Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма. Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

Несколько дней назад британское издание The Guardian опубликовало письмо тридцати европейских интеллектуалов, ратующих за объединение определённых наднациональных политических сил накануне майских выборов в парламент Европейского Союза, на фоне раздирающих западную часть континента национальных политических разногласий (русский перевод открытого письма читайте ).

Понимая озабоченность тем, что происходит сегодня в Западной Европе и США, трудно согласиться с теми призывами, которые оглашены в данном коллективном письме, на фоне кризиса Западного мира. Прежде всего потому, что они ничем и никак не аргументированы по существу, а с другой стороны – в этом письме авторы обильно манипулируют всевозможного рода «страшилками» и уничижительными ярлыками относительно своих оппонентов, видимо надеясь тем самым обрести рефлекторную лояльность к своим заклинаниям.

Однако, рассчитывая на подобного рода приёмы общения с читателем, авторы сами уничижают себя и свой, в общем-то, опус заклинаний. И это хорошо. Саморазоблачились.

Валерий Иванов.

Историк и философ из Вильнюса Валерий Иванов прокомментировал для читателей «НьюсБалт» это воззвание. Для удобства восприятия мы ещё раз публикуем текст письма, а комментарии и замечания В.В. Иванова даём в скобках и полужирным текстом). Итак:

«Идея Европы в опасности. (Что за «идея» – описание?)

Со всех сторон несется критика, оскорбления и попытки подменить причину следствием. (Психологическая подготовка к следующей констатации критики и оскорблений…)

«Хватит строить Европу!» — вопят они. (Кто «вопит»? — конструктивную критику не «вопят», а оглашают в виде аргументов) «Давайте восстановим связь с нашей национальной душой! Давайте заново откроем нашу утраченную идентичность!» Это повестка дня популистских сил, наводняющих континент. (Опят негативный ярлык в сторону других, не «интеллектуалов») И не важно, что такие абстракции, как «душа» и «идентичность» часто существуют только в воображении демагогов.

(Удивительно читать подобные строки от людей, претендующих на интеллект. Душа и идентичность, — характеристики личности любого человека, а не скотины, в основе которых нравственный крест, а не биологические инстинкты и стадные рефлексы)

Европу атакуют лжепророки, опьяненные негодованием и призрачной возможностью оказаться в центре внимания.

(А где определение того, чем атакуют Европу эти «лжепророки»? Опять только негативный ярлык для сведущих высокообразованных людей, думающих по-другому)

Два больших союзника, которые ранее спасли Европу от самоубийства, теперь бросили ее: один — тот, что по другую сторону Ла-Манша, второй — по другую сторону Атлантики. (Европу от расизма, нацизма и фашизма спасли солдаты Красной армии под руководством советских маршалов Победы 9 мая 1945 г.)

Европа все более уязвима перед нахальным оккупантом из Кремля. Европа как идея разваливается у нас на глазах.

(Забавно определение «нахальный оккупант» — очередной негативный ярлык и никаких фактов. Западная Европа – именно так, — охваченная Советом Европы, который так и не смог принять общей Конституции ЕС, разваливается из-за внутренних противоречий, которые объективно обусловлены противоречием между национально-культурогенными интересами народов государств составляющих ЕС, и наднационально-универсальными интересами в обретении свехприбыли мирового финансового капитала, управляемого из США)

И в этом ядовитом климате должны состояться майские выборы в Европарламент. (Опять негативный ярлык – «ядовитый», — что за яд, и чей?) Если ничего не изменится, если ничто не воспрепятствует этому наводнению (опять негативный ярлык – «наводнение», — символизирующий разрушение чего-то естественного?), если не воспрянет дух сопротивления (что за «дух сопротивления»? Выше, только что отрицается духовное измерение бытия, а здесь упование на «дух» — будьте хотя бы последовательны господа) , эти выборы обещают быть самыми ужасными (опять негативный ярлык, — «ужасные», — почему? – нет определения!) из всех, что мы знали. Они принесут победу злодеям. (Опять негативный ярлык «злодеи»… кто?) Те, кто еще верит в наследие Эразма, Данте, Гете и Коменского, потерпят позорное поражение. (Опять ярлык – «позорное поражение» — в чём?) Политика презрения к интеллекту и культуре победит. (И после этого вы позиционируете себя интеллектуалами и представителями культуры?!) Грядет всплеск ксенофобии и антисемитизма (Опять негативные ярлыки – страшилки: «ксенофобия», «антисемитизм». Именно от этого освободили в 1945 году Западную Европу советские солдаты) Грядут бедствия (Только не надо стращать – люди всё видят!)

Мы, нижеподписавшиеся, — среди тех, кто отказывается смириться с этой надвигающейся катастрофой. (В чём катастрофой, для кого катастрофой? «Пугалка» есть, — определение не указано!)

Мы считаем себя европейскими патриотами (группой более многочисленной, чем принято считать, зачастую слишком тихой и покорной), которые понимают, что поставлено на карту. (Что есть «европейский патриотизм»?) Через три четверти века после разгрома фашизма и через 30 лет после падения Берлинской стены грядет новая битва за цивилизацию. («Патриотизм» — нравственная категория, означающая «любовь к родине», месту рождения человека и формирования его, как духовной личности, в конкретной социокультурной среде. «Цивилизация» на земле одна, и она связана с гуманными энергетическими возможностями того или иного социума, обеспеченного тем или иным уровнем научно-технического прогресса. Духовное сознание личности зиждется на нравственных критериях оценки своего бытия; мощь её воздействия на среду обитания – на научных знаниях, в основе которых физические законы, описанные математически)

Мы верим в великую идею, которую унаследовали, и считаем, что она была единственной достаточно мощной силой, чтобы поднять народы Европы над собой и своим воинственным прошлым. (И что это за «великая идея» — где определение?) Мы считаем, что она остается единственной достаточно действенной силой, чтобы отразить новые признаки тоталитаризма, способные пробудить беды темных веков. С тем, что поставлено на карту, мы не можем сдаться.

(Так именно расизм, нацизм и фашизм, тем, чем испокон веков отличалось социальное сознание англосаксов в отношении «других», откуда и теперь пришёл данное «письмо 30-ти», является родовым признаком генетической англосаксонской ксенофобии – а это суть, — психическое извращение сознания)

Поэтому мы приглашаем присоединиться к нам. (У нас пока сознание не извращённое – извините, лечитесь сами, без нас).

Поэтому мы призываем действовать накануне выборов, чтобы не проиграть их могильщикам европейской идеи. (Опять негативный ярлык «могильщики» – сколько можно? И в чём эта идея?)

Поэтому мы просим подхватить и нести факел Европы (в Германии 1933 года, и потом, тоже ходили по улицам с факелами нацистские штурмовики) , который, несмотря на ошибки, провалы и проявления трусости, остается маяком для всех свободных мужчин и женщин на этой планете.

(От чего свободных? От совести, от своего культурного национального сознания, сформированного в течение 2-х тысячелетий на основании христианской веры в высокие гуманные идеалы человеколюбия? Перекреститесь!)

Наше поколение ошиблось. (Кто дал вам право делать такие заключения, вы, что, имеете прямой телефон к Богу? Наглость несусветная!) Как и последователи Гарибальди в XIX веке, которые твердили мантру «Италия справится сама», мы верили, что континент объединится сам по себе, без необходимости бороться или работать ради. Это, как мы сами себя уверили, было «направлением истории».

(История творилась, никак не обращая внимания на ваше «письмо 30-ти», правда вы только сейчас и есть, а завтра?..)

Мы должны отказаться от этого убеждения. (Какого?- артикулируйте. Словно нечистая сила всё намеками и исподтишка, — странно, — а впрочем, нет.) У нас нет выбора. (Выбор всегда есть, и не вам его устанавливать «подписанты») Теперь мы должны бороться за идею Европы или узреть ее гибель в потоке популизма. (Только не надо нас пугать – пророки несчастные!)

В ответ на атаку национализма и «идентизма» мы должны воспрянуть духом активизма — или признать, что обида и ненависть топят нас. (Вы что призываете к политическому самоудовлетворению, не считаясь с реальностью? – так это дорога в дурдом) Надо бить тревогу против этих поджигателей душ и духа, которые, следуя от Парижа до Рима, на каждой своей остановке — в Барселоне, Будапеште, Дрездене, Вене, Варшаве будут устраивать костры из наших свобод.

(С вашими «свободами» Европа вымирает, когда вы даже не считаете возможным уважать врождённый пол человека… Кстати, попробуйте, освобождёнными и полностью свободными выйти через окно с какого-нибудь 5-10-го этажа дома… Сколько ваша свобода продлиться? Жесточайшие законы физики, на которых строиться наше материальное благополучие, ещё никто не отменил. Кто их не соблюдает, тут же погибает и тем самым, освобождается от жизненных уз)

В этом странном поражении «Европы» («Поражение «Европы» — почему в кавычках? Что Европа, это название какого-то магазина, который обанкротился?) , которое маячит на горизонте, новом кризисе европейского сознания (господа, чтобы был «кризис сознания», необходимо присутствие само сознания того, что происходит. Увы, вы никак не назвали то, что на самом деле происходить в Европе, а лишь навешали на читателя, вашего письма в стиле horror , кучу ярлыков в надёже на его аналогичную вашей если не наивность, то глупость, а может быть и извращённое, или купленное определёнными политическими силами данное письменное «откровение»), который грозит разрушить все, что сделало наши общества великими, благородными и процветающими, заключается вызов, наибольший с 1930-х годов: вызов либеральной демократии и ее ценностям».

(Господа успокойтесь, ваша «либеральная демократия» и её ценности и привели именно к тому, чем сейчас серьёзно больна Западная Европа, и США. Выход — только через новое философское осознание тех критериев многоструктурного бытия социумов и цивилизации, в котором живёт мир в XXI веке, где гуманное физическое и духовное бытие людей системно организовано метафизическими закономерностями экзистенции сущего. Но боюсь, вам этого не понять. А морочить голову людям не пристало.

Успокойтесь дорогие наши «30 европейских интеллектуалов» и идите почитать корифеев от философии, истории и прикладной науки! И не забывайте о высоком европейском искусстве, в том числе национальном…)

Прошлого и современности на данный момент не особо актуален. Национал-социализм не является исключением. Но, как показывает политическая реальность, многих масштабных ошибок можно избежать с помощью анализа былого. В данной статье рассматривается суть национал-социализма. Античеловеческая и абсурдная, уничтожающая.

Определение понятия

Национал-социализм (или нацизм) представляет собой идеологическое и политическое течение. Национал-социализмом принято также называть режим правления в Германии Адольфа Гитлера (1933-1945 гг.) и партии НСДАП. Идеология отличается особой агрессивностью, расизмом и экстремизмом. Нацизм является идеологическим учением, которое официально запрещено на международном правовом уровне, а пропаганда этого учения уголовно наказуема во всех высокоразвитых странах мира. Это связано с тем фактом, что реализация национал-социалистических идей на практике привела к самым ужасающим последствиям в мировой истории. От рук нацистов погибло более 50 миллионов людей.

Генезис нацистской идеологии

У истоков национал-социалистической идеологии лежат самые разнообразные учения (порой даже противоречивые). Среди них можно выделить оккультные и теософские общества Германии и Австро-Венгрии, которые возникли в конце XIX века. Весьма точным примером подобных учений выступает арманизм. Его идеологом является австриец Гвидо фон Лист, изложивший свои представления в журнале «Остара».

Теория Листа

Гвидо фон Лист, безусловно, самая колоритная фигура тех времен, которой подражали нацисты. Согласно его представлениям, древние германцы имели специфическую религию, которая давала им возможность познавать все тайны окружающего мира. Природа, по его мнению, представляет собой определенный цикл: появление, существование, смерть и возрождение. Лист видел в этом цикле универсальный закон Вселенной. Человек должен жить и развиваться в согласии с окружающим миром (природой). Расовая чистота является следствием этого согласия.

Политическая суть теории Листа состоит в отведении государственной власти священного места. Властная элита должна быть расово чистой и абсолютной. Выполнение этих оккультных предписаний должно было стать залогом будущего спасения. Лист стоял на позиции жестокого уничтожения всех врагов для вхождения избранных на их земли и обретения, таким образом, благополучия. Согласно древнегерманским легендам, Лист требовал воцарения сакрального диктатора для решения всех человеческих проблем. На этих принципах и строился германский национал-социализм.

Национал-социалистические «просветители»

Идеологи этого течения работали над создание «ширмы», которая гласила, что их мировоззрение основано чуть ли не на всем прошлом культурном и интеллектуальном наследии германского народа. В ряды так называемых предшественников были записаны: Г. Гегель, Ф. Ницше, У. фон Гуттен, Р. Вагнер, братья Гримм и многие другие деятели науки и искусства.

Практически все вышеупомянутые исторические личности не имели к идеологии нацистов никакого отношения. Они обращались к их творческому наследию лишь ради спекуляции общественным сознанием.

Идеология национал-социализма и ее символика в первую очередь связаны с именем Адольфа Гитлера (1889-1945 гг.). Свою нечеловеческую доктрину он изложил в легендарной книге Mein Kampf («Моя борьба»). Там он постулировал теорию превосходства арийской расы над всем остальным человечеством.

Превосходство арийской расы

Согласно убеждениям А. Гитлера, германцы превосходят все остальные народы, так как сохранили расовую чистоту арийцев. Их обязательный долг - увеличить численность нации для исполнения своего исторического предназначения - достижения господства во всем мире. Расовая теория стала основой деятельности партии Гитлера НСДАП, и всего Третьего рейха.

В уже упомянутой книге «Майн Кампф» Гитлер говорил о том, что человечество существует в соответствии с особым законом природы, который утверждает, что формы размножения и непосредственно продолжения рода являются весьма ограниченными. Поэтому более сильная и чистая раса должна отнять у более слабой жизненное пространство и средства к существованию. Неполноценными расами считались евреи, цыгане, негры, славяне и арабы. Все они подлежали прямому физическому уничтожению или подчинению высшей расе арийцев.

Расовые представления национал-социалистов

Самым распространенным в среде нацистских идеологов было определение расы как суммы внешних признаков, которые определяются кровным родством. Огромное значение среди множества признаков придавалось форме и внешнему виду черепной коробки, цвету глаз и волос, осанке и даже форме носа. Высшая раса, которой были предки арийцев - германцы, наделялась всеми лучшими физическими свойствами и добродетелями. В то же время все упомянутые низшие расы наделялись моральными пороками и болезнями. Поэтому велась постоянная борьба против вырождения германской нации по примеру неполноценных рас.

Современная антропология разбила все подобные аргументы нацистов, убедительно доказав, что категория «чистой расы» - не более чем просто абстракция и выдумка. Реально существуют, в силу исторических обстоятельств, только смешанные расовые образования. Все расовые признаки, как анатомического, так и ментального характера, очень широко переплетены в современном мире. Поэтому национал-социализм в Германии не имел никаких научных обоснований.

Понятие о «недочеловеке»

Из нацистской расовой теории выплывал вполне обстоятельный термин «недочеловек». Ярким сторонником его употребления и введения в обиход стал руководитель СС Г. Гиммлер. Термин был впервые употреблен 6 августа 1941 года Густавом Хербертом, а впоследствии стал очень популярным. Термин основывался на теории о том, что германская нация имеет превосходство над всеми остальными народами. Сам Гиммлер довольно ясно выразился по этому поводу: «Пока на свете живут люди, борьба между человеком и недочеловеком будет считаться исторически обусловленным правилом». Термин не раз употреблял ярчайший пропагандист и идеолог национал-социализма Альфред Розенберг, в том числе называя «недочеловеками» и русский народ, который после победы «великого Рейха» должен перестать существовать.

Образ арийца в нацисткой идеологии

Национал-социалисты рассматривали себя как новых строителей «великой Германии» и старались воспитать таких немцев, которые превосходно выполняли роль господствующий расы. Понятие о «сверхчеловеке» нацисты позаимствовали из философской системы Ф. Ницше. Образ арийца окутывался легендами и представлялся героическим и созидательным. Идеал красоты человека строился на превосходных физических возможностях, но далеко не все ему соответствовали.

Арийский (немецкий) мужчина должен быть здоров, полон сил и одет в военную форму. Эти факторы должны были придать ему привлекательности и героизма в глазах немецких девушек, чтобы они даже не думали вступать в брак с представителями чуждой расы, сохраняли чистоту крови. Такой образ чистокровного арийца был введен согласно представлениям фюрера А. Гитлера и официального идеолога национал-социализма Альфреда Розенберга.

Национал-социализм в России

Несмотря на факт международного осуждения, национал-социализм в современном мире начал занимать новые политические позиции. Во многих странах мира существуют организации, которые тем или иным образом пропагандируют идеи о неравенстве рас и наций. Совокупность этих идей называют неонацизмом. Российская федерация не является исключением. Понятие русского национал-социализма уже давно вошло в лексикон отечественной политики. В 90-х годах многие ультраправые политические партии и организации стали употреблять термин «русский национал-социализм» для обозначения своих политических целей и программ. Идеи национал-социализма в его русском варианте не изменились. Только вместо германской избранной расы утверждается русская раса, которая должна покорить народы.

Таким образом, можно подвести итог. Идеология и практика национал-социализма является абсолютно ненавистной и античеловеческой, которой невозможно найти никаких оправданий. Миллионы людей стали жертвами этого учения, и одна из приоритетных задач современной политики - не допустить возрождения всеми осужденной идеологии, так как такие тенденции уже наметились и имеют вполне реальную силу. Фашизм и национал-социализм принесли неизмеримо много горя человечеству.

"... Слово «фашист» сегодня является, безусловно, ругательным, и ругают им кого ни попадя. Ничего удивительного в этом нет: ругательства любят становиться универсальными, это вообще такие специальные слова, которые стремятся обозначать все на свете, и совершенно все равно, что они определяли изначально. Разнося это определение по кочкам, мы потихоньку начинаем забывать его смысл, и так не очень-то явный, строго говоря. И потому становимся беззащитнее, ведь, забыв о сути явления, мы можем не заметить даже самых отчётливых его признаков, разгуливающих у нас под носом. Так что иногда не вредно освежить в памяти основные положения этой идеологии. Просто чтобы помнить и понимать.

В 1950 году ученые Т. Адорно, Н. Санфорд, Э. Френ­кель-Брунсвик и Д. Левинсон провели серию исследований, призванных установить портрет личности, склонной к авторитарному синдрому.

Мы до сих пор не знаем, почему такое большое количество людей склонно к этому синдрому - по мнению исследователей, каждый третий человек открыто к нему расположен (если же люди жили и, главное, воспитывались в авторитарной среде, то «авторитарщиков» в обществе - 60–70%). Для этого синдрома характерно небрежное отношение к правам личности, низкая критичность к общепринятым стереотипам, высокая лояльность к существующей власти, уверенность, что общество имеет право жёстко контролировать человеческую жизнь, страх перед другими народами и странами, примитивный патриотизм («мы самые лучшие, и это не обсуждается») и сознание собственного превосходства над немалой частью человечества.

Страх перед свободой других пугает авторитарщика больше, чем его собственная несвобода. Часть исследователей полагает: этот синдром важен для того, чтобы люди, существа социальные, могли слаженно функционировать. Однако, даже в самом авторитарном обществе каждый третий ребёнок рождается с установкой «не быть как все», и это гарантия того, что такое общество всё же будет способно к развитию. Часть же ученых копает ещё глубже и считает, что причина всего происходящего в том, что человек вообще склонен мыслить стереотипами.

Наш мозг можно представить себе в виде игрушечной железной дороги, по которой ездят длиннющие поезда с вагончиками, наполненными чужими мыслями. Лишь ничтожная часть этого груза является плодом наших собственных умственных усилий. И это прекрасно: чего бы мы добились, если бы каждый вынужден был самостоятельно, с нуля, познавать законы, по которым живёт окружающий мир? Мы охотно передоверяем другим думать за нас, а сами получаем уже готовые таблицы Менделеева, законы Ньютона и советы пить от живота крахмал с йодом. Конечно, важно, чтобы сведения эти доставляло нам внушающее доверия лицо, но мы равно готовы тащить с первых попавшихся помоек совершенно случайные тезисы и верить им беспрекословно при двух условиях: а) мы не слышали другого мнения на эту тему; б) мы сами об этом вообще никогда всерьёз не задумывались.

В Кёльнском университете лет десять назад поставили любопытный эксперимент: группа студентов в течение нескольких недель в разговорах с однокашниками упоминала несуществующего писателя Марбельдина, замечая, что все, что тот пишет, - чистый сюр и вообще дикая бредятина. После этого было проведено общее тестирование студентов, и один из вопросов звучал так: «Назовите современных писателей, произведения которых вы читали, и вкратце укажите своё отношение к их творчеству». Естественно, Марбельдин оказался весьма читаемым автором. Правда, большинство опрошенных невысоко оценили качество его «сюрных, слабых книг».

Если так отменно выступили студенты, народ более-менее размышляющий, то нетрудно догадаться, какие бездны доверчивости раскрываются, если речь идет о простом человеке, который вообще не склонен ломать голову по пустякам, так как у него куры не доены, фиги не стрижены, ребёнок болеет и ипотека не выплачена. Поэтому так легко приходила в общество религия как удобная система готовых стереотипов для всех желающих, если находился подходящий пророк, готовый убедительно и просто говорить о вещах сложных и неоднозначных. Тут нужно было только поверить, что этот посланец облечен доверием высших сил, после чего поверить в дюжину невозможностей до завтрака было уже плёвым делом.

Но очень долго такие системы стереотипов, распространявшиеся почти на всё общество, не могли полностью раскрыть свой потенциал. Мешали низкая скорость и сомнительная чистота передаваемой информации. Да, королевские указы зачитывались вслух на площадях, да, обученные проповедники расходились по приходам унифицировать мозги своей паствы, но любые поправки в эти стереотипы вносились в умы очень медленно, а учителя и проповедники ещё и искажали их своими собственными взглядами и рассуждениями. Так что создать общество, вибрирующее в унисон; общество, мгновенно реагирующее на сигналы с верхушки; общество, которое было бы по-настоящему монолитным, - нет, до 1895 года об этом нельзя было и подумать. А после 1895-го стало можно.

Господа Маркони и Попов никогда не упоминаются в числе виновников возникновения фашизма, а зря. Именно радио стало тем страшным ящиком Пандоры, из которого на головы несчастных жителей XX века вырвались все положенные им беды. Газеты, кино и в дальнейшем телевидение тоже нельзя сбрасывать со счетов, но именно радиоточки, вещавшие со всех углов единообразные тексты, привели к тому, что карта мира прошлого века превратилась в хоровод тоталитарных государств и мы до сих пор ещё расхлёбываем результаты этого события. Италия и Германия, Хорватия и Португалия, Бразилия и Япония, Испания и Венг­рия, равно как и многие другие страны, стали носителями этой идеологии, хотя часто слово «фашизм» никак не звучало в их официальных программах.

Радио, которое за секунды доносит до любого гражданина распоряжения вождя и которое так легко целиком контролировать власти - это ещё полбеды. Хуже всего, что через радио власти смогли напрямую общаться с теми, до кого не добиралось ранее печатное слово, с теми, кто не брал в руки ни книг, ни газет, кто вообще не обладал самостоятельным мнением по большинству вопросов. Впервые власть заговорила с быдлом, с низами общества - самой многочисленной и самой доверчивой его частью. Заговорила простым и понятным языком.

И все-таки почему фашизм стал такой страшной угрозой именно в XX веке и почему так много стран выбрало себе эту идеологию? Кто мог ждать такого от итальянцев с их древними традициями демократии, от германцев с их традиционным преклонением перед разумом? Почему усташи, восставшие хорваты, создали государство, в котором проводились соревнования «сербосеков» – так называли крепящийся к перчатке нож, с помощью которого удобно было перерезать горло людям (чемпионом стал умелец, за восемь часов вскрывший полторы тысячи сербских глоток; правда, ему помогала бригада, подтаскивавшая жертв и отволакивавшая трупы). Почему век торжества науки оказался и веком торжества концлагерей?

Беда в том, что фашизм ниоткуда не «брался»: он был, увы, совершенно естественным устройством сознания среднего человека той эпохи. Национализм, скажем, был распространен повсюду. Когда-то именно национальное самосознание позволило развиться и возникнуть государствам Европы, и никто не видел в этом особой опасности. Сегрегация была общим местом даже в самых демократических обществах: в 30-х годах даже богатый и образованный человек с примесью «цветной» крови не смел переступить порог оте­ля для белых ни в Малайзии, ни в Индии, ни в Южной Африке, ни во многих штатах США. Пат­риотизм считался безусловной доблестью, равно как и готовность живот положить за царя и отечество. Войну не полагали таким уж страшным злом, она воспринималась как нечто естественное и часто полезное.

Если порыться в классике, мы найдем у самых просвещенных умов человечества весь комплекс фашистских представлений за многие сотни лет до того, как Бенито Муссолини привел к власти партию с таким названием. Пожалуй, застрахованы от этой напасти (и то не конца), были лишь США, в которых отцы-основатели достаточно потрудились для того, чтобы их потомки не слишком экспериментировали с государственным устройством. Но именно в XX веке наука вложила человечеству в руки инструменты, с помощью которых стали возможны и создание таких режимов, и все вытекающие оттуда кровавые последствия. Это прежде всего быстрые СМИ, средства связи и военная техника. Никогда ещё государство не становилось таким могущественным, и никогда ещё оно не было столь опасным для своих и чужих граждан.

Неэффективность фашизма оказалась доказана просто и быстро: он проиграл войну. Агрессивное, но не гибкое; умеющее быстро мобилизоваться, но неспособное к полноценному техническому прогрессу; вызывающее ненависть у захваченных народов, но не умеющее жить в состоянии мира – фашистское общество показало свою несостоятельность. Экономика не любит такого масштабного администрирования, наука задыхается без питательного бульона свободы и не­ограниченной информации, а человеческое сознание начинает буксовать от постоянной лжи вокруг.

Тем не менее человечество не было бы человечеством, если б не его привычка совершать многократные круговые пробежки по граблям. До сих пор остались общества, бесспорно, фашистские – например, Северная Корея являет миру этот нежнейшей прелести чистейший образец. Мусульманский мир, проспавший в XX веке всё, что только можно было проспать, начинает заигрывать с этой идеологией, подменяя в ней, правда, национальную исключительность на религиозную. А кое-где раздаются отдельные голоса, клевещущие, что и на территории современной России можно наблюдать некоторые из десяти клинических признаков фашизма, что, дескать, неудивительно, если учесть, как долго её граждане жили при авторитарном режиме и славили великих вождей. Но мы думаем, вряд ли. Интернет не позволит. Времена, когда власть могла следить за тем, чтобы в мозги насаждались исключительно правильные стерео­типы, прошли, сегодня любой блогер и «вконтакт­ник» разводит собственные стереотипы в промышленных количествах. Кривые, косые, блохастые, откровенно глупые - но свои.

Но окончательно свободно вздохнуть можно будет, конечно, лишь когда количество персональных компьютеров в России превысит количество телевизоров. Тогда на том, что у нашего общества хоть когда-нибудь будет единое мнение хоть о чем-нибудь, можно будет поставить радостный жирный крест.

Сегодня мировой наукой выделено десять признаков, совокупность которых непременно является фашизмом, хотя то или иное фашистское государство может и не иметь некоторые из них.

1. Антилиберализм, распространяющийся на все сферы жизни - от частной до интеллектуальной и коммерческой. Запрещено (или вызывает подозрение) всё, что не разрешено. Инакомыслие приравнивается к преступлению.

2. Традиционализм. По крайней мере, декларируемый. Новшества в науке, в быту, в политике, в культуре автоматически объявляются злом, а если возникает необходимость допустить их в обиход, им подыскивают подходящих предков в истории, которая по такому поводу кроится и перешивается, как латаное пальтишко.

3. Национализм. Самая многочисленная нация объявляется высшей (таких наций может быть и несколько), остальные делятся на две категории: «подчинённые» и «опасные». О подчинённых можно даже заботиться как о неразумных детях, над ними можно посмеиваться, но в целом к ним стоит относиться снисходительно. Они оцениваются представителями «высшей» нации как глуповатые, безответственные, наивные и добродушные существа, нуждающиеся в управлении. Нации «опасные», напротив, используются как пугало, при этом больше ненависти и страха вызывают не «враги по периметру», а «внутренние резиденты», которым приписываются такие качества, как жадность, преступность, хитрость, жестокость и подлость.

4. Антикоммунизм. Большинство историков склонны полагать, правда, что это историческая, а не причинно-следственная взаимосвязь и если бы конкурирующей с фашизмом тоталитарной идеологией была другая, то место антикоммунизма заняла бы она. Ведь к социализму – ближайшей к коммунизму и принятой многими фашистскими режимами системе - никаких претензий не было, а в качестве «коммунистов» фашисты преследовали людей самых разных взглядов - например католиков и нудистов.

5. Этатизм. Термин произошел от французского «еtat» - «государство» и признает абсолютное первенство интересов государства над любыми правами человека.

6. Корпоративизм. Разделение общества на социальные группы с разными правами и обязанностями, при этом не всегда прописанными официально. Что позволено партийному чиновнику, не позволено работяге у станка, и наоборот. Общество фактически делится на привилегированную элиту и остальных, при этом все распихиваются по ячейкам, организациям, сообществам и союзам, которые контролируют жизнь своих членов.

7. Популизм. Официально власть, конечно, служит во имя народа, денно и нощно печётся о благе народа и является его, народа, голосом.

8. Милитаризм. Для консолидации общества нужны враги. Для подъёма национального самосознания нужны войны или хотя бы подготовка к этим войнам. Массовые обязательные призывы на военную службу, гонка вооружений, военно-пат­риотическое воспитание молодёжи и собственно боевые действия, пусть и неглобальные, - характерные признаки фашизма.

9. Вождизм. Само слово «фашизм» происходит от латинского слова «fascio» - «связка». Все люди, в едином порыве сжавшись в единый кулак, управляются единой идеей, рожденной в голове единственного и неповторимого вождя. Все остальные могут ошибаться, вождь – никогда. Почему люди с авторитарным синдромом так легко впадают в любовный экстаз по отношению к типам, сумевшим оседлать вертикаль власти и показать оттуда всем большие зубы, - это вопрос к психоаналитикам. Мы же отметим, что лишь в исключительных случаях фашистские идеологии не приводили к созданию такого единого земного воплощения Бога-Отца.

10. Примитивизм. Идеология, рассчитанная на самые примитивные умы. Никаких сложных доктрин, неоднозначных определений, никаких «видите ли, эту проблему нужно рассматривать с разных сторон». Сомнение и желание во всём разобраться самостоятельно - худшее чувство, которое может быть при скармливании очередного стереотипа массам..."

Ответить

Прокомментировать Основные понятия Идеология История Персоналии Организации Нацистские партии и движения Родственные понятия

Термин «национал-социализм» возник из-за попытки создать националистическое переопределение «социализма», как альтернативу международному социализму и свободного рыночного капитализма . Нацизм отвергает марксистские концепции классовой борьбы , противился космополитическому интернационализму и стремился убедить все части нового немецкого общества подчинить свои интересы ради «общего блага », принимая политические интересы в качестве главного приоритета экономического устройства .

Гитлер объяснял своё понимание связи социализма и национализма следующим образом :

Социализм - это учение о том, как следует заботиться об общем благе. Коммунизм - это не социализм. Марксизм - это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.

Социализм - древняя арийская, германская традиция. Наши предки использовали некоторые земли сообща. Они развивали идею об общем благе. Марксизм не имеет права маскироваться под социализм. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность . В отличие от марксизма, социализм патриотичен .
<…>
Мы могли назвать себя Либеральная партия . Но мы решили назваться Национал-социалистами. Мы не интернационалисты . Наш социализм национален. Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности. Для нас раса и государство - это единое целое.

Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба » . В том числе:

Практическая реализация

В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора» (Faszination und Gewalt) Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одна империя, один вождь» (Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer )

Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь - Франции) и «Коминтерна », в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта г. было создано Имперское министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом .

Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались процессом сожжения. 7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений «антинемецкого» содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы.

Программные установки национал-социализма в программе НСДАП

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (программа «25 пунктов»), стержень которой составляли следующие требования [ ] :

Программные установки Гитлера

Морально-психологическая атмосфера в обществе

Официально принятое определение нацистского рейха рассматривало его как общество - «Народ, не знающий классов и сословных противоречий, сообщество людей, объединённых единством крови, общностью судьбы и убеждений» .

В соответствии с единственным за время нацизма опросом населения (на 1 января 1935 года) наибольший процент членов партии из всех категорий населения имели учителя (29,4 %, составляя всего 0,9 % от общего числа жителей). В это же время рабочие, составлявшие 46,3 % населения, давали партии лишь 5,1 % от своей численности) . В то же самое время вермахт в соответствие с Конституцией страны и Воинским уставом не имел права вести какую-либо политическую деятельность. В значительной степени это подкреплялось и сохранившимися от старой прусской армии аристократическими традициями, исключавшими увлечение какой-либо социал-демократической демагогией. Более того, поступление на службу в Вермахт для некоторых было способом уйти во внутреннюю политическую эмиграцию и избавиться от партийной атмосферы.

Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе включали в свой состав черты, свойственные жителям Германии, наследуемые ими от своих предшественников в прошедшие годы, а также вновь приобретённые в годы нацизма. К числу первых из них относятся немецкая аккуратность и педантичность в выполнении любой работы, трудолюбие, а также дисциплинированность, проявляющая себя в беспрекословном подчинении вновь появившемуся авторитету, которое они проявляют с таким же рвением, как к авторитету ушедшему.

Весьма распространённой чертой был и бытовой антисемитизм .

В массах существовала и застарелая антипатия к Франции, которая в годы раздробленности Германии нередко пользовалась её положением и осуществляла агрессию, зачастую сопровождаемую оскорбительными для национального самолюбия действиями (войны Людовика XIV и Наполеона).

К вновь приобретённым чертам относится оставшийся в памяти дожившего до лет нацизма поколения позор капитуляции в 1918 году и, особенно, грабительские условия Версальского договора , усугубившиеся общемировым кризисом 20-х годов. На этом фоне успехи администрации Гитлера, сумевшего существенно уменьшить безработицу и реализовать некоторые социальные проекты, успехи в достижении которых отмечались не только в границах Рейха, но и за границей. Одновременно с этим были запрещены профсоюзы и заменены другими корпоративными структурами, ликвидирована свобода слова и практически отменена система представительства масс в органах власти.

Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения .

Общая атмосфера в государстве характеризуется смесью экзальтированного восхищения Гитлером и жестокими репрессиями со стороны партийных структур. Посол Франции (фр. André François-Poncet ) описывал обстановку в дни проведения партийных съездов в Нюрнберге:

То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Город полностью был погружён в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов. В течение семи дней Нюрнберг был городом, в котором царили чувства отрешенного от действительности ощущения счастья и радости.

С такими настроениями немецкий обыватель подошёл к началу войны и эти настроения достигли апогея к лету г. Затем, по мере получения тщательно скрываемых пропагандой плохих известий, настроение стало меняться, что стало особенно заметно после катастрофы под Сталинградом . Некоторые начали серьёзно задумываться о пагубности проводимой политики. В то время появилась издевательское перефразирование слов национального гимна Хорст Вессель : «Выше нос, глаза закройте крепче» (нем. «Die Nase hoch, die Augen fest geschlossen» ). А также ироничное: «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасен» (нем. «Geniesst den Krieg, der Friede wird fürchterlich» ) . После вступления Красной Армии на немецкую территорию настроения в немецком обществе, в особенности на территориях, оккупированных советскими войсками, заметно изменились, поскольку

Национал-социализм и религия

В 1937 году в ответ на преследования папа римский Пий XI издал энциклику Mit brennender Sorge («С огромной обеспокоенностью»). Энциклика, выпущенная на, была тайно привезена и распространена в Германии. В ней папа осуждал систематические гонения режима на церковь . Геббельс с новой силой подверг католические религиозные институты преследованиям и пропагандистским нападкам . 28 мая он выступил в Берлине с речью. Присутствовавшие 20 тысяч членов НСДАП, а также радиослушатели услышали, как он обвинил католическую церковь в моральном разложении. Итогом кампании стало резкое падение количества учащихся в церковных школах: к 1939 году все они были закрыты или преобразованы в государственные учебные заведения. Угрозы и преследования вынудили представителей духовенства сдерживать критику в отношении режима . Отчасти опасаясь негативных последствий во внешней политике, Гитлер в июле 1937 года приказал свернуть борьбу с церковью .

Последователи в современной России

В современной России в разное время существовали и существуют разные политические и общественные организации, претендующие на роль национал-социалистических, такие как Славянский Союз (СС), Национал-социалистическое общество (НСО) и Русское Национальное Единство (РНЕ). Также действуют небольшие автономные группировки национал-социалистов и НС-скинхедов .

Оценки

Отношение к нацизму в сильной степени зависело от политической конъюнктуры .

Отношение к нацизму как идеологии, конкурирующей в борьбе за симпатии рабочего класса, среди коммунистов было резко отрицательным. Хотя как в цвете знамён, в форме правления, партийном строительстве, состоянии гражданских свобод, так и в ряде лозунгов (например, в риторике Хорста Весселя) наблюдалось полное совпадение .

Однако время действия Пакта о ненападении (с 23 августа 1939 года по 22 июня 1941 года) было временем, когда «на смену вражде, всячески подогревавшейся со стороны некоторых европейских держав, пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией» , что теоретически было обосновано в том же выступлении:

Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это - дело политических взглядов. Но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма», прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию».

Но в дальнейшем, после нападения Германии, взгляды на национал-социализм вернулись к прежнему состоянию. Окончательная оценка была дана процессом в Нюрнберге .

Согласно этой точке зрения, история человечества развивается между двумя полюсами - индивидуалистическое общество (начиная от древних демократий, заканчивая современным капитализмом) и коллективистское общество. К последнему и относятся обе формы радикального коллективистского социализма - национал-социализм и коммунизм. Эти модели различаются методами достижения обещанной цели - построение идеального общества - интернациональный социализм (коммунизм), обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а национальный социализм (национал-социализм) - только для избранной расы за счёт всех остальных .

См. также

Примечания

  1. National Socialism // Encyclopædia Britannica .
  2. National Socialism // Microsoft Encarta Online Encyclopedia 2007. Archived 2009-11-01.
  3. Raymond W. J. (англ.) Dictionary of Politics . (1992). p. 327. ISBN 1-55618-008-X
  4. National Socialism The Columbia Encyclopedia (англ.) , Sixth Edition. 2001-07.
  5. Fritzsche P. Germans into Nazis . Cambridge, Mass.: Harvard University Press , 1998
  6. Kele M. H. Nazis and Workers: National Socialist Appeals to German Labor, 1919-1933. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1972
  7. Eatwell, Roger. . «On Defining the ‘Fascist Minimum,’ the Centrality of Ideology», Journal of Political Ideologies (англ.) 1996 1(3):303-19
  8. Eatwell R. Fascism: A History . New York: Allen Lane.1997
  9. Payne S. G. A History of Fascism, 1914-45. Madison, WI: University of Minnesota Press (англ.) , 1995
  10. Neocleous, Mark. Fascism . Minneapolis, Minnesota, USA: University of Minnesota Press (англ.) , 1997 p. 23.
  11. Варга Е. С. Германский фашизм у власти. - М.: Соцэкгиз , 1934.
  12. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина . - М. : Гардарики, 2004. - 1074 с. - ISBN 5–8297–0050–6.
  13. Как указывают некоторые источники: «наряду с коммунизмом» (А. А. Ивин «Философия: Энциклопедический словарь»)
  14. Bracher K. D. Totalitarism. (англ.)
  15. Kobrak, Christopher. Business, Political Risk, and Historians in the Twentieth Century // / Christopher Kobrak, Hansen, Kopper. - New York City/Oxford: Berghahn Books, 2004. - ISBN 1-57181-629-1 .
  16. Lepage, Jean-Denis. Hitler Youth, 1922-1945: An Illustrated History. - McFarland, 2009. - ISBN 978-0786439355 .
  17. Dictionary Visions, Research and Practice: Selected Papers from the 12th International Symposium on Lexicography, Copenhagen 2004 . - illustrated. - Amsterdam: J. Benjamins Pub. Co., 2007. - ISBN 978-9027223340 .
  18. No room for the alien, no use for the wastrel
  19. Hitler A. Mein Kampf. München, 1933
  20. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945 . - М.: РОССПЭН , 2009. - С.32-41.
  21. Heiden, K. A history of national socialism. P. 20.
  22. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.24
  23. Gerhart Binder.Epoche der Entscheidungen/ Eine geschichte des 20.Jahrhunderts mit Dokumenten in text und Bild. Sechste Auflage 40.-48.Tausend. Seewald Verlag Stuttgart-Degerloch. 1960.Стр.206
  24. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.49
  25. (нем.) Fascination und Gewalt / Das Reichsparteitagsgelände in Nürnberg. Herausgeber: Museen der Stadt Nürnberg, 1996.
  26. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.82
  27. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.58-59
  28. / Heinz Bergschicker. Ausführungen Hitlers vor den Befelshabern von Heer und Marine Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981 на стр.52/
  29. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981
  30. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981
  31. Gerhart Binder .Epoche der Entscheidungen/ Eine geschichte des 20.Jahrhunderts mit Dokumenten in text und Bild. Sechste Auflage 40.-48.Tausend. Seewald Verlag Stuttgart-Degerloch. 1960.
  32. Gerhart Binder. Epoche der Entscheidungen/ Eine Geschichte des 20. Jahrhunderts. Sechste Auflage. Stuttgart-Degerloch: Seewald Verlag. 1960.
  33. Nachum T.Gidal Die Juden in Deutschland von der Römerzeit bis zur Weimarer Republik.- Gütersloch: Bertelsmann Lexicon Verlag GmbH,1988. ISBN 3-89508-540-5
  34. Martin Kitchen . The Cambridge Illustrated History of Germany:-Cambridge University Press 1996 ISBN 0-521-45341-0
  35. Fascination und Gewalt/Das Richsparteigelände in Nürnberg- Copyright museen der stadt Nürnberg. 1996
  36. Heinrich Graf von Einsiedel. Der Überfall. 1. Auflage - Hamburg: Hoffmann und Campe, 1984. ISBN 3-455-08677-2
  37. Вальтер Люде-Нейрат. Конец на немецкой земле. // Итоги Второй мировой войны. Сб. статей под ред. ген.-м. И. Н. Соболева. - М.: Изд.-во иностранной литературы , 1957
  38. , pp. 234–235.
  39. , p. 189.
  40. , p. 382.
  41. , p. 382.
  42. , p. 223.
  43. , pp. 241–243.
  44. , p. 244.
  45. , pp. 245–247.
  46. , p. 334.
  47. Gerhart Binder. Epoche der Entscheidungen/ Eine Geschichte des 20. Jahrhunderts. - Sechste Auflage. - Stuttgart-Degerloch: Seewald Verlag. 1960. - S. 161.
  48. Молотов, В. М. Доклад о внешней политике Правительства // Внеочередная пятая сессия Верховного Совета СССР 31 октября - 2 ноября 1939 г. Стенографический отчёт . - Издание Верховного Совета СССР, 1939. - С. 7-24.
  49. Там же
  50. Вопрос в оригинале: нем. «Hatte der Nationalsozialismus auch seine guten Seiten (Bau der Autobahnen, Beseitigung der Arbeitslosigkeit, niedrige Kriminalität, Förderung der Familie)?» См. Schmitz S. Hatte die NS-Zeit gute Seiten? // Stern. - 2007-10-19. - S. 36. (нем.)
  51. проект резолюции (документ A/67/455)
  52. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Шестьдесят седьмая сессия. 60-е пленарное заседание. Четверг, 20 декабря 2012 года, 10 ч. 00 м. Нью-Йорк .

В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?

Фашизм и франкизм

Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.

Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?

Признаки фашистского государства

Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:

  • Вождизм.
  • Корпоративизм.
  • Милитаризм.
  • Экстремизм.
  • Национализм.
  • Антикоммунизм.
  • Популизм.

Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.

После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.

Национализм

Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.

Как отличить национализм от нацизма?

Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.

Нацизм

Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.

По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.

Основными идеями национал-социализма являлись:

  • Антимарксизм, антибольшевизм.
  • Расизм.
  • Милитаризм.

Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.