Как человек познает мир обществознание. Презентация на тему "человек познает мир"

Слайд 2

Что такое познание?

Назовите слова-ассоциации к слову «ПОЗНАНИЕ»

Слайд 3

Познание – процесс мыслительной деятельности, результатом которой является новое знание об окружающем мире (отражение объективной реальности в сознании субъекта)

Слайд 4

П О З Н А Н И Е Истина практика Процесс, направленный на постижение истины Соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

Слайд 5

Две стороны познания

СУБЪЕКТ Человек Общество ОБЪЕКТ Предмет Мир Человек

Слайд 6

Две ступени познания

  • Слайд 7

    Словарь

    Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств и качеств предмета Восприятие – целостный образ предмета, возникающий при непосредственном взаимодействии с внешним миром Представление - целостный образ предмета, возникающий без непосредственного взаимодействия с внешним миром Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки познаваемого предмета Суждение – мысль, отражающая связь между понятиями Умозаключение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо

    Слайд 8

    Как можно получить истинное знание

    АГНОСТИКИ, СКЕПТИТКИ, ОПТИМИСТЫ

    Слайд 9

    «Познай самого себя»

    «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь» Сократ

    Слайд 10

    «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя» (П.Чаадаев) «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе» (И.Гете) «Важнейший результат всякого образования – самопознание» (Э.Фейхтерслебен) «Человек стоит перед своим «Я», как пес перед дверью, которую нужно открыть на себя» (А.Круглов)

    Слайд 11

    Самосознание – способность оценить себя, свои поступки;образ «Я».

  • Слайд 12

    Образ «Я» - отношение личности к себе

  • Слайд 13

    3 компонента образа «Я»

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Образы своего «Я»

    Каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент Каким он мыслит идеал своего «Я» Каким это «Я» станет, если задуманное сбудется Как это «Я» выглядит в глазах других людей

    Слайд 16

    Самооценка

    Реальное и идеальное «Я» Оценка результатов собственной деятельности Оценка окружающими людьми

    Слайд 17

    Формула самооценки

    САМООЦЕНКА = Успех Притязания ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ

    Слайд 18

    Слайд 19

    “Психологический тип в общении”

    Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму. 1. Я легко сближаюсь с людьми. 2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь. 3. Я разговорчивый человек. 4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми. 5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения. 6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах. 7. Мне удается оживить скучную компанию. 8. Я говорю быстро. 9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

    Слайд 20

    1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор. 13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми. 25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительныйоптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.


    С тех пор как мир возник во мгле

    Еще никто на всей земле

    Не предавался сожаленью

    О том, что отдал жизнь ученью.

    (Рудаки)

    Тема нашего урока «Познание мира».

    Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

    гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

    Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

    В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

    О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

    О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

    Слайд 1. План урока:

    1. Познание какдеятельность.

    Учебно-познавательная деятельность.

    1. Знания и их роль в жизни человека.

    2. Чувственное познание.

    3. Рациональное познание.

    4. Многообразие путей познания мира.

    Что такое познание? Слайд 2.

    Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

    Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

    Знания - результат познания.

    Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

    Что изображено на картинке?

    Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

    Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

    Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

    Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

    Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

    В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

    Слайд 4. «Знание - сила»

    Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

    Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

    Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

    В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

    «Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

    А учение - организованный процесс получения знаний.

    Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

    v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

    v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

    v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

    v потребность учиться;

    v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

    Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

    ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

    ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

    ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

    ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

    Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

    Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

    Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

    1) «Виды познания (знаний)» и

    2) «Особенности научного познания».

    Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

    Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

    Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

    Почему агностики отрицали возможность установления истины?

    1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

    2. Человек не может познать истину.

    Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

    С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

    Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

    Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

    Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

    Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

    Результат познания - знания.

    Слайд 10.

    Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

    Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

    Назовите органы чувств человека?

    Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

    Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

    На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

    Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

    Учись учиться, не ленись,

    Иди вперед, дерзай, трудись,

    Все впереди у вас пока

    Работа, дети и семья.

    Ты развивай свой интеллект,

    И помни, что ученье - свет.

    Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

    Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

    С самого своего рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающим миром. Ориентироваться в нем человеку помогают знания. Их он получает в общении с окружающими людьми и в личном опыте.

    Что лежит в основе процесса приобретения знании? Носит ли этот процесс черты всеобщности? Существуют ли закономерности процесса познания, которые человек мог бы использовать для совершенствования своего разума?

    Ответы на этот и другие вопросы, подход к решению имеющихся в этой области знания проблем дает теория познания или гносеология - раздел философии.

    Гносеология (теория познания) - это раздел философии (отрасль философского знания), в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности, отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

    Существует древняя мудрость: «Можно кормить людей рыбой, но лучше научить их ловить рыбу самостоятельно. Это надежнее для борьбы с голодом». Эту мудрость допустимо перефразировать: «Можно учить человека всю его жизнь, но лучше научить его приобретать знания самостоятельно. Это надежнее для духовного развития человека». Данную цель и преследует теория познания.

    Познание - это процесс накопления знаний, увеличения объема информации, необходимой человеку для жизнедеятельности.

    Знания - результат познавательной активности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия, осмысленные навыки, умения и др.).

    Одну из важнейших проблем, которая занимала и продолжает занимать философов, можно сформулировать так: «В состоянии ли мы познать реальный мир, можем ли человек свои знания о мире считать верным отображением действительности?».

    Эта проблема познаваемости породила в философии два направления: одно признает познаваемость мира, другое- ее отрицает в большей или меньшей степени. Второе выступает в виде следующих форм.

    • 1. Скептицизм был характерен уже для античной философии. Основателем этих взглядов считается Пиррон (IV-III века до н.э.), а систематизировал Секст Эмпирик (Н-Ш века). Основной тезис таков: «Нельзя утверждать однозначно о способности людей достичь достоверного знания».
    • 2. Агностицизм заключается в утверждении, что возможность получить достоверные знания отсутствует. Яркими представителями такой позиции считаются Д. Юм и И. Кант.

    Почему возникли такие взгляды? Во все времена существовало огромное число мифологических, религиозных и философских, научных теорий, и большинство их авторов претендовало на безусловную истинность. Рано или поздно многие концепции оказывались неверными. Анализ таких итогов человеческого познания и рождал выводы о невозможности получения достоверных знаний. Кроме того, необходимо отметить следующее. Всем античным теоретическим построениям была присуща умозрительность, они не подвергались практической проверке из-за отсутствия научно-экспериментального фундамента. Поэтому античный скепсис (сомнение) заслуживал положительной оценки. Вместе с тем, под сомнение ставились не только результаты, но и орудия познания - органы чувств и мышление. Поэтому скептики и выдвинули положение, согласно которому как от однозначного ответа на любой вопрос следует воздержаться, в том числе и о достижимости достоверного знания.

    Западноевропейская мысль средневековья много внимания уделяла соотношению веры и разума (чем античные философы не занимались), вносила в идеи скептицизма существенную коррекцию. Во взглядах богословов утверждалось, что использование лишь естественных средств познания (разум и чувственный опыт) не может привести к истинным знаниям. Такие знания приходят к людям сверхъестественным путем и, хотя истинность этих знаний разумно обосновать невозможно, в неё нужно непоколебимо верить. Таким образом, снималась проблема античного скептицизма, так как сомнение в учениях того времени рассматривалось как форма ереси, поскольку авторитет веры был выше авторитета разума. Конечно, здоровый скептицизм существовал во все времена. Это, например, доказывается идеями таких мыслителей как Дж. Бруно, Н. Коперник и др.

    Однако к XVII в. философский скептицизм начинает сдавать свои позиции. С одной стороны его разрушают новые научные открытая (ширится число сторонников гносеологического оптимизма), с другой - вера в слабость человека по сравнению с Создателем переводит скептиков на более жесткие позиции - агностицизм.

    Так, Д. Юм (1711-1776) считал теоретически открытым вопрос о существовании материальных объектов, вызывающих наши ощущения. Он заявлял, что в существование какой-либо внешней вещи мы всего лишь верим. Эта вера порождается привычкой. При этом Д. Юм обосновывал свою позицию взглядами Дж. Локка (1632-1704). Дж. Локк выдвинул концепцию первичных и вторичных качеств вещей. Первичные человек воспринимает адекватно (размеры, вес и т.п.), а вторичные качества вещей лишь кажутся ему таковыми (цвет, звук и т.п.). Кант считал, что картину устройства мира «рисует» наше сознание, а как устроен мир на самом деле, человеку знать не дано.

    Как вообще могли появиться взгляды, окончательно отрицающие способность человеческого разума? На чём они основывались? Здесь вот что нужно иметь в виду. Научные открытия Нового времени основательно поколебали средневековую картину мира. Новые знания появлялись там, где их вовсе не ждали. Земля завертелась под ногами людей, хотя все видят, что она стоит на месте. Солнце, которое каждый день всходит и садится на наших глазах, было объявлено неподвижным. Вдруг обнаружилось, что Земля есть шар, по которому кто-то ходит вверх ногами, как мухи по потолку.

    Уже этих открытий было достаточно для того, чтобы поставить в тупик нормального человека. Если Земля не стоит на месте, что же тогда твердо и незыблемо? Если я толком не знаю, как я хожу по Земле, что же я вообще знаю? Если меня обманывает зрение, что же меня не обманывает? Существует ли вокруг меня что-нибудь? Средневековые люди в течение многих веков знали, как им казалось все. И вдруг они убеждаются, что решительно ничего не знают. Поэтому агностицизм Юма, Канта и других мыслителей стал неизбежным логическим следствием общего развития человеческой мысли.

    Однако во все времена большинство представителей различных философских направлений отстаивали и отстаивают позицию, что в мире не существуют непознаваемые вещи, а есть лишь еще не познанные. Таким образом, в большинстве философских систем отвергается агностицизм как гносеологический принцип.

    Вместе с этим, в философских учениях, утверждающих принцип познаваемости, есть и существенные расхождения.

    Так, существуют концепции, утверждающие, что исторический процесс познания будет завершен. В частности, Гегель настаивал на возможности достижения абсолютного знания о природе и обществе, не подлежащего дальнейшему изменению, развитию. При этом он называл свою философию как систему абсолютного знания. Убеждение, что познание природы приближается к исчерпанию, разделяли многие естествоиспытатели - современники Гегеля. Считалось, что Ньютон в основном завершил построение механики, подобно тому, как Евклид создал геометрию, в которой уже ничего не может быть изменено. В этом качестве геометрия выступает образцом для всех наук. Такое убеждение сохранялось до конца XIX века.

    В современной отечественной науке утверждается более гибкая позиция. Для человеческого разума нет принципиальных преград в познании. Однако процесс познания не может быть никогда завершен хотя бы потому, что сам мир постоянно меняется.

    Как же осуществляется процесс познания?

    Личный опыт любого человека подсказывает, что мы ничего не можем узнать иначе, как с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Человек, лишённый всех органов чувств, теряет всякую возможность познавать. Каждый человек, накапливая знания, проходит ряд ступеней. И чем больше ступеней он пройдёт, тем большим объёмом знаний завладеет, тем выше будет его интеллектуальный уровень. Эти ступени группируются в два этапа: чувственное познание и рациональное (логическое) познание.

    Чувственное познание. Здесь человек проходит три ступени:

    • 1. Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов с помощью одного из органов чувств. В зависимости от строения органов чувств и состояния конкретного человека (утомление, опьянение и т.п.) у каждого из нас свои ощущения. Но одинаковые вещи в нормальном, здоровом состоянии мы все ощущаем примерно одинаково. Т.е. ощущение есть реальный образ части предмета.
    • 2. Восприятие - это отражение предмета в виде целостного чувственного образа с помощью нескольких органов чувств. Очень яркие или повторяющиеся ощущения и восприятия фиксируются в памяти. Когда мы вспоминаем прошлые чувственные образы, т.е. бывшие ощущения и восприятия, наше познание восходит на следующую ступень.
    • 3. Представление - это чувственный образ предмета, который в данный момент не доступен органам чувств.

    Совокупность представлений есть наши первичные знания о мире, наш личный опыт. На вопрос: «Ты представляешь «то-то»?» - мы можем ответить утвердительно только в том случае, если мы эту вещь (явление) ощущали и воспринимали. Комбинируя прошлые восприятия, мы можем построить чувственный образ будущего события или новой вещи. Эту процедуру называют воображение. На нем основана творческая активность.

    Но с помощью только чувственных образов невозможно проникнуть в сущность вещей и событий, познать скрытые связи между предметами, обмениваться сложными знаниями и, вообще изучать что- то, не доступное нашим органам чувств. Эти трудности были преодолены после возникновения и развития речевого общения между людьми. Такое общение породило качественно новый этап познания.

    Рациональное (логическое) познание. Здесь также три ступени познания:

    1. Понятие.

    Понятие - обобщение ряда представлений по какому-либо признаку и обозначение его словом.

    Фиксируя словами свои чувственные образы, мы преобразуем их в логические образы. Этим мы консервируем (сохраняем на больший срок) свой личный опыт, даём возможность воспользоваться этим опытом другим людям.

    Таким образом:

    • иметь представление - хранить в памяти следы ощущений и восприятий;
    • иметь понятие - правильно описывать словами чувственные образы, знать определения слов.

    Накопление понятий свидетельствует о развитии рассудка (ratio). Отсюда и название этапа познания. Если человек накопил понятия и может с их помощью высказать некую мысль, то это значит, что он поднялся на более высокую ступень познания.

    2. Суждение.

    Суждение - система понятий (мысль), отражающая свойства предметов и связи между ними.

    Легко ли высказывать суждения? Даже тогда, когда знакомы слова и правила построения предложения, это делать достаточно трудно. Для выхода на эту ступень нужно совершить качественный скачок: понять сущность того предмета или явления, о котором требуется высказать суждение. Рассуждать мы способны только о том, что понимаем. Т.е. способность понимать доказывается тем, что человек описывает в стройной системе понятий скрытые от восприятия свойства и связи предметов или явлений. Довольно часто приходится слышать фразу: «Понимаю, но не могу выразить словами». Такое заявление - абсурд. Если человек понимает что-то, он способен высказать суждение на эту тему. Затруднение в рассуждении означает отсутствие понимания.

    На экзамене от студента требуется понимание материала, т.е. умение свободно рассуждать на предложенную тему учебной дисциплины. Способность пояснить только некоторые слова означает, что он не понимает (или вообще не знает) материала. В данном случае студент имеет лишь несколько понятий по предмету. Если же он не может объяснить понятия из данной темы, но они ему кажутся знакомыми, значит, он ни одного понятия об этой теме не имеет, а имеет только представление, т.е. что-то слышал или читал.

    3. Разум - высшая ступень развития рассудка. Эта ступень характеризуется овладением способностью строить умозаключения.

    Умозаключение - это процесс и результат вывода новых суждений о предмете на основе известных.

    Человека, развившего такую способность, называют мудрым. Мудрец не ищет знания у других людей или в книгах, он их производит сам. Мудрость может выражаться как в бытовых понятиях и суждениях - житейская мудрость, так и в научных категориях и теориях -учёная мудрость.

    Оба этапа познания не могут существовать отдельно друг от друга. Они находятся в диалектическом единстве. Любое ощущение и восприятие мы осмысливаем, т.е. пытаемся выразить словами. Новые же слова мы объясняем с помощью чувственных образов: рисунки, схемы, жестикуляция, звуковые эффекты и т.д. Поэтому важны и необходимы оба этапа познания.

    Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить следующее:

    • 1. Всякое познание есть накопление чувственных образов (представлений) и их осмысленных описаний (понятий и суждений).
    • 2. Поскольку чувственность дана человеку от рождения, а рассудок появляется позже и развивается трудно, то человек всегда больше представляет, чем понимает.
    • 3. Мудрость к человеку приходит в результате приобретения большого опыта, выработки навыков рационального мышления и творчества.

    Творчество - это такая человеческая активность, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности.

    Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В то же время существует и развивается особая наука, которая исследует творческую деятельность человека, - эвристика. Считается, что термин «эвристика» происходит от слова «эврика!» (нашел!), восклицания, приписываемого Архимеду при открытии им основного закона гидростатики.

    Круг проблем эвристики широк: она рассматривает специфические признаки, черты творческой активности, ее структуру, этапы творческого процесса, соотношение различных видов творчества и многое другое. Творчество многолико, в частности, различаются такие виды творчества, как техническое, научное, художественное и т.д. Иначе говоря, творчество сопутствует всем видам практической и духовной активности человека.

    • появление проблемы; определение предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; сбор информации, выбор подхода к исследованию;
    • поиск путей разрешения проблемы, осознание безуспешности попыток ее решения с помощью существующих знаний и методов;
    • интеллектуальная, волевая, эмоциональная «заряженность» проблемой, концентрация всех психических способностей человека вокруг проблемы;
    • внезапное, как правило, интуитивное рождение новой идеи;
    • описание идеи, оформление полученных данных в логически стройную систему;
    • согласование новой идеи с существующей системой знаний, определение характера ее воздействия на другие области теории и практики.

    Понятия творчества и интуиции при их относительной самостоятельности очень близки: если творчество связано с созданием чего- то принципиально нового, то интуиция выступает как одна из основных психологических составляющих творческого процесса. Как отмечалось, в получении нового знания большую роль играют рациональное мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт творческой познавательной активности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения качественно новых проблем. История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области интуитивно. А что это значит?

    Вопрос о сущности интуиции активно обсуждается в науке и философии. Высказывается мнение, что не все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом поведения в сходной обстановке. Если иметь в виду, что интуиция связана с постижением сущности предметов, то можно воспользоваться таким известным в литературе определением - интуиция.

    Интуиция - это постижение сущности объекта путем прямого ее усмотрения без четкого осмысления цепи рассуждений и выводов.

    Интуиция является непосредственным знанием в том смысле, что в момент выдвижения новой идеи или образа они не следуют с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теорий. Подчеркивают и такие черты, свойственные интуиции, как внезапность. Решение проблемы часто приходило неожиданно, случайно, в, казалось бы, неподходящих для творчества условиях.

    К психологическим условиям формирования и проявления интуиции относятся: 1) основательная профессиональная подготовленность человека, глубокое знание темы и существующих проблем; 2) поисковая ситуация, состояние потребности в разрешении проблемы, наличие у субъекта поискового напряжения; 3) наличие индивидуальной способности к творчеству, богатое воображение, «расторможен- ность» в комбинировании идей и образов.

    Не следует переоценивать интуицию или игнорировать ее роль в познании. Логическое и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания. Интуиция не существует в абсолютном отрыве от чувственного и логического познания, которые выступают обязательным общим условием формирования и проявления интуиции. Наука полагает, что логическое мышление может иметь место и на уровне подсознательного и включается в механизм самого интуитивного процесса. Оно должно дополнять уже состоявшееся интуитивное решение, следовать за ним.

    Творчество выявляет изначальную сущность человека, является необходимой формой самоутверждениея человеческой личности и человечества в целом. Рассмотрение творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта человека. В то же время творчество не является сугубо таинственным явлением. Ученые активно исследуют «механизм» интуиции, место и роль в ней различных факторов. Эти результаты особенно важны в научном познании.

    Истина. В любой философской концепции одной из важнейших является проблема истины. Кроме философии, никакие науки проблему истины не исследуют, а используют уже готовое определение. Обычно под истиной понимают адекватное знание о чем-либо. Такое понимание идет из глубокой древности. За пределами знания истины нет. Вещи сами по себе ни истинны, ни ложны; они существуют, не зависимо от того, что знают о них люди. Характеристика «истинно» (равно как и «ложно») относится только к знанию.

    Истина - это оценка суждения, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта; это знание, которое, по определению, не зависит от интересов людей.

    Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания.

    Заблуждение- это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное.

    Не следует полагать, будто заблуждения - всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

    Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

    Ложь - это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть.

    Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

    Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов.

    Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

    Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями.

    Абсолютная истина - это точное и исчерпывающее знание об объекте.

    В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута.

    Относительная истина - это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте.

    Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

    Неизменное знание часто называют догма. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизм. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся - обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция - релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

    Оценить знания на предмет истины, призвано специальное средство - критерий истины. Решение вопроса о том, что взять в качестве критерия, всегда считалось очень важным. В античности неспособность найти подходящий критерий привела к появлению скептицизма. В Средние века различалось правильное и истинное знание, истинное знание - то, которое раскрывает символический смысл вещей, вложенных в них актом творения. А правильное - это знание, проверенное опытом и приносящее практическую пользу. При этом опыт не рассматривался в качестве существенного критерия, а ссылки на него, в лучшем случае, означали выявление одного из возможных смыслов вещи, в худшем - оценивался как заблуждение. В позднем Средневековье французский философ П. Абеляр (1079-1142) выдвинул положение, что истина может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний о предмете. Другими словами, его средство достижения истины - спор (отсюда «В споре рождается истина»). По утверждению П. Абеляра истинно то, что доказано. Это было очень прогрессивно, так как подрывало слепую веру в авторитетные высказывания. С начала XVII в. главными критериями истинности научного знания становятся опыт и эксперимент. В современной отечественной философской литературе этот критерий развит до более широкого понятия - общественная практика.

    Сущность процесса познания - получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

    В современной науке, кроме уже указанных, часто употребляется ещё одно определение понятия «истина» - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

    Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

    Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины - это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

    Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

    Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме - относительна.

    Философы выделяют несколько видов истины : обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т.д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

    Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.

    Практика - активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

    Практика характеризуется следующими чертами: целенаправленностью, предметно-чувственным характером, преобразованием окружающей действительности.

    Целенаправленность проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

    Различают множество видов практики : общественнопроизводственная, социально-политическая, научноэкспериментаторская, врачебная, семейно-бытовая и др.

    В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

    Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе часто формируются разного рода заблуждения, непреднамеренные несоответствия каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

    Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

    Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

    Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

    Процесс открытия истины - долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

    Научное познание. Научным называется особый вид познания, отличающийся специфическими признаками. Обычно указывают на следующие отличительные черты: во-первых, - это обязательно целенаправленный процесс; во-вторых, - это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

    Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

    • 1) орудия, улучшающие способность человеческого восприятия - инструменты;
    • 2) орудия, совершенствующие саму человеческую мысль - методы мышления.

    По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный.

    Черты научного познания:

    • процесс, направлен на открытие новых знаний;
    • научное познание характеризуется систематичностью;
    • ему присуща строгая доказательность;
    • оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области.

    Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов.

    Объект научного исследования - некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность.

    Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие.

    Предмет исследования - это определённый срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.п.).

    Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория.

    Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно. Необходимо отметить, что термин «факт» в научной литературе употребляется в двух значениях:

    • 1) факт как реально происходящее или уже произошедшее событие {факт действительности);
    • 2) факт как описание данного события на некотором языке. Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

    Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т.п. Необходимо помнить, что научный факт - это осмысление реального явления с определённой теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, то есть научные факты могут быть как истинными, так и ложными.

    Ложными научные факты признаются когда они не соответствуют реальным явлениям, и когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

    Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация - осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т.е. развить старую или построить новую теорию.

    Таким образом, научная проблема - это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т.е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому, задача пытливого ума - ставить и решать научные проблемы.

    Постановка научной проблемы предусматривает: отделение фактов объяснённых (известных) от фактов, требующих объяснения; формулировку вопроса, выражающего основной смысл проблемы; постановку конкретных задач по её решению.

    Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы.

    Гипотеза - это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки.

    Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка - это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка - это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Теория - систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности.

    Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения её положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

    Такой характер развития присущ всем научным знаниям. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

    Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к цели. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине».

    Методы - своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике.

    Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространённое основание классификации - степень общности. По этому основанию выделяют три группы методов: философские методы; общенаучные методы; специфические (частнонаучные) методы.

    Философский метод - это фундаментальный принцип, регулирующий всякую познавательную и практическую активность. В отечественной науке господствующим считается метод материалистической диалектики. Возможны и другие сочетания фундаментальных философских принципов.

    Общенаучные методы - это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся содержательный, нормативный, системный, структурнофункциональный, деятельностный, исторический, антропологический, социологический, культурологический и другие подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

    Вторая группа методов делится на эмпирические и теоретические. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

    Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент - метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

    • анализ - это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определённые элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;
    • синтез - это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;
    • абстрагирование - это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;
    • конкретизация - соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;
    • дедукция - это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;
    • индукция - это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;
    • аналогия - заключение о принадлежности определённого признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;
    • моделирование - метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

    Такова, вкратце, характеристика общенаучных методов-приемов.

    Специфические (частнонаучные) методы представляют собой конкретизацию общенаучных методов применительно к изучению объектов отдельных наук. Например, в законотворчестве может использоваться метод правового эксперимента, посредством которого эффективность правовых норм проверяется на опыте отдельного региона. В политологии существует направление исследования под названием «компаративистика». В ее основе лежит метод сравнения политических систем, систем права и т.д. различных стран.

    Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом, хотя практика, как было сказано ранее, является критерием истины. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

    Практика, как способ преобразования мира, также подчинена всеобщим диалектическим законам и подвергается соответствующему отрицанию.

    Одна из особенностей социального познания состоит в том, что оно нацелено на осмысление будущего. Общество и каждый человек крайне заинтересованы не только в предвосхищении войн, экономических потрясений, природных или техногенных катаклизмов, но и в повседневном просчитывании «естественного» хода вещей: цен на рынке, запасов сырья, энергетических ресурсов и т.д. Длительное время в истории эти потребности удовлетворялись только в области явлений большого масштаба (предвидение социальных революций) на основе общих оценок; что же касалось конкретных предположений, они основывались на эмпирических, часто донаучных приемах.

    В XX в., когда стала очевидной многозначность общественного развития, сложились научные основы социального предвидения в виде зарождавшейся науки - футурологии (этот термин предложил немецкий социолог О. Флехтхейм). Исследования проблем будущего разворачивались по многим направлениям: влияние научно-технического прогресса на общественную жизнь, экология, развитие личности и др. Общие оценки (предвидения) нуждались в дополнении конкретными исследованиями, основанными на четко осмысленных количественных приемах, методах. Область исследований будущего, основанная на применении научных методов, получила название - прогнозирование.

    Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов. В этот период была осознана эффективность использования различных прогнозов при управлении социальными процессами. В конце 50-х и в 60-х годах прокатилась волна прогнозов - научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. К началу 80-х годов прогнозы во все большей мере стали смещаться в область поиска контуров «новой цивилизации», обосновывались способы разрешения глобальных проблем. В 90-е годы прогнозы стали развиваться в рамках концепции устойчивого мирового развития, под которым стали понимать самопод- держивающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ к материальным и духовным благам и справедливое их распределение.

    Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное суждение о будущих событиях с относительно высокой степенью достоверности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения воздействующих факторов определить возможности ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется социальная система.

    В современном обществознании существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По- видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

    Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) - осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания понять собственную сущность. Поскольку сущность - это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, познавая мир, он яснее сможет понять себя.

    Вопросы для повторения:

    • 1. Что изучает гносеология?
    • 2. Как можно определить понятия «познание мира» и «самопознание человека»?
    • 3. Каковы ступени чувственного познания?
    • 4. Каковы ступени рационального познания?
    • 5. Что такое интуиция и творчество?
    • 6. В чем состоят особенности научного познания?
    • 7. Назовите понятия истины.
    • 8. Назовите основные критерии истины.
    • 9. В чем состоят особенности научного познания?
    • 10. Каковы формы научного знания?
    • 11. Как строится система методов научного познания?
    • 12. Что такое истина, и что такое заблуждение?
    • 13. Каково различие между абсолютной и относительной истиной?
    • 14. В чем состоят особенности социального познания?
    • В чем богатство мира знаний?
    • Что движет человеком в стремлении к истине?
    • Существуют ли вечные истины?
    • Как познать самого себя?

    Знание о мире и мир знаний . Человек - существо любознательное. Его поведение сначала определяется ориентировочным рефлексом: «Что такое?» Постепенно любознательность в нем не затухает, а, напротив, приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более что мир вокруг столь разнообразен, интересен и привлекателен. Маленький ребенок не устает повторять свои «почему?» и «зачем?». Его любознательность направлена на все, что попадается в поле его внимания. Постепенно эти вопросы становятся более редкими, но зато желание получить ответы - более насущным. Познавательные возможности человека весьма велики. Да и объект познания человека - весь мир.

    Мы часто говорим «мир знаний», но часто ли действительно задумываемся, каков этот мир? А в нем есть разные уровни знаний. Часть сведений о мире человек получает через свои органы чувств посредством ощущений. Мир видим, полон звуков и запахов, он оказывает воздействие на органы осязания. Можно ли полагать, что наши органы чувств дают нам верную информацию? Вы сразу возразите, что, мол, не у всех зрение и слух совершенны, да и запахи люди различают по-разному. Со временем человек вообще утратил тонкость многих ощущений. Приходится с этим соглашаться. Тем не менее тот их объем, который мы получаем как непосредственную реакцию на раздражения, вызванные воздействием окружающей действительности на наши рецепторы,- важный канал информации. Мозг эту информацию воспринимает, перерабатывает, запоминает. Из множества непосредственных ощущений рождается восприятие - целостный образ мира или его части. У человека мир ощущений дополнительно окрашен с помощью языка. Стоит нам услышать слово «цветок», и перед мысленным взором одного человека встает благоухающая роза в капельках росы. Другому видится скромный полевой цветок или экзотическое дерево в цвету.

    Образы, которые создают наши воспоминания, опираются на прежние ощущения и дополняются всей суммой информации, полученной нами с помощью различных органов чувств, порождают комплексное восприятие. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно, но они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.

    Важную роль в познании мира играет язык, речь. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, что общего у этих предметов, и составляет обобщенные понятия, а также устанавливает, в чем их отличия. С помощью суждений и умозаключений человек формулирует вопросы, выводы, теории. И все это - ради познания истины.

    Истина - стремление к ней движет человеком со времени его появления на Земле. Путь к истине часто бывает весьма трудным и даже опасным. Ради истины люди шли на испытания и даже смерть. Истиной принято называть знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно. Существуют истины общеизвестные: «Не суйся в воду, не зная броду». Чтобы убедиться в справедливости этого совета, не обязательно самому проверять его на практике, тем более если не умеешь плавать. Многие истины приходят к нам с народной мудростью, выработанной поколениями.

    Существуют истины, которые проверяются непосредственной практикой ежедневно: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». За подобными истинами стоит здравый смысл. Они также опираются на опыт и не требуют для своего доказательства сложных аргументов. Тут все очевидно. Но существуют истины и неочевидные, для постижения которых мало личного опыта или опыта своих близких. Чем сложнее явление, которое постигается, тем иногда сложнее за очевидным увидеть невероятное. В детской книжке про Незнайку и его друзей незадачливый герой рассуждает о том, что раз во время полета на воздушном шаре под ногами у путешественников оказались облака, то значит, что летят они вниз головой. На первый взгляд так оно и есть: облака внизу, значит, и голова внизу. На самом деле наука давно установила, что облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте, значит, меняя высоту полета, можно оказаться и над облаками, и в толще их, и под ними.

    Наука, исследуя мир, прибегает к специальным средствам и методам: наблюдениям, опытам и экспериментам, моделированию, измерениям, расчетам, построению теории. Знакомясь с основами наук на разных уроках, вы тоже проходите этот путь познания. Разница между учеником и ученым только в том, что ученик постигает истины, пока незнакомые ему лично, а ученый открывает новое знание.

    Особым образом познает человек общественную жизнь. Науки об обществе отличаются от наук о природе хотя бы тем, что невозможно повторить многие исторические события или социальные явления. Однако общественные науки выработали свои способы сбора и обработки информации. Они широко опираются на свои источники, обобщая и объясняя полученные данные. Когда-то отец истории Геродот назвал свой труд «История», что переводится как повествование, рассказ. Он поставил перед собой цель поведать людям обо всем, что узнал сам во время путешествий или о чем ему рассказывали другие люди. А уж дело читателя - отделить истину от вымысла. С тех пор история заметно изменила свой способ познания мира. Она уже не ограничивается ссылкой на упомянутые факты, она сравнивает версии одних и тех же событий, сопоставляет и перепроверяет данные с помощью вещественных и письменных источников. На помощь историку приходят точные науки, компьютеры, радиоактивные вещества и многое другое. Наука сегодня гораздо ближе к истине, чем во времена Геродота.

    Значит ли это, что науке известно все, что она владеет универсальным знанием? Конечно, нет. Многие теории науки сменяются более совершенными и точными. Проникновение в глубь тайн природа - процесс бесконечный, как и сам этот мир. Обретая знания, человек движется дальше, дальше, дальше. Многие прежние представления заменяются новыми. Классический пример - открытие теории относительности Эйнштейном, доказавшим, что ньютоновская механика лишь частный случай, и действуют законы, открытые Ньютоном, лишь в земных условиях. Космические полеты практически дали возможность изучать невесомость, постигать новые закономерности, которые существуют в открытом космосе.

    Наше представление о мире значительно обогащает искусство. Оно не только черпает в окружающем мире сюжеты, ситуации, проблемы, впечатления, но и создает различные художественные средства, раскрывая многогранные стороны жизненной действительности. Фантазии деятелей искусства не только служат средством самовыражения, они помогают человеку понять в мире что-то важное, почувствовать и узнать о самом себе и других то, что не дает ни наука, ни личный опыт, ни здравый смысл. Однако это происходит только в том случае, когда удается постичь глубину художественного образа, порой достаточно сложного.

    Сколько «я» в каждом «я»? Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

    Прежде всего уясним, что понятие «я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое я» - каким человек хочет стать; «фантастическое я» - каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать; «идеальное я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; целый ряд воображаемых, «представляемых я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального я».

    Знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств называется самосознанием. В результате у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.

    «Образ Я» - это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов. Во-первых, важное место в этом образе принадлежит внешности. Мало кто может сказать, что полностью собой доволен. Чаще мы ворчим, что хотелось бы иметь иной рост, цвет глаз или волос, хоть чуть-чуть быть похожим внешне на идеал. Увы... Внешность можно изменить, но нужно ли? С годами все меньше претензий к ней, все более привычным кажется собственный облик. Да и народная мудрость справедливо учит: «Не с лица воду пить...»

    Еще один компонент - представление о своих внутренних качествах и свойствах: «умный», «честолюбивый», «романтичная» и т. д. Для человека важна оценка того, что он о себе знает, эмоциональное отношение к образу самого себя.

    Как же обычно человек узнает сам о себе? Чаще всего он узнает о себе от других людей: сначала от взрослых, потом все чаще сравнивая себя с другими людьми. И он не только смотрится в «зеркало» - другого человека, констатируя те или иные человеческие свойства: доброту, ум, дисциплину, умение работать, хвастливость или тому подобное. Он как бы «примеряет» эти качества на себя, определяет, есть ли они у него или нет.

    Зная свое «я реальное», человек зачастую стремится приблизиться к «я идеальному».

    Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Самооценка испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних обстоятельств. «Рядом с ним я чувствовал себя бездарным». «После успеха на экзамене я мгновенно вырос в своих глазах». Эти фразы подчеркивают, как быстро все меняется в наших представлениях о себе.

    Самооценка тесно связана с целями, которые человек ставит перед собой: чем цель труднее, тем требовательнее он к себе.

    Один человек ставит себе высокие цели и упорно стремится к их достижению. Другой живет по принципу «я - человек маленький», многого не предпринимает, лишь бы избежать неудач. Психологи обнаружили, что, чем менее выражен интерес к самому себе и самоуважение у человека, тем острее он реагирует на возможное расхождение между задуманной целью и полученным результатом. Иногда такое отношение к себе связано с нежеланием участвовать в напряженной деятельности, а также противопоставлением себя окружающим.

    Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего часто люди склонны переоценивать свои возможности. В этом случае говорят о завышенной самооценке. Такие люди вызывают к себе скептическое отношение окружающих. «Он много о себе мнит»,- говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко (заниженная самооценка), то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе. Оказывается, для самооценки личности очень важно, что о тебе говорят за глаза.

    Для того чтобы самооценка и отношение к человеку окружающих совпадали, нужно почаще анализировать свои поступки.

    Так уж получается, что к самоанализу нас обычно побуждают какие-то особенные, критические события: трудности, конфликты, противоречия. Бывает, мы укоряем себя, что поступили так, а не иначе, не сказали и не сделали по-другому. Такой анализ полезен. Он будет еще более эффективным, если в похожих ситуациях мы найдем в себе силы повести себя так, как следовало бы, учесть свои прошлые ошибки.

      Основные понятия

    • Познание человеком мира и себя.

      Термины

    • Ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я».

    Вопросы для самопроверки

    1. Какую роль в познании играют ощущения?
    2. Что такое восприятие, как оно связано с ощущениями?
    3. Чем истина отличается от правдоподобного знания?
    4. Чем познание природы отличается от познания общества?
    5. Охарактеризуйте особенности основных видов познания.
    6. Какую роль играет язык в процессе познания человеком мира?
    7. Из чего слагается «образ Я»?
    8. Как можно повысить самооценку? Какое значение она имеет в жизни человека?

    Задания

    1. Далеко не все ученые признают, что мир познаваем. Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками. Выскажите ваши представления об агностиках: в чем они правы, в чем с ними трудно согласиться.
    2. Приведите примеры, которые опровергают истины, очевидные с точки зрения здравого смысла.
    3. Составьте сравнительную таблицу «Познание природы, общества, самого себя», наметьте линии сравнения, сформулируйте выводы об особенностях познания этих трех объектов.
    4. Известный древнегреческий философ Фалес на вопрос: «Что трудно?» - отвечал: «Познать самого себя». Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.