С ю витте биография и деятельность. Витте сергей юльевич

ВИТТЕ, СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849–1915) – выдающийся русский государственный деятель, реформатор.

Родился 17

(29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте по этой линии была Е.П.Блаватская , основательница теософского учения. Мальчик рос в семье деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.

В 1860-е был студентом физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца семья нуждалась, увлекался теорией бесконечно малых величин в математике, но ввиду нехватки средств для продолжения занятий, после университета был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Там он работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником и начальником станции, досконально знал коммерческую сторону железнодорожного дела.

начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского С.Ю.Витте был назначен начальником конторы движения Одесской ж.д. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных ж.д. в Петербурге. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Э.Т.Баранова по исследованию железнодорожного дела в России, поражая всех прекрасной памятью. Изданная С.Ю.Витте в 1883 книга Принципы ж.д. тарифов по перевозке грузов принесла ему известность в кругах русской буржуазии.

По политическим взглядам С.Ю.Витте сочувствовал тогда позднему славянофильству, писал для газеты И.С.Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом. Но

– по его признанию – в те молодые годы политике предпочитал «общество актрис».

После событий 1

марта 1881 выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была воплощена монархистами, создавшими в Петербурге «Святую дружину», и сам С.Ю.Витте получил задание организовать в Париже покушение на одного из народников. Террориста из него не вышло, общество было распущено, пребывание же в нем Витте продемонстрировало его верноподданнические чувства царской семье.

Новому продвижению по службе Витте помог случай

– сход с рельсов из-за превышения скорости царского поезда в Борках на Юго-Западной ж.д. 17 октября 1888. До этого Витте неоднократно предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях превышения скоростей машинистами царских поездов. В докладе Александру III в связи со случаем в Борках вспомнили о предупреждениях С.Ю.Витте. Царь назначил его на вновь утвержденный пост Директора департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, произведя из титулярных в действительные статские советники.

40-летний директор департамента желал быть замеченным: вскоре после назначения он обосновал на практике необходимость урегулирования железнодорожных тарифов. В

феврале 1892 – преодолев интриги против него в транспортном и финансовом ведомствах – С.Ю.Витте назначили на пост Министра путей сообщения, а спустя полгода (в связи с отставкой по болезни И.А.Вышнеградского) он стал уже тайным советником, почетным членом Академии наук и министром финансов России. При своем министерстве С.Ю.Витте создал впервые в истории России Государственное агентство печати (1902).

Пост министра финансов С.Ю.Витте занимал до августа 1903, руководствуясь теоретическим наследием предшественников

– Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского. Большое влияние на его экономические взгляды оказали труды немецкого экономиста Ф.Листа, анализу которых посвящена работа С.Ю.Витте Национальная экономика Фридриха Листа . Поставив целью вывести Россию в разряд передовых промышленных держав, догнать развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, С.Ю.Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночных отношений и создания независимой национальной экономики. Для ускоренной индустриализации страны и накопления внутренних ресурсов он выдвинул задачи активного привлечения иностранных капиталов, обосновал необходимость таможенной защиты промышленности от конкурентов, поощрения экспорта. За время его пребывания на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее чем 3 млрд. руб. иностранных капиталов. Важным шагом к укреплению внутреннего рынка России было введение протекционистского тарифа 1891 и заключение таможенных договоров с Германией в 1894 и 1904.

Важнейшим механизмом в реализации внутренней перестройки страны он считал неограниченное государственное вмешательство – комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, в том числе ограничение эмиссионной деятельности Государственного банка, конверсионные займы за границей и др. Инициатор

денежной реформы 1897, он добился стабилизации рубля, ввел золотое обращение, обеспечив абсолютную устойчивость золотого рубля до 1914.

Способом обогащения российской казны было и введение винной монополии (откупную систему – по инициативе С.Ю.Витте – сменили акцизные сборы с каждого градуса), ставшее одним из устоев бюджета царской России и дававшее до четверти всех поступлений в казну.

Модернизацию экономики страны С.Ю.Витте связывал также с опережающим развитием транспортных коммуникаций. Начав деятельность министром финансов, он принял 29

тыс. верст железных дорог, уйдя же с этого поста, оставил 54 тыс. верст (70% их них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901), вдоль которой на срубленных скалах пассажиры видели надпись: «Вперед к Тихому океану!». По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск); строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»).

Имевший университетское образование, понимавший значимость науки для экономического прорыва, С.Ю.Витте

пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов, был инициатором открытия новых вузов – 3 политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.

Витте был признан в предпринимательских кругах на Западе как один из творцов российского торгово-промышленного мира. Его головокружительная карьера вызывала зависть в среде российской бюрократии. Великосветский Петербург не мог смириться с «провинциальным выскочкой», его прямолинейностью, манерой держаться. Нападки на успешного министра финансов усиливал факт его женитьбы на еврейке М.Лисаневич (урожденной Нурок), разведенной с мужем после скандальной денежной истории. Защитником министра стал сам император Александр II

I . Разговоры утихли, однако супругу Витте не принимали ни при дворе, ни в высшем свете. Разговоры в высшем свете влияли на отношения Витте с царским двором, и Николай II , сменивший Александра III во главе государства, не единожды раздумывал о смещении Витте с поста министра финансов, обвиняемого недоброжелателями в республиканизме.

В леворадикальных кругах Витте приписывали желание урезать права народа в пользу автократического государства. Либералы же полагали, что его программа отвлекает общество от социально-экономических и культурно-политических реформ. Ходили даже разговоры о насаждении им «государственного социализма». В реальности же этот сторонник сильной России весьма прохладно относился к социалистическим идеям и полагал, что марксисты «сильны

отрицанием и ужасно слабы созиданием».

Землевладельцы упрекали Витте за предпринятую им попытку пересмотра аграрной политики, видя в ней стремление разорить их в пользу крестьян. Он же добивался перехода к буржуазным методам хозяйствования через расширение рыночных отношений, покупательной способности внутреннего рынка, переход от общинного землевладения к частному. Принятый еще в

1899 закон об отмене круговой поруки в общине был первым шагом министра-реформатора к аграрной реформе; другим таким шагом стало создание – при поддержке министра внутренних дел Д.С.Сипягина – «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902). «Особое совещание» ставило задачей «возродить личную собственность в деревне» и предвосхитило, таким образом, многие идеи и действия П.А.Столыпина. Для реализации программы, намеченной «Особым совещанием», было создано 82 губернских и 536 уездных дворянских комитета, собиравших ответы «знатоков» в аграрных делах (помещиков, земцев и т.д.) и призванных проанализировать их и ответить на вопрос, необходима ли сельская община.

Аграрный вопрос стал ареной противоборства С.Ю.Витте с министром внутренних дел

В.К.Плеве, сменившим Д.С.Сипягина. На стороне В.К.Плеве был сам царь, министерство же финансов в 1903 испытывало трудности. Экономический кризис тормозил развитие промышленности, сократил приток иностранных капиталов, нарушил бюджетное равновесие. Экспансия России на Востоке приблизила войну с Японией. Комитеты, созданные «Особым совещанием», становились центрами либеральной оппозиции правительству, высказываясь за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Летом 1903 всеобщие рабочие стачки на время парализовали жизнь десяти крупных городов на юге России.

В конечном счете, В.К.Плеве удалось «подставить» С.Ю.Витте, свалив на него ответственность за нестабильность в стране. В

августе 1903 успешному министру финансов была предложена «почетная отставка». Он был снят с должности и пожалован постом председателя Комитета министров. За бортом остались все программы, включая «Особое совещание». Его работа была свернута, а 30 марта 1905 царь закрыл его. Однако «Особое совещание» вскрыло причины застоя сельского хозяйства и бедственного положения крестьян, определив возможные направления будущей аграрной реформы, затормозившей развитие революции 1905–1907.

Как председатель Комитета министров, С.Ю.Витте продолжил осуществление программы закрепления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще ранее он стремился противодействовать агрессивной политике Японии на Дальнем Востоке, проводя курс на сближение с Китаем и Кореей. При его участии было заключено соглашение с Китаем о строительстве Китайско-Восточной

ж.д. на территории Маньчжурии. Война с Японией, считал он, потребует больших средств, необходимых стране на другие нужды. Но его позиция резко расходилось с курсом на «маленькую победоносную войну» статс-секретаря царя А.М.Безобразова, который поддерживали морской, военный министры, да и сам Николай II. С.Ю.Витте много сделал для защиты монархии. Проявив себя категорическим противником расширения земских учреждений, как «не соответствовавших самодержавному строю», он настоял на том, чтобы из указа от 12 декабря 1904. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка был вычеркнут пункт об участии выборных в Государственном совете. Этим он заслужил временное расположение царя. Он доказывал Николаю II , что, если бы Комитет министров был наделен реальной властью, то такой поворот событий, как «Кровавое воскресенье» был бы невозможен. В конце января 1905 царь поручил С.Ю.Витте организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны».

Витте рассчитывал на преобразование совещания в правительство «западно-европейского образца», но это вызвало очередную царскую немилость. И

только в конце мая 1905 в связи с назревшей необходимостью скорейшего прекращения войны с Японией, царь вновь призвал Витте в качестве чрезвычайного посла для ведения нелегких переговоров о мире. 23 августа 1905 им был подписан Портсмутский мир с Японией. Из безнадежно проигранной войны С.Ю.Витте-дипломату (при активном участии как посредника американского президента Т.Рузвельта ) удалось извлечь максимум возможного, за что ему и был пожалован графский титул. (Недоброжелатели в высшем свете прозвали С.Ю.Витте графом «Полусахалинским», обвиняя его в уступке Японии южной части Сахалина). обстановке нарастания революции осенью 1905 С.Ю.Витте удалось убедить Николая II , что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, С.Ю.Витте добился того, что – после мучительных колебаний – царь подписал Манифест 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка . Этот шаг спас самодержавие от краха. 19 октября царь подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С.Ю.Витте, имевшего программу либеральных реформ, составленных им ранее совместно с А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем и изложенных в записке к Николаю II еще в начале октября.

Став главой правительства России, С.Ю.Витте достиг вершины своей карьеры. Демонстрируя удивительную гибкость и оставаясь твердым охранителем самодержавия, он провел подготовку к созыву Государственной думы. Руководимое им правительство составило проект Основных законов , реализуя провозглашенные 17

октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения.

В то же время в борьбе с развитием революционных настроений правительство Витте проявляло твердость и даже жесткость, вводя чрезвычайное положение в районах, охваченных революционным движением, прибегая к военно-полевым судам и смертной казни. Для стабилизации внутреннего положения Витте добился получения крупных европейских займов, которые пошли на подавление революции.

Спад революционного движения предопределил устранение первого российского премьера. Он

стал не нужен царю и 14 апреля 1906 вынужден был подать прошение об отставке. Конец его карьеры был скрашен специальным рескриптом царя, наградившего его орденом Александра Невского с бриллиантами. конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета, часто выступал в печати. В 1912 он завершил свои Воспоминания , остающиеся и по сей день ценным свидетельством очевидца бурных событий начала 20 в. Последние годы жизни С.Ю.Витте провел в Петербурге и за границей. В начале 1914 он предсказывал, что вступление России в войну кончится крахом самодержавия, готов был взять на себя миротворческую миссию в переговорах с немцами, но был уже смертельно болен. Скончался 28 февраля (13 марта) 1915. Похороны его были скромными, официальных церемоний не было. Его рабочий кабинет опечатали, бумаги конфисковали. Смерть Витте вызвала широкий резонанс. Газеты пестрели заголовками: Памяти большого человека , Великий реформатор… Деятельность Витте была противоречива, сочетая приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его устои. Но смыслом жизни С.Ю.Витте было служение Родине, это признавали и его единомышленники, и недоброжелатели. Зарубежные историки именуют С.Ю.Витте «поборником государственного капитализма».

Труды С.Ю.Витте: Воспоминания . В

3-х тт. М., 1960; Воспоминания. В 2-х тт. СПб, 2003.

Ирина Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Струве П. Памяти С.Ю. Витте. // Русская мысль: март 1 915
История России в портретах, т. 1. М., 1998
Карелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат . М., 1998
Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время . СПб, 1999
Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России . М., 2002

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

), граф, российский государственный деятель; с 1889 г. - директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 г. по г. - министр финансов, с августа 1903 г. - председатель Комитета министров. В 1905 г. возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор России с Японией. С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 г.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.).

Одна встреча со Столыпиным

"...Пришел к моему отцу граф Витте и, страшно взволнованный, начал рассказывать о том, что до него дошли слухи, глубоко его возмутившие, а именно, что в Одессе улицу его имени хотят переименовать. Он стал просить моего отца сейчас же дать распоряжение Одесскому городскому голове Пеликану о приостановлении подобного неприличного действия. Папа ответил, что это дело городского самоуправления и что его взглядам совершенно противно вмешиваться в подобные дела. К удивлению моего отца, Витте все настойчивее стал просто умолять исполнить его просьбу, и, когда папа вторично повторил, что это против его принципа, Витте вдруг опустился на колени, повторяя еще и еще свою просьбу. Когда и тут мой отец не изменил своего ответа, Витте поднялся, быстро, не прощаясь, пошел к двери и, не доходя до последней, повернулся и, злобно взглянув на моего отца, сказал, что этого ему никогда не простит..."

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А.Столыпине. Минск, Харвест, 2004. с. 231. (речь идет о зиме 1910\1911 г.)


Список литературы
Подобный материал:
  • План Введение Становление личности Государственная служба. Начало карьеры Реформаторская , 268.91kb.
  • Витте Л. В., Василевский А. Н., Павлов , 64.33kb.
  • Круглый стол «реформы и реформаторы в россии в начале XX века» , 189.07kb.
  • Круглый стол «реформы и реформаторы в россии в начале ХХ века» , 134.49kb.
  • Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Кафедра истории , 85.34kb.
  • Среди крупных государственных деятелей Рос­сии трудно найти личность сколь незаурядную, , 220.73kb.
  • Государства в Великобритании и Японии , 150.01kb.
  • Сергей Юльевич Витте "в россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе , 484.2kb.
  • , 677.83kb.
  • Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие , 151.05kb.

Финансовая академия при правительстве Рф

Кафедра «Социальнополитические науки»

Реферат на тему:

«Государственная деятельность С. Ю. Витте»

Выполнила: студентка группы ФМ16 Кириллова Юлия Сергеевна

Проверил: профессор

Ионичев Николай Павлович

Москва  2003г.

План

Введение 4

Краткие биографические сведения 5

Реформы С.Ю. Витте 7

Налоги прямые и косвенные 7

Винная монополия 7

Железная дорога 8

Золотая реформа 8

Причины неудач реформатора 13

Политические взгляды 13

Заключение 14

Список литературы 16

"В России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются".

^ Сергей Юльевич Витте

Введение

На стыке XIX и XX веков общество вступило в новую фазу своего развития, в которой капитализм стал мировой системой. Россия встала на путь капиталистического развития позже стран Запада и поэтому попала во "второй эшелон" стран, которые называли "молодыми хищниками". Поэтому России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать тот человек, для которого должна была быть важна судьба России.

Трагедией всех наших реформаторов - от Петра I до Столыпина, до творцов ускоренной индустриализации и коллективизации и далее, до авторов "шоковой терапии", - было то, что все они, часто пребывавшие даже на непримиримых политических полюсах, начиная решать больные проблемы России, слишком часто вместо развязывания сложных узлов нетерпеливо разрубали их "по живому". И тогда противоположности сходились в нечувствовании своем боли России, в переступании через эту боль, что очень точно подметил М. Волошин:

^ Великий Петр был

первый большевик...

Он, как и мы, не знал иных путей,

Опричь указа, казни и застенка,

К осуществленью правды на земле...

Не в мраморе, а в мясе высекал

Он топором живую Галатею...

И вот на исторической арене появилась личность С.Ю. Витте. Ему глубоко претили такие "реформы", где живые человеческие души и судьбы становились лишь исходным материалом, из которого ретивые "реформаторы" "не в мраморе, а в мясе" высекают свои умозрительные построения и системы. Во времена великих крайностей и неизбежных великих потрясений Витте был невостребованным гением меры.

Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был он.

О Витте написан ряд книг как русскими, так и иностранными авторами. Но нельзя сказать, что в этих монографиях дана исчерпывающая характеристика государственной деятельности Витте, И через сто пятьдесят лет его противоречивая личность вызывает споры, и, быть может, этот интерес является лучшей оценкой дел Сергея Юльевича Витте.

"Человек – существо крайне сложное, не только фразой, но целыми страницами определить его трудно. ... Чтобы определить человека, надо написать роман его жизни, а потому всякое определение человека – это только штрихи, в отдаленной степени, определяющие его фигуру. Для лиц, знающих человека, эти штрихи бывают достаточными, ибо остальное восстанавливается собственным воображением и знанием, а для лиц не знающих штрихи дают очень отдаленное, а иногда и совершенно не правильное представление", - писал Витте в своих "Воспоминаниях". Он был великим человеком с достаточно широкой разносторонне развитой натурой. Поэтому, если выражаться словами самого Витте, то чтобы описать его как личность, как государственного деятеля, как человека нужно написать достаточно объемный роман о его жизни, а поскольку в рамках данного реферата сделать это невозможно, то я попытаюсь передать его личность так, какой она представилась мне на основании многочисленной литературы о нем.

Краткие биографические сведения

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края. Если обратиться к воспоминаниям Витте, то привлекает внимание одна деталь: рассказывая о своей родословной и детстве, он всего в нескольких строках говорит об отце и ничего не пишет о его родственниках. Сказано лишь, что Юлий Федорович Витте, директор департамента государственных имуществ на Кавказе, был дворянином Псковской губернии, лютеранином, принявшим православие, а предки его, выходцы из Голландии, приехали в «балтийские губернии», когда те еще принадлежали шведам. Умолчав о предках со стороны отца, Витте многие страницы воспоминаний посвятил семье Фадеевых: бабке Елене Павловне Долгорукой, ее дальнему предку Михаилу Черниговскому, замученному в татарской Орде и причисленному к лику святых, наконец, своему дяде – известному генералу и публицисту Ростиславу Андреевичу Фадееву. «Вся моя семья, - подчеркивал

Витте, - была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству».

Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где в 1870 г. он окончил курс наук в Новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию «О бесконечно малых величинах». Молодой математик помышлял остаться при университете для подготовки к профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой Соколовой отвлекло его от научных занятий и подготовки очередной диссертации по астрономии. К тому же против ученой карьеры Витте восстали его мать и дядя, заявив, что «это не дворянское дело».

1 июля 1871 г. Витте был причислен чиновником к канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а через два года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших степеней, побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но скоро, заняв должность начальника движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне Одесская дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И. С. Блиохом. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте, застали его уже в Киеве.

После 1 марта Витте живо включился в большую политическую игру, затеянную Фадеевым и его единомышленниками. В 1889 г. при поддержке «Московских ведомостей» он получил должность директора Департамента железных дорог в Министерстве финансов. Пришлось отказаться от вознаграждения в 50 тыс. рублей ежегодно, которое Витте получал на частной службе, и перейти на казенное жалованье в 16 тыс., из которых половину Александр III согласился «платить из своего кошелька», принимая во внимание заслуги Витте в железнодорожном деле. Расставшись с доходным местом и положением преуспевающего дельца ради манившей его государственной карьеры, Витте со свойственной ему энергией начал завоевывать Петербург. В начале 1892 г. он уже министр сообщения. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнил новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте (Нурок, по первому браку Лисаневич) была разведенной и еврейкой. Несмотря на все старания Витте, ее не приняли при дворе, а дворцовые сплетни и интриги временами служили эффективным оружием в руках его врагов. Впрочем, брак состоялся с согласия Александра III. В августе 1892 г. в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался его преемником на посту министра финансов.

Заняв кресло одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. И все же от груза идейного багажа своих наставников Аксакова, Фадеева и Каткова Витте освободился не сразу, не говоря уже о том, что созданная им экономическая система находилась в зависимости от политической доктрины Александра III , сформулированной усилиями Каткова и Победоносцева. В начале 1890-х годов он еще не изменил общинным идеалам, считал русское крестьянство консервативной силой и «главной опорой порядка». Видя в общине оплот против социализма, он сочувственно относился к законодательным мерам конца 1880-х – начала 1890-х годов, направленным на ее укрепление.

Витте не был посвящен Вышнеградским в тайны подготовлявшейся уже много лет денежной реформы и едва не начал свою деятельность во главе министерства инфляционной кампанией, специальным выпуском «сибирских» бумажных рублей для покрытия расходов на постройку Великого Сибирского пути. Однако именно Витте в 1894-1895 гг. добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. (Идея введения табачной и винной монополии принадлежала Каткову).

ВВЕДЕНИЕ

витте дипломат политика

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. в семье крупного провинциального чиновника. Семья Витте была, по характеристике одного из его биографов ультра-русской и ультра-дворянской, а также ультра-монархической. С.Ю. Витте вполне унаследовал эти черты, также заметное влияние на его мировозрение и характер оказал дядя генерал Р.А. Фадеев, который был кроме того военным историком и публицистом, человеком отнюдь не прогрессивных взглядов, но при этом образованным и обладавшим писательским даром. Сергей получил типчино дворянское воспитание. Первое образование ему и его братьям дала баб ушка Е.П. Фадеева, в дальнейшем домашнее образование продовжилось с помощью нанятих учителей из тифлиской гимназии. В 1866 г. С.Ю. Витте поступил в Новороссийский университет в Одессе, в соответствии со своими наклонностями, избрав физико-математический факультет. Учился он с завидной прилежностью и думал о научно-преподавательской карьере. Но так как его диссертация «Выяснение понятий о пределах» была признана неудачной, С.Ю. Витте решил отказаться от научной карьеры, хотя ректор и професора убеждали его не оставлять мысли о карьере в научно-преподавательском мире.

В 1870 г. молодой кандидат физико-математических наук поступил в управление государственной Одесской железной дороги. Одновременно он был зачислен в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, где также занимался изучением железнодорожного дела.

Деятельность С.Ю. Витте на избранном им поприще протекала успешно. Одаренность деятельной натуры Витте проявлялась в том, что по мере продвижения по служебной лестнице, в нем раскрывались все новые сильне стороны. К качествам администратора и дельца прибавились способности ученого-практика. Он стал инициатором научной разработки железнодорожного-тарифного дела в России. В 1883 г. Витте опубликовал свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Ее основная идея заклечалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения. Лучшим доказательством Витте стало увеличение доходности юго-западных дорог, благодаря предложенным им новшествам. В это же время он впервые столкнулся, хотя и региональном масштабе, с внешнеэкономическими вопросами. Дальнейшее развитие его карьеры привело С.Ю. Витте на пост министра финансов. В 1915 г. «Русские ведомости», оценивая его деятельность, писали: «Целая эпоха нашей финансовой и экономической истории связано с его именем». Можно говорить, что С.Ю. Витте предложил и во многом реализовал свой путь в преодолении отсталости России, ее модернизации на рельсах рыночной экономики с государством в роли «локомотива».

Также яркий след в истории страны оставила не только экономическая деятельность Витте, а и создание Манифеста 17 октября 1905 г. Разные его инициативы касались культурной, образовательной, дипломатической сфер. Но при этом в историческом освещении личность С.Ю. Витте сложна и противоречива, а результаты его деятельности неоднозначны, что во многом связано с особенностями его времени - времени больших перемен в жизни российского общества.

Следует отметить, что до сих пор исследованием деятельности Витте занимались в основном историки, в то время как многие аспекты требуют внимания и экономистов. Прежде всего это касается вопросов экономической стратегии, налоговой политики, денежной реформы и т.д.

Осмысление экономической истории России «эпохи» Витте актуально прежде всего тем, что оно может стать полезной социокультурной информацией при уточнении стратегии современных реформ и преобразований экономики в государствах бывшего СССР. В которых идут активные поиски национальной модели рыночного хозяйства, которая была бы в состоянии обеспечить возрождение и процветание этих стран, в т.ч. это актуально и для Украины. В этих условиях закономерно повышается интерес к реформам и реформаторам пришлого. Есть смысл оглянуться назад, но не просто из интереса к родной истории, а прежде всего потому, что ретроспектива является основаним для прогноза.

Предметом данной работы является личность С.Ю. Витте и его реформы. Объект - экономическая и политическая ситуация, сложившаяся на рубеже ХІХ - ХХ вв. Целью работы является выяснение особенностей экономического развития России. Указанная цель обусловила следующие задачи: проследить общую экономическую политику царского правительства; в чем заключалась суть «системы Витте», его денежно-кредитная политика, точка зрения на крестьянский вопрос; результаты работы С.Ю. Витте на посту министра финансов, его внешнеполитический курс.

Исследованием этого периода российской истории и изучением личности и деятельности С.Ю. Витте занимались многие ученые. Основными источниками для написания данной работы стали, в первую очередь, воспоминания самого С.Ю. Витте, отзывы о нем в трудах П.Б. Струве, А.А. Лопухина, П.Н. Милюкова.

Из более новых исследований были привлечены работы С.Д. Мартынова, А.В. Игнатьева, Т.Ф. Изместьевой, В.И. Бовыкина.


I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


Глубокий политический и экономический кризис, разразившейся в России в середине XIX в., выявил необходимость поисков путей модернизации страны. Во время царствования Александра ІІ наступает «эра либерализации». Проведенные в 60 - 70-е гг. царским правительством реформы не без оснований принято считать великими. Они охватили все важнейшие сферы жизни общества: социально-экономическую, культурно-образовательную, административно-управленческую. Успешное экономическое развитие Российской империи не могло произойти на старой феодально-крепостнической социальной основе. Те ростки капиталистических отношений, которые внедрялись, как правило сверху, чахли не получая должного развития на феодальной почве. Таким образом, эти реформы послужили толчком к изменению социальных, а, следовательно, и экономических отношений в российском обществе.

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. для России было характерно наличие особой, преобладающей роли государства в процессе развития крупной капиталистической промышленности. Деятельность С.Ю. Витте и вся его «система» тесно связаны с реализацией этой роли и не могут быть рассмотрены изолировано.

Вопросы выработки целей и выбора средств экономической политики решались рядом правительственных учреждений царской России. В 1802 г. в структуре созданной министерской системы было образовано Министерство финансов, функции которого на протяжении XIX в. неоднократно уточнялись. Сначала главной задачей этого Министерства было заведование всеми источниками государственных доходов, а также ему были подчинены горное дело и внешняя торговля. В 1819 г. в ведение Министерства были переданы промышленность и торговля, которые раньше относились к Министерству внутренних дел. В 1857 г. в целях объединения деятельности министерств был образован Совет Министров, который должен был периодически собираться под началом царя для обсуждения наиболее важных вопросов. Однако этот орган существенной роли не играл. Александр ІІ и его наследники предпочитали решать вопросы напрямую, путем личных докладов министров. В этих условиях вопрос осуществления торгово-промышленной и всей экономической политики стал зависеть в 60-х гг. от того, будет ли управление промышленностью и торговлей сосредоточено в Министерстве финансов и тем самым подчинено интересам государственных финансов или оно будет выделено в самостоятельное министерство, где этим отраслям уготовано главное и самостоятельное значение. Очень многое в решении подобных вопросов зависело от личного фактора - фигуры министра. Как правило, министры финансов назначались для реализации конкретной программы.

В отечественной литературе советского периода при исследовании экономического и социального строя середины XIX - начала ХХ вв. широко использовалась ленинская фраза: «В течение этого периода следы крепостного права, прямы переживания его насквозь проникали собой всю хозяйственную и всю политическую жизнь страны. И в то же время именно этот период был периодом усиленного роста капитализма снизу и насаждение его сверху». Развитие экономики в общем и промышленности в частности было целью царской политики, а капитализм был вынужденным средством достижения этой цели и платой за это. Впервые выражение «капиталистический строй» в России в официальных документах стали употреблять только с 1890-х гг6.

В этот период в России проводилась политика насаждения промышленности, на средства казны строились мануфактуры, но в основном они были связаны с нуждами армии и флота. Насаждение, однако, не подменяло фактического развития, а только ускоряло его. Осуществляя такую политику государство лишь удовлетворяло назревшие нужды страны в железнодорожном транспорте, военной технике и т.д. Такая деятельность совпадала с процессами развитиями товарного хозяйства, торговли, промышленности, происходившими стихийно, снизу.

К началу 60-х гг. XIX в. Российская империя оставалась аграрной страной, однако в ней существовало громадное количество мелких, преимущественно крестьянских и ремесленных хозяйств, предприятий мануфактурного типа. По данным исследователей, из числа фабрично-заводских предприятий, существовавших в конце XIX в. 15 % возникли до 1861 г., причем для Петербурга это превысило 21 %, а для Москвы 18%, из чего можно сделать вывод, что эти города и в дальнейшем продолжали лидировать в стране. Главными отраслями промышленности были текстильная и пищевая, машиностроение только зарождалось.

В дореформенной России по сути не было важных элементов рыночной инфраструктуры, вся финансово-кредитная сфера находилась «под колпаком» у Министра финансов. Главным стимулом экономической политики царского правительство было развитие производственных сил на основе капиталистического способа производства. Капиталистические отношения зрели тогда и внутри страны, и вне ее. Россия не могла отгородиться от экономического влияния капиталистических стран, ушедших далеко вперед по пути индустриализации, более того она сама претендовала на положение великой державы. Поэтому влияние этих стран и их опыт имели значение важного фактора капиталистической эволюции страны. Чтобы сохранить политический режим в стране и международное влияние, царское правительство должно было идти на буржуазные реформы.

Экономическая политика правительства страны во многом определялось той личностью, которая возглавляла Министерство финансов - главное экономическое ведомство страны. В пореформенный период этот пост занимали деятели разного калибра, однако такие предшественники С.Ю. Витте как М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский оставили наиболее заметный след в экономической истории страны, их не без основания относят к числу реформаторов. Краткий анализ их взглядов и политики представляется важным для понимания С.Ю. Витте.

М.Х. Рейтерн возглавлял Министерство финансов в 1862 - 1878 гг. в период Великих реформ Александра ІІ. В 50-х гг. он командирован для изучения финансового строя Пруссии, Франции, Англии и США. Не случайно, что позже в его политике была сделана ставка на частное предпринимательство и ориентация на опыт Запада. В 1862 - 1863 гг. Министерство финансов сделало попытку восстановить курс рубля и установить его размен на золото, но она потерпела неудачу. Это убедило Рейтерна, что денежное обращение зависит прежде всего от состояния экономики в целом. В первый период министерства М.Х. Рейтерна внимание финансового ведомства было сосредоточено на вопросах привлечения иностранного капитала, железнодорожного строительства, промышленного и торгового законодательства и т.д. С середины 1876 г. реализация программы Рейтерна была осложнена, а частью вообще прервана экономическим кризисом. Затем война с Турцией 1877 - 1878 гг. практически разрушила многие из его достижений. Как министр финансов М.Х. Рейтерн потерпел поражение и дело было не только в русско-турецкой войне, несостоятельной оказалась сама концепция экономической политики. Он ждал обновления России от пробуждения частной инициативы. Перенос центра тяжести финансирования промышленности на частный сектор было рискованным шагом. Правительство, перенимая опыт Запада, явно не учло специфику страны, слабость отечественной буржуазии, узость внутреннего рынка и другие факторы. В результате уже в середине 70-х гг. XIX в. начался постепенный переход к тотальному государственному регулированию экономики.

Н.Х. Бунге, занявший пост управляющего Министерством финансов в мае 1881 г., характеризуется как одна из интересных политических фигур в России XIX в. Он был известным ученым-экономистом. Убежденный либерал-западник, он, тем не менее, признавал самобытность российской государственности. Верил в способность монархии к решению назревших политических и экономических задач. Еще в период Великих реформ Бунге предлагал обширную программу либеральных преобразований, которая носила комплексный характер и охватывала многие сферы экономической жизни. Главное место в ней занимали вопросы, касавшиеся правового и материального положения рабочих и крестьян. Он стоял за превращение крестьян в собственников-землевладельцев, а для решения проблем малоземелья рекомендовал массовое переселение крестьян в Сибирь и на окраины. Для решения рабочего вопроса Бунге предлагал на европейский манер приступить к разработке фабрично-заводского законодательства, допустить участие рабочих в прибылях предприятий. Большое внимание в программе Бунге уделялось проблеме соотношения частного предпринимательства и государственного участия в экономике. Приход Бунге на пост министра финансов произошел в крайне неблагоприятный для экономики период. Александр ІІІ при назначении Бунге выразил надежду, что тот «положит начало новой финансовой эре». Бунге удалось провести ряд важных законопроектов, но процесс финансового оздоровления экономики протекал с большими трудностями. Ему не удалось осуществить многое из задуманного, некоторые из реформ остались лишь в стадии первичной подготовки, в частности денежная реформа и введение подоходного налога.

И.А. Вышнеградский вступил в управление Министерством финансов с начала 1887 г. Он имел известность как выдающийся ученый в области механики и машиностроения, принимал участие в руководстве ряда акционерных компаний. Витте, в судьбе которого Вышнеградский сыграл заметную роль, дал ему в своих воспоминаниях такую оценку: «Вышнеградский был человек очень умный. Но человек он был довольно мелочный и его всегда более интересовали мелкие вещи, нежели крупные». По воспоминаниям других современников Вышнеградский был человек исключительной трудоспособности и сумел дисциплинировать ведомство финансов. Основы программы Вышнеградского были изложены в записке к Александру ІІІ от 21 декабря 1888 г. Основной упор в его программе делался на усиление политики протекционизма. Также предполагалось введение винной и табачной монополий государства. При этом новый министр финансов был совершенно глух к социальным проблемам. Экономическая политика, проводимая Вышнеградским, во многом способствовала созданию благоприятных условий для последующей индустриализации страны, осуществленной позднее С.Ю. Витте. Однако нельзя игнорировать вопрос о социальной стороне, о цене такой политики для населения. Трагические события 1890-х гг., когда от голода и эпидемий погибло множество народа, не были случайны. Вышнеградский скончался в марте 1895 г. и управляющим Министерством финансов был назначен С.Ю. Витте. Следует отметить, что назначение С.Ю. Витте произошло вопреки желанию Вышнеградского.


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «СИСТЕМЫ ВИТТЕ»


Вступив на пост министра финансов Витте сначала пытался придерживаться курса своего предшественника, но вскоре стал отступать от него по соображениям чисто прагматическим. Освоившись на новом посту, он направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов которого Витте посвятил брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист». Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с точки зрения этой практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной ее задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства. Это должно было, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Став министром финансов С.Ю. Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. рублей, при этом расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли. Сначала он думал получить дополнительные средства просто за счет увеличения объема выпуска денег, но эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения. Не малую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававших до четверти всех поступлений в казну. Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-и и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг на французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 - 1896 гг., которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 млн. рублей. Это позволило укрепить конвертируемость русской валюты и обеспечить приток в страну иностранных капиталов. Вопрос о денежной реформе в то время был одним из наиболее сложных. В финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу, не было толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, металлическое обращение имело скорее теоретических, а не практический характер. По воспоминаниям самого С.Ю. Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение основанное только на одном золоте или же может быть введено денежное обращение основанное на серебре или же ни совместном обращении денег двух металлов…».

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. Критика была такой ожесточенной, что фактически встал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России. Витте не отказался от своей идеи, хотя ему неоднократно пришлось корректировать свой курс на индустриализацию страны, развивая его и дополняя новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие страны министр рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогообложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, а также за счет активации русского экспорта. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов, в российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х гг. ХІХ в., с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40 % всех действующих к началу ХХ в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в т.ч. великая транссибирская магистраль. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам Запада.

Вместе с тем, следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, т.к он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима. Вся политика С.Ю. Витте была подчинена одной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы. Витте был ярым сторонником самодержавия, неограниченную монархию он считал лучшей формой правления для страны. С этой же целью он начал разработку крестьянского вопроса, сознавая, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации сельского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. Излагая свою программу Витте был обязан исходить из противоречивых установок Николая II, согласно которым, с одной стороны, в основу трудов должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины10. Поэтому в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

События начала ХХ в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией. Экономическая «система» Витте явно пошатнулась, это дало возможность его противникам постепенно оттеснить министра финансов от власти. В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом, его сняли с должности министра финансов и назначили на пост председателя Комитета министров. По сути это была «почетная отставка».


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИТТЕ КАК ДИПЛОМАТА


Современники С.Ю. Витте отзывались о нем крайне противоречиво, П.Б. Струве говорил, что «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и только одного человека можно поставить выше его - Сперанского… Витте был, несомненно гениальным государственным деятелем… Отсутствие морально-идейного стержня у Витте было особенно поразительно именно в связи с его политической гениальностью». Директор департамента полиции А.А. Лопухин отзывался о нем более жестко: «Большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм… Отсутствие элементарной научной подготовки и нравственных устоев было причиной того, что, будучи государственным деятелем, он не был человеком государственным». По мнению П.Н. Милюкова: «Это был редкий русский самородок - со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой путь к действию, а действовать - это была главная потребность его натуры».

Потерпев поражение в политической борьбе, С.Ю. Витте поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательное расположение царя, укрепить и наладить связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с начала войны Николай ІІ призовет его - не оправдались. Летом 1904 г. эсером Е.С. Сазоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. С.Ю. Витте приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что он успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, Николай ІІ не назначил его на пост министра внутренних дел.

Пытаясь обратить на себя внимание царя, Витте принимает самое активное участие в совещаниях по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытаясь добиться расширения компетенции Комитета министров. Наконец, 17 января 1905 г. Николай ІІ, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по мерам необходимым для успокоения страны и возможным реформам. Но в апреле того же года последовала новая царская немилость, правда на этот раз опала длилась не долго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Надо сказать, что в бытность министром финансов С.Ю. Витте способствовал постепенному втягиванию России в дальневосточный конфликт. Пытаясь спрямить направление транссибирской магистрали, Витте предложил проложить часть дороги через территорию Маньчжурии. Он добился от китайского правительства согласия на строительство Китайско-Восточной дороги, подкупив 72-летнего мандарина Ли Хунчжана, считавшего при пекинском дворе реформатором и поклонником новизны. В Маньчжурии появились русские путейные инженеры, затем в полосу отчуждения были введены отряды пограничной стражи, потом российское правительство вместе с правительствами других иностранных держав приняло участие в навязыванию Китаю кабальных соглашений. Россия взяла в аренду Ляодунский полуостров и начала военно-морскую базу Порт-Артур и коммерческий порт Дальний. В придворных кругах заговорили об установлении протектората над Маньчжурией, а также об устройстве военного плацдарма в Корее. С.Ю. Витте открещивался от этих планов, говоря, что он планировал всего лишь обеспечение экономических интересов России в Северном Китае и ничего более: «Представьте себе, что я позвал своих гостей в аквариум, а они, напившись пьяны, попали в публичный дом и наделали там скандалы. Неужели я виноват в этом? Я хотел ограничиться аквариумом». Главным соперником России на Дальнем Востоке была Япония, которая вынашивала такие же экспансионистские планы в отношении Китая и Кореи. Отстраненный от власти Витте в бессилии наблюдал за развитием конфликта, приведшего к военному столкновению.

Гибель тихоокеанской эскадры в Цусимском проливе заставила правящие круги России принять предложение президента США Т.Рузвельта о посредничестве. Витте был назначен первым уполномоченным на переговоры с японцами. Ему пришлось проявить большое дипломатическое искусство, чтобы свести к минимуму потери России. В сущности, за столом переговоров Витте даже вернул часть потерянного на полях сражений. Тем не менее, ему пришлось согласиться на уступку южной части Сахалина, уже захваченной японцами. После подписания Портсмутского мира 23 августа 1906 г. С.Ю. Витте был дарован графский титул, а недоброжелатели тут же ехидно окрестили его «графом Полусахалинским».

Портсмутский мир, давший передышку самодержавию, значительно упрочил влияние Витте. Это был один из моментов его высшего торжества. С.Ю. Витте переиграл японцев по многим статьям. Имея изначально объективно крайне слабые позиции, Витте использовал личное превосходство в воле и интеллекте, при этом он подчас занимался демагогией, откровенно манипулировал соперником. Он как обычно действовал по принципу «цель оправдывает средства», ему нужен был результат - уберечь Россию от тяжелых последствий бездарно проигранной войны, и он сделал все что мог, не очень выходя за рамки тогдашних политических нравов.

По словам академика Е.В. Тарле «способности больших дипломатов развертывается в полном блеске, конечно, в ликвидации несчастных войн, а в не использовании результатов войн счастливых». Истинный патриотизм Витте-дипломата, проявленный в Портсмуте, можно сравнить с патриотизмом французского дипломата князя Толерана в Вене 1814 г., когда разгромленная Франция предстала перед странами-победителями и дипломат с труднейшей ситуации смог с достоинством отстоять лицо страны. Портсмутский мир - один из самых ярких эпизодов в жизни Витте-дипломата, но и в других менее известных, но не менее трудных, было немало. В истории русской дипломатии он занимает, несомненно, особое место, хотя среди историков дипломатии отношение к С.Ю. Витте до сих пор остается неоднозначным.



Созданная в конце ХІХ в. С.Ю. Витте уникальная система государственного капитализма привлекает внимание своей результативностью. С ее созданием связан этап «взлета» национальной экономики, позволившей заметно сократить отставание от высокоразвитых стран Запада. Очевидно, что С.Ю. Витте удалось найти наиболее адекватные в тех условиях формы и методы государственного регулирования экономики. Вместе с тем проводившееся Министерством финансов широкое вмешательство в экономику препятствовало естественному развитию рыночных отношений в стране. Но было необходимо догнать Запад и сделать это быстро, чем объясняется специфика национального пути. Система государственного монополистического капитализма, возникшая в эпоху Витте, стала предвестником советской экономике. Крайности характерные для российского менталитета, всегда приводили к печальным последствиям. История показала, что в конечном итоге непродуктивность как централизованного управления экономикой, так и «бегство» государства из экономики. Система Витте в конечном итоге потерпела крах. Но как реформатор С.Ю. Витте оставил яркий след в политической и экономической истории России. Оценка его деятельности всегда была неоднозначна. Экономическая политика Витте была глубоко противоречива, так как для промышленного развития страны он использовал средства, порожденные феодальной природой российской власти.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Источники

1.Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 - 1911 гг. - М.: Мысль, 1991. - 708 с.

Лопухин А.А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний» гр. С.Ю. Витте). - М.-Пг.: Гос. Издат., 1923. - 99 с.

Милюков П.Н. Воспоминания (1859 - 1917). В 2-х т. - Т.1. - М.: Современник, 1990. - 445 с.

Струве П.Б. Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики. - М.-Пг.: Гос. издат, 1915. - 128 с.

Литература

5.Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России, кон. XIX - 1908 г. - М.: Наука, 1984. - 280 с.

Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. - М.: Международные отношения, 1989. - 336 с.

Изместьева Т.Ф. Россия в системе европейского рынка, кон. XIX - нач. ХХ в. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

Мартынов С.Д. Государство и экономика: Система Витте. - СПб.: Наука, 2002. - 405 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.