нашей жизни ежедневно.
Мы говорим о научных наборах юного физика , которые предлагают детям простые, но интересные опыты по физике. Проще говоря, показывают физику в действии. Эх, в наше бы детство такие домашние эксперименты, может и на уроках физики бы не зевали))

Что у нас есть интересного?

Как летает воздушный шар? Как сделать лазер? Почему корабль не тонет? Можно ли самому создать реактивный двигатель? Отчего бывает радуга? Как работает батарейка? Можно ли увидеть воздух и услышать ультразвук? Что такое обман зрения? Все эти секреты ребята смогут узнать с нашими научно-познавательными наборами по физике.

Опыты с электричеством - вашего любопытного товарища интересует, как же работают бытовые приборы? Почему горит лампочка? Тогда купите ему , которые познакомят его с резисторами, лампочками, двигателем, электрическими проводами и прочими деталями. Ребенок научится сам собирать электрические цепи и приводить их в действие. А чтобы узнать, что такое "природное электричество" рекомендуем интересные научные наборы - Картофельные часы , конструктор Природное электричество. Просто диву даешься, как от картофеля может зажечься лампочка?)) Для детей - целое открытие!

Опыты с водой -
самые любимые и доступные домашние опыты. и покажут удивительные свойства воды в действии. А набор объяснит, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет.

Опыты с магнитами - загадочный процесс примагничивания интересует всех детей без исключения)) Узнать природу магнетизма можно с набором , а позабавиться веселыми фокусами с магнитами или .

Опыты со светом -
свет - сложное физическое явление, но необыкновенно зрелищное. Вспомните световые шоу, как они завораживают)) Нечто подобное можно провернуть и дома с наборами , . А поможет разгадать секреты радуги.

Опыты для иллюзионистов -
самое интересное, конечно, фокусы! Дети обожают их не только смотреть, но и раскрывать)) Физические фокусы с волшебной палочкой есть в наборе , а необыкновенные оптические иллюзии - в и . Узнаем, что же такое обман зрения.

Мегазапуск - это опыты скорее для мальчишек, потому что здесь предстоит собирать и запускать ракеты, реактивные лодки, машины и другие штуки. Они показывают, как законы физики приводят в реактивное движение различные механизмы - , набор с дальностью 25 метров, и др.


Надеемся, эти увлекательные эксперименты помогут нашим школьникам открыть для себя физику с другой стороны - не научной, а безумно интересной. Пришло время новых открытий!

Предлагаемые игры способствуют ненавязчивому запоминанию физических величин, единиц их измерения и формул для их вычисления. Они помогают как детям с задержками в развитии (которым объективно трудно усвоить материал), так и способным детям (которым просто скучно выполнять рутинную работу по заучиванию формул). Конечно, игры не могут заменить решения задач – наилучшего способа выучивания формул. Данные игры идеальны для малокомплектной школы. Они могут использоваться также учителями в классе для работы в группах, родителями и детьми – дома. Лучше всего – играть под музыку, так как под музыку ребята меньше шумят и отвлекаются на непродуктивные споры, к тому же под музыку создается ощущение праздника, которое в дальнейшем ребята связывают с уроками физики.

Перечень игр: лото; карты; домино; соты.

Описание игр.

Физическое лото.

Правила аналогичны игре в лото. В игре используются карты трех типов: с обозначениями физических величин; с единицами их измерения и с формулами для их вычисления.

Вместо бочонков у ведущего находится набор малых карточек с написанными на них названиями физических величин (например: скорость, время, плотность, работа, сила Архимеда и др.). Надписи на карточках трех цветов: красные, зеленые и голубые. Если выпадает карточка с синей надписью, то закрывается обозначение соответствующей величины на карте величин. Если с красной – то формула на карте с формулами. Если с зеленой – единица измерения данной величины на карте с единицами измерения.

На рис.1 приведены четыре карты с обозначениями физических величин размером 3 на 5 клеток для 7 класса. В каждом столбике объединены тематически связанные величины (кинематика, масса-объем-плотность, силы-импульс, работа-мощность-кпд, энергия). Конечно, возможны разные варианты размещения величин на картах.

Самым слабым детям для начала раздается по одной карте каждого вида, на которых в каждом столбце заполнена только одна клетка. В дальнейшем количество карт постепенно доводится до двух – трех каждого вида, у которых в каждом столбце заполнены уже 2-3 клетки.

Физические карты.

На картах в центре крупно написаны синим цветом обозначения физических величин, красным – формулы, зеленым – единицы измерения. В левом верхнем углу каждой карты написано то же, что и в центре, но в уменьшенном виде. Несколько карт показаны на рис. 2. В карты могут играть до 7 человек. Но лучше, если игроков 4 - 5 человек. В самом начале лучше играть с картами, открытыми для всех игроков.

Варианты игры:

Первый вариант . Все карты раздаются на руки игрокам. Игроки из имеющихся у них карт выбирают и кладут в центр стола (парт) либо величину и ее единицу измерения, либо величину и формулу, либо величину + формулу + единицу измерения, либо формулу и единицу измерения одной величины, либо (к этому учащиеся приходят сами, спрашивая: “А можно?...”) две формулы одной величины, и еще единицу измерения, и еще саму величину – кому как повезет. Запрещено только за один прием выбрасывать две одинаковые карты. После того как все освободились от “лишних карт”, игроки начинают по очереди тянуть по одной карте друг у друга, выбрасывая по вышеуказанному правилу вновь пришедшую карту, если получается. Проигрывает тот, кто остался с картами на руках.

Второй вариант . В этом варианте игрокам надо брать взятки. Выигрывает тот, кто взял больше карт. Сначала всем игрокам раздается каждому столько карт, сколько игроков, и на стол надписями вверх кладется столько карт, сколько играющих. Затем по очереди игроки берут взятки (и кладут их рядом с собой): величиной можно взять формулу или единицу измерения, единицей измерения можно взять величину или формулу, формулой можно взять величину или единицу измерения. В дальнейшем можно разрешать брать не одну, а более карт, и сделать взятки разнобразнее. Если игроку нечем брать взятку или все карты взяты предыдущими игроками, то он кладет свою карту. Когда карт на руках не осталось, опять каждому раздаются карты. И так, пока в колоде не останется ни одной карты.

Физическое домино.

В качестве костяшек домино используются картонные карточки, разделенные на два поля, на одном из которых написаны обозначения величин и знак =, а на другом – формула для вычисления какой-либо физической величины (не обязательно той, что написана на другом поле). Игра ведется по правилам обычного домино.

В первом варианте игры присоединять карточки к тем, что положены на стол, можно с любой стороны (это целесообразно, пока дети совсем не знают формул). Во втором варианте присоединять можно только с двух сторон – так, как на рис.3. Возможны и промежуточные варианты. Побеждает тот, кто избавился от всех своих карточек.

Соты

Представляют собой правильные шестиугольники, в углах которых написаны обозначения величин, формулы для их вычисления и единицы их измерения. В одной точке для соседних карточек сходятся: величина, формула и единица измерения (см. рис.4). Цель игры состоит в том, чтобы сложить из этих шестиугольников “соты” наибольшего размера. Желательно использовать весь комплект шестиугольников. Можно замостить ими площадки любой формы: вытянутые в длину, в ширину, извилистые, парту целиком – как получится у ребенка.

Учителям остаётся только выбирать, если они, конечно, готовы к этому выбору. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию 13 различных приложений и игр, которые могут пригодиться при изучении физики. Впрочем, они настолько интересны, что вполне подойдут не только ученикам и студентам, но и всем, кому интересно устройство нашего мира.

Snapshots of the Universe – удивительное приложение для iOS, не так давно выпущенное самим Стивеном Хокингом совместно с компанией Random House . Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность не только получить базовые знания по физике, но и познакомиться с принципами, управляющими нашей Вселенной. В рамках предложенных экспериментов игроки могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы, искать и изучать чёрные дыры. Каждый эксперимент можно проводить бесчисленное количество раз, изменяя физические параметры и наблюдая за появляющимися эффектами. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео. Приложение доступно на iTunes . Cтоимость игры от великого физика составляет всего лишь $4,99.

Это игра с уникальным сочетанием особенностей аркады и головоломки, место действия которых – мир субатомных частиц. Взяв под контроль одного из кварков, вы должны вести переговоры с фундаментальными силами Вселенной. Другие частицы будут притягиваться и отталкиваться, соединяться и изменять полярность, задача несчастного кварка - не терять контроль и избегать разрушения. Через всю игру красной нитью проходит история Элисон – молодого физика с нелёгким прошлым. Её путешествие через субатомный мир протекает в воспоминаниях и в конечном счёте приводит к удивительным открытиям. На сайте представлена бесплатная демо-версия, за полную придётся заплатить от 5-ти до 50-ти долларов – в зависимости от особенностей вашей системы.

Игра от первого лица, разработанная лабораторией игр (MIT), даёт возможность игрокам познакомиться с восприятием пространства на околосветовых скоростях и понять теорию относительности. Задача игрока – перемещаться по 3D-пространству, собирать сферические объекты, которые замедляют скорость света на фиксированные значения, что даёт возможность наблюдать за различными визуальными эффектами эйнштейновской теории.

Чем медленнее движется излучение - тем яснее проступают некоторые физические эффекты. К 90-му собранному камню свет будет распространяться со скоростью пешехода, что заставит вас почувствовать себя героями сюрреалистического мира. Среди явлений, с которыми может познакомиться герой во время игры, эффект Допплера (изменение при движении игрока длина волны регистрируемого им света, что приводит к изменению окраски видимых предметов, которая смещается в ультрафиолет и инфракрасную область), абберация света (увеличение яркости света в направлении движения), релятивистское замедление времени (различия между субъективным ощущением времени игрока и протекании времени во внешнем мире), преобразование Лоренца (искажение пространства на околосветовых скоростях) и т.д.

Crayon Physics Deluxe - это 2D-пазл/игра «в песочнице», которая даёт возможность испытать игрокам, что было бы, если бы их рисунки могли превращаться в реальные физические объекты. Задача игрока – помогать шарику собирать звёздочки, рисуя подходящие для его движения поверхности – мосты, переправы, рычаги и т.д. Всё происходит в волшебном мире детского рисунка, где инструментами игрока являются восковые карандашики. Как минимум игра развивает художественное видение и творческие способности, как максимум – позволяет познакомиться с основами механики - гравитацией, ускорением и трением. Для теста на сайте представлена демо-версия , полную версию для PC, Mac и Linux можно приобрести за $19,95, приложения на Android и iOS обойдутся в $2,99.

Впрочем, для тех, кто только приступил к изучению движения тел и различных физических сил, будет также интересно ознакомиться с образовательной видеоигрой Physics Playground. Игра представляет собой площадку, на которой игроку нужно выполнять достаточно простые действия – с помощью зелёного шара сбивать красный воздушный шарик. Вот тут-то и начинается классическая механика: без правильного применения законов Ньютона игрокам вряд ли удастся сконструировать в интерактивной среде механизмы, которые помогут привести в движение шарик. Впрочем, можно пользоваться и интуицией – главное, что на протяжении 80-ти уровней интуитивные знания, позволяющие достигать цели, постепенно приводят к пониманию закономерностей, которые лежат в основе классической механики. Игра разработана компанией Empirical Game , которая занимается созданием развивающих образовательных игр. В открытом доступе её, к сожалению, нет, однако разработчики предлагают связаться с ними, если вас заинтересовал этот продукт. В полной версии можно отслеживать успехи игроков с помощью анализа журналов лог-файла.

«Наука, индустрия развлечений и игра слились в красивом уникальном творческом опыте Newton’s Playground. Манипулируйте Вселенной, создавайте невероятные сочетания планет и запускайте гравитацию», - говорят создатели приложения. Newton’s Playground – интерактивное приложение, которое базируется на моделях, отражающих гравитационную взаимосвязь различных тел. Имитируя гравитационные отношения планет, небольшое приложение Newton’s Playground даёт своим игрокам возможность понаблюдать за взаимодействием сфер, плавающих в открытом пространстве, или же самому поэкспериментировать с массой и плотностью различных тел и создать собственную Солнечную систему. Все расчёты основаны на исследованиях института астрономии Sverre Aarseth"s. Стоимость приложения в App Store – $1,99.

«Algodoo создает новую синергию между наукой и искусством», - гласит надпись на одной из страниц игры. Algodoo – это уникальная платформа 2D-моделирования физических экспериментов от Algoryx Simulation AB . С помощью мультяшных образов и интерактивных инструментов Algodoo позволяет создавать удивительные изобретения, разрабатывать игры для использования в классе или специальные эксперименты для лабораторных занятий по физике. В процессе своих естествоиспытаний и создания различных механизмов участники игры могут использовать жидкости, пружины, шарниры, двигатели, световые лучи, различные индикаторы, оптику и линзы. Моделируя различные конструкции и меняя параметры, игроки изучают трение, преломление, силу тяжести и т.д. Для новичков на сайте представлено подробное руководство , а также создан канал Youtube , на котором можно посмотреть десятки видео по теме. Для Windows и Mac доступны бесплатные версии игры, приложение для iPad стоит $4,99.

Autodesk ForceEffect – приложение для инженеров, которые занимаются различного рода проектированием. С помощью Autodesk ForceEffect можно делать инженерные расчёты прямо на мобильном устройстве. Это существенно облегчает работу по дизайну на стадии создания концепции, так как мгновенно определяет жизнеспособность конструкции. Впрочем, приложение будет интересно и тем, кто хотел бы узнать, как различные силы влияют на объекты. Таким энтузиастам вместо схемы дома для эксперимента можно взять обычный велосипед и на основе его фото провести ряд экспериментов, которые покажут, какую нагрузку он способен выдержать и что влияет на равновесие велосипеда. Особенно приятно, что приложение находится в открытом доступе и бесплатно доступно для Android , iOS .

Пояснительная записка к настольной игре

«Знаешь ли ты физику?»

Название игры: Знаешь ли ты физику?

Тип игры: викторина, игра-ходилка.

Аудитория: учащиеся 7-8 класса.

Предмет: физика.

Цель: создать условия для повторения и обобщения материала за курс 7 класса посредством организации игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

повторение сведений, изученных на уроках физики в 7 классе;

контроль уровня усвоения учебного материала с целью последующей коррекции.

Воспитательные:

создание условий для формирования коммуникативных действий у учащихся;

воспитание уважительного отношения друг к другу.

Развивающие:

создание условий для развития ассоциативного мышления и элементов творческой деятельности;

создание условий для развития качеств личности, таких как: находчивость, воображение, артистичность;

развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.

В комплект игры входят:

1. Игровое поле - 1 шт.

2. Кубик «1-6» - 1 шт.

3. Разноцветные фишки - 6 шт.

4. Песочные (или водные) часы на минуту - 1 шт.

5. Карточки - 210 шт.

6. Лист с ответами - 1 шт.

7. Справочные данные - 1 шт.

8. Правила игры - 1 шт.

Комплект игры

Инструкция по комплектации игры:

1. Распечатать игровое поле на листе формата А2 (файл Игровое поле целиком.JPG ), либо на четырех листах формата А4 без полей (файлы Игровое поле часть 1.JPG, Игровое поле часть 2.JPG, Игровое поле часть 3.JPG, Игровое поле часть 4.JPG ). При необходимости, поле склеить.

2. Распечатать задания (файлы Задания по разделу Введение.pdf, Задания по разделу Взаимодействие тел.pdf, Задания по разделу Давление.pdf, Задания по разделу Лабораторные работы.pdf, Задания по разделу Работа Мощность Энергия.pdf, Задания по разделу Строение вещества.pdf, Задания по разделу Термины.pdf из папки Карточки в формате pdf). Распечатать рубашки к карточкам - 30 экземпляров (файл Рубашки карточек с заданиями.pdf из папки Карточки в формате pdf). Наклеить рубашки на карточки с заданиями по соответствующей теме. При необходимости, учитель может дополнить или заменить задания, воспользовавшись документами из папки Карточки в формате doc.

3. Распечатать файлы Правила игры. docx , Справочные данные. docx , Ответы. docx .

4. Дополнить игру 6 разноцветными фишками, кубиком «1-6», песочными или водными часами на минуту. Для игры также могут потребоваться листы чистой бумаги и письменные принадлежности.

Правила использования игры:

Данная викторина позволит учащимся в игровой форме повторить сведения, изученные на уроках физики в 7 классе, развить уверенность в себе и своих знаниях. В процессе игры ученик научится не бояться задаваемых учителем вопросов, а педагогу станет ясно, какие темы даются ребенку легко, а какие надо повторить.

Игра рассчитана на количество игроков от 2 до 30 и предназначена для учащихся 7-8 класса. Различные варианты игры позволяют эффективно использовать ее как дома, так и в школе на уроках и во внеурочной деятельности.

Вариант 1 (работа с игровым полем):

Принадлежности: игровое поле.

Количество участников: 2-10 человек.

Учитель обращает внимание учащихся на портреты ученых на игровом поле. Ученики поочередно называют известные им факты биографии и важнейшие достижения этих деятелей науки. Ответы не должны повторяться. Учитель оценивает правильность и полноту ответа и присуждает баллы. В случае, если ученику нечего добавить - он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не назовут все известные им факты. Побеждает участник, набравший наибольшее число баллов.

Область игрового поля с портретами ученых

Вариант 2 (работа с игровым полем):

Принадлежности: игровое поле.

Количество участников: 2-30 человек.

Учитель обращает внимание учащихся на рисунки на игровом поле и предлагает поочередно дать ответ на следующие вопросы (по выбранному учеником рисунку):

Что изображено на рисунке?

Какую тему, изученную в курсе физики 7 класса, иллюстрирует рисунок?

Подробно опишите факты, законы, опыты, связанные с рисунком.

Ученики имеют право дополнять ответы других участников. Ответы не должны повторяться. Учитель оценивает правильность и полноту ответа и присуждает баллы. Продолжительность игры определяется учителем, однако следует помнить, что всех участников нужно поставить в равные условия. Например, если в игре принимает участие 30 человек - игру можно завершить, когда выскажется каждый ученик. Если число игроков меньше 10, то игра заканчивается после 3-4 кругов ответов учащихся. Побеждает участник, набравший наибольшее число баллов.

Область игрового поля с рисунками из учебника

Вариант 3 (работа с карточками):

Принадлежности: карточки с заданиями; справочные данные; лист с ответами.

Количество участников: 2-30 человек.

В игре предложено 180 карточек трёх уровней сложности: на 1 балл, на 2 балла и на 3 балла. Баллы указаны в правом нижнем углу.

Учитель, или один из учеников, становится ведущим викторины. В последнем случае, ученик-ведущий получает на руки лист с ответами. Номер вопроса указан в левом верхнем углу карточки и совпадает с номером в листе ответов.

Карточка с заданием и фрагмент Листа ответов

Карточки сложены на столе в 6 стопок в соответствие с цветом рубашки. Ведущий тщательно перемешивает каждую стопку и кладет перед собой рубашками вверх в последовательности: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая.

Стопки карточек с заданиями

Участники игры по очереди, установленной по договоренности или по жребию, отвечают на вопросы из красной стопки. Если игрок ответил правильно, то он забирает себе карточку вопроса. Если неправильно, то карточка вопроса кладется в общую стопку вниз, а ведущий называет правильный ответ и переходит к следующему игроку. После того, как все игроки ответили на красные вопросы, ведущий начинает задавать им по очереди вопросы из оранжевой стопки и так далее.

В случае большого числа учащихся проводится один круг игры (6 вопросов от красного до фиолетового). Если участников игры мало, можно провести несколько кругов по усмотрению ведущего.

В конце игры участники подсчитывают сумму баллов на своих карточках. Выигрывает тот участник викторины, который наберет больше всего баллов.

В игру можно играть, разделившись на команды. Игра ведется как было описано выше, а в конце суммируются баллы игроков каждой команды. Команда, получившая наибольшее число баллов, выигрывает.

Вариант 4 (работа с карточками «Термины»):

Принадлежности: карточки с заданиями «Термины»; песочные (или водные) часы; кубик; чистые листы бумаги; письменные принадлежности.

Количество участников: 8-30 человек.

В игре предложено 30 карточек с физическими терминами. Учитель тщательно перемешивает стопку карточек и кладет перед собой рубашками вверх.

Учащиеся разделяются на команды по 3-4 человека. Участникам предстоит объяснять физические термины разными способами. Команды ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию.

Первая команда кидает кубик. В зависимости от того, какая грань выпала, определяется способ объяснения термина:

«1-2» - Рисунок.

«3-4» - Объяснение.

«5-6» - Пантомима.

Один из игроков первой команды берет карточку из стопки, запоминает термин (но не произносит). Учитель переворачивает часы и начинает отсчет времени. Участник в течение 1 минуты пытается объяснить (выпавшим на кубике способом) этот термин другим участникам своей команды. Команда за это время должна дать правильный ответ.

Вариант игры: способ объяснения - рисунок

В случае, если команда справилась с заданием, она забирает карточку с угаданным термином себе. Если команда не угадала слово, карточка кладется вниз стопки и снова участвует в игре.

Кидает кубик вторая команда и т.д. Продолжительность игры определяется учителем, однако все команды должны кинуть кубик одинаковое число раз.

В конце игры команды подсчитывают число заработанных карточек. Побеждает та команда, которая получила наибольшее число карточек.

Вариант 5 (игра-ходилка):

Принадлежности: игровое поле;карточки с заданиями; справочные данные; лист с ответами; песочные (или водные) часы; 6 разноцветных фишек; кубик; чистые листы бумаги; письменные принадлежности.

Количество участников: 2-6 человек.

В игре предложено 180 карточек трёх уровней сложности: на 1 балл, на 2 балла и на 3 балла. Баллы указаны в правом нижнем углу. Номер вопроса указан в левом верхнем углу карточки и совпадает с номером в листе ответов. Также, имеются 30 карточек с физическими терминами.

Перед началом игры карточки сложены в 6 стопок в соответствие с цветом рубашки. Перемешайте каждую стопку и положите рубашкой вверх рядом с игровым полем.

Начало игры

Каждый участник игры выбирает себе фишку и ставит в область «Старт», находящуюся в левом нижнем углу игрового поля. Через все игровое поле - от «Старта» к «Финишу» - идет дорожка, разбитая на 6 цветных участков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Каждый участок соответствует определенному разделу курса физики 7 класса.

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку вперед по дорожке на выпавшее число шагов. На одной клетке может находиться сколько угодно фишек игроков.

Переместив фишку, игрок должен ответить на вопрос верхней карточки из стопки соответствующего цвета. Ответы на вопросы при необходимости можно посмотреть в листе ответов. Номер ответа стоит в левом верхнем углу карточки. По возможности, участник должен объяснять свой ответ, чтобы учащиеся могли учиться в процессе игры.

Игровое поле, карточки с заданиями и ответами

Если игрок ответил правильно, то участник забирает себе карточку с заданием, а ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, то учитель может сообщить ему правильный ответ и объяснить, почему так (если игра проводится в классе). Карточка с вопросом при этом выходит из игры (помещается в отдельную стопку). Затем в этот же ход этот игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется на «Старт».

В случае, если участник попадает на клетку белого цвета, ему предстоит объяснить физический термин остальным участникам игры.

В зависимости от того, какая грань кубика выпала, определяется способ объяснения термина:

«1-2» - Рисунок. Строго без слов. Физический термин должен быть изображен таким образом, чтобы участники вашей команды смогли угадать его. Нельзя использовать числа и слова в рисунках. Художник может взаимодействовать с участниками только кивком головы.

«3-4» - Объяснение. Физический термин можно объяснять любым устным способом. Нельзя использовать однокоренные слова.

«5-6» - Пантомима. Строго без слов. Исполнитель использует при объяснении мимику и жесты, и может указывать только на себя или части своего тела. Запрещается издавать звуки и указывать на окружающие предметы.

Игрок берет карточку из стопки «Термины», запоминает слово (но не произносит), переворачивает часы и начинает отсчет времени. Участник в течение 1 минуты пытается объяснить (выпавшим на кубике способом) этот термин другим игрокам. Ученик, первым давший правильный ответ, забирает карточку себе. В случае если никто за обозначенное время не дал правильный ответ, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета.

Клетка белого цвета. Вариант задания - объяснение

Игра ведется до тех пор, пока все игроки не достигнут поля «Финиш». Учитель может досрочно завершить игру, обосновав это ограничением времени урока. В конце игры участники подсчитывают сумму баллов на своих карточках. Выигрывает участник, набравший больше всего баллов.

Gif-анимации о правилах игры можно посмотреть в файле Фоторепортаж-презентация о настольной игре по физике. pptx

Список материалов, использованных при создании игры:

Игры, взятые за основу:

«Викторина первоклассника» http://www.olesya-emelyanova.ru/nastoljnye_igry-viktorina_pervoklassnika.html

Источники информации для вопросов викторины:

Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - 25-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.: ил.

Кирик, Л. А. Физика. 7 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. - М.: ИЛЕКСА, 2014. - 192 с.

Марон, А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. - М.: Дрофа, 2013. - 270 с.: ил.

Источники изображений:

Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2017 [Электронный учебник]. URL: https://reader.lecta.ru/read/7857-61 (Дата обращения: 10.12.2017).

Самарин

"Часто говорят, что из всех физических теорий, предложенных в нынешнем веке, квантовая теория - самая дурацкая.
Некоторые заявляют даже, что единственное достоинство квантовой теории в том, что она безусловно верна.
"
Митио Каку, физик-теоретик

ВВЕДЕНИЕ
Квантовая физика. Физика элементарных частиц. Стандартная модель. Эти словосочетание повергают нерадивых студентов физмата в уныние, а у простых людей вызывают как минимум непонимание. Что это такое? Наверное что-то ужасно скучное и сложное. Однако создатели Antimatter Matters Quantum Physics Board Game (далее просто Antimatter Matters) пытаются доказать нам обратное, то есть квантовая физика - это чертовские интересно!

Деньги для данного проекта уже были успешно собраны благодаря KICKSTARTER-у. И уже в ноябре 2013 года компания ELBOWFISH должна изготовить первые партии Antimatter Matters. Посмотреть что из этого получится крайне интересно. Есть не так уж и много хороших книг, где простым языком рассказывают про квантовую физику и смежные ей разделы. А тут должна выйти целая настольная игра, тематически сильно привязанная к этим сложным наукам.
В ТЕОРИИ
Игрокам Antimatter Matters предстоит взять на себя роль ученых на космической станции SQEAC (Space-based Quark & Electron Antimatter-powers Combiner). Здесь проводятся беспрецедентные эксперименты по созданию материи из отдельных элементарных частиц. Так в базовом варианты игры от двух до шести ученых пытаются как можно быстрее собрать атом водорода. Казалось бы, что может быть проще? Берем щепотку кварков, склеиваем "глюонами", добавляем электромагнитные силы в виде фотона и вешаем на орбиталь электрон. Однако, есть проблемы. Во-первых, ученых много, и первыми быть хотят все. Во-вторых, эксперименты на станции никогда не идут как надо. Ах, да, и третья проблема - глюоны, кварки... да что это вообще такое?

По-научному: Кварки - это частицы, из которых состоят в частности протоны и нейтроны. Кварки не могут существовать по одиночке и постоянно связаны сильным взаимодействием, за которое отвечают отдельные частицы - глюоны. Кварки бывают различных типов или по-научному "ароматов". Всего их шесть, а в игре представлены лишь два аромата: верхний и нижний. Протон, к примеру, состоит из двух верхних и одного нижнего кварка. Нейтрон - из двух нижних и одного верхнего.

НА ПРАКТИКЕ
Имеется игровое поле, по которому перемещаются фигурки ученых. Перемещение задает бросок 8-гранной кости. Сколько выпало - столько секторов можно пройти в любом из направлений. На секторах имеются изображения различных частиц и событий. Остановившись на секторе, ученый получает соответствующую частицу или запускает событие. Таких как, например, перенос в другую часть поля ("Квантовое туннелирование"), выдача дополнительных карт или запуск "Антиматериальной вертушки". Эта самая вертушка убирает случайную частицу с планшета игрока, куда каждый ученый заботливо складывает добытые им кирпичики мироздания. На вертушку ученые натыкаются и сами, но в этом им также помогают карты вроде "Антиматериальной опасности".


На картинке видны нижние и верхние кварки (цветные кубики), электроны (фиолетовые цилиндры), фотоны (желтые штуковинки) и глюоны (белые с цветными полосками рогатинки). В нижнем левом углу игрового поля - главный источник фрустрации - антиматериальная вертушка.

ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Структура хода в игре такова:
1. Игрок бросает 8-гранную кость и передвигается в выбранном направлении на указанное число шагов. Получает частицу с сектора, на которой остановился.

2. Игрок использует карты движения. Несколько карт можно комбинировать в одно движение. Возможно повторное получение частицы в тот же ход.

3. Игрок использует оставшиеся карты действий. Как правило в них содержаться всякие неприятности для оппонентов. Например, можно перепутать цвета собранных кварков ("Обнаружен цветовой сдвиг"). Или заставить всех обменяться картами на руках ("Обнаружен глюоный обмен"). В ответ на сыгранные им карты другие могут отвечать своими картами и таким образом перенаправить угрозу, защититься от нее или устроить неприятности в ответ.

4. Игрок берет 2 карты. Если среди них пришли карты немедленных событий, он обязан их немедленно разыграть. Карты свыше шести сбрасывают.

Карты изображают разные загадочные квантовые явления, неожиданные результаты экспериментов и неисправности оборудования. Их можно разделить на четыре основных типа:
1) Карты движения продлевают перемещения игрока с определенными ограничениями.
2) Карты действия позволяют ставить палки в колеса коллегам-ученым.
3) Карты немедленных событий срабатывают сами и несут в себе одни неприятности.
4) Карты защиты отменяют действия чужих карт аки Counterspell-ы из .


Слева на право: карта защиты, карта немедленного события и карта действия


Слева на право: карта движения, карта немедленного события

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ ЧАСТИЦ
В продвинутых версия игры можно заняться синтезом сложных элементов, например дейтерия, гелия, лития и многих других, но для простоты рассмотрим сбор частиц на примере водорода. Он состоит из следующих элементов:
1) Электрон
2) Фотон/Электромагнитное взаимодействие
3) Глюон/Сильное взаимодействие
4) 1 нижний кварк
5) 2 верхних кварка

С первыми тремя компонентами все просто - достаточно найти на игровом поле соответствующий сектор и компонент ваш. Но с кварками ситуация интереснее. Квантовая физика требует, чтобы все 3 кварка были разных цветов. В игре нижние кварки выглядят как сине-зелено-красные кубики. Верхние кварки - как такие же кубики, но поменьше размером (их масса меньше, чем у нижних кварков).

Когда ученый найдет, допустим, сектор зеленого нижнего кварка, он кладет себе на планшет большой кубик зеленой стороной вверх. И если далее ему встретится зеленый верхний кварк подобрать его не получиться - квантовые законы запрещают. Нужен красный или синий кварк. При том верхний.

По научному: Помимо аромата, каждый из кварков может принимать три значения квантового числа, которое называется его цветом. Цвета три: синий, зеленый и красный. Разумеется, кварки не пахнут и не имеют цвета как такового, просто физикам нравится выдумывать забавные названия для абстрактных свойств частиц. Существует принцип, согласно которому кварки в природе могут образовывать только такие комбинации, суммарный цвет которых оказывается нейтральным. В частности нейтральный цвет дает сочетание красного, зеленого и синего кварка. Есть также частицы состоящие из пар кварков сформированных по-принципу "цвет-антицвет", но в данной игре не используются. Слабое взаимодействие, кстати, тоже осталось за бортом.


Водород в учебнике физики выглядит примерно так.

Когда все компоненты будут в сборе, игроку остается добраться до центра поля и победа у него в кармане. Надо сказать, что сам по себе сбор - занятие не трудное. Все усложняется благодаря картам действий. Игроки здорово мешают друг-другу путая цвета кварков, аннигилируя частицы, отбирают нужные для движения карты и все время оттягивают чью-то победу. А для тех кому не нравятся такие "подлые" научные методы в игре есть кооперативный режим. В нем игроки общими усилиями пытаются создать по-настоящему крупные частицы, например Углерод-12, в котором только кварков 36 штук!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на сложную тематику игра в сущности довольно проста. Ходим по секторам, собираем детали, мешаем оппонентам по мере сил. Взаимодействие игроков довольно ограничено, фактор случайности существенен. Это, конечно, не типичный "кинь-двинь", ведь определенная свобода перемещение у игрока есть всегда, но все же к нему близко.

Карты событий, затейливо оформленные и остроумно подписанные, вносят определенное разнообразие в игровой процесс. Но, к сожалению, их не так уж и много и скоро все их комбинации игроки выучат наизусть.
Ситуацию отчасти исправляют дополнительные варианты игры, например командный и кооперативный. Есть также возможность гибкой настройки сложности игры. Так в одной и той же игре разные люди могут собирать разные частицы. Новички собирают водород, а бывалые игроки - какой-нибудь гелий (в нем компонентов побольше). Или новички работают над частицей в кооперативе, а остальные - каждый сам за себе. Вариантов много.

В итоге получаем простую в освоении и незамысловатую по сути игру, которая хорошо подойдет людям неискушенным в настольных играх, а также просто поклонникам науки. Еще авторы игры резонно рекомендуют ее для школ.
Однако не смотря на свои недостатки, на мой взгляд, эта игра заслуживает самого пристального внимания. Ведь главное достоинство ANTIMATTER MATTERS - это ее тематика, ее вклад в популяризацию науки. Пусть в ней упоминаются самые азы квантовой физике, но этого вполне достаточно чтобы заинтересовать людей на более подробное изучение данной темы. Сегодня человек поиграл в