Гиппократ. О здоровом образе жизни

античности

Возрождения

временах года

здоровье

Вступительная статья В. Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца

Составление и комментарии Ю. Ф. Шульца

Все стихотворные тексты, после которых не указана

фамилия переводчика, перевел Ю. Ф. Шульц.

Вступительная статья 5

Времена года и здоровье 7

Гесиод Работы и дни. 22

Перевод В. В. Вересаева

Гиппократ О здоровом образе жизни. 26

О воздухах, водах и местностях. 27

Афоризмы. 29

О диете. 32

Переводы В. И. Руднева

Николай Калликл

Излагаю стихами свойства 12 месяцев. 37

Перевод Ю. Ф. Шульца

Целебные наставления Асклепиадов. 49

Перевод Ю. Ф. Шульца

Неизвестный

Стихи о 12 месяцах. 50

Перевод Ю. Ф. Шульца

Лукреций Кар

О природе вещей. 55

Перевод Ф. Л. Петровского

Авл Корнелий Цельс

О медицине. 59

Перевод П. П. Петрова, С. А. Зызина,

Р. Н. Кириллова

Квинт Серен Самоник

Медицинская книга. 66

Перевод Ю. Ф. Шульца

Валафрид Страбо

О культуре Садов, или Садик. 74

Перевод Ю. Ф. Шульца

Одо из Мена

(Мацер Флоридус)

О свойствах трав. 88

Перевод Ю. Ф. Шульца

Цвет медицины Салерно. 92

О месяцах. 93

О съедобных травах. 95

Переводы Ю. Ф. Шульца

Арнольд из Виллановы

Салернский кодекс здоровья. 97

Перевод Ю. Ф. Шульца

Гелий Эобан Гесс

О сохранении доброго здоровья 102

Абу Али Ибн Сина

(Авиценна)

Канон врачебной науки. 112

Перевод М. А. Салье, У. И. Каримова, А. Р. Рашидова

«Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего», - сказал М. Горький.

За несколько тысячелетий своей истории книга прошла сложный путь от древних папирусных свитков до богато иллюстрированных и великолепно полиграфически исполненных печатных изданий. Книга долго оставалась рукописной. Лишь в середине XV столетия благодаря открытию Иоганна Гутенберга книги начали распространяться в невиданном до того времени количестве экземпляров.

В эпоху Возрождения издается огромное количество книг. Так, с 1460 по 1500 г. в Европе было напечатано более 30 тыс. названий тиражом до 5 млн. Экземпляров - гораздо больше, чем создано рукописных книг за все предшествующее время. Особенно много выпускается произведений римских и греческих классиков. В Италии, бывшей, по выражению В. С. Люблинского, «столбовой дорогой возрождения античности», стали раньше, чем в других странах, выходить в свет многочисленные издания творений римских и греческих классиков. «Смелая мысль вливается со страниц Цицерона и Ливия, Плавта и Лукиана в умы читателей в те самые годы, когда открывается Мыс Доброй Надежды и перед Колумбом встают очертания Нового Света» (Люблинский В. С. На заре книгопечатания. М., Учпедгиз, 1959, с. 71.).

В эпоху Возрождения создаются многочисленные библиотеки, не только частные - королевские и княжеские, личные библиотеки ученых, но и общественные. Строятся роскошные библиотечные здания. Так, библиотека Лауренциана во Флоренции была построена по эскизам Микеланджело. Уже с 1470 г. Петер Шеффер - основатель книгоиздательской фирмы - издает списки выпущенных им книг - прообраз наших каталогов.

Вскоре печатная книга украшается иллюстрациями - гравюрами на дереве. Типографский знак печатника - обязательный элемент оформления книги того времени. Вначале это только инициалы и монограммы, затем - красивые многофигурные композиции с затейливым орнаментом. Так, на типографской марке французского ученого и типографа Иодока Бадия Асцензия (с 1501 г.) возникло изображение печатного станка.

В том же XV столетии в книге появляется экслибрис - книжный знак, указывающий на принадлежность книги определенному владельцу. Первоначально экслибрис состоял только из фамилии и

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил .

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли .

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может .

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть» .

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений... накапливали свой опыт и свои знания» .

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

Подобного подхода придерживался и М. Вебер. Анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он назвал общественными такие действия, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидание, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов. Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной организации: в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения. М. Вебер особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным» .

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс . Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой . Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям .

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе» .

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом» .

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий» .

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «...тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга» .

П. Ф. Лесгафт, основатель системы физического воспитания в России, считал, что умственная и физическая деятельность должны находиться в полном соответствии между собой. Он не допускал возможности сочетания развитой умственной деятельности с весьма слабым телом и указывал, что такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике» . П. Ф. Лесгафт, указывая на взаимную связь между умственным и физическим развитием, писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» . Особенно действенным является смена умственного труда на физические упражнения или подвижные игры с соответствующей развитию и возрасту физической нагрузкой, так как при этом в деятельность вовлекаются неработавшие области мозга (преимущественно моторные) и отдыхают ранее функционировавшие при умственном труде. П. Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья и основной практики здорового образа жизни современного человека.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967.

Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154.

См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298.

Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142.

Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218.

Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

1. В здоровом теле - здоровый дух.

Децим Юний Ювенал

2. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх из Херонеи (50-120)

3. Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Авиценна (980-1037)

4. Как только человек заболевает, ему в первую очередь необходимо подумать, кого ему нужно простить.

Луиза Хей

5. Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.

Гиппократ

6. Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться.

Сенека

7. Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии.

Лев Толстой

Марк Твен

9. Болезни излечивает природа, врач только помогает ей.

Гиппократ

10. Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут.

Амбруаз Паре

11. Все здоровые люди любят жизнь.

Генрих Гейне

12. Вся твоя еда должна быть твоим лекарством!

Гиппократ

13. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

14. Движение - кладовая жизни.

Плутарх

15. Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств - скоропреходящи.

Гиппократ

16. Здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

17. Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара - над разрушением его; однако последние более уверены в успехе.

Дени Дидро

18. Извинительно бы было не оставлять мясоедения, если бы оно было необходимо и оправдывалось какими бы то ни было соображениями. Но этого нет. Это просто дурное дело, не имеющее в наше время никакого оправдания.

Лев Толстой

19. Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них.

Томас Мор

20. Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне

21. В поедании пищи, умение съесть больше остальных - недостаток, умение насытиться меньшим - достоинство.

Гарун Агацарский

22. Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

Д. Боккаччо

23. Здоровье - мудрых гонорар…

Пьер Жан Беранже

24. Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

Д. Леббок

25. Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

26. Сон - бальзам природы.

Вильям Шекспир

27. При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Джозеф Аддисон

28. Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать - вот что делает человека здоровым, богатым и умным.

Бенджамин Франклин

29. Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.

Генри Дейвид Торо

30. Люди, которые не могут найти время для отдыха, рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.

Джон Ванамейкер

31. Стань лучше - и тебе станет лучше.

Георг Энрих

32. Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Эпиктет

33. Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья.

Лоренцо Валла

34. Если не будешь есть еду как лекарство, то будешь есть лекарство как еду!

Михаил Задорнов

35. Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия настоящем.

Иммануил Кант

36. Не надейтесь, что врачи… сделают вас здоровыми. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше учитесь полагаться на себя.

Николай Амосов

37. Нет богатства лучше телесного здоровья и нет радости выше радости сердечной.

Соломон

38. Для здоровья женщин восхищенные взгляды мужчин важнее, чем калории и лекарства.

Франсуаза Саган

39. Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своею душою и телом.

Лев Толстой

40. Если хочешь удлинить свою жизнь, укороти свои трапезы.

Бенджамин Франклин

Как было уже сказано, книга "О здоровом образе жизни", περὶ διαίτης ὑγιεινῆς, de diaeta (victu) salubri, составляла в древности одно целое с книгой "О природе человека" и была выделена Литтре. Она, действительно, представляет собой совершенно самостоятельное произведение, трактующее о диэте для здоровых людей без всякой связи с предыдущим. Гален считал автором ее Полибия, зятя Гиппократа.
Книга написана простым, понятным языком и дает указания о диэте в различные времена года (гл. 1), для людей различной конституции и возраста (гл. 2), указания о прогулках (гл. З), советы желающим похудеть и потолстеть (гл. 4), правила, когда и как целесообразно принимать рвотное и ставить клизмы в целях диэтетических (гл. 5); далее следует купанье (гл. 6) и глава о гимнастических упражнениях (7). Последние две главы в переводе опущены, так как они не имеют отношения к теме. Многие места в книге стоят в связи с "Афоризмами" и "О воздухах, водах и местностях", представляя дальнейшее развитие высказанных там мыслей, поэтому происхождение книги из круга лиц, близких к Гиппократу, не подлежит сомнению.
Литературу см. "О природе человека".

Частные люди должны вести такой образ жизни: зимою они должны как можно больше есть, а пить как можно меньше; питьем пусть будет вино, возможно менее разбавленное, а пищею хлеб и все жареные блюда; но зелени в это время года должно употреблять как можно меньше. От такого образа жизни тело будет наиболее теплым и сухим. Но когда настанет весна, больше следует вводить в себя напитков, именно вина, разведенного большим количеством воды, и пить глотками, а кушанья должно употреблять более мягкие и поменьше; хлеб совсем устранить, а употреблять мазу ; также следует устранить мясо и все жареное заменить вареным. Также и зеленью следует пользоваться уже немного, чтобы человек приготовился к лету, употребляя более мягкие кушанья; мясо вареное, овощи вареные и сырые и напитки, как можно в большем количестве и как можно более разведенные; и это делать постепенно, чтобы не было сразу большой перемены. Летом же должно питаться как мягкой мазой, так и питьем обильным и разведенным и всеми овощами вареными; всем этим должно пользоваться летом, чтобы тело было влажное и мягкое, потому что это время года теплое и сухое и оно делает тела горячими и сухими. Поэтому и нужно охранять их от этого вот этим установленным образом жизни. Таким же точно образом, как от зимы к весне, должно переходить и от весны к лету, именно, уменьшая яства и увеличивая питье, и по этому же способу, делая обратное, от лета переходить к зиме. Осенью же яства должно употреблять в большем количестве и более сухие и так же точно рыбу и мясо, напитки же в меньшем количестве и менее разбавленные, чтобы зима была для человека хороша; и напитками пусть пользуется более чистыми и в меньшем количестве, а яствами как можно более обильными и сухими. В самом деле, от этого он будет и наиболее здоров, и меньше всего будет зябнуть, так как это время года очень холодное и влажное.
2. При телосложениях мясистых, мягких и красных большую часть года полезно употреблять сухой род пищи, потому что природа их влажная. Твердые же, тощие, рыжие и черные должны употреблять во все время более влажный род пищи, так как тела их сухие. Более молодым телам полезен род пищи более мягкий и более влажный, ибо этот возраст сухой, и тела их стянуты. Старым же должно проводить наибольшую часть времени в более сухом образе жизни, потому что в этом возрасте тела-влажные, мягкие и холодные. Итак, сообразно с возрастом, временем года, привычкой, страною, местностью, телосложением должно устраивать и образ жизни так, чтобы мы могли противостоять наступающим и жарам, и холодам, ибо только таким образом достигается наилучшее здоровье.
3. Затем зимою должно совершать прогулку быстро, а летом медленно, только не должно совершать пути в продолжение солнечного жара. Людям дородным полезно ходить скорее, а тощим-медленнее. Ванны также должно употреблять летом часто, а зимой-пореже. Более полезно мыться худым, чем полным. Еще: зимою следует надевать одежды чистые, а летом-напитанные оливковым маслом.
4. Если толстые хотят похудеть, то должны натощак делать все физические упражнения и приступать к пище, еще задыхаясь после труда и не остывши, и сначала пить вино разведенное и не особенно холодное. Так же точно рыбу и мясо должно принимать приготовленные с сезамом или с сладким соусом и другими приправами в этом роде; при этом пусть все это будет жирное, ибо таким образом можно насытиться как можно меньшим количеством. Кроме того, пищу должно принимать однажды, удерживаться от ванны, спать на жестком месте и гулять возможно больше неодетым. Те же, кто, будучи тощими, хотят сделаться толстыми, должны делать противоположное этому, а равно не должны натощак предпринимать никакого физического упражнения.
5. Рвотными и клистирами должно пользоваться таким образом : в продолжение шести зимних месяцев надо вызывать рвоту, потому что это время больше, чем летнее, производит слизи и возбуждаются болезни вокруг головы и той области, которая находится выше грудобрюшной преграды. Но, когда настанет лето, должно употреблять клистиры, ибо это время года-жаркое и тело больше изобилует желчью; также поясница и колени чувствуют тяжесть, появляется ощущение жары и живот беспокоится резями. Поэтому тело должно охлаждать, и все, что поднимается вверх, должно из этих мест выводить вниз. Но дородным и более влажным больше полезны клизмы соленые и тонкие, а более сухим, тощим и слабым-более жирные и густые. Клизмы жирные и густые-те, которые приготовляются из молока, горохового отвара и прочего в этом роде, а тонкие и соленые-из рассола, морской воды и прочего в этом роде. Рвоты же должно вызывать таким образом: у тучных и нехудощавых натощак после бега или быстрой прогулки около полудня. Рвотное приготовляется из полкотилии иссопа, растертого в хоее воды : принимать после прилития уксуса и с прибавлением соли, чтобы было возможно приятнее, и сначала надо пить понемногу, а потом скорее. Более же тощие и слабые должны "Производить рвоту после еды и таким образом: после теплой ванны они наперед выпьют котилию чистого вина, затем примут яства всякого рода и пусть не пьют ни во время еды, ни после нее, но удерживаются столько времени, сколько требуется, чтобы пробежать десять стадий . Затем, смешай им для питья тройное вино, горькое, сладкое и кислое, и дай пить сначала неразведенное, по глоткам, с большими промежутками, а затем более разведенное, скорее и вдоволь. Кто же привык производить рвоту каждый месяц дважды, для того лучше делать это в продолжение двух дней подряд, чем на 15-й день; но обыкновенно делают совершенно противоположное. Для тех, которые привыкли выбрасывать пищу рвотой или у кого испражнения нелегко проходят, для всех этих полезно часто в продолжение дня есть и употреблять кушанья всякого рода: и мясо, и рыбу, разнообразно-приготовленные, а также пить вино двух или трех родов. Для тех же, которые не выбрасывают пищи рвотой и имеют влажные желудки, для этих всех полезна диэта, противоположная этому.
6. Малых детей следует купать в теплой воде продолжительное время и давать им пить вино, разбавленное водой и не совсем холодное; им следует давать такое вино потому, что оно меньше всего возбуждает желудок и вызывает вздутие. Это должно делать, чтобы дети меньше подвергались конвульсиям, чтобы более росли и имели более здоровый цвет. Женщин же должно питать более сухим родом пищи, ибо, с одной стороны, более сухие яства лучше приспособлены к мягкости женских мышц, а с другой стороны-более чистые напитки лучше для матки и для питания плода.
7. Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом-мало бороться и совсем не бегать, но много гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть. Те, которые по окончании гимнастических упражнений получают поносы и при этом выделяют испражнения, похожие на пищу и непереваренные, должны уменьшить свои гимнастические упражнения по меньшей мере на третью часть, а кушанья на половину, ибо очевидно, что желудок их не может согреться настолько, чтобы переваривать обильное количество. Пищею пусть будет для них хлеб, как можно лучше выпеченный, обмокнутый в вино, а напитки-как можно в меньшем количестве и возможно меньше разбавленные, и пусть после пищи не предпринимается прогулок. В продолжение этого времени полезно принимать пищу только раз в день, ибо таким образом желудок лучше всего может согреться и преодолеть принимаемую пищу. Этот род поноса чаще всего бывает при телосложениях, одаренных плотным телом, когда кто-либо, несмотря на это, принуждается к ядению мяса , ибо вены, уплотненные, не могут принимать доходящей до них пищи. Такая природа изменчива; она обращается в ту или другую сторону, и в подобных телах хорошее состояние удерживается на высоте только непродолжительное время. Но телосложения, более рыхлые и более волосатые , допускают это ядение мяса по приказанию, лучше выдерживают труды и более продолжительно пребывают в хорошем состоянии. Тем, которые на другой день отрыгивают пищу и у которых поднимается подложечная область (без сомнения, вследствие несварения пищи), полезен более продолжительный сон. Кроме того они должны принуждаться к другим телесным трудам, пить вино более чистое и в большом количестве и в это время принимать пищу в меньшем количестве, ибо явно, что желудок ввиду слабости и холода не может переваривать множества кушаний. Те, которых одолевает жажда, должны устранить часть кушаний и телесных упражнений и пить вино, разбавленное водой и как можно больше холодное. Тем, у которых появляются боли во внутренностях от гимнастических упражнений или от какого-либо другого труда, полезно отдыхать и воздерживаться от пищи. Питье же пусть употребляют такое, которое при самом малом количестве изводит весьма обильную мочу так, чтобы вены, находящиеся во внутренностях, не растягивались от переполнения, ибо от этого возникают опухоли и лихорадки.

Частные люди, ἰδιώται, по объяснению Галена, - те, которые, не состоя на государственной службе, занимаются своими делами; у них есть достаточно времени заботиться о своем здоровьи.
См. «О внутренних страданиях», прим. 25.
Сезам, Sesamum orientale L., кунжут. Соуса или подливки играли большую роль в кухне греков; они приготовлялись из разных трав и овощей и разделялись на сладкие (ἡδύσματα) и соленые или пикантные (ἄλμη), куда входил чеснок. Продавались также готовые соуса, напр. γάρος–рыбий соус.
У греков того времени был обычай периодически очищать организм, как в наше время рекомендуют делать французы.
Иссоп здесь не Hyssopus officinalis L., который в Греции не растет, а вероятно (по Шпренгелю и Фраасу) смирнский ориган: Origanum smyrnaeum L. Котилия=0,27 литра; хоей=3,24 л.
Стадий-177,4 метра.
Здесь имеется в виду тренировка атлетов, связанная с усиленным кормлением.
На рыхлой или редкой коже сильнее растут волосы (см. «О происхождении ребенка», гл.9).

В кругу учёных есть только два понятия: наука и мнение. Первая даёт точное познание о вещах, а последнее порождает невежество. Следовательно, священное должно сообщать только просвещенным людям, которые уже достаточно ознакомлены с началами и важностью таких предметов: но отнюдь не передавайте священного профанам, пока они не будут посвящены в таинства науки.

Очень часто лучшее лекарство - это обойтись без него.

Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.

Болезни, происходящие от переутомления, лечатся покоем, а те, что происходят от праздности, излечиваются трудом.

Отчаявшись, больной сам приближает себя к смерти.

Гиппократ обследует ребенка. Гиппократ (около 460 года до н. э., между 377 и 356 годами до н. э.), знаменитый древнегреческий врач

Как бы ни был взволнован больной, какие бы основания не имелись для этого волнения, врач, в первую очередь, должен и своим видом, и словом успокоить больного.

Врач должен всегда ободрять больного.

Чрезмерное количество обильной пищи вызывает болезнь.

Лечение болезни требует не только искусства врача и лекарства, но так же много забот и ласки по отношению к больному.

Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.

Врач должен быть всегда спокоен.

Врачи, как и философы, с почтением относятся к богам. Ибо хотя они и могут многое лечить, но они более других имеют возможность и случай видеть и понимать, что есть многое такое, что превосходит их силу и мастерство, совершается само по себе, неподвластно ничему, кроме воли свыше.

Болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения, внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущая.

Врач должен быть вежливым и открытым для людей, так как суровость делает его недоступным и для здоровых и для больных.

Врач должен быть благоразумным, причём его благоразумие должно быть всегда заметно, его благоразумие должно проявляться и в устройстве его жизни, и в мелочах. И всё это нужно для того, чтобы люди ему верили, ведь доверить своё здоровье они могут только тому, кого уважают, у кого хорошая репутация и о ком идёт хорошая слава. Только правильная собственная жизнь и может принести человеку хорошую славу и сделать его уважаемым другими.

Врач не должен быть малодушным. Больные не поверят человеку, слабому духом.

В кругу учёных есть только два понятия: наука и мнение. Первая даёт точное познание о вещах, а последнее порождает невежество. Следовательно, священное должно сообщать только просвещенным людям, которые уже достаточно ознакомлены с началами и важностью таких предметов: но отнюдь не передавайте священного профанам, пока они не будут посвящены в таинства науки.

Изучение медицины можно сравнить с землепашеством; врождённый талант есть хорошая почва земли; учительские наставления суть семена; начать раньше учиться медицине, значит сеять семена в хорошее и приличное время года. Добрая нравственность есть благорастворенный воздух, который питает семена и споспешествует их созреванию. Любовь к занятиям своей науки заключает в себе значение всех способов и трудов, необходимых к полезному возделыванию почвы земли; наконец, значительное время одно в состоянии привести все труды к полезному созреванию.

По всей справедливости, медицина есть самая благороднейшая из всех наук и искусств. Но от невежества людей, занимающихся ею, или тех, которые не стыдятся дерзновенно судить о враче безотчетным образом, она, с давнего времени, начала терять своё высокое достоинство. Такой упадок её, кажется, происходит от того, что за вмешательство невежд в медицину нигде не назначено им приличного наказания, кроме бесчестия, которое на бесчестных не имеет никакого впечатления. Многих из сих людей можно уподобить актёрам, которые, хотя и принимают на себя вид актёров, подобно им одеваются и даже действуют, однако не суть актёры: точно то же и с врачами, - по имени их много, а по самому делу - очень мало.

Когда мозг здоров и находится в спокойном состоянии, человек здраво мыслит.

В мозгу заложены и наш ум, и сумасшествие, и безумство, и все наши страхи и ужасы, в том числе и сновидения, а также все наши способности и нерадивость.

Труд и покой врачуют тело и душу.

Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, её вызывающим.

Часть болезней происходит только от образа жизни.

Ничего не происходит без причины. Если что-то произошло, то можно быть уверенными, что для этого была причина.

Мудрые не стремятся к развлечениям, умеют заниматься делом - то есть деловиты, в собраниях достойных людей - серьёзны, доброжелательны и всегда готовы ответить вопрошаемому, к спорщикам - требовательны. Они предусмотрительны и при знакомстве с подобными себе, осторожны в общении с незнакомыми. Со всеми скромны, сдержанны, при криках - молчаливы, в ответах - остроумны, в речах - кратки. Всегда снисходительны, готовы к благородному использованию случая. Они терпеливы в ожидании, довольствуются малым. Всё, что сумели постичь из наук, готовы отдать для общего пользования, благодарны и уверенны в добром слове, всегда обращают внимание на истину в том предмете, который им хорошо известен. Таковы мудрые.

Практическая мудрость, направленная на конкретные обстоятельства, становится искусством, которое ведёт к благополучию и доброй славе.

Труд, бодрость духа и устремление ума к совершенству, к познанию приводят к результатам, которые украшают жизнь.

Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением.

Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.

Любое возбуждение и сильное проявление чувств - опасно. Во всём важен медленный переход от одного к другому.

Любое излишество противно природе.

Никогда не откладывай лечение на потом.

Сгорая сам, свети другим.

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы.

Душа человека развивается до самой смерти.

Это Вам будет интересно:

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди, сильные и молодые, - без привычки.

Врач лечит, природа исцеляет. опубликовано

Гиппократ