Какие молитвы читать вес рождественский пост. Что нельзя делать во время рождественского поста

Рождественский пост считается одним из самых важных постов для православных верующих, и начинается он ровно за сорок дней до празднования Рождества Христова. Рождественский пост - прекрасное время для того, чтобы очиститься духовно и подумать о своей жизни, своих поступках.

В то время, пока многие ждут наступления Нового года, православные христиане готовятся к празднику, куда более важному для них, - Рождеству Христову. Когда столы ломятся от угощений, по телевизору одна за другой идут развлекательные передачи, порой бывает сложно устоять и соблюсти пост по всем правилам. Но если все-таки терпения и смирения у вас будет в достатке, то праздник Рождества вы встретите с особым чувством удовлетворения.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: КАЛЕНДАРЬ ПИТАНИЯ

Во время поста следует полностью исключить из своего рациона мясо, яйца и молочные продукты. Остальные, в зависимости от периода, употреблять можно.

С 28 НОЯБРЯ 2018 ПО 19 ДЕКАБРЯ 2018

  • понедельник
  • вторник, четверг, суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба;
  • среда, пятница — сухоядение.
  • 4 декабря : в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно позволить себе красное вино в небольшом количестве.

С 20 ДЕКАБРЯ 2018 ПО 1 ЯНВАРЯ 2019

  • Понедельник — горячая растительная пища без растительного масла;
  • вторник, четверг — горячая растительная пища с растительным маслом; среда,
  • пятница — сухоядение;
  • суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба.
  • 1 января : во вторник, после наступления светского праздника - Нового года, - можно позволить себе немного вина.

С 2 ЯНВАРЯ 2018 ПО 5 ЯНВАРЯ 2019

  • Понедельник, среда, пятница — сухоядение;
  • вторник, четверг — горячая растительная пища без растительного масла;
  • суббота, воскресенье — горячая растительная пища с растительным маслом.

6 ЯНВАРЯ 2019 - РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

6 января: в Сочельник следует соблюдать особенно строгий пост. Есть можно только после вечерни сочиво - сладкую кашу, как правило, из рисовой или пшеничной муки.

Что дает нам Рождественский пост?
Прежде всего, пост - это воздержание, ограничение себя, своих желаний. По сути, на время поста мы отсекаем все лишнее для того, чтобы обратить внимание на нечто более важное, оставить время для общения с Богом. Иоанн Златоуст говорил: «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание от языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это время, когда особенно ценны добрые дела, совершаемые по отношению к другим людям, терпеливость и доброта к близким. Пусть в этот период ваше сердце будет открыто

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: ТРАДИЦИИ

Зимний Рождественский пост установлен церковью, чтобы освятить последнюю часть года таинственным обновлением духовного единения с Богом. Рождественская Четыредесятница символизирует сорокадневный пост Моисея, который в результате получил на каменных скрижалях начертание слов Божиих. Христиане в этот период постятся, молятся, проходят очищение от грехов, чтобы с чистым сердцем, душой и телом подготовиться к праздничной встречи Рождества Христова.

Пост подразумевает не только ограничения в еде, но и определенный внутренний настрой, духовное очищение, иначе он превратится в диету. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, прощением обид, искоренением злых мыслей, воздержанием от соблазнов и пороков, отказом от развлекательных и зрелищных мероприятий.

Больным людям, беременным и кормящим женщинам, а также детям разрешено послабление поста. А потому, прежде чем поститься, обязательно посоветуйся со своим врачом, а также священником. Ведь пост состоит не в том, что мы едим, а в том, что мы можем пожертвовать ради веры и Бога, не нанося вреда своему здоровью.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: КАК БЫЛ УСТАНОВЛЕН

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: ЗАЧЕМ УСТАНОВЛЕН

Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет:

“Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.

По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

ПРАВИЛА РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2018-2019: МОЛИТВЫ

Молитва в рождественский пост перед едой

Обращение к Богу перед едой призвано напомнить о духовной составляющей поста. Нужно прочитать хорошо известную всем молитву «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах! Да светится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и избави нас от долгов наших, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо сила и воля Твоя во веки веков. Аминь.

Тем, кому воздержание дается особенно тяжело, можно дополнить молитву такими словами:

Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою.

Молитва после еды

После еды читается благодарственная молитва. Несмотря на скромность постной пищи, необходимо поблагодарить Господа за то, что у вас есть возможность ее вкушать.

Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас.

Ежедневная вечерняя молитва

Каждый вечер необходимо обращаться к небесным силам с просьбой укрепить на праведном пути и простить случайные и намеренные проступки, совершенные за прожитый день.

Вечный и милостивый Боже, прости мне грехи, сотворенные мною делом, речью или мыслью. Дай, Господи, смиренной душе моей очищение от всякой скверны. Ниспошли мне, Господи, в ночи спокойный сон, дабы утром я вновь послужил пресвятому Твоему Имени. Избавь меня, Господи, от суеты и лихих помыслов. Яко есть сила и Царствие Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Продолжается Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в Душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это - теплохладность, это - внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием.

Тот же святитель Феофан Затворник указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, - при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона.

До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.

Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики - делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.

Духовная составляющая

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).

Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.

Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.

Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,- артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору - натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

«Православный христианин обращается лицом к святым иконам - Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих - для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».

Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.

Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.

У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.

Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.

Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась». Из сообщения девицы Мельниковой, полученного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Верхотурье к мощам св. праведного Симеона. В то время у меня сильно заболела нога. Боль что дальше, то сильнее умножалась, и болезнь эту редко можно встретить; ногу я обвязывала полотенцем… и на двух костылях едва шла… Утром встала с великим трудом и пошла в село Меркушинское, сходила к вечерне и приготовилась к принятию Св. Таин, и Бог допустил - причастилась. Тут я весьма много пролила слез. Утром встала - у меня опухоль прошла, и нога ровно не была больна». Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 г., до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.

Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.

Петрухина Нина Григорьевна из Москвы сообщила: «Появилась раковая опухоль, врачи хотели ее удалить. Я читала молитву святому Симеону Верхотурскому, помазывала лоб и больные места маслом, прикладывала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гробнички). Через месяц пришел результат анализа: раковых клеток нет. Операцию отменили, но риск заболевания остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону…».

Встречаются болезни, которые не могут быть вылечены или облегчены лекарствами или усилиями медицины. Когда одни лишь духовные средства могут улучшить состояние.

Среди писем преп. Макария Оптинского есть ответ отцу больной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни». Преподобный советует дома отслужить молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому, а потом побывать у его мощей: «Сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь. Верующему все возможно».

Другой Оптинский старец, преп. Амвросий, больному, страдающему от головной боли и не ожидающему помощи от врача, советует съездить в Афонскую часовню, отслужить там молебен св. Великомученику Пантелеймону, взять масла из лампадки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обращайся почаще к целебному Пантелеймону и проси его помощи. Господь даст - и пройдет».

В трудных болезнях нередкая практика - обеты посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединенная с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам, из опасения, что его отчислят из семинарии. «Все мое утешение, вся надежда и все врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила. «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне», - писал свт. Феофан Затворник. Случается видеть людей болезненных как бы неисцельно. Причем, это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет и Бог уже становится не так потребен.

Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных Таинствах (то есть Исповедь и Причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжелых, наследственных.

Приходит на память случай, когда в церковь пришел молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врожденное нездоровье невозможно преодолеть.

Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.

И было заметно, что в периоды, когда он по каким - либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвел. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.

И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.

В Евангелии упоминается женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.

В канун Рождественского поста

Двадцать восьмого ноября начинается Рождественский пост. 40 дней продолжается он, до великого праздника Рождества Христова.

Рождественский постСвященное писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли... Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. "Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь". (Лк. 2, 10 - 11). "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". (Лк. 2, 13 - 14)... Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)...

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное...

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молится, постится, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоится, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: "Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

Зачем установлен Рождественский пост

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

"Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".

По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно..."

Как питаться в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).

Продолжается Рождественский пост. Какие книги стоит читать в эти сорок дней? Рассуждают священнослужители.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

Ходить с Евангелием

Святое Евангелие. Повторюсь, пост - время напряженной духовной работы. Свой ум, свой внутренний мир необходимо приблизить к евангельскому жизненному опыту. А для этого нужно читать.

Читайте в метро. Читайте всюду. Читайте в свободное и несвободное время. Читайте - и размышляйте.

Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря:

Только не беллетристику!

Но если что-то читать, то никоим образом не околоправославную беллетристику: романы, повести и рассказы с православным антуражем, ставшие очень модными в наше время среди православных читателей из-за своей легкости и примитивности изложения. К сожалению, такая беллетристика вытесняет серьезную аскетическую литературу.

Мне кажется, лучше всего обратиться к своему духовнику с просьбой порекомендовать книгу на период поста. Духовник лучше знает духовное состояние обращающегося к нему чада и сможет дать дельный совет.

Протоиерей Александр Ильяшенко, директор портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре

Про святых и рассказы Рассказы Льва Толстого

Сейчас выходит много книг и легко можно выбрать себе достойное чтение. Поучительно читать в пост жития святых, как древних, так и современных новомучеников и исповедников отечественных, и тех, кто пострадал в других странах. Очень яркие интересные книги, например, в которых рассказывается о греческих святых.

Надо знакомиться и знакомить детей с историей православных церквей.

Помимо духовной литературы можно читать и классическую. Недавно мне в руки попал томик , и там я прочитал два замечательных рассказа. Один называется «Бедные люди». Его действие разворачивается, по-моему, во Франции. Жена с тревогой ждет возвращения своего мужа - рыбака. А потом вспоминает, что на улицу не показывалась больная соседка, мать двоих ребятишек.

Женщина оставляет своих спящих малышей, идет к соседке, и видит, что та - умерла. А рядом лежат ее маленькие дети, которых она успела перед своей смертью потеплее укутать. Женщина, понимая, что без матери они пропадут, забирает детей себе. А потом думает: «Вот вернется муж, будет меня ругать. Сами живем - еле-еле концы с концами сводим». Но - детей приносит домой, кладет рядом со своими в кровать и задергивает полог.

Наконец, возвращается муж, усталый, мокрый. Женщина сообщает ему про то, что умерла соседка. Муж отвечает, что детишек надо взять себе, не оставлять же их одних, торопит жену, удивляясь, что она не спешит…

Нужно искать подобные произведения, делиться друг с другом.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский:

Только Евангелие

А дальше - каждый сам для себя выбирает хорошую духовную литературу, которая могла бы быть ему полезной. Что-либо рекомендовать здесь сложно - сейчас так много возможностей для чтения, столько много издается книг, столько можно найти в интернете…

Сам я всегда во время поста читаю что-то разное. Лично мне нравится перечитывать «Добротолюбие», особенно первые два тома. Особенно - поучения преподобного Антония Великого.

Своим прихожанам я часто рекомендую во время поста читать книгу преподобного Аввы Дорофея. Это, на мой взгляд, с одной стороны, доступное чтение, а с другой - очень глубокое чтение, не устаревшее. Очень актуальное, поскольку речь идет о том, с чем мы всегда сталкиваемся: о совести, о страхе Божием, об осуждении, о самоукорении, о том, как нужно бороться и преодолевать страсти. Самые фундаментальные понятия нашей духовной жизни.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста протоиерей Максим Первозванский:

Письма

Протоиерей Максим Первозванский

Такие советы я не возьмусь давать. Если зайти в любой, более или менее большой магазин православной книги, там вы найдете несколько тысяч наименований книг. Понятно, что они не все - высоко духовные. Но много и сильных вещей. Все-таки в данном случае все очень индивидуально.

Лично мне помогает настроиться на пост даже не чтение Святых Отцов, а, в основном, - чтение писем. «Письма Валаамского старца», письма … Или пространные жития, такие, как житие .

Помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий Потокин:

Чтение не должно быть насилием над собой

Я не могу давать какие-то общие советы, что читать постом, можно ли ходить в театр и смотреть телевизор. Христианство - не религия запретов. «Все мне позволительно, но не все полезно», - говорит апостол Павел. Исходя из этого, каждый и должен найти свою меру.

Если человек не привязан к телевизору, он, возможно, сам с радостью во время поста не будет его смотреть, чтобы не отвлекаться. А у кого дома телевизор не выключается, пусть попробует сократить время просмотра телевизора, исключить из просматриваемых бесполезные передачи, ничего не дающие ни уму, ни сердцу. Это уже будет усилием на пути к встрече с рождающимся Спасителем.

Что касается литературы, то Евангелие можно порекомендовать всем: кто читал, пусть перечитает, освежит в памяти события, кто не читал - тем более пусть ознакомится. И не надо стесняться признаться в том, что-то там непонятно - понимание такой великой книги - книги о бытии Царствия Небесного - приходит не сразу. Для этого и существуют толкования святых отцов - это тоже рекомендую, но только тем, у кого есть желание глубже понять основы веры.

Чтение может быть трудным, но не должно быть насилием над собой. Хочет человек познать Христа - даже если он сначала не все поймет в Евангелии или другой духовной литературе, чтение будет ему в радость, постепенно превратится в потребность. Мне кажется, перед Рождеством также полезно почитать книги, в которых описываются встречи человека с Богом.

Эту встречу нельзя предугадать заранее, никто не знает, когда она произойдет у него, но и чужой опыт очень важен для понимания жизни. Описан он и в житиях святых, сегодня издано много книг о наших современниках, пришедших к вере в зрелом возрасте - тоже очень полезно.

А для кого-то пока жития святых и даже мистический опыт современников - слишком твердая пища, им полезнее молоко - хорошая художественная литература, в которой воспроизводится христианская традиция. Я, например, очень люблю рассказ Чехова «Студент» - герой, семинарист, в Страстную пятницу греется у костра и рассказывает людям о том, как много столетий назад в этот день так же грелся у костра апостол Петр. И люди проникаются всем ужасом ситуации, когда Христа осуждают на смерть, а его ученик в это время греется у костра.

А какие прекрасные воспоминания о Пасхе есть у Салтыкова-Щедрина - он увидел преступников, и у него появилась надежда, что Господь их помилует. Да много кто из русских и зарубежных классиков описывал христианские праздники. Из зарубежных могу посоветовать Франсуа Мориака, Экзюпери. Было бы желание, а хорошую книгу найти можно. Книгу, которая хоть чуть-чуть оживит омертвевшее сердце.

Настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин:

Преподобный Марк Подвижник

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Если отступать – то в порядке

Непрестанная молитва в сердце, чтение только Священного Писания и святых отцов - идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Не для всех это достижимо - я сам далек от такой меры, - но в духовной брани, как и в бою, если приходится отступать, то нужно это делать в порядке. А не трусливо убегать или - ещё хуже - переходить на вражескую сторону.

Не получается жить Библией и Добротолюбием - почитаю что попроще: жития святых, письма Оптинских старцев мирянам. И на это не хватает сил - буду читать книги по истории христианства, религиозных философов.

Еще больше немощствую - почитаю хорошую художественную литературу: Достоевского, Пушкина, Толстого (не позднего, а его великие романы). И среди зарубежных классиков есть христианские по духу писатели, просто я больше знаю русских. Но смотреть порнографию - это, пожалуй, сравнимо с чтением вражеских листовок.

Людям, начинающим духовный путь, обычно есть смысл советоваться по вопросам чтения, особенно духовной литературы, с опытным духовником.

Протоиерей Виктор Григоренко:

Читать больше, чем обычно

Во время поста мы обязательно должны обратить внимание и на духовную пищу. Читать нужно больше, чем обычно, но делать это нужно медленно, без спешки. Опять же, взяв ношу по плечу, не будем ее бросать.

Время для чтения нужно регламентировать, хорошо читать утром (ежедневно) Евангелие и Апостол согласно указаниям в церковном календаре, чтобы вспоминать о прочитанном в течении дня. Вечером после молитвы можно читать духовную литературу.

Подготовили Леонид Виноградов, Оксана Головко, Алиса Орлова, Мария Сеньчукова

Это один из самых продолжительных постов в христианстве. Он начинается с 28 ноября и заканчивается в рождественский сочельник – 6 января. Этот пост не считается таким строгим, как Великий, однако в это время многих христиан интересует вопрос: какие молитвы читать в Рождественский пост. Вот, что думают по этому поводу священнослужители, которых прихожане спрашивают об этом.

Что такое Рождественский пост

Это время, когда христиане готовятся к празднику Рождества Христова, ограничивая употребление мясных и молочных продуктов. Данный пост не является самым строгим, и во время него можно есть по воскресеньям и большим праздникам рыбу. Для христиан и Новый год выпадает на пост. На этом основании многие считают, что нельзя отмечать этот праздник, принимать участие в торжественных застольях, есть то, что едят неверующие знакомые и просто друзья, коллеги по работе. Однако далеко не всем подходят такие ограничения.

Помните, что не важно даже, какие молитвы стоит читать в Рождественский пост, главное - душевно подготовиться к Рождеству, а это бывает труднее, чем воздержание от мяса или молочных продуктов. Ведь именно во время поста человека начинают преследовать различные искушения, ссоры с ближними, конфликты и обиды. Бывает, что его тянет совершить тот или иной грех. Поэтому время поста всегда опасное, и ограничения стоит соблюдать разумно. Даже монахи до 1 января едят рыбу по воскресеньям, и это не считается нарушением.

Строгий пост обычно соблюдают люди здоровые, крепкие, обеспеченные и не испытывающие никаких ограничений в материальных благах. Делается это для того, чтобы умерить свои страсти и избежать чувства пресыщения, когда у человеку всё есть в достатке, а он этого не ценит и всё равно злится, ничего его не радует. То же самое касается и секса в супружеских отношениях. Однако вопрос это индивидуальный, так как многим просто необходима физическая разрядка, или неверующий супруг не поймёт жену-христианку, которая не подпускает его к себе. Поэтому это решают в каждой семье по-своему.

Людям ослабленным, старым, больным, беременным женщинам и кормящим матерям, людям, страдающим различными заболеваниями, в том числе и сахарным диабетом, а также занятых физическим трудом строгий пост не рекомендуется. Даже если человек будет есть немного мяса или молока, ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы не возникало чувство пресыщения, недовольства окружающими, а также ощущение превосходства или зацыкленности на физических потребностях (чревоугодие). Поэтому воздержание в еде стоит нарушать, если вы чувствуете, что это будет необходимо для здоровья.

То же самое касается ситуаций, когда человек начинает злиться, если не ест мясо или молочные продукты. В этом случае не стоит себя строго ограничивать в еде. А чтобы меньше нападали искушения, помогают молитвы и исповеди в храме.

Молитвы и праздники

Пост не предполагает каких-то специальных молитв и канонов. Однако на его период выпадает несколько важных праздников: день Варвары Мученицы (17 декабря), Николая Чудотворца (19 декабря) и Спиридона (25 декабря). Христиане в это время могут принять причастие в храме. Чтобы к нему подготовиться, в субботу нужно читать покаянные церковные каноны, вспоминать и раскаиваться в своих прегрешениях, а также готовиться к исповеди. Стоит читать и благодарственный канон после причастия.

В канун великих праздников, описанных выше, можно прочесть каноны, акафисты или просто молитвы святым. Тогда они помогут вам в трудных ситуациях не впасть в какой-либо грех. Помните, что враг рода человеческого именно в пост ссорит людей между собой, сея ненависть, обиды или враждебное отношение. Поэтому, чтобы избежать ссор в семье, различных неприятностей и искушений, помогает молитва ангелу хранителю или обычные утренние и вечерние молитвы (например, "Отче Наш").

Выбор, какие молитвы читать в Рождественский пост, может быть разным. Не существует каких-то особых и универсальных текстов, чтобы ваши отношения в семье или с близкими людьми стали лучше. Однако молитва, вовремя прочитанная, пусть даже и про себя, может сделать великое дело и помочь осознать свои грехи, ошибки, раскаяться в них на исповеди и избежать новых.

Работа, семья, быт, проезд в общественном транспорте, развлечения — все это требует времени. И как-то так получается, что некогда молиться, посещать храм — думать о будущей жизни. Но проснуться от этого кошмара действительности и достойно подготовиться ко приходу Христа в мир поможет Рождественский пост.

Это — время для усиленной молитвы и покаяния. Думаем ли мы об этом или, наоборот, отгоняем от себя такие мысли — но каждому человеку рано или поздно придется умереть. Это не страшилка, а ожидающая всех действительность.

Бояться здесь надо только того, что можно отойти в вечность без покаяния, с бременем грехов за плечами. Чтобы этого не случилось, человеку нужно быть постоянно «на страже». Пост — время усиленного надзора за собственной душой. Поститься — это не только соблюдать ограничения в питании, а и возможность «обуздать» свои страсти, очиститься покаянием, подумать не о временном, а о вечном.

Время покаяния

Это сложный духовный процесс, который открывает человеку видение собственных грехов и желание от них избавиться.

Я раскаялся в содеянном, — говорит человек. Он имеет в виду то, что больше к конкретному слову или поступку он не хочет возвращаться. В греческом языке покаяние звучит как «метанойя». Дословно оно переводится как «перемена ума». То есть человек не просто замечает свои грехи, но и хочет избавиться от них. Они мешают ему спасаться.

Вот представьте человека, у которого на пальце ноги заноза. Он не может нормально обуться и пойти в храм, стать на молитву. Через несколько дней палец может воспалиться, если вовремя не вытащить занозу, может пойти нагноение... Ничего не напоминает? Заноза, как грех, мешает человеку идти к Богу. Если вовремя от него не избавиться, может пойти сильнейшее воспаление.

Человек не может молиться, не может думать о своем спасении, потому что мысли его сконцентрированы на душевных занозах: как заработать побольше, где отдохнуть, где повыгоднее купить, что повкуснее приготовить. Все это очень быстро вытесняет мысли о смысле человеческой жизни — спастись. Именно для такого человека Рождественский пост может стать духовным возрождением.

Надо приложить усилия, чтобы вытащить занозу, а если уже пошло нагноение, то желательно обратиться к врачу.

Так и грешному человеку, которому тяжело справиться со своими недугами, нужно призвать на помощь Врача. Дальше будут слезы, раскаяние и духовное прозрение. Чем больше человек кается и духовно меняется, тем больше грехов он видит.

Молитва и внимательность к людям

Рождественский пост — отличный период для духовного прозрения. Умеренное ограничение в пище (без фанатического истощения организма, когда уже ни на что нет сил), молитва, чтение Священного Писания и духовной литературы, размышление над прочитанным должны занять важное место в расписании православного христианина.

Но это совсем не значит, что надо позабыть обо всех жизненных вопросах: перестать готовить, стирать, собирать детей в школу, проявлять заботу в отношении к родным, а вместо общения с близкими побыстрее бежать в свою «келью» читать молитвы. Молитва — это не только шептание заученных слов. Важно постоянно помнить о Господе и искать Его волю. К людям важно проявлять любовь и заботу, ведь в каждом человеке — отпечаток Божий.

Не зря Иоанн Богослов пишет:

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

Поэтому надо быть внимательными, заботливыми, помогать друг другу. Именно такой пример нам подает Спаситель.

В пост важно внешне не показывать своего «благочестия», это время покаяния, но только не показного, а искреннего, внутреннего, глубокого. Сам Христос говорит, что не надо быть мрачным и унылым, чтобы все видели, что вы несете «подвиги поста». Бог видит все, и за тайное он воздаст явно.

Так что особенности питания, молитвенное правило, исповедь, посещение богослужений — это тайна, о внутренней сути которой знаете только вы и Бог.

Терпение скорбей

То, что происходит внешне, видят не только люди, но и бесы. Если вы радуетесь во время церковных служб, то они пытаются похитить эту радость, если лучше понимаете написанное в Евангелии, они пытаются отвлечь вас греховными мыслями. Это только некоторые искушения.

Кстати, о последних. Приготовьтесь к тому, что во время Рождественского поста вокруг вас будут происходить непонятные вещи: даже спокойные люди начнут ссориться, родные перестанут понимать, одновременно обозлятся водители в маршрутках, продавцы в супермаркетах, «случайный» прохожий выругается... Это может звучать как преувеличение, но в пост действительно возможны разные испытания.

Почему так? Чем больше шагов навстречу Богу вы делаете, тем больше попыток вернуть вас обратно делают лукавые духи. Кроме того, путь спасения невозможен без терпения скорбей. Откройте житие любого святого — и вы найдете массу примеров беспричинной клеветы на него, унижений, непонимания со стороны родных, болезней и так далее.

Иоанн Предтеча претерпевал всевозможные скорби и был обезглавлен — его главу на блюде попросила дочь Иродиады за прелестный танец. Великомученица Варвара погибла от руки отца-язычника. Преподобный Пимен Многоболезненный был парализованным, зато по его молитвам другие исцелялись от разных болезней. А сколько мелких примеров можно найти!

Конечно, немощному человеку Бог не посылает таких испытаний. Но если вас постигают хоть мелкие скорби, можете порадоваться. Во-первых, вы движетесь в правильном направлении. Во-вторых, Господь не забывает о вас. В-третьих, сам Бог верит в то, что вы справитесь. Так что осталось поблагодарить и оправдать доверие.

Рождественский пост — время молитвы, покаяния и перенесения скорбей. Так что запасайтесь терпением, любовью, желанием меняться и... слезами покаяния. Рождество — светлый праздник. Надо омыть и свою душу.