Един ли бог для всех религий. Один ли Бог во всех религиях? Мы в контакте

В одного ли Бога верят во всех религиях? Тенденция сглаживания культур, национальных особенностей, мировоззрений, религий в современном мире. Древо познания добра и зла - не что иное, как смешение добра и зла, когда нет уже ни добра, ни зла. Попытки создания единой религии будущего в мире. Бог один, но в каждой религии своё представление о Боге, являющееся богом данной религии. Ошибочность заключения, что все религии следуют единому Богу.

Эта тема сейчас становится всё более насущной в связи с целым рядом явлений, происходящих в современном мире. Обращает на себя особое внимание то, как идет стирание граней между культурами, национальными особенностями, мировоззрениями, религиями и что совсем, кажется, невероятное – сглаживание различий между полами. (Под полами разумею не те, по которым мы ходим, – а мужской и женский. Как у Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков, приближаясь к фигуре Плющкина никак не мог разобрать: «Ай мужик, ай баба».)

Какой-то страшный вирус ворвался в мировую среду и всѐ калечит. Вспоминается библейское древо познания добра и зла , плоды которого Бог запретил есть первым людям, чтобы они не умерли. Многие толкователи считают, что под этим древом подразумевается не что иное, как потеря в сознании человека различия между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью – такое смешение, при котором стираются сами эти понятия и становятся неразличимыми для человека, так что, кажется, уже нет ни добра, ни зла. А что же остаётся? Где нет добра – там зло!

Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд фактов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.

Так, в 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи (Италия) Всемирную межрелигиозную конференцию под лозунгом «Молитв о мире». Собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы... – настоящий Ноев ковчег Произносят молитвы о мире (но что молятся, не очень-то верится). Правда, пока совершают это раздельно, каждый по-своему. Мне как-то за границей показывали в католическом костёле престол, который буддисты просили чем-то покрыть, чтобы он не мешал совершению ими своего ритуала, и они поставили на нём статую Будды.

Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для «молитв о мире», проходят ежегодно. И не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего привыкания к ритуальному совмещению культов разных религий и всё большего равнодушия к вероучительным различиям в них. В 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молились о мире ? Затем начинают проводиться совместные молитвы представителей всех религий – а не так, как начиналось, когда молились все по отдельности.

Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось открытие – инаугурация – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших в мире, и он построен, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах торжественно несли – угадайте что? Не угадаете. В «храме всех религий» несли «ковчег завета» - знак иудейской религии. Как возможно сочетание первой заповеди закона Моисеева: «Господь Бог твой – Господь един», и возможность совершать в этом храме молитвы богам иным, против которых всегда так ревностно боролся иудаизм – остаётся загадкой для непросвещённого человека. Но факт очевидный – все религии без какого-либо отказа от своих догм могут здесь слиться воедино.

Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, культурная элита. Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.

Год 2015-й. Папа Франциск издаёт книгу, в которой собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги или в связи с ней был показан очень любопытный ролик. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, и каждому из них задаётся один и тот же вопрос: «В кого вы верите?» Христианин отвечает: «во Христа»; иудей: «в Ягве»; буддист: «в Будду»; мусульманин: «в Аллаха». Все понятно. Следующий вопрос к каждому: «Является ли почитаемый вами бог любовью ?» Все отвечают: «Да, конечно». И – заключительная картина: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Замечательно, не правда ли? Вот это уже, похоже, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А разве есть что-то более высокое, и, следовательно, разве могут быть какие-то догмы препятствием к признанию, что все религии едины по существу, покланяются одному Богу, хотя бы и по разному Ему верили?!

Этот ролик очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем замечательный современный христианский подвижник Америки иеромонах Серафим (Роуз) писал в своей книге «Православие и религия будущего». Речь в ней шла о слиянии религий в одно вероучительно-бесформенное явление.

Что христианству принесёт такое слияние? Ведь, оно исповедает совершенно несовместимые с другими религиями истины. Где найдется учение о единосущной и нераздельной Троице Боге: Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении второй Ипостаси – Логоса; о Спасителе, ради спасения человечества добровольно принявшего крестную смерть; о спасении как святости, а не как избавлении от всех земных бед и др.? Нет в этой искусственной единой религии места ничему тому, что составляет саму сущность христианства! Замечательно сказал об этом апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1Кор.1, 23). Христианство полностью исключается из этой единой религии, на создание которой направлены теперь мощные силы, одной из которых оказывается Ватикан.

Идея создания одной всеобщей религии на основе веры в единого Бога уничтожает христианство, которое невозможно без исповедания Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Ибо эта единая религия будущего в принципе отвергает значимость для нее безусловных истин веры и жизни, кроме самых общих, за которыми могут стоять какие угодно верования, в том числе и взаимоисключающие. В библейской книге «Второзаконие» пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести, а точнее – низвести до такого уровня, когда вместо Бога будет поклонение дьяволу. Сравните с Христом какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими...

Идея единого Бога во всех религиях является пустой абстракцией. Поскольку для каждой религии Богом является не Сам Бог, Который есть невыразимый Дух, но тот Его образ, который в ней существует. Так, даже христианство называет Иисуса Христа Сына Божия образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Отца (Евр. 1,3).

На образ своего Бога ориентирован и верующий. Каковы свойства его Бога, таким должен быть и человек. И в каждой религии формируется свой менталитет, особый духовный строй и характер духовной и нравственной жизни верующего. Поэтому восклицал апостол Павел, что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром ? (2 Кор. 6: 14,15).

Т.е. что все на деле верят в одного и того же Бога, которому всё равно, каким образом и в какой форме в него верят, главное чтобы в результате прошли свой духовный путь. А обряды и различия в концепциях мишура, которую придумали и воздвигли вокруг Бога сами люди.

Конечно, не только русская православная церковь, но и любая православная, также и католическая, также и большинство протестантов относятся к такой теории отрицательно.

Хотя бы просто потому, что вся библия проникнута идеей, что Богу не "всё равно каким образом и в какой форме в него верят". Наоборот -- так и называется Ветхий завет и Новый завет . И история состоит в том, что Бог сам создает себе избранный народ (отсюда и слово "избранный" -- Бог избирает), открывается этому народу и требует от него выполнения заповедей. Не всё равно. Затем, когда люди убедились, что не могут выполнять заповедей сами, Бог приходит к ним, чтобы исцелить их, соединиться с людьми.

Именно, что здесь есть определенный путь, который подразумевает цель.

У разных людей, разных религий разные цели.

Например. У одного цель научиться ничего не чувствовать, перестать существовать. У другого цель -- существовать в новом мире. Разные цели, разные пути.

На самом деле считать, что все религии говорят об одном и том же Боге - это профанация, боги в религиях слишком уж разные, чтобы считать их одним существом. Основные идеи, постулируемые христианством - человек грешен, и в силу своей природы отошёл от Бога, но, начиная с пришествия Христа, может к нему вернуться, получить прощение грехов ещё при жизни, и, таким образом, начать новую жизнь (поэтому Христос зовётся спасителем - именно он первый при жизни стал прощать людям грехи). Бог - безусловная личность, и выражается это как раз в способности прощать, и в прочем, он принимает непосредственное участие в жизни людей. Человек - тоже безусловная личность, которая сохраняет свою индивидуальность и после смерти тоже, и в раю тоже, попасть куда - и есть цель. Другие религии. Буддизм - Бога вообще нет, есть некие безличные законы природы, будды - люди, достигшие состояния просветления, фактически, человеческие учителя. Индуизм в разных вариациях - бог есть, но участия в жизни людей особого не принимает, только через созданные им законы (дхарма). Иудаизм - никакого прощения от Бога при жизни получить нельзя, человек просто копит сумму хороших и плохих дел. Ислам - есть одноразовый акт инициации (шахада), после которого никакого прощения тоже нет, человек обязан жить праведно. То есть, подходы совершенно разные, и боги разные - прощающий грехи Бог есть только в христианстве, и более нигде. Если же брать христианские конфессии - православие не утверждает, что другие конфессии верят в другого Бога. Оно, как правило, утверждает, что они заблуждаются в традиции, или просто имеют другую традицию. Протестантизм не признаёт православные иконы, считая их идолопоклонничеством, и святых, считая поклонением человеческим учителям вместо Бога. Католицизм не признаёт крещение младенцев, считая крещение сознательным актом прихода к Богу взрослого человека. Но вопроса о том, что Бог разный, ни в одной христианской конфессии не стоит.

Вопрос: «Вы признаете только православие? Ведь Бог – Един! Возможна ли духовная жизнь вне православия?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Мы не отрицаем того, что духовная жизнь была в Ветхом Завете, и Сам Господь ссылается на это. Так что в этом вопроса нет. Была-то – была, но какая и какие возможности? На столе могут быть разные яства, а может быть – и лишь заплесневевшая корочка хлеба, за которую во время ленинградской блокады отдали бы и бриллианты. Но, тем не менее – это всего лишь заплесневевшая корочка.

Так и здесь: всё зависит от степени возможного причастия, но нигде невозможно такое духовное совершенство и такая духовная чистота, такое смирение и любовь, как в православии. Потому что в других религиях, даже там, где достигали бесстрастия или чистоты, знаете, что мы там находим? Возьмем, например, буддизм. Что говорил Будда? «Я сам всего достиг! Я сам всё получил!» По-моему, не требуется никаких комментариев.

Святые отцы показали, что гордость может пожрать все страсти и разжиреть на них! Одной ее достаточно, чтобы человека погубить. Да мы и сами знаем, что если какая-нибудь страсть охватит – мы уже ничего другого не помним и ничего другого нам не надо! Одна страсть может вырасти за счет других.

Что касается Единого Бога, то здесь будьте осторожны! Эта идея сейчас очень развивается и проникает и к нам. Этот вопрос – чрезвычайно важный! Бог-то – Один. Кто он? Дух. Что мы видим в религиях? Для того, чтобы иметь молитвенное отношение к Богу, все религии создают определенный Его образ: моральный, иконографический, духовный. Каждая религия имеет свой образ этого, казалось бы, Единого Бога. И этот образ может быть соответствующим Этому Духу, а может доходить до прямо противоположного.

Посмотрите, как апостол Павел обличал язычество и их богов. Кому они кланялись? Богу. Христиан обвиняли в безбожии за то, что они не поклонялись их богам. Апостол Павел писал: «Какое может быть общение тьмы и света? Христа с Велиаром?» Оказывается, Бога можно наделить такими чертами, что это уже будет сатана! И оказывается, что я буду кланяться сатане, называя его Богом. Помните, как Христос сказал иудеям в Евангелие: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти вашего отца»?

Каждая религия имеет свой образ Бога, и этот образ является Богом данной религии. Поэтому в каждой религии – свой Бог! Каждая религия кланяется своему образу Бога! И этот образ может быть богоподобным. Сам Иисус Христос в посланиях, особенно, апостола Павла, называется образом Божиим, образом ипостаси Его Отца. И это очень важно, потому что сейчас усиленно распространяется эта суперэкуменическая идея – в Ассизи проводятся собрания разных религий, в Португалии выстроен Фатимский центр для всех религий – и всё это проходит под флагом «Во всех религиях – один Бог». Нет! В каждой религии – свой Бог! И Ему следуют те, кто живет в соответствии с этим образом. Ему кланяются и Ему уподобляются. Его нравственность исповедуют. И это очень важно понимать!

- Один ли Бог во всех религиях?

Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать. В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца. Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, - почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом. Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа - представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.

Помощь телеканалу

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

    Что делать, если в храм ходишь через силу и не чувствуешь благодати?

    Что является причиной потери чувства родства?

    Ответ:

    Некая внутренняя катастрофа. То есть человек теряет связь с Богом через грех. Что такое грех? Грех - это переступить черту, промахнуться из лука в цель, ...

Основные принципы учения Веры Бахаи.

Бог един для последователей всех религий и для всего человечества. Все Богооткровенные религии едины в своей основе.
"Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел". (Бахаулла)
Человечество едино в своем многообразии. Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.
"Вы - плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю". (Бахаулла)
Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.
"Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца". (Абдул-Баха)
Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
"Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится лишь предрассудком, ибо противоположность знанию есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма". (Абдул-Баха)
Истинная религия являет собой источник любви и дружбы. Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
"В сей День сущность Веры в Бога и Его религии - дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей ни малейшего чувства вражды... Религиозный фанатизм и ненависть суть огонь, пожирающий мир, ярость его неукротима... Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти". (Бахаулла)
Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
"Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству". (Абдул-Баха)
У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
"Взирай на человека как на рудник, полный бесценных самоцветов. Только образование и воспитание могут извлечь сии сокровища и помочь человечеству обратить их себе на пользу". (Бахаулла)
Миру нужен международный вспомогательный язык.
"Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношение всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка - родной и международный". (Абдул-Баха)
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
"Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство". (Бахаулла)

Предыдущая страница.