Мабли габриэль. Интересы государства с точки зрения нравственных принципов

Габриэль Бонно де Мабли (1709 - 1785) - дворянин по рождению, получил хорошее образование, служил в Министерстве иностранных дел. Четырехлетняя служба при королевском дворе не прошла бесследно для наблюдательного и критического ума Мабли; его вывод - абсолютистское самодержавие отвратительно, не такое государство нужно людям! И Мабли обращается к демократическим убеждениям Древней Греции. Восхваляя порядки древности, он, однако, не верил в возможность восстановления «золотого века». Тем не менее Мабли считал, что только «коммунистические порядки древности вполне соответствуют «природе человека» и «естественным законам». Вся дальнейшая его жизнь - неустанная литературная деятельность.

<…>Чудовищное разнообразие правительственных форм, законов и нравов на земле - зрелище, способное забавлять людей легкомысленных, но удручающее людей мыслящих, убедившихся, к стыду нашего разума, что человеческим родом всегда управляла какая-то слепая и капризная судьба… Тысяча жестоких революций уже тысячи раз меняли лицо земли и уничтожали величайшие империи, и тем не менее столько раз повторявшийся опыт не заставил нас заподозрить, что мы ищем счастье там, где его нет…

<…>Неравенство имуществ и состояний разлагает, так сказать, человека и изменяет естественные влечения его сердца, ибо бесполезные потребности вызывают у него бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его ум самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями. Я считаю, что равенство, ограничивая наши потребности, сохраняет в моей душе мир, противящийся возникновению и развитию страстей .

Природа сделала равенство законом для наших предков, и о своих намерениях она заявила столь ясно, что не знать их было невозможно. На самом деле, кто может отрицать, что, выйдя из рук природы, мы находились в самом совершенном равенстве? Разве она не дала всем людям одинаковые органы, одинаковые потребности, одинаковый разум? Разве расточаемые ею на земле блага не принадлежали им сообща?.. .

<…>Я не страшусь того, что общность имущества сделает граждан равнодушными к судьбе государства. Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе; они как бы забывают себя и любят только законы <…> .

Если вы хотите заложить фундамент совершенной республики, я советую… отправиться искать себе граждан в лесах Америки или Африки<…>

Легче принудить этих дикарей заниматься полезными ремеслами, чем заставить нас отказаться от лишних и бесполезных. Я нахожу в их, едва намечающемся, обществе самое совершенное равенство. Оно не допускает какого-либо различия между вождем племени и последним отцом семейства; он вождь потому, что он храбрее других, и он перестанет быть им, если допустит, чтобы кто-нибудь превысил его .

<…>Если мы хотим, чтобы правители были справедливыми, нужно, чтобы у государства было мало потребностей, а для того чтобы еще больше принудить правителей к справедливости, надо, чтобы законы не предоставляли им возможности иметь больше потребностей, чем остальным гражданам <…> .

14 марта 1709 - 02 апреля 1785

аббат, французский просветитель и социальный философ, автор трудов по международному праву, социально-политическим вопросам и истории

Биография

Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона. Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе . Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескьё, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 году публикует свой первый труд - «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан. «Параллели» принесли Мабли известность и помогли стать секретарём кардинала де Тансена, назначенного в 1742 году министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведёт дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли была замечена многими, король всё чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 году он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.

Труды

Европейскую известность принёс ему труд «Публичное право Европы» (1748) - свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведён на многие языки, став в XVIII веке учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков.

Социологические представления

Полнее всего выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цель социальной философии для Мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишён данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землёй. Разделив её, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность - высшая личная и общественная добродетель.

Интересы государства с точки зрения нравственных принципов

Первое сочинение Мабли, «Parall?le des Romains et des Fran?ais» (1740), интересно потому, что автор его ещё далек от той оппозиции против существовавшего порядка вещей, которая составляла душу его позднейших произведений. Состоя секретарём при кардинале Тассене, заведовавшем дипломатическими делами Франции, Мабли составил для него в 1748 г. обзор международных трактатов, начиная с Вестфальского мира. В следующих сочинениях Мабли, «Observations sur les Grecs» (1749) и «Observations sur les Romains» (1751), заметно влияние Монтескьё. Ещё сильнее повлиял на Мабли Руссо . Новое направление Мабли обнаруживается в его «Принципах дипломатии» (1757), где он рассматривает международные отношения и интересы государства с точки зрения нравственных принципов.

...Всякая хорошая литература неизбежно прогрессивна помимо намерений автора... Великий политический дух писателя – не уклоняться от собственных убеждений или от реальности, а своим творчеством способствовать тому, чтобы читатель лучше понимал общественноисторическую реальность своей страны или континента,...
(История зарубежной литературы второй половины XX – начала XXI века)
  • Политико-правовые идеи французского утопического социализма XVIII в. Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф
    Французский утопический социализм эпохи Просвещения на основе требований разума и естественного права критиковал буржуазное общество и утверждал необходимость коммунистического общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. В...
    (История политических и правовых учений)
  • Габриэль Гарсиа Маркес: «Сто лет одиночества»
    ...Всякая хорошая литература неизбежно прогрессивна помимо намерений автора... Великий политический дух писателя - не уклоняться от собственных убеждений или от действительности, а своим творчеством способствовать тому, чтобы читатель лучше понимал общественно-историческую реальность своей страны или...
    (ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX)
  • Шершеневич Габриэль Феликсович (1863-1912)
    Это государственнический (этатический) позитивизм. Кроме государства источником права в позитивизме может быть бог, всеобщий разум и другие силы. Позитивизм выводит формулу «закон есть закон» независимо от содержания. Эта теория вообще исключает из понятия права вопрос о его содержании и его справедливости....
    (ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  • Политические учения Мелье, Морелли, Мабли
    Жан Мелье Жан Мелье (1664-1729) - французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, автор известного сочинения «Завещание», опубликованного в трех томах в 1864 г. в Амстердаме. Родился в зажиточной семье сельского ткача. В 23 года Жан Мелье получил сан свящешшка и в течение...
    (ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ)
  • Политическая доктрина Габриеля Бонно де Мабли
    Аббат, французский просветитель и социальный философ Г. Б. де Мабли (1709-1785) родился в дворянской семье и в отличие от Мелье и Морелли не верил в возможность возвращения к принципам золотого века. Однако он полагал, что только коммунистический строй соответствует природе справедливо...
    (ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ)
  • Габриэль Бонно де Мабли (1710-1785)

    Философ, историк, дипломат, автор трудов "Публичное право Европы, основанной на договорах, начиная с Вестфальского мира до наших дней" (1748), "Принципы переговоров" (1757), "О правах и обязанностях гражданина" (1758), "Сомнения, предложенные философам-экономистам по поводу естественного и необходимого порядка политических обществ" (1768), "О законодательстве, или Принципы законов" (1776), "Об изучении истории" (1778), "О способе писать историю" (1783), "Замечания о правительство и законы американских штатов" (1784), "Принципы морали" (1784) и др.

    По мнению Г.Б. де Мабли, основными задачами общества является обуздание зла путем утоления страстей и охрана естественных прав человека: разум, свободу, счастье, достоинство и равенство. По Мабли, с целью охраны естественных прав на основе договора люди создали государство и политическую власть. Установление гуманной власти, назначение правителей, способных добиться счастья в обществе, - не только право, но и природный обязанность граждан. В отличие от предшественников, в частности Ж.-Ж. Руссо, Г.-Б. де Мабли доказывал, что общественного договора, по которому народ передал свои права правителям, никогда не было. Если эти правители действуют не в интересах общества, посягающие на естественные права, то народ как единственный источник верховной власти имеет право сопротивляться деспотам и сбросить их. Революции, по мнению Мабли, не только возможны, но и желательны, как и гражданские войны, оздоравливают общество. Он требовал отмены наследственной власти, переустройства общества на демократических началах. Право на провозглашение войны считал делом всей нации, а не отдельных должностных лиц.

    Значительное внимание Мабли посвятил проблеме социального равенства. По его мнению, неравенство несет несчастье обществу, порождает ненависть. Природа не создавала ни рабов, ни господ, ни привилегированных, ни угнетенных. Первопричина неравенства - частная собственность. Богатства и великолепия, по Мабли, калечат человека, противоречат ее естественной цели, "при них любовь к славе, к батькивщины, свободы и законов уступает место унизительном интереса". Путь к возрождению естественного равенства людей Мабли видел в усуспільненні имущества и совершенствовании законодательства. Общность имущества воспитает "героев труда", будет способствовать построению государства, в котором одни граждане не будут тупеть от нищеты, а другие - от роскоши. Его мечта - построить республику на неизвестном острове, над которым чистое небо и где течет полезная для здоровья вода, все богатые, все бедные, все равны, все свободны, все брать и где первым законом был бы запрет владеть собственностью.

    Задачей законодателя, по мнению философа, является восстановление естественных прав и свобод граждан. Новые законы должны не приумножать доходы, а снижать потребности, укрощать и искоренять честолюбие. Должностные лица в государстве должны иметь такие же потребности, как и все ее граждане. Своими идеями и сущностью учение Мабли принадлежит к утопическому коммунизму.

    Морелли (между 1713 и 1718-?)

    Основатель особого направления мировой утопической мысли - "рационалистического коммунизма". Его взгляды изложены в трактате "Кодекс природы, или Истинный дух ее законов" (1755; до середины XIX в. авторство приписывали Д. Дидро) и поэме "Гибель плавающих островов, или Базиліада знаменитого Пільпаї" (1753; Морелли перевел произведение индийского мудреца). Авторы современного "Словарь философов" (Париж, 1993) считают Морелли автором произведений "Эссе о человеческом разуме, или Естественные принципы образования" (1743), "Эссе о человеческом сердце, или Естественные принципы образования" (1745), "Физика красоты, или Естественная власть ее чар" (1748), а также труда "Принц, сердечные радости, или Трактат о качестве великого короля и общую систему мудрого управления" (1751), которая является опровержением "Духа законов" Ш.-Л. Монтескье.

    В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, Морелли изложил свои идеи о коммунистическое общество в виде проектов законов. Он отстаивал естественные права и свободы человека, естественное происхождение государства и общества. Человек, по его мнению, созданная природой как ровная и свободная от каких-либо условностей. И эти законы постоянны, неизменны и неприкосновенны. Переход от "бессознательного" "золотого века" к "сознательный" возможен путем совершенствования законов, просвещения людей, построения коммунистического общества.

    Морелли сформулировал три "основные и священные" законы, принятие которых должно начаться перестройка общества на коммунистических началах. Один закон отменяет "общую чуму" - частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует удержание обществом, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом "согласно своих сил, одаренности и возраста".

    Относительно формы государственного правления, то Морелли не отрицал ни демократы (где владуватимуть поочередно - по одному году - родители семей), ни аристократы (где будет править группа мудрецов), ни монархии. Он предполагал, что после отмены частной собственности даже монархия не сможет переродиться в тиранию. Учение Морелли оказало влияние на Г. Бабефа, Ф. Буонарроти, Е. Кабе, Л.-О. Бланкі и др.

    Габриэль Бонно де Мабли , также Аббат Мабли (фр. Gabriel Bonnot de Mably; 14 марта 1709 года, Гренобль - 2 апреля 1785 года, Париж) - французский социальный философ, автор многих работ по международному праву, социально-политическим вопросам и истории. Мабли был братом Кондильяка и двоюродным братом д"Аламбера. Известен как один из представителей утопического социализма XVIII в.

    Главный труд «О законодательстве, или Принципы законов» (1776).

    По мнению его биографа историка В. И. Герье, «социалистическая вспышка в 18 веке – заговор Бабефа, является попыткой практически осуществить идеал, всего обстоятельнее и реальнее изображенный в сочинениях Мабли».

    Биография

    Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона.

    Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе. Закончив его, Мабли уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в субдиаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескьё, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями.

    В 1740 году публикует свой первый труд - «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарантв благосостояния и свободы граждан.

    «Параллели» принесли Мабли известность и помогли стать секретарём кардинала де Тансена, назначенного в 1742 году министром иностранных дел. Мабли составляет министерские доклады, ведёт дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность его была замечена многими, король всё чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 году Мабли оставил министерство и с тех пор занимался исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, он уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.

    В 1793 году его прах с почётом был перезахоронен якобинцами в Пантеоне.

    Труды

    Европейскую известность принёс ему труд «Публичное право Европы» (1748) - свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведён на многие языки, став в XVIII веке учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков.

    Социологические представления

    Полнее всего выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цель социальной философии для Мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишён данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землёй. Разделив её, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность - высшая личная и общественная добродетель.