Составить рассказ о себе знаки препинания. Проект по русскому языку на тему: "Знаки препинания"

Ирина Токмакова

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ТОЧКА.
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ:
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут,
Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ ()
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.

КАВЫЧКИ " "
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В "Синтаксисе" служим.

МНОГОТОЧИЕ. . .
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано...

***
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее...

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Междометие:
Мне, – сказало Междометие, –
Интересно жить на свете!
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет...


Ванда Хотомская

Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.

Kotoffeй

Знаки препинания...

Cношу в абзацы трепетные встречи,
Роман названьем: "Наше" облекаю.
Вся в "вопросительном" ты, словно в подвенечном,
Я "восклицательные" фраки примеряю.

Мы юны – каждый день, как с новой строчки,
Твой голос, опьяняя, возбуждает.
Я задыхаюсь в междометиях порочных,
Трою согласные, глаголами сужаю.

Купаясь в прилагательном – "медовый",
Мы пауз не заметили холодность.
Я под диктовку спотыкаюсь – "неудовый",
Ты вся с учебника, графою "невозможность"

Закляксена глава "Непониманье",
Изорвана, исчёркана, измята.
И точкой в окончанье – расставанье,
Наивность изложенья виновата.

За запятую выброшу прощанья,
Кавычками обиды я закрою,
В тире сожму меж нами расстоянье,
Забудешь – многоточием завою!

А. Тетивкин

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.


Восклицательный знак

Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!

Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.

Ученицы 4 «В» класса школы № 6

Базык Вилены

Преподаватель: Анисимова О.М.

    Вспомните употребление знаков препинания:

а) В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, вопросительный и восклицательный знаки, также многоточие.

б) Внутри предложения «живут» знаки препинания: запятая, кавычки, двоеточие, точка с запятой, скобки.

в) Перед предложением ставится знак тире, когда идет диалог.

    Составьте рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Рассказ о запятой.

Я – запятая, самый главный знак среди 10 возможных знаков препинания в русском языке. Мной разделяют сложные предложения. Меня ставят в предложениях, где однородные члены, соединены союзами «а» и «но». Если в предложении однородные члены соединены интонацией перечисления, пишут меня, запятую.

    В стихотворении «Няне» А.С. Пушкина проведено следующее исследование :

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

    В данном стихотворении употреблены следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, запятая, двоеточие.

    В стихотворении больше всего запятых.

    Мне нет неизвестных знаков препинания в данном стихотворении.

В произведении А.С. Пушкина «Няне» знаки препинания выполняют «работу» соединения интонацией перечисления однородных членов, также выражает радость восклицательный знак, двоеточие указывает на то, что часть текста после него связана пояснительным отношением с частью текста перед ним.

Работу выполнил ученик 4 ” А ” класса кадетской школы 1785 Таганского кадетского корпуса Клюкин Владислав Владимирович. Здравствуйте!

Рассказ про знаки препинания Раздумья вопросительного знака Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее. Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая. Ну и зачем же эта точка в виде крохотного комочка, или малюсенького клубочка, или тёмненького кружочка? Зачем вообще она нужна? Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна! А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения. Рассердилось Двоеточие: Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я! Тут как тут Кавычки-сестрички запели: -Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные. - Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части. - Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки. Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный! Но вдруг прибежали Скобки и запищали: - Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак... Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая: «Куда же пропал Вопросительный знак?» Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё !

Правильно! - выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. - Видеть! Его! Не желаем! И всё!!! День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет.. .И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего. Вот ведь пустяк, - говорит Восклицательный знак, - сущий пустяк Вопросительный знак. Въедливый знак, а без него невозможно никак! Правильно! - крикнули старательно все знаки препинания. - Нам! Без него! Невозможно! Никак! И слыша все эти слова, тут выхожу я - знак Вопроса. Но тут в наш спор вмешался дядюшка Синтаксис: - Вы, конечно, все правы! Все вы важны! Каждый из вас сообщает определённую информацию в определённой последовательности, которая необходима каждому человеку. Вы все выполняете вспомогательные функции разделения, выделения смысловых отрезков предложений, словосочетаний, слов, частей слова. Указываете на грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску, законченность. Так что все вы важны и все, безусловно, нужны! Так нас и помирил наш добрый дядюшка Синтаксис. И с тех пор в области Пунктуации мои браться и сестры больше никогда не ссорились, зажили мы все очень дружно.

Всегда пишите знаки препинания, ИНАЧЕ:

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? На крохотное ушко Похожа завитушка, Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь.

Куда его ты ни поставишь - Быть равнодушным не заставишь... . Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Если что-то спрашиваешь, без меня не обойтись Разные вопросы Задаю я всем: Как? откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот такой я мастак, Вопросительный знак!

1. А.П.Чехов о знаках препинания

А.П. Чехов говорил, что "знаки препинания служат нотами при чтении".

2. К.Г.Паустовский о знаках препинания

"Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться". (К.Г.Паустовский )

3. "Побольше точек!"

Исаак Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».

4. Многоточие

"Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…" (В. Набоков )

5. "...знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью..."

"Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю". (Н. Г. Гольцова, профессор)

6. "Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

Фрагмент рассказа Татьяны Толстой "Милая Шура" демонстрирует исчерпывающий набор знаков препинания, возможных в позиции конца предложения: "На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень…Зима?"

7. «Казнить нельзя помиловать»

8. Бессловесная переписка

А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго , закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!» Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

9. Юмор знаков препинания

Сомерсет Моэм : "Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался".


10. "Пунктуационный" анекдот

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

11. У писателей... свои предпочтения знаков

У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...

После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»

12. «...запятая совершенную речь делает...»

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению с временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл. Судите сами, легко ли было читать в начале XX века такой вот текст: «В Москве, зачастую, можно видеть, не без изумления, как целые толпы нищих, получают, около домов богатых людей, пищу, или иную какую-нибудь милостыню... Такой образ жизни, пожалуй, освобождает их, как они, довольно заманчиво выражаются, от душевных скорбей и расстройств, но на деле, они, потопляя заботы, тонут и сами...» Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина ).

13. Берегите знаки препинания!


Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

14. О назначении пунктуации


Теоретик логического, или смыслового направления, Ф.И. Буслаев , сформулировал назначение пунктуации следующим образом: "Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему".

По материалам Интернета

Гольцова Нина Григорьевна, профессор

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания .
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и – соответственно – слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [–], скобки [()] и кавычки [" «].

Древнейшим знаком является точка . Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие . А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная , восклицательный – точка удивления . В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая . Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“ . В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV–XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

К более поздним знакам относятся тире [–] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [–] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире ) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“ . В русских диалектах кавыш – „утёнок“, „гусёнок“; кавка – „лягушка“ . Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) – из нем. Divis (от лат. divisio – раздельно) и тире (черта ) – из французского tiret, tїrer .

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку

Знаки препинания (1913)

И. А. Бодуэн де Куртенэ
Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
Знаки препинания (стр. 238–239). Печатается полностью по рукописи (Архив АН СССР, ф. 770, оп. 3, ед. хр. 7).

Знаки препинания, элементы письма или писанно-зрительного языка, ассоциируемые не с отдельными элементами языка произносительно-слухового и их сочетаниями, а только с расчленением текущей речи на отдельные части: периоды, предложения, отдельные выражения, слова. Имеются две главные категории знаков препинания.
1) Одни из них относятся только к морфологии писанной речи , т.е. к ее расчленению на все более мелкие части. Таковы: точка (.), отделяющая периоды или же обособленные предложения одни от других; кроме того, она служит знаком сокращения слов (б. ч. вместо «большею частью», т.к. вместо «так как» и т.п.); двоеточие (:), употребляемое главным образом перед исчислением отдельных частей сказанного перед двоеточием или же, когда приводится цитата, т.е. дословный текст раньше высказанного другим лицом или же самим автором (см. «Двоеточие»); точка с запятою (;) отделяет сочетания неполных [? – нрзб.] предложений или же исчисляемые части расчленяемого целого; запятая (,) служит для отделения друг от друга дальше не разделяемых предложений или же обособленных, вставочных выражений, вроде звательного падежа, сочетаний слов или даже отдельных слов, сообщающих известный оттенок данному предложению и т. п. (например, таким образом , однако ж и т.п.).
Сюда же относятся: разделение книги на отделы , на главы , на параграфы (§§), статьи ...; абзацы (с красной строки); отделительные черты ; коротенькие черточки, тирe (tiret), соединяющие две части сложного слова; пробелы , как более крупные, между строками, так и самые мелкие, между отдельными писанными словами; скобки (), вмещающие слова, выражения и фразы вводные, объяснительные и т. п.; выноски (*, **, 1, 2...), внизу страниц или в конце книги, со ссылками или же с объяснениями отдельных слов главного текста.

2) Другая категория знаков препинания, имея тоже отношение к морфологии или расчленяемости писанной речи, подчеркивает главным образом семасиологическую сторону, указывая на настроение говорящего или пишущего и на его отношение к содержанию письменно обнаруживаемого. С помощью кавычек («») отличается чужое или предполагаемое с оговоркою «будто бы», «так сказать», «дескать», «мол» от своего без оговорок.
Сюда же относятся: вопросительный знак (см.), восклицательный знак (см.). Предполагался тоже особый знак иронии, но пока безуспешно. Эти последние знаки связаны с различным тоном речи, т. е. отражаются в общем психическом оттенении произносимого. Конечно, и морфологические знаки препинания (точки, пробелы. . .) отражаются до известной степени в произношении, особенно при медленном темпе: паузы, остановки, передышки.
Особого рода знаки препинания: многоточие (...), когда что-то не доканчивается или подразумевается; заменяющая многоточие черта (–), которая, особенно в беллетристических сочинениях, заменяет то запятую или же скобки, то кавычки; апостроф (см.). Кавычки и скобки ставятся с обеих сторон приводимого – и перед, и после; восклицательный знак и вопросительный знак ставятся только в конце. Испанцы однако ж отмечают не только конец, но тоже начало восклицания (I!) или же вопроса (??). Принятая в Европе система знаков препинания восходит к греческим Александрийским грамматикам; она была окончательно установлена с конца XV столетия особенно венецианской семьей типографщиков Мануциус (Manutius). У разных народов имеются разные способы расставлять знаки препинания, особенно запятую. В древнеиндийской письменности (санскрит) нет вовсе наших знаков препинания; там слова пишутся слитно, а знаками / и // отделяются или отдельные стихи, или же отдельные фразы. Раньше и в европейских письменностях, между прочим в церковнославянской, слова писались слитно и без знаков препинания.

Интерпункция

Интерпункция (лат.) – теория употребления знаков препинания в письменной речи и само их размещение. Подчиненная известным определенным правилам, интерпункция делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, вследствие чего облегчается устное воспроизведение написанного. Термин интерпункция – римского происхождения, но само начало интерпункции неясно.

Была ли известна интерпункция Аристотелю – не выяснено. Во всяком случае, начатки ее были у греческих грамматиков. Само понятие интерпункции, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Интерпункция древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, ее декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (versus).

Новая интерпункция ведет свое начало не от этой древнейшей, а от интерпункции. александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими. К концу VIII в. по Р. Хр. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были сызнова вводить ее. Греки употребляли сначала только один знак – точку, которая ставилась то вверху строчки, то посреди ее, то внизу. Другие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позже Квинтилиана), употребляли иные системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у других - четыре и т. д.), но все они смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких определенных правил (см. Steinthal, "Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und Romern", т. II, Берл. 1891, стр. 348-354).

Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их употребление определенным правилам. Их собственно и надо считать отцами современной европейской интерпункции, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов разнятся в некоторых чертах друг от друга. Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и ) и совсем не употребляется перед относительными предложениями (как и во французском). Самая сложная и наиболее точная интерпункция – немецкая. Теория ее очень подробно изложена у Беккера ("Ausfuhrliche deutsche Grammatik", 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика – у Bieling"a: "Das Prinzip der deutschen Interpunction" (Берлин, 1886).

Русская интерпункция – очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение ее можно найти у Я. Грота: "Русское правописание". Старославянская интерпункция следовала греческим образцам. В русской интерпункции употребляются следующие знаки препинания : запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.