Идеи дж беркли. Философия Беркли – кратко

Дж.. Беркли

Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) выступал о| критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции);! тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущении или “идей”. Ив самом деле, в таком случае от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой “туманной” неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: “Быть - значит быть в восприятии”. А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же - она перестает существовать!? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.

Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же. исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Беркли - привлекательный писатель, обладавший изящным стилем (причем свои многочисленные работы он написал до 28 лет!). Он был не только священником (епископ в Клойне, Ирландия) и философом, но и психологом. Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления - это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой - тепло. Беркли доказывает верную мысль - об относительности наших восприятии, их зависимости от состояния субъекта.

Все это верно, однако это не спасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетом которого мы привыкли его считать. Но он ведь священник, искренне веривший в Бога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзя обвинять (как это обычно делают) в солипсизме.

Вообще всерьез доказывать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений - это, как бы выразился И. Кант, “скандал в философии”.

Д. Юм

Несколько иную концепцию развивал английский философ Дэвид Юм (1711-1776), продолжив ее в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: “Не знаю”. Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток “впечатлений”, причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, полагает Юм, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Но отсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретичен кое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном восходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.

БЕРКЛИ, ДЖОРДЖ (Berkeley, George) (1685–1753), англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудамОпыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of Vision , 1709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge , 1710) и Три разговора между Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous , 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710. Путешествовал по Европе в 1713–1721; в 1724 был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher , 1732). В 1734 Беркли получил назначение епископом Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд – Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries , 1744). В 1752 он отошел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества – не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, – суть лишь продукт чувственности; он также доказывал, что идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в «не воспринимающей субстанции». Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей». Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть «установленные правила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения».

В действительности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.

В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть понимание. Наконец, оставляя и понимание, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.

Джордж Беркли родился в интеллигентной семье, в небольшом поместье на юге Ирландии, его отец был дворянином. Здесь же он провел все детство, а в возрасте пятнадцати лет стал учеником колледжа в Килкенни, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Тринити-колледж. С учебой проблем не возникало, и уже в 1704 году он получил степень бакалавра искусств. Через некоторое время молодой специалист и сам стал преподавать в родном колледже. Он искренне любил свою работу, а студентам нравилась легкая, понятная подача материала Беркли, еще недавно самого бывшего студентом. Спустя три года, Беркли анонимно опубликовал свои первые работы по математике, которая наряду с философией и языками была ему очень интересна.

В 1713 году Беркли переехал в Лондон на постоянное место жительства. В это же время в свет стали выходить его первые работы. Благодаря им, а также своему острому уму и легкому нраву, о нем заговорила лондонская элита, признав талант молодого мыслителя.

В этом же году Беркли отправляется в путешествие, основной целью которого являлась миссионерская миссия. За 4 года он побывал во Франции, Италии, Северной Америке, однако главная его цель так и не была реализована – ввиду отсутствия финансирования, Беркли пришлось вернуться на родину.

Философия Беркли

Еще будучи студентом, Беркли сделал для себя вывод, что естественные науки являются основополагающими. Своей целью он видел создание собственной, абсолютно новой философской системы, которая бы смогла остановить стремительный рост количества приверженцев материальных взглядов. С 1707 года Беркли вел дневник, в котором регулярно делал записи и пометки – именно так и создавалась его система философских взглядов.

Первым серьезным трудом Беркли стал анализ и критика сенсуалистического учения Локка. Отличительной чертой локковской и берклианской системы, исходившей из одних эмпирических предпосылок, были разные выводы. Отличался и тип самой системы – у Локка она была реалистической, у Беркли – идеалистической. Разным были взгляд на качества тех или иных предметов. Локк выделял первичные (длина, вес и т.д.) и вторичные, которые напрямую зависели от первых. Беркли же был твердо уверен – абсолютно все качества являются вторичными. Исходя из его суждений, первичные качества по Локку не могут быть объективными, ввиду их индивидуального восприятия каждым отдельным человеком. Так, в соответствии с берклианской философской системой, существование вторичных и первичных качеств обусловлено исключительно нашим восприятием.

Различными являются и представления о материи. Локк утверждал, что познается она путем абстракции, Беркли же был уверен, что это не возможно, как и понятие «абстрактной идеи» в общем. Здесь, так же как и с качествами предмета, конечный «результат» зависит от человека, воспринимающего материю – именно сознание рисует точное впечатление и образ, никакой общей идеи. Глядя на квадрат, считал Беркли, человек видит квадрат, а не какую-нибудь абстрактную форму. Исходя из его размышлений, абстрактная идея – не более чем обман слов.

Континентальные взгляды в философии

В разрезе своего представления о существующем вокруг мире, Джордж Беркли в результате долгой исследовательской работы, выдвинул немало интересных суждений. Одно из них звучит примерно так: Бог – единственная сила, способствующая зарождению в человеческой душе какого-либо чувства. Все что человек видит и слышит, открывая глаза, не зависит от его желания, и он не способен выбирать между «видением» и «не видением». Следовательно, есть другая, сила, которая и производит в душе человека все ощущения.

Труды Беркли детально изучаются по сегодняшний день, а некоторым исследователям удается выдвинуть довольно нестандартные теории. Так, бытует мнение (не подтвержденное, но имеющее прав на существование), что философские взгляды Беркли формировались на основании теории Мальбранша. Если верить данному суждению, выходит, что взгляды Джорджа Беркли очень схожи со взглядами представителей картезианской философской школы, в то время как эмпиризм в его учениях отсутствует.

Работы, которые нельзя не отметить

Мыслителем было создано множество работ, которые внесли огромный вклад в развитие философии, но его отдельные труды заслуживают особого внимания. Например, произведение «Сейрис», в котором Беркли, умело сочетая философию, терапию и мистику, рассуждает о целительных свойствах дегтярной воды. Труд, выпущенный в 1744 году, стал последней работой мыслителя. Или «Алкифон», написанный в Америке, в котором идет речь о «свободомыслящих». «Три диалога Гиласа и Филонуса» — еще одна очень интересная работа, в которой Беркли затрагивает вопрос относительности метафезического восприятия окружающего мира.

Значение Беркли в философии

Суждения Беркли во все времена воспринимались довольно эмоционально, причем реагировали на них представители многих философских направлений. Его солипсическая установка давала много поводов для размышлений, и как следствие была отличной почвой для опровержений. Однако не меньше было у ученого и сторонников, количество которых не уменьшается по сей день.

Основная идея мыслителя – формирование образов вследствие душевного осязания предметов – была затронута во всех его работах. Иными словами, любой предмет, подлежащий восприятию, воспринимается изначально душой.

В период активной деятельности Беркли мир переживал переход от картезианской и локковской философии к кардинально противоположной философии Юма и Канта. Значение философии Джорджа Беркли в общей копилке развития и становления науки сложно переоценить. Он первым обосновал положение мира как совокупности индивидуальных образов и представлений в сознании субъекта.

Личная жизнь

Несмотря на столь серьезные труды философа, он отличался веселым нравом и дружелюбностью.

Женой Беркли стала Анна Форстер. Девушка была из довольно обеспеченной семьи, а ее отец был верховным судьей в Ирландии. В браке у пары родилось семь детей, но четверо из них погибли еще будучи совсем маленькими – таковы особенности тогдашнего времени.

В свое время Беркли, получив неплохое наследство от дальнего родственника, выступил с предложением построить миссионерскую школу на Бермудских островах. Изначально такая инициатива пришлась по душе правительству – обращение язычников в христиан было заманчивой перспективой. Однако, когда уже было практически все оговорено, а Беркли отправился на острова для начала работ, правительство оставило эту затею, перестав финансировать проект и ему пришлось вернуться.

Кроме всего прочего, Беркли также носил сан епископа Клойнского на родине, в Ирландии.

«Бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает.»
Дж. Беркли

Джордж Беркли - англо-ирландский философ, известный своей системой идеалистической философии, в которой отрицалось реальное существование материального мира.

Парадоксы теории Беркли

Джордж Беркли, философ- идеалист

Среди философов - предшественников Беркли преобладали материалисты и реалисты, отрицавшие первенство духа по отношению к материи. Беркли, человек глубоко верующий, развивал свои теории во многом в противовес материалистам. Он утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материи не существует вовсе.

Как же философ обосновывал свою парадоксальную точку зрения? Беркли говорил, что мы не можем воспринимать материю как нечто отвлеченное, отдельное от каждого конкретного предмета. Мы видим предмет: дерево, дом, человека. Но материю как нечто существующее само по себе мы не видим. Так где же находится материя? Беркли утверждал, что материи попросту не существует. А все вещи, как и весь мир в целом, существуют только в нашем восприятии. Предмет есть только потому, что мы на него смотрим.

У теории Беркли было множество противников, которые вступали с ним в дискуссии. Одно из распространенных возражений звучало так: если предмет существует только в восприятии, значит, когда мы перестаем на него смотреть, он исчезает? На это Беркли говорил, что предмет продолжают воспринимать другие люди или живые существа, и поэтому он продолжает существовать. Ну а главным его аргументом было постоянное восприятие мира Богом. Бог смотрит на наш мир и воспринимает его непрерывно. Поэтому мир существует всегда, хотя на самом деле его материальной составляющей нет, а есть только дух, его создающий.

«Джордж Беркли приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи - отрицанием, которое он подкреп- лял рядом остроумных аргументов» (Б. Рассел)

Принципы познания и теория восприятия

Одно из основных произведений Беркли, в котором он изложил свои философские взгляды, называлось «Трактат о принципах человеческого знания». Первая часть трактата повествовала о первичности духа по отношению к материи и о первенстве Бога по отношению, ко всему существующему в мире. Последующие части были посвящены духу, физике и математике. Первая часть была издана в 1710 году. Чуть позже были завершены оставшиеся три части. После этого Беркли отправился путешествовать в Италию и там потерял написанное. Он так и не восстановил трактат. «У меня не было досуга для осуществления такого неприятного дела, как дважды писать на одну и ту же тему», - признавался он в письме к другу.

Еще одно интересное произведение Беркли - «Опыт новой теории зрения». Здесь он развивает положения о том, что человеческое восприятие субъективно и зависит от разных факторов, в том числе и от внешних влияний. Например, если одну руку человека нагреть, а другую охладить, а потом обе опустить в теплую воду, их выводы о температуре этой воды будут противоположными. Холодная рука посчитает эту воду горячей, горячая - холодной. Поэтому то, что человек видит и чувствует, никак нельзя считать истиной.

Зрение человека тоже нельзя считать точным инструментом, утверждал Беркли. Глаз воспринимает только цвета и фигуры, все остальное додумывает мозг. Линии и углы в природе не существуют, мы их не видим, но нам кажется, что видим, потому что понятие об этом есть в нашем уме. То же самое относится к другим органам чувств, никаким из них нельзя доверять.

«Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение - одно и то же и не могут быть абстрагируе мы одно от другого» (Дж. Беркли)

Философ и священник

Идеи Беркли не нашли большого отклика при жизни философа, его считали чудаковатым ученым, который довел идеи субъективного идеализма до последней крайности. Его труды часто были предметом насмешек и в лучшем случае вызывали удивление. Но после того как произведения Беркли были переизданы в конце XIX века, многие философы проявили к ним интерес. Некоторые идеалистические философские течения того времени стали считать его своим предшественником. Таким образом, историки философии признали воззрения Беркли важным этапом в развитии этой науки. Многие из них утверждали, что без идеализма Беркли не было бы учений Канта и Юма.

Беркли был не только философом, но и священником, он горел идеей распространения христианской веры на всех континентах. Получив небольшое наследство, он решил отправиться на Бермудские острова и основать там миссионерское учебное заведение, чтобы обращать язычников в христианство. Правительство поддержало его план, и вскоре Беркли с единомышленниками отправился в Новый Свет. Их деятельность была довольно успешной, пока не закончились деньги. Парламент совершенно забыл о существовании миссионерской школы и перестал выделять на нее средства. Беркли, от наследства которого ничего не осталось, вынужден был завершить миссию и вернуться.

«Для меня очевидно, что бытия духа, бесконечно мудрого, благого и всемогущего, с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы» (Дж. Беркли)

Работу выполнила студентка 2-го курса 23 группы МФГУ:

Алёшина Елена

Работу проверила:

1. Введение
2. Жизнь и творчество Беркли

3. Учение Беркли

4. Философия Джорджа Беркли

5. Критический анализ произведения Три разговора между Гиласом и Филонусом .

6. Заключение

7. Список использованной литературы

Введение

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.

Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил все свои силы на создание философской системы, призванной искоренить атеизм и связанную с ним материалистическую философию.

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится".

Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов.

В данной работе рассмотрены основные положения философской системы Беркли, его главные произведения и жизненный путь.

Жизнь и творчество Беркли

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом, его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.

В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой теории зрения", в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.

В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений - "Трактат о принципах человеческого знания", в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми...". При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может быть похожей ни на что, кроме другой идеи, цвет может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.

В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует "Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, не телесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими". Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства среди влиятельных лиц, и, в ноябре 1713 года, Беркли отправился на Сицилию в качестве секретаря и капеллана лорда Петерборо, английского посла.

Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд "О движении" содержал в себе критику работ Ньютона, идеалистическую трактовку понятия физической причинности.

В сентябре 1728 года Беркли, вместе с женой Анной и несколькими друзьями, загрузив книгами 250-тонное судно, отправился в Нью-Порт, Род-Айленд, что в 300 километрах от Нью-Йорка. Там он намеревался организовать колледж святого Павла, для обучения проповедников. Он провел на Род-Айленде 3 года, ожидая от правительства денег на постройку колледжа, которых так и не получил.

За время, проведенное в ожидании, Беркли пишет работу под названием "Алсифрон, или Мелкий философ". В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.

Вернувшись в Англию, Беркли пишет философско-математическое произведение "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику", опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные абстракции толкуются Беркли как условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.

В мае 1734 года Беркли получает сан епископа и епархию в Клойне, на юге Ирландии. В тот же год он пишет работу под названием "Вопрошатель", в которой затрагиваются экономические вопросы и труд называется основным источником всех богатств.

Свою последнюю работу "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" Беркли публикует в 1744 году. Этот труд, приобретший значительную популярность, был назван критиками "одной из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом". В нем Беркли проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.

Учение Беркли

Субъективный идеализм . Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает "идеи" и "души".

Идеи - это качества, данные в нашем субъективном восприятии.

Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности.

По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идей активны. Это различие необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.

"Идея" является центральным понятием всего учения Беркли. Благодаря такой терминологии "качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли - "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. "Идея" первична. "Вещь" не что иное, как сочетание, комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качества предполагают определяемую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не более чем совокупность качеств, "идей". Беркли аннулирует неразделимое единство качеств и вещи.
Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл понятию "качеств", Беркли заявляет, что "не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа. Нет иной субстанции, кроме духа".

В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма в идеализм объективный путем отхода от номиналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших свою службу в критике материализма. Реабилитация духовной субстанции отстраняет и сенсуализм. Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемлема не только как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств. Окружающий мир, таким образом, сводится к совокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно.

В своей онтологии Беркли опирается на фразу "Esse est percipi" (Быть - это быть воспринимаемым), таким образом он отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм , то есть существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды противоречат всей общественной практике и совершенно бесплодны практически, и не могут быть использованы даже для обоснования религии. Ведь бог, с этой точки зрения тоже должен быть признан лишь комбинацией ощущений верующего субъекта. Беркли поэтому использует субъективный идеализм лишь в борьбе с материализмом, но как только задача опровержения материализма, по его мнению, выполнена, он переходит на позиции объективного идеализма , вступая в противоречие с исходными принципами своей философии.