О чем молятся 4 декабря. Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря отмечается большой церковный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник основан на том, что родители Марии – святая Анна и святой Иоаким – обещали посвятить своего ребенка Богу. Когда девочки исполнилось 3 года, её привели в Иерусалимский храм. Здесь она и жила до своего обручения с праведным Иосифом. В Православной церкви праздник относят к числу двунадесятых (12 важнейших после Пасхи праздников в православии).

Считается, что перед зачатием Марии, её матери явился ангел, который сообщил о предстоящей беременности. Тогда святая Анна, которая долгие годы страдала бесплодием, пообещала ангелу, что отдаст ребёнка на служение Господу.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители решили выполнить обещание. Они поставили девочку на первую ступеньку храма Господня, и она бегом поднялась на пятнадцатую ступень, не оборачиваясь и не зовя родителей, как обычно делали другие дети. Этот факт всех удивил и изумил.

Затем первосвященник по Божьему указанию ввел Марию в Святая святых (самое сокровенное место храма, где сохранились Скрижали Завета). В это место входил раз в год только первосвященник, принося с собой очистительную кровь. Поэтому присутствующие люди дивились произошедшему событию. С этих пор только раз в год 4 декабря Мария могла посещать это святое место.

В храме девочка прожила до 12 лет. Тогда по указанию ангела были устроены смотрины женихов для неё, во время которых по чудесно расцветшему посоху Мария выбрала в мужья Иосифа.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря): что нельзя делать?

Введение в календарном цикле русского народа замыкает осенний сезон праздников и открывает зимний. На Руси люди связывали этот праздник с бытовыми и повседневными печалями и радостями. В эту пору зима вступала в свои права. Её приход праздновали, устраивая зимние игры на свежем воздухе. Катались на санях, играли в снежки, лепили снежных баб.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы также называли:

  • Праздник молодой семьи;
  • Ворота зимы;
  • Ввезение.

Считалось, что до этого дня можно капать землю, а после уже нельзя до самой весны. Поэтому женщины до наступления праздника запасались глиной.

От Введения и до четверга на девятой неделе после Пасхи нельзя выколачивать бельё с помощью скалок и перетирать коноплю, иначе будет буря и непогода.

В этот день запрещается стирать, копать, заниматься работой, связанной с трением и битьём, убирать в доме. Как и в другие сквернословить, ругаться, обсуждать других, а также лучше не давать в долг. Можно ходить по гостям или приглашать близких людей к себе в дом.

Этот большой церковный праздник приходится на , поэтому постящимся людям 4 декабря можно употреблять рыбу.

4 декабря: традиции и обычаи

Этот день в народе начали называть «Введением». Такое название связывали не только с личностью Богородицы, но и с наступлением зимы.

С этого дня у крестьян начинались торги – «Введенские ярмарки». Активно продавали сани и осуществляли пробные выезды на этом зимнем виде транспорта. Первые торги саней проводились в Москве на Лубянке. Именно здесь были расположены лубяные и санные ряды. Тут можно было приобрести дорогие Галицкие сани, украшенные позолотой.

Молодежь принимала участие в зимних гуляньях. Парни и девушки садились в специальные расписные сани, в которые запрягали мужчину, подпоясанного кушаком. Девушки на Введение наряжались в лучшие наряды.

Верили, что в этот день сама Зима приезжает на санях. Она дышит на стекла, за счет чего на них образуются вычурные узоры. Начало зимы обычно не обходилось без оттепелей, после которых опять следовало похолодание. В результате этого дороги то «раскисали», то замерзали. Но это совсем не мешало пробным санным выездам.

4 декабря: приметы и поверья

С этим днём связаны и некоторые приметы:

  1. Снег, выпавший 4 декабря, может пролежать до весны.
  2. Если снег выпал на Введение и не растаял до тепла, то будет хороший урожай.
  3. Если в этот день выпало много снега, зима будет снежной и морозной.
  4. Хорошо, если 4 декабря морозный и солнечный день – значит, зима будет мягкая и относительно тёплая.
  5. Пасмурная и тёплая погода на Введение – к неурожаю.
  6. Если в этот день наступила настоящая зима, то жди богатого урожая.
  7. Если в эту дату на улицы сильный мороз, то лето будет жарким и засушливым, а в ближайшие дни будет стужа.
  8. Издалека слышно колокольный звон – к похолоданию. Если колокольный звон глухой, то надвигается снегопад.
  9. Лошадь в этот день упрямится – скоро снег выпадет.

Человек, рожденный 4 декабря, по гороскопу Стрелец. Эти люди являются баловнями судьбы, ведь небесные покровители всегда проявляют к ним щедрость. В качестве талисмана им подходит алмаз. Этот камень способен исцелить не только тело, но и душу. Его ношение может избавить владельца от депрессий, фобий, неврозов и нервных срывов. Добропорядочному человеку алмаз подарит мудрость и духовную силу.

Видео: Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря отмечается большой церковный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Установлен он в память событий из детства Девы Марии. Её родители – праведные Иоаким и Анна – долгое время не могли завести детей. В то время бесплодие считалось Божьим наказанием. Поэтому отсутствие детей очень расстраивало супругов. Святая Анна находилась уже в преклонном возрасте, когда к ней явился ангел и сообщил, что скоро у неё родится дочь. Тогда женщина дала обещание, что отдаст ребенка в дар Господу, которому он будет служить всю свою жизнь.

Когда Деве Марии исполнилось три года, её благочестивые родители решили исполнить обещание, данное до рождения дочери: отдать её на воспитание в храм, чтобы она служила Господу. Марию одели в лучшие одежды и отвели к ступенькам Иерусалимского храма. Рядом с девочкой были её родители и родственники. Навстречу ей вышили служившие при храме священники.

Святой Захария взял Деву-Младенца за руку и ввел в храм. Сначала они посетили святилище храма, а потом, по внушению свыше, он ввел Марию в самое внутреннее отделение – Святая Святых, куда имел право входить раз в году только первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Это событие удивило всех присутствующих. Получив благословение от архиерея, и передав в храм дары, Анна и Иоаким вернулись домой, а Мария осталась при храме.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника

Введение является последним из двунадесятых праздников года, который Православной церковью рассматривает как преддверие великого праздника Рождества Христова. В понятие Введение вкладывается глубокий смысл приготовления будущей Богородицы стать чистейшим сосудом Сына Божьего. После Введения во храм жизнь Пресвятой Девы кардинально изменилась, потому это событие можно назвать Её вторым рождением для новой жизни, посвященной служению Господу.

Православная церковь отмечать праздник начала ещё в VIII веке. Но так как в месяцесловах того времени он описан кратко, то, скорее всего, совершали его без какой-либо торжественности. Только с IX века праздник получил широкое распространение, но до XIV века он не относился к числу двунадесятых. Сегодня Введение отмечается так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники.

В честь этого праздника освящаются христианские храмы, которые потом именуют Введенскими.


Введение во храм Пресвятой Богородицы: традиции и приметы

На Руси особую роль отвели первому слову в названии праздника – «Введение». Ему придали расширенный смысл. Оно относилось не только к Богородице, но и обозначало «ввод» или «начало». Дело в том, что праздник совпадал с наступление зимы. Поэтому в народе говорили: «Введение пришло – зиму привело », «Введение открывает ворота зимы », «Введение на ум зиму наставляет ».

По народному преданию, в этот день по земле в белоснежной шубе проезжает сама Зима. Своим ледяным дыханием она навевает на оконные стекла снежные узоры.

Настоящая зима устанавливается не сразу. Она постепенно набирает силу, идёт шагом неровным: то сильно заморозит, то отступит и порадует теплыми деньками. Об этом есть и народные поговорки:

Введенье не ставит зимы.

Введенские морозы зиму не ставят.

Считалось, что снег, выпавший до праздника, скоро растает. А вот если после Введения пойдет снег, то начнется настоящая зима.

Поскольку перед праздником и сразу после него часто случаются то оттепель, то стужа, в народе говорят, имея в виду покрытые или покрывающиеся льдом водоёмы:

Введенье разводит леденье.

Наложило на воду Введение толстое леденье, замостило реки.

Даже если на Введение стоял хороший санный путь, редко кто из крестьян отправлялся в дорогу. Люди считали, что дорога ещё ненадежная и следует немного подождать, когда зима полностью вступит в свои права.

С наступлением зимы народ жил ожиданием праздников, которыми богаты декабрь и первая половина января. Люди хотели узнать, какой погоды ожидать на время праздников:

Если в Ведение мороз, то и все праздники (имеется в виду погода на ) морозными будут. Если же тепло 4 декабря, то и на праздники будет стоять теплая погода.

В этот праздничный день делали пробные выезды на санях. Начинали зимние гулянья молодоженов, которые обставляли свой первый выезд торжественно: подбирали лёгкие, расписные сани, украшенные разноцветными дорожками. Молодая надевала лучшие одежды, а молодой супруг, подпоясанный кушаком красного цвета, лихо правил лошадьми. На выезд молодоженов приходили смотреть их знакомые и родственники. В народе этот обряд получил название «казать молодую ».

На Введение повсюду устраивались зимние торги, которые в некоторых местах перерастали в крупные ярмарки. Продавали на таких ярмарках троечные, парные и одиночные сани. Самыми красивыми были галицкие расписные сани. Санники, торговавшие ими, выкрикивали шутки-прибаутки:

С ярмарки многие уезжали домой на новых санях.

Существовало верование, что к нерадивым пряхам в этот день приходит особый дух – веденица: «Если к этому дню мот не напрядешь, то придёт веденица, замотает в мотовку волосы и утащит в печную трубу ».

Любопытно, как в народном сознании разные явления объединяются, и получается нечто новое. Веденица получила название от праздника, к которому было приурочено её появление. Однако в её наименовании и поведении слились представления о ведунье, ведьме, змее-веретенице – чародейке, женщине-колдунье или нечистой силе. Общей чертой этих представителей является ведовство – нечеловеческое, сверхъестественное знание и умение колдовать, снимать и насылать порчу и болезни, превращаться в разные существа и предметы, властвовать над погодой, портить урожай и красть луну.

Именно ведьмам свойственно, превратившись в вихревый дым или птицу, вылетать в трубу или проникнуть в дом через трубы. Зачастую передвигаются они на печной утвари (кочерге, хлебной лопате, помеле и пр.). Нередко они имеют отношения к женскому рукоделию – прядению или ткачеству. Рукодельницам они помогают, а плохим и ленивым хозяйкам – вредят, жестоко их наказывая.

Накануне праздника девушкам на выданье перед сном советовали читать молитву о замужестве:

«Введение Пресвятой Богородицы, отведи меня в тот дом, в котором век жить».

Утром вспоминали сны, которые видели этой ночью. Считалось, что они вещие.

В день праздника девушки молились о венчании:

«Введение Пресвятая Богородица, введи во храм Божий поскорее!».

В этот день повсюду пекли оладьи. Непременно в один оладушек запекалась монета: кому достанется, тот будет счастливым.

Приметы дня:

  1. На Введение похолодало – к суровой зиме.
  2. Если с этого дня установится зима, то в следующем году будет богатый урожай.
  3. Если на Введение мороз, то на протяжении всех зимних праздников будут стоять морозы. Если в этот день тепло, то и праздники теплыми будут.

Людям, появившимся на свет 4 декабря, покровительствует П ресвятая Богородица. Их камень – алмаз.

Видео: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Церковный календарь. 4 декабря (21 ноября ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня, в воскресный день, Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник -

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Мы поздравляем всех с этим прекрасным праздником и желаем заступничества Пресвятой Богородицы!

Братья и сестры, чтобы полнее ощутить суть этого торжества и разрешить некоторые вопросы, вызывающие недоумение, обратимся к «Православной энциклопедии». Там мы находим пояснения к происхождению праздника: «Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических греческого “Протоевангелия Иакова” (написанного во 2-ой половине II века) и латинского “Евангелия Псевдо-Матфея” (IX века), которые отражают устное предание, но в соответствии с традициями литературного жанра дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение, а также из евангельской истории Сретения».

Согласно упомянутым источникам, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками для того, чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией - будущим отцом Иоанна Крестителя.

Также, по позднему преданию, Она, как одушевленный кивот Божий, была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год - этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы - пребывание при Иерусалимском храме продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.

Напомню, апокрифическое евангелие, на основании которого возник праздник, было написано уже во второй половине II века, то есть после разрушения Иерусалима, и, скорее всего, автор книги не был доподлинно знаком с еврейскими обычаями времен, которые он описывал. Предание же о введении Богородицы во Святая святых возникло многими веками позже.

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Есть праздники, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, историческая обстановка которых не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически, в древнем Иерусалиме, действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне — едва ли возможно».

А протоиерей Константин Пархоменко поясняет: «Потому что если бы такое событие на самом деле произошло, если бы девочку ввели во Святая Святых, то иудеи устроили бы такое, что девочка и в живых-то не осталась бы. Могли бы убить и первосвященника, который дерзнул это сделать. И уж в любом случае, скандал был бы таким, что нашел бы отражение в исторических хрониках. Однако о таком событии не сказано нигде и ничего».

Иудеи так оберегали святое место, что, когда однажды в год первосвященник в день Йом-Кипур входил во Святая святых, ему к ноге привязывали веревку, чтобы, если он умрет, вытащить его оттуда за нее, но никто туда не входил. Даже более того, если бы он вошел без ритуальной надобности во святилище, то есть на большую территорию, предваряющую Святая святых, то его должны были бы отдать на порку плетями. Что же касается женщин, то они могли находиться только в так называемом женском притворе.

Доцент Минской духовной академии, кандидат исторических наук и богословия Юрий Иванович Рубан так пишет в своей статье «Одушевленный храм»: «[…] о великом предназначении этой скромной Девочки никому не было известно, в противном случае Ее жизнь оказалась бы под угрозой…»

Заметим, что Введение во храм - один из самых поздних двунадесятых праздников Восточной Церкви, в число таковых он попал после XIV века, хотя без особой торжественности отмечался с VIII века. А на Западе он называется «Представление (Богу) Благословенной Девы Марии».

И все это не так важно. Важно то, что подчеркнул протопресвитер Александр Шмеман: «Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким храмом Бога была Дева Мария: “ибо рожденное от Нее Свято есть”… Она, Ее тело есть Храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения, верностью Богу — сделавшей возможным соединение Бога с Человеком и в этом смысле — Она есть плод Ветхозаветного Храма: той связи с Богом, которая осуществилась через него».

Однажды Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, и разве принципиально: входила Она во Святая святых или нет? Важно то, что Господь избрал Ее и предопределил стать Богородицей. Житийной традиции присуще некоторое приукрашение. Но если мы посмотрим на важнейшие события евангельской истории — они происходили тихо и смиренно. На вечерне мы поем: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе...» И, конечно же, события жизни Богородицы тоже были освящены этим «Светом Тихим», Она смиренно и сокровенно несла Свое служение избранного сосуда человеческого рода, избранницы, перенявшей от Ветхозаветного храма благодатную роль соединения Бога и человека, человека и Бога.

И в завершение хочется привести отрывок из слова святителя Луки Крымского на сегодняшний праздник: «Так неизмеримо надежнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом Святым Пречистая Отроковица Мария от всех скверн и соблазнов мира. Так подготовлялась Она к величайшему таинству воплощения Сына Божия. Приводите в храмы Божии детей, чтобы они дышали его святым воздухом, насыщенным не только дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нем великих Таинств и молитвами множества людей».

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Диакон Михаил Кудрявцев

4 декабря отмечают православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы (Введение в Храм Пресвятой Девы Марии). Это большой христианский богородичный праздник. Другое название этого праздника – Третья Пречистая.

История праздника и названия Введения во храм Пресвятой Богородицы

С тех пор всего лишь раз в год, 4 декабря, Дева Мария могла входить в Святая Святых. Предание гласит, что родители долго не могли иметь детей, поэтому пообещали Богу, что когда чудо случится – они отдадут ребенка ему в услужение.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника

В трехлетнем возрасте родители сдержали свое обещание и привели в храм в Иерусалим. Идти пришлось пешком три дня. Мария сама вошла в храм по пятнадцати ступенькам, а потом первосвященник отвел девочку в Святая Святых, куда не могли входить обычные люди. Все присутствующие в храме были удивлены этим событием. Мария осталась в храме помогать, а ее родители вернулись домой.

От детства до вознесения на небо земная жизнь Девы Марии покрыта множеством тайн. Но во многих писаниях сохранились воспоминания о том, что Пресвятая Дева с самого детства служила Самому Богу, а охранял ее Архангел Гавриил.

Традиции праздника Введения во Храм Пресвятой Девы Марии

В этот день рыбаки спешили сделать последнюю рыбалку, ведь когда лед окрепнет, рыба будет уже невкусной. В этот день разрешалось употреблять немного рыбы, подсолнечного масла и церковного вина.

В этот день, несмотря на пост, устраивали роскошные ярмарки. Начинались катания на санках.

Народные приметы праздника Введения во Храм Пресвятой Девы Марии

Считается, что с наступлением праздника зима приходит на землю и окончательно вступает в свои права.
- Если в день Введения во храм Пресвятой Богородицы будет морозно, то зима будет мягкой. Действует признак и наоборот: если 4 декабря еще тепло, то зима будет лютой.

Введение в Храм Пресвятой Девы Марии: народные приметы

К празднику Введения часто реки уже сковывал первый лед.
- Считалось, что до 4 декабря ходить по льду еще опасно, а вот после лед уже становится достаточно прочным.
- Чтобы год провести удачно, а зимой не болеть, наши предки обязательно приветствовали братьев Морозов, но вот только делать это должна была не вся семья, а только ее хозяин.
- Считалось, что в этот день вода становится приворотной, поэтому девушки давали напиться ребятам, которые им нравились.
- Наши предки говорили, что на Введение земля отдыхает, поэтому копать в этот день категорически запрещалось.
- В этот день наши предки ходили в гости. Если первой зайдет женщина – к неудаче, а вот мужчины обещали хозяевам дома богатство и сытую жизнь.

Что нельзя делать в Введения во храм Пресвятой Богородицы

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нельзя сильно веселиться, церковь не приветствует подобного. К тому же, несмотря на то, что Введение во храм Пресвятой Богородицы – это будний день, все верующие стараются пойти в церковь с утра. А если такой возможности нет, то постарайтесь сделать это вечером.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нельзя делать в этот день

Кроме этого в Введение во храм Пресвятой Богородицы нельзя заниматься тяжелой работой . Как и в любой другой подобный праздник нельзя убирать, стирать, шить. Так, 4 декабря нельзя отказывать в милостыне тем, кто в этом нуждается.

Так же, в этот день категорически запрещается заключать браки . Этого нельзя делать во время всего Рождественского поста, но в день Введения во храм Пресвятой Богородицы особо. Крестить детей в этот день разрешается.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место – в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Это намерение Иоакима и Анны – посвятить свою дочь Богу – стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии.

При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.

К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней – по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то – лишь однажды в год.

Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, “Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.”

Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц.

Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.

Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.

Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.

Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. ” Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.

Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда девою, чем немало удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.

И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме, а с другой, стороны он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет.

Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле – стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.

После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу.

Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.

В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, “была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то – в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.”

Тропарь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся,// смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.