Лилит в библии. История и этнология

С приходом христианства, имя Лилит стало запрещенным. Оно приравнивалось к проклятию, придавалось анафеме, но все так же притягивало умы человечества. В нем заключается необъяснимая таинственность, загадка, которую хочется понять до конца.

Ветхий и Новый завет не всегда были такими, как мы их видим сейчас. Эти библейские писания не единожды переделывались, изменялись. Во время десятого Римского собора был утвержден окончательный вариант, и христианство приобрело официальный статус во всем мире. Чтобы в Писание не попало ничего лишнего, в Риме собрались священнослужители с разных городов и стран для согласования текста. Многие священные записи били изъяты.

В глубоких гротах возле Мертвого моря были найдены рукописи со священными письменами, которые появились намного раньше, чем христианство, как таковое. Информация из них не появилась в Библии, поэтому ученые современности до сегодняшнего дня не могут дать окончательного ответа на вопрос – Что же такого секретного было в свитках?

История Лилит

Большинство исследователей считают, что именно Лилит, первая жена Адама является автором текстов забытого Евангелия. История, рассказанная блудницей, не могла войти в текст Нового и Старого Завета. Информация об этой гордой и непокоренной женщине будоражит умы человечества. Почему ее настойчиво стараются вычеркнуть из истории? Как она стала отверженной, упоминание о которой приводит священнослужителей и истинных верующих в настоящий ужас?

Согласно исследованиям, именно Лилит была первой женой Адама. Бог вначале создал из глины двух людей. Первая женщина отличалась невероятной красотой и умом. Прошло совсем немного времени, и она поняла, что ни в чем не уступает своему мужу - Адаму. Ее умственные способности не уступали мужским.



Лилит – первая жена Адама оказалась очень своенравной, она отказывалась подчиняться и соглашаться с его мнением. Женщина требовала, чтобы все ответственные решения они принимали вместе.

Существует поверье, утверждающее, что именно Лилит стала основательницей сексуальных наслаждений – позы «женщина сверху» и многих других. Церковь признает только «рабочее-крестьянскую» позицию в интимной близости, и считает, что это лишь способ для продолжения рода. Первая женщина на Земле придерживалась кардинально противоположного мнения. Когда противостояние взглядов с Адамом достигло своего пика, она решила оставить мужа.

Наказание для Лилит

Бог не мог допустить такого раздора в Райском саду, и поэтому послал к Лилит, трех сильнейших ангелов. Они должны были направить женщину на путь истинный, раскаяться и смириться со своим положением. Небесные создания довольно быстро догнали бунтарку и поставили ей определенный ультиматум – Лилит должна стать покорной и вернуться к своему мужу Адаму. В противном случае ее изгонят из Эдема, и отлучат от милости Бога.

Своенравная девушка выбрала свободу, и добровольно согласилась на изгнание. При этом Лилит затаила на Бога сильную обиду, за то, что он не поддержал ее. Она решила посвятить свою жизнь мести.



Дальнейшая жизнь первой девушки – несколько легенд

Лилит первая жена Адама навсегда покинула Эдемский сад и перевоплотилась в настоящего демона-дьяволицу, представляющего большую опасность для представителей сильного пола. Соединение мстительности и бунтарства в нраве девушки позволили негативу завладеть ее душой. От нее отказались, и она превратилась в опасного врага для каждого – преданной помощницей антихриста.

Начало сказания, до момента бунтарства Лилит и ее наказания, можно встретить очень редко. А вот вторая часть – превращение обычной женщины в настоящего дьявола, очень распространена, так как она активно поддерживалась церковниками.



Британский музей - Королева ночи (British Museum - The "Queen of the Night")

В опасный период инквизиции Лилит жена Адама была официально признана чудовищем. В этот страшный период существовало только две основные группы женщин:

  1. Кроткие, набожные и ласковые – истинные потомки Евы;
  2. Загадочные, своенравные, слишком умные и образованные, считались детьми Лилит, и приговаривались к смерти.

Демон Лилит заключила с ангелами своеобразный контракт. Она не станет входить в помещение, на дверях которого написано имя одного из таких небесных созданий.

Лилит в «Книге Зверя»

Большинство исследователей феномена Лилит – опасной жены Адама, довольно часто подтверждают свои высказывания информацией, записанной в «Книге Зверя». Это неотъемлемая часть Библии, в которой описываются деяния Антихриста. Они утверждают, что женщина-демон была создана дьяволом. Сатана преследовал при этом вполне конкретные и понятные цели – наказать мужчин за любовь к Богу, раскрыть их худшие стороны.

Лилит – истинная соблазнительница, проверяющая верность женатых мужчин своим женам. У нее появилось множество детей. Именно от нее пошли всевозможные демоны, оборотни, ужасные чудовища, вампиры, и прочие твари. Любого преступника, маньяка, злого и порочного человека в древние времена считали отпрыском демона Лилит.

По некоторым утверждениям во время периода супружества с Адамом, эта женщина родила сына – Каина. В нем была часть души Лилит, он убил Авеля – сына Евы. Бунтарка стала жить вечно, посвятив всю себя мести и злу. Демоны способны воскресать и перерождаться в новом теле. Лилит, возможно, живет и сейчас.



В «Книге Зверя» говорится о пришествии дьявола на Землю. В этом писании указаны конкретные символы, которые способны привести верующего человека в настоящий ужас. Невеста Сатаны – Вавилонская блудница. Доказано, что данная сущность и есть Лилит. С древних времен ее имя равнозначно «блуду» и «разврату». В странах востока есть легенда о невесте дьявола, которая может убивать новорожденных и представителей сильного пола.

Чем опасна Лилит?

По какой причине имя первой женщины равносильно проклятию?

  • Считается, что этот соблазнительный демон может вызывать невероятную страсть и вожделение исключительно у женатых мужчин. Он предается с ними любовным утехам, пока не замучит их до смерти. В Талмуде есть одно правило – нельзя оставлять на ночь женатого мужчину одного. Лилит может принимать различные облики, становясь воплощением самых сокровенных эротических фантазий.
  • От демона-женщины могут пострадать и невинные младенцы. Лилит способна выпить их кровь или защекотать во время сна. В опасности только те дети, которые еще никогда не подвергались крещению. Являясь демоном, Лилит не переносит креста и боится его. Если мать видит, что ребенок хохочет во сне, нужно срочно его разбудить. Возможно, это Лилит его щекочет.

Как защититься от демона?

Предлагается множество способов вариантов надежной защиты от демонов. Чтобы Лилит отступила, нужно прогонять ее правильно. Рекомендуется произнести 3 раза фразу «Сгинь Лилит». Если вы знаете наизусть псалом «не спит и не дремлет страж Израилев», начинайте его читать. Это не понравится демону, и он исчезнет.



Для защиты жилья от Лилит, напишите в укромном месте имена трех ангелов – Санной, Сансанной, Самнаглоф. Это самой эффективный метод защиты, который надежно защитит вас от зла.

Правдивы ли легенды?

Верить ли данным легендам о Лилит – непокорной жене Адам, каждый решает для себя сам. Некоторые современные исследователи считают эту девушку родоначальницей феминизма. Именно этой силы боятся представители сильного пола. Есть много трагического в легендах о свободолюбивой девушке.

  • Она играет с детьми, понимая, что никогда не сможет стать матерью;
  • Все время ищет свой дом и семейный очаг;
  • Обижается и мстит мужчинам, ведь Адам отказался от нее и предпочел другую.

Лилит выявляет истинную мужскую сущность – вечную жажду сексуальных наслаждений, лживость и неверность. Если эти качества подтверждается, она уничтожает человека.

Женщина просто хотела быть «рядом» с мужем, а не «за ним». Историю о Лилит много веков подряд старались очернить и изменить. Сейчас узнать правду практически невозможно. Роковая женщина всегда несчастна. Она нравится многим, ее все хотят, но на самом деле она не нужна никому. Сочетание ума, красоты, силы и независимости очень часто обрекает девушку на одиночество.



Современные феминистки имеют свое мнение насчет Лилит. Жена Адама была смелой и незаурядной, она утверждала, что Адам не Бог, а всего лишь человек. Церковь того времени, в которой правили исключительно мужчины, не могла допустить появления такой женщины в истории. Они боялись силы ее духа, острого и пытливого ума, смелости. Мужчинам всегда нужно было оправдывать свои собственные человеческие слабости и грехи. Для этого они нашли Лилит – рокового демона-соблазнителя, который был виноват в их супружеской неверности и распутстве.

Кто она – отверженная жена Адама –демон или символ свободной женщины? Каждый может самостоятельно ответить на этот вопрос. Единственная правда – не бывает зла без добра, и наоборот.

Женщина многие века была загадкой.

Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании - дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог - Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант - именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей - демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) - считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту - демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу - „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками - то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим - обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит - богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит - дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии - уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение - Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение - Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит - мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит - одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус – Грехопадение (1476-1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит-Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Согласно утверждению древнееврейского философа и писателя Иисуса Бен-Сиры, трудившегося в IV или III веке до н. э. (точно не установлено), в семейной жизни праотца нашего Адама было далеко не всё так гладко, как описано в Ветхом Завете. Оказывается, и у него была своя «бывшая», которую звали Лилит. Еву же, по утверждению этого глубокоуважаемого мудреца, Бог создал уже после того, как его первый брак распался. Впрочем, обратимся к истории Лилит ─ первой жены Адама, именно в той редакции, в которой её поведал миру почтенный Иисус Бен-Сира, чей портрет открывает статью.

Скандал в семье Адама

Так вот, согласно утверждению древнееврейского автора, первой женой Адама была вовсе не Ева, а некая Лилит. Это своё утверждение он высказал в книге, получившей название «Алфавит Бен-Сиры». Среди последователей иудаизма она пользуется большим уважением, тогда как в христианском мире вообще не признаётся и считается апокрифом (не каноническим текстом).

О происхождении Лилит автор ничего не говорит и начинает повествование с того, что однажды эта строптивая женщина наотрез отказалась подчиняться мужу на том основании, что она ─ такое же создание Бога Иеговы, как и он сам, а потому имеет во всём равные с ним права. Положив, таким образом, начало борьбе за эмансипацию женщин, первая жена Адама Лилит произнесла вслух имя Бога, Ягве, и, обретя тайные силы, улетела от своего благоверного.

Тщетная погоня

Что делают в подобных случаях брошенные мужья? Правильно, ищут ту, которая бы восполнила его потерю и утешила в горе. Но в такой не оказалось, поскольку единственной женщиной была Лилит. Это вынудило Адама обратиться непосредственно к Творцу и просить Его создать ей замену.

Прежде чем приступить к сотворению Евы, Господь попытался вернуть беглянку и послал в погоню за ней трёх ангелов. Настичь её посланникам Божьим удалось лишь у берегов Красного моря, а учитывая, что райский сад Эдем, по мнению богословов, находился где-то вблизи ни то Армянского нагорья, ни то Южной Месопотамии, лететь пришлось долго. Однако все труды пропали даром, поскольку строптивица наотрез отказалась выполнить Божье повеление и заявила, что знать больше не желает этого притеснителя её женских прав.

Возмездие

Разумеется, это Лилит с рук не сошло. За дерзость перед Господом и за попрание супружеских уз ангелы её наказали. В различных литературных памятниках, появившихся в период Средневековья и содержащих пересказ произведения Иисуса Бен-Сиры, указываются три различные кары, ниспосланные на неё ангелами. По одной версии, Лилит каждую ночь была обречена рожать сотню умерших ещё во чреве младенцев, по другой ─ ей предстояло стать матерью бесчисленных демонов, а по третьей ─ бедняжку вообще ждало полное бесплодие, что, разумеется, предпочтительней первых двух вариантов.

Но на этом история Лилит ─ жены Адама ─ не закончилась. Она поклялась, что впредь, не имея возможности производить на свет собственных детей, будет уничтожать чужих. Однако при этом обещала щадить тех из них, чья мать защитит дитя амулетом в виде дощечки с её именем (по другой версии ─ с именами трёх посланных за ней ангелов).

Традиции, порождённые легендой

Любопытно отметить, что легенда о Лилит, получившая распространение главным образом среди иудеев, положила начало традиции вешать возле колыбелей новорожденных еврейских детей пластинки с её именами, которых, по легенде, три: Аморфо (Не имеющая формы), Одем (Краснота) и Батна (Чрево). Также принято упоминать на ней ангелов, настигших беглянку и ставших орудием в руках Божьего гнева.

По той же причине на руки младенцев повязывают красные нити, поскольку считается, что этот цвет может отпугнуть Лилит. Кроме того, в ортодоксальных иудейских семьях накануне обрезания младенца отцу полагается с захода солнца до первых его лучей читать возле колыбели отрывки из священной книги «Зоар», так как в этот период опасность её появления в доме наиболее высока.

Образ Лилит в сознании каббалистов

В религиозно-мистическом учении, появившемся в XII веке и известном сегодня как Каббала, Лилит ─ это не кто иной, как дьяволица. Перечень её происков весьма велик, причём, кроме упомянутой выше пагубы, насылаемой на младенцев, она непрестанно пытается творить зло самим роженицам, поражая их женскими недугами. Не обходит Лилит вниманием и мужчин, особенно молодых и красивых. Приняв облик юной девы, она является им во сне и, соблазнив, творит блуд, от которого потом рождаются страшные демоны.

В XIII веке по этому поводу был даже написан трактат, в котором утверждалось, что Лилит в облике змеи имела связь с самим Самаэлем, который, согласно Талмуду, являлся начальником всех демонов, Ангелом смерти и главной разрушительной силой на свете. От их соития был рождён слепой дракон, однако, к счастью, его своевременно кастрировали и не дали произвести потомство.

Демон ночи

Двумя столетиями позже образ Лилит несколько изменился. В еврейской религиозной литературе, а также в фольклоре её стали представлять не змеёй, а неким демоном ─ духом ночи. Кстати, само имя Лилит переводится с иврита как «ночная». Особенно часто от неё страдают мужчины, спящие в одиночку или одиноко бредущие по ночным дорогам.

Им она является в образе молчаливой и прекрасной женщины с длинными распущенными чёрными волосами. Изменились и её отношения с предводителем демонов Самаэлем. Если в прежние времена их считали любовниками, то примерно с XV века она стала его «законной» женой.

Второй брак Адама

Что же касается её «бывшего», то есть прародителя нашего Адама, то он, как известно, получил взамен сбежавшей от него супруги новую жену Еву ─ тоже, надо сказать, не подарок. Достаточно раскрыть первую книгу Ветхого Завета ─ «Бытие», чтобы убедиться, как из-за её легкомыслия оба они лишились райского блаженства. После многих лет, проведённых в раю, он был вынужден в поте лица своего добывать а она ─ в муках рожать детей.

Имя, исчезнувшее из Библии

Ни в одном из канонических текстов Библии Лилит ─ жена Адама ─ не фигурирует, за исключением книги пророка Исайи, где о ней упоминается лишь вскользь. Там говорится, что жители Идумеи ─ исторической области на юге Израильского нагорья ─ понесут тяжкое наказание за своё отступничество от Бога. Рисуя картину ожидающего их край запустения, пророк предвещает, что там, где раньше кипела людская жизнь, будут обитать лишь дикие звери, да находить свой покой ночное привидение Лилит.

Однако в процессе перевода этой книги с древнееврейского языка на греческий, осуществлённого в I веке до н. э., учёные-раввины удалили её имя, заменив его названием мифического существа онокентавра, представляющего собой гибрид человека с ослом. Так что упоминание о первой жене Адама ─ Лилит ─ из Библии было полностью устранено.

Находка для сатанистов

В заключение следует отметить, что образ ночного демона в женском облике стал широко использоваться последователями современного сатанизма, падкими на всякую чертовщину. В их трактовке жена Самаэля, или иначе говоря, сатаны, с которым они его отождествляют, полностью соответствует всем дьяволицам или, как они выражаются, «чёрным богиням». Соответственно, имиджей и имён у неё много.

Так, нередко Лилит предстаёт у них в образе таких религиозных персонажей Древнего мира, как шумеро-аккадская повелительница подземного царства ─ Эрешкигаль, древнегреческая владычица преисподней ─ Геката, или мрачное порождение скандинавского фольклора ─ Ума. Однако во всех случаях она несёт в себе образ «Тёмной Матери» ─ губительницы света.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной...

Лилит была первой женой Адама

В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети... А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания.

Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.


«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

...Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева...

Лилит. Первая женщина на Земле

Большинство людей на вопрос «Кто был первой женщиной на Земле?» ответят: «Ева, созданная Богом из ребра Адама». И окажутся неправы - первой женщиной была Лилит.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Бытие (1:26-27)

О том, что первых женщин было две, упоминается в мифологиях различных народов. Один из древнейших литературных памятников в истории человечества, эпос «О Гильгамеше», написанный в Шумере около 4 тысяч лет назад, впервые упоминает имя Лилит. Там она предстает в виде первой женщины-демона, что жила в дупле божественного дерева. Лилит, в шумеро-аккадской мифологии ночная демоница вавилонского пантеона. Древние в Месопотамии считали, что Лилит по ночам выпивала кровь у детей, а также соблазняла и истязала спящих мужчин.

Именно Лилит – имя женщины, которая согласно мифам и даже Библии, была создана до Евы.
В Ветхом завете Пятикнижия Моисея в первой книге бытия описывается создание мира и первых людей. О появлении женщины там на самом деле говорится дважды. Про шестой день пишется: «И создал Бог человека по своему образу и подобию, как мужчину и женщину создал их». И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой.

В семитской мифологии и иудаизме, Лилит - первая жена Адама. Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар. Испросив у Бога возможность рожать детей без участия мужчины, получила колдовское копьё. Частица тела Лилит, отсеченная этим копьём, становилась человеком. В иудейской мифологии описано, что взамен этого "дара" ангелы ежедневно убивали до 1000 её детей.

"Ибо до Евы была Лилит", - гласит древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882) на поэму "Eden Bower". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему "glittering sons and radiant daughters" ("сверкающих сыновей и сияющих дочерей"). Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал Россетти.

В течение средних веков она изменилась под влиянием слова "лайил", что на древнееврейском значит "ночь". Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она - ангел, ведающий рождением людей, иногда повелевает демонами, которые нападают на спящих в одиночку или на бредущих по дорогам путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с черными распущенными волосами.

Самая полная версия про Лилит появляется в одном из известнейших еврейских текстов – алфавите Бен Сира, написанном приблизительно в 700-1000 гг. н. э. человеком по имени Бен-Сира. Это два листа афоризмов и высказываний, 22 из которых написаны на арамейском языке и 22 на иврите. В алфавите Бен Сира описывается первая в истории супружеская измена: Лилит променяла Адама на одного из демонов.

"- После создание Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: "Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). – Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит.
- Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!
- Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя».
- Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.
- Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.
- Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.»
- Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться”.

Алфавит Бен-Сира (23а-b)

Дальше в книге повествуется, как ангелы продолжали настаивать. Лилит соглашается видеть ежедневную гибель своих детей, лишь бы сохранить независимость. В свою защиту Лилит говорит, что ее предназначение – портить детей – мальчиков на восьмой день после рождения, а девочек на двадцатый. Она клянется не трогать людских младенцев, если те будут снабжены амулетами с именами всех трех ангелов. До сего дня Лилит помнит клятву и не трогает детей, защищенных таким оберегом.

Хотя христианство и унаследовало священное письмо иудеев, представители православной церкви полностью отрицают даже предположение о том, что до создания Богом Евы могла существовать ещё какая-то женщина. Алфавит Бен Сира для христиан не имеет никакого значения. По их мнению, этот документ вообще нельзя считать древним текстом. Христианская церковь считает, что первые повествования о сотворении мира не принадлежат одному автору, а состоят из изложений двух, а то и трех различных людей. Именно этим и объясняется данное несоответствие.

Иудеи официально признают существование Лилит. Например, воспоминания о ней есть в главной книге Каббалы – Зогар, написанной во 2 веке до н. э. и книге Тора – 6 век до н. э. В еврейской мифологии центральной фигурой является демон Суккуб – душитель новорожденных, это и есть Лилит. Такой она стала после того, как перешла на сторону тёмных сил. Каждая еврейская семья практиковала определенные ритуалы, чтобы защитить своего ребенка от демонической Лилит, которая могла прийти ночью и безжалостно убить дитя. Также демон представлял опасность для подростков, Лилит соблазняла их.

Еврейский миф о Лилит кристаллизуется в источниках времен изгнания. В Талмуде, закрепившем наследие периода еврейской государственности, упоминания о Лилит встречаются как-то рудиментарно. Позднейшее развитие легенда о Лилит получает в «Книге Зоар» (сияние), давшей начало еврейскому мистическому учению Каббала. Заметим, что кодификация Талмуда была завершена около 500 г. н.э. «Алфавит Бен-Сира» написан в эпоху гаонов, где-то в VII -X вв., а «Зоар» появилась в XIII в. Все эти книги написаны за пределами Земли Израиля. Разрушение Иерусалима Навуходонасором, а затем ликвидация еврейской государственности римлянами в 70 г. н.э. выбросили еврейский народ в изгнание, привели к созданию еврейской диаспоры. В течение 2000 лет евреи жили общинами, маргинальными по отношению к социо-экономическим структурам своих стран, к истории, религии, культуре и политике.

«Алфавит Бен-Сиры» не является, разумеется, единственным или даже наиболее авторитетным источником мифа о Лилит. Будучи по форме произведением талмудической литературы, он не был включен в каноны, а лишь в апокрифы – неканонические книги. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение. В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой опаской. Не удивительно. Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев. Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок, другие – полемикой с христианами или караимами. Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло. Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане. Правда, традиционные комментаторы объясняют, что сперма случайно попала к ней, но из самого текста «Алфавита» это понять невозможно. Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге, как жирный клоун, не способный залезть на коня. Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби. Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой. Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит».

Первые амулеты против соблазнительницы Лилит историки датируют 8 веком нашей эры. Самые распространенные из них – это изображение ладони с написанными на ней магическими словами. Особенного размаха подобные ритуальные практики приобрели в эпоху средневековья. В средние века, в еврейских семьях юноши, достигшие 13 лет, не имели права ночевать в одиночестве во избежание быть соблазненными Лилит, которой молва приписывала необычайную красоту, наравне с присутствием копыт, перепончатых крыльев и прочих демонических атрибутов.

Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды. Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех. Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем. Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих источниках. Интересно, что хотя наказаны все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, вся ответственность возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».

Смысл адамова греха в том, что Бог повелел Адаму: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что делает Адам? Он поступает, как и многие мужья после него. На всякий случай он говорит жене неправду, преувеличивает опасность: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Хотя Бог вовсе не запрещал прикасаться к плодам. Ева увидела, что дерево хорошо для пищи и вожделенно, и взяла плодов его. И ничего не случилось! И вот тогда она впала в грех – ела от запретных плодов и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3:6). Талмудический трактат Берешит Раба подводит итог «Что заставило Еву трогать дерево? – Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога».

Кстати:
Американские учёные из института популяционной генетики сделали новое открытие. Исследователи пытались выяснить, каким образом гены передаются по материнской линии от поколения к поколению генетических родственников. С помощью компьютерных технологий ученые свели количество родовых линий всех женщин, живущих ныне, к двум материнским кланам, а не к одному, как считалось ранее. Таким образом удалось доказать, что у Адама было две жены – Лилит и Ева, и от них обеих происходит человечество. Хотя ученые других стран достаточно скептически относятся к открытию американцев.