Краткое жизнеописание священномученика иоанна кочурова.

С именем русского православного пастыря, протоиерея Иоанна (Кочурова), связана новая страница в истории русской святости - святости новомучеников XX в.

О. Иоанн (Кочуров) родился 13 июля 1871 г. в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника.

Его отец, иерей Александр (Кочуров), ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности наиболее духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря.

Учился св. Иоанн сначала в Данковском Духовном училище, затем в Рязанской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1891). В период обучения в академии определилась его склонность к пастырско-приходскому служению, которое он связывал с возможностью миссионерской деятельности. В 1895 г. о. Иоанн был направлен на служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

Приезд в протестантскую Америку привел о. Иоанна в соприкосновение с жизнью, во многом не схожей с жизнью в православной России. Если в местах компактного проживания православных христиан, как в Калифорнии или на Аляске, где приходы существовали уже 100 лет, приходская жизнь была налажена, то открытие приходов в других штатах предполагало миссионерскую работу. О. Иоанн был определен правящим архиереем в Чикаго, в церковь Св. Владимира. Паства прихода была малочисленной и многонациональной, от настоятеля требовалось умелое сочетание пастырско-литургического и миссионерско-просветительского делания. О. Иоанн, опираясь на лучшие традиции североамериканской православной епархии, организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил по прибытии в епархию святителя Тихона (память его 25 марта). На средства, собранные на родине, о. Иоанн построил новый приходский храм в Чикаго; много времени уделял он выполнению епархиальных поручений, в течение 10 лет возглавляя Цензурный комитет. В 1906 г. указом Священного Синода за подвижнические труды в Алеутской и Североамериканской епархиях священник Иоанн был возведен в сан протоиерея.

По благословению святителя Тихона о. Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов, в мае 1906 г. он принимал участие в первом Соборе Североамериканской Православной Церкви, ознаменовавшего преобразование Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь.

Многолетнее служение вне России и болезнь тестя, священника Санкт-Петербургской епархии, побудили протоиерея Иоанна подать прошение о переводе его на родину. В 1907 г. на основании указа Петербургской Духовной Консистории о. Иоанн был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и назначен исполнять обязанности законоучителя мужской и женской гимназий. На приходское служение батюшка вернулся только в ноябре 1916 г.- в Екатерининском соборе Царского Села.

Долгожданная возможность служить на приходе осуществилась, но события Февральской революции стали втягивать Царское Село в свой водоворот. В эти тревожные месяцы звучало вдохновенное слово пастыря И анна, старавшегося умиротворить православных христиан и призывавшего всех к религиозному осмыслению, как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен.

Захват власти в Петрограде большевиками отозвался в Царском Селе. Стремясь вытеснить из него казачьи части генерала П.Н.Краснова, вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат двинулись к Царскому Селу. Прихожане и просто жители собрались в Екатерининском соборе, чтобы за богослужением обрести молитвенное успокоение. Священнослужители откликнулись на вопрошание паствы и приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.

Когда революционные красногвардейцы 31 октября вошли в Царское Село, которое казачьи части оставили, чтобы предотвратить уличные бои, то одной из первых жертв стал протоиерей Иоанн. Его отвели на окраину города - к Феодоровскому собору - и там убили за то, что священники будто бы молились за победу казаков.

Для русской церковной жизни большое значение имел тот глубокий духовный отклик, который вызвала в сердцах людей и священноначалия Русской Православной Церкви первая в XX в. мученическая кончина русского православного священника. Отпевание и погребение о. Иоанна состоялось в усыпальнице Екатерининского собора, а на девятый день была совершена архиерейская панихида в Казанском соборе по протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. 26 ноября, в престольный праздник Екатерининского собора, Божественную литургию в нем совершил будущий священномученик - митрополит Вениамин (память его 31 июля). Устами епархиального архиерея Русская Православная Церковь определяла гибель о. Иоанна как мученическую кончину.

Ровно через 5 месяцев, 31 марта 1918 г., когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской Духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении четырех архиереев и десяти архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX в. «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем - митрополитом Владимиром (память его 25 янв.) поминался первый убиенный протоиерей Иоанн - о. Иоанн (Кочуров), открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников Российских XX в..

О том, что с историей Нарвы связаны судьбы очень многих известных людей и ярких личностей, писалось и говорилось довольно много. Иногда случается так, что нам знакомы фамилии тех или иных людей, но об их жизненном пути ничего не известно или имеются лишь скудные сведения. Именно так случилось с человеком, о жизни которого пойдет рассказ в этой статье. Волею судеб или благодаря стечению обстоятельств, а также любознательности и образованности молодого священника о.Даниила Леписка стало известно имя этого человека. Иоанн Кочуров Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году был причислен к лику святых.

Об отце Иоанне в последнее время был написан ряд статей, где подробно изложена его жизнь и деятельность. Но, как оказалось, мало освещен период его пребывания в Нарве. В историческом архиве в городе Тарту удалось найти его личное дело, хранящееся в фонде Нарвской мужской гимназии. Благодаря этим документам можно немного приоткрыть завесу «нарвского» периода его жизни. Иоанн Кочуров родился 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-урки Данковского уезда Рязанской губернии, в настоящее время это Липецкая область. Его отец был сельским священником, а также законоучителем в местной школе.

Воспитание, полученное им дома благодаря его родителям – отцу Александру и матушке Анне, – наверное не оставило никаких сомнений в выборе будущей деятельности. Первоначальное духовное образование он получил в Данковском духовном училище, а затем в Рязанской духовной семинарии, которую закончил в 1891 году. В этом же году Иоанн Кочуров поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В архиве г.Тарту хранится копия аттестата выпускника Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Кочурова, закончившего ее в 1895 году с прекрасными оценками по всем предметам в звании действительного студента. 13 июня 1895 года он был утвержден в этом звании Высокопреосвященным Палладием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

Нет нужды подробно описывать жизнь и деятельность о. Иоанна во время его пребывания в Америке. Стоит сказать лишь о том, что уже в годы его учебы в академии он мечтал в дальнейшем заняться миссионерской деятельностью. Поэтому, когда его направили на службу в Америку, его желание исполнилось. Указом Святейшего Синода от 10 июля 1895 года Иван Александрович назначен настоятелем Чикаго-Триторского прихода Алеутской епархии. До своего отъезда на новое место службы Кочуров женился 26 июля 1895 года на Александре Васильевне Чернышевой, дочери священника. После свадьбы молодая семья Кочуровых отправилась в Северную Америку на место службы главы семейства. За десятилетнюю службу в Алеутской епархии священнику Кочурову была назначена пенсия 1125 рублей в год.

Нас будет интересовать «нарвский» период его жизни. Из прошения, которое написал протоиерей Иоанн Кочуров на имя директора Нарвской мужской гимназии А.И. Давиденкова, мы узнаём причину возвращения в Россию. «Прослужив по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии 12 лет миссионером в Северо-Американской епархии, я для образования своих детей счёл себя вынужденным вернуться на родину». Но немаловажным основанием для решения о возвращении в Россию оказались настоятельные просьбы его тестя о.Василия Чернышёва. Он был в довольно преклонном возрасте и тяжело болел. Клирик Большеохтинского прихода в Санкт-Петербурге мечтал передать свой приход в надежные руки, своему зятю о.Иоанну. Но этому не суждено было случиться, т.к. за неделю до отъезда из Америки семья Кочуровых узнала о смерти о.Василия Чернышёва.

По возвращении на родину обстоятельства так сложились, что для Иоанна Александровича в Петербурге не оказалось вакантной должности приходского священника.

В то время преподаванию Закона Божьего уделялось очень серьезное внимание. Поэтому к кандидатуре на должность законоучителя предъявлялись большие требования. Стоит отметить, что на место преподавателя Закона Божьего православного вероисповедания в Нарве было два кандидата. Один из них был отец Иоанн, а другой – кандидат богословия, преподаватель духовного училища Григорий Ломако. Алексей Иванович, директор гимназии, решил, что Кочуров более достойный кандидат на этот пост.

Вот как охарактеризовал его архиепископ Николай, член Государственного Совета: «О. протоиерей Кочуров известен мне с наилучшей стороны. Во время пребывания моего в Америке он служил украшением тамошнего духовенства. Чикагская паства его любила и ценила. Он собрал достаточно средств, чтобы устроить там церковь и приходской дом (церковь сохранилась до наших дней и является одной из самых красивых и старых православных церквей в Америке – прим. авт.). Предпринимал миссионерские поездки по разным штатам и всегда с большим успехом. Свидетельством его добросовестного отношения к своему делу служит и получение им наград: со дня получения им священства он удостоен уже сана протоиерея, кабинетного креста и ордена Св. Анны 3-й степени». Но награды имел не только отец Иоанн, а также и его супруга. 6 декабря 1898 года Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, Александре Васильевне была выражена благодарность, с призыванием Божия благословения ей и выдачей грамоты, за усердное служение на пользу Св. Православия в Америке.

Итак, приказом попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 1 сентября 1907 года бывший настоятель русской православной церкви в г. Чикаго протоиерей Иоанн Кочуров был назначен законоучителем в нарвские гимназии с 15 августа того же года. В мужской гимназии ему предоставлялось 16 уроков в неделю с 1 по 8 классы, а в женской – 10 уроков, с 4 по 8 классы. Так началась новая деятельность отца Иоанна на поприще духовного просвещения. Он был приписан к клиру Спасо-Преображенского собора.

К сожалению, у нас нет никаких документов или воспоминаний, в которых говорилось бы о его приезде в наш город, какие впечатления возникли у него по приезде в Нарву. По современным понятиям он прибыл в наш город с большим семейством. У них с Александрой Васильевной было четверо детей. За девять лет, которые они прожили в Нарве, их семья еще увеличилась. 21 октября 1909 года родилась дочь Анна, а 3 декабря 1911 года – сын Николай. Иоанн Александрович приступил к своим обязанностям с большой ответственностью. Вот как охарактеризовал отца Иоанна директор гимназии Алексей Иванович Давиденков, после нескольких лет его работы в гимназиях: «За все это время он отличался самым усердным и добросовестным исполнением своих законоучительских обязанностей. Обладал большими знаниями и отличался особенной преданностью к делу религиозного воспитания детей, он ведет свои занятия в гимназиях с полным успехом, оказывая благотворное влияние на душевные наклонности учащихся. Помимо духовных наставлений, даваемых им на уроках, он ведет религиозно-нравственные беседы и произносит глубоко прочувствованные проповеди ежедневно на утренней молитве и при особых торжественных случаях гимназической жизни. Не довольствуясь педагогической деятельностью, он совершает церковные службы, всенощные бдения в мужской гимназии, причем ученики исполняют обязанности чтецов и поет ученический хор, и церковные богослужения в местных церквах, где он при прекрасных голосовых средствах и как выдающийся проповедник, производит сильное впечатление на религиозную настроенность молящихся».

Как уже отмечалось выше, к преподаванию Закона Божьего относились очень серьезно. Курс этого предмета был достаточно сложным, и поэтому от законоучителя требовались большие знания в самых разнообразных областях наук. Программа, рассчитанная на все восемь классов обучения, охватывала Библейскую историю Ветхого и Нового Заветов, учение о богослужении Православной церкви, катихизис, а также общую церковную историю и историю Русской Православной Церкви. Насколько отец Иоанн был прекрасным преподавателем и какой большой вклад он сделал в воспитание подрастающего поколения, можно судить по воспоминаниям его учеников. Несмотря на то, что прошло почти шестьдесят лет, о нем помнили и рассказывали с большой теплотой и любовью. Из воспоминаний, написанных Лидией Галлер в 1976 году: «В царское время Закон Божий был обязательный предмет (особо для православных, для лютеран, для католиков; евреи, понятно, освобождались). Я была ученицей о.Иоанна... Это был высокообразованный человек, академик... Он умел очень интересно изложить свой предмет. Часто оживлял свой предмет какой-нибудь шуткой, смешной историей; другой раз попросту скомандует неожиданно – встаньте! Мы вскакиваем. Теперь сядьте! – Встаньте – сядьте несколько раз. Конечно, после этого смех и оживление. Преподавал он до конца 1916 года – половину учебного года, когда я была в восьмом классе, знакомил нас с философскими учениями». Но в нужный момент отец Иоанн мог проявить и строгость. В воспоминаниях другого его ученика, С.Рацевича, упоминается, что: «В 1915 году священник Кочуров оставил на второй год плохо занимающегося по этому предмету (имеется в виду Закон Божий – прим. авт.) моего товарища по классу – Лебедева». Но его роль как педагога не ограничивалась лишь преподаванием своего предмета на уроках, он вел внеклассные занятия. Целью этих встреч с ребятами вне гимназии являлась помощь в усвоении проходимого курса, а также религиозно-нравственное воспитание. Ученики с протоиереем Кочуровым посещали Владимирскую церковь-школу. Они наглядно знакомились с внешним и внутренним устройством храма, с церковными сосудами и священными облачениями, с принадлежностями престола и церковными книгами. Эти встречи, помимо просветительской цели в плане изучения Закона Божьего, возбудили у учеников повышенный интерес к изучению состава богослужения Православной Церкви. Для поддержания этого интереса Иоанн Кочуров ввел метод классного пения объяснённых и переведённых на русский язык церковных песнопений. Дело это пошло настолько успешно, что ученики третьего класса 15 декабря 1912 года в молитвенном зале мужской гимназии во время всенощного бдения исполнили все песнопения на три голоса под руководством законоучителя.

За время службы в Нарве он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и орденом Св. Владимира 4-й степени, а также медалью «В память 300-летия Дома Романовых».

Помимо преподавательской деятельности Иоанн Кочуров активно участвовал в общественной жизни города. В 1913 году в Нарве проходил первый русский певческий праздник. Участников этого мероприятия от лица русского духовенства приветствовал отец Иоанн.

Во время войны, в августе 1914 года главное управление Российского Общества Красного Креста и Министерство народного просвещения просили правительство разрешить открыть кружки для сбора пожертвований на Красный Крест при учебных заведениях. Такой кружок был открыт и при мужской гимназии в сентябре 1914 года. Они изготавливали для действующей армии солдатские сумки, собирали теплые вещи и др. В этом кружке работали не только ученики, но и их родители. За время его деятельности с 10 сентября 1914 года по 10 октября 1917 года было изготовлено и отправлено 4980 таких сумок. Деньги на изготовление сумок складывались из взносов и пожертвований членов кружка, добровольных взносов учеников, сборов с киносеансов, с литературно-музыкальных вечеров и лотерей, которые устраивались членами кружка. Отец Иоанн сам лично провел ряд бесед на военную тему в храмах города и курорта Силламяэ, собрав при этом значительные средства. В 1915 году он опубликовал книгу «Как отразилась война на жизни Нарвской мужской гимназии в 1914/1915 году», в которой очень подробно рассказывалось о деятельности кружка. Работой этого кружка руководил отец Иоанн Кочуров, который и составил отчет о работе. Помимо этого, ученики старших классов в качестве санитаров встречали раненых солдат, прибывших в Нарву, помогали размещать их по госпиталям. По предложению попечителя Петроградского учебного округа, летом 1915 года гимназия организовала занятия и религиозно-нравственные и общеобразовательные чтения в лазаретах для раненых. Очевидно, в этих мероприятиях принимал активное участие и отец Иоанн. Свидетельством тому служит фотография, которая сохранилась до наших дней и находится в собрании Нарвского музея. Иоанн Кочуров сидит с ранеными в нарвском лазарете. Фотография сделана в 1915 году.

30 марта 1913 года государем Николаем II была учреждена Строительная комиссия, контролируемая работы по перестройке здания мужской гимназии. Одним из членов этой комиссии являлся протоиерей Кочуров.

Отец Иоанн также являлся членом Нарвского отделения Санкт-Петербургского епархиального братства, где с большим усердием работал на пользу народного просвещения. Как сообщалось в газете «Нарвский листок» за 1916 год, когда чествовали протоиерея Кочурова в связи с его отъездом на новое место службы: «Те, кому приходилось бывать на собраниях Братства и его Совета, хорошо знают, с каким увлечением о. Кочуров говорил о необходимости поддерживать многолюдную в нашем городе Владимирскую школу, которая содержалась исключительно на местные средства. Ни одного общего собрания не обходилось без горячего слова священника, сумевшего даже самых скупых и чёрствых людей призвать к пожертвованиям. В свое время протоиерей Кочуров предложил целый ряд лекций в пользу Братства, а его беседы в Братском храме всегда привлекали массу слушателей». За его работу в Братстве ему преподнесли в подарок ценную икону, в знак глубокой благодарности и уважения.

Будучи приписанным к Нарвскому Преображенскому собору, но не являясь штатным священником этого храма, отец Иоанн был лишен возможности проводить службы и иметь свой приход. И эти обстоятельства его, очевидно, тяготили. Лишь в ноябре, а именно 16 числа, Указом управляющего Петроградским учебным округом, протоиерей о. Иоанн Кочуров был уволен от занимаемой должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переводом по епархиальной службе в Царское Село. Он был, наконец, назначен вторым штатным священником в Екатерининский собор Царского Села.

Для нашего города, безусловно, это была большая потеря. Да и дети отца Иоанна сожалели о переезде в Царское Село. Как писал он в письме директору Давиденкову: «Вася и Гриша находят, что Нарвская гимназия во всех отношениях лучше Царскосельской». Думаю, что необходимо упомянуть о том, что в 1915 году старший сын Кочурова Владимир окончил Нарвскую мужскую гимназию с золотой медалью, единственный в этом выпуске.

30 октября 1917 года настоятель Екатерининского собора Н.Смирнов, священники о. Иоанн и о. Стефан Фокко организовали в Царском Селе крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны. 31 октября 1917 года в Царское Село вступили большевистские войска. Отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили. По просьбе прихожан о.Иоанна погребли в усыпальнице собора. 31 марта 1918 года в храме Московской Духовной Семинарии святейшим патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви ХХ века «заупокойная Литургия по новым священномученикам и мученикам». 4 декабря 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров причислен к лику священномучеников для общего церковного почитания, как первый священнослужитель Русской Православной Церкви, принявший в ХХ веке мученический венец от власти большевиков. 13 ноября – день памяти священномученика Иоанна Кочурова.

Для светских людей жизнь и деятельность этого человека может служить хорошим примером в отношении к своему делу, людям. Каждому из нас приходится делать свой выбор в тех или иных вопросах. А как сделать так, чтобы не «уронить» свой человеческий облик, быть достойным? Наверное, ответом на эти вопросы и послужит жизнь этого человека.

В годы советской власти Екатерининский собор был взорван (1938 г.) и на этом месте в дальнейшем был установлен памятник В.И.Ленину. Не могу промолчать о том, что до сих пор этот памятник находится на Соборной площади в Царском Селе, где покоятся мощи о.Иоанна. И наш долг перед памятью священномученика оказать посильную помощь в переносе его.

Тропарь священномученику Иоанну (Кочурову), глас 1

Любовию к Богу распаляемь жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, сего ради венец правды от Него приял еси, моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь святую сохранити в мире и спасти души наша.

Кондак священномученику Иоанну (Кочурову), глас 8

Ревностно пастырское служение свое исполняй, ты яко жертву благоприятную душу свою Богу принесл еси, моли Христа Бога, отче Иоанне, мир миру даровати и душам нашим велию милость.

Церковный календарь. 13 ноября (31 октября ст. стиль).

В этот воскресный день Православная Церковь празднует память: апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. III века Епимаха Нового. Прп. Мавры Константинопольской, диаконисы V века. Прпп. подвижников XII века: Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Сщмчч. ХХ века: Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского; пресвитеров Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова; прмчч. Леонида (Молчанова), Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), Иннокентия (Мазурина); мч. Иакова Блатова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы говорим о первом священномученике, пострадавшем от большевиков, святом покровителе Царского Села, а ныне города, известного как Пушкин и входящего в состав Санкт-Петербурга.

Будущий священномученик Иоанн Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 года в Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Закончив Рязанскую духовную семинарию, он в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании Академии Иоанн Кочуров в соответствии со своим давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

В Америке он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. К чикагскому приходу была приписана церковь Трех Святителей и приход города Стритора. Первое время своего пребывания в Соединенных Штатах отец Иоанн жил в Нью-Йорке, здесь он осваивал английский язык и входил в соприкосновение с непривычной жизнью протестантской Америки.

Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков. При обоих храмах работали детские церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго Свято-Никольское и Трех-Святительское братства, целью которых была социальная и материальная взаимопомощь среди прихожан. Для этой же цели было организовано Православное общество взаимопомощи, председателем которого тогда еще епископ Алеутский и Аляскинский Тихон (Белавин) назначил отца Иоанна Кочурова.

Батюшка решил строить в Чикаго собор. Это было поистине рискованное решение: в чужой, далекой стране, с бедным и малочисленным приходом решиться на такое ответственное и дорогостоящее предприятие. Возведение нового храма благословил святитель Тихон, будущий российский патриарх. В 1900 году отец Иоанн взял единственный за многолетний срок служения в Америке отпуск и отправился в Россию, где за четыре месяца собрал деньги на постройку собора. Вернувшись в Чикаго, отец Иоанн начал руководить строительством, а уже в 1903 году возведение храма в честь Пресвятой Троицы в городе Чикаго было завершено. Освящение собора совершал святитель Тихон (Белавин).

В 1906 году отец Иоанн Кочуров был возведен в сан протоиерея и назначен на должность благочинного Нью-Йоркского округа. Он стал одним из наиболее активных участников первого собора Северо-Американской Православной Церкви, проходившего в городе Майфилде.

Вскоре отец Иоанн по своему прошению получил увольнение от службы в Алеутской и Северо-Американской епархии и в июле 1907 года вернулся в Россию. Причиной для этого стали настоятельные просьбы его тяжело больного тестя, священнослужителя Санкт-Петербургской епархии, а также желание отца Иоанна дать своим детям образование в России.

В июле 1907 года, покидая дорогой его сердцу чикагский приход, в котором он был настоятелем и с которым были связаны двенадцать лет его миссионерско-пастырского служения, протоиерей Иоанн отправился в неизвестность, ожидавшую его на родине. Прибыв в Санкт-Петербургскую епархию, он был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы в качестве сверхштатного священника. Он служил здесь до 1916 года, основную часть времени уделяя преподаванию в мужской и женской гимназиях.

В конце 1916 года протоиерей Иоанн Кочуров был переведен на должность второго священника Екатерининского собора в Царском Селе. Этот собор был крупнейшим приходским храмом города среди преобладавших в нем церквей дворцового и военного ведомств. Отец Иоанн приехал в Царское Село с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе). Его проповеди собирали в Екатерининском соборе множество молящихся со всех концов Царского Села.

Через три месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор произошла Февральская революция. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части под командованием генерала Краснова, к городу из Петрограда двинулись отряды матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевики начали артиллерийский обстрел.

Поднялась паника, многие горожане устремились в православные храмы. В Екатерининском соборе был совершен особый молебен о прекращении междоусобной братоубийственной брани. После молебна состоялся крестный ход, на котором отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний. Вечером того же дня казачьи части покинули Царское Село, желая предотвратить возможность кровопролития среди населения. И утром 31 октября, не встретив какого-либо сопротивления, в Царское Село вступили большевистские отряды.

Священники Екатерининского собора были арестованы. Отец Иоанн, в отличие от многих, не мог воспринимать это спокойно, он протестовал и пытался разъяснить дело. Вместо объяснений он получил несколько ударов по лицу, а затем толпа солдат с гиканьем и улюлюканьем поволокла его по шпалам к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына-гимназиста. Смерть мученика не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу его «прикончить». Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Вечером того же дня тело убитого пастыря было доставлено в часовню дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский собор, где было совершено отпевание. Отец Иоанн Кочуров стал первым священномучеником, пострадавшим от большевиков. По просьбе прихожан исповедника Христова погребли в усыпальнице под Екатерининским собором.

Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

КОЧУРОВ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧ (13 июля 1871, село Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губ. — 31 октября 1917, Царское Село Петроградской губ.) — протоиерей, священномученик, первомученик духовенства Православной Российской Церкви.

Родился в благочестивой и многодетной семье потомственного священника Александра Васильевича Кочурова — клирика сельской Богоявленской церкви, и его матушки Анны Николаевны (урожд. Перехвальской), дочери священника. По отзыву протоиерея Георгия Митрофанова и других составителей жизнеописания священномученика, Иоанн среди сыновей о. Александра был наиболее духовно чутким, глубоко воспринявшим, благодаря примеру отца, образ смиренного и вдохновенного пастыря. Окончил Данковское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию (1891). Учеба будущего пастыря в их стенах сопровождалась «не только выдающимися успехами в изучении богословских и общеобразовательных дисциплин, но и замечательными примерами церковного благочестия», примечательными для небезупречной в нравственном отношении повседневной жизни русских провинциальных духовных школ конца XIX в. В учебных стенах снискал известность как незаурядный оратор и проповедник. 10 июня 1895 со званием действительного студента окончил Санкт-Петербургскую духовную академию — одно из лучших богословских учебных заведений Российской империи. При получении образования в столице Иоанн Александрович связывал свое будущее служение с приходской и миссионерской деятельностью. По окончании академии направлен в США, в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Первое время жил в Нью-Йорке.

10 июля 1895 указом Святейшего Синода назначен настоятелем Чикаго-Триторского прихода Алеутской епархии. 27 августа епископом Алеутским и Аляскинским преосвященным Николаем (Зиоровым) рукоположен в сан священника. Настоятель церкви св. Владимира в Чикаго и приписанной к приходу церкви Трех Святителей в Стриторе. Как свидетельствует жизнеописание священномученика, «оказавшись на малочисленном и многонациональном по составу своих прихожан чикагско-сгриторском приходе, отец Иоанн окормлял представителей малоимущих слоев эмигрантов православного вероисповедания и не имел возможности при осуществлении своей деятельности опираться на прочную приходскую общину, которая располагала бы сколько-нибудь значительными материальными средствами». В основном прихожанами о. Иоанна были представители маленькой местной русской диаспоры, выходцы из галицких и угорских славян, арабы, болгары, аравитяне, в абсолютном большинстве — рабочие. В первые три года приходского служения, благодаря миссионерским усилиям о. Иоанна, в православие перешли 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагско-стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При храмах работали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников. Курс обучения предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия во время каникул. Организатор Свято-Никольского (Чикаго) и Трех-Святительского (Стритор) братств, занимавшихся социальной поддержкой нуждающихся прихожан и благотворительностью.

Кроме приходских обязанностей, исполнял другие послушания. С 1 апреля 1897 состоял членом (с 1904 — председателем) епархиального цензурного комитета «для сочинений на русском, малорусском и английском языках». 22 мая 1899 епископом Алеутским и Аляскинским Тихоном (Беллавиным) назначен председателем правления общества взаимопомощи. Неоднократно отмечен и награжден священноначалием за свои ревностные пастырские труды и усилия. С 15 января по 15 мая 1900 находился в отпуске в России. Во время пребывания на родине энергично собирал средства для строительства нового храмового здания Пресвятой Троицы в Чикаго. $4 тыс. строительному комитету пожертвовал император Николай II. Новый храм (архитектор Л. Г. Салливан) был заложен 31 марта 1902 в присутствии будущего святителя и Патриарха всея России Тихона (Беллавина). Общие расходы по строительству составили весьма значительную по тем временам сумму в $50 тыс. Первое богослужение в Свято-Троицкой церкви (с 1923 — собор) состоялось 25 марта 1903, а в августе епископ Тихон совершил ее освящение.

20 июля 1905 на съезде духовенства Алеутской и Североамериканской епархии в Ольдфордже в церкви св. Архистратига Божия Михаила произошло чествование о. Иоанна в связи с десятилетним юбилеем его пастырского служения в США. В поднесенном приветственном адресе в связи с награждением золотым наперсным крестом говорилось: «Прямо со школьной академической скамьи, покинув родину, пришли Вы в этот чужой край, чтобы всю свою, тогда еще юношескую энергию, все силы посвятить святому делу, к которому влекло Вас призвание. Тяжелое наследие досталось здесь в удел Вам. Запущенное церковное хозяйство, сырой полуразвалившийся дом, в котором ютилась тогда чикагская церковь, неопределенный по составу и числу членов приход, раскиданный по разным уголкам огромного города с иноверным населением и раздираемый хищниками, — все это могло бы наполнить смущением душу молодого работника, но Вы мужественно приняли на себя задачу извлечь из груды мусора драгоценную искру, снять плесень, поедавшую приходский материал, вдохнуть священный огонь в небольшую дружину пасомых! Вы забывали себя, забывали лишения, болезни, скудную обстановку дома, где ветхие стены, полы и трещины открывали доступ внешним стихиям и губительному влиянию на здоровье Ваше и Вашей семьи — Ваши малютки хворали, жена болела, и жестокий ревматизм как будто хотел умертвить Ваше дерзновение, сократить Вашу энергию. Мы приветствуем Вас, памятуя и о других добрых деяниях Ваших, совершение коих как доброчестная лавровая ветвь неотъемлемо вплетается в тот же похвальный венец Вашего десятилетнего священного служения: разумеем безвозмездное служение Ваше в звании Председателя — дорогому Православному Обществу Взаимопомощи, в звании цензора — просветительному миссионерскому издательскому делу, и расширению нашей Миссии — организовыванием приходов в Мадисоне и Гарегоне. В восполнение же слова нашего, упомянем и еще об одном обстоятельстве, усугубляющем доблесть Вашей работы и величие результатов ее. Отдаленность прихода Вашего в Чикаго отрывала Вас от личного общения с другими Вашими собратьями в Америке, лишала Вас возможности иногда по целым годам видеться с сослуживцами-пастырями. Вы были лишены того, чем для большей части из нас скрашивается здесь прохождение нашего миссионерского служения. Как трогательно, но и в какой степени выразительно засвидетельствовалось это одиночество Ваше тем, что даже собственных детей Вам приходилось крестить самому, по неимению вблизи священнослужителей. Сей подносимый нами святой крест да служит Вам знаком братской любви нашей, а изображенное на нем распятие нашего Господа да мирит Вас с горестями, страданиями, столь частыми в жизни миссионера-пастыря, и ободряет Вас на большие и большие труды во славу Подвигоположника и Пастыреначальника нашего Иисуса Христа». 6 мая 1906 указом Святейшего Синода возведен в сан протоиерея. В мае 1906 назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов. Участник I церковного собора в Майфилде (февраль 1907). Вместе с тем о. Иоанн стремился вернуться из США на родину, чтобы дать детям образование в русских учебных заведениях, а также под влиянием просьб тяжелобольного тестя, о. Василия Чернышёва — клирика Санкт-Петербургской епархии, мечтавшего передать свой приход такому достойному священнику как зять. 20 мая 1907 согласно поданному прошению уволен от службы в Алеутской и Североамериканской епархии. Перед отъездом из США семья о. Иоанна получила известие о скоропостижной кончине о. Василия.


В июле 1907 Кочуровы покинули Чикаго и вернулись в Россию. В августе указом Санкт-Петербургской Духовной консистории приписан к клиру Преображенского собора Нарвы. С 15 августа — и. о. законоучителя нарвских мужской и женской гимназий. 20 октября приказом Главноуправляющего Санкт-Петербургским учебным округом утвержден на действительную службу законоучителем в мужскую гимназию и по найму в женскую гимназию Нарвы. 16 часов в неделю преподавал в мужской гимназии (директор А. И. Давиденков) и 10 часов — в женской. Талантливый педагог и проповедник. А. И. Давиденков оставил следующий отзыв о законоучителе: «За все это время он отличался самым усердным и добросовестным исполнением своих законоучительских обязанностей. Обладал большими знаниями и отличался особенной преданностью к делу религиозного воспитания детей, он ведет свои занятия в гимназиях с полным успехом, оказывая благотворное влияние на душевные наклонности учащихся. Помимо духовных наставлений, даваемых им на уроках, он ведет религиозно-нравственные беседы и произносит глубоко прочувствованные проповеди ежедневно на утренней молитве и при особых торжественных случаях гимназической жизни. Не довольствуясь педагогической деятельностью, он совершает церковные службы, всенощные бдения в мужской гимназии, причем ученики исполняют обязанности чтецов и поет ученический хор, и церковные богослужения в местных церквах, где он при прекрасных голосовых средствах и как выдающийся проповедник, производит сильное впечатление на религиозную настроенность молящихся». Ученики о. Иоанна отмечали его академизм, высокой уровень образования, принципиальность в оценке знаний.

С 1909 летом служил в храме Казанской иконы Божией Матери в дачном поселке Силламяэ, состоял членом Попечительского совета Казанского храма. 6 августа 1913 в протоколе заседаний совета была сделана следующая запись: «По предложению председателя единогласно постановлено выразить о. Иоанну Кочурову искреннюю благодарность и сердечную признательность за усердное и благоговейное служение текущим летом, а так же за его проповеди, полные глубокого религиозного чувства и благоговения. Единогласно постановили просить преосвященного Иоанна, архиепископа Рижского и Минтавского, об утверждении о. Иоанна Кочурова заведующим делами Силламяэской церкви на предстоящее трехлетие. По предложению членов совета единогласно постановлено составить ходатайство к преосвященнейшему Иоанну о представлении протоиерея Иоанна Кочурова за его усердное и безмездное служение, а также за энергичную деятельность по благоустройству церкви (переделка церковного дома, ремонт церкви, сооружение церковных ворот и т. д.) к очередной награде». С 1914 — заведующий церковью в Силламяэ. Летом 1915 выступил с инициативой организации дамского кружка для работ в пользу русских воинов. Члены кружка занимались покупкой материалов для белья, марли, бинтов, чинили и шили форму. В Силламяэ среди курортников и отдыхающих о. Иоанн проводил беседы на патриотические темы, собирал пожертвования в пользу армии. В Нарве руководил работой кружка помощи воинам при мужской гимназии, устраивал религиозно-нравственные и общеобразовательные чтения в лазаретах для раненых.

16 ноября 1916 указом Главноуправляющего Санкт-Петербургским учебным округом уволен от должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переездом в Царское Село Петроградской губ. Многие ученики, сотрудники и пасомые о. Иоанна с печалью восприняли его отъезд из Нарвы. Назначен приходским священником на вторую вакансию в Екатерининском соборе Царского Села. Большая семья о. Иоанна проживала близ собора по адресу: Оранжерейная ул., 29. По сообщению составителей жизнеописания священномученика, «отец Иоанн получил, наконец, желанную возможность во всей полноте окунуться в жизнь приходского пастыря на одном из замечательнейших приходов Санкт-Петербургской епархии». Паства приняла о. Иоанна тепло и с большим уважением, он «с первых месяцев своего приходского служения зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый и эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села». На протяжении всех тревожных месяцев, наступивших после Февральской революции 1917, в Екатерининском соборе звучали вдохновенные слова о. Иоанна, «стремившегося внести в души царскосельских православных христиан чувство умиротворенности и призывавшего их к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен». Осенью бытовое положение в Царском Селе неуклонно ухудшалось. Иоанн Александрович писал своей дочери Ане, находившейся после летних каникул в одной из деревень: «Пусть... ты ухитрилась бы благополучно добраться до Царского, ты думаешь, тебе тут было бы лучше? Нет, дочка. Если бы тут было хорошо, мы сами не оставили бы тебя и Колю в Сушигрицах. Вы с Колей счастливые, каждый день пьете молочко, кушаете сколько хотите хлеба и каши, а мы, милая, молоко получаем изредка по столовой ложке на человека, хлебца дают только 1/2 фунта на день, а каши совсем не дают. Видишь, какая наша жизнь несладкая, а тут еще, того и гляди, немцы прилетят и бомбами в нас с аэропланов начнут бросать!.. Видишь, милая, как у нас плохо». После Октябрьского переворота 25—26 октября 1917 Царское Село оказалось в центре противостояния между большевиками и защитниками российской гражданской власти.

28 октября шесть донских казачьих сотен (около 500 чинов, 8 пулеметов, 16 орудий), которыми командовал командир III конного корпуса генерал-майора П. Н. Краснов, после небольшой перестрелки заняли Царское Село. Многократно превосходившие казаков силы противника (16-20 тыс. человек), в первую очередь распропагандированные большевиками солдаты царскосельского гарнизона, не оказали особого сопротивления и сложили оружие. Однако утром 30 октября вооруженные формирования ленинского Совнаркома — солдаты, матросы, красногвардейцы — при поддержке артиллерии начали наступление и обстрел Царского Села. В Екатерининский собор устремились многие верующие в надежде в молитве найти спасение от гражданской войны. Настоятель собора протоиерей Николай Смирнов вместе с Иоанном Кочуровым и священником Стефаном Фокко совершил молебен о прекращении междоусобной брани. Затем клирики приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением нарочитых молений о прекращении братоубийственной вражды. Корреспондент одной из петроградских газет сообщал: «Крестный ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом и вопреки всех ожиданий он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире. Два священника на пути крестного хода произнесли горячие проповеди, призывая народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний. Мне удалось с достаточной положительностью установить, что проповеди священников были лишены какого-либо политического оттенка. Крестный ход затянулся. Сумерки сменились вечером. В руках молящихся зажглись восковые свечи. Пел весь народ. Как раз в эти минуты из города отходили казаки. Священников предупреждали об этом — Не пора ли прекратить моления?! — Мы исполним свой долг до конца, — заявили они. — И ушли от нас и идут к нам братья наши! Что они сделают нам?» К исходу дня 30 октября малочисленные казачьи сотни под давлением превосходящих сил полностью покинули город.

Утром 31 октября большевики заняли Царское Село. Красногвардейские патрули начали обходы частных квартир. Искали офицеров и «контрреволюционеров». Среди арестованных оказался о. Иоанн, которому инкриминировали организацию крестного хода с молебном о даровании победы казакам генерала Краснова. Петроградский корреспондент так описывал убийство священника: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной — его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". По словам одного из очевидцев, смертельно раненый о. Иоанн «долго хрипел и грыз мерзлую землю». По другой версии, «судебно-медицинский осмотр тела установил смерть мгновенную — было выпущено до 6 пуль, из них две были, по-видимому, разрывные». Тело священника доставили в часовню Дворцового госпиталя. Посетивший госпиталь председатель местной Думы вместе с одним из гласных, как сообщала газета «Дело народа», «видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было». Петроградская Дума создала комиссию по расследованию убийства о. Иоанна, но вскоре большевики упразднили Думу, и комиссия прекратила существование. 4 ноября погребен в усыпальнице собора. 8 ноября в Петрограде в Казанском соборе по убиенному о. Иоанну Кочурову совершена панихида.

Петроградский епархиальный совет объявил о сборе средств в пользу семьи убиенного. Новоизбранный Патриарх всея России Тихон (Беллавин) направил вдове священномученика проникновенное письмо: «С великой скорбью Священный Собор Православной Российской Церкви, а с ним и мерность наша приняли известие о мученической кончине отца протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга. Соединяя молитвы наши с молитвами Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе ваше и делаем это с тем большей любовью, что мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова. Проникнутый горячим участием к осиротевшей семье вашей, Священный Собор постановил предложить Святейшему Синоду оказать ей необходимое воспособление. Да поможет Господь мужественно перенести ниспосланное Вам, в путях Божиего Промышления, и да сохранит Он Вас и Ваших детей в невредимости среди бурь и напастей настоящего времени. Призываем на Вас и Вашу семью благословение Божие». К 31 марта 1918 количество убитых большевиками священнослужителей, о чьей гибели стало известно Синоду, достигло 15 человек. В храме Московской духовной семинарии Патриархом Тихоном в сослужении четырех архиереев и десяти архимандритов была совершена первая заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам. Вслед за убиенным священномучеником митрополитом Киевским и Галицким Владимиром (Богоявленским) поминался первый убиенный протоиерей Иоанн Кочуров.

В 1938 году по постановлению президиума Леноблисполкома Екатерининский собор был закрыт, а утром 10 июня 1939 взорван. В 1960 на месте собора и погребения Иоанна Кочурова открыт памятник В. И. Ленину. 4 декабря 1994 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата канонизировал о. Иоанна Кочурова В ночь с 5 на 6 апреля 2004 года неизвестные жители при помощи автомобильной лебедки сбросили памятник Ленину, разбившийся при ударе о землю. В июне 2006 года экспедиция Института истории материальной культуры РАН начала археологические изыскания на месте фундамента. При раскопках состоялось обретений мощей священномученика о. Иоанна Кочурова, о чем было официально объявлено в день его памяти 31 октября (13 ноября) 2008 года. По сообщению благочинного Царскосельского округа настоятеля Вознесенского (Софийского) собора в Пушкине протоиерея Геннадия Зверева, «при взрыве собора [в 1939] череп святого Иоанна был раздроблен на несколько частей. Сейчас мощи находятся в алтаре Софийского собора». В 2013 мощи перенесены в Екатерининский собор и помещены в специальную раку. Память священномученика Иоанна Кочурова совершается 31 октября (13 ноября н. ст.) года. В Нарве (Эстонская республика) в Ваналиннаской школе открыта и освящена мемориальная доска в память о протоиерее Иоанне Кочурове, законоучителе Нарвской мужской гимназии. Местными православными верующими почитается как небесный покровитель Нарвы.

Родственники: матушка (в браке с 26 июля 1895) Александра Васильевна (урожд. Чернышёва) — дочь священника, клирика Большеохтинского прихода в Санкт-Петербурге; дети: Владимир — выпускник Нарвской мужской гимназии с золотой медалью (1915), в 1916 — на военной службе, Василий, Григорий, Анна (21 окт. 1909, Нарва — ?), Николай (3 дек. 1911 — ?).

Награды — набедренник (1896), фиолетовая скуфья, камилавка (1901); золотой наперсный крест к 10-летию священнического служения (20 июля 1905); ордена: св. Анны III ст. (6 мая 1903) — за труды по возведению Свято-Троицкой церкви в Чикаго, св. Анны II ст. (6 мая 1912) — за труды на ниве духовного просвещения, св. Владимира IV ст. (1916) — за труды на ниве духовного просвещения; медаль «В память 300-летия Дома Романовых» (1913).

Тропарь свщмч. Иоанну Кочурову:

Любовию к Богу распаляемь жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, сего ради венец правды от Него приял еси, моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь святую сохранити в мире и спасти души наша.

Кондак свщмч. Иоанну Кочурову: Ревностно пастырское служение свое исполняй, ты яко жертву благоприятную душу свою Богу принесл еси, моли Христа Бога, отче Иоанне, мир миру даровати и душам нашим велию милость.


Литература.

Были верны до смерти... Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских / Историко-архивный отдел Рязанской епархии / Гл. ред. митр. Симон (Новиков). Т. I. Рязань, 2002;

Вальме Е. Нарвский период жизни священномученика Иоанна Кочурова // Екатерининский собор (СПб.). Альманах. 2010. Вып. 4;

Жития новомучеников: протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917) и протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937). СПб., 1995; Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900-1927. СПб., 2002;

Френкин М. С. Захват власти большевиками в России и роль тыловых гарнизонов армии. Подготовка и проведение Октябрьского мятежа 1917-1918 гг. Иерусалим, 1982.

(по материалам энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга»)

В Cоборах новомучеников и исповедников Российских ; Воронежских , Липецких , Рязанских , Санкт-Петербургских и Эстонских святых

По окончании академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию . Первое время проживал в Нью-Йорке . 27 августа года был рукоположен во священника епископом Алеутским Николаем .

Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытием епископом Николаем православного прихода в Чикаго . Уже в первые три года служения к малочисленному приходу отцом Иоанном были присоединены 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан возросло до 215 человек. Функционировали церковные школы. Отец Иоанн организовал в Чикаго и близлежащем г. Стриторе Свято-Никольское и Трехсвятительское братства, входившие в состав "Православного Общества Взаимопомощи". Отец Иоанн нес послушание, входя в состав Цезурного комитета для сочинений на русском, малорусском и английском языках при епархии, являлся председателем "Общества Взаимопомощи".

Уже в первые годы пастырского служения труды отца Иоанна были отмечены священническими наградами: в мае г. за пожертвование 600 долларов на иконостас храма Владимирской церкви в Чикаго, сделанное им вместе с его другом настоятелем Нью-Йоркской церкви Александром Хотовицким , о. Иоанн был награжден набедренником , 30 марта его служение было отмечено фиолетовой скуфьей , 6 мая г. он был удостоен права ношения камилавки .

В письме одного из четырех арестованных священников, прот.Николая Смирнова, настоятеля царскосельского Екатерининского собора, опубликованном во "Всероссийском Церковно-Общественном Вестнике" N 139, 1917г., приведены следующие сведения: "Судебно-медицинский осмотр тела установил смерть мгновенную - было выпущено до 6 пуль, из них две были, по-видимому, разрывные...".

Тело пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, откуда перенесено в Екатерининский собор , где в субботу 4 ноября 1917 г. было отпето и доставлено в усыпальницу ввиду того, что горожане ходатайствовали о погребении усопшего здесь же, под собором.

8-го ноября по убиенному отцу Иоанну в Казанском соборе Санкт-Петербурга была отслужена панихида. Епархиальный совет Петроградской епархии принял обращение, в котором призвал к воспомоществованию семье о. Иоанна.

Ровно через 5 месяцев после кончины о.Иоанна, 31 марта г., когда количество известных Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов была совершена первая в истории Русской Церкви "заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам" вслед за убиенным священномучеником митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн Кочуров.

Награды

  • орден Российской империи св. Анны 3-й степени (по представлению святителя Тихона (Беллавина) , за труды по возведению Чикагского храма)
  • золотой наперсный крест (к десятилетию священнического служения, 20 июля 1905)

Молитвы

Тропарь, глас 1

Любовию к Богу распаляемь жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, сего ради венец правды от Него приял еси, моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь святую сохранити в мире и спасти души наша.

Кондак, глас 8

Ревностно пастырское служение свое исполняй, ты яко жертву благоприятную душу свою Богу принесл еси, моли Христа Бога, отче Иоанне, мир миру даровати и душам нашим велию милость.

Использованные материалы

  • Страница сайта "Вода живая", 22.11.2008.