Источники доходов государства. Цели налогообложения Основные понятия

Расходы государства могут быть разделены по целям:

Расходы на политические цели - обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

Расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

Расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Основные источники доходов государства - это:

Налоги (включая взносы на социальное страхование);

Прибыль государственных предприятий,

Сенъораж (доход от эмиссии денег);

Средства от продажи государственных ценных бумаг",

Доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профицит, дефицит, сбалансированный бюджет.

Государственный долг - представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Внутренний государственный долг - это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП).

23. Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. Виды налогов по разным классификациям.

Налог - это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.

Налоги выполняют три функции :

1. Фискальная. Являются основным источником доходов госбюджета. Покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций.

2. Регулирующая . Регулируют имущественное и социальное расслоение общества. За счет налогов финансируются социальные программы.

3. Стимулирующая. За счет налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, развитие науки и техники и т.п.)



Налоговая система регламентируется законодательными актами государства (НК РФ).

Классификация налогов осуществляется по разным критериям.

I. По объекту исчисления налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог (НДФЛ); налог на прибыль; налог на недвижимость и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС; акциз (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин и др.); таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров); налог с продаж (в настоящий момент в России отменен).

II. По способу начисления налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоги предполагают, что налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прогрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых уменьшается по мере роста дохода и увеличивается по мере сокращения величины дохода.

III. По источнику поступления в бюджет налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

- Федеральные налоги (НДС, НДФЛ, акцизы, таможенная пошлина и др.)

- Региональные налоги (Налог на имущество ЮЛ, областные платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог и др.)

- Местные налоги (Налог на имущество ФЛ, земельный налог и др.)

24. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее виды и инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.а), направлена на увеличение деловой активности (стимулирование AD) и используется как средство борьбы с безработицей . Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности (сдерживание AD) в целях борьбы с инфляцией . Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

25. Структура банковской системы. Функции центрального банка.

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Европе - Европейский центральный банк, в России – Центральный банк России (ЦБ РФ).

Функции ЦБ :

Монопольное право эмиссии наличных денег. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);

Косвенное воздействие на размер безналичной денежной массы:

Изменение ставки рефинансирования (учетная ставка ЦБ России) – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования является ориентиром для всех других процентных ставок в банковской системе. Так, коммерческие банки устанавливают проценты по вкладам ниже ставки рефинансирования, а проценты по кредитам – выше.

Изменение нормы обязательных резервов – норматив, устанавливаемый ЦБ для коммерческих банков, показывающий какой процент привлеченных денежных средств коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в ЦБ.

- Операции на открытом рынке – ЦБ продает и покупает обратно государственные ценные бумаги.

- Операции на валютном рынке – ЦБ выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках

Создание, хранение и изменение золотовалютных резервов государства. ЦБ контролирует состояние платежного баланса.

Обслуживание счетов правительства и кредитование правительства.

ЦБ является межбанковским расчетным центром через сеть РКЦ.

Контроль за деятельностью коммерческих банков.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Существует множество видов налогов, которые представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Виды налогов

Так по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Типичными примерами прямых налогов являются уже упоминавшийся подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк. В России и многих зарубежных странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет более или менее унифицированный налог на добавленную стоимость, а также акцизы, которыми дифференцированно облагаются отдельные товары и услуги. Высокие акцизы устанавливаются обычно на алкогольные напитки, табачные изделия и предметы роскоши.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость.

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

НДС, в отличие о прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

Выделяют три уровня налогообложения. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Таблица 1. Уровни налогообложения

  • 1) Первый уровень -- это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют федеральные налоги.
  • - НДС(налог на добавленную стоимость)
  • - акцизы
  • - налог на доходы физических лиц
  • - ЕСН (единый социальный налог)
  • - налог на прибыль организаций
  • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • - водный налог
  • - государственная пошлина
  • - НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)
  • 2) Второй уровень -- налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости будем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
    • - транспортный налог
    • - налог на игорный бизнес
    • - налог на имущество организаций
  • 3) Третий уровень -- местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. К местным налогам относятся:
    • - земельный налог

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании -- это отчислением от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

Таким образом, рассмотрев виды налогов, мы выявили, что НДС является главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

Рассмотрим принципы налогообложения, сущность содержания налоговой системы, критерии оценки налоговых систем.

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.

Государственный бюджет представляет собой документ, в котором отражены расходы и доходы страны. Обычно он составляется на один календарный год (с 1 января до 31 декабря). Важность бюджета для государства сложно переоценить. Принимая во внимание его значение для всех сфер общественной жизни, его исполнение обеспечивается специальными законодательными нормами. Вместе с тем сам бюджет имеет силу нормативного акта. Далее в статье рассмотрим основные источники расходов и доходов государственного бюджета.

Функции документа

Государственный бюджет необходим:

  1. Для регулирования денежных потоков, укрепления связей между центром и регионами.
  2. Легального контроля работы правительства.
  3. Отражения сведений о действиях кабинета министров.
  4. Определения показателей экономической политики, формирования рамок допустимых действий правительства.

Почти в каждом экономическом институте (на предприятии, в банке, финансовом фонде) разрабатывается план получения средств и затрат, отражаются источники доходов и расходов.

Государственный бюджет является предпосылкой и считается финансовой основой работы власти, реализации ею функций, которыми наделило ее общество. С помощью этого документа обеспечивается решение вопросов, касающихся денежного регулирования как на макроуровне, так и в масштабах всего народно-хозяйственного комплекса в целом. Экономическое значение госбюджета заключается в том, что именно за счет него формируется существенная часть спроса. Основными источниками доходов государственного бюджета считаются средства населения.

Дефицит и профицит

Формирование доходов бюджета - завершающий этап движения денег. Средства идут от реального сектора экономики и прочих крупных финансовых сфер. Расходы, в свою очередь, являются конечным пунктом потока ресурсов, направленного на удовлетворение потребностей власти и общества.

Бюджетным дефицитом называют сумму, на которую поступления в бюджет меньше, чем затраты. Профицит, соответственно, представляет собой сумму, на которую величина доходов выше расходов. Он возникает довольно редко. Как правило, отмечается бюджетный дефицит, при котором для покрытия всех запланированных затрат необходимо найти дополнительные средства.

Классификация основных источников доходов государственного бюджета

Средства в казну поступают по внутренним и внешним каналам. К источникам доходов государственного бюджета относятся:

  1. Эмиссия (выпуск) и продажа векселей, облигаций (ценных бумаг).
  2. Ссуды, выделенные из бюджетов других уровней (регионального, местного).
  3. Средства Центробанка.

В данном перечне приведены внутренние финансовые каналы. Внешними источниками доходов государственного бюджета РФ считаются:

  1. Средства, вырученные от продажи ценных бумаг на международном финансовом рынке.
  2. Кредиты, полученные от иностранных банковских и других международных финансовых структур.
  3. Ссуды, выделенные иностранными правительствами.

Внутреннее и внешнее финансирование в совокупности формирует общий объем поступлений в казну.

Требования к бюджету

Финансовый документ, регламентирующий поступления и затраты государства, не должен закреплять строгую привязку источников формирования доходов государственного бюджета к статьям расходов. У правительства должна быть возможность оперативно определять первоочередные задачи и способы их решения. В этом случае будет обеспечиваться гибкость государственной экономической политики.

Важнейший принцип формирования госбюджета - соблюдение иерархии бюджетов. В федеральную казну, к примеру, не могут включаться денежные потоки с других уровней. Соблюдение этого принципа позволяет обеспечить автономность бюджетов.

В финансовом документе должны отражаться все доходы и затраты, подконтрольные правительству.

Поступления в казну

Государственные доходы представляют собой часть национальных денежных средств. Их распределение осуществляется через поступление в собственность и распоряжение власти.

Доходы казны предназначены для формирования финансовой базы, используемой, в свою очередь, для реализации социально-экономической политики, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Виды поступлений

В соответствии со статьей 41 БК, основными источниками доходов государственного бюджета являются налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления.

В доходные статьи бюджета на предстоящий год включаются средства, оставшиеся на конец предыдущего периода.

Налоговые поступления предусматриваются законодательством РФ. К их числу относят, собственно, региональные, местные и федеральные сборы и налоги, а также штрафы и пени.

Нормативное регулирование

Из анализа норм БК можно заключить, что налоги являются главным источником доходов государственного бюджета. В Кодексе содержится достаточно много статей, посвященных этим поступлениям.

Так, согласно положениям ст. 49, к источникам доходов государственного бюджета относятся собственные налоговые платежи, поступающие в федеральную казну, кроме средств, передаваемых в качестве регулирующих доходов в финансовые системы регионального и местного уровней. В ходе исполнения госбюджета средства могут поступать в порядке взаимозачета.

В соответствии со статьей 55 БК, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных налогов и регулирующих поступлений. Исключение составляют средства, передаваемые муниципалитетам.

В 60-й статье БК установлено, что местные бюджеты формируются за счет своих собственных доходов и части федеральных и региональных налогов. Местную казну составляют средства, полученные от продажи и использования муниципальной собственности, предоставления местными структурами власти платных услуг и т. д.

Неналоговые поступления

Эти источники доходов государственного бюджета представлены в виде:

  1. Имущества, являющегося госсобственностью. В казну поступают средства, полученные от продажи ценностей, иного их возмездного отчуждения, а также от их использования.
  2. Услуг, предоставляемых соответствующими структурами госвласти на платной основе.
  3. Средств, полученных при применении мер ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной). В число этих источников доходов государственного бюджета входят конфискации, штрафы, суммы, полученные при возмещении ущерба, нанесенного РФ, регионам, муниципалитетам, а также другие принудительно изъятые суммы.
  4. Финансовой помощи, ссуд, полученных из бюджетов других уровней.
  5. Прочих неналоговых поступлений.

Источниками доходов государственного бюджета признаются суммы, вырученные за пользование госсобственностью. Речь, в частности:

  1. О сдаче имущества в аренду.
  2. Процентах по остаткам бюджетных средств, находящихся на счетах финансово-кредитных структур.
  3. Прибыли, полученной с долей в уставном капитале хозяйствующих обществ, либо дивидендах по акциям, принадлежащим РФ, субъектам или муниципалитетам.

Собственные и регулирующие доходы

Собственными поступлениями казны признаются средства, закрепленные за ней частично или полностью на постоянной основе. Такие доходы могут быть и налоговыми, и неналоговыми.

Регулирующими поступлениями являются федеральные и региональные обязательные платежи, в отношении которых установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов или муниципалитетов на предстоящий финансовый год. Соответствующие нормы определяются в законодательстве того уровня финансовой системы, из которой передаются средства.

Обязательные отчисления

В НК установлена обязанность для всех субъектов хозяйственной деятельности уплачивать сборы и налоги в государственный бюджет. Основным источником доходов являются именно эти платежи. Они разделяются на прямые и косвенные налоги. Последние являются главным источником доходов государственного бюджета. Они представлены в виде налогов, которыми облагаются потребители. В их числе - НДС, акцизы, таможенные сборы и пошлины. Косвенные отчисления влияют на уровень цен и на структуру потребления.

Прямыми налогами называют средства, которые взимаются непосредственно с источника их появления. К ним следует отнести налог с прибыли, НДФЛ и пр.

В системе косвенных платежей особое значение имеет НДС. Его доля составляет порядка 40 % от всех поступлений. В этой связи НДС часто считают главным источником доходов государственного бюджета. Акцизы представляют собой федеральные налоги, взимаемые с ограниченной группы товаров. Ключевым признаком такой продукции является ее высокая доходность. В числе товаров, облагаемых акцизами (подакцизных товаров), присутствуют бензин, табачные изделия, нефть, алкоголь, природный газ и т. д.

Прямые налоги могут выступать не только в качестве источника доходов государственного бюджета. Аналогичные платежи устанавливаются и на региональном, и на местном уровнях. Это будет зависеть от местонахождения предприятия, его масштабности.

Ставки НДФЛ - еще одного важнейшего источника доходов государственного бюджета - различаются в разных странах и могут варьироваться от 6 до 45 %. В РФ подоходный налог взимается по ставке 13 %.

Классификация поступлений по уровням

Налоги могут быть федеральными, местными или региональными. В число первых включены НДС, НДФЛ, отчисления с прибыли, таможенные сборы, акцизы. Региональными являются платежи с имущества организаций, отчисления с реализации продукции, лицензионные сборы и пр.

Местными являются налоги, которые вводятся в действие муниципальными правовыми актами.

Особенности формирования доходных статей госбюджета

Поступление средств в казну осуществляется на основании положений НК и БК. Средства из источников доходов государственного бюджета признаются поступившими с момента совершения финансовой организацией операции по зачислению их на счет компетентной структуры, отвечающей за пополнение казны и расходование ее средств.

Бюджетные расходы

Они осуществляются по единым методологическим принципам на всех уровнях финансовой системы. При этом действуют единые нормативы минимальной обеспеченности на предоставление госуслуг. Их определяет правительство.

Расходы казны разделяют на капитальные и текущие. К первым следует относить затраты на инновации и инвестиционную деятельности. В их составе:

  1. Расходы на инвестиции согласно утвержденной программе.
  2. Средства, выделяемые в виде бюджетных ссуд и кредитов юрлицам.
  3. Затраты на капремонт объектов госсобственности.
  4. Расходы, необходимые для расширения производства.

Из капитальных затрат формируется бюджет развития. Правила его создания устанавливаются федеральным законодательством.

К текущим относят расходы, направленные на обеспечение работы органов госвласти, структур регионального и муниципального управления.

Формы осуществления затрат

Расходы бюджета выражены:

  1. В ассигнованиях на содержание и организацию деятельности бюджетных организаций и учреждений.
  2. Оплате работ, услуг, продукции по муниципальным либо государственным контрактам.
  3. Трансфертах населению.
  4. Бюджетных кредитах, субсидиях, субвенциях.
  5. Инвестиций в капиталы вновь созданных либо уже действующих организаций.
  6. Кредитов зарубежным странам.
  7. Затрат на обслуживание и выплату госдолга.

Получателями средств выступают бюджетные учреждения.

Система расходов

За счет затрат, осуществляемых из средств казны, государство осуществляет воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Расходование средств производится в размерах и по направлениям, устанавливаемым федеральным законом и другими нормативными актами. Затраты бюджета можно классифицировать по разным критериям. Ключевым признаком дифференциации считается направление финансирования. Бюджетные средства могут расходоваться на реализацию социальной, экономической, оборонной и иных функций.

За счет средств государственной казны осуществляется финансирование:

  1. Деятельности властных структур.
  2. Науки.
  3. Национальной обороны.
  4. Реального экономического сектора.
  5. Государственных резервов.
  6. Внутреннего и внешнего долга.
  7. Системы регулирования финансового потенциала страны.

Вместе с тем существует несколько направлений, требующих затрат не только из государственного, но и регионального, и местного бюджетов. К ним относят финансирование:

  1. Правоохранительной деятельности.
  2. Экономических отраслей. Речь, в первую очередь, о сельском хозяйстве, строительстве, работе транспортных предприятий, организаций связи.
  3. Противопожарной безопасности.
  4. Науки и социокультурных мероприятий.

Ключевым принципом разграничения расходов в бюджетной системе является соответствие их полномочий, закрепленных за органами власти того или иного уровня.

Заключение

Формирование бюджета - сложнейшая задача. При составлении расходных и доходных статей должны учитываться не только потребности, но и возможности государства и общества. К приоритетным направлениям финансирования в настоящее время относятся:

  • Социальная сфера.
  • Судебная система.
  • Военная сфера.
  • Здравоохранение.
  • Образование.

Для обеспечения нормального функционирования этих областей необходим большой объем денежных средств. Перед правительством стоит задача найти перспективные источники доходов. Увеличить объем средств можно, безусловно, за счет повышения налогов. Однако, как показывает практика, эта мера может быть только временной и использоваться на период кризиса.

Для увеличения объема поступлений необходимо развивать внешнеторговые связи, устанавливать контакты с зарубежными предприятиями, развивать отечественное производство. В настоящее время достаточно успешно развивается сырьевой сектор экономики. Россия является крупным поставщиком газа в разные страны мира. За счет продажи этого сырья в казну поступает немало денежных средств. Однако сегодня их крайне недостаточно для поднятия экономики страны.

На государственном уровне разрабатываются различные программы развития народно-хозяйственного комплекса. Сегодня упор делается на отечественное производство, поставки российской продукции за рубеж. Конечно, существующие проблемы во взаимоотношениях РФ и Запада создают значительные препятствия при реализации государственной экономической политики.

Доходы общественного сектора

1. Источники поступления доходов государства

2. Налоги и их виды

3. Структура налоговых поступлений в разных странах и в Украине.

4. Критерии оценивания налоговых систем

1. Источники поступления доходов государства

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридических и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на: 1) возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи); 2) возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи); 3) общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды) Поступления в государственные целевые фонды включают обязательные отчисления юридических и физических лиц в государственные целевые фонды. Такие отчисления производятся с целью обеспечения финансирования государственных целевых программ. Доля государственных целевых фондов составляет до 0,3% в доходах государственного бюджета. В частности, в состав этой группы в разные периоды развития нашей страны входили отчисления в фонды: осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; социального страхования; содействие занятости населения; инновационного фонда; социальной защиты инвалидов; охраны окружающей среды; строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования; фонда финансирования расходов на авиационную деятельность и др.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на: Централизованные доходы - или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные доходы - или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Финансирование дефицита бюджета проводится путем привлечения займов. Классификация финансирования бюджета осуществляется по категориям кредиторов (или владельцев долговых обязательств) и по типам долговых инструментов.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Налоговые поступления - это доходы, привлекаемые в состав государственного бюджета в форме общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Доля таких поступлений в структуре доходов государственного бюджета составляет от 65 до 70%, а доля в ВВП - от 9 до 12%. К налоговым поступлениям относятся прямые и косвенные налоги, сборы и обязательные платежи. В частности, налоговыми поступлениями являются налоги на доходы, на прибыль, на увеличение рыночной стоимости активов, платежи за использование природных ресурсов, акцизы, налог на добавленную стоимость, ввозная пошлина, плата за лицензии и др. Это будем разбирать далее.

Неналоговые поступления - доходы, привлекаемые в формах, которые не относятся к налоговым платежам.

Неналоговыми поступлениями в государственный бюджет являются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

3) поступления от штрафов и финансовых санкций;

4) другие неналоговые поступления.

Неналоговые поступления - это статья доходов бюджета, которая занимает второе место в структуре доходов и составляет примерно 25% от доходов бюджета. Особо отметим доходы от собственности и предпринимательской деятельности. К поступлениям от собственности и предпринимательской деятельности относятся: рентная плата за нефть и газ собственной добычи, поступления от реализации избыточного вооружения; плата за транзит нефти и газа территорией Украины; дивиденды, начисленные на акции, доли государства в капитале хозяйственных обществ, арендная плата за аренду государственного имущества и др.

Так, в их состав впервые включены доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

В той мере, в какой поведение предприятий определяется свободным действием рыночных сил, его принадлежность к общественному сектору проявляется главным образом в том, что чистая прибыль, причитающаяся собственнику, передается в бюджет. Конечно, государство, выступая в качестве собственника, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая ему основные параметры затрат и выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства в принципе не характерны и могут быть оправданы лишь постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики.

Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия к общественному сектору не сказывается на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые изъятия из потенциально достижимого максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.

Если же речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Доходы государственного предприятия тем позитивнее отражаются на доходах общественного сектора, взятого в целом, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное предпринимательство служило только способом пополнения казны, то наилучшей его формой была бы покупка акций высокодоходных частных компаний при минимальном вмешательстве в их оперативную деятельность.

Третья группа поступлений в государственный бюджет - доходы от операций с капиталом - имеет относительно небольшую долю в структуре доходов - примерно 1,5%. К этой группе относят доходы от продажи драгоценных металлов и драгоценных камней и государственных запасов товаров из государственных резервов.

Трансферты - это средства, полученные бюджетом на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие средства различные звенья бюджетной системы могут получать от органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств и международных организаций. Доля трансфертов в доходах государственного бюджета является незначительной и составляет 0,15% от их общей суммы.

В раздел "другие доходы" входят поступления в виде: превышение доходов над расходами НБУ; средств, полученных от размещения внутренних займов; поступления в виде возвращенных государственных займов, процентов по займам и кредитам, предоставленным государством; средств от конфискованного имущества, бесхозного имущества и др.

Согласно порядку распределения и поступления доходов в соответствующие бюджеты, все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в установленной законодательством доле (от общегосударственных налогов и сборов) перечисляются в соответствующие бюджеты. Порядок распределения закрепленных доходов между звеньями бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Украины. Такими доходами являются: налог на имущество предприятий и организаций, плата за землю, арендная плата за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности, превышение доходов над расходами НБУ, полученные дивиденды на акции, которые находятся в общегосударственной собственности и др.

Регулирующие доходы - это поступления в соответствующий бюджет средств в виде отчислений от общегосударственных налогов и сборов), которые утверждаются на каждый бюджетный год. Такие доходы определяются Законом о Государственном бюджете на текущий год. К регулирующим доходам в Украине относят: НДС, акцизный сбор, доходы от приватизации государственного имущества, подоходный налог с граждан, сбор на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемый при покупке-продаже валют, торговли ювелирными изделиями, недвижимости и др.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Таким образом, государственные доходы - это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.