Президент гавел. Кто собственно такой Вацлав Гавел? Гавел на Пражском граде

Вацлав Гавел родился 5 октября 1936 года в городе Прага. Рос в семье известного предпринимателя. Но после коммунистического путча семья Гавелов потеряла свое состояние, а Вацлав из-за своего буржуазного происхождения долго не мог получить приличное образование.

Уже в 1955 году он дебютировал как литературный критик в журнале «Кветен» и вскоре приобрел известность в литературных кругах. На встрече молодых писателей в 1956 году выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой он высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества.

Свой первый опыт драматургии Вацлав приобрел во время службы в армии, где он организовал театральный коллектив, в котором играл и сам. Кроме того, в соавторстве с К.Брындой написал пьесу о воинской чести «Жизнь впереди». После демобилизации он устроился техником в пражский театр АВС, в котором было поставлено несколько пьес при участии Гавела как соавтора. Параллельно он осваивал драматургию на театральном факультете Пражской академии искусств, которую окончил в 1966 году. В 1963 году пражский театр «На Забрадли» поставил первую большую пьесу Гавела, написанную без соавторов, – «Праздник в саду». Затем была пьеса «Меморандум» – едкая сатира на бюрократизм.

Также Вацлав писал статьи в журналах «Театр» и «Культура», все более носящие политический характер. Во время Пражской весны 1968 года Гавел активно участвовал в деятельности «Клуба независимых писателей» и «Клуба ангажированных беспартийных», организовывал многочисленные акции протеста. Известный своим свободомыслием, он неоднократно подвергался тюремному заключению. Его пьесы запрещались в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. Гавел был одним из инициаторов создания «Хартии 77», которую в январе 1977 года подписали более 500 чехословацких интеллектуалов, а затем он стал одним из организаторов и самым деятельным участником «Комитета по защите несправедливо преследуемых». В результате в 1979 году Гавел был арестован по обвинению в подрывной деятельности и провел в тюрьме 4 года. По состоянию здоровья, после тяжелейшего воспаления легких, его досрочно выпустили из тюрьмы. После поправки Вацлав еще более усилил свою деятельность – он писал статьи, различные обращения к чешскому и к мировым правительствам, и другие произведения, в частности, широкую известность получила его пьеса «Большое опустошение», 1985г.

Во время «Бархатной революции» в 1989 году Гавел был одним из инициаторов создания «Гражданского форума», ставшего ведущей силой демократической оппозиции в стране. Его популярность как политика быстро росла, и 29 декабря 1989 года Гавел был единогласно избран президентом Чехословакии, а в 1990 году переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов. С его правлением связывают демократизацию общественно-политической жизни страны и первые экономические реформы. Гавел выступал за сохранение единой Чехословакии. В 1992 году столкнувшись с неизбежностью распада страны, он подал в отставку. Вацлав был последним президентом Чехословакии, а в январе 1993 года стал первым президентом вновь образованной Чешской Республики – независимой Чехии. В 1998 году он был избран на второй пятилетний срок. Мнения о президентстве Гавела очень противоположны. Чаще всего предметом критики были помилования и амнистии, проводимые администрацией президента.

Именно бытность правления Гавела Чехия сравнительно безболезненно преодолела период реформ. Также он стремился вернуть свое государство в Европу, отстаивал право Чехии стать полноправным членом Евросоюза. При нем Чехия в 1999 году стала членом НАТО. В феврале 2003 года он сложил с себя президентские полномочия. Новым главой государства был выбран Вацлав Клаус. Следует отметить, что во время президентства Гавел не написал ни одной пьесы.

Чешский писатель, драматург, диссидент, правозащитник и государственный деятель, член Европейского совета по толерантности и взаимоуважению, Гавел удостоен ряда чешских и международных наград. Несколько раз он выдвигался на соискание Нобелевской премии мира. За свою творческую карьеру Гавел опубликовал десятки пьес, романов, политических эссе и несколько книг.

Вацлав дважды был женат. Его первая супруга - Ольга Шплихалова, с которой он познакомился в 1956 году. Гавел не раз говорил о ней, как о своей незаменимой жизненной опоре. В 1996 году она умерла, через год Гавел женился второй раз. Его супругой стала актриса Дагмар Вешкрнова. На политической пенсии он вновь вернулся к творчеству. Премьера его новой пьесы «Уход» состоялась в Праге весной 2008 года. В последние годы экс-президент много путешествовал по миру с публичными выступлениями и лекциями в престижных вузах мира, жил со своей женой Дагмар в собственном доме в западной части Праги. В октябре 2011 года Гавел отметил свой 75-летний юбилей.

В воскресенье, 18 декабря, в результате осложнений после продолжительной болезни Вацлав Гавел скончался в своем загородном доме в Градечке под Трутновом.

ГАВЕЛ ВАЦЛАВ - чешский государственный и политический деятель, драматург.

Из се-мьи круп-ных пред-при-ни-ма-те-лей, вла-дев-шей фир-мой «Бра-тья Га-ве-лы - Пра-га, Лю-цер-на», ко-то-рая за-ни-ма-лась строи-тель-ст-вом и ки-но-про-из-вод-ст-вом (по-строи-ла, в ча-ст-но-сти, район Бар-ран-дов и ки-но-сту-дию Бар-ран-дов в Пра-ге, ком-плекс Лю-цер-на, вла-де-ла сту-ди-ей «Лю-цер-на-фильм»). В 1957 году Гавел за-кон-чил Чешское выс-шее тех-ническое училище по спе-ци-аль-но-сти эко-но-ми-ка транс-пор-та. По-сле служ-бы в ар-мии (1957-1959 годы) в 1959-1968 годы ра-бо-тал в «Те-ат-ре АБЦ» и «Те-ат-ре на пе-ри-лах» ра-бо-чим сце-ны, помощником ре-жис-сё-ра и дра-ма-тур-гом. В 1959 году на-пи-сал од-но-акт-ную пье-су «Се-мей-ный ве-чер» («Rodinný večer»), на-чал пуб-ли-ко-вать те-ат-ро-ведческие ста-тьи в жур-на-лах «Divadlo» и «Kultura».

В 1963 году бы-ла по-став-ле-на пер-вая пье-са Гавела, при-нёс-шая ему ши-ро-кую из-вест-ность, - «Празд-ник в са-ду» («Zahradní slav-nost»), в ко-то-рой, как и в по-сле-дую-щих пье-сах «Уве-дом-ле-ние» («Vyrozumeni», 1965 год), «Труд-но со-сре-до-то-чить-ся» («Zit-zená moznost soustre-deni», 1968 год), с по-мо-щью приё-мов аб-сур-да те-ат-ра Гавела на-ри-со-вал гро-те-ск-ный об-раз то-гдаш-ней Че-хо-сло-ва-кии.

В 1966 году Гавел окон-чил те-ат-раль-ный факультет Ака-де-мии музыкальных ис-кусств в Пра-ге по спе-ци-аль-но-сти дра-ма-тур-гия ; в том же го-ду вы-шла его книга «Про-то-колы» («Pro-tokoly»). Во вре-мя «Праж-ской вес-ны» в 1968 году Гавел ак-тив-но вы-сту-пал про-тив вво-да в ЧССР войск стран Вар-шав-ско-го до-го-во-ра , воз-гла-вил организацию «Круг не-за-ви-си-мых пи-са-те-лей». С 1969 года дис-си-дент-ская по-зи-ция Гавела ста-ла при-чи-ной за-пре-та на пуб-ли-ка-ции его про-из-ве-де-ний в Че-хословацкой Со-циа-ли-стической Рес-пуб-ли-ке (ЧССР). В 1974 году его пье-са «За-го-вор-щи-ки» («Spik-lenci») бы-ла по-став-ле-на в ФРГ (на родине в 1992 году). В 1975 году Гавел об-ратил-ся с «От-кры-тым пись-мом к Гус-та-ву Гу-са-ку» («Dopis Gustávu Husákovi»), в ко-то-ром под-верг кри-ти-ке внутренюю по-ли-ти-ку пра-ви-тель-ст-ва ЧССР. В по-сле-дую-щие го-ды им бы-ли на-пи-са-ны од-но-акт-ные са-ти-рические пье-сы «Ау-ди-ен-ция» («Audience», 1976 год), «Вер-ни-саж» («Ver-ni-sáž», 1976 год), «Про-тест» («Protest», 1979 год), па-ро-дий-ная пье-са «Гос-ти-ни-ца в го-рах» («Horsky hotel», 1977 год) и пр.

С 1977 года про-из-ве-де-ния Гавела на-ча-ли ши-ро-ко пуб-ли-ко-вать-ся западными из-да-тель-ст-ва-ми; Гавел вы-пус-ка-ет сам-из-да-тов-ский сборник «Мне-ния 1» («Poh-ledy 1»). В 1977 году он стал од-ним из ини-циа-то-ров соз-да-ния пра-во-за-щит-ной организации «Хар-тия 77». Дея-тель-ность Гавела в Комитете за-щи-ты не-спра-вед-ли-во пре-сле-дуе-мых и сам-из-да-тов-ские пуб-ли-ка-ции ста-ли при-чи-ной его не-од-но-крат-ных аре-стов в 1977-1989 годы (про-вёл в тюрь-ме поч-ти 5 лет). В 1984 году им бы-ло на-пи-са-но наи-бо-лее зна-чительное про-из-ве-де-ние - ко-ме-дия о пси-хо-ло-гическом кри-зи-се дис-си-ден-та «Боль-шое опус-то-ше-ние» («Largo desolato»; по-став-ле-на в Че-хии в 1990 году).

Во вре-мя «бар-хат-ной ре-во-лю-ции» в Че-хо-сло-ва-кии 1989 года Гавел стал од-ним из со-уч-ре-ди-те-лей Гражданского фо-ру-ма, а в декабре 1989 года был из-бран пре-зи-ден-том Че-хословацкой Фе-де-ра-тив-ной Рес-пуб-ли-ки (ЧСФР), в ию-ле 1990 года пе-ре-из-бран на но-вый срок. Гавел не смог пре-дот-вра-тить рас-пад ЧСФР, что ста-ло при-чи-ной его от-став-ки в ию-ле 1992 года. В январе 1993 года он был из-бран пре-зи-ден-том Чешской Рес-пуб-ли-ки, в 1998 году пе-ре-из-бран на вто-рой срок. В 2003 году вы-шел в от-став-ку.

Сочинения:

Труд-но со-сре-до-то-чить-ся. М., 1990;

За-оч-ный до-прос. М., 1991;

Spisy. Praha, 1999. T. 1-7;

Гос-ти-ни-ца в го-рах. М., 2000.

Когда осенью 1989-го года, всего лишь через несколько дней после первых бурных событий, по чешскому телевидению в первый раз выступил драматург и публицист Вацлав Гавел, часть чешского народа смотрела на экраны, будто на них произошло неимоверное чудо, а вторая часть увидела лицо первого чешского диссидента в первый раз. С самого начала Вацлав Гавел олицетворял два противоположных полюса. Он был потомком богатейшего чешского предпринимательского рода и в то же время человеком самого непопулярного с коммунистической точки зрения происхождения. В 60-е годы он был одним из самых известных представителей неофициальной культуры, почти символом чешской политической реформы, и одновременно в 70-е и 80-е годы ему недозволено было открыть рта, так что большая часть народа о нем не могла никогда слышать. Впрочем, в настоящее время, когда Гавел покидает пост чешского президента, который он с таким успехом занимал 13 лет, множество чешских граждан относится к нему одновременно с любовью и в то же время с определенным недоверием. Однако во мнении, что последователю Вацлава Гавела не удастся достигнуть его уровня сошлись почти все.

На сегодняшней исторической прогулке мы попробуем рассмотреть родословную первого президента самостоятельного чешского государства. Первым видным представителем рода Гавлов был прапрадед Вацлава Гавела, богатый пражский мельник. Однако, так как у него было много детей, девять дочерей и один сын, он все свое имущество оставил в приданое своим дочерям. Его сыну, прадедушке президента, пришлось работать оператором у городских весов. Эту службу, по-чешски называемую «важны», тогда считали скорее рабочей профессией.

Его сыну Вацславу Гавелу, дедушке президента со стороны отца, удалось окончить факультет архитектуры и стать выдающимся пражским строителем. В те времена было принято, что архитектор был обязан обеспечить кроме проекта также работу для прораба, решать экономические проблемы фирмы, и на него были возложены еще многие другие обязанности. Вацслав Гавел начал с того, что успешно вымостил одну пражскую площадь, и в конце своей профессиональной деятельности, с 1907 до 1915-го года сам спроектировал и построил пышный дворец в стиле модерн в центре Праги - известный зал с кафе и кинотеатром «Люцерна». Дворец «Люцерна» был первым пражским домом с железобетонной конструкцией.

Настоящим тузом рода Гавелов стал затем отец Вацлава Гавела, строитель Вацлав М. Гавел, который продолжал работу своего отца. Он купил под Прагой крупный участок на холме «Баррандов», названном в честь известного французского археолога Жоахима Барранде, проводившего там в 19-м веке уникальные раскопки. Вацлав М. Гавел построил здесь целый квартал особняков, вместе с большим рестораном и с террасами для отдыха. Интересен тот факт, что коммунисты были неправы, упрекая отца Гавела за то, что он буржуй и миллиардер. В действительности деле он из-за этого предприятия попал в такие долги, что после войны даже был освобожден от платы так называемого «налога миллионеров». Скорее, чем предпринимателем, его можно назвать человеком, стремящимся что-нибудь создать, осуществить, неглядя на материальные расходы.

Таким же человеком был и его брат Милош, дядя Вацлава Гавела. Он сосредоточил свое внимание на начавшей развиваться чешской кинопромышленности, основал фирму «Люцерна-фильм», которая существует до сих пор, и до самого конца Второй мировой войны был главным деятелем чешской кинопромышленности. Очень интересной личностью был также дедушка Вацлава Гавела со стороны матери Гуго Вавречка, также связавший свою судьбу с чешским фильмом. Он родился в бедной семье в Силезии, но благодаря своим способностям стал сперва выдающимся редактором газеты «Лидове новины», чехословацким послом в разных странах, и, наконец, под псевдонимом Гуго Ваврис начал писать сценарии к чешским фильмам. Самым успешным его фильмом стала комедия «Леличек на службе у Шерлока Холмса», в которой главную роль исполнил популярный «король чешских комиков» Власта Буриан.

Остается фактом, что сам Вацлав Гавел долгие годы воспринимал свое буржуазное происхождение как большой недостаток. Некоторые одноклассники в начальной школе считали его «барчуком», и Вацлав Гавел вспоминал, что опыт ребенка, желающего избавится от незаслуженных выгод, стал одним из решающих моментов его жизни. После окончания средней школы в 1951-м году начались длительные трудности, связанные с выбором профессии. Вацлаву Гавелу было запрещено учиться в гимназии и в любом вузе, так что экзамен на аттестат зрелости ему пришлось сдать на вечерних курсах. Одновременно он работал химическим лаборантом. Однако уже в 1955-м году он дебютировал как критик в литературном журнале «Кветен» и в 1956-м году впервые выступил с речью на собрании начинающих писателей.

Вацлав Гавел много раз пытался поступить в любой вуз, и наконец ему удалось заочно закончить театральный факультет Художественной академии. Тем временем он уже работал техником в пражском авторском театре «На Забрадли», в котором поставили несколько пьес при участии Вацлава Гавела как соавтора. В декабре 1963-го года здесь состоялась премьера его первой пьесы «Садовое празднество», комедии, осмеивающей коммунистический стиль общения. То есть способ, как используя многословие можно ничего не сказать.

В политику Гавел включился в 1965-м году, став членом редакции литературно-художественного журнала «Тварж» (Лицо), впоследствии запрещенного коммунистической властью. Вацлав Гавел тогда организовал свой первый сбор подписей в поддержку журнала. В 60-ые годы Гавел еще успел написать пьесу «Уведомление» и организовать «Круг независимых писателей», то есть писателей, которые не были членами компартии. Вся эта работа была в августе 1968-го года прервана вторжением войск Варшавского договора.

В 70-ые годы Гавел сперва работал подсобным рабочим в пивоваренном заводе, затем был награжден целым рядом западноевропейских премий и решил стать независимым литератором. В конце 1976-го года он вместе с несколькими писателями и подпольными деятелями подготовил и разослал текст петиции «Хартия 77», в связи с чем был на четыре месяца незаконно помещен в камеру предварительного заключения. Год спустя он был снова арестован на короткий срок, а летом 1979-го года был приговорен к тюремному заключению сроком на четыре с половиной года. В конце концов он был в связи с тяжелым воспалением легких условно досрочно освобожден от тюремного заключения. Это произошло всего лишь за несколько недель до истечения срока наказания. Одновременно Вацлав Гавел не переставал писать пьесы, статьи и различные обращения к чешскому и к мировым правительствам.

В 80-ые годы Вацлав Гавел еще усилил свою деятельность и одновременно приобрел известность во всем мире. Чешское правительство вскоре догадалось, что арестовать Гавела, не вызывая при этом протестов правителей всех демократических стран мира, уже невозможно. Этот период жизни Вацлава Гавела закончился с приходом «бархатной революции» 1989-го года, которая подняла Гавела на пост сперва чехословацкого, а затем чешского президента. На этом посту Гавел находился дольше всех остальных восточно-европейских президентов, и оценку его правления, которое как раз на днях заканчивается, принесет лишь будущее. Однако оно уже не является предметом исторических прогулок.

. Написано год назад, но, по-моему, автор попал в точку.

Потомственный коллаборационист Вацлав Гавел
Будучи в Праге, плавали на кораблике по Влтаве.

Вот эта набережная, — показывает гидша, — принадлежит Вацлаву Гавелу.

Если кто думает что сей хитрожопый го…он (Admin — моя цензура ) был безобидным интеллигентиком-диссидентиком (и вообще «европейцом», в отличие от нашей новорусской элиты) — тот очень сильно ошибается.

Гавел — сын довоенных чешских олигархов. Первое что он сделал придя к власти — продавил принятие закона о реституции, который одним махом превратил его в одного из богатейших людей Чехии. Был, правда, один неудобный нюанс. Гавелы были коллаборационистами, т. е. лицами сотрудничавшими с фашистским режимом. Таким по закону реституция не полагалась, иначе бы пришлось возвращать имущество судетским немцам , которых в Чехии была третья часть населения (если считать со Словакией — четверть) и которые были коллаборационистами поголовно. Поэтому закон обошли персонально в интересах первого президента, который, между прочим, и в советские времена далеко не бедствовал

В общем, не добили чешские товарищи сучье племя.

Большая ошибка – ожидать от преследуемых диссидентов, которые вдруг стали президентами, что они разом изменят весь этот мир

Правила жизни

БОЛЬШАЯ ОШИБКА – ожидать от преследуемых диссидентов, которые вдруг стали президентами, что они разом изменят весь этот мир.

ОПАСНОСТЬ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ апатии ко злу, мы, пережившие это зло в тоталитарной системе, должны были почувствовать сразу.

ИНОГДА я говорю себе, что в определенной степени стал ошибкой истории, этакой кундеровской шуткой истории. То есть я оказался в положении и роли, которые я, возможно, вообще не заслужил и которые стали следствием бесконечного множества случайностей.

ЕСЛИ И СУЩЕСТВУЕТ ЧТО-ТО вроде национального интереса, то им должна стать охрана языка. Язык, которым говорят в СМИ, язык, которым говорят политики, – это просто катастрофа. Не то что я умею говорить лучше, но, по крайней мере, я обращаю на это внимание.

Я ПЬЮ ПИВО по утрам как лекарство, и перед сном – как снотворное, днем с пищей я предпочитаю вино.

Я ВСЕ ЧАЩЕ ДУМАЮ о приближающейся смерти и размышляю о том, что будет после нее. Я не только думаю, но и чувствую кожей, что я каким-то образом должен быть к ней подготовлен, и точно не знаю, почему не хочу умирать, но ужасно не хочу.

ЭРА ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА принесла новый тип диктатуры, опасный уже одной своей незаметной формой. Удивительно, как в нем сочетаются худшие черты коммунизма и капитализма. Проще говоря, к власти пришла шайка кагэбэшников и мафиози. К тому же это люди, наученные недавним прошлым, поэтому многое они уже не делают так открыто, как было принято при Брежневе.

НЕТ НИКАКОГО РЕЗОНА отказаться от обеда с президентом Путиным. Но, воспользовавшись случаем, надо задать ему неприятные вопросы.

В НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ слово получает куда большую силу, чем целая армия избирателей или солдат. Но мы никогда не знаем, насколько правдиво слово, которое влияет на реальность.

ТЕОРИЯ МЕНЬШЕГО ЗЛА не отменяет то, что и меньшее зло все же зло.

Я САМ себя ощущаю человеком достаточно депрессивным, но у меня, наверное, настолько сильная воля, что я это не показываю. Я не люблю конфликты и конфронтации и мечтаю о гармонии.

УЖЕ СОРОК ЛЕТ от меня хотят, чтобы я постоянно кого-то ободрял и сеял вокруг себя надежду. Но где же ее без конца черпать, скажите на милость? Не то чтобы у меня ее было навалом.

ГОДУ В 1975-М меня стало мучить чувство, что я лишь объект событий и только жду, что власть решит со мной делать. Посадят меня или не посадят, будут меня преследовать больше или меньше. Я решил, что должен сделать что-то, что, наоборот, их заставит мучиться тем, что им со мной делать. В таком психическом состоянии я написал свое открытое письмо Густаву Гусаку.

ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ садиться за пустую страницу, у меня страх любого начала, я откладываю его и разными способами увиливаю. Эра президентства в этом смысле послужила для меня хорошей школой. По выходным я всегда должен был – нравилось мне это или нет – писать свои речи, и никто меня не спрашивал, есть ли у меня на это вдохновение и настроение.

Я НЕ ОТРЕКАЮСЬ От своей гражданской роли, но уже не так внимательно слежу за политикой. Она меня порой скорее забавляет, потому что видится мне как серия полубульварных сенсаций.

ВСЛЕД ЗА ЭЙФОРИЕЙ, когда все радовались падению железного занавеса и были полны жертвенности, отваги и восхищения демократией, пришла какая-то обратная волна – как будто открылись шлюзы для темных чувств и инстинктов общества.

Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ союзником всех разумных людей, которым есть дело до всеобщего блага. Людей, которые не одержимы какой-нибудь конкретной идеологической доктриной и не фальсифицируют действительность, чтобы она подходила к этой доктрине.

ДУМАЮ, мне бы плохо умиралось с чувством, что я оставляю за собой беспорядок, что в моем архиве путаница и хаос. Это такой слегка бюрократический подход к смерти.

Киностудия "Баррандов", кинокомпания "Люцернафильм", которая во время войны стала практически единственным производителем чешских фильмов, рестораны, охотничий домик на Чешско-Моравской возвышенности (а при нем - 1400 га леса, ежегодно сдававшихся в аренду), дома на пражской набережной - вот чем владела тогда семья Гавелов. В обычных обстоятельствах родиться в семье с подобными традициями и репутацией было бы большим везением. Но в Чехословакии после февраля 1948 года это означало пожизненное клеймо.
Первый класс Вацлав закончил в 1943 г. на одни пятерки. Его домашним воспитанием и образованием занималась в первую очередь мать, которая до замужества изучала живопись, а также владела несколькими языками. В период немецкой оккупации в семье Гавелов по-прежнему царил дух творческой активности и целеустремленности, стремление к самому широкому образованию.
В 1951-м Вацлав учится на лаборанта-химика и начинает работать, одновременно занимаясь в вечерней гимназии.
На встрече молодых писателей 8-10 ноября 1956-го выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой он высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества, и отточенным лаконизмом формулировок.
Закончив в 1954 году гимназию, Гавел сдает экзамены в FAMU (Академия кино и музыкального искусства), но неуспешно. Не найдя ничего лучшего, он поступает в Чешское высшее техническое училище (специальность - экономика транспорта).
В 1957-м Гавел пробует перейти в другой вуз, но это ему не удается. Затем - армия. Военную службу он проходит сапером в Ческе-Будеевице, организует театральный коллектив, в котором играет и сам; кроме того, в соавторстве с Карелом Брындой пишет весьма политизированную пьесу о воинской чести "Жизнь впереди".
Когда после демобилизации начинающий драматург в очередной раз провалился на экзаменах в гуманитарный вуз, отец Гавела по старому знакомству пристроил сына рабочим сцены в театр АВС.
Именно в театре Вацлав смог сочетать роль инициатора с равноправным участием в общем деле, творчески объединяя поэзию с политикой.
В 1959-м Гавел пишет одноактную пьесу ("Семейный вечер") и возобновляет занятия театральной критикой и теорией. Он публикует статьи в журналах "Divadlo" ("Театр"), "Kultura". Из критика-искусствоведа вырастает политизированный публицист и эссеист с очень широким кругом интересов.
В 1963 театр "На Забрадли" ("Под парусами") в Праге поставил первую пьесу Гавела - "Вечеринка в саду". В 1965 была поставлена пьеса "Меморандум" - едкая сатира на бюрократизм.
Вторжение советских войск 21 августа 1968 года застает Гавела вместе с Яном Тржишкой в городе Либерец, и оба идут работать на местное радио. Гавел участвует в многочисленных акциях протеста, призванных спасти хотя бы основные завоевания недавней демократизации, становится членом ЦК Союза писателей и возглавляет редколлегию обновленного журнала "Лицо". Однако дни его как общественного деятеля сочтены.
Начало семидесятых принесло Гавелу горькое осознание собственной отверженности.
После 1968 пьесы Гавела были запрещены в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. В 1969 Гавел получил австрийскую государственную премию по литературе. Гонорары из-за границы позволяли чете Гавелов сравнительно безбедно жить в Градечке.
Гавел пытается по-своему решить обрушившиеся на страну проблемы, приступив в начале семидесятых к работе над пьесой "Spiklenci" ("Заговорщики"; поставлена в 1974-м в Западной Германии, а премьера в Чехословакии состоялась почти через двадцать лет - в 1992-м).
В январе 1977 более 200 чехословацких интеллектуалов подписали "Хартию-77", декларацию с требованием соблюдать Хельсинские соглашения по правам человека.
14 января 1977 года, после неоднократных допросов, Гавел оказывается в тюрьме, откуда выходит только весной - 20 мая.
"...Я вышел из тюрьмы опозоренный и оказался лицом к лицу с обществом, которое представлялось мне одним сплошным упреком", - так скажет об этом Гавел позднее в одном из писем жене.
В 1978 году становится одним из организаторов Комитета по защите несправедливо преследуемых и самым деятельным образом участвует в его работе вплоть до 29 мая 1979 года. Именно в этот день на комитет обрушиваются репрессии; Гавела вновь арестовывают, обвиняют в попытке свержения существующего строя и 23 октября приговаривают к четырем годам заключения без отсрочки приговора.
В 1983 в Чехословакии подпольно появился том эссе Гавела "Письма к Ольге", впоследствии неоднократно издававшийся за рубежом. Гавел продолжал писать пьесы, в частности, широкую известность получила его пьеса "Большое опустошение" (Largo Desolato, 1985).
В 1989 Гавел был подвергнут еще одному, "предупредительному" аресту. В конце 1989 становится центральной фигурой известных событий, которые привели к падению коммунистического режима. После призыва Гавела (19 ноября 1989 г.) и по его инициативе возникает Гражданский форум; Гавел как его лидер становится единственным реальным кандидатом в президенты, и 29 декабря 1989-го его избирают на этот пост.
5 июля 1990 переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов.
После своего избрания на второй президентский срок Вацлав Гавел еще был для всех живым мифом, обаятельно-неловким символом революции, гуманным и терпимым. В его правление любой лежебока мог чувствовать себя - в сравнении с президентом - отважным революционером.
Симпатии к президенту стали убывать в 1992-м, когда шел процесс разделения Чехословакии на два государства. Гражданский форум подвергся чистке в ходе развернутой правыми компании, когда бывшие члены тайной полиции и бюрократы использовали фальсифицированные полицейские архивы для устранения наиболее активных лидеров движения реформаторов первого "призыва". Пражское правительство возглавил В.Клаус, экономист, отказавшийся в свое время поставить свою подпись под "Хартией-77", но затем активно выступивший в поддержку корпоративного капитализма. Политика обвальной приватизации вызвала массовую безработицу в Словакии, где В.Мечьяр выдвинул сепаратистские требования. Ни Гавел, ни Мечьяр не имели достаточной поддержки электората. В июле 1992 словацкие депутаты наложили вето на переизбрание Гавела. Столкнувшись с неизбежностью распада Чехословакии, Гавел ушел с поста президента, не дожидаясь формального окончания срока своих полномочий.
Премьер Вацлав Клаус (и не он один) попался на ту же удочку, что и коммунистическая власть: казалось, что за человеческой порядочностью непременно должна быть скрыта слабость, в то время как хамство - выражение силы. До выборов 1996 новый партийный аппарат пребывал в заблуждении, что Гавел - безвредный мечтатель из Града, безобидная пустышка.
Решимость, с которой тогда повел себя Вацлав Гавел перед выборами, поставив на карту едва ли не все, и на выборах 20 января 1998 года он был избран на второй пятилетний срок.
Возглавив чешское государство, Гавел стремился вернуть его в Европу, вновь открыть его западным соседям. Этой цели ему удалось достичь. Ему принадлежит главная заслуга в том, что Чехия в 1999 году стала членом НАТО, а спустя три года принимала у себя гостей саммита Североатлантического альянса, на котором было принято историческое решение о дальнейшем расширении альянса. Гавел отстаивал право и стремление Чехии стать полноправным членом Евросоюза. За 13 лет, которые он находился на президентском посту, Гавел посетил 59 стран, проведя в общей сложности за пределами Чехии год.
Несмотря на то, что чешское общество высоко ценило заслуги Гавела, он неоднократно подвергался критике. Чаще всего предметом критики были помилования и амнистии. За 13 лет Гавел объявил три амнистии. Самой крупной и наиболее критикуемой стала амнистия 1990 года, когда на свободу было выпущено 75 процентов осужденных, то есть 15 тысяч человек.
После того, как Гавел стал президентом, он не написал ни одной пьесы и неоднократно заявлял, что вернется к литературному творчеству на политической пенсии.
Гавел был удостоен ряда чешских и международных наград. К самым знаменательным можно отнести немецкий Крест за заслуги (2000), шведскую премию Улафа Пальме (1990) или нидерландскую премию Эразма Роттердамского (1986). Несколько раз был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.
В 2003 году пражское общество международного сотрудничества наградило Вацлава Гавела премией "За гражданские заслуги" имени Гано Эленбоген. Врученная премия была основана в 2000 году Марком Эленбогеном в честь матери, Гано, которая выросла в послевоенной Германии и всю жизнь отдала делу объединения людей. По традиции передавать эту премию другим Гавел передал свою премию редактору "Нашай Нівы" Андрею Дынько.

Каспаров.ru

Михаэль ДОРФМАН. Биография Гавела – это постоянное разбивание абсурда

«Трагедия современного человека не в том, что он знает всё меньше и меньше о смысле своей собственной жизни, а в том, что это заботит его всё меньше и меньше». Так говорил Вацлав Гавел – революционер, диссидент, драматург, последний президент Чехословакии и первый президент Чешской республики, скончался 18 декабря 2011 года в возрасте 75 лет. Почти во всех некрологах написано ещё «политик», и это уже как бы оскорбление памяти Вацлава Гавела. Если политиками назвать тех, кто сегодня занимается политикой для достижения и удержания власти, то Гавел всю жизнь был антиполитиком. Он всегда ставил моральность выше «реал-политик».

Я встречал Гавела всего один раз в Париже в конце 1980-х. Он выступал на встрече «ПЕН-клуба», говорил о том, что такие люди, как он, не должны заниматься политикой, а должны доставлять миру беспокойство. Я не помню буквально, но смысл был в том, что мир слишком самодоволен, и необходимо разбить это самодовольство - для пользы людей сделать мир беспокойным. Гавел делал это в своём творчестве, делал это и в своей борьбе за права человека, делал это и на посту президента.

Слово «революционер» в устах Гавела не звучало, но то, о чём он говорил, определённо можно называть революцией. Точно так же он писал свои пьесы. «Драма предполагает порядок, – сказал однажды Гавел. – Если так, то единственное, что там может быть – это нарушение порядка как способ поразить воображение». Гавел был одним из стратегов «Бархатной революции», положившей конец просоветскому режиму в Чехословакии. И стратегия революции в чём-то напоминает его пьесы.


Вацлав Гавел: "Мы научились ни во что не верить, не заботиться друг о друге… Любовь, дружба, милосердие, смирение, прощение потеряли свой смысл глубину. . . Они стали какой-то психологической диковинкой и принимаются как давно потерянные странники из далёких времен…»

Первый постсоветский парламент единогласно избрал его президентом. В своей инаугурационной речи 1 января 1989 года Гавел назвал старый режим, правивший Восточной Европой после Второй мировой войны, «чудовищной, ветхой и вонючей машиной», чьё худшее наследие заключалось не в экономическом провале, а в «отравлении моральной среды». «Мы стали морально больны, потому что мы привыкли говорить одно, а думать другое, – говорил Гавел. – Мы научились ни во что не верить, не заботиться друг о друге… Любовь, дружба, милосердие, смирение, прощение потеряли свой смысл глубину. . . Они стали какой-то психологической диковинкой и принимаются как давно потерянные странники из далёких времён…»

Мало кто вне круга специалистов знаком с пьесами Гавела. Главная коллизия его драматургии построена вокруг абсурдов новояза, бюрократического языка сталинского социализма. Не удивительно, что корпоративные менеджеры шоу-бизнеса свободно-рыночного общества, имеют столь же малый интерес к пьесам Гавела, как и бонзы социалистического агитпропа.

Гавел - не только земляк, но продолжатель традиций Франца Кафки. Прага породила многих авторов, чешских, немецких и еврейских, осознавших абсурдность жизни: что если не разбить окружающие человека абсурдные клише и матрицы, его жизнь теряет смысл. И это прямая противоположность тому, чем заняты политики. Политики провозглашают пустопорожние фразы, приятные для слуха их электората, но лишённые смысла, а тем более истинности.

Биография Гавела – это постоянное разбивание абсурда. Ирония заключается в том, что такой человек, как он, вообще стал президентом. И на посту президента Гавел постоянно сражался с алчными и продажными неолиберальными политиками «грабительского капитализма», занятыми монетаризацией краха социализма нуворишами, почувствовавшими вкус власти и не способными противостоять её коррупции. Типичный представитель этой породы – его собственный премьер-министр Вацлав Клаус. Гавел жестоко сражался со своим тёзкой.

Вацлава Гавела больше нет, и его пытаются вставить в антикоммунистический иконостас. Чилийский драматург Ариэль Дорфман хорошо знал Гавела, и числит его среди вдохновителей своего творчества. Он рассказывал, как в 1984 году в Чехословакию с визитом прибыл один из признанных адептов антикоммунизма, чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Между делами по закупке оружия диктатор возжелал встретиться с диссидентами. Гавел отказался видеть Пиночета. Его уговаривали, мол - это хорошо для диссидентства, надо быть реальным политиком, продажа оружия – хорошо для экономики. Гавел ответил, что мы вообще не должны никому продавать оружия. Это не ординарный политик, и не ординарный драматург.

Ариэль Дорфман вспоминает в своих мемуарах, как Гавел говорил ему: «Осторожно относись к языку своих произведений. Язык, который ты создаёшь сегодня, может спасти или извратить завтрашний мир… Если ты позволяешь людям власти, неважно справа, слева или из центра, подавлять твой язык, если они способны заставить тебя жить во лжи и верить лжи, то они репрессируют тебя, коррумпируют и делают соучастником».

И ещё одно, что отличало Гавела от многих суровых борцов-диссидентов – это неувядающее чувство особого и парадоксального среднеевропейского юмора, умирающее сегодня в мире, где специальные спичрайтеры пишут для политиков и выверяют в фокусных группах шутки и анекдоты. Гавел был уверен, что главное в юморе – это умение смеяться над собой.

Вацлав Гавел и начал свою общественную деятельность не из каких-то абстрактных идеалов социализма или капитализма, коммунизма или антикоммунизма. Гавел не считал себя диссидентом, тем более не думал делать диссидентство профессией. Он просто хотел иметь возможность свободно творить, и делал для этого то, что надо было делать. Гавел не мог свободно творить в социалистической Чехословакии, как Ариэль Дорфман не мог творить свободно в пиночетовском Чили. Моральное противостояние злу стало сердцевиной творчества и общественной деятельности Гавела, оставалось с ним на посту президента. Трудно представить себе избрание в президенты такого человека в «нормальной политике» в любой стране мира. И тем не менее, когда такое случается, то это внушает надежду.

«Надежда – это определённо не то же самое, что оптимизм, – говорил Вацлав Гавел. – Это не убеждение, что всё получится хорошо, а уверенность в том, что всё, что ты делаешь, имеет смысл независимо от того, как оно получается».