Имя Фёдор в православном календаре (Святцах). Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

Жизнеописание

Научный подход к житию

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Федора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Первый список на славянском языке - это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. ????????) XVI века, в переводе Арсения Грека.

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль).

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.


Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

События жития святого

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

Сирии Дамаска Анастасий Синаит Иоанн Дамаскин Святослав Игоревич

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны Годуновой

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

В начале IV столетия при императорах Константине и Ликинии жил христианин по имени Феодор. Он происходил из города Евхаит и был благочестив, храбр и красив. Страшный змей опустошал окрестности Евхаита, пожирая людей и животных. Никто не отваживался подойти к пропасти, в которой обитал змий, но молодой Феодор, вооружившись мечом и молитвой к Господу, умертвил чудовище.

С этой поры слава Феодора особенно возросла. За отвагу его назначили военачальником (стратилатом) и градоправителем города Гераклеи у Черного моря. Феодор мудро правил вверенным ему городом и, исповедуя христианскую веру, ревностно содействовал ее распространению. Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

В это время имп. Ликинии начал жестокие преследования христиан и призвал Феодора к себе в Никомидию. Не страшась умереть за веру, Феодор хотел принять мученичество в своем городе. Он упросил Ликиния приехать в Гераклею, пообещав ему принести пышную жертву языческим богам. Ликинии согласился. Он прибыл в Гераклею со свитой и привез с собой золотые и серебряные изваяния богов. Уговорив императора отложить жертвоприношение, Феодор завладел идолами. В ту же ночь он разбил их на мелкие куски, которые раздал нищим, посрамив тем самым суетную веру в бездушных идолов. О случившемся немедленно донесли императору, и тот призвал Феодора для объяснения. Феодор подтвердил правду донесенного о нем и открыто исповедал себя христианином. Ликинии, рассвирепев от гнева, велел предать Феодора жестоким пыткам. Святого били воловьими жилами и оловянными прутьями, протыкали тело гвоздями, прижигали огнем. Он же переносил все пытки с непоколебимым терпением, повторяя: «Слава Тебе, Боже наш!» После истязаний Феодора несколько дней продержали в темнице без пищи, а затем распяли на кресте. По великой Своей милости Бог не оставил святого: ночью к страдальцу явился Ангел Господень, снял его с креста и исцелил раны.

Утром к кресту пришла два сотника, которые хотели бросить тело святого в море, чтобы оно не досталось христианам, благоговейно чтившим останки умерших за Христа. С изумлением и страхом увидели они, что св. Феодор сидит у подножия креста невредимый и громко славит имя Господа. Пораженные чудным зрелищем, оба сотника, а вслед за ними и остальные воины уверовали во Христа. Около них собралось множество народу, который с гневом порицал Ликиния. Но св. Феодор усмирил волнение и проповедовал покорность и кротость, указывая на пример Христа, который среди страданий молился за мучителей Своих. Помолившись, святой предал себя в руки палача и спокойно преклонил голову под меч. Это совершилось 8/21 февраля 319 г.

Св. Феодор Стратилат издревле почитается покровителем воинов.

Текст из книги
"О жизни православных святых, иконах и праздниках"
(согласно Церковному преданию).
Составитель О.А. Попова.

Икона: фреска начала XIV века в храме Протата (Греция, Афон, Карея).

Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли...

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.

По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, - Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

8. Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты
9. Серапис - египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение
10. Аполлон - греко-римский бог солнца и умственного просвещения
11. Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии
12. Ликиний в переводе с латинского, значит - веятель; Феодоръ - с греческого Божий дар
13. Нотарий - скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты
14. Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою
15. Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонный Руси, ныне западная Украина
16. Святой Феодор был усечен мечем в 319 году

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной \"лжи безбожия\".

Памятные места, связанные с именем Феодора Стратилата.

Собор во имя святого великомученика Феодора Стратилата - первая каменная постройка в Феодоровском женском монастыре в Переславле-Залесском.

Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 – 324 гг.) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор.

Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия.


Святой великомученик Феодор Стратилат. Средник житийной иконы. Происходит из Феодоровского собора в Переславле-Залесском.

Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: \"Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей\".


Икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. XVI век. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение.

Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском.

Так святой Феодор явился, \"яко день светозарен\", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души \"светлыми своего страдания лучами\". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: \"Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому\".

Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: \"Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах\". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав \"аминь\", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.