Афоризмы про прошлое. Цитаты о прошлом

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» (Конфуций).

Υ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Как связаны добро и правоохранительная деятельность?

2. Как действуют нравственные принципы в профессиональной деятельности сотрудника ОВД?

3. Что такое профессиональная честь?

4. Является ли лоббирование, рейдерство и использование административного ресурса – завуалированными формами коррупции?

5. Как должен вести сотрудник в условиях нравственного конфликта и нравственной неопределенности?

ΥΙ. ЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ. Напишите сочинение на тему: Предательство.

Вариант 10

РАБОТА НАД ТЕРМИНАМИ. Разбейте следующие термины по темам (тема 1 «Мировоззренческие основы службы в ОВД»; тема 2 «Профессионально-этические основы противодействия коррупции»), найдите их значения и составьте терминологический словарик к каждой теме.

Моральное бытие. Нравственная деятельность. Справедливость. Стыд. Милосердие. Принцип гуманизма. Моральный долг. Авторитет сотрудника. Ненадлежащая выгода. Преданность интересам службы.

ΙΙ. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ТЕКСТА. Проведите анализ следующего текста, составьте его логическую схему, выделите основные понятия, дайте им определения:

Ненадлежащей выгодой сотрудника органов внутренних дел считается получение им в результате коррупционных действий денежных средств, материальных или нематериальных благ, преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством. Основанием получения ненадлежащей выгоды выступает корыстная мотивация сотрудника, направленная на незаконное личное обогащение или создание условий для такового. В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.

Получение или вручение сотрудниками подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее - подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределенности, способствовать возникновению конфликта интересов. Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, сотрудник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов. (См.: Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД от 24.12.08 № 1138. – Гл.7, ст.26-27).



ΙΙΙ. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА. Составьте конспект статьи: А.Ф. Кони. Нравственные начала в уголовном процессе // Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – С.145-150.

ΙΥ. УПРАЖНЕНИЯ. Выполните упражнения:

1. На практическом занятии возник спор о соотношении целей и средств в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Слушатель Петров: «Я считаю, что благая цель оправдывает любые средства. Так, следователь, имитируя знание деталей преступления, может получить признание подследственного».

Слушатель Сидоров: «Я считаю, что следует применять только такие средства, которые являются одновременно и нравственными, и целесообразными. В противном случае действия сотрудника будут безнравственны».

Слушатель Раков: «Я считаю, что цель определяет ценность средств. Нравственный характер цели делает нравственными и средства, которые соответствуют этой цели. Правильно выбранные средства позволяют цель реализовать, т.е. добиваться результата».

§ 13. Освоение человеком культуры

Вхождение человека в мир культуры. Культура – это новая сверхприродная реальность, сложившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей. Вхождение человека в культуру начинается с момента его рождения, поскольку жизнь ребёнка протекает во многом не так, как жизнь детёнышей животных. Он окружён множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребёнка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспособлен к перемещению на четырёх конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, чем простое передвижение. В дальнейшем это будут руки токарей или скрипачей, каменщиков или скульпторов – руки культурного человека.

У ребёнка развиваются специфические человеческие органы речи, слуха, зрения. Они предназначены для языкового общения, чтения текстов и т. д. Ребёнку прививаются определённые привычки, правила поведения, у него формируются различные качества, которые делают его культурным существом и приобщают к культуре. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. Образование представляет собой социально обусловленный процесс выявления природных задатков и возможностей человека. Им нужно придать новую направленность, развить их так, чтобы человек действительно стал носителем культуры. Для новорождённого культура является чем-то внешним, и только в процессе образования она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей жизни. В каждом возрасте решаются свои задачи образования.

Направленность развития личности в процессе образования во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабление других черт личности. Например, американская культура требует от личности энергичности, раскованности в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в американской культуре. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы её духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Но, конечно, на повседневном уровне она тоже ориентирована на жизненно-практические ценности.

Каждая культура определяет не только формы трудовой, хозяйственной деятельности человека, но и традиционные способы отдыха, получения удовольствий, расслабления. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно старые вещи, скопившиеся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в жизни, лишает её ценности и смысла. Так, у всех народов в почёте добросовестный труд, нравственная зрелость, образованность.

От самого индивида, а не только от внешних условий, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьёт ли в себе лучшие качества, станет ли человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя культурных ценностей. Чтобы стать настоящей личностью, гражданином, надо овладеть теми ценностями, которые выработала культура, освоить её сокровища, осознать силу её традиций и идеалов.

Семья как носитель культурных традиций и ценностей. Семейный уклад жизни воспроизводит традиции национальной культуры, приобщает к ним новые поколения людей.

В семье детям прививаются основные жизненные умения и навыки, необходимые в быту. Например, отец обучает сына забивать гвозди, мастерить, мать учит детей поддерживать чистоту в доме. От того, насколько данная практика развита, зависит не только будущее ребёнка, но и развитие общества в целом. В семье ребёнок получает множество очень нужных для жизни практических знаний.

Материальная культура семьи – это не просто вещи и деньги, а установка на сохранение и разумное использование имущества. Подлинно хозяйское обращение с имуществом ведёт к росту материального благосостояния. Приобщение детей к материальной культуре в семье помогает им подготовиться к правильному ведению самостоятельного хозяйства. В той семье, где заботятся о доме и правильно организуют быт, дети с ранних лет учатся дорожить результатами труда как своего, так и других людей, бережно относятся к общественному достоянию.

От семьи во многом зависит приобщение детей к ценностям традиционной физической культуры. Если, например, отец вместе с детьми делает утреннюю зарядку, ходит с сыном в баню и на спортплощадку, это способствует формированию здоровья и отдельного человека, и всей нации.

Важной частью духовной культуры семьи являются семейные предания, биографии предков, реальные и легендарные. Эти примеры помогают осваивать основные формы социального опыта. Например, у кочевых народов древности члены семьи знали всех родственников до девятого колена. Эти сведения дети получали ещё до того, как входили во взрослую жизнь. Биографии великих предков составляют семейный эпос, который даёт пример поведения в жизни и во многом определяет образ мыслей и даже образ жизни членов семьи, формируя у них чувство сопричастности своему роду и народу. Так, у дворян понятия «родовой честь», «долг», «преданность интересам Родины» всегда были непосредственно связаны с семейной традицией. Об этом хорошо сказал А. С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

В развитии духовной культуры семьи большое значение имеет профессиональный опыт родителей. К примеру, дети профессионалов, мастеров своего дела сами, как правило, становятся профессионалами, добросовестными и инициативными тружениками. Так возникают трудовые династии.

Таким образом, семья соединяет в себе проявления многих основных форм культуры. Она одновременно ведёт хозяйственную и управленческую деятельность, поддерживает физическое здоровье своих членов и закладывает прочные основы их духовного развития, нравственного поведения через следование традициям.

Школа как феномен культуры. Школа – это учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения. Она служит фундаментом современной культуры и, более широко, всей жизнедеятельности общества, ибо готовит детей к самостоятельной жизни.

Школа как специализированное учреждение образования возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и всё более разнообразного опыта ведёт к появлению письменности. Поскольку значимые для общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым предстоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать, а также обучить арифметическим действиям. В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное. Школа приобщает учеников к той части опыта, накопленного в культуре, которая признаётся особенной важной. Повседневные знания и опыт ученики обычно приобретают вне её. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

Школа – это специально организованная образовательная среда, которая включает учителей, учеников, определённые средства обучения и т. д.

Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живёт ученик и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она моделирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признаёт важным, так как объём такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения в школе отбираются лишь те сведения, научные результаты и выводы, которые понятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы систематизировать изучаемый материал и с его помощью показать, как устроен мир, как взаимосвязаны в нём явления, процессы. Это означает, что школа призвана сформировать у учеников современное мировоззрение.

Школа не только даёт знание основных фактов и их связей, законов и закономерностей, но и вооружает понятийным аппаратом, общим для разных наук и разных видов человеческой деятельности. Получая образование, школьник обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные процессы и т. д. Школа - модель общества, его культуры. Однако она не просто копирует организацию общественной жизни, а отбирает в ней самое лучшее, защищая личность ученика от разлагающих влияний, отрицательных воздействий, которые могут исходить из его окружения. Школа сохраняет и передаёт новым поколениям то лучшее из социального опыта, что нужно сберечь и развить. Её призвание – содействовать прогрессу культуры общества, развитию культуры личности.

Ещё одна важная функция школы - способствовать установлению социального равенства. Она создаёт для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в самостоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, что тоже очень важно в современной, столь динамичной жизни.

Некоторые выводы

1. Процесс образования осуществляется в течение всей жизни и на каждом из её этапов имеет свои особенности. В целом образование – это способ вхождения человека в культуру, освоение её ценностей и норм.

2. Семья – хранитель культурной традиции; именно в ней начинается приобщение личности к культуре.

3. Ключевую роль в обеспечении преемственности культуры и передаче её достижений новым поколениям людей играет школа. Она даёт ученикам не только знания, но и опыт деятельности в качестве носителей культуры.

Вопросы и задания

    Что, на ваш взгляд, входит в материальную и духовную культуру семьи?

    В чём вы видите значение семейного предания в развитии культуры?

    Великий русский учёный и общественный деятель Д. И. Менделеев утверждал: «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Согласны ли вы с этим высказыванием?

    Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь экономики и образования? образования и политики? образования и нравственности?

    Писатель К. Симонов отмечал: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным». Прокомментируйте данное утверждение.

    Римский философ Сенека писал: «Конец пришёл добрым нравам! Торже-ствует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится всё хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети». Что в словах древнеримского философа звучит актуально и в наши дни? С чем мы можем не согласиться? Поясните почему?

Практикум

1. Античный философ Протагор выдвинул положение о том, что «человек есть мера всех вещей». Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Игра «эстафета культуры» (5-8 участников). Участники игры по очереди дают определение культуры. В первом туре – из учебника. При этом тот, кто не может сформулировать определение, выбывает из игры. Во втором туре требуется дать своё, оригинальное, определение культуры на основе известных. По итогам второго тура участники путём голосования могут решить, чьё определение было наиболее оригинальным и интересным для анализа.

3. В первобытном обществе был распространён обряд инициации (от лат. initium - начало), когда юношей и девушек переводили в категорию взрослых. При этом им наносили порезы на тело, делали татуировки, заставляли их выполнять трудные и неприятные действия. С чем, на ваш взгляд, это было связано? Существуют ли современные культурные «инициации»?

4. Сравните два высказывания и определите позиции их авторов относительно природы творчества: 1) «Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени» (Р. Вагнер) и 2) «Творчество – это самозабвенное служение искусству народа» (В. В. Качалов).

5.Оливер Кромвель сказал: «Быть ищущим – почти то же, что стать нашедшим: кто раз начал искать, тот не успокоится до конца. Счастливы нашедшие, но счастливы и ищущие». Такая оценка творческого поиска соответствует массовой или элитарной культуре?

6. Сопоставьте два высказывания об источниках гениальности и определите свою позицию по этому вопросу: 1) «Выдающиеся умы, подобно книгам, имеют свою судьбу. И нельзя сказать, что судьба их «куётся» ими самими. Она определяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного развития человечества» (Г. В. Плеханов) и 2) «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатом» (А. Эйнштейн).

7. Попробуйте дать своё определение массовой культуры. Какую роль она играет в жизни общества? Если она «низкая», то зачем она нужна?

8. Какова роль школы в развитии культуры? Прокомментируйте слова французского писателя В. Гюго: «Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ – значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит цивилизовать его».

9.Выделяют несколько типичных сценариев досуга.

Отсутствие отдыха. Это крайняя, «вырожденная» ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. Это «работа на износ».

Будничное безделье. После работы – бездумное, беззаботное и бесцельное времяпровождение. Например, лежание на диване, сидение на скамейке, не слишком интеллектуальные игры (домино, карты, футбол), болтовня с приятелями, обычно на одни и те же темы. Есть и немного более осмысленные варианты: телевизор, лёгкая музыка, дискотека.

Домашняя работа. У людей семейных – это обычно неизбежное дополнение к их профессиональному, служебному труду. Одни занимаются домашними делами охотно и даже отдыхают при этом. У других они лишь увеличивают усталость. Поскольку большую часть хозяйственных забот по дому – приготовление пищи, стирка, уход за детьми – делают обычно женщины, у них остаётся меньше времени для полноценного отдыха.

Праздник . Праздник в широком смысле слова, т. е. не только государственный, религиозный или семейный. Это может быть любая форма проведения досуга, которая резко нарушает, повседневный, изо дня в день повторяющийся, порядок жизни и создаёт приподнятое настроение. Праздник прерывает монотонное течение будней.

Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне служебных обязанностей. Распространённой формой досуговых занятий являются хобби – увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время. Хобби очень разнообразны: коллекционирование, кулинария, ремесленные поделки, радиотехника, компьютер, автомобиль, рисование, музыка, театр, спорт, туризм, изучение архитектуры, истории и др. Обычно подобные увлечения ограничиваются любительским уровнем, но некоторые люди достигают в них высокого профессионализма.

Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельность протекает в условиях «ненормированного» рабочего дня (самостоятельный предприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своим рабочим временем по собственному усмотрению). Отдых может перемежаться трудом так, как считают удобным, включаться в структуру деятельности (например, проводить деловую встречу на пикнике).

Какому сценарию отдают предпочтение в вашей семье? Какой из видов отдыха предпочитаете вы? Какой из названных сценариев в большей мере способствует приобщению человека к культуре? Поясните своё мнение.

10. Познакомьтесь с отрывками из «Раздумий» русского учёного, философа, общественного деятеля Д. С. Лихачёва. Прокомментируйте их.

«Нам не следует бояться признания огромной роли Византии в образовании славянской культуры - посредницы и отдельных национальных культур славян. Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры. Развивали свою общую и местные культуры на гребне общеевропейского развития. Их культуры для своего времени представляли собой в известной части итоги общеевропейского развития. Болгария, опередившая другие славянские страны на целое столетие, сделала великое дело, присоединив и себя, и литературы других стран к общему европейскому развитию и вместе с тем создав общий литературный язык для всех православных славянских стран, а частично - и для не славянских».

«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, - память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества - это не гении, рождающие всё из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передаётся из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путём преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, её углубления и совершенствования.

Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе - активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создаётся знание».

11. Г. Г. Воробьёв в книге «Молодёжь в информационном обществе», рассуждая о роли образования в современном мире, указывает, что в развитых странах человека с образованием 5 классов считают неграмотным и неспособным приносить пользу обществу. В США таких неграмотных 5 %, и они составляют костяк «хронических» безработных. Неквалифицированным трудом в этих странах занимаются преимущественно люди с образованием не ниже 8 классов. В соответствии с требованиями ООН каждый работник в странах, которые вступают в информационную стадию развития, должен иметь в среднем 11,5 года обучения.

Примените эти сведения для оценки ситуации в области образования в Республике Беларусь. Какие выводы лично для себя вы можете сделать из этой информации? В каком учебном заведении вы хотели бы продолжить обучение?

Урок обобщения

    Охарактеризуйте основные этапы развития понятия «культура».

    Как соотносятся материальная и духовная стороны культуры?

    Назовите основные проявления массовой культуры в современной жизни. Какова их роль в развитии культуры общества?

    Что такое контркультура? Определите положительные и отрицательные стороны её влияния на культуру общества в целом.

    Раскройте роль языка как основного средства передачи культуры.

    Объясните смысл следующего высказывания: «Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии подчинения его настоящему» (Р. Эмерсон). Какое отношение к культурной традиции выражено в этих словах?

    Подготовьте сообщения о традициях белорусской культуры.

    Подберите из истории и литературы примеры проявления национального характера белорусов. Дайте им нравственную оценку.

    От чего зависит успешное вхождение человека в культуру?

    Напишите эссе на тему «Школа будущего».

Тема 3. Межличностное общение

§ 14. Роль общения в жизни людей

Общение и его функции . Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) в книге «Маленький принц» отметил, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

Главная функция общения состоит в том, чтобы способствовать становлению и развитию человека как личности. Ребёнок, родившийся на свет, ещё не научился говорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. При помощи взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли, в дальнейшем - читать, писать, правильно вести себя в общении с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учебной, производственной, научной и др.) общение выступает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит ещё одна функция общения, которую называют прагматической (от лат. pragma – действие, дело).

Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением каких-то отношений с ними – либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях возникают такие противоположные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т. д. Наверное, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в классе вместо заболевшего товарища, а кто-то другой, возможно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях.

Общение, полное добрых чувств, является источником духовного роста. В ходе общения важно оказывать различные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к собеседнику. Это позволяет человеку утвердиться в собственных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция подтверждения.

Виды и формы общения . Каждый из нас живёт среди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.

Межличностное

Массовое

Неформальное

Опосредованное

Доверительное

Конфликтное

Схема 1. Виды общения

Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.

Выделяют также неформальное общение (например, общение с друзьями) и ролевое общение (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т. д.) в ходе которого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.

Общение может быть также личным и деловым . В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.

Прямым общением называют контакты между людьми в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число таких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое общение часто заменяется опосредованным , осуществляемым ... «Детская энциклопедия», «Я познаю мир», «Человек и стихия». Мотивация. Природа - это... страже природы” (к учебнику “Обществоведение : человек , природа, общение: учебник для...

  • ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс профиль «Правоведение» Брест БрГУ имени 2011

    Учебно-методический комплекс

    ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ» ………………………………………………... КУРС ЛЕКЦИЙ Раздел I. Человек и культура Тема 1. Человек как биологическое... учебной программы Тема 1. Человек . Общество . Культура Человек как личность. Человек – биосоциальное существо. ...

  • Общество неравных

    Документ

    человека в обществе общества обществоведении данное понятие...

  • Общество неравных

    Документ

    ... ” подчеркивает подвижность, неоднозначность, вариабельность положения человека в обществе и в системе социально-экономических отношений. Это... -духовный мир общества , быть его «духовным интегратором». Позже, в советском обществоведении данное понятие...

  • Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

    Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

    Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

    Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

    Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

    Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

    С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

    Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

    В собрание вошли цитаты о прошлом и о прошедших событиях:

    • Что прошло, того уж нет. Цицерон Марк Туллий
    • У настоящего есть весьма неприятная привычка становиться прошлым. Вера Камша
    • …Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Максим Горький
    • Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Джордж Сантаяна
    • Архаический мир был гораздо менее компактным, нежели тот мир, который окружает нас, и воспринимался как менее компактный. Пол Карл Фейерабенд
    • То, что умерло как реальность, живо как назидание. Виктор Мари Гюго
    • Бегство в прошлое, собственно говоря, то же самое, что бегство в идеал. Вильгельм Виндельбанд
    • Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед. Эдмунд Бёрк
    • Про прошлое мы сможем рассказать в будущем…
    • Богатство света состоит именно в оригинальных людях. Благодаря им и их произведениям свет именно свет, а не пустыня. Воспоминание о людях и история их жизни - сумма его силы, его священная собственность на вечные времена, поддерживающая его и насколько возможно помогающая ему проталкиваться вперед сквозь неизведанную еще глубину. Томас Карлейль
    • Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. Антон Павлович Чехов
    • Будущее может и не стать настоящим. Настоящее сразу становится прошлым. Лишь прошлое - настоящее. Ашот Наданян
    • Слишком в нас много от прошлого. Слишком ничтожно подвигаемся мы вперед. Элиас Канетти
    • Были мы, троянцы, был Илион.
    • Римская империя была голым, выдолбленным стволом. Йохан Хёйзинга
    • В карете прошлого - никуда не уедешь… Максим Горький

    • Разрушение изваяний - это отрицание иерархий, которые отныне не признаются. Элиас Канетти
    • В прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется. Виктор Франкл
    • Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастает будущее Жан Мари Гюйо
    • Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев! Иван IV Васильевич Грозный
    • Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется и несет на себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора. Джавахарлал Неру
    • Всегда чти следы прошлого. Цецилий Стаций
    • Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему. Ралф Уолдо Эмерсон
    • Всеобщего пути назад нет. Есть только движение вперед, хотя и кружат нам головы незнакомые глубины и дали, хотя и зияет перед нами ближайшее будущее, подобно пропасти в тумане. Хотя возврата к прошлому нет, прошлое может давать нам поучительный урок, служить ориентиром. Йохан Хёйзинга
    • Прошлое познается в настоящем, из настоящего, через настоящее. Лев Карсавин
    • Всякий день есть ученик дня вчерашнего. Публилий Сир
    • Прошлое мертво, как разбитая граммофонная пластинка. Погоня за прошлым - неблагодарное занятие, и если вы хотите убедиться в этом, поезжайте на места ваших былых боев. Эрнест Хемингуэй
    • Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. Семен Людвигович Франк
    • Прошлое гибнет под копытами настоящего, но то, чего так и не случилось, умирает только вместе с нами. Вера Камша
    • Гораздо проще вспоминать прошлое – записанное на бумаге. Нужно просто прочитать его – и слегка улыбнуться. Юрий Ханон
    • Прошлое - усыпальница наших умерших чувств. Кристиан Нестел Боуви
    • Даже там, где жизнь меняется стремительно и резко, как, например, в революционные эпохи, при всех видимых превращениях сохраняется гораздо больше старого, чем полагают обыкновенно, и это старое господствует, объединяясь с новым в новое единство. Ханс Георг Гадамер
    • Прошлое - действительность, вспоминаемая настоящим. Лев Карсавин
    • Друг, что далек от нас, дни, что давно прошли. Мухаммед Бабур
    • Пройденное уже нельзя пройти; то, что должно быть пройдено, еще не пройдено. Нагарджуна
    • Зацикленность на прошлом - благовидный, а потому очень популярный предлог связать себя по рукам и ногам. Альфред Адлер
    • При всех превратностях судьбы самое большое несчастье - быть счастливым в прошлом. Боэций
    • Интеллектуальное прошлое подвергается деформации и искажениям, а материальное, воплощенное в предметах и архивах, подвергается постепенному уничтожению и распаду или просто теряется. Клиффорд Саймак, «Фото битвы при Марафоне»
    • Ничто не длится так долго, как настоящий момент. Борис Кригер
    • Какая-то деталь, самая незначительная и давнишняя, выступает подобно пику, тогда как целые слои моего прошлого оседают без следа. Клод Леви-Строс
    • Никакое решение наших проблем не может быть обнаружено в готовом виде в наследии древних. Жак Маритен
    • Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках. Федор Иванович Тютчев
    • Нет надобности приукрашивать древность. Ханъ Фэй-цзы
    • Кто чрезмерно чтит старину, становится в новое время посмешищем. Фрэнсис Бэкон
    • Нельзя оглядываться назад и искать критерии в прошлом. Еще хуже искать их в какой-нибудь системе. Освальд Шпенглер
    • Мертвая история возрождается, минувшее становится нынешним, если того требует сама жизнь. Бенедетто Кроче

    • Не уговоришь: старика - не вспоминать о прошлых днях. Хуан юнъ-Цзяо
    • Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. Виссарион Григорьевич Белинский
    • Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености. Сюнъ-цзы
    • Мы должны знать изобретения наших предков. Цицерон Марк Туллий
    • Не дай исказить себе минувшие времена письмами из тех лет. Элиас Канетти
    • Мы не можем принять прежнее неизменным, ибо мы сами стали другими. Вильгельм Виндельбанд
    • Нам нравится подчас то больше, что вдали:
    • Надо признаться, что прошедшее прекрасно лишь в наших мечтаниях, и что на самом деле доброе старое время, поэзию которого мы сладостно вдыхаем, имело пошлую и печальную склонность ко всем тем вещам, из которых складывается любая человеческая жизнь. Анатоль Франс
    • Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? Цицерон Марк Туллий
    • Мы предполагаем, что если написано, значит, было. Бенедетто Кроче
    • Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок. Козьма Прутков
    • Про прошлое я смогу сказать завтра…
    • Мы знаем, что по крайней мере мы - человеческие существа; но половина нашего вдохновения от наших героев теряется, когда мы забываем, что они были человеческими существами. Альфред Норт Уайтхед
    • Не думай о прошлом, потому что оно прошло. Не думай о будущем, потому что оно еще не наступило. Саша Чёрный, «Совет человеку, который хочет остаться жить»
    • Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел. Жан Жорес
    • Не туши лучины, хотя пламя ее колеблется, пока фонарь не укажет тебе путь; не вычеркивай из речей старых выражений, пока ты не успел создать новых слов. Генрик Ибсен
    • Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем. Плиний Младший
    • Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены - основа жизни. Анатоль Франс

    • Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. Александр Сергеевич Пушкин
    • Несколько дней, горсть минут — вот они, и это настоящее, наше с вами настоящее, которое мы зачастую упускаем, предпочитая вспоминать или загадывать. Прошлое уже закончилось, каким бы подробным оно ни казалось, а будущее еще не начиналось — и, пожалуй, никогда и не начнется. Давайте немножко поживем сегодня, сейчас, сию минуту, и тогда вы наконец сможете почувствовать не то, что мы были или будем, а то, что мы — есть… Генри Лайон Олди (цитаты про прошлое)
    • Когда умирает писатель, начинают переоценивать его творчество. Точно так же, когда умирает человек, начинают переоценивать его роль среди нас. Значит, прошлое полностью сотворено смертью, которая населяет его иллюзиями. Альбер Камю
    • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Александр Сергеевич Пушкин
    • Ко многому из того, что нас прежде когда-то волновало, мы потом при воспоминании относимся вполне равнодушно. Вильгельм Виндельбанд
    • Никому не дано вернуть прошлое. Надо идти, продолжать свой путь, и бесполезно оглядываться назад… Ромен Роллан
    • Как бы старательно мы ни переписывали наше прошлое, вряд ли это серьезно повлияет на ситуацию, в которой нам довелось оказаться сегодня. Все-таки Время обладает достаточным сопротивлением, чтобы сводить на нет любые попытки искусственной корректуры. На одни исправления неизбежно лягут другие, и в итоге общее течение Времени вернет все на круги своя. Харуки Мураками
    • Одно зеркало важнее целой галереи предков. Вольфганг Менцель
    • И сам в то же время думал: «Имею ли я право быть её мужем? Нет, не имею! Если бы она знала, какого я происхождения, если бы кто-нибудь рассказал ей моё прошлое, она дала бы мне пощечину! Позорное, несчастное прошлое! Она, знатная, богатая, образованная, плюнула бы на меня, если бы знала, что я за птица!» Антон Чехов, «Женщина без предрассудков»
    • Приятное воспоминание о невзгодах минувших. Вергилий Марон Публий
    • Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. Михаил Михайлович Пришвин
    • Прошедшее время никогда не возвращается.
    • День миновавший всегда лучше, чем нынешний день. Овидий
    • Прошлое — прелюдия, будущее — черная дыра. Джонатан Троппер, «Дальше живите сами»
    • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. Александр Сергеевич Пушкин
    • Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее. Джавахарлал Неру
    • Вчерашний день - учитель при сегодняшнем. Публилий Сир
    • Прошлое легче порицать, чем исправлять. Ливии Тит
    • Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно - и должно - изменить. Джордж Оруэлл
    • Прошлое нельзя просто срубить размашистым ударом топора. Надо разобраться, что в старом омертвело и принадлежит могиле и что еще живо и достойно жизни. Федор Иванович Шаляпин
    • Вспоминать забытое прошлое – трудно. Чаще всего – бесполезно.
    • Прошлое преграждает путь грядущему. Роберт Вальзер
    • Всему хорошему и [полезному], что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи. Мо-цзы (Мо Ди)
    • Прошлое создает будущее. Если человек пускает все на самотек, то будущее будет таким же, как и прошлое. Так действует закон причины и следствия. Кто осознает ошибки прошлого и активно старается их исправить, тот исправляет будущее. Лууле Виилма
    • Все, что прошло, прошлое. Гораций
    • Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы. Сенека Луций Анней (Младший)
    • Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. Роберт Луис Стивенсон
    • Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне? Иоганн Фридрих Шиллер
    • В нашем сознании прошлое делится на столетия, и рядом со столетиями ничему уже нет места. Элиас Канетти
    • Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего. Карл Маркс
    • В древности соседство с большой дорогой эпохи римского господства было не преимуществом, а большим несчастьем: это были не торговые, а военные дороги. Макс Вебер
    • Свежо предание, а верится с трудом. Александр Сергеевич Грибоедов
    • Будущее, будучи всем, воспринимается ничем; прошлое, будучи ничем, воспринимается всем! Чарльз Лэм
    • Старое дерево лучше горит, на старой лошади безопаснее ехать, старые книги приятнее читать, старое вино приятнее пить, старым друзьям можно больше всего довериться. Леонард Райт
    • Будущее коснулось настоящего, снисходительно потрепало по плечу, и улеглось отдыхать. Сергей Лукьяненко
    • Те, кто жили до нас, много совершили, но ничего не завершили. Сенека Луций Анней (Младший)
    • Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. Иоганн Вольфганг Гёте

    Что бы ни произошло с нами – первопричину всегда можно найти в наших минувших действиях. – Харуки Мураками.

    Хочешь, чтобы прошлое освободило тебя, отпусти его первым.

    Поиск мерок в прошлом – это бесполезная затея. Хуже может быть только попытка найти их в системе. – Освальд Шпенглер

    Мы делим в своем сознании минувшее на столетия, и не находим места ничему рядом с ними. – Элиас Канетти.

    Ничто не пропадает навсегда в прошлом, но все сохраняется. – Виктор Франкл.

    Копаясь в прошлом, можно найти много интересного в настоящем. – Валентин Домиль.

    Первый критерий порочности – неуважение к предкам. – Александр Пушкин.

    То, что уже случилось, нельзя пережить вновь. Но то, что должно случиться, еще не произошло. – Нагарджуна.

    Чем исправить прошлое, легче его опорочить. – Ливии Тит.

    Жить прошлым – всё равно, что жить, пытаясь приблизиться к совершенству. – Вильгельм Виндельбанд.

    То, что минуло, но осталось в нашей памяти, – это и есть настоящее. – Тадеуш Котарбиньский

    Письма из прошлого способны изменить представление о былых временах. Не позволяй им этого. – Элиас Канетти.

    Продолжение красивых цитат читайте на страницах:

    Архаический мир был гораздо менее компактным, нежели тот мир, который окружает нас, и воспринимался как менее компактный. – Пол Карл Фейерабенд

    Те, кто жили до нас, много совершили, но ничего не завершили. – Сенека

    Прошлое призрачное потому, что его уже нет, а будущее призрачно потому, что его еще нет.

    Всякий день есть ученик дня вчерашнего. – Публилий Сир

    Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках. – Федор Иванович Тютчев

    Прошлое не вернуть. Верните хотя бы веру в будущее! – Борис Крутиер

    Прошлое нельзя просто срубить размашистым ударом топора. Надо разобраться, что в старом омертвело и принадлежит могиле и что еще живо и достойно жизни. – Федор Иванович Шаляпин

    Всему хорошему и [полезному], что дошло до нас из древности, нужно следовать, но нужно создавать и новые полезные и хорошие вещи. – Мо-цзы Мо Ди

    Только имея дело с откровенно выдуманной сказкой о прошлых событиях, соглашается человек принять на себя ответственность за них и считать прошлые события своим прошлым. – Ханна Арендт

    Никакое решение наших проблем не может быть обнаружено в готовом виде в наследии древних. – Жак Маритен

    Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. – Виссарион Григорьевич Белинский

    Свежо предание, а верится с трудом. – Александр Сергеевич Грибоедов

    В карете прошлого - никуда не уедешь… – Максим Горький

    О прошлом мы знаем лишь версии победителей. – Бернар Вербер “Энциклопедия относительного и абсолютного знания”

    Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне? – Иоганн Фридрих Шиллер

    Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему. – Ралф Уолдо Эмерсон

    Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. – Семен Людвигович Франк

    Не жалей о прошлом… Оно ведь тебя не пожалело.

    Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. – Антон Павлович Чехов

    Вчерашний день - учитель при сегодняшнем. – Публилий Сир

    Прошлое всегда можно изгладить раскаянием, забвением или отречением, будущее же неотвратимо.

    Все, что прошло, прошлое. – Гораций Квинт Гораций Флакк

    Так часто бывает: до минувшего счастья вроде бы рукой подать, а дотянуться всё равно нельзя.

    То, что умерло как реальность, живо как назидание. – Виктор Мари Гюго

    Будущее, будучи всем, воспринимается ничем; прошлое, будучи ничем, воспринимается всем! – Чарльз Лэм

    Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. – Иоганн Вольфганг Гёте

    Для прошлого в настоящем места ограничены.

    Римская империя была голым, выдолбленным стволом. – Йохан Хёйзинга

    Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. – Александр Сергеевич Пушкин

    Прошлое нужно принимать таким, какое оно есть. Не те удары имеют значения, которые обрушиваются на нас сейчас, а те, которые мы перенесли. – Стивен Кинг

    Лучший пророк будущего – это прошлое. – Д. Шерман

    Были мы, троянцы, был Илион.

    Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. – Максим Горький

    Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним. – Фридрих Ницше

    Ко многому из того, что нас прежде когда-то волновало, мы потом при воспоминании относимся вполне равнодушно. – Вильгельм Виндельбанд

    Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним. А прошлое, к сожалению, величина постоянная. Что было, то есть. Навеки.

    Слишком в нас много от прошлого. Слишком ничтожно подвигаемся мы вперед. – Элиас Канетти

    Какая-то деталь, самая незначительная и давнишняя, выступает подобно пику, тогда как целые слои моего прошлого оседают без следа. – Клод Леви-Строс

    Ничто не меняется так быстро, как прошлое. – Дмитрий Пашков

    Помнить о прошлом. Думать о будущем. Жить настоящим.

    Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. – Александр Сергеевич Пушкин

    Прошлое - действительность, вспоминаемая настоящим. – Лев Карсавин

    Прошлое познается в настоящем, из настоящего, через настоящее. – Лев Карсавин

    Приятное воспоминание о невзгодах минувших. – Вергилий Марон Публий

    День миновавший всегда лучше, чем нынешний день. – Овидий

    Одно зеркало важнее целой галереи предков. – Вольфганг Менцель

    Никому не дано вернуть прошлое. Надо идти, продолжать свой путь, и бесполезно оглядываться назад… – Ромен Роллан

    Человек без прошлого может лишить будущего.

    Зачем все время возвращаться к прошлому? Достаточно и того, что нам вопреки желанию приходится уделять ему столько времени.

    Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется я несет на себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора.

    Прошедшее время никогда не возвращается.

    Мы предполагаем, что если написано, значит, было. – Бенедетто Кроче

    Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. – Михаил Михайлович Пришвин

    Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастает будущее – Жан Мари Гюйо

    Что прошло, того уж нет. – Цицерон Марк Туллий

    Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок. – Козьма Прутков

    Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего. – Карл Маркс

    Мы должны знать изобретения наших предков. – Цицерон

    Зацикленность на прошлом - благовидный, а потому очень популярный предлог связать себя по рукам и ногам. – Альфред Адлер

    Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? – Цицерон Марк Туллий

    Даже там, где жизнь меняется стремительно и резко, как, например, в революционные эпохи, при всех видимых превращениях сохраняется гораздо больше старого, чем полагают обыкновенно, и это старое господствует, объединяясь с новым в новое единство. – Ханс Георг Гадамер

    Разрушение изваяний - это отрицание иерархий, которые отныне не признаются. – Элиас Канетти

    При всех превратностях судьбы самое большое несчастье - быть счастливым в прошлом. – Боэций

    Рано или поздно наступает минута, когда впереди только прошлое, а будущее – позади. – Лешек Кумор

    Архив - это прежде всего закон того, что может быть сказано. – Поль Мишель Фуко

    Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености. – Сюнъ-цзы

    Лучший способ вернуть прошлое - это припомнить все пережитое. – Бенджамин Франклин “Автобиография”

    То, что произошло недавно, является ли оно более старым или более молодым? – Габриэль Оноре Марсель

    Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы. – Сенека

    Прошлое преграждает путь грядущему. – Роберт Вальзер

    Мы знаем, что по крайней мере мы - человеческие существа; но половина нашего вдохновения от наших героев теряется, когда мы забываем, что они были человеческими существами. – Альфред Норт Уайтхед

    Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

    Чтобы идти в будущее, надо избавиться от прошлого.

    Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем. – Плиний Младший

    Античность есть любование на небесный свод. – Александр Федорович Лосев

    Всеобщего пути назад нет. Есть только движение вперед, хотя и кружат нам головы незнакомые глубины и дали, хотя и зияет перед нами ближайшее будущее, подобно пропасти в тумане. Хотя возврата к прошлому нет, прошлое может давать нам поучительный урок, служить ориентиром. – Йохан Хёйзинга

    Прошлое имело над ними магическую власть. Или они не понимали, что человеку для счастья прошлое ни к чему? – Джон Чивер “Дети”

    Верните мне мое прошлое, в нем было такое прекрасное будущее!

    Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены - основа жизни. – Анатоль Франс

    Мертвая история возрождается, минувшее становится нынешним, если того требует сама жизнь. – Бенедетто Кроче

    Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются. – Роберт Луис Стивенсон

    Мы не можем принять прежнее неизменным, ибо мы сами стали другими. – Вильгельм Виндельбанд

    В древности соседство с большой дорогой эпохи римского господства было не преимуществом, а большим несчастьем: это были не торговые, а военные дороги. – Макс Вебер