Презентация на тему симбиоз. Что такое симбиоз

Слайд 2

Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов (Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004).

Слайд 3

Кооперация – полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна

Общеизвестно сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом.

Слайд 4

Кооперация

Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

Слайд 8

Похожий образ жизни ведут и некоторые птицы. Они заходят в пасть крокодилу и чистят её

Слайд 10

Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них

Один из самых известных примеров таких отношений – лишайники, представляющие собой сожительства гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли.

Cetraria centrifuga

Слайд 11

Типичный мутуализм - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике

Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания и целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара.

Слайд 12

Без простейших – симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного климата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых растительных кормов, обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков.

Слайд 13

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха или арахиса).

Слайд 14

Клубеньки на корнях сои

Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений- клубеньков.

Слайд 15

Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедном азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику – вводят в севообороты как предшественников для других культур.

Слайд 16

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений

На корнях берёзы, сосны, дуба, ели, а так же орхидных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

Слайд 17

Гифы гриба

Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба.

Слайд 18

Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без неё. Различные виды микориз

Слайд 19

Некоторые виды муравьев питаются сахаристыми экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом - "пасут".

Слайд 20

Комменсализм - взаимоотношения, при которых один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Слайд 21

Нахлебничество

Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Слайд 22

Квартиранство

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат рыбы-прилипала, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразуется в присоску. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

«Сообщества воды» - Рачки. В океане: 8. Природоведение, 5 класс. Морская уточка. 5. Рыбы. 7. 3. Летучая рыба. Жизнь в морях и океанах. Нектон – активно плавающие. Воздушный пузырь. Как удержаться на поверхности воды? 2. 4. Сообщество толщи воды. Португальский кораблик и парусник. Лучевики. Водомерка. Крабик. Сообщество поверхности воды.

«Организм и среда обитания» - Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы. Грустная история. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания. А на другой природной территории? Биотические (Другие живые организмы). Почвенная среда.

«Абиотические факторы» - Температура. Холоднокровные организмы (беспозвоночные и многие позвоночные). Основные абиотические факторы. Теплокровные организмы (птицы и млекопитающие). Абиотические факторы среды. Влажность. Свет. Оптимальные температурный режим для организмов от 15 до 30 градусов Однако, …. Имеются адаптации. Растения: засухоустойчивые – влаголюбивые и водные Животные: водные – воды достаточно в пище.

«Организм и факторы среды» - Абиотические факторы 1в основном действуют на организмы независимо от плотности популяции. Установлено» что сжимаемость некоторых равноногих рачков и эвфаузиид на 15-40% ниже, чем воды. Распределение гидробионтов по разным глубинам связано не только с давлением воды, но и с многими другими факторами.

«Почвенная среда обитания» - Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых здесь изображены? Корни растений. Короткий мех (для меньшего трения с почвой). Здесь же располагается грибница грибов, Выделение слизи (способствует передвижению в почве). Краб живёт в водной среде, а остальные в наземно-воздушной. Нет.

«Урок Почва» - Вверх на солнце посмотрели, И нас всех лучи согрели. Какая главная часть почвы? - Подзолистая; - чернозем. Вода; воздух; соли. Плодородие; поглощение воды. Песок; глина; перегной. Перегной; песок; глина. Листья. Верхний плодородный слой земли. Проверка домашнего задания. Все ль внимательно глядят? Е.

Всего в теме 34 презентации

Презентация на тему "Позитивные взаимоотношения между организмами" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 11 класса раскрывается сущность позитивных отношений между организмами и проявления биотических факторов среды. Автор презентации: Мишнина Лидия Александровна, учитель биологии.

Фрагменты из презентации

Актуализация знаний

1.Что такое симбиоз?

(Симбиоз - сожительство от греч.sym –вместе, bios – жизнь; форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого).

2.Между организмами существуют прямые и косвенные связи, в чем их суть?

(прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой, косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды)

Различают множество типов парных взаимодействий:

  1. Трофические – связанные с питанием и потоками энергии: например, трофический симбиоз.
  2. Топические – связанные с изменением условий обитания
    форические: перенос организмов одного вида организмами другого вида и др.
  3. Информационно-сигнальные – связанные с передачей информации: например, реципрокный альтруизм (взаимопомощь).

Изучаем новую тему

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого.

Симбиоз

  • кооперация
  • мутуализм
  • комменсализм

Определите тип взаимоотношений

Запрягся рак- отшельник:
Актиния на нем.
Отшельник не досадует, что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.
  • Сожителями рака-отшельника и актинии часто бывают многощетинковые черви. Замечательно, что рак-отшельник не трогая "своего" червя, хотя поедает других.
  • На чем основано сожительство рака-отшельника, актинии и многощетинкового червя?

Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.

  • Лишайники-это тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей.
  • Клубеньковые бактерии на корнях бобовых культур

Докажите, что типичным симбиозом является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.

(Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода).

Комменсализм - о дин организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны

  • Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам. Они за их счет не питаются, а используют лишь как транспорт и покидают их, оказавшись на месте с подходящим кормом. Для этого у рыб спинной плавник преобразован в присоску. Насытившись, рыбы вновь ищут к кому бы прикрепиться. В дороге они пользуются остатками корма своих возниц.
  • Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями.
  • Квартиранство. Среди орхидей много эпифитов. В тропическом лесу дефицит света. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре

«Типы экологических взаимодействий» - Особенности конкурентных отношений. Вывод. Давайте повторим. Ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность. Комменсализм Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство. Симбиотические связи и формы. Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина. (+ +) Взаимополезные Симбиоз - совместное обитание, определенная степень сожительства.

«Биотические связи» - Односторонние связи и конкуренция 100. Среди зеленых растений, способных к нормальному фотосинтезу, есть насекомоядные. Какой тип биотических отношений иллюстрирует бой петухов? В тропическом лесу. Все участники биоценоза используют энергию … Например, лишайник = гриб + + водоросль. Гриб получает от растения органические соединения.

«Симбиоз» - Симбиозы животных с микробами. Простейшие одноклеточные животные. Лишайник. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Практическое значение. Водоросль. Интеграция симбиотического комплекса. Зоохлорелла. Симбиоз в мире растений и животных. Мирмекодия. Биохимичекие симбиозы. Азотфиксирующие симбиозы. Клетки водорослей.

«Пищевые связи» - Консументы 3 порядка (потребители 3 порядка) -. Бактерии; Цепи питания. Хищные животные. разветвленные пищевые цепи. Правило экологической пирамиды. Расход энергии звеньями. Пищевые связи в биогеоценозах. Растительноядные животные. Цепь разложения (детритная) Начинается с растительных и животных остатков и экскрементов животных.

«Пищевые трофические связи» - Необходимые компоненты экосистемы. Трофические отношения в природе. Веселый тест. Трофические цепи. Редуценты. Нектар цветов. Значение. Правило. Выберите консументов. Давайте жить дружно. Урок экологии. Пищевая цепь. Клевер. Пары организмов. Тип биотических отношений. Таблица. Типы взаимотношений. Детритные пищевые цепи.