Бихевиоризм направление в психологии при котором. Общая психология

Во многих высших учебных заведениях почти на каждом факультете читают курс лекций по психологии. Поэтому многих студентов интересуют направления бихевиоризма и другие Подобные знания пригодятся в практической жизни. Психология дает представления о том, как работает психика индивида. Эти знания важны для каждого человека, ведь они дают возможность хорошо понимать себя и других.

Бихевиоризм - это изучающее поведение и активность индивида. Но один из его основателей, Скиннер, называл свое детище в большей степени философией. Он основывался на работах русских ученых в области рефлексологии и идеях дарвинизма. Основоположник течения написал особый манифест, в котором говорил о бессмысленности понятий сознания и подсознания. Особую популярность направление приобрело в XX веке. В какой-то степени бихевиоризм похож на психоанализ, но все же они отличаются. Сторонники бихевиоризма считают, что все понятия о "сознании", "подсознании" и тому подобное достаточно субъективны. Поэтому нельзя использовать наблюдение, достоверны лишь те сведения, которые получены объективными методами.

Бихевиоризм - это направление, основанное на реакциях и стимулах. Именно поэтому его сторонники так любят труды известного русского физиолога Павлова. Под реакцией понимают активность, внешнюю и внутреннюю, прежде всего - это движения. Именно их можно зафиксировать. Стимул же является причиной того или иного поведения. Именно от него зависит характер реакции.

Изначально считалось, что бихевиоризм - это простейшее направление, и формула Уотсона идеальна. Но в ходе дальнейших экспериментов было установлено, что один стимул может вызывать разные реакции или множество реакций. Именно поэтому была выдвинута идея о наличии промежуточного звена между стимулом и реакцией.

Развитие бихевиоризма после Уотсона продолжил Скиннер. Его главной задачей было изучение механизма поведения. Он развивал идею о положительном подкреплении. По мнению Скиннера, положительный стимул влияет на выработку определенного поведения. В ходе научных экспериментов он подтвердил свои мысли. Но в целом воспитание его не интересовало, для него гораздо важнее было изучить механизмы поведения.

По мнению - это которая должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы. Если этого нельзя достичь, то ответа не существует. Для него спорным моментом было и наличие у каждого человека творческого начала. Он не отрицает этого, но и не выказывает поддержки.

В ходе своей научной деятельности Скиннер пришел к выводу, что человек формируется под влиянием общества. Он отрицал идеи Фрейда о том, что каждый сам создает себя как личность.

Но все же бихевиористы допустили несколько ошибок. Первая заключалась в том, что любое действие нужно рассматривать в совокупности с конкретной личностью. Вторая ошибка заключалась в нежелании понять, что стимул может вызывать множество различных реакций. Даже если он был произведен в одинаковых условиях.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior - поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология .

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение,

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I - психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула: S- I-R.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior - поведение. Терминбихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять. Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно бывает положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает стремление избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, его расположенность к тому или иному реагированию: навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, а также пластичность, помогающая образовывать новые навыки, и способность их удержать и сохранить, чтобы приспособиться к среде. Это значит, что личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Человека бихевиористы понимают как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать его на требуемое поведение

Социальная практика

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Бихевиоризм значим в области педагогики. Так в системе образования США популярны подходы, основанные на идеях бихевиоризма, которые используются как для улучшения показателей - учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и дляинклюзиидетей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социализацией (например, сРАС) в общеобразовательные классы. Наиболее разработанным являетсяприкладной анализ поведения- технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения. Прикладной анализ поведения стал единственной конкретной методикой, рекомендуемой для применения в школах Законом о совершенствовании образования лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Improvement Act, 2004).

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека - этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

24. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ ВЗГЛЯДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

    Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

    Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

    Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

    Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

    Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

    Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

    Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

Основные идеи, факты и принципы гештальт-психологии

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

    Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

    Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

    Решение сложившейся проблемы;

    Принятие решения;

    Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Билет 25

Основные идеи гуманистической психологии и их влияние на теорию и практику оказания психологической помощи.

Гуманистическая психология-направление психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, способную к самоактуализации, присущей только человеку. (Маслоу, Олпорт, Мюррей)

*Гуманистическая психология-протест бихевиоризму(поведенческая) и психоанализу(бессознательное) Предмет анализа: ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность, самоактуализация личности.

Основные идеи : 1) Каждый человек уникален; 2) Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 3) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации; 4) Человек обладает определенной степенью свободы от внешнего благодаря смыслам и ценностям; 5) Человек - активное, творческое существо.

*При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать свой потенциал, поэтому работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических средств. *Лечебными факторами являются поддержка клиента, эмпатия, стимулирование осуществления выбора и принятия решений. *Важнейшим базовым утверждением специалистов-гуманистов является то, что КАЖДЫЙ содержит потенциал выздоровления.; человек уникален.

Билет 26

Психофизиологические основы психической деятельности человека: особенности функционирования нервной системы, типы высшей нервной деятельности и их влияние на психическую деятельность человека.

Психическая деятельность человека - все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания.

Нервные волокна, Нервная система, Нервные клетки (проводники раздражений),(сборный пункт для раздражений) Центральная Периферическая (пучки,нервы), (мозг,продолговатый мозг,спиной мозг); Симпатическая (связь с мозгом с помощью нервов); Половины левая правая (образы,интуиция,чувство),(язык,логика). В основе психической деятельности лежит механизм удовлетворения потребностей разных уровней (физиологических, психологических, социальных, духовных). Типы высшей нервной деятельности - прирожденная, природная особенность нервной системы, представляющая собой «те или другие комплексы основных свойств нервной системы». Павлов, проводя эксперименты с собаками, выявил, что основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Так выделили три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности: 1. Сила процессов возбуждения и торможения. 2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. 3. Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения - способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Типы нервных систем: 1 .Сильный (сильное возбуждение, торможение, подвижность); 2 .Безудержный (сильное возбуждение, подвижность, слабое торможение); 3 .Инетрный(сильное возбуждение, торможение, слабая подвижность); 4 .Слабый (слабое возбуждение, торможение, подвижность).

Способность человека к осуществлению той или иной деятельности зависит от его НС. Сильному типу легче быстро втянуться в работу, чем слабому, а безудержному сложнее переключиться, чем инертному.

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.

В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма.

Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

История и задачи

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.

На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.

Как завоевать интерес мужчины? Читай в статье.

Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.

Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха».

Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.

Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.

Подходы

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.

Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Методы

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.

Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Как заинтересовать взрослого мужчину? Читай далее.

Настоящий мужчина: какой он? Ответы здесь.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Видео: Бихевиоризм

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Миссия бихевиоризма - перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». - Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Джон Уотсон - основатель бихевиоризма

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии - подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход - шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) - любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход - один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации - по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →

Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко з.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм в психологии – это направление, которое утверждает, что такого самостоятельного психологического явления, как сознание, не существует, а приравнивается оно к поведенческим реакциям на тот или иной раздражитель.

Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни. Данная теория в свое время в психологии произвела настоящий фурор.

Суть понятия

Что же такое бихевиоризм? Слово это имеет английское происхождение от behaviour, что переводится как «поведение». Со времени своего появления теория бихевиоризма изменила на несколько десятков лет образ всей американской психологии, поскольку она радикально преобразовала все предыдущие научные представления об устройстве психики человека.

Основатель бихевиоризма, американский ученый Джон Уотсон, рассматривая поведенческие реакции организма на внешние факторы, считал, что определяющим фактором поведения является стимул. Получается, что в бихевиоризме Джон Уотсон утверждал: человек поступает так или иначе на протяжении своей жизни, учитывая внешние стимулы.

Если говорить в широком смысле, то рассматриваемое нами течение психологии появилось как противоположность основного по тем временам (конец 19 века) метода изучения психики – интроспекции. Последний стали критиковать за недостаток объективных измерений и, как следствие, нелогичность получаемых результатов.

Основателем бихевиоризма с философской точки зрения считается Джон Локк, который полагал, что человек появляется на свет как чистый лист и на протяжении жизни формируется его личность под действием внешней среды.

Еще одним основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон, предложивший систему, которая определила поведение не только человека, но и всех животных: стимул извне вызывает внутреннюю реакцию и определяет поступки. Эта идея получила широкое распространение во многом благодаря тому, что вышеуказанные понятия можно измерить. При этом в социальной психологии стали считать, что поступки человека можно не только предугадывать, но контролировать и даже формировать его поведение.

Различные теории

Психология бихевиоризма нашла подтверждение своих постулатов в экспериментах российского физиолога Ивана Павлова. Изучающий поведение животных, он доказал, что под воздействием определенных стимулов у них формируются рефлексы. Получается, что выработка условных рефлексов может позволить формировать нужное обществу поведение.

Основные принципы бихевиоризма Джон Уотсон определил в ходе исследования поведения младенцев. Он установил, что у малышей существует всего три главных инстинктивных реакции – страх, любовь и гнев, а все остальное является вторичным. Несмотря на то что формирование сложных конфигураций поведения детально ученый не описал, его основные идеи были весьма распространены в социологии, социология и сейчас во многом на них опирается.

Немаловажный вклад в становление бихевиоризма внес Э. Торндайк. Он ставил свои эксперименты на птицах и грызунах и пришел к выводу, что причина изменений в поведении любого живого существа может заключаться только в пробах и ошибках. Причем исследователь детально проследил связь между поведением и разными ситуациями.

Торндайк был убежден, что исходным моментом для движения всегда должна являться какая-либо проблемная ситуация, которая заставляет живое существо приспосабливаться к ней и находить определенный выход. Психология человека, по его мнению, формируется на фоне дискомфорта либо удовольствия.

Основные понятия

Джон Уотсон утверждал, что бихевиоризм как наука о поведении базируется на следующих постулатах:

  • Предмет психологии – поведение живых существ.
  • Все психологические и физические функции человека зависят от его поведения.
  • Исследования поведения должны базироваться на том, как организм воздействует на раздражители извне.
  • Если знать характер раздражителя, можно предопределить реакцию на него и таким образом контролировать поведение людей.
  • Психология основывается на рефлексах, которые у человека могут быть врожденными или приобретенными.
  • Теория личности основана на поведении, которое зависит от закрепленных реакций на тот или иной раздражитель.
  • Речь и мышление человека должны считаться навыками.
  • Главный психологический механизм, призванный удерживать навыки, – память.
  • На протяжении жизни психика человека развивается, поэтому, учитывая условия, может меняться отношение человека к ситуации и его поступки.
  • В социальной психологии большое значение отводится эмоциям, которые являются положительными или отрицательными реакциями на раздражители.

Плюсы и минусы

У каждого научного течения есть как сторонники, так и противники. В связи с этим критика бихевиоризма тоже имеет место быть. Социальный бихевиоризм обладает как рядом достоинств, так и определенными недостатками.

Начнем с того, что для своего времени это была теория, которая произвела настоящий фурор, однако предметом изучения бихевиористов выступало только поведение, что было однобоко и даже немного неадекватно, потому что полностью отрицалось сознание как явление.

Общая характеристика бихевиоризма сводилась к тому, что изучалось только внешнее поведение человека и животных, без учета ненаблюдаемых психических реакций, они просто-напросто игнорировались. Идея бихевиоризма сводилась к тому, что поведение человека можно контролировать, но при этом никакого внимания не уделялось внутренней активности индивида.

Бихевиоральный подход основывался на экспериментах, которые преимущественно проводились над грызунами или птицами, при этом большой разницы между поведением человека и животных не предполагалось. Наибольшей критике бихевиоризм подвергся в социологии, социология считает, что в рассматриваемой нами теории был несправедливо отброшен в сторону социальный фактор формирования личности.

Разнообразие течений

Бихевиоризм – это направление в психологии, разделившееся на ряд течений. Одним из самых популярных и распространенных стал когнитивный бихевиоризм, появившийся в 60-е годы прошлого века благодаря Э. Толмену.

Это течение основывалось на том, что психология человека не может ограничиваться цепочкой «стимул – реакция». В середине нее обязательно должен быть промежуточный этап, который был назван «когнитивное представление» (или «знак-гештальт»). Получается, что человек реагирует на стимул не просто так, а с определенной мерой осознания и запоминания предыдущей подобной реакции.

Стоит рассмотреть также, чем отличаются понятия «бихевиоризм» и «необихевиоризм». Второе течение возникло тогда, когда ученые стали задумываться о неоправданной простоте схемы «стимул – поведение».

Они начали применять такое понятие, как «черный ящик» – какое-то явление, замедляющее или, наоборот, ускоряющее реакцию на раздражитель, а возможно, и вовсе тормозящее ее. Таким образом, краткий смысл необихевиоризма в том, что поступки человека хотя и зависят от стимулов, но все же являются осознанными и целенаправленными.

Не менее интересен радикальный бихевиоризм. Сторонники этого течения считали человека просто биологической машиной, которую можно при помощи специальных стимулов запрограммировать на выгодное для общества поведение. То есть психология, сознание, цели – все это не играет никакой роли. Есть лишь стимул (внешний раздражитель) и реакция на него.

Бихевиоризм, как уже отмечалось, изучается не только психологическими науками, но и, например, в социологии, социология включает даже отдельный подраздел – социальный бихевиоризм. Сторонники этого течения склонны к мнению, что нельзя изучать поведение человека, основываясь только на стимулах и реакциях, – обязательно нужно учитывать как личностные характеристики индивида, так и его социальный опыт.

Стоит отметить, что у бихевиоризма как у научного течения был целый ряд недостатков. Вследствие этого его признали-таки несостоятельным. И это не удивительно: личности в бихевиоризме рассматривались как биологические образцы, а основой течения были разнообразные эксперименты.

Их тщательно продумывали, работали над тем, чтобы все шло как нужно, но порой ученые настолько увлекались своими «играми», что вовсе забывали про предмет своего исследования. Причем человек зачастую отождествлялся с крысами или голубями, при этом представители бихевиоризма вовсе не учитывали тот факт, что человек, в отличие от всех других животных организмов, обладает сознанием и его психология – нечто более тонкое и совершенное, нежели просто реакция на какой-нибудь стимул.

Получается, что предаваясь бихевиоризму, основные положения которого мы описали выше, психологи утверждали, что поведением человека можно манипулировать, если правильно стимулировать его реакции. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование, но все же человека с животными отождествлять вряд ли стоит.

И самый главный совет

  • Роль Торндайка в бихевиоризме

    Предпосылкой становления бихевиоризма явились эксперименты Э. Торндайка, который исследовал динамику научения животных и пришел к выводу о том, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение.

    Основоположником бихевиоризма принято считать американского ученого Д. Уотсона. Задачу психологии он видел в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом Уотсон отрицал существование сознания и необходимость его изучения. Ученый считал, что поведение - это система реакций, обусловленных внешним воздействием - стимулом (S-R). Уотсон исходил из положения о прижизненности формирования психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций (известные опыты с кроликом).

    Новый этап в развитии бихевиоризма связан прежде всего с именами Э. Толмена и К. Халла.

    Толмен - основатель необихевиоризма

    Э. Толмен был одним из основателей необихевиоризма. Проводя эксперименты на животных, Толмен преобразовал схему Уотсона « стимул - реакция » в схему « стимул - промежуточная переменная - реакция» (S-0-R). Под промежуточной переменной он имел виду недоступные прямому наблюдению феномены и факторы (цели, ожидания, установки, знания).

    Идеи Толмена получили развитие в работах К. Халла. В своей теории он выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Например, вторичным подкреплением является определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим первичным подкреплением - кормлением. В целом теория Халла напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую.

    Скиннер и его роль в развитии необихевиоризма

    Центральной фигурой бихевиористического направления можно назвать Б. Скиннера. Он разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением. В своих экспериментах по оперантному научению Скиннер разбивал сложную реакцию на ряд простых операций. Такое обучение шло быстрей и было намного устойчивей. Метод Скиннера позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих детей.

    Развитием взглядов Толмена и Скиннера стали теории социального научения.

    Одним из первых к проблемам личности и ее социализации обратился Д. Мид. В своих работах он показал, каким образом рождается осознание своего «Я». Мид полагал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлении, которые существуют у других людей относительно этого человека.

    Сам термин «социальное научение» был введен Д. Роттером. Роттер изучал индивидуальные различия в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Часть людей считает, что подкрепление - дело случая или судьбы (экстерналъ-ный локус контроля). Другая часть уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления (интерналъный - внутренний - локус контроля). Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы душевно и физически. Было выявлено также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания.

    Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Таким образом, Бандура вводит понятие косвенного подкрепления. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Им были разработаны программы коррекции отклоняющегося поведения.

    Работы представителей бихевиоризма расширили область психологических исследований; внесли новые методы изучения психических процессов; обогатили психологию знанием законов и механизмов научения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания.

    Защитные механизмы личности « | » Гештальтпсихология кратко

    Психологические системы, лежащие в основе модульного обучения. Бихевиоризм и теория обучения. Педагогическая реализация модульной технологии обучения в системе профтехобразования. Модернизация образования Украины в контексте Болонского процесса.

    / Бихевиоризм

    Бихевиоризм как одна из основных научных школ психологии. Классический бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон)

    Бихевиоризм (англ. ЪеЬауюг - поведение) в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

    Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (8 -

    Основной метод классического бихевиоризма - объективное наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды

    Предмет исследования: поведение человека и животных (поведение как совокупность реакций на внешние стимулы).

    Основной принцип: биологический детерминизм

    Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон.

    Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

    Бихевиоризм сложился в русле объективистского понимания принципов научности, предполагавшего возможность построения такой науки о человеке, которая бы базировалась на тех же самых методологических основаниях, что и естественные науки, и опиралась в своих выводах на наблюдение и эксперимент. Как общая объяснительная теория психических процессов бихевиоризм уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию.

    Эдвард Ли Торндайк (Ес1\уагс1 Ьее ТЬогпсИке)

    Считается непосредственным основоположником бихевиоризма. Проводил исследования, изучая поведение животных. Они были направлены на выход из «проблемного ящика». Под этим термином Торндайк подразумевал экспериентальное устройство, в которое помещались подопытные животные. Если они выходили из ящика, то получали подкрепление рефлекса. Результаты исследований отображались на определённых графиках, которые он назвал «кривые научения». Благодаря этим экспериментам Торндайк сделал вывод, что животные действуют методом «проб, ошибок и случайного успеха».

    «Проблемная клетка», разработанная Торндайком в 1911 году. Кошка, помещенная в такую клетку,

    должна была методом проб и ошибок научиться нажимать на деревянную педаль,

    что благодаря системе блоков и веревок позволяло открывать дверцу.

    «Закон упражнения»: (англ. Ьа\у о!7 ехегс1зе) гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем («повторение - мать учения»).

    «Закон эффекта» (англ. Ьа\у оГейес!) заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием, усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие - ослабляет.

    Следует отметить, что «научение» Торндайк характеризует как связь между стимулом и реакцией, сила которого оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул. Первым начал использовать двучленную схему 8-К.

    Джон Бродес Уотсон (1о1т Вгоас1и§ \Уа1§оп, 1878 - 1958)

    У о тс о н критикует Вундта за субъективизм и оторванность от практики, а новая психология должна стать объективной и практически полезной. Цель его психологического изучения - предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула.

    24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) - «Психология с точки зрения бихевиориста»,чем и положил оффициальное начало бихевиоризма.

    Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер, иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного

    мальчика, известного в анналах психологии под именем «Маленький Альберт». Как и многие дети, Альберт вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (условный стимул) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (безусловный стимул). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (условный рефлекс) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное. Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы, напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания. К сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводилось исследование) до того, как Уотсон и Рейнер смогли угасить у ребенка страхи, которые они обусловили. О «Маленьком Альберте» больше никогда не слышали.

    Личность как таковая не рассматривается. Формирование личности - результат научения: подкрепление одних типов поведения и гашение других. Бихевиористы считают, что вообще незачем строить теории о глубинном строении личности, достаточно лишь проанализировать, как происходило научение индивида в прошлом и благодаря каким обстоятельствам поведение индивида сохранилось в настоящем.

    Более того, бихевиоризм вообще делает бессмысленной саму необходимость наличия отдельного концепта личности. У Павлова, например, он заменяется на «объект научения».

    В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых

    свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

    В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в

    СССР в 1920- 1930-е гг. «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология» В. М. Бехтерева.

    Использование научных методов,

    В предмет исследования вошло поведение,

    Эффективные методики терапии нарушенного поведения.

    Нет разности между человеком и животным. Смотрите также:

    Необихевиоризм и его основные направления (когнитивный бихевиоризм Толмена. оперантный бихевиоризм Б. Скиннера

    Социобихевиоризм и теория социального научения (Д. Мид. Д. Доллард. Н. Миллер. Дж. Роттер. А. Бандура).

    1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.

    2. Кузнецова Н.В. Лекции по когнитивно-поведенческой психотерапии.

    3. Морозова Т.В. Лекции по истории психологии.

    4. Хьелл Л., Зиглер. Д. Теории личности. 3-е международное издание. СПб., 1997.

    Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в.

    Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма. необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

    Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма. (Э. Ч. Толмен4), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

    Подобно своим предшественникам, «классическим бихевиористам», Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул - реакция» и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал «промежуточными переменными.

    Э.Толмен ввёл промежуточные переменные - цели, намерения, гипотезы, познавательные карты и т.п. В результате схема необихевиоризма приняла вид: 8 - V - К, где 8 - стимул, V - промежуточные переменные, К - реакция.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

    Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

    Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

    Определение

    Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно - английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

    Суть бихевиоризма

    Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

    Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

    Мотивы возникновения бихевиоризма

    Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

    В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

    Теория Павлова

    Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

    В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

    Исследования Торндайка

    На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» - связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

    То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

    За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация - реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

    • отправная точка – проблемная ситуация;
    • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
    • он активно ищет соответствующую линию поведения;
    • и выучивается новым приемам методом упражнения.

    Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

    Положения бихевиоризма

    Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

    1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
    2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
    3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
    4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
    5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
    6. Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
    7. Речь и мышление также следует считать навыками.
    8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
    9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
    10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
    11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

    Плюсы и минусы бихевиоризма

    В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

    1. Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
    2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
    3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
    4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
    5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

    Представители бихевиоризма

    Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

    Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

    Другие течения бихевиоризма

    И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

    Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

    Бихевиоризм и психоанализ

    Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» - и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

    Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.

  • Бихевиоризм в психологии – это направление, которое утверждает, что такого самостоятельного психологического явления, как сознание, не существует, а приравнивается оно к поведенческим реакциям на тот или иной раздражитель.

    Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни. Данная теория в свое время в психологии произвела настоящий фурор.

    Суть понятия

    Что же такое бихевиоризм? Слово это имеет английское происхождение от behaviour, что переводится как «поведение». Со времени своего появления теория бихевиоризма изменила на несколько десятков лет образ всей американской психологии, поскольку она радикально преобразовала все предыдущие научные представления об устройстве психики человека.

    Основатель бихевиоризма, американский ученый Джон Уотсон, рассматривая поведенческие реакции организма на внешние факторы, считал, что определяющим фактором поведения является стимул. Получается, что в бихевиоризме Джон Уотсон утверждал: человек поступает так или иначе на протяжении своей жизни, учитывая внешние стимулы.

    Если говорить в широком смысле, то рассматриваемое нами течение психологии появилось как противоположность основного по тем временам (конец 19 века) метода изучения психики – . Последний стали критиковать за недостаток объективных измерений и, как следствие, нелогичность получаемых результатов.

    Основателем бихевиоризма с философской точки зрения считается Джон Локк, который полагал, что человек появляется на свет как чистый лист и на протяжении жизни формируется его личность под действием внешней среды.

    Еще одним основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон, предложивший систему, которая определила поведение не только человека, но и всех животных: стимул извне вызывает внутреннюю реакцию и определяет поступки. Эта идея получила широкое распространение во многом благодаря тому, что вышеуказанные понятия можно измерить. При этом в социальной психологии стали считать, что поступки человека можно не только предугадывать, но контролировать и даже формировать его поведение.

    Различные теории

    Психология бихевиоризма нашла подтверждение своих постулатов в экспериментах российского физиолога Ивана Павлова. Изучающий поведение животных, он доказал, что под воздействием определенных стимулов у них формируются рефлексы. Получается, что выработка условных рефлексов может позволить формировать нужное обществу поведение.

    Основные принципы бихевиоризма Джон Уотсон определил в ходе исследования поведения младенцев. Он установил, что у малышей существует всего три главных инстинктивных реакции – страх, любовь и гнев, а все остальное является вторичным. Несмотря на то что формирование сложных конфигураций поведения детально ученый не описал, его основные идеи были весьма распространены в социологии, социология и сейчас во многом на них опирается.

    Немаловажный вклад в становление бихевиоризма внес Э. Торндайк. Он ставил свои эксперименты на птицах и грызунах и пришел к выводу, что причина изменений в поведении любого живого существа может заключаться только в пробах и ошибках. Причем исследователь детально проследил связь между поведением и разными ситуациями.

    Торндайк был убежден, что исходным моментом для движения всегда должна являться какая-либо проблемная ситуация, которая заставляет живое существо приспосабливаться к ней и находить определенный выход. Психология человека, по его мнению, формируется на фоне дискомфорта либо удовольствия.

    Основные понятия

    Джон Уотсон утверждал, что бихевиоризм как наука о поведении базируется на следующих постулатах:

    • Предмет психологии – поведение живых существ.
    • Все психологические и физические функции человека зависят от его поведения.
    • Исследования поведения должны базироваться на том, как организм воздействует на раздражители извне.
    • Если знать характер раздражителя, можно предопределить реакцию на него и таким образом контролировать поведение людей.
    • Психология основывается на рефлексах, которые у человека могут быть врожденными или приобретенными.
    • Теория личности основана на поведении, которое зависит от закрепленных реакций на тот или иной раздражитель.
    • Речь и мышление человека должны считаться навыками.
    • Главный психологический механизм, призванный удерживать навыки, – память.
    • На протяжении жизни психика человека развивается, поэтому, учитывая условия, может меняться отношение человека к ситуации и его поступки.
    • В социальной психологии большое значение отводится эмоциям, которые являются положительными или отрицательными реакциями на раздражители.

    Плюсы и минусы

    У каждого научного течения есть как сторонники, так и противники. В связи с этим критика бихевиоризма тоже имеет место быть. Социальный бихевиоризм обладает как рядом достоинств, так и определенными недостатками.

    Начнем с того, что для своего времени это была теория, которая произвела настоящий фурор, однако предметом изучения бихевиористов выступало только поведение, что было однобоко и даже немного неадекватно, потому что полностью отрицалось сознание как явление.

    Общая характеристика бихевиоризма сводилась к тому, что изучалось только внешнее поведение человека и животных, без учета ненаблюдаемых психических реакций, они просто-напросто игнорировались. Идея бихевиоризма сводилась к тому, что поведение человека можно контролировать, но при этом никакого внимания не уделялось внутренней активности индивида.

    Бихевиоральный подход основывался на экспериментах, которые преимущественно проводились над грызунами или птицами, при этом большой разницы между поведением человека и животных не предполагалось. Наибольшей критике бихевиоризм подвергся в социологии, социология считает, что в рассматриваемой нами теории был несправедливо отброшен в сторону социальный фактор формирования личности.

    Разнообразие течений

    Бихевиоризм – это направление в психологии, разделившееся на ряд течений. Одним из самых популярных и распространенных стал когнитивный бихевиоризм, появившийся в 60-е годы прошлого века благодаря Э. Толмену.

    Это течение основывалось на том, что психология человека не может ограничиваться цепочкой «стимул – реакция». В середине нее обязательно должен быть промежуточный этап, который был назван «когнитивное представление» (или «знак-гештальт»). Получается, что человек реагирует на стимул не просто так, а с определенной мерой осознания и запоминания предыдущей подобной реакции.

    Стоит рассмотреть также, чем отличаются понятия «бихевиоризм» и «необихевиоризм». Второе течение возникло тогда, когда ученые стали задумываться о неоправданной простоте схемы «стимул – поведение».

    Они начали применять такое понятие, как «черный ящик» – какое-то явление, замедляющее или, наоборот, ускоряющее реакцию на раздражитель, а возможно, и вовсе тормозящее ее. Таким образом, краткий смысл необихевиоризма в том, что поступки человека хотя и зависят от стимулов, но все же являются осознанными и целенаправленными.

    Не менее интересен радикальный бихевиоризм. Сторонники этого течения считали человека просто биологической машиной, которую можно при помощи специальных стимулов запрограммировать на выгодное для общества поведение. То есть психология, сознание, цели – все это не играет никакой роли. Есть лишь стимул (внешний раздражитель) и реакция на него.

    Бихевиоризм, как уже отмечалось, изучается не только психологическими науками, но и, например, в социологии, социология включает даже отдельный подраздел – социальный бихевиоризм. Сторонники этого течения склонны к мнению, что нельзя изучать поведение человека, основываясь только на стимулах и реакциях, – обязательно нужно учитывать как личностные характеристики индивида, так и его социальный опыт.

    Стоит отметить, что у бихевиоризма как у научного течения был целый ряд недостатков. Вследствие этого его признали-таки несостоятельным. И это не удивительно: личности в бихевиоризме рассматривались как биологические образцы, а основой течения были разнообразные эксперименты.

    Их тщательно продумывали, работали над тем, чтобы все шло как нужно, но порой ученые настолько увлекались своими «играми», что вовсе забывали про предмет своего исследования. Причем человек зачастую отождествлялся с крысами или голубями, при этом представители бихевиоризма вовсе не учитывали тот факт, что человек, в отличие от всех других животных организмов, обладает сознанием и его психология – нечто более тонкое и совершенное, нежели просто реакция на какой-нибудь стимул.

    Получается, что предаваясь бихевиоризму, основные положения которого мы описали выше, психологи утверждали, что поведением человека можно манипулировать, если правильно стимулировать его реакции. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование, но все же человека с животными отождествлять вряд ли стоит. Автор: Елена Рагозина