Мы новый, мы светлый мир построим…. Хинштейн заявил о необдуманных сокращениях подразделений МВД

По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. Что сейчас происходит в наиболее многочисленной правоохранительной структуре страны, чем вызваны изменения и насколько они успешны, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович, в ходе реформирования действительно ли удалось осуществить замену старого правоохранительного института на качественно новый? В чем суть этих изменений?

Рашид Нургалиев: Напомню, что начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года - когда Закон "О полиции" вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.

Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка - российской полиции, была сформирована законодательная база ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы.

Проведена внеочередная аттестация личного состава и обновлен кадровый состав, включая руководящее звено, начато преобразование ведомственного кадрового обеспечения.

Кардинально изменена система социальной поддержки сотрудников как во время службы, так и после увольнения.

МВД избавляется от несвойственных функций. Отрыв от основной функции - правоохраны - сведен к минимуму. Продолжается большая работа, направленная на изменение отношения к документации, - сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это очень важно, поскольку граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема.

В этой связи в повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются электронный документооборот, а также передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Это закреплено нормативно. В статье 11 Федерального закона "О полиции" определена не просто такая возможность, а обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Произошедшие изменения в деятельности министерства наглядно подтверждают, что реформирование было не самоцелью и тем более не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески.

Проблемы действительно есть, но мы их видим и теперь наша задача - целенаправленно работать по этим точкам, оперативно реагировать и принимать меры по их устранению.

И все же какова основная цель преобразований? Насколько ее удалось достичь?

Нургалиев: Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.

Менялся сложнейший институт, остававшийся длительные годы без преобразований, внутри которого объективно накопилось множество изъянов. Многие когда-то результативные конкретные методы, средства, приемы и даже принципы деятельности в некоторой степени утратили свою эффективность. Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан. Выход был только один - строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.

Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации нами проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть.

Сотрудники органов внутренних дел вписали немало героических страниц в нашу историю. Только за 2011 год зарегистрировано более двадцати тысяч преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов правопорядка. При исполнении служебных обязанностей получили ранения 3602 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Погибли от рук бандитов 322 сотрудника. Пятерым посмертно присвоены звания Героя России.

Уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, успешно решает поставленные задачи. Это показало подведение итогов деятельности за 2011 год на расширенном заседании коллегии МВД России.

А были ли глобальные причины, послужившие переходу из милиции в полицию?

Нургалиев: Реформирование органов внутренних дел было обусловлено целым комплексом причин. Прежде всего тем, что граждане Российской Федерации, приняв на референдуме в 1993 году Конституцию, закрепив принципы построения правового и демократического государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, сделали свой выбор.

Исторические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, потребовали по-новому определить место и принципы деятельности органов внутренних дел в изменившемся общественно-политическом устройстве государства. Стала очевидна необходимость новой правовой платформы, которая бы отвечала современным реалиям. Действовавший закон "О милиции" неоднократно корректировали, но это не дало желаемых результатов. Он так и не стал документом, отвечающим приоритетам в сфере защиты интересов личности, общества и государства.

Одним из факторов реформы органов внутренних дел послужила и существенно изменившаяся преступность, возникновение новых вызовов и угроз XXI века. Речь идет о терроризме, экстремизме, коррупции и транснациональной организованной преступности, преступлениях в сфере высоких технологий.

Поэтому перед министерством внутренних дел встала задача - реорганизовать ведомство так, чтобы система работала по самым высоким международно-правовым стандартам, по самым современным технологиям, эффективно и профессионально реагировала на новые вызовы и угрозы.

Не менее важным было и поднять престиж органов внутренних дел, существенно повысить авторитет полиции и доверие к ней со стороны населения.

Принципиальное отличие проводимой реформы от всех предшествующих преобразований состояло в том, чтобы создать не очередную модификацию силового инструмента государственного принуждения, а действительно правоохранительный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека, надежно обеспечивающий безопасность личности, общества и государства.

По каким направлениям происходили преобразования?

Нургалиев: Было семь основных направлений процесса реформирования. Во-первых, обновление нормативно-правовой базы. Во-вторых, проведение организационно-штатных мероприятий, направленных прежде всего на освобождение от несвойственных функций, избавление от излишних управленческих звеньев и повышение роли оперативных служб.

Важным направлением стала и гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органа правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.

Потребовалось создание и внедрение эффективной системы контроля за деятельностью полиции со стороны гражданского общества. Была проведена внеочередная аттестация всего личного состава, что важно - под руководством президента Российской Федерации. Произошло законодательное закрепление правового статуса сотрудника полиции, внедрение антикоррупционных стандартов и повышение требований к профессиональным и моральным качествам.

И, разумеется, реформа денежного довольствия и повышение уровня социальной защищенности сотрудников и пенсионеров, установление государственных гарантий для членов семей погибших при исполнении служебного долга сотрудников.

Реализация каких из этих направлений вызвала наибольшие трудности?

Нургалиев: Столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проводилась в России впервые. Попытки реформирования системы в советское время предпринимались неоднократно. Но эти преобразования затрагивали лишь форму, отдельные сферы деятельности и касались, главным образом, ее оперативно-служебной составляющей. Локальные структурные изменения происходили и в постсоветский период, но и их также нельзя рассматривать как реформы в глобальном смысле этого понятия.

Но, как известно, "начало - это половина любого дела". Поэтому самым сложным, пожалуй, было формирование новой нормативно-правовой базы. Трудности заключались даже не в том объеме работы, который предстояло выполнить, а в том, что в ходе нее закладывался правовой фундамент будущей правоохранительной системы. И права на ошибку у нас не было.

Основой нового полицейского законодательства стали федеральные законы - назову их сокращенно - "О полиции" , "О социальных гарантиях..." и "О службе в органах внутренних дел..." . Помимо них, обновленную правовую базу деятельности органов внутренних дел составляют 17 указов президента России, 19 постановлений правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нашей нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал президент России Дмитрий Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода.

Принятые акты будут определять направление развития МВД на несколько ближайших десятилетий.

Не повлияло ли отрицательно на борьбу с преступностью сокращение личного состава?

Нургалиев: Процесс реформирования органов внутренних дел не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности. В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие.

Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбоев, краж. Сотрудниками органов внутренних дел выявлены виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч - тяжкие и особо тяжкие. Выполнен значительный объем разыскной работы. Обнаружено более 100 тысяч преступников. Установлено местонахождение свыше 62 тысяч пропавших без вести.

Что касается сокращения личного состава - действительно, в соответствии с Указом президента от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ" такая задача была поставлена. В течение двух лет общая численность сотрудников была оптимизирована на 20 процентов, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности.

Решения в каждом конкретном случае принимались руководителями территориальных органов, исходя из имеющегося кадрового потенциала и складывающейся криминальной обстановки. При этом в наибольшей степени сокращению подверглись аппараты управления и непосредственно подчиненные им подразделения, в наименьшей - подразделения, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Кроме того, рациональному применению личного состава способствует широкое использование современных технических средств и информационных технологий в охране общественного порядка в целом. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в прошлом году было раскрыто 23 тысячи 800 преступлений и 17 миллионов 200 тысяч правонарушений. Он позволяет не просто сократить количество полицейских, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, но и поднять эту работу на качественно новый уровень. Представляя собой сложную систему интеллектуального контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасностью граждан, дорожного движения, объектами особой важности, новая система создает условия для наиболее успешного выявления людей, транспортных средств и предметов, находящихся в розыске, раскрытия "по горячим следам" разбоев, грабежей, краж и других преступлений.

Комплекс развернут в 80 областях и регионах. В 366 населенных пунктах функционируют подсистемы видеонаблюдения, в 303 - мониторинга мобильных объектов. На улицах городов и поселков установлено более 119 тысяч камер видеонаблюдения, из которых 81 тысяча напрямую выведена в дежурные части органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.

Сколько всего было сокращено сотрудников? Какова сегодня численность полиции и МВД России в целом?

Нургалиев: Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Почти наполовину был обновлен высший руководящий состав органов внутренних дел. Кроме того, в порядке ротации поменяли свое прежнее место службы почти 2/3 руководителей высшего звена. Всего же на службу в полицию перешли свыше 875 тысяч сотрудников органов внутренних дел.

Как вы относитесь к тому, что к процессу реформирования МВД был проявлен столь широкий общественный интерес?

Нургалиев: В связи с масштабом проводимых преобразований вполне естественно, что к реформированию было обращено самое пристальное внимание не только экспертного сообщества, но и общественности, средств массовой информации и простых граждан.

Впервые мы с этим столкнулись при обсуждении проекта Закона "О полиции". По инициативе главы государства в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года он был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет. Это позволило обществу реально участвовать в его доработке. Специально созданный для обсуждения законопроекта сайт посетили более 1,5 миллиона человек. Получено свыше 33 тысяч откликов, большинство из которых были учтены при его доработке. В результате - в Государственную Думу был представлен документ, отражающий позицию юристов, профессионалов-практиков, представителей правозащитных, общественных организаций, мнение граждан.

Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан - важнейший показатель эффективности нашей работы. Именно поэтому сегодня внедряются новые критерии оценки деятельности полиции, среди которых одно из центральных мест занимает мнение населения о качестве работы органов внутренних дел.

В прошлом году полиция раскрыла 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие

Работу МВД часто критиковали за пресловутую "палочную систему". Есть ли изменения?

Нургалиев: В свое время так называемая палочная система во многом была обязана всей системе криминальной статистики, которая основывалась на сравнении количественных данных с показателями предыдущего периода. Далеко не всегда такое сравнение являлось обоснованным. И прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.

В части 6 статьи 9 Федерального закона "О полиции" отражены новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.

26 декабря 2011 года подписан соответствующий приказ, утверждающий инструкцию и показатели ведомственной оценки. Теперь о работе полиции мы судим по таким критериям, как эффективность деятельности по ведомственным показателям, результаты исследования общественного мнения, итоги отчетов должностных лиц территориальных органов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, информирование государственных, муниципальных органов и граждан, результаты инспекторских выездов и зонального контроля.

А эффективность работы территориальных органов оценивается по таким основным направлениям, как обеспечение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, расследование преступлений, предупреждение и пресечение преступлений, качество расследования уголовных дел, возмещение материального ущерба, эффективность исполнения законодательства об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения.

Приоритет отдается уже не цифре как таковой, а качественной характеристике, результату, который слагается из множества факторов.

Какие задачи поставил президент России перед МВД?

Нургалиев: Президентом России Дмитрием Медведевым на расширенном заседании коллегии МВД России по подведению итогов за 2011 год перед министерством был поставлен целый ряд задач, связанных с повышением эффективности борьбы с преступностью.

Прежде всего министерству необходимо обеспечить качественную работу территориальных отделов и пунктов полиции. Именно они находятся ближе всего к гражданам, оказывают им помощь и содействие. На этом уровне и формируется отношение к полиции. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, закрепленная в Законе "О полиции", предполагает уважительное отношение, что будет возможным при профессиональном выполнении своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к людям.

В связи с этим необходимо максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно оперативных подразделений полиции и тех, которые несут службу в общественных местах.

Для органов внутренних дел задачей государственной важности является борьба с коррупцией. В этих вопросах особое внимание глава государства предложил уделить ситуации в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень "эпидемии".

Полиции необходимо и в дальнейшем укреплять взаимодействие с обществом, со средствами массовой информации, при этом активнее реагировать на расследования, которые ведутся журналистами.

Остро стоит задача по предупреждению и своевременному пресечению актов экстремизма. Нет необходимости убеждать в актуальности этой проблематики для федеративного, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Российская Федерация.

Поставлена задача по внедрению принципиально новых методов и форм борьбы с преступностью. Поэтому органы внутренних дел должны быть оснащены высококлассной техникой и специалистами, способными эффективно ее использовать.

В целом же перед МВД стоит важнейшая задача - эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность.

Времени на раскачку у нас нет. Общество ждет от полиции реальной отдачи и конкретных улучшений.

В сегодняшнем номере "РГ - Недели" читайте продолжение разговора с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым. Министр рассказал, что изменена структура денежного довольствия сотрудника. Его основа - денежное содержание, состоящее из должностного оклада и оклада по специальному званию. В зависимости от региона, должности и выслуги лет оно увеличилось в пределах от 1,7 до 2,1 раза.

Была подготовлена и направлена на места брошюра, в которой подробно прописан порядок начисления и выплаты денежного довольствия всех категорий сотрудников органов внутренних дел.

полиция и выборы

Нургалиев: Только за последний месяц уже проведены два расширенных заседания Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений, посвященных готовности подразделений МВД России к охране общественного порядка в период подготовки и проведения выборов президента России. Участвовали представители Центральной избирательной комиссии, члены Общественного совета при МВД, Общественной палаты, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Если коротко, то в данный момент уже приняты все необходимые меры безопасности.

Более того, сейчас мы столкнулись с еще одной проблемой - сохранностью аппаратуры видеонаблюдения, призванной обеспечить честность выборов. Уже известны 14 случаев хищения этой аппаратуры с избирательных участков. В 13 случаях - задержаны, а в одном установлены подозреваемые...

А как полицейские будут следить за соблюдением избирательного законодательства?

Нургалиев: Во все территориальные органы внутренних дел разосланы методические рекомендации, где подробно разъяснены действия сотрудников по 11 составам административных правонарушений избирательного законодательства, отнесенных к компетенции ОВД. На каждом избирательном участке обязан быть старший из офицеров, ответственных за охрану порядка. А в территориальном органе будет дежурить специальная группа, которая в случае необходимости прибудет на проблемный участок для документирования административного правонарушения. Подчеркну, что полицейский не принимает ничью сторону - строго следует закону. Если наблюдатель - неважно, от какой общественной группы - аккредитован на конкретный участок, то никаких препон ему чинить не будут. Если же человек сам себя "назначил" наблюдателем и пытается вмешиваться в работу избирательной комиссии, то, конечно, делать это ему не позволят. В любом случае решение принимает руководитель территориальной комиссии.

Законопроект, одобренный Президентом РФ Д. А. Медведевым, был предварительно выдвинут на общественное обсуждение, и после внесения ряда поступивших от населения поправок вступил в силу с весны 2011 года.

Дмитрий Медведев: «Полиция должна соответствовать современным требованиям»

Давая комментарий телеканалу «Россия» на эту тему, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что дело не в смене названия, а в том, чтобы иметь эффективную правоохранительную структуру. Дмитрий Анатольевич говорил, что к милиции накопилось много вопросов: законодательство, облик, приемы работы МВД еще советские, они устарели. Милиция (полиция) должна соответствовать уровню развития экономики и общества, подчеркнул он.
Медведев также заявил о необходимости изменения не только законодательства о милиции (полиции), финансирования структур МВД, в том числе, улучшения материальной базы, но и символа правоохранительного органа, которым является и название: милиция – это добровольные формирования для защиты общественного порядка, если вспомнить историю. Профессионалы же во всем мире называются полицией. Тут речь не об идеологии, а о констатации факта, добавил Д. А. Медведев.

Владимир Путин: «Главное – изменить содержание работы»

Владимир Путин, будучи главой правительства РФ, сказал на брянском форуме «Развитие Центральной России – 2011 – 2012», что «реформы в правоохранительной сфере давно назрели, и смысл предложения Дмитрия Анатольевича выражался в том, чтобы изменить не название, а содержание работы этих ведомств, обновить кадровый состав, проделать структурные изменения, повысить уровень материального благосостояния сотрудников (до 30 – 35 тысяч рублей для начинающих)». Путин сказал, что цель правильная, действия по реформе правоохранительных органов востребованы, а общество должно оценить изменения по их результату, на который нужно работать.

Хинштейн заявил о необдуманных сокращениях подразделений МВД

Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн высказался в одном из телеинтервью, что главной целью реформы МВД стало сокращение личного состава любой ценой на 22%, причем максимальному сокращению подверглись наиболее работоспособные подразделения – те от кого зависит поддержание общественного порядка – ППС. Хинштейн сказал, что на 24% вся патрульно-постовая служба в структурах МВД России была сокращена, а в Самарской области – даже на 45%. По информации депутата, в ходе реформы было упразднено 970 отделений внутренних дел, в 75% городов и районах с населением ниже 30 тысяч человек нет отделов МВД. Хинштейн в целом назвал кампанию по реформированию милиции-полиции неудовлетворительной именно из-за массовых сокращений сотрудников МВД в ряде подразделений.
Лидер фракции ЛДПР В Госдуме Владимир Жириновский привел число уволенных в результате реформы сотрудников милиции – 200 тысяч человек.

Сколько стоило переименование

По предварительной официальной информации, озвученной МВД РФ осенью 2010 года, на все процедуры, связанные с переименованием милиции в полицию уйдет более 2 миллиардов рублей. Одна только смена нагрудных жетонов сотрудников правоохранительных органов должна была обойтись в половину этой суммы. Еще полмиллиарда планировали потратить на новые таблички для зданий подразделений МВД и другую символику. Основные расходы предстояли в связи с увеличением зарплат сотрудникам – на это собирались изыскать 22 миллиарда рублей.
В начале 2013 года Счетной палатой на заседании Госдумы была названа сумма деятельности по реформированию системы МВД в «более миллиарда рублей». Депутаты подтвердили, что вышеупомянутые 1,125 млрд потрачены только на изготовление новой формы, нагрудных знаков, печатей, удостоверений. Сумма в 770 миллионов потрачена на переоформление документов и другие нужды.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. Продолжение реформ двух центральных правоохранительных ведомств России - МВД и Следственного комитета, вступление в силу договора СНВ, появление института добровольных пожарных и принятие на вооружение ракеты "Булава" - главные ожидаемые события 2011 года, по версии силовой редакции РИА Новости.

1. Полиция нас сбережет

Вероятно, одной из самых обсуждаемых тем наступающего года в России станет продолжение реформы органов внутренних дел. В рамках преобразований в 2010 году был разработан законопроект "О полиции" , который, как ожидается, вступит в силу 1 марта 2011 года. Этот законопроект - впервые в истории страны - был вынесен на обсуждение общественности в интернете, и некоторые из высказанных гражданами предложений внесли в проект закона, поступивший затем в Госдуму.

Реформа милиции была инициирована президентом после ряда резонансных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве, за которое пожизненный срок получил начальник ОВД "Царицыно" майор милиции Денис Евсюков.

В ходе реформирования органов внутренних дел российская милиция сменит название на полицию, избавится от многочисленных избыточных функций, а число сотрудников до 1 января 2012 года будет сокращено на 20%. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заверил, что в полицию войдут только лучшие из лучших. К кандидатам будут предъявляться повышенные требования, все они пройдут переаттестацию.

Вместе с реформированием органов внутренних дел в 2011 году преобразования продолжатся и в главном следственном органе России - Следственном комитете. Его планируется отделить от прокуратуры в самостоятельное ведомство, оно займется наиболее сложными преступлениями, расследование которых сейчас распределено между четырьмя структурами - собственно, СКП, а также МВД, ФСБ и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.

Ожидается, что закон "О Следственном комитете" вступит в силу в начале 2011 года.

3. Ратификация СНВ

В 2011 году Россия должна ратифицировать и начать реализацию договора с США о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3), подписанного президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в апреле 2010 года в Праге и в декабре ратифицированного американским сенатом. Чтобы соглашение вступило в силу, его должны одобрить обе палаты российского парламента. Пока он принят в первом чтении Государственной думой РФ. Решение ратифицировать его раздельно в трех чтениях продиктовано тем, что Сенат США принял в дополнение к нему резолюцию, которая не устраивает многих российских депутатов. В частности, в ней есть положение о том, что США не видят взаимозависимости сокращения наступательных вооружений и развития системы глобальной ПРО. Между тем это зафиксировано в преамбуле Договора и в одной из статей документа.

Согласно новому соглашению, рассчитанному на семь лет, стороны обязуются иметь по 1550 ядерных боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых носителей.

4. Добровольные пожарные

Добровольная пожарная охрана (ДПО) должна появиться в России в 2011 году. Инициатива МЧС по созданию института добровольных пожарных получила широкую поддержку после летних пожаров в 2010 году. Законопроект предусматривает наличие льгот для добровольцев и обеспечение их необходимыми средствами.

По данным МЧС, сегодня 24 тысячи населенных пунктов в России находятся вне зоны действия пожарной охраны. Планируется, что добровольные пожарные "прикроют", в том числе, и их. Сегодня насчитывается порядка 62 тысяч добровольных пожарных, а по оценкам МЧС, их должно быть 600-700 тысяч. При этом деятельность добровольцев на данный момент, по сути, находится вне правового поля. Президент Дмитрий Медведев ранее потребовал ускорить работу по разработке и принятию федерального закона о ДПО. Правительство уже внесло законопроект в Госдуму, и глава МЧС Сергей Шойгу выразил надежду, что проект закона будет принят в ближайшее время. По его словам, принятие закона потребует от МЧС огромной работы по организации ДПО. Министерство уже сейчас активно перенимает зарубежный опыт по этому вопросу.

5. Антитеррористический "светофор"

Ожидается, что в 2011 году в России начнет действовать новый закон об уровнях террористической опасности. Поправки в закон "О противодействии терроризму" предусматривают три уровня угрозы: повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный"). Похожая система существует во многих странах Запада. Определять порядок установления уровней террористической опасности и содержание мер безопасности будет президент.

По словам советника председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрея Пржездомского, законопроект никак не ограничит права и свободы граждан.

Первые два уровня ("синий" и "желтый"), в основном, касаются мероприятий, которые проводят сотрудники спецслужб и милиции. "Синий" (повышенный) вводится в случае поступления оперативной информации о готовящемся теракте, а "желтый" - если подтвердилась информация о готовящемся теракте, но место и время неизвестно. Критический ("красный") уровень террористической опасности вводится, если локализовано место и время теракта или он уже произошел. В этом случае вводится режим контртеррористической операции, а это значит, что вступают в силу ограничительные меры, прописанные в законе о противодействии терроризму, - контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, выборочный досмотр, проверка документов, и, может быть, даже беспрепятственное проникновение в помещение.

6. Невезучая "Нерпа"

Одним из главных событий будущего года станет передача в аренду ВМС Индии многоцелевой атомной подводной лодки "Нерпа" (проект 971). Срок передачи подлодки сдвигается уже несколько лет. Первоначально она планировалась еще в 2009 году, однако 8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море на подлодке произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, в результате которого погибли 20 человек. До сих пор лодка проходит испытания. Источники РИА Новости сообщают, что АПЛ все-таки будет передана Индии осенью 2011 года. Сумма контракта не называется, однако, по данным тех же источников агентства, десятилетняя аренда "Нерпы" обойдется ВМС Индии в миллиард долларов.

7. Долгожданный "Мистраль"

Одна из самых значимых тем 2010 года, а именно покупка Россией для ВМФ страны универсального вертолетоносца , останется актуальной и в 2011 году. Победитель соответствующего тендера Минобороны РФ был объявлен в самом конце декабря - им стал российско-французский консорциум ОСК-DCNS с кораблем типа "Мистраль". Согласно договоренностям, два корабля будут построены на верфях в Сан-Назере (Франция) до 2015 года, а еще два в России по французским технологиям после 2016 года.

Ожидается, что уже в январе будут подписаны соответствующие документы. Отсчет строительства первого корабля начинается с момента проведения первого платежа, который также ожидается в январе. Сумма контракта пока не называется, однако известно, что стоимость одного корабля составляет примерно 400-600 миллионов евро.

8. Летающая "Булава"

Новая морская баллистическая ракета "Булава" планируется к принятию на вооружение ВМФ РФ в 2011 году при двух условиях. Все испытательные пуски, а их запланировано четыре-пять, должны пройти успешно, причем не с борта испытательной подводной лодки "Дмитрий Донской" (проект 941У), а со штатного носителя - АПЛ "Юрий Долгорукий" (проект 955). Между тем сама подлодка в декабре 2010 года была возвращена в цех "Севмаша" для устранения выявленных нареканий, о которых заявил РИА Новости главный разработчик "Булавы" Юрий Соломонов. Он подчеркнул, что на вооружение ВМФ должна быть принята вся система в комплексе, то есть подводная лодка проекта 955 и сама "Булава".

9. Учения покажут готовность войск

Осенью в Центральном военном округе будут проведены оперативно-стратегические учения "Центр-2011". Они станут главным показателем уровня боевой подготовки российской армии в рамках проводимой военной реформы. Главный акцент преобразований в будущем году будет сделан на боевую подготовку с учетом того, что в 2010 году были созданы новые военные округа и упразднена дивизионная структура. Дальнейшее развитие получит в армии система аутсорсинга, то есть привлечения гражданских организаций, которые будут заниматься вопросами питания, обслуживания и транспорта.

10. В ожидании новинок на МАКС и "Бурже"

В будущем году в России и во Франции пройдут два знаковых авиасалона - МАКС и "Бурже", крупнейшие в мире демонстрации достижений в области аэронавтики и космоса. Главной интригой московского авиасалона является возможная демонстрация в небе новейшего истребителя пятого поколения Т-50, принятие на вооружение которого планируется только в 2016 году. Из-за режима секретности демонстрация самолета на земле практически исключена, однако в небе над Москвой появление этого самолета вполне возможно. Что касается салона в Ле-Бурже, то там могут одновременно появиться в воздухе самые большие в мире пассажирские самолеты - американский Boeing-787 Dreamliner и его главный конкурент Airbus-380.

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции", в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел (МВД) РФ.

Предпосылки для реформы

После вызвавшего сильный общественный резонанс преступления майора милиции Дениса Евсюкова (в апреле 2009 г. в Москве он расстрелял посетителей супермаркета) российские власти приняли решение о необходимости реформирования министерства внутренних дел (МВД) РФ для повышения доверия граждан к правоохранительным органам. 24 декабря 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", а 18 февраля 2010 г. - указ "О некоторых мерах по реформированию МВД России".

Документы предусматривали сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников МВД на 20%; увеличение денежного довольствия сотрудников милиции, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел; исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций и др. Также президент поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и Ассоциации юристов России внести предложения по реформе МВД. В начале 2010 г. такие предложения были представлены главе государства, который взял реформу под личный контроль и поручил правительству разработать новую редакцию федерального закона (ФЗ) "О милиции", регулирующего деятельность правоохранительных органов. 6 августа 2010 г. президент Дмитрий Медведев выступил с предложением вернуть милиции название "полиция", существовавшее в досоветский период. В августе проект ФЗ "О полиции" прошел общественное обсуждение на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru, 28 января 2011 г. он был принят Госдумой, 2 февраля одобрен Советом Федерации, после чего был подписан Дмитрием Медведевым 7 февраля и вступил в силу 1 марта 2011 г.

Закон "О полиции"

Документ закрепил переименование милиции в полицию и усиление общественного контроля над ведомством. Законом была установлена предельная численность личного состава органов внутренних дел к 2012 г. - 1 млн 106 тыс. 472 человека (сокращение на 22% по сравнению с численностью сотрудников дореформенного МВД - 1,28 млн человек).

С 1 марта милиционеры выводились за штат министерства для последующего прохождения переаттестации в срок до 1 июня 2011 г. (позднее продлен до 1 августа того же года).
Переаттестацию прошли 875,3 тыс. бывших милиционеров, включая министра Рашида Нургалиева. В ходе реформы своих постов лишились 183 тыс. сотрудников МВД, в том числе около половины генералов (143). Еще 21 генерал не прошел аттестацию.

Часть функций милиции была передана другим ведомствам - так, полиция перестала заниматься административным выдворением нелегальных мигрантов, организацией работы медицинских вытрезвителей, конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО, розыском должников, формированием и ведением реестра лиц, которым запрещено заниматься определенной деятельностью.

Закон потребовал от сотрудника полиции при общении с гражданином не только называть свои должность, звание, фамилию и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, но и сообщать причину и цель обращения, а в случае применения мер ограничения права и свободы гражданина - разъяснить тому причину и основания применения мер, а также его права и обязанности. Последующая практика показала, что сотрудникам полиции трудно выполнять данные требования в ситуациях, когда ведется преследование преступника или в ходе массовых беспорядков. В апреле 2014 г. организация "Офицеры России" направила спикеру Госдумы Сергею Нарышкину предложение внести изменения в закон "О полиции", которые бы позволили полицейским отходить от этих требований, когда они "заведомо невыполнимы".

С 1 января 2012 г. символика российской милиции стала недействительной. Российские полицейские получили новую форму и обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Впоследствии общественные активисты и представители СМИ неоднократно фиксировали случаи, когда полицейские прятали или отказывались предъявлять свои жетоны.

Дальнейшие изменения законодательной базы

23 мая 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. До 1 сентября 2011 г. МВД совместно с полномочными представителями президента в федеральных округах и руководителями регионов образовали при территориальных органах МВД общественные советы (совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер). Советы могут получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий.

19 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а 30 ноября 2011 г. - федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Эти документы развивали положения ФЗ "О полиции" в области денежного довольствия, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также иных особых социальных гарантий.

Критика реформы

Вскоре после завершения основного этапа реформы она была подвергнута критике. Так, в мае 2012 г. заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что реформа из-за отсутствия четкой концепции не повысила качества работы правоохранительных органов и ухудшила ситуацию в них.

В первую очередь Хинштейн и другие критики обратили внимание, что, несмотря на идею реформы, которая предполагала сокращение избыточного руководящего состава и центрального аппарата, увольнения коснулись, в основном, "полевых" сотрудников. По данным Хинштейна, подразделения по делам несовершеннолетних были сокращены в целом по МВД на 28,9%, строевые подразделения патрульно-постовой службы на 24,6%, вневедомственная охрана - на 22,3%, ГИБДД - на 20,7%, уголовный розыск - на 19,3%. При этом кадровые подразделения сократились на 17,5%, правовые - на 9,8%, штабные - на 21,6%., а штатные оркестры, студии, ансамбли танца решено было оставить.

Также Хинштейном и другими критиками отмечалось, что в ходе реформы были ликвидированы 6 из 23 вузов МВД, все средние специальные школы милиции, разорвалась существующая система вертикальной подчиненности полицейского управления. Отмечались негативные последствия принятого еще в 2008 г. решения об упразднении подразделений по борьбе с организованной преступностью. Также, по мнению Хинштейна, повышение заработных плат было нивелировано последовавшей "монетизацией" льгот.

30 октября 2013 г. в ходе "правительственного часа" в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал, что в рамках реформы, "результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты". При этом он добавил, что министерство "старается исправить недостатки". Глава МВД сетовал на острую нехватку участковых и постовых, но сообщил о победе над текучкой кадров: по его словам, в 2013 г. впервые за последние годы количество принятых на работу сотрудников превысило число уволенных. Некоторые части реформы были пересмотрены: так, в 2012 г. были вновь созданы "подразделения по вытрезвлению граждан".

Дальнейшие преобразования

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин незначительно увеличил предельную штатную численность МВД до 1 млн 113 тыс. человек.

13 июля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении общей численности органов внутренних дел на 10%, до 1 млн 3 тыс. 172 человек. План по сокращениям подготовил глава МВД Владимир Колокольцев, который в интервью СМИ подчеркнул, что "с учетом негативного опыта реформирования 2010 г." под сокращение в этот раз не попали оперуполномоченные, участковые, сотрудники патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб. Более 43 тыс. из 110 тыс. сокращаемых пришлось на вневедомственную охрану. С 1 ноября 2015 г. из 3,5 тыс. стационарных постов главного управления вневедомственной охраны осталось только 282, большинство объектов перешли под охрану государственного предприятия "Охрана".