Пещерные храмы аджанты. Гнилецкие пещеры, Церковщина

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями. Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры . 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями - убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами


2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта , которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.


Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами - ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти – индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы – первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая - Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства - ими невозможно не восхищаться

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры - пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад.

Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры - некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом - опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины.

Главная достопримечательность этой территории - гаргантюанских размеров храм Кайлаша - поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.

Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.

Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) - двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.

В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.

Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500-750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.

Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.

В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) - длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.

Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.

Пещеры от 1 до 5

Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.

Пещеры 10, 11 и 12

Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры - «Сутар Джхопади» - “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда - эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа - снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.

Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь - Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы - Ганеша с головой слона - восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений - аватар - Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва - Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды - космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники - Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29

Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.

Храм Кайлаш (Пещера 16)

Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати - пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) - тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.

Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.

В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас там. - как? Казалось бы обыденное дело, но это же надо как то организовывать!

Обязательно посетите виртуальную экскурсию по храму. Нажимайте на картинку ниже...

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница») . Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница») . Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары) , щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять - храмы, а остальные - монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках) . Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны) . В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии) , появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka) , в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.) . Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее) , чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king) , обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий) .

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам) , в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий) . Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15) .

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.