Что делал бог аполлон. Древнегреческий бог аполлон - история, особенности и интересные факты

Имя: Аполлон (Apollo)

Страна: Олимп

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: бог света, покровитель искусств, предводитель муз

Семейное положение: не женат

Аполлон: история персонажа

Повелитель солнца, покровитель музыкантов, талантливый предсказатель, врачеватель, отважный герой, многодетный отец – греческий Аполлон включает в себя множество образов. Вечно молодой и амбициозный бог честно завоевал собственное место на Олимпе. Любимец женщин и смелых мужчин занимает второе место в пантеоне божественных правителей.

История создания

По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.


Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – .


Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

Биография и образ

Греческий бог родился на берегу острова Делос. Одновременно с мальчиком на свет появилась сестра-близнец . Дети – плод любви Зевса-Громовержца и титаниды Лето (в другой версии Латоны). Женщине пришлось скитаться по небу и воде, так как Гера, официальная жена Зевса, запретила титаниде ступать на твердую почву.


Как и все дети Зевса, Аполлон быстро вырос и возмужал. Боги Олимпа, гордые и довольные пополнением, преподнесли юному божеству и его сестре подарки. Самым запоминающимся стал дар – серебряный лук и золотые стрелы. С помощью этого оружия Аполлон совершит немало подвигов.

Описание внешности вечно юного божества своеобразно. В отличие от большинства героев Греции Аполлон не носил бороды, предпочитая открывать лицо окружающему миру. Метафора «златовласый», часто используемая в отношении бога, позволяет сделать вывод, что Аполлон – блондин.

Юноша среднего роста и среднего телосложения быстро и бесшумно передвигается по свету, с легкостью догоняя спортивную сестру. Нигде не упоминается обескураживающая красота бога, но количество любовных побед подсказывает, что Аполлон излучает магнетизм и обаяние.


Впрочем, в жизни бога была и несчастная любовь. Дафна, миф о которой отлично характеризует юность Аполлона, стала жертвой неприятной истории. Юный бог, уверенный в собственных силах, высмеял Эрота (бога любви), за что получил в сердце любовную стрелу. А стрела отвращения полетела прямиком в сердце нимфы Дафны.

Влюбленный Аполлон бросился за девушкой, которая решила спрятаться от настойчивого поклонника. Бог солнца не отступал, поэтому отец нимфы, видевший мучения дочери, превратил Дафну в лавровое дерево. Юноша украсил листвой лавра собственную одежду и колчан для стрел.

Свободное от подвигов и забот время юноша проводит за музыкой. Любимым инструментом для Аполлона стала кифара. Молодой бог гордится собственными успехами в музыке и часто покровительствует талантливым музыкантам. А чего не терпит Аполлон, так это хвастовства.


Весельчак-сатир Марсий, подобравший флейту , однажды вызвал юного бога на состязание. Мужчина недооценил талант сына Зевса. Марсий проиграл состязание, а гордый и своенравный Аполлон в наказание за дерзость содрал с сатира шкуру.

Молодому богу бывает скучно на Олимпе, поэтому Аполлон часто спускается на землю, чтобы пообщаться с друзьями. Однажды приятельская встреча закончилась смертью. Сын Зевса и Гиацинт, сын местного царя, запускали в небо металлический диск. Аполлон не рассчитал силы, и снаряд угодил Гиацинту в голову. Любимец бога погиб, Аполлон не смог спасти друга. На месте трагедии расцвел цветок. Теперь каждую весну распускает бутон растение гиацинт, напоминающее о дружбе бога и человека.

Отличительная характеристика Аполлона – всепоглощающая любовь к матери и сестре. Ради благополучия близких женщин герой идет наперекор грозному отцу. Вскоре после рождения Аполлон убивает Пифона – могучего змея, преследующего Лето. За несогласованный акт мести Зевс свергает бога Солнца, и Аполлон должен восемь лет прослужить пастухом, чтобы загладить вину.

Второй раз Аполлон заступается за мать, когда Лето оскорбляет царица Ниоба. Подруги поспорили, кто из них более плодовит. Чтобы отстоять честь матери, Аполлон и Артемида перестреляли всех детей Ниобы.


Несмотря на часты стычки, за Аполлоном закрепилось звание любимчика отца. Такое расположение угнетает Геру – жену владыки Олимпа. Богиня прикладывает максимум усилий, чтобы причинить вред Аполлону. Впрочем, солнечный бог только посмеивается над проделками мачехи.

На божестве лежит серьезная обязанность – Аполлон с колесницей, в которую запряжена четверка лошадей, проезжает по небу, освещая Землю. Часто в путешествии златокудрого бога сопровождают нимфы и музы.

Возмужавший Аполлон часто заводит романы. В отличие от отца, мужчина предстает перед возлюбленными в истинном обличии. Исключением стали Антенора (принял облик собаки) и Дриопа (приходил дважды в виде змеи и черепахи). Несмотря на внушительный любовный стаж, Аполлон так и не женился. Более того, зачастую возлюбленные бога не хранили мужчине верность.


Зато собственных сыновей Аполлон опекает чрезмерно. Среди отпрысков бога значатся

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

. Он – озаряющая и животворящая сила неба. Считался вторым по значимости олимпийцем и самым непредсказуемым богом. Мать его – Лето, а также сестра-близнец Артемида. Одни называют его безжалостным губителем, ведь он насылает болезни на людей, которые ведут неправильный образ жизни. Другие же наоборот, почитают его, как целителя, который умеет предсказывать будущее. Воины уважали его искусную стрельбу, поражающую точно в цель.

Кроме этого, златокудрого олимпийца почитают богом солнца и покровителем муз, искусств, гармонии, сияния, порядка. Всех, кто запятнал себя пролитой кровью, он очищал. Со временем, когда стали развиваться понятие нравственности и морали, древнегреческой религией стала восхваляться чистота сердца и помыслов, Аполлон взял на себя еще и миссию хранителя нравственности.

Наподобие его победы над Пифоном, темным существом, человек также должен противостоять силам мрака и своей темной стороне, бороться с чувственными страстями, тем самым стремясь к совершенству и исцеляя свою душу. Так этот бог стал считаться еще целителем тела и души.

Основные качества Аполлона

Он был достаточно эгоистичен – любовь и заботу принимал, как данность. Важным атрибутом бога солнца считается лира. Его музыка также является отражением его сущности – чиста, спокойна и гармонична. Здесь уже нет места мистики, темперамента и буйства Диониса. Его музыка способна поднимать человека до высот духа, при этом исключая все низменные инстинкты. Выраженной чертой Аполлона является приверженность закону и порядку. Он свято верит, что соблюдение законов и неизбежность наказания сделают мир более гармоничным. На сегодня, именно по этой причине, он считается покровителем всех юристов.

Художники изображают его с красивым телом, однако без ярко выраженных мужских черт. Они больше т.к. он утончённая натура – воинственность, бойцовские качества не являются его стихией, хоть и не чужды. Особенности утонченности натуры можно видеть и в скульптурах, когда отражаются жесты, мимика с некоторой мягкостью, словно отражая тягу к возвышенному.

Светлые и темные стороны Аполлона

При упоминании темной стороны, все почему-то сразу думают о Дионисе. Однако полярность и наличие разных сторон, разных проявлений присуща всем богам . Не является исключением и наш красавчик, несмотря на всю его лучезарность и сияние. Именно поэтому во время развития древнегреческой культуры Аполлон предстает во всех мифах в обличии самых многообразных явлений человеческой жизни, всего спектра проявлений человеческого существа.

Главными его заповедями были: «Познай себя!», «Главное в жизни конец», «Ручайся только за себя» и «Знай меру» . Основные символы, по которым можно было узнать этого бога Олимпа – это лира, лук, лавр. При этом никто не отрицал наличие его темной стороны. Он может быть при всей своей лучезарности быть жестоким, мстительным, злопамятным и безжалостным, ведь без этих качеств никак не могло быть наведения тех же порядков. Мстительность этого олимпийца берет свое начало с самого зачатия, когда мать Лето, любовница Зевса нигде не могла найти покоя на протяжении всей беременности.

А постаралась мстительная Гера, жена Зевса, желающая жизнь всех любовниц Зевса невыносимой. Повзрослев, герой только и мечтал отомстить Гере. Из-за отсутствия отца на протяжении детства и периода взросления, Аполлону в будущем очень сложно было строить отношения с женщинами. Повезло с Коронидой, однако ненадолго. Он убивает ее, узнав об измене. В подобных интригах, жажде мести и проходит вся молодость юноши.

Почему Аполлону приписывают дар пророчества?

Хоть имя этого Бога и связано с даром пророчества, однако он сам этим даром не обладал. В свое время он захватил древний храм в Дельфах, где в эпоху матриархата правили женщины. Настоятельницей в этом храме была Пифия. Аполлон ее убил, а жриц взял под свое подчинение. Таким образом, он начинает новый виток истории Дельфийского оракула.

Жрицы проводили ритуал, после чего могли впадать в транс, это свойство им было присуще, благодаря сильной связи с солнцем. Все их трансовые видения записывал жрец-оракул. Именно он и передавал пророческие послания богам и людям. Все удивлялись, с какой точностью оракулам удавалось предсказывать исход грядущих политических событий.

Аполлон в итоге приобрел значение устроителя или организатора в социально-политической жизни Греции. Он стал ярким символом в области морали, искусства, развлечений и религии. В период классики Аполлон виделся прежде всего, как бог искусства и художественного творчества.

Продолжая начатую тему древнегреческой мифологии, наш сегодняшний персонаж – златокудрый бог Аполлон. Огромное количество мифов, существовавших об Аполлоне, и короткий формат блога вряд ли позволят нам глубоко покопаться в его многообразной личности, поэтому мы постараемся дать как можно более общее представление.

Обязанности:

В Древнегреческой мифологии круг обязанностей Аполлона весьма широк. Он — бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами

Внешность:

Молодой мужчина с вьющимися золотыми волосами

Символы и Атрибуты:

Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами и колесница, на которой он путешествует по небу

Сила: Изобретательный и привлекательный, владеющий многими искусствами

Слабости: Как и его отец Зевс, Аполлон падок на женскую красоту, как смертных женщин, так и богинь. Однако в отличие от своего более удачливого отца, на любовном поприще он знавал и многочисленные поражения.

Родители:

Верховный бог Зевс и богиня Латона. Внук титанов Кея и Фебы. У Аполлона также была сестра-близнец Артемида

Место рождения:

Наиболее распространенной является версия, что местом рождения Аполлона и Артемиды был остров Делос, однако встречаются источники, называющие и другое место – островок, в настоящее время называемый Паксимадья – неподалеку от побережья Крита.

Жена:

Несмотря на достаточно длинный шлейф взаимоотношений и детей, Аполлон так и не был женат. Из наиболее известных его возлюбленных стоит отметить Кассандру, которую он одарил даром прорицаний, Дафну – в конечном счете превращенную в Лавровое дерево и Каллиопу, которая родила ему сына – Орфея.

Дети:

Аполлон имел весьма многочисленное потомство, однако наиболее известные из его детей – певец и музыкант Орфей, а также бог медицины и врачевания Асклепий

Главные храмы:

Наиболее известное святилище Аполлона, а по совместительству и главный оракул древней Греции, был расположен в . Помимо этого значительным культовым местом, посвященным Богу, считалось святилище на Делосе. В Храме Аполлона на острове долгое время хранилась казна Делосского Союза, направленного против Персов. В настоящее время достаточно хорошо сохранились святилище в Дельфах, Храмы в Бассах (на Пелопоннесе) и Коринфе

Основные мифы:

Жена Зевса Гера, разгневанная на Лету за связь с Зевсом, запретила ей ступать на твердую землю. Однако Лета нашла убежище на острове Делос, где родились Аполлон и Артемида – богиня охоты и дикой природы. Растить юного Аполлона помогала Фемида, кормившая бога нектаром и амброзией. Свои стрелы Аполлон получил в подарок от Гефеста. Также Бог принимал живое участие в битве Богов с Титанами. В Троянской войне он помогал противникам ахейцев. По преданию неприступные стены Трои были построены им и Посейдоном.

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.