Иеромонах о макарий михаил каюров. Диалог с иеромонахом макарием

Иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор. Публикации отца Макария можно встретить в аналитическом обозрении «Радонеж», в информационно-аналитической службе «Русская народная линия», в журналах «Фома», «Нескучный сад», «Русский Дом» и Orthodox Life (США), в интернет изданиях «Православие и мир», «Истина», «Православие.ru», «Милосердие.ru», «Одигитрия» и многих других.
Активный участник православной сети «Елицы», созданной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, для объединения православных христиан.
Участник миссионерского интернет-проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте», отмеченного Патриархом Московским и всея Руси.
Ведет страницу http://СвященникОтвечает.рф.
Участник телепроекта «Медиа отец», частый гость ТВ"Союз".
Родился в 1954 году в Москве. Отец Симон (Шимон) Перецович Маркиш (1931-2003), известный переводчик, филолог, литературовед, профессор Женевского университета (1974-1996). Мама Инна Максимовна Бернштейн (1929-2012), известный советский и российский переводчик. Внук еврейского поэта Переца Маркиша, правнук поэтессы Рохл Бернштейн.
Окончил отделение автоматизированных систем управления Московского института инженеров транспорта. В середине 1980-х с семьей эмигрировал в Америку. Имеет сына и дочь. С 1985 года работал программистом в США.
В канун праздника Богоявления в 1987 году принял Крещение в Богоявленском храме Бостона. В 1999 году окончил Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк).
В 1994 и 1998 годах приезжал на родину. В мае 1999 года, во время бомбардировок Сербии бесповоротно решил вернуться в Россию, что и осуществил в 2000 году.
По возвращении в Москву, через небольшой срок, по благословению епископа Ивановского Амвросия (Щурова), переехал в Иваново, где поступил послушником в Свято-Введенский монастырь. Здесь 2002 году принял монашеский постриг, в 2003-м был рукоположен в сан священника. С 2002 года отец Макарий преподает на кафедре Богословия и Общих Церковных дисциплин Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, где является духовником и живёт в настоящее время.
Иеромонах Макарий (Маркиш) - автор многочисленных книг и публикаций, является одним из разработчиков «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором РПЦ в 2008 году. Настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых в городе Иванове 2012-2013 гг.
В настоящее время клирик Успенского кафедрального собора города Иваново. Несёт послушание руководителя Информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии, возглавляет епархиальную Комиссию по вопросам семьи и материнства. Работает в правлении двух общественных групп: Комитет защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и Христианская ассоциация молодёжи и семьи.

В Ростовском райсуде Ярославской области слушается дело об истязаниях несовершеннолетних девочек, которые жили в православной общине в селе Мосейцево. Защитником одной из подсудимых стал иеромонах Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш).

На прошлой неделе мы писали о новом повороте в печально известном «мосейцевском деле» — защитником одной из подсудимых стал иеромонах Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш). В своем интервью Елене Шакуто он рассказал подробности дела о погибшей девочке.

— На скамье подсудимых по «мосейцевскому делу» — три женщины: приемная мать погибшей девочки Людмила Любимова и две ее помощницы. Кого из них вы защищаете и почему?
— Мне поступила просьба о защите со стороны мамы умершей девочки, Людмилы Любимовой. Она обратилась ко мне через свого адвоката, я ответил, что я монах, священник и нахожусь в подчинении у нашего архиерея, и такого рода запросы должны быть направлены ему. Запрос был направлен, архиерей дал резолюцию «не возражаю», и я стал защитником. Любимова обвиняется по статьям 117-й (истязание) и 156-й (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Вы были знакомы с Любимовой?
— Лично я ее не знал, но у нас были общие знакомые, разумеется, через духовенство Ивановской епархии. Здесь нас связывает личность покойного игумена Бориса Хромцова из Ярославской епархии, который скончался на территории Ивановской области. Память о нем хранится. Людмила Павловна обратилась в нашу епархию с просьбой о помощи, во многом опираясь на эту память.

— Вас самого не смутило, в чем обвиняют женщин из приемной семьи в Мосейцево? Дело достаточно щекотливое, тем более для церкви.
— Я не в детском саду. Смутило или нет, надо делать дело. Есть уголовное обвинение, каждый гражданин России может просить о защите, и в процессе может участвовать общественный защитник.

— Если исходить из фактов, перечисленных в обвинительном заключении, вы сами как представляете ситуацию с гибелью 13-летней Тани?
— Я могу говорить ровно о том, что было оглашено в судебном заседании. Было оглашено, что обнаружена смерть маленькой девочки. Но естественно, проблема намного глубже, она включает три круга вопросов, которые друг от друга зависят, но не сводятся один к другому. Первый – это безвременная смерть ребенка. Как она произошла? Если есть виновный в этой смерти, он должен понести наказание. Если это произошло в силу случайных причин, этот факт должен быть зафиксирован. Второй круг – семья девочки, ее окружение. Как у них протекала жизнь? Это более широкий круг вопросов. И третий круг, еще более широкий – это православный образ жизни, православное воспитание детей. Напрямую к церкви это не относится. Но относится к православному образу жизни.

— Следователям Людмила Любимова рассказала, что девочка упала в подвал, а потом еще упала с печки, вот и умерла. Но криминалисты обнаружили на теле погибшей следы от порядка 30 ударов, из них 6 гематом на голове. Согласно проведенной экспертизе, ребенок не мог получить такие травмы, упав с высоты собственного роста.
— Обвинительное заключение – это некие предварительные тезисы, которые становятся достоянием общественности, когда их зачитывают в суде. Но они подлежат исследованию суда. Приведу простой пример. В материалах гособвинителей есть протокол допроса свидетеля, которого на прошлой неделе допросили в зале суда. Некий Баранов рассказывал различные истории об истязании, избиении, надругательствах над девочками. Очень серьезные, на первый взгляд, доказательства, которые были бы действительно основанием для инкриминирования различных преступлений. В ходе судебного следствия выяснилось, что информация, которую этот Баранов изложил, получена им из СМИ.

Он жил в Мосейцево?
— Ничего подобного, он житель Твери. Человек, который по виду, предположительно – подчеркнем, имеет сильные психические отклонения. В обвинительном заключении этого нет. Следователь его допросил, свою задачу выполнил, но в суде его показания были исследованы, и, в общем-то…

У него была справка о психических отклонениях?
— Нет, справок не было, но стало понятно, где их можно получить, исходя из его заявлений о том, что раньше он был монахом, а потом перестал им быть, как он выразился: «Вашего Бога не желаю больше почитать». Я цитирую по памяти, это мои воспоминания. Он долго общался с прессой в коридоре суда, все им объяснял, рассказывал. А потом, когда вышел перед судом, выяснился очень характерный результат. В этой тщательной работе суда и состоит процесс, но некоторые СМИ этого не знают, не интересуются, не понимают и не хотят понимать.

— Между тем, приют в Мосейцево называли и сектой, и младостарческой общиной. Он же не имел прямого отношения к православной церкви?
— Вчера (24 марта – 1000inf.ru ) этот вопрос разбирался в показаниях свидетеля Мухтарова, автора статьи. Он выступал перед судом совершенно другой. Однако, ни один представитель прессы не остался на его допросе. Когда суд решал, будет процесс открытым или же закрытым, пресса была в напряжении. А потом они разошлись, потому что это скучно. А это интереснейшая тема, важная для судебного следствия. Было досадно, конечно. Сами просили об открытом заседании, развернулись и ушли. Так вот, Мухтаров, человек незаинтересованный, сотрудник центра религиоведческих исследований. Профессия – это не значит, что он оракул. В суде выяснилось, что были некоторые пробелы в информации, которой он владеет. Он там полдня провел, не разговаривал ни с самой Любимовой, не разговаривал со служителями церкви, куда они ходили. В общем, не смог собрать исчерпывающую информацию, составить картину. И еще был выявлен крупный дефект в процессуальном оформлении его показаний. Оказалось, что следователь просто взял его из СМИ и внес ее протокол допроса. Чего было нельзя делать.

Но вы сами как считаете – это была православная община или секта?
— Что такое секта? Секта происходит от слова «sectare» — «отделять». Была ли отделена эта группа верующих от РПЦ? Нет. Сам Мухтаров присутствовал при богослужении, в котором участвовала Любимова и ее дети. Можно ли назвать эту семью общиной? Вопрос, далекий от прямого ответа, потому что община требует социальной интеграции. Это была семья, расширенная, где были приживальцы.

Отец Макарий, вы были в этом приюте?
— Был, уже тогда, когда возбудили уголовное дело. Я не видел детей, потому что Любимову лишили родительских прав, девочек изъяли после того, что произошло в доме. Бог даст, она будет опротестовывать это решение, может быть. Девочки маму свою помнят и любят, мы видели письма, которые они писали.

Любимова удочерила девочек в младенчестве?
— Она не просто удочерила в младенчестве, это были отказники. Дети, которых взяла Любимова и другие подобные ей люди, принимали в свои семьи детей брошенных.

Они больны?
— Да. Это были дети наркоманов, проституток, разного рода больных людей, умственно неполноценных. Конечно, все эти девочки имели и продолжают иметь некоторые серьезные проблемы со здоровьем. Некоторое отставание в развитии. Хотя мы в суде слушали показания директора школы, к которой девочки были прикреплены (они проходили домашнее обучение), она сказала, что к этим детям не было претензий. Когда я побывал в приюте, я подумал, что был бы рад, если бы мои дети (но они уже все взрослые) жили в такой обстановке.

Вы хотите сказать, у них дом — полная чаша?
— Абсолютно.

А чем занимались дети в семье Любимовой?
— Крестьянским трудом. Деревенская жизнь, как полагается крестьянским детям: и скот, и огород, и работа, и учеба, и церковь, и молитва.

— В 2012 году в связи с приютом также упоминалась нехорошая история: оттуда сбежала некая Марина, страдающая олигофренией, и ее на улице подобрала ярославская семья. Женщина рассказала, что в приюте к девочкам были сексуальные домогательства, девочки рассказывали, что их возили в красивые дома к дяденькам. Как вы это прокомментируете?
— Об этом также говорили в суде. На основании этих событий защита внесла ходатайство о закрытии процесса. Судья его отклонил. Некто Онучина, корреспондент «Комсомольской правды в Ярославле», стала публиковать дезинформацию непристойного характера о Любимовой и ее семье. Последовал судебный иск, он был удовлетворен, Онучина заплатила немалую компенсацию, после чего на публике, обращаясь к Любимовой, сказала: «Я тебя уничтожу». И она это дело продолжает как может. Теперь такое несчастье произошло. Я слышал, как она в коридоре говорила своим коллегам: «Я знаю, что этих детей удочерили, чтобы сделать рабами». Я думаю, что характеристика госпожи Онучиной вполне достаточная. К сожалению, не все СМИ от этой позиции дистанцируются, не все поддерживают нейтральную позицию.

В каком эмоциональном состоянии сейчас ваша подзащитная?
— Это хороший вопрос, я благодарен, что вы об этом вспомнили. Людмила Любимова и другие женщины, ее помощницы… Есть перед кем преклониться. Какую колоссальную отвагу надо иметь, чтобы выдерживать такие трудности. Удочерить этих несчастных девочек, вместо того, чтобы подумать: «Да о них государство позаботится». Они пошли против всех течений, против этой злобы людской, против уголовного преследования и лишения родительских прав. Они не имеют злобы в себе. Я видел ту заботу, которую они оказывают не только друг другу, но и своим сокамерницам, передают иконы. Это вызывает колоссальное уважение. И эта их уверенность в божественной справедливости и людской, насколько можно на нее рассчитывать. Это просто до слез. Женщина лишилась своей семьи. Это были дети, которым она отдала всю себя. И вот — результат.
1000inf.ru

Фото: Варвара Гертье

Вконтакте


В последнее время я часто думаю о том, что много грехов было совершено за данный период моей жизни. Хотя мне только 17 лет, но я уже задумываюсь об этом. 3 года назад умерла моя мама от рака и после ее смерти я стала получать деньги п...

Здравствуйте. Меня зовут Эллина на данный момент мне 17 лет.
В последнее время я часто думаю о том, что много грехов было совершено за данный период моей жизни. Хотя мне только 17 лет, но я уже задумываюсь об этом. 3 года назад умерла моя мама от рака и после ее смерти я стала получать деньги по потере кормильца. Я думаю, что эти деньги испортили меня, ведь я тратила их, хотя они были не заработанные мною. Мне кажется, что деньги сделали из меня алчного человека. Я понимаю и осознаю это и мне становится страшно. Так же я не уважаю своего отца (часто злюсь и кричу на него). Просто у меня осталась обида на него. Еще одна причина, по которой, я думаю, моя душа грешна. Я много читала, что поступки совершенные нами вернутся нам бумерангом, если они были сделаны из корысти со злости т.д. Я не хочу, чтобы мои дети так же не уважали меня. И плачу из-за этого. Я очень прошу Вас помочь мне своим советом. Буду Вам благодарна.

Для этого нужно совсем немногое: трезвый вз...

17 лет, в самом деле, очень хороший возраст: физические и духовные способности развиты почти в полной мере,
а бремени грехов, ошибок и скорбей почти нет... Надо Вам воспользоваться таким удачным моментом и смело выходить на магистраль православной жизни!

Для этого нужно совсем немногое: трезвый взгляд на окружающий мир, желание учиться и избавляться от заблуждений. Вот, Вы пишете: "...деньги испортили меня..."

Сами по себе деньги _никого_ не портят! Портят греховные, вредные намерения, направления воли: алчность, скаредность, зависть, злоба... Есть множество очень обеспеченных людей с превосходными душевными качествами, и еще больше плохо обеспеченных, но страшных завистников, злопыхателей и пройдох. - Прошу Вас, перечитайте "Скупого Рыцаря" - и для Вас очень многое прояснится.

Что касается отношений с отцом - здесь совсем другой сюжет... Переходите с детского поведения на взрослое: учитесь вежливости, сдержанности, самоконтролю. И общение со старшими предоставляет для этого отличную школу.

Наконец, про "бумеранг": это не христианство, это _магия_! Освобождайтесь от таких неразумных мыслей. Никакого предопределения в жизни _нет_, но есть путь добра - путь ко Христу - и путь зла, прочь от Него. Грехи есть у _каждого_ из нас, но одни раскаиваются в прошлых грехах, просят Господа о прощении и строят свою жизнь по Его заповедям; а другие, к сожалению, наворачивают новые грехи на прежние...

+

Доверительные, живые беседы, раскрывающие смысл и содержание Таинства Крещения, подготовят к Таинству тех, кто решил принять Святое Крещение, собирается окрестить ребенка или же стать крестным. Краткий и глубокий разговор о вечном звучит современно, ведь...

  • 21 апреля 2014, 00:12

Жанр: ,

+

Брошюра известного публициста иеромонаха Макария (Маркиша), автора книг «Вопросы жизни», «Уроки любви», «Псевдоправославие», не просто рассказывает о венчании, она в острой и увлекательной форме, свойственной автору, вместе с читателем ищет ответы на вопросы: с чего начинается и почему заканчивается любовь, как сохранить глубокие чувства на всю жизнь, почему люди «не сходятся характерами», бывает ли у человека вторая «половинка», как закладываются основы супружества и др. В брошюре снимаются маски со многих предрассудков и заблуждений, даются советы, которые заставляют искать и думать.

Она может стать хорошим пособием для тех, кто хочет соединить свои жизни, кто готовится к венчанию, кто столкнулся с трудностями в семейной жизни, а также для их родных и...

  • 18 января 2014, 00:27

Жанр: ,

+

В своей новой книге священник, известный публицист, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) отвечает на вопросы, которые никого не оставят равнодушными. Что в отношениях между мужчиной и женщиной свято, а что, напротив, греховно? Как обрести любовь? Как создать счастливую семью? Как сохранить супружеский союз? Как воспитать детей такими, чтобы они смогли выстоять в наше нелегкое время и стать верной опорой родителям в старости? На эти и многие другие важные вопросы отец Макарий отвечает, опираясь не только на житейский опыт и научные данные, но и на непреложные христианские истины.

  • 18 января 2014, 00:26

Жанр: ,

+

Известный священник, публицист иеромонах Макарий (Маркиш) из Ивановского Свято-Введенского монастыря отвечает на вопросы прихожан обстоятельно, в яркой публицистической форме. Как соблюдать пост, чтобы не «допоститься до могилы»? Как работать над собой? Как относиться к рок-музыке? Как часто ходить в храм? Что такое политкорректность – вирус, убивающий мысль и свободное слово? Это лишь немногие из «горячих» тем, которые освещает в предлагаемой читателям книге иеромонах Макарий.

  • 18 января 2014, 00:26

Жанр: ,

+

Известный священник и публицист иеромонах Макарий (Маркиш) преподает в Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, участвует в различных форумах, круглых столах, интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы духовной жизни, православного просвещения и православной культуры. Отец Макарий помогает преодолеть «бессознательность», суеверия, невежество в вере, диктат «злых старушек – римских мам», которых можно встретить в храме. Эта книга – передача живого опыта общения священника с людьми в простой форме вопросов и ответов, это православная миссия, участие в которой – обязанность каждого христианина, тем более священника.