Как избирались патриархи в досинодальный период Русской Православной Церкви. Поставление Патриарха на Руси

Подробное решение параграф 7 по истории рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2016

Задание 1. Используя текст учебника и дополнительные материалы, выделите и запишите общие черты и различия в деятельности Филарета и Никона.

Задание 2. Отметьте неверный вопрос.

Главными Причинами церковной реформы патриарха Никона были:

В) усиление разногласий между церковной и светской властью.

Задание 3. Используя дополнительные материалы, запишите основные направления церковной реформы патриарха Никона.

Основным направлением церковной реформы и ее целью было сближение русской православной церкви с греческой. Это было вызвано необходимостью централизации страны в связи с присоединением новых земель и увеличение размеров. В связи с эти были исправлены церковные книги и иконы по греческим образцам, принято крещение тремя пальцами, восьмиконечный крест заменен четырехконечным, изменено направление крестного хода, внесены изменения в службу и иконопись.

Задание 4. Используя текст учебника и дополнительные материалы, запишите основные решения церковного собора 1666-1667 гг., их значение.

1. Подтверждение соответствия греческих книг и обрядов православию, что подтверждало законность церковной реформы и способствовало сближению русской церкви с греческой;

2. Призыв к лидерам старообрядцев покаяться, что в конечном в итоге привело в расколу русской церкви;

3. Осуждение патриарха Никона, выступавшего против вмешательства царя в дела церкви, лишение его патриаршего сана и утверждение главенства царской власти над церковью, что ставило ее в зависимое положение;

4. Избрание нового патриарха.

Задание 5. Найдите в дополнительной литературе и в Интернете материалы и составьте рассказы о патриархах Гермогене, Филарете, Никоне. В чём вы видите общие черты, а чём различия в их биографиях, особенностях характера, личной судьбе?

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Ранняя жизнь Гермогена неизвестна, равно как его происхождение и место рождения. Историческая деятельность его началась в 1589 г. при утверждении в России патриаршества, когда он был поставлен казанским митрополитом. Находясь в этом сане, Гермоген заявил о себе исключительной ревностью к православию. В казанской земле были крещеные инородцы, только по имени считавшиеся христианами; они чуждались русских, водились со своими единоплеменниками татарами, чувашами, черемисами, жили по-язычески, не крестили младенцев и не отпевали мертвецов, а при заключении браков справляли свадебные обряды по своим обычаям.

Свою репутацию неуступчивого ревнителя веры Гермоген вполне подтвердил в годы Смуты. С восшествием в 1605 г. на престол "царя Дмитрия Ивановича" (Лжедмитрия I) в столице был устроен сенат, где надлежало заседать и знатному духовенству. Гермоген был членом этого сената. Строгий противник всякого общения с иноверцами, Гермоген не мог долго оставаться в хороших отношениях с новым царем, заводившим при московском дворе не виданные прежде европейские обычаи. Поводом к разрыву между ними послужил вопрос о браке Лжедмитрия с польской дворянкой Мариной Мнишек, с которой тот связал себя обещанием еще в Польше. Чтобы избавиться от несговорчивого митрополита, Дмитрий велел удалить его в свою епархию и там заключить в монастырь.

Но эта твердость вскоре была поставлена Гермогену в заслугу: в июне 1606 г. святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению.

Был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову). Скрепя сердце, согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью.

Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. 17 (27) февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода.

ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ

Патриарх Филарет, в миру боярин Федор Никитич Романов, был сыном известного в XVI веке боярина Никиты Романовича и племянником царицы Анастасии, первой и любимой жены Ивана Грозного.

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын – Михаил Фёдорович – впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнём» в молитве на освящение воды в требнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

К концу жизни Филарета Московское государство окрепло уже настолько, что ни внешние опасности, ни внутренние язвы не могли расшатать воздвигнутого из развалин политического здания. Огромная заслуга в этом важном созидательном деле принадлежала патриарху. Умер Филарет в октябре 1633 г.

ПАТРИАРХ НИКОН

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг вмосковском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году, вступив в конфликт с монахом монастыря, Никон бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время возведения Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.

Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе.

Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никон добивается у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин – доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654-1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов. 12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви.

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпеванииНикона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха.

Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

Общие черты в биографиях патриархов Гермогена, Филарета и Никона в том, что все они были сторонниками сильной власти и сотрудничества церковной и светской власти. У всех их была схожая судьба, наполненная взлетами и падениями, каждый из них находился в заключении или ссылке.

Все три патриарха оказывали значительное влияние на политическую жизнь страны: Гермоген при Лжедмитриях и Василии Шуйском, Филарет при Михаиле Фёдоровиче, Никон при Алексее Михайловиче.

Гермоген, Филарет и Никон в своё время, стремились возвысить «церковную власть над светской», диктуя условия царям.

Различное в их судьбах:

Филарет был фактическим руководителем страны до самой смерти, а Гермоген и Никон были отосланы в ссылку, где и умерли, удаленные от власти и лишенные званий;

Гермоген и Филарет в отличие от Никона не проводили серьёзных преобразований в РПЦ.

Иов (в миру Иоанн) - Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений,был сослан вСтарицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений .
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) - Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили еговЧудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее - при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой.
По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче - знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне - царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I - Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен ВеликияРоссийския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.

Иосиф - Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери - Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов...Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь - новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году - в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Иоасаф II - Патриарх Московский и всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».

Питирим - Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.

Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) - Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
По благословению Патриарха Иоакима,было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.

Адриан (в миру? Андрей) (1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) - митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола.
Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, - средоточие тогдашней южнорусской образованности. В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным.
Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно.
В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия.
Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.
Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него.
Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.

Тихон (Белавин Василий Иванович) - Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865-1925).
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: "Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может".
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской Православной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

Сто лет назад, 18 ноября 1917 года, на Всероссийском Поместном Соборе был избран одиннадцатый Патриарх Русской Православной Церкви, святитель Тихон (Белавин), - так в России был восстановлен институт Патриаршества, упраздненный более чем на двести лет церковной реформой Петра I. Согласно современному Уставу Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси является Предстоятелем Русской Церкви. Он имеет первенство чести среди епископата Русской Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Патриарх вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Заседания Священного Синода созывает Патриарх.

Изначально новообразованная Русская Церковь не была самостоятельной, но находилась в канонической зависимости от Константинопольского Патриархата. Русская Церковь имела статус всего лишь одной из митрополий Церкви Константинопольской. Русские митрополиты, носившие титул «Митрополит Киевский и всея Руси», назначались и посвящались в Константинополе. В подавляющем большинстве они назначались из греков. В Константинополе утверждали также и место митрополичьей резиденции, которая впоследствии была перенесена в Москву. В 1448 году Собором русских епископов митрополитом Русской Церкви был избран Рязанский епископ Иона без утверждения в Константинополе. Это решение было вызвано тем, что присланный на Русь митрополит-грек Исидор, как и другие иерархи Греческой Церкви, подписал унию с Римской Церковью на Ферраро-Флорентийском Соборе. Вскоре Византия была завоевана турками, а русские, напротив, освободились от ига Золотой Орды. Так в 1448 году Русская Церковь обрела самостоятельность или автокефалию. Согласно протоиерею В. Цыпину, современному отечественному специалисту по каноническому праву, сущность автокефалии заключается в том, что «автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава поставляется своими архиереями». Преемник святителя Ионы стал носить титул митрополит Московский. Патриаршество на Руси было установлено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче. Деятельное участие в этом предприятии принял боярин Борис Годунов. Константинопольский Патриарх Иеремия II, который в пределах Московского царства собирал пожертвования для своей Церкви (в то время это была распространенная практика среди Восточных Патриархов, чья паства находилась под властью турок), участвовал в наречении первого Московского Патриарха - святого Иова, митрополита Московского, избранного Собором русских епископов. Перед отъездом Иеремия II подписал «Уложенную грамоту», которая подтверждала факт установления Патриаршества в России. На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов учреждение Патриаршества на Руси признали другие Восточные Патриархи. В диптихе Предстоятелей Православных Поместных Церквей за Московским Патриархом было установлено пятое место, после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Всего Русскую Церковь возглавляли 17 Патриархов, включая ныне здравствующего, однако принято считать, что их было 16, так как Патриарх Игнатий (1605-1606), ставленник Лжедимитрия I, был лишен патриаршего сана и архиерейского достоинства. Историю Патриаршества в России можно разделить на два периода: досинодальный (1589-1700) и после- синодальный (1917 - по настоящее время).

Давайте вспомним некоторых особенно примечательных русских Патриархов.

Патриарх Иов (1589-1605) родился в городе Старицы Тверской губернии в 30-e годы ХVI века. Его мирское имя было Иоанн. Первоначальное образование и воспитание Иоанн получил в Старицком Успенском монастыре, здесь же он принял монашество с именем Иов и, прожив 15 лет, стал настоятелем этого монастыря. В 1571 году архимандрит Иов назначается настоятелем Московского Симонова монастыря. В столице будущий святитель ближе знакомится с церковными и государственными делами. В 1575 году он становится настоятелем древнего московского Ново-Спасского монастыря. В 1581 году Иов - епископ Коломенский. В 1586 году - архиепископ Ростова Великого. В 1587 году — митрополит Московский. В 1589 году Иов становится первым Патриархом Московским и всея Руси. При Патриархе Иове были образованы 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, создан ряд новых епархий и монастырей. Первосвятитель благословил издание печатных богослужебных книг, недостаток которых остро ощущался, особенно в покоренных землях Казани, Астрахани и Сибири. Впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Проводилась работа по выявлению и исправлению неточностей, существовавших в богослужебных книгах. При первом Патриархе были прославлены святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский, святители Казанские Гурий и Варсонофий и некоторые другие. Конец правления Патриарха Иова приходится на начало Смутного времени. Первосвятитель рассылал по городам страны грамоты, призывая к защите веры и Отечества от посягательств польско-литовских захватчиков. После того как войска Лжедимитрия I вступили в пределы России, в январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме самозванца и изменников, присоединившихся к нему. Когда 20 июня 1605 года Лжедимитрий I вступил в Москву, Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедимитрия Иов по болезни уже не мог вернуться на патриарший престол, поэтому он благословил занять его митрополиту Казанскому Гермогену, а сам мирно почил 19 июня 1607 года.

Патриарх Гермоген (1606- 1612) родился около 1530 года в семье донских казаков. Известно, что Гермоген (Ермолай) служил в Казани приходским священником. В 1579 году он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. В 1589 году Гермоген был возведен Патриархом Иовом в сан митрополита Казанского и Астраханского. Святитель занимался активной миссионерской работой среди язычников и мусульман, приводя их к православной вере. В 1606 году святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время, когда Лжедимитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген отправил мятежникам два послания с призывом о вразумлении. Когда в Москве начался голод, Первосвятитель повелел открыть для голодающих житницы с хлебом Сергиевой обители. В сентябре 1608 года крупный польско-литовский отряд окружил Троице-Сергиеву лавру. Патриарх вдохновил иноков на мужественную оборону обители, которая длилась в течение 16 месяцев. В январе 1610 года, так и не захватив монастырь, враг отступил. Патриарх Гермоген не переставал в своих посланиях убеждать народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец. В 1610 году Лжедимитрий II был убит, царь Василий Шуйский был свергнут боярами, а в Москве находились польские войска. Бояре хотели призвать на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, и требовали от Первосвятителя издать к народу соответствующую грамоту. Патриарх решительно отказался и пригрозил анафемой. Напротив, Гермоген призвал русских людей вставать на борьбу с захватчиками. Из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая стала главной святыней ополчения. Когда москвичи под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание против поляков, захватчики подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Патриарх был заточен в Чудов монастырь. Поляки, угрожая смертью, требовали от Патриарха отозвать ополчение, которое начало осаду Кремля. Гермоген отказался. Ему удалось отправить последнее послание, призывавшее русский народ бороться с интервентами до конца. Более девяти месяцев святитель Гермоген находился в заключении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.

Патриарх Филарет (1619- 1633). Феодор Никитич Романов- Юрьев родился около 1553 года в знатном боярском роде. Он приходился племянником Иоанну Грозному. После смерти царя Феодора Иоанновича Феодор Никитич являлся законным претендентом на престол, но по настоянию Бориса Годунова его постригли в монахи с именем Филарет. Опальный монах смирился со своей судьбой и стал достойно проходить школу монашеской аскезы. В 1606 году Филарет был посвящен в митрополита Ростовского. Лжедимитрий II держал Филарета в плену под Москвой. Затем митрополит Филарет, как важный участник русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, за отказ принять польские условия был схвачен поляками и находился в плену 9 лет. В 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова - сына митрополита Филарета. В плену Филарет показал мужество и стойкость, призывал сына не отдавать полякам за себя в качестве выкупа ни пяди Русской земли. Когда в 1619 году Филарет получил свободу, его сразу же поставили Патриархом. Первосвятитель являлся ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича. Патриарх хорошо знал систему государственного управления и имел богатый жизненный опыт. В правительственных указах рядом с именем царя стояло имя Филарета, который носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Патриарх Филарет много сделал для наведения порядка в стране после Смутного времени: была проведена поземельная перепись, распределены подати, восстанавливались экономические и культурные связи с иностранными государствами, реформировалась армия. Филарет создал Патриаршие приказы, призванные упорядочить церковные дела, организовывал училища при архиерейских домах, заботился о снабжении епархий печатными богослужебными книгами. В Чудовом монастыре Московского Кремля было открыто греко-латинское училище. В 1620 году была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. Были восстановлены связи с Восточными Патриархами, прерванные смутой. Патриарх ревностно заботился о чистоте православия, применяя строгие меры против инославных влияний, проникавших в страну. 1 октября 1633 года Патриарх Фи- ларет Никитич отошел ко Господу.

Патриарх Никон (1652-1666). Никита Минич Минин родился в 1605 году в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии. В возрасте 12 лет он тайно ушел в Макариев Желтоводский монастырь, но по благословению умирающего отца вернулся и женился. В 20 лет Никита стал приходским священником. Нравственные качества и образованность Никиты стали известны в Москве, и вскоре он вместе с семьей переселяется в столицу. Прожив 10 лет в браке, после смерти троих детей супруги приняли монашество. В 30 лет на Соловках Никита был пострижен с именем Никон. По настоянию царя Алексея Михайловича Никон был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве. Между царем и архимандритом завязалась тесная дружба. По пятницам Никон приезжал во дворец для беседы. Он стал ходатайствовать перед царем за угнетенных. В 1649 году Никон становится митрополитом Новгородским. Будущий Патриарх проявил немало мудрости, чтобы избавить новгородцев от кары за голодный бунт 1650 года. В 1651 году митрополит Никон убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский собор. В 1652 году Никон был избран Патриархом. Стоя на коленях, Никона просили принять избрание сам царь, бояре и народ. Ввиду особого расположения царя к Патриарху Никон принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Как и Патриарх Филарет, Никон носил титул «Великий Государь». При содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Патриарх упорядочил богослужение, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, заменил двуперстие троеперстием, заботился о повышении нравственного уровня духовенства. К сожалению, церковные реформы Никона вызвали раскол старообрядчества. При Патриархе Никоне строятся замечательные монастыри: Воскресенский под Москвой («Новый Иерусалим»), Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Сам Патриарх собрал богатейшую библиотеку. Бояре, чьи интересы затронул Патриарх, оклеветали Никона перед царем. Решением Московского Собора 1666 года Никон был лишен Патриаршества и отправлен в заточение на 15 лет. При этом, однако, проведенные им церковные реформы были одобрены Собором. Царь Алексей Михайлович просил у Никона прощения перед своей смертью. Царь Феодор Алексеевич хотел вернуть Никону патриарший сан, но 17 августа 1681 года Патриарх Никон умер. В 1682 году четыре Восточных Патриарха прислали в Москву грамоты, восстанавливающие Никона в сане Патриарха.

Патриарх Тихон (1917-1925). Василий Иванович Белавин родился в 1865 году в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. В 1888 году он окончил Петербургскую духовную академию. Затем Василий Иванович три с половиной года преподавал в Псковской духовной семинарии. В 1891 году Василий принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. В 1897 году он рукоположен во епископа Люблинского. В 1898 году епископ Тихон назначен в Соединенные Штаты с титулом «епископ Алеутский и Аляскинский». При Тихоне в Нью-Йорке был построен кафедральный собор во имя святителя Николая Чудотворца, куда из Сан-Франциско была перенесена кафедра Американской епархии. Епископ Тихон организовал Миннеаполисскую духовную семинарию, приходские школы и приюты для детей. Благодаря трудам епископа Тихона в Америке начинают знакомиться с православием христиане других конфессий. В 1907 году его переводят на Ярославскую кафедру. В 1914 году он - архиепископ Виленский. 23 июня 1917 года архиепископ Тихон избран митрополитом Московским. На Всероссийском Поместном Соборе святитель Тихон был избран Патриархом Московским и всея России. 21 ноября 1917 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля была совершена интронизация нового Патриарха. На долю святителя Тихона выпало управлять Русской Церковью в абсолютно новых условиях, когда государственная власть была настроена по отношению к Церкви враждебно и агрессивно. Святитель обличал зверства Гражданской войны, осудил позорный Брестский мир и расстрел императора Николая II. Когда в стране начался страшный голод, Патриарх Тихон призывал церковно-приходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет помощи голодающим, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих. Однако 5 мая 1922 года советское правительство арестовало Патриарха по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». В советской прессе началась травля святителя Тихона. Но мировая общественность, в частности Великобритания, встала на защиту Первосвятителя. 26 июня 1923 года Патриарх был освобожден. Патриарх Тихон являлся фигурой, которая стояла непреодолимой преградой на пути «обновленческого» раскола, инспирированного большевиками для разложения Церкви изнутри. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет.

Патриарх Сергий (1943-1944). Иоанн Николаевич Страгородский родился в 1867 году в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея. По окончании Петербургской духовной академии, в 1890 году, иеромонах Сергий был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В 1894 году отец Сергий получил сан архимандрита и был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году он защитил свою известную магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 году архимандрит Сергий был вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. В 1899 году он стал ректором Петербургской академии. В 1901 году посвящен во епископа. С 1911 года - член Святейшего Синода. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. Был сослан в Нижний Новгород. С 1924 года - митрополит Нижегородский. После того как в декабре 1925 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), митрополит Сергий (Страгородский) по факту становится во главе Московской Патриархии как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Митрополит Сергий несколько раз обращался в НКВД с просьбой легализовать высшее церковное управление, епархиальные советы, разрешить проведение Архиерейских Соборов, но неизменно получал отказ. Русская Церковь находилась в очень тяжелом положении. Страну наводнила масса раскольнических течений. Усилили свою деятельность обновленцы. В ноябре 1926 года владыку Сергия арестовали вновь, обвиняя в связях с эмиграцией и в подготовке нелегальных выборов Патриарха. ОГПУ в обмен на государственную легализацию всей церковно-административной структуры Московского Патриархата поставило митрополиту Сергию жесткие требования: заявление в поддержку советской власти, поминовение ее за богослужением, осуждение контрреволюционных выступлений в СССР и за границей, согласование кандидатов в епископы с НКВД, увольнение от управления епархией арестованных епископов, отстранение от управления неугодных властям епископов. Митрополит Сергий, желая спасти Церковь, принял предложенные условия. 30 марта 1927 года он был освобожден. 29 июля 1927 года была обнародована подписанная митрополитом Сергием «Декларация 1927 года», которая подтверждала безусловную лояльность советской власти и в которой отсутствовала какая-либо критика церковной политики правительства. В августе 1927 года наркоматом внутренних дел был зарегистрирован Патриарший Синод. В первые дни Великой Отечественной войны митрополит Сергий написал патриотическое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Русская Церковь всеми силами помогала армии и народу победить: совершалась молитва, собирались одежда, ценности для солдат, раненых, сирот. Были собраны средства для создания танковой колонны Димитрия Донского. С осени 1941 года до лета 1943 года митрополит Сергий находился в Ульяновске. В годы войны церковная политика в СССР стала смягчаться. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовали девятнадцать иерархов. Через восемнадцать лет после смерти Патриарха Тихона Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Патриарх Сергий скончался через девять месяцев, 15 мая 1944 года.

Патриарх Алексий I (1945-1970). Сергей Владимирович Симанский родился в 1877 году в Москве. Он окончил с серебряной медалью Николаевский лицей. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. В 1904 году закончил Московскую духовную академию. В 1913 году архимандрит Алексий был рукоположен во епископа Тихвинского. В революционные годы епископ Алексий оставался верным пастырем. Он старался следовать двум принципам: верность каноническим началам и лояльность к новому строю. Во второй половине 20-х годов епископ Алексий становится членом Синода и ближайшим помощником митрополита Сергия (Страгородского). В 1933 году митрополит Алексий возглавил Ленинградскую кафедру. Владыка Алексий все время оставался вместе со своей паствой в блокадном Ленинграде, свидетельствуя патриотическую позицию Русской Церкви. Митрополит не переставал служить и утешать людей, несмотря на бомбардировки, мороз, голод и бессилие. В храмах Ленинграда продолжался сбор средств на оборону Родины, на помощь раненым и сиротам. Митрополит Алексий был награжден медалью «За оборону Ленинграда». На Поместном Соборе в феврале 1945 года владыка Алексий был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси. Главной целью двадцатипятилетнего служения Патриарха Алексия I было сохранить Церковь в условиях тоталитарного атеистического режима. В послевоенное время советское правительство, учитывая как патриотическую роль Русской Церкви, так и свои внешне- политические интересы, пошло на смягчение церковной политики. При Святейшем Алексии I начали восстанавливаться храмы. Появляются ежемесячные церковные издания. Церковным структурам было дано разрешение на приобретение транспорта и производство утвари. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии, а также 8 семинарий. Возобновилась молитвенная жизнь в Троице-Сергиевой лавре. В 1946 году окончательно исчезло обновленчество. Несмотря на эти положительные явления, аресты и гонения на Церковь по-прежнему продолжались. При Н.С. Хрущеве вновь набирает обороты атеистическая пропаганда и антицерковная политика, но методы грубого физического уничтожения духовенства, характерные для сталинского периода, уже не применяются. Святейший Патриарх Алексий I способствовал восстановлению отношений с Польской и Финляндской Церквами. При Патриархе Алексии I оживляются контакты между Русской Церковью и другими Поместными Православными Церквами. В духовные учебные заведения начинают принимать студентов из-за рубежа. Налаживаются связи с Римско-Католической Церковью, нехалкидонскими Древневосточными Церквами, протестантским миром. Патриарх Алексий I на протяжении многих лет являлся членом Советского комитета защиты мира. Святейший Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

В 1453 под ударами турок пала великая православная империя – Византия. Московское царство, напротив, оставшись единственной независимой православной державой, приобрело авторитет оплота православной веры. Некогда могущественная Константинопольская церковь быстро потеряла свое могущество и пришла в упадок. Окончательно ее авторитет в Москве был подорван заключением греками унии с Римско-католической церковью на Флорентийском соборе (см . УНИЯ) . Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская церковь обрела полную независимость, однако, согласно канонам древней церкви, реальная самостоятельность церкви, возглавляемой патриархом, возможна лишь при наличии института царства, сопутствующего священству. Когда в 1547 по византийскому обряду был венчан на царство Иван IV, последнее формальное препятствие было устранено.

Осуществление этой идеи состоялось в царствование сына Ивана IV – Федора Ивановича. В 1586 в Москву за царской милостыней приехал патриарх Антиохийский Иоаким. Решив воспользоваться обстоятельствами этого визита, царь заявил в думе, что хочет устроить в Москве «превысочайший престол патриарший». Патриарх Иоаким вызвался довести желание царя до сведения Греческой церкви, чтобы при учреждении нового патриархата были соблюдены канонические правила, предусматривавшие участие всех восточных патриархов. В 1588 в Россию прибыл патриарх Константинопольский Иеремия. Царь ожидал, что он привез с собой постановление вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве, однако на первой же аудиенции оказалось, что главная цель визита – получение денежной помощи. Тогда было решено задержать патриарха в Москве и заставить благословить учреждение московского патриаршего престола. Иеремии предложили стать патриархом Российским, оговорив при этом, что жить он будет не при государе в Москве, а в древнем Владимире и таким образом фактическим главой церкви останется русский митрополит. Как и предполагалось, Иеремия отклонил такое унизительное предложение. Поставить патриархом кого-либо из русских митрополитов он также отказался. Тогда греку дали понять, что его не отпустят из Москвы, пока он не уступит. 26 января 1589 Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары.

Через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России. Как показали последние исследования, большинство подписей не были подлинными. По-видимому, Константинопольская патриархия, заинтересованная в получении материальной поддержки от русского царя, поспешила подтвердить деяние Московского собора, в связи с чем и были воспроизведены подписи некоторых патриархов, не сумевших по тем или иным причинам подписать грамоту лично. Отныне патриарх Московский должен был занимать пятое место (после патриарха Иерусалимского) и поставляться собором русских епископов. Царь Федор Иванович остался крайне недоволен последним обстоятельством и направил в Константинополь грамоту, в которой напоминал об обещанном третьем месте, после Константинопольского и Александрийского патриархатов. Однако в этом вопросе вселенский собор остался непреклонным и в 1593 подтвердил свое решение о пятом месте Московского патриарха. Все подписи иерархов на грамоте этого собора – подлинные.

Основание патриаршества стало важной вехой в истории Русской церкви. Преобразование московской митрополии в патриархат закрепило факт независимости Русской церкви в нормах канонического права и в значительной степени усилило влияние Русской церкви на международной арене. Отныне ритуал поставления в сан патриарха Московского совершался в Успенском соборе московского Кремля.

См. также РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Избрание патриарха . Порядок поставления был следующий. От имени царя или блюстителя патриаршего престола рассылались грамоты ко всем высшим церковным иерархам и игуменам наиболее значительных монастырей с извещением о смерти святителя и с приглашением в Москву для избрания нового патриарха. В назначенный день все приглашенные должны были явиться в Кремль в Золотую палату, где царь открывал собор. Патриарх избирался посредством жребия. Царь называл шесть кандидатов. Бумажки с их именами обливались в присутствии царя воском, опечатывались царской печатью и отсылались в церковь, где заседал архиерейский собор. Жребии полагали на панагию (нагрудная иконка Божьей Матери, знак архиерейского сана) умершего патриарха и вынимали по очереди до тех пор, пока не оставался последний. Этот жребий нераспечатанным вручался царю, который вскрывал его и называл имя нового патриарха.

В богослужебном смысле патриарх получал определенные преимущества. Во время торжественных выходов перед ним несли не только крест, но и свечи. Вступая в храм, он облачался в богослужебные одежды посреди церкви, а находясь в алтаре, восседал на горнем месте и из своих рук причащал архиереев. Несколько иным было и первосвятительское облачение. Как и митрополит, он носил белый клобук, но головной убор патриарха был украшен крестом или херувимами. Патриаршая митра имела крест в навершии. Поверх святительского облачения патриарху полагалось носить цветную мантию.

Введение патриаршества в России сопровождалось реформированием церковного устройства, что было обусловлено необходимостью привести его в соответствие с тем, которое было установлено в восточных патриархатах. Церковь была разделена на митрополичьи округа, которые включали в себя несколько епархий. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху, как раньше митрополиту.

Иов (ум. 1607) деятельно приступил к исполнению соборных определений, однако не все решения ему удалось провести в жизнь. Время патриаршества Иова отмечено учреждением нескольких новых церковных праздников в честь русских святых (Василия Блаженого, Корнилия Комельского, Романа Углецкого, Иосифа Волоцкого и др.). Много и действенно патриарх трудился для сохранения православия среди новокрещенных татар, в бедствовавшей Грузии, на завоеванных землях Сибири и Карелии. Несмотря на то, что Иов фактически был ставленником Бориса Годунова и впоследствии немало способствовал его восхождению на трон, он очень ценил царя Федора Ивановича и был крайне предан ему. После смерти государя патриарх составил его житие, прославляя кроткий нрав и милосердие царя. Когда на исторической сцене появился первый Лжедмитрий, патриарх Иов твердо выступил против него. Он предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий – не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев. Заняв русский престол, самозванец свел Иова с патриаршества и отправил его в Старицу. Процедура лишения Иова сана напоминала сведение с митрополичьего престола Филиппа Иваном Грозным. Умер Иов в Старице 19 июня 1607.

В 1605 Лжедмитрий, несмотря на то, что формально Иов оставался главой Русской церкви, самостоятельно избрал нового патриарха. Им стал архиепископ Рязанский Игнатий, грек родом, до приезда в Россию занимавший епископскую кафедру на Кипре. Он признал Лжедмитрия царевичем и был лояльно расположен к латинству (католичеству). После свержения Лжедмитрия Игнатий был лишен сана и сослан в Чудов монастырь.

Гермоген (1606–1612) . Новым патриархом избрали митрополита Казанского Гермогена, который при Лжедмитрии был членом учрежденного царем сената и наиболее последовательно противостоял его прокатолической политике. Несмотря на то, что в отношениях нового патриарха с боярским царем Василием Шуйским довольно скоро наметился разлад, Гермоген всячески поддерживал его как венчанного царя. В 1609, когда бояре, недовольные Шуйским, схватили Гермогена и на лобном месте потребовали у него согласия на перемену царя, патриарх отстоял Василия Шуйского. В годы Смуты патриарх оставался одним из немногих государственных деятелей, сохранивших верность православию и национальной идее. При попытке возвести на русский трон королевича Владислава Гермоген непременным условием поставил принятие Владиславом православной веры и протестовал против вступления польского войска в Москву. Из Кремля он рассылал грамоты в русские города, в которых благословлял формировавшиеся там отряды народного ополчения. Поляки посадили патриарха под стражу и заточили в Чудовом монастыре, где он принял мучительную смерть от голода. Патриарх Гермоген причислен к лику святых. См . ГЕРМОГЕН, СВ. Филарет (1619–1634) . С момента смерти Гермогена (1612) в течение семи лет Русская церковь оставалась без патриарха. В 1619 из польского плена возвратился митрополит Филарет, отец вновь избранного царя Михаила Романова. Михаил возвел своего отца в сан патриарха. Находившийся тогда в столице Иерусалимский патриарх Феофан IV возвел его в сан патриарха Московского. Воцарение Михаила Романова и интронизация патриарха знаменовали восстановление русской государственности. Могущество патриарха при Михаиле Романове достигло небывалой ранее высоты, но именно в этот период согласные действия царя и патриарха, связанных кровными узами, в наиболее полной мере отвечали идеальным представлениям о «симфонии» царства и священства. Как отец царя и фактический его соправитель Филарет именовался «великим государем» и принимал самое деятельное участие в государственных делах. Из польского плена Филарет вынес твердое убеждение о недопустимости унии для Русской церкви и в годы своего патриаршества приложил немало сил для того, чтобы оградить Россию от западных религиозных влияний. Вместе с тем Филарет внимательно следил за развитием богословской литературы в соседних странах и вынашивал планы создания в Москве греко-латинского училища и типографии. Тревожась за то, что приобретенная им неограниченная власть в дальнейшем может быть отождествлена с патриаршим саном и это внесет осложнения во взаимоотношения преемников трона и первосвятительского престола, он сам избрал себе в преемники псковского архиепископа Иоасафа, главной добродетелью которого была «недерзновенная» лояльность по отношению к царю. См . ФИЛАРЕТ. Иоасаф (1634–1640) уже не занимал столь высокого положения, какое принадлежало отцу царя патриарху Филарету, и не носил титула великого государя. Иосиф (1640–1652) . После Иоасафа патриаршую кафедру занял Иосиф. При нем царь Алексей Михайлович издал Уложение , направленное на снижение роли церковной иерархии и патриарха в государственном управлении. Патриарх со смирением принял документ. Никон (1652–1666) . Патриаршая власть вновь достигла былого могущества при патриархе Никоне. Родившийся в крестьянской семье Никон (в миру Никита Минов) сделал головокружительную карьеру от сельского священника до главы Русской церкви и «возлюбленника» и «содружебника» царя Алексея Михайловича. Поначалу Никон представлял себе отношение царской и патриаршей власти в общем строе государственной жизни как соправительство двух равноправных сил. Доверяя патриарху, царь предоставил на его полное усмотрение назначение епископов и архимандритов. Воля патриарха была последней инстанцией во всех церковных делах. Монастырский приказ, который ранее ограничивал судебную власть патриарха, при Алексее Михайловиче бездействовал. Во время польско-литовских походов Никон оставался заместителем царя. К нему на подпись поступали важнейшие документы, в которых с согласия царя патриарх именовался, как некогда Филарет, великим государем. Постепенно в отношениях молодого царя и патриарха наметились противоречия, связанные в первую очередь с тем, что Никон попытался поставить патриаршую власть выше царской. Разногласия привели к тому, что Никон самовольно покинул патриарший престол в надежде, что его попросят вернуться. Однако этого не произошло. После долгого периода сомнений и колебаний в 1666 Архиерейский собор, на котором присутствовали Антиохийский и Иерусалимский патриархи, низложил Никона, самовольно покинувшего кафедру, и лишил его архиерейства и священства. Обвинителем на соборе выступил сам Алексей Михайлович. Беспрецедентное в русской истории «состязание» патриарха с царем за первенство во власти привело к тому, что в дальнейшем политика государей была направлена на ограничение власти первосвятителя. Уже Собор 1666–1667 особое внимание уделил взаимоотношениям государственной и духовной властей. Собор постановил, что царь имеет первенство в мирских делах. В удел патриарху отдавалась духовная жизнь государства. Постановление Собора о том, что патриарх не является единовластным управителем церковной организации, а лишь первым среди равных епископов, было продиктовано резко негативным отношением архиереев к попытке Никона вытребовать себе особый статус патриарха как высшей и никому не подсудной инстанции. См . НИКОН. Иоасаф II (1667–1673) . В завершение Собор избрал нового патриарха, тихого и скромного Иоасафа II. С этого момента патриаршество начинает терять то государственное значение, которое оно имело ранее. Питирим (1673) , Иоаким (1673–1690) , Адриан (1690–1700) занимали патриарший престол после Иоасафа II. Это были патриархи, которые не вмешивались в государственную политику, ставя своей целью сохранить хотя бы некоторые привилегии духовенства, наступление на которые последовательно вела государственная власть. В частности, Иоакиму удалось добиться закрытия монастырского приказа. Патриархи второй половины 17 в. не приветствовали сближения России с Западом и всячески пытались ограничить возраставшее влияние иноземцев на русский быт и культуру. Однако они были уже не в силах реально противостоять власти молодого царя Петра Алексеевича. В начале своего патриаршества последний патриарх Адриан пользовался поддержкой матери царя, Натальи Кирилловны, имевшей, в свою очередь, влияние на сына. После ее смерти в 1694 конфликт патриарха с царем стал неизбежен. Началом их открытого противостояния послужил отказ Адриана насильно постричь в монахини Евдокию Лопухину, первую жену Петра Алексеевича , а его кульминацией – публичное оскорбление царем патриарха, явившегося к нему в качестве заступника за приговоренных к казни стрельцов. Петр с позором изгнал первосвятителя, уничтожив таким образом древний обычай печалования патриарха за осужденных. Последовательно проводя линию на подрыв авторитета и могущества церкви, в 1700 царь распорядился подготовить новое уложение, которое уничтожало все ее привилегии. Упразднение патриаршества . После смерти Адриана царь своей волей поставил во главе управления церковью рязанского митрополита Стефана Яворского с титулом местоблюстителя патриаршего престола, фактически упразднив институт патриаршества. Петр рассматривал церковь исключительно как институт правительственный, поэтому власть патриарха он впоследствии заменил Духовной коллегией (Святейший Правительствующий Синод), превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем со стороны монарха. Вплоть до 1917 Св. Синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России. См . ИОАКИМ. Восстановление патриаршества в России . Новая эпоха в истории русского патриаршества началась в 1917. После Февральской революции Св. Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». В намеченной реорганизации главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви. Тихон (1917–1925) . 31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

В соответствии с церковными канонами Поместный собор 1917–1918 предоставил патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.

Патриарх Тихон занимал святительскую кафедру в тяжелый для Русской православной церкви период. Основным направлением его деятельности стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало

Воззвание патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.

Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Сергий (ум. 1944) . Согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр (Полянский) в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936, когда пришло оказавшееся впоследствии ложным известие о кончине митрополита Петра (расстрелян в 1937). Тем не менее в 1941, в первый же день начавшейся войны с фашистской Германией, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту Родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Опасность, нависшая над страной, побудила советское государство во главе со Сталиным изменить свою политику по отношению к церкви. Открывались храмы для богослужений, многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. 4 декабря 1943 Сталин принял у себя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, а также митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). В ходе беседы митрополит Сергий сообщил о желании церкви созвать собор для избрания патриарха. Глава правительства заявил, что с его стороны препятствий не будет. Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943, а 12 сентября совершилась интронизация новоизбранного патриарха Сергия. См . СЕРГИЙ. Алексий I (1945–1970) . В 1944 первосвятитель Русской церкви скончался. В 1945 патриархом Московским собор избрал митрополита Алексия (Симанского). На этом же соборе было принято Положение об управлении Русской Православной Церкви , которое окончательно легализовало институт церкви и упорядочило взаимоотношения церкви и советского государства. Во время патриаршества Алексия были восстановлены взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) с другими автокефальными церквами, возобновлена издательская деятельность Московской патриархии, однако на период его предстоятельства пришелся тяжелый период новых гонений на церковь при Н.С.Хрущеве. См . АЛЕКСИЙ I . Пимен (1970–1990) . После смерти Алексия (1970) в сан патриарха был возведен митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. В патриаршество Пимена в 1988 в условиях «перестройки» состоялось празднование 1000-летия крещения Руси. Торжества, посвященные этому событию, приняли общенародный характер и знаменовали наступление новой эпохи в истории Русской церкви, которая после долгого периода прямых и скрытых гонений обрела надежду на свободу. См . ПИМЕН. Алексий II . С 1990 предстоятелем РПЦ является патриарх Алексий II – пятнадцатый патриарх с начала патриаршества, деятельность которого направлена на возрождение и упрочение традиций церковной жизни в условиях начавшегося процесса демократизации общества. См . АЛЕКСИЙ II . ЛИТЕРАТУРА Русская Православная Церковь 988–1988. Очерки истории , вып. 1–2. М., 1988
Скрынников Р.Г. Святители и власти . Л., 1990
Православная церковь в истории России . М., 1991
Макарий, митрополит. История русской церкви . М., 1994 и сл.
Монастыри. Энциклопедический справочник . М., 2000