Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб.

Ореховый Спас в 2018 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа в живую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга.

Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет.

Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Что означает Ореховый Спас для церкви

В церкви, разумеется, официально праздника с таким названием нет. Православные отмечают 29 августа праздник с другим названием - Перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Поэтому одно из названий для этого дня - Нерукотворный Спас.

Нерукотворный образ, согласно библейскому преданию, возник после того, как Иисус умылся и вытер лицо холщовым полотенцем. На этом полотенце навсегда отразился его святой лик, и оно стало одной из важнейших для всех христиан святынь.

Именно с этого изображения первые иконописцы писали облик Христа, на которое веками ориентируются все христиане и которое считается подлинной внешностью Спасителя.

Святыня является чудотворной. Согласно древнему преданию, этот облик Христа исцелил жителя города Эдесса от смертельного заболевания. Благодаря этому христианство быстро стало популярным среди всех жителей этого города.


Ореховый или хлебный Спас: что и как празднуем?

Наши предки жили по-особому, сельскохозяйственному календарю, поэтому так много церковных праздников совмещены с теми отголосками языческих традиций, которые существовали до прихода христианства. Хлебным Спас зовется не случайно, ведь именно в эти дни прекращались уборочные работы и работы по засеванию озимых. А название «ореховый» закрепилось из-за начала сбора урожая орехов, которые были ценным запасом на зиму, а также источником растительных масел.

29 августа известно еще и как праздник Нерукотворного Спаса, он же Спас на холсте или полотне. Именно в этот день много лет назад Нерукотворный образ Христа, получившийся после того, как Иисус умылся и вытер лицо полотном, был перенесен в Константинополь.

Что можно делать на третий Спас? В этот день традиционно освящали новые колодцы и все, что связано с водой. Ходили в баню париться с ореховыми вениками. Считалось, что сегодня крепость ореха таким способом переходит человеку.

Основное блюдо на столе - конечно, хлеб из муки нового урожая с орехами. Выпечка может быть любой, так как пост закончился, и можно использовать масло, яйца и другие скоромные ингредиенты. И, конечно, не возбраняется вино.

Святят в церквях орехи и хлеба, однако не запрещено святить овощи, яблоки, мед, мак. Только помни, что принося съестное в храм, ты предлагаешь его Богу прежде всего, а не подставляешь под брызги святой воды, чтобы снедь получила целебные свойства.

А еще в некоторых регионах нашей страны на третий Спас в церковь обязательно водят будущих школьников, благословляя их на начало учебы, ведь школа не за горами.

После третьего Спаса лето окончательно сдается в объятия осени. Птицы сбиваются в стаи и улетают в теплые края на зимовку. Существует примета, что если журавли улетают на ореховый Спас, то на Покрова будут уже заморозки.

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день - примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький - трудности и разочарование.

Праздник в августе. Ореховый спас или, как его еще называют, Хлебный спас, знаменует собой сбор последнего урожая.

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Перед Ореховым Спасом отмечают Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и завершения Успенского поста, который длится две недели – с 14 по 27 августа.

История праздника

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию – передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу – и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.


Фото: sputnik-georgia.ru

Прибывшим в Едессу апостолом был святой Фаддей, который крестил Авгаря и всех жителей Едессы. Нерукотворный образ Спасителя был установлен в нише над воротами в город. И всякий, кто проходил в город, поклонялся Ему.

Так продолжалось много лет, пока один из правнуков Авгаря не впал в идолопоклонство, и у него возникло желание снять этот Образ с городских ворот. Но едесскому епископу было видение Господне, чтобы скрыть этот образ. Придя ночью вместе с прихожанами, епископ зажег лампаду и заложил образ глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако в 545 году персидский царь осадил Едессу, и положение было безнадежным. И епископу Едессы было явление Пресвятой Богородицы, Которая повелевала достать Образ Спасителя из ниши для спасения города. Разобрав кирпичи, епископ увидел Нерукотворный Образ Спасителя, перед которым горела лампада, а на глиняной дощечке, которая прикрывала Лик, было отражение изображения Спасителя. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход, и персидское войско отступило.

Даже когда позднее Едессой завладели арабы, они не препятствовали поклонению этому Образу. В 944 году император Констатин выкупил у эмира этот Образ и с великими почестями перенес в Константинополь, в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

29 августа Святая Церковь вспоминает то чудесное событие, которое произошло в 944 году – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Согласно же народным традициям, этот день называли Ореховый Спас, поскольку к этому времени поспевали орехи. Это время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и всех плодов земли.


Фото из свободных источников

Традиции

По традиции в этот день непременно нужно освятить в храме свежие орехи, воду и фрукты, а в старину также освящались колосья пшеницы, собранные накануне. Только после церковной молитвы и благодарности Всевышнему за хлеб насущный из освященных продуктов можно было готовить праздничный стол.

При этом по традиции практически во все блюда добавляют орехи, которые издавна наделяли целительной силой. Ценятся не только плоды, но и ореховые ветви. Ими запасались впрок на целый год, часто делали обереги. Многие до сих пор верят, что ореховый крест, повешенный у входной двери, защитит от завистников и недобрых помыслов. А попарившись в бане с банным веником из ореха, человек исцелится от болезней и приобретет защиту от сглаза. Их заготавливали и хранили отдельно, не смешивая с вениками, сделанными из других пород деревьев.

Из ореховых перепонок, залитых спиртом, хозяйки делают настойку. Такое лекарство помогает при простудах. А мазь на основе молодых орехов способна излечить боль в суставах. Если мед перемешать с орехами и давать мужчине на протяжении месяца, то его мужская сила удвоится.

В городах в этот день обычно устраивают ярмарки. Причем с такой ярмарки нельзя уходить с пустыми руками – иначе потом весь год будет безденежным. А вот если купить ткань и сшить из нее ребенку одежду, то это принесет тому крепкое здоровье, а семье будет сопутствовать удача.

Еще одна традиция на Ореховый Спас – досевание. После домашней молитвы хозяйки провожали мужей и сыновей на поля с хлебом и солью. На воз ставили три снопа, а сверху клали рожь в мешках, которая была предназначена для посева.

На Ореховый спас, точно так же, как и на Медовый, освящают воду в колодцах, очищают источники, бьющие из недр земли. Вода считается целительной и способна очистить душу, от накопившихся грехов.

Самые распространенные блюда на ореховый спас: печеные яблоки с орехами, шарлотка, различные торты с орехами и другие сладости, а также обязательно свежеиспеченный хлеб. Вечером зажигают свечи и после вечерней молитвы семья может приступать к праздничной трапезе.

Кроме хлеба, также готовят в этот день пироги с грибами и блюда с орехами, которыми обязательно угощают родных и близких.


Фото из свободных источников

Приметы

Если в лесу на голову упал орех, то это хороший знак, свидетельствующий об удаче в делах. Найти два сросшихся ореха на праздник считается небывалым везеньем. Их необходимо подобрать левой рукой и положить в кошелек, чтобы привлечь деньги.

На Ореховый спас люди всегда внимательно следили за поведением птиц, особенно аистов, журавлей. Если аисты отлетят на юг к Третьему спасу, то на Покрова (14 октября) предвидится сильный мороз, а весна наоборот ожидается солнечной. Птицы не спешат с отлетом – осень порадует теплом, зима начнется поздно, а весной будет прохладно.

При этом, по приданию, нужно покормить улетающих в теплые края птиц хлебными крошками. И если по дороге птицы встретят души почивших родственников, то передадут им послания.

За праздничным ужином нужно отдать дань уважения хозяйке и испробовать каждое блюдо, стоящее на столе. Тогда целый год будет сопутствовать удача и не будет финансовых проблем.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права – по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень.

Гадания

Девушки гадали на будущее и любовь. В этот день они срывали орехи и определяли, каким окажется следующий год. Спелый и сладкий орех – к большой любви, недозрелый – к важной новости, гнилой – к беде, а горький – к проблемам в отношениях.

Запреты

  1. Нельзя отказываться от работы, ведь Ореховый спас (Хлебный спас) – время сбора урожая и подготовки продуктов на зиму.
  2. В Ореховый спас не выходите в лес без оберега. Наши предки верили, что так можно встретиться с нечистой силой.
  3. Нельзя отказывать в еде нуждающимся и странникам.

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Ореховый Спас - народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

Доподлинно не известно как выглядел Иисус Христос

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

По описанию Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Иисус был высокого роста, с красивым лицом и темными вьющимися волосами, широким носом и ясными глазами. Его лицо украшала темная борода.

Существует ли хоть один прижизненный портрет Иисуса Христа? Да, Спаситель Сам оставил потомкам Свой нерукотворный Лик.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Сирийский правитель Абгар получил «нерукотворное» изображение Иисуса Христа

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь, велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

А как же орехи?

Конец сентября - время сбора орехового урожая.

По мере созревания орехов для сбора их отправлялась самая старшая женщина селения, она собирала дары леса и приносила домой. Ее урожай был мерой для всех остальных, принести меньше считалось постыдным. Орехи собирали несколько дней, потом приносили в церковь для воздаяния благодарности Богу за урожай.

29 августа христиане отмечают Ореховый Спас

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название - Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас - последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Видео о Третьем Спасе – хлебном, ореховом