21 сентября какой праздник божественный что нельзя. Рождество Богородицы: есть пост или нет, что можно есть

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Преподобных Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.). Иконы Софии Премудрости Божией (Киевской). Икон Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславской; Сямской (1524); Глинской (XVI); Лукиановской (XVI); Исааковской (1659). Икон Божий Матери: Холмской, Курской-Коренной "Знамение" (1295); Почаевской (1559); Леснинской; Домницкой (1696).

Великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.
Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).
Праздник 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы. Родителями Пресвятой Богородицы были святые Иоаким и Анна, из еврейского народа, люди благочестивые. Жили они в маленьком городе Назарете. Иоаким происходил из царского Давидова рода, а Анна - из священнического Ааронова. Они дожили до старости, не имея детей. Не иметь детей считалось тогда у евреев немилостью Божией, и поэтому Иоаким и Анна тяжко скорбели, но не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им детей, как Аврааму и Сарре. Они обещали, что если Бог даст им дитя, то посвятят его Богу, то есть, как было тогда в обычае, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Наконец Господь услышал молитву праведных Иоакима и Анны и даровал им дочь, однако сначала еще раз испытал их терпение. Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он недостоин принести дар, потому что бездетен; а бездетством наверняка наказан за какие-нибудь грехи. «Не пойду домой, - сказал Иоаким, - а пойду в пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне детей». Так же была огорчена и Анна. Служанка упрекнула ее такими словами: «Тебя Бог не любит и не дает тебе детей». В скорби вышла Анна в сад и села под деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с детенышами. Это еще больше огорчило Анну. «Вот у птиц есть дети, а у меня их нет», - сказала она и заплакала. Тут ангел явился ей и сказал: «Не плачь, Бог даст вам дочь. Ступай и встречай мужа». В то же время явился ангел Иоакиму и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам Дочь, о Которой возрадуются все люди. Ступай домой». Анна пошла и встретила мужа, и они пересказали друг другу, что Бог через ангела обещал им дочь, и возблагодарили Бога. И действительно, через год, 8 сентября родилась у них дочь. Они назвали ее Марией.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Почаевской лавре в волынской епархии на Почаевской горе. Сама гора получила свое название от села Почаева. В XIV в. в пещере Почаевской горы спасались два инока. В 1340 г. они однажды увидели Пресвятую Богородицу, стоявшую на камне на вершине горы в огненном столбе. Взойдя на гору, иноки увидели, что на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался вдавленный оттиск Ее правой стопы, наполненный прозрачной водой как будто камень растаял под стопой Богородицы и начал источать воду. Этот след сохраняется доселе, по-прежнему наполненный водой, которая никогда не убавляется и не переливается. У этого источника стали совершаться чудеса. В 1537 г. Константинопольский митрополит Неофит посетил дом некой панны Гойской и благословил ее иконой Богоматери. Скоро начали происходить чудеса от этой иконы. Тогда в 1597 г. Гойская отнесла икону на Почаевскую гору и отдала инокам, обитавшим там в пещере. На горе была выстроена церковь, число иноков стало увеличиваться, и таким образом была основана Почаевская лавра. В 1675 г. по молитве иноков перед иконой обитель была спасена от нападения турок. Почаевскую икону почитают не только православные, но и католики; на поклонение к ней приходят из отдаленных концов России. Икона богато украшена. Богородица и Богомладенец на ней в коронах, окруженные святыми, среди которых пророк Илия, первомученик Стефан, преподобная Параскева и др.

Холмская икона Богоматери находится в городе Холме, в соборе. Полагают, что она написана евангелистом Лукой и привезена из Константинополя святым князем Владимиром. Икона была и в руках татар, которые нанесли ей две видные доселе раны, и поляков. Икона сия, подобно Киево-Печерской, помещается над царскими вратами и опускается на шнурах. Она привлекает к себе бесчисленное множество богомольцев.

«Знамение» Курская «Коренная» икона Богородицы находится в Курске, в монастыре. В 1295 г. она была найдена при корне одного дерева, обращенная лицевой стороной к земле, отчего и получила название Коренной. Когда подняли икону, то на месте, где она лежала, образовался источник воды. Князь Рыльский-Шемяка соорудил в городе храм Рождества Богородицы и поставил икону. Но икона неоднократно возвращалась на место своего явления, и тогда там соорудили часовню. В 1383 г. татары хотели было сжечь часовню, но не смогли; икону же раскололи и забросили. Впоследствии икона была найдена и склеена. В 1612 г., когда поляки осаждали Курск, жители города видели особенную помощь Богородицы и дали обещание устроить среди города монастырь во имя чудотворной иконы Знамения. Монастырь был устроен, и в 1618 г. икону перенесли в него. С того времени ежегодно, в пятницу 9-й недели после Пасхи, чудотворная икона с крестным ходом переносится из Курска на место ее явления и остается там до 13 сентября. Почтить ее приходят многие паломники. Курские жители, по молитвам перед иконой, видели спасение и от голода еще при Годунове, и от французов в 1812 г.

Исааковская икона Пресвятой Богородицы находится в Исааковской обители в Ярославской епархии. Икона явилась в селе Исаакове в 1659 г. Обитель устроена в 1662 г. На этой иконе стоят рядом иеромонах, архиерей, священник и диакон; священник держит в руках икону Богородицы - без Богомладенца.

Сямская икона Богородицы прославилась в XVI в. В 1524 г. Пресвятая Богородица явилась во сне вологодскому крестьянину Родионову, лежавшему два года в расслаблении, и повелела отправиться в Сямскую волость Вологодской епархии и сказать, чтобы там построили обитель во имя Ее Рождества. За исполнение повеления ему было обещано исцеление от болезни. Родионов исполнил повеление и выздоровел. Поселяне, увидев чудо исцеления, основали обитель, где храмовая икона сделалась чудотворной и стала известна под именем Сямской.

Икона Софии - Премудрости Божией существует в нескольких вариантах.
Иконы в Софийских храмах в Константинополе (который был построен императором Юстинианом и, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть) и в Киеве (который построен Ярославом) написаны так: представлен дом или храм, в котором под сенью, поддерживаемой двумя столпами, стоит Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. Руки и длани Пресвятой Богородицы распростерты, стопы утверждены на серповидной луне. При персях Ее на десной руке - Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой. Над сенью написаны слова: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмъ. Над домом вверху в сиянии лучей - Бог Отец и Дух Святой, а подле Них - Церковь Небесная, и в облаках предстоят семь архангелов. На ступенях дома, подле Богоматери, представлена Церковь Божия земная: изображены ветхозаветные праотцы и пророки.
Икона Софии - Премудрости Божией в Софийском Ногородском храме написана так: Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крылами, яко Велика Совета Ангел (Ис. 9:6), на огненном престоле о семи столбах. Вокруг Него голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель - ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. В вышине - Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклоненные ангела. Иконы Софии являют Матерь Божию, послужившую воплощением Премудрости, то есть Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни: в Киеве - в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах - в день Успения.

Домницкая икона Пресвятой Богородицы явилась на берегу реки Домницы Черниговского уезда, в 12 верстах от города Березны, в 1696 г. Гетман Мазепа устроил тут монастырь.

Православные и Церковные праздники в сентябре.

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты - периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Реклама

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Праздник установлен Церковью в 4 веке. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

Православные верующие отмечают в четверг Рождество Пресвятой Богородицы – первый в годичном круге из двенадцати великих – двунадесятых – праздников, посвященных Спасителю.

Церковное предание повествует, как Иоаким и Анна, благочестивая иудейская чета из Назарета, скорбели о том, что Господь не дал им потомства. Однажды во время праздника первосвященник Иссахар не принял жертву, которую Иоаким принес в Иерусалимский Храм, и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия". Убитый горем Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо, а Анна в одиночестве ходила по саду и плакала. В саду ей явился ангел и возвестил, что она родит дочь, через которую "будет славен во всем мире" род ее. И такое же видение было Иоакиму. Тогда супруги дали обет: если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу - отдадут его в Храм для служения до совершеннолетия. И у них действительно родилась дочь, которую назвали Марией.

В православной церкви с Рождества Богородицы начинается годичный круг 12 великих - двунадесятых - праздников, посвященных Спасителю. Рождество Богородицы - повод для особой радости. Отцы церкви видели смысл этого праздника в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог - боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте.

21 сентября — день осеннего равноденствия, после которого дни становятся короче, а ночи длиннее. По погоде, которая была в день Рождества пресвятой Богородицы, на Руси определяли, какая будет осень и судили о предстоящей зиме.

Если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная.

Если утром небо в звездах, ясное и чистое, то это предвещает сухую погоду и скорое наступление холодов.

Туман утром предвещал близость дождей.

Если же туман быстро рассеивался, то это предвещало чередование дождливой и ясной погоды.

Дождь, который идет с самого утра, может затянуться еще на 40 дней и привести за собой раннюю и очень холодную зиму.

Роса, выпавшая на траву 21 сентября, являлась свидетельством того, что ровно через месяц на землю ляжет иней.

Если утреннее солнце быстро высушит росу, стоит ожидать зима малоснежную, а если роса будет сохнуть до обеда, то впереди очень снежная зима.

Крупные и яркие звезды на утреннем небе — жди холодных утренников. Тусклые звезды говорили о том, что тепло еще продержится долго.

Ветер в Рождество Богородицы — жди малоснежную и ветреную зиму.

Утром тепло, после обеда холодно? Не за горами морозы и суровая зима с низкими температурами.

Яркое и теплое солнце в праздник Рождества Пресвятой Богородицы говорило о том, что зимой будет немало оттепелей.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».


В пятницу, 21 сентября, все православные верующие отмечают Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Этот двунадесятый непереходящий Богороднический праздник празднуется как один из великих праздников, считается днем начала Русского государства, как обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра I.

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой Анной, люди благочестивые и известные не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся жизнь их была проникнута любовью к Богу. Большую часть своих денег они раздавали бедным, кормили и поили убогих, часто посещали синагоги, которые украшали на свои средства. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели, это очень огорчало их. В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, и если детей не было, это считалось великим наказанием Божиим за грехи.

Однажды в большой праздник Иоаким пошел в храм принести жертву. Священник же, узнав, что Иоаким бездетный, не позволил ему это сделать. Бывшие же здесь евреи начали смеяться над ним и оскорблять его. Происшедшее так опечалило Иоакима, что он не захотел возвращаться домой, а отправился в пустыню, где паслись его стада. Тут в молитвах Богу он дал обещание до тех пор не есть, не пить и не возвращаться домой, пока Бог не услышит его молитвы.
Анна, жена его, оставалась дома. Услышав о происшедшем, она стала еще усерднее молиться Богу и дала обещание отдать дитя на служение господу, если Ему угодно будет услышать молитву их. Во время этой молитвы явился ей Ангел и сказал: «Молитва твоя услышана, Господь пошлет тебе дочь, которую назовешь Марией». Одновременно явился Ангел Иоакиму и объявил ту же радостную весть.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне эту великую радость - под конец их жизни у них родилась Дочь. По указанию Ангела родители дали ей имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда». Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Свою Пресвятую Дочь родители хранили как зеницу ока и не только любили как дочь, но и почитали, помня, что о ней сказал Ангел. Когда Ей исполнилось три года, они привели Марию в храм, и, по обещанию, посвятили Богу. Это событие празднуется под названием Введение во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября ст. ст.).

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции

На любом богослужении восхваляется Пречистая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Спасителя нашего Иисуса Христа, и упоминается о родителях Ее, святых Иоакиме и Анне. Праведные Иоаким и Анна, по народной вере - главные помощники в супружеском бесплодии, их называют Богоотцами.

Служба в храме начинается до восхода солнца, все женщины зажигают свечи и оставляют возле иконы записки с просьбами. Во время службы они искренне молятся и просят здоровья детям и близким, гармонии в семейных отношениях, благополучия в семье, излечение от недугов и даровании возможности родить здорового ребенка.

Также в этот день было принято помогать бедным, раздавая им еду (хлеб и сдобу, испеченные заранее, разные виды круп, овощи и фрукты, выращенные своими руками).

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции

Существует много примет, связанных с этим днем, которые передаются из поколения в поколение:

До праздника православные старались убрать весь урожай и закончить сельскохозяйственный сезон;

Нашими предками было замечено, если женщина успеет искупаться до первых лучей солнца, то красота ее до самой старости;

В день Рождества Богородицы незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу;

Молодожены звали в гости родственников: молодая супруга старалась удивить их своими кулинарными способностями, а ее муж - ведением домашнего хозяйства, в частности - показывал родным животных, выращенных на подворье в течение года.

Рождество Пресвятой Богородицы 2017: что нельзя делать в этот праздник

В день Рождества Богородицы нельзя совершать следующие действия:

ругаться или ссорится с родными, близкими и незнакомыми людьми;

тяжело работать, необходимо в этот день позволить себе отдых;

выбрасывать крошки после еды (их необходимо оставить животным);

обзывать кого-то плохими словами, или употреблять нецензурные и злые слова.

Обычаи и традиции Рождества Пресвятой Богородицы

Издавна считается, что это праздник всех женщин, матерей. В этот день благодарят Пресвятую Богородицу за возможность продолжения рода, за рождение Ею Сына Божьего.

Какую молитву читать перед иконой Пресвятой Богородицы?

Празднование Рождения Девы Марии – это благодарность Богу за спасение и возможность избавиться от греха. Верующие люди, надев свои праздничные одежды, отправляются в церковь, чтобы воспеть хвалу Господу, поблагодарить Его, помолиться Богоматери, поставить Ей свечу. К ней в этот день можно обращаться со своими бедами, просьбами, тревогами. Произнесенные к Ней обращения в этот праздник будут услышаны. Впрочем, Богородица и в другие дни никогда не игнорирует молящихся Ей, радуясь, что люди к ней обращаются. Перед иконой читают молитвы, прося не только за себя, но и за других.

Молитва Богородице:

«О Пресвятая Богородице! Призри благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да ниспослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечной и временной жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей, и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и поклоняемся честному образу Твоему, и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа со всеми святыми, во веки веков. Аминь»

Загадать желание перед иконой Божьей Матери. Как просить у Богородицы благополучия для своей семьи и себя?

Женщины у Божьей Матери просили благополучия для своего дома, членов семьи. Они ставили Ей свечи, низ которых заранее обматывался листиками бумаги с написанными желаниями. Когда свеча горела, смотрели, какой край первым будет обожжен – желание, записанное там, исполнится. Выгоревшая полностью бумага означала, что Божья Матерь услышала все просьбы. Лучшим даром для Пресвятой Богородицы является вера людей, чистота их души, способность любить.

Хлебцы от всех болезней на Рождество Богородицы

Хозяйки в этот праздник пекут хлебцы с первыми буквами его названия - «Рождество Богородицы» для каждого члена семьи. Их хранили вплоть до Рождества Христова под образами. Когда кто-то из членов семьи заболевал, ему давали хлебцы со свяченой водой, которую освящают в праздник Рождества Богоматери. Иногда для лечения их крошили в свяченую воду и давали ее выпить.

Что можно есть на праздник рождения Богородицы?

Этот день попадает на пост, но рыбу в праздник кушать можно. Приготовленными блюдами угощали близких и обязательно нищих. Женщины должны давать милостыню в виде еды и денег, чтобы Бог дал им детей и семейное благополучие. Скупящихся на милостыню женщин Он наказывает бесплодием.

Столы в этот день накрывают щедро. Считается, что это благодарность природе за то, что дала богатый урожай. Пекут пироги с разными начинками, накрывают стол дарами земли. Праздник отмечают долго – от нескольких дней до двух недель, в зависимости от того, каким был урожай – богатым или бедным.

Можно ли жениться на Рождество Богородицы?

Владельцы пасек убирали с них улья, чтобы пчелы не замерзли. Для питания им засыпался сахар.

С праздника начинается луковая неделя. Овощ убирали с полей и огородов, а у девиц начиналась пора посиделок. На них приходили молодые люди, приносили угощенье, пели песни.

С этого праздника начинается свадебная пора. Все летние дела сделаны, можно посвятить время празднованию. Природа начинает новый виток своей жизни, значит, самое время создавать семью.

Как просить у Богородицы о зачатии и рождении ребенка?

В Рождество Богородицы обращаются к Ней с молитвой бездетные, просят наступления беременности, легких родов, рождения здорового малыша. Читают такую молитву около Ее образа:

Молитва Богородице о рождении малыша:

«О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего. Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно. О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Или такую молитву:

Молитва Деве Марии о рождении малыша:

«О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя несокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, смилуйся над рабой Божьей (имя) и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего»

Как зарядить свой дом удачей и благополучием в будущем году?

Рождество Богородицы отмечают хлебосольно. Принято ходить в гости к друзьям, родственникам.

Молодая семья приглашает родителей к себе в гости, угощает вкусностями, хвалится своим хозяйством. Приходят не только родители – дом посещают дедушки, бабушки, старцы. Молодая хозяйка должна порадовать гостей вкусным пирогом, приготовленным собственноручно. Если блюдо оказалось вкусным, ей преподносят подарок. Если нет, дают наставления, советы, как стать хорошей хозяйкой. За столом старики рассказывают молодым о приметах, обрядах. Если пара выполняет их и прислушивается к рекомендациям старшего поколения, жизнь у них складывается дружная и безоблачная. Крошки, оставшиеся от съеденного пирога, рассыпают около овина, чтобы скотина не болела, не была уничтожена забредшими зверями, и урожай не был испорчен птицами.

Обязательно нужно навестить родителей. Идут к ним вечером, не с пустыми руками, а с вкусными угощеньями. Чтобы паре был не страшен плохой глаз, жена повязывает на одежду тесьму с вышитыми буквами «Р» и «Б». Если она отвязывается от одежды, развязывается, это является признаком зависти от окружающих.

Считается, что с рождения Богородицы начинается новая жизнь. Чтобы год был благополучным и удачным, в старину обновляли огонь. У каждого в избе была лучина, которая всегда горела. В Рождество Богородицы ее гасили, а потом зажигали заново. Считалось, что это поможет оставить позади горести и болезни, а в новую жизнь взять только хорошее здоровье и радость.

Обряд защиты детей от болезней и бед

В старину люди разжигали костры и сжигали в них изношенную обувь, одежду. Это защищало их от порч, болезней и невзгод. Детей принято было обливать водой, когда они переступали порог.

В этот день отмечают Вторые Осенины и осенний день равноденствия. Праздник связан со вступлением осени в свои права. С раннего утра женщины идут к водоемам встречать Осенину. Они брали с собой угощенья – кисель, овсяный хлеб. Осенины посвящены благодарности природе за урожай. Чтобы не потерять красоту до самых седин, женщины умывались до того, как солнце взойдет. Девушки это делали, чтобы жених засватал. Два праздника сливаются в один, хотя имеют разное происхождение.

0