Все о «Хоббите: Пустоши Смауга.

Кратко о статье: Враги свободных народов Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Враги Свободных народов

Краткая монстрология Средиземья

Нынче речь у нас пойдет вовсе не о хоббитах. В прицел январского "Бестиария" попали многочисленные злобные твари Средиземья - от пауков Лихолесья до Балрога Морийского. Понятное дело, что на четырех страницах журнальной статьи невозможно подробно рассказать обо всех существах мира Толкина. Поэтому я сосредоточусь на тех из них, кто, во-первых, прямо или косвенно находился на стороне сил Зла, во-вторых, обладал хотя бы минимальной разумностью, и, в-третьих, не являлся людьми.

Впрочем, и об этих созданиях можно писать бесконечно, посему не ждите от этой статьи исчерпывающих описаний - скорее, это будут некоторые интересные и не очень широко известные факты. Предупредив таким образом часть возможной критики, перехожу к собственно бестиарию.

Зеленокожие и саблезубые

Орки - продукт работ Моргота в области генной инженерии. Интересны тем, что, будучи истреблены все до одного, способны почти мгновенно размножиться вновь.

Среди многочисленных опасностей Средиземья орки (иногда их называют гоблинами, "ирчи" по-эльфийски, "урук" на Темном наречии) - пожалуй, наиболее привычная и распространенная. По общепринятой версии, орки были выведены Темным властелином Морготом еще до Первой эпохи (времена столь стародавние, что во "Властелине колец" вы почти не найдете упоминания о них). Материалом и одновременно образцом для издевательства для орков послужили эльфы, в то время бродившие по берегам своего родного озера Куивиэнен.

Орки невысоки, коротконоги и длинноруки, их грубая кожа зеленого или черного оттенка, на пальцах рук - когти, у них чуткий нюх и черная кровь. Питаются орки сырым мясом, не брезгуя и падалью. Орки (кроме урук-хай ) плохо переносят солнечный свет и предпочитают ночь или темноту подземных коридоров. Они довольно искусны в горном деле и ремесле, однако из их лап выходят изделия жутковатого вида и предназначения: оружие, пыточные инструменты, доспехи. В Третью эпоху (когда, собственно, и происходит действие "Властелина Колец") орки расплодились по всему Средиземью: от горы Гундабад на севере Мглистых гор до Мордора на юге. Разные племена говорили на разных наречиях, подчинялись разным начальникам и нередко воевали друг с другом.

Норокопатели

Орки, населявшие Мглистые горы, были крупнее своих сородичей и отлично приспособлены к жизни в подземельях. В "Хоббите" упоминается, что у них были даже специальные мягкие башмаки для бесшумной ходьбы по коридорам.

Орки Мглистых гор известны давней и кровавой враждой с гномами из-за их подземного царства Мории. В сражении в долине Азанулбизар погибло множество орков, в том числе их вождь Азог. Однако не прошло и полутораста лет, как орки расплодились вновь и чуть не нанесли Свободным народам поражение в Битве Пяти армий на склонах Одинокой горы.

Орки Мглистых гор напали на Хранителей в Мории, присутствовали они и в отряде, захватившем в плен Мерри и Пиппина.

Под Багровым оком

Орки были основной рабочей силой и пушечным мясом Властелина Колец Саурона. В Мордоре их можно было встретить везде: в Войну Кольца бесконечные колонны орков маршировали по Горгороту, стягиваясь к вратам Мораннон.

В Третью эпоху Саурон вывел (вероятно, путем скрещивания с людьми или троллями) усовершенствованную породу орков - урук-хай. Они были выше, сильнее и не боялись солнечного света. В Войну Кольца урук-хай сражались в армиях как Саурона, так и Сарумана (хотя в фильме Питера Джексона урук-хай - порождение Сарумана).

На службе Сарумана

Справедливости ради надо сказать, что Саруман, не отставая от Моргота и Саурона, также занимался опытами по скрещиванию. Их результатом стали полуорки, также не страдавшие светобоязнью. Полуорки выглядели по-разному: некоторые были почти неотличимы от людей, а в других с первого взгляда проступала орочья порода. У Толкина сарумановские орки не ездят верхом на варгах, Питер Джексон, очевидно, заимствовал этот элемент из описания Битвы Пяти армий, где на варгах сражались орки Больга.

Имена кольценосцев

Как звали назгулов - вопрос, который волнует толкинистов на протяжении вот уже нескольких десятилетий. У Толкина упоминается имя только одного из улаири, второго после Короля-Чародея - Кхамул, он же Черный истерлинг. В ролевой и карточной играх Middle-Earth , изданных фирмой Iron Crown Enterprises , были предложены следующие имена для оставшихся восьми кольценосцев: Муразор (сам Король-Чародей), Двар, Джи Индур, Акхорахиль, Хоармурат, Адунафель, Рен и Увата. Эти имена получили распространение в среде игроков.

Однако, выпуская новую коллекционную карточную игру Lord of the Rings , компания Decipher пошла другим путем: всех назгулов, кроме самого Короля-Чародея, "пересчитали" по-эльфийски: Аттеа (второй), Нелиа, Кантеа, Лемениа, Энквеа, Отсеа, Толдеа, Нертеа (девятый).

Окольцованные всадники

Со временем кольценосцы развоплотились и стали устрашать Средиземье в виде призраков. Назгулы бестелесны, однако их одежда, оружие и кони вполне реальны. Главное оружие улаири - страх, который они внушают всему живому, хотя в отдельных случаях они могут прибегнуть и к проклятому клинку. Они видят мир иначе, чем люди, и часто полагаются на нюх, а не на зрение. Назгулы не любят солнечный свет и воду, боятся огня и имени Элберет. Однако убить их невозможно, пока не уничтожен Саурон.

Звание почетного назгулоборца Средиземья принадлежит, несомненно, эльфу Глорфиндейлу: он разбил ангмарские войска улаири, а во время Войны Кольца загнал Черных всадников в Бруинен (в фильме Питера Джексона роль Глорфиндейла взяла на себя Арвен).

Вот такие птички водятся в Мордоре.

Предводительствует кольценосцами Король-Чародей (он же Ангмарец), сильнейший из них. В Третью эпоху он воцарился в колдовской стране Ангмар, откуда войнами и ведовством уничтожил нуменорское королевство Арнор. Затем он со своими коллегами захватил гондорскую крепость Минас Итиль и превратил ее в Минас Моргул. Король-Чародей не боялся оружия, любая попытка напасть на него заканчивалась параличом нападавшего. Он был убит Эовин на Пеленнорских полях, как и предсказал ему Глорфиндейл. Ростом Король-Чародей был выше прочих назгулов, а на голове поверх шлема носил корону.

Обычно назгулы передвигались верхом на черных конях, специально выращенных в Мордоре и приученных терпеть исходившие от кольценосцев волны страха. Однако после того, как кони улаири утонули в водах Бруинен (а сами они бестелесными призраками вернулись в Мордор), Саурон посадил их на громадных крылатых тварей. Новые верховые животные назгулов были бесперыми, с кожистыми крыльями и длинными шеями; летали они подобно стервятникам. Вероятнее всего, это были последние представители данного биологического вида в Средиземье.

Ужас огня и тени

Анекдот

Не вдаваясь в подробности истории и теологии Средиземья, балрогов можно определить как духов огня. Балроги были совращены Морготом еще до начала Первой эпохи и составляли личную гвардию Темного властелина вплоть до его окончательного поражения. Их громадные тела обладали человеческими очертаниями, однако были окутаны языками пламени и клочьями темноты. Вода не была смертельной для балрогов, однако тушила их огонь, и они принимали форму скользких чешуйчатых гадов. Обязательной деталью вооружения балрога была многохвостовая огненная плеть. Один из самых острых вопросов среди толкинистов - были ли у балрогов крылья, поскольку текст с описанием крыльев балрога можно понимать двояко.

После падения Моргота несколько балрогов бежало на восток, в Средиземье, и укрылось там глубоко под землей. Нам известна дальнейшая судьба только одного из них. Морийский балрог, он же Проклятье Дарина, был обнаружен гномами, которые зарывались все глубже под Мглистые горы, за драгоценным митрилом. Он убил короля гномов и множество его подданных, а остальные гномы покинули Морию.

Возможно, балрог командовал орками, заселившими оставленные гномами подземелья; в любом случае, и он, и зеленокожие уживались друг с другом. Сложно сказать, действовал ли Морийский балрог согласованно с Сауроном, но стремления у них, очевидно, были одни. Интересно, что по своей изначальной сути и мощи балрог не уступал ни самому Саурону, ни Гэндальфу, ни Саруману.

Упокоищами назывались погребальные курганы к югу от дороги, ведущей из Шира в Бри. Здесь находились захоронения благородных воинов Кардолана, одного из княжеств, на которые распался Арнор в результате подрывной деятельности Короля-Чародея (а возможно, и более древние захоронения). Во время Великой чумы население Кардолана почти целиком вымерло, и нежить из Ангмара и подвластного ему княжества Рудаур вползла в Упокоища и утвердилась там.

С тех пор заплутавшие путники стали пропадать в курганах, и о них поползла дурная слава. Во "Властелине колец" описано, как это происходило: сначала нежить морочила путникам голову, заставляя ходить по кругу, вселяла в них смятение и усталость. Вконец запутанные жертвы засыпали или теряли сознание, чтобы оказаться внутри Упокоищ. Там нежить под шепот жутких заклинаний убивала несчастных, и об их дальнейшем существовании можно только догадываться.

Большие и сильные

На поляне вокруг большого костра сидели три огромных тролля. Поляна была завалена банками с ветчиной "Made in USA", блоками жевательной резинки, бутылками "Пепси" и прочей снедью, а тролли вели непринужденную беседу.

Вадим Румянцев, "Вззхоббит, или Путь в никуда"

Тролли, иначе называемые торогами - мрачные, неуклюжие и тупые создания, к появлению которых, очевидно, также приложил руку Моргот. Существует версия о том, что Темный властелин создал троллей в насмешку над энтами и в подражание им. У торогов толстая шкура, ростом они выше человека и гораздо сильнее его. Тролли питаются мясом людей, гномов, хоббитов и прочими подобными яствами. Боязнь солнечного света, в той или иной мере проявлявшаяся у большинства слуг Моргота и Саурона, выражена у торогов максимально: любое свидание с дневным светилом заканчивается для них гибелью вследствие окаменения. Хрестоматийный пример подобного поворота событий описан в "Хоббите".

Существует много разновидностей троллей. Пещерные тролли , водившиеся повсюду в подземельях Средиземья, вместе с орками входили в состав сил Зла, оккупировавших Морию. Представители этой породы особенно велики, их кожа темно-зеленого цвета, а на ногах нет пальцев. В своем путешествии к Одинокой горе Бильбо встретил троих каменных троллей . Наконец, тролли холмов отличаются особой агрессивностью (в частности, они убили отца Арагорна, а также участвовали в битве у врат Мораннон), а горные - силой: именно они несли громадный таран в Пеленнорской битве.

Особо следует упомянуть об олог-хай . Олог-хай - элитарный подвид торогов, выведенный Сауроном к концу Третьей эпохи. Они были сильнее и сообразительнее своих сородичей, а также могли без особого вреда переносить солнечное излучение. Впрочем, это их умение, равно как и многие другие, целиком зависело от злобной воли их господина. В фильме Питера Джексона "Две Крепости" тролли, очевидно, олог-хай, открывают и закрывают колоссальные врата Мордора.

Открытым остается вопрос о великанах (гигантах) в мире Толкина. В "Хоббите" упоминаются каменные великаны, перекидывавшиеся во время грозы валунами. Существуют разные версии относительно того, что имел в виду Толкин под каменными великанами. Это могли быть те же тролли, либо порода крупных людей, или же даже энты. Впрочем, есть ли в Средиземье великаны, нет ли в Средиземье великанов - то, что о них известно, я написал.

Средиземские горынычи

Моргот создал концепцию нового вида вооружений - огненного дракона, и изготовил первый опытный образец. Молодой и глупый, дракон Глаурунг выполз из ворот Ангбанда. Эльфы в ужасе разбежались, и дракон... [фрагмент опущен], осквернив тем самым окрестные поля.

С. О. Рокдевятый, "Звирьмариллион"

Смауг, очень приятно.

Как вы уже, наверное, догадались, драконы, равно как и орки с троллями, также были плодом деятельности Моргота. Не совсем понятно, что взял Темный властелин за образец, и что стало материалом для драконов. Существует версия о том, что они были созданы волшебством из огня.

Драконы появились позже других созданий Моргота, однако оказались, пожалуй, самым опасным его порождением. Драконы живут почти вечно, если их не убить, а убить их под силу далеко не каждому. Помимо почти непробиваемой брони, драконы защищены способностью зачаровывать собеседника своей речью и взглядом. У них очень острое зрение, тонкий нюх и чуткий слух. Драконы удивительно алчны, обладают очень хорошей памятью и чрезвычайно умны.

Первые драконы (урулоки ), в том числе "опытный образец" Глаурунг, уже умели выпускать пламя, однако были бескрылыми. Впоследствии Моргот создал две разновидности крылатых драконов: огненных и ледяных, причем последние выпускать огонь не умели. Однако это не делало их менее опасными: махая крыльями, они могли поднять сильный ветер, сбивавший противника с ног. Дракон Смауг, захвативший чертоги гномов под Одинокой горой, принадлежал к породе огненных крылатых драконов.

После развоплощения Моргота оставшиеся в живых драконы перебрались в северные пустоши Средиземья. У Саурона никогда не хватило бы власти, чтобы управлять драконами, поэтому они оказались предоставлены сами себе. Чем это закончилось, видно уже на примере Смауга: без чуткого и централизованного руководства разрозненные драконы становились жертвами отдельных драконоборцев.

Более поздние, не-толкиновские источники населили Средиземье новыми видами драконов, такими, как пещерные, земляные (кеменлоки), болотные (хисуалоки), драконы света (калалоки) и даже дождевые драконы.

Сети и жала

Среди самых первых сообщников Темного властелина Моргота (в те времена, когда он Морготом еще и не был) была Унголиант, пребывавшая в образе огромной паучихи. В конце концов (еще до начала Первой эпохи) Унголиант пожрала сама себя, успев, правда, перед этим помочь Морготу в его темных делах, поссориться с ним и - самое для нас главное и основное - наплодить многочисленное потомство.

Пауки и мухи.

Последней из потомков Унголиант была паучиха Шелоб, обитавшая со Второй эпохи в пещерах на перевале Кирит-Унгол, одном из путей в Мордор. Она жила здесь до появления Саурона в Мордоре и не имела с ним никаких отношений; Саурон знал о ее существовании и держал в качестве сторожевой собаки. Шелоб подстерегала путников - людей, эльфов, орков - в лабиринте своих пещер, местами завешанных паутиной с нитями в палец толщиной, и высасывала из них кровь. Ее шкура была прочнее драконьей чешуи, а единственным уязвимым местом были глаза. Шелоб была ослеплена и ранена в схватке с Сэмом и, возможно, умерла после этого.

Впрочем, по примеру своей родительницы, и она не оставила мир без потомства. Отпрысками Шелоб считаются гигантские пауки, расплодившиеся в отрогах Гор Тени и к северу от них, вплоть до Северного Лихолесья. Именно там заплутавший в лесу отряд гномов был схвачен пауками, и Бильбо Бэггинс сражался с ними, чтобы освободить спутников. Гигантские пауки разумны и умеют разговаривать на всеобщем языке тонкими скрипучими голосами.

По-волчьи выть

Волки и их всевозможные родственники еще в первую эпоху стали одними из ближайших союзников Моргота. В "Сильмариллионе" упоминаются величайшие из волков - Драуглуин и Кархарот; да и сам Саурон не брезговал время от времени принимать волчье обличье. Древние волки разговаривали на Черном наречии и понимали эльфийский язык.

Возможно, от этих древних волков происходят варги Третьей эпохи - свирепые разумные волки, обитающие на севере долины Андуина, а также, возможно, и в других местностях. Варги разговаривают на собственном языке, а также очень быстро бегают, однако не умеют лазать по деревьям и боятся огня. Варги часто объединяются с орками Мглистых гор для совместного разбоя и грабежа. Именно на варгах прискакало воинство орочьего вождя Больга к Одинокой горе, в Битву Пяти армий. Позднее отряд Хранителей столкнулся со стаей варгов недалеко от ворот Мории: в ночной стычке было убито приличное число этих тварей, однако наутро не обнаружилось ни одного тела. Возможно, это был морок, а возможно, и нет.

Страж-в-воде

Безымянное существо, живущее в глубине пруда у Западных ворот Мории. В принципе, это может быть и два существа, и три, и двадцать. Все, что известно о страже-в-воде - у него (или у них) много щупальцев, он не любит, когда кто-то кидает камни в его пруд и обладает недюжинной силой. Гэндальф высказал предположение, что это существо ранее обитало в темных водах под горами, а на поверхность поднялось вследствие усиления воли Врага.

Очевидно, что существа, подобные стражу-в-воде - не единственные, кто населяет глубочайшие подземелья. По словам Гэндальфа, "намного ниже самых глубоких пещер гномов мир грызут существа, которым нет имени. Даже Саурон не знает про них". Впрочем, оставляю читателю все возможные спекуляции относительно этих безымянных существ.

* * *

Наша виртуальная экскурсия по средиземскому бестиарию подходит к концу. Надеюсь, что первое, самое общее представление об опасных существах, подстерегающих каждого Хранителя Кольца в мире Толкина, вы получили (или освежили в памяти то, что давно читали). В этом небольшом обзоре я сознательно обходил большинство нюансов, связанных с космологией и историей толкиновского мира, многочисленными именами собственными, которые потребовали бы многословных объяснений, малопонятных для читателя несведущего и неинтересных для посвященного. И вместе с тем я стремился не ограничиваться рамками фильма Питера Джексона - просто потому, что его смотрели все или почти все, и пересказ серий был бы просто неинтересен.

Если же кто-нибудь, паче чаяния, заинтересуется приведенными здесь сведениями, мне остается только отослать его к более компетентным источникам. Которые, помимо уже упоминавшихся "Властелина колец", "Хоббита" и "Сильмариллиона", суть:

Дж. Р. Р. Толкин. История Средиземья. (12 томов на английском языке; 2 переведены на русский);

Дж. Р. Р. Толкин. Неоконченные предания Нуменора и Средиземья;

Разнообразные путеводители, справочники, гиды и пр. на русском и английском языках;

Ролевые и карточные игры Middle-Earth и Lord of the Rings ;

Происхождение имени

По словам Толкина, «Шелоб - слово английского происхождения… означающее „она“ (she ) + „паук“ (lob ) = „паучиха“. Это слово является переводом эльфийского унгол - „паук“». Толкин предлагает считать это слово орочьим и не переводить его .

Происхождение и появление Шелоб в Средиземье

Шелоб устроила своё логово в подземном переходе на перевале Кирит Унгол (в переводе с синдарина - «паучий перевал»), располагавшемся высоко над крепостью Минас Итиль , и с тех пор никто не мог попасть в Мордор этой дорогой. Судя по словам Фарамира, неизвестный ужас (источником которого была Шелоб) поселился в Кирит Унголе ещё до того, как назгулы захватили цитадель Минас Итиль (превратив её в Минас Моргул) и укрепления на перевале, ведущем в Мордор:

Доподлинно ничего не известно, - ответил Фарамир. - Мы, люди Гондора, давно уже не бываем за Южным Трактом, не говоря уже о Горах Мрака. Мы знаем о них только из древних легенд и сказок, переданных нам стариками. Но все легенды сходятся на том, что на перевале над Минас Моргулом обитает неведомый ужас. При имени Кирит Унгол старцы и знатоки преданий бледнеют и умолкают.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 6 «Запретное озеро» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

…Как Шелоб попала сюда, в пещеру, не говорит ни одна легенда, ибо немногие предания Чёрных Лет дошли до нашего времени. Но с тех пор она, та, что была здесь прежде Саурона и прежде того, как заложен был первый камень Барад-дура, неизменно пребывала здесь.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод Марии Каменкович, Валерия Каррик)

Шелоб жила в кромешной темноте, ибо она была детищем тьмы и всякий свет был пагубен для неё. Этим воспользовался Фродо, отогнав её сиянием фиала Галадриэль.

Особой жизненной цели у Шелоб не было, за исключением пожирания всего, что попадается в её паутину, и стремления разрастаться всё больше и больше. Она любила только себя и свою плоть, а всех остальных, даже Саурона , презирала и ненавидела. Сам Тёмный Властелин отлично знал о ней, и она была полезна ему тем, что сторожила Кирит-Унгол; кроме того, ему была приятна её ненависть ко всему живому.

В основном пищей ей служили орки Саурона, постоянно попадавшиеся в её паутину. И хотя они всё время проделывали обходные пути, Шелоб находила эти проходы и расставляла в них свои сети.

Паутина Шелоб была очень липкой и прочной, и разрубить её могло лишь эльфийское оружие.

Шелоб в событиях Войны Кольца

Около 3000 года Третьей Эпохи Шелоб встретилась с Голлумом , выпущенным из Барад-Дура на поиски Кольца Всевластья.

Несколько лет назад с ней встретился Горлум-Смеагорл, превеликий лазун по всем чёрным захолустьям, и тогда, во дни былые, он поклонился ей, и преклонился перед ней, и напитался отравой её злобы на все свои странствия, став недоступен свету и раскаянию. И он пообещал доставлять ей жертвы.

Властелин Колец. Две крепости. Книга 4, глава 9 «Логово Шелоб» (перевод В. Муравьёва)

В 3019 году Т. Э. Голлум, намереваясь втёмную воспользоваться Шелоб как непобедимым оружием, привёл к ней хоббитов Фродо и Сэма , направлявшихся к вулкану Ородруин , чтобы уничтожить Кольцо Всевластья . Шелоб удалось ужалить и схватить Фродо, но его выручил Сэм, которому удалось - впервые за многие века! - не только серьёзно ранить чудовище эльфийским клинком своего хозяина, но и обратить её в бегство.

Звуки агонии раненой Шелоб, уползшей в своё логово, слышит Сэм, надев Кольцо. Это последнее упоминание о ней в трилогии. Позже, после падения Мордора, по приказу короля Элессара крепость Минас Моргул и укрепления Кирит Унгола были разрушены до основания, но гигантская паучиха так и не была найдена.

См. также

Примечания

Фотография: «Каро Премьер»

…И тогда вдали, в предрассветном тумане, хоббит Бильбо Бэггинс, маг Гэндальф Серый, гном Торин Дубощит и его двенадцать спутников увидели Одинокую гору. В этот момент начались финальные титры, а зрителям пришлось ждать еще целый год до следующей - вновь трехчасовой - главы фильма Питера Джексона о Средиземье. Ее подзаголовок «Пустошь Смауга» обещал долгожданную встречу с захватившим гномье царство Эребор огнедышащим драконом. И не обманул.

О второй части «Хоббита», как и любой трилогии, писать очень трудно. Общая концепция предельно ясно была выражена в первом фильме, окончательные выводы надо будет делать после третьего. К тому же всякому, кто смотрел экранизации Толкина, снятые бородатым новозеландцем, ясно: никакая это не трилогия, а гигантская девятичасовая картина, из которой продюсеры и прокатчики по понятным причинам хотят выжать побольше денег. Представьте, вы посмотрели середину любого, сколь угодно гениального, фильма: ни завязки, ни кульминации, ни головы, ни хвоста. О чем и как судить?


Можно, правда, рассказать об изменениях в сравнении с книгой. Многократно говорилось о том, что джексоновский «Хоббит», в отличие от толкиновского, больше для взрослых, чем для детей. В нем есть грозное дыхание подлинного эпоса, авантюра нескольких гномов превращена в глобальное противостояние добра со злом, а также присутствуют весьма неуютные эпизоды. Специальный спойлер, он же предупреждение, для страдающих арахнофобией: минуты эдак с тридцать пятой и примерно до пятидесятой можете выйти из зала, проветриться. Однако гигантские пауки Лихолесья - все-таки деталь из сказки Толкина. А вот поход Гэндальфа в разрушенную крепость Дол-Гулдур и встреча с Некромантом (читавшие книгу «Властелин Колец» знают его истинное имя) - деталь, привнесенная авторами фильма. От них же мы узнаем об устройстве Озерного города - на сцене появляются два новых героя, красавец-лучник Бард (Люк Эванс) и гнусный бургомистр (Стивен Фрай), - и о внутренней географии подгорного Эребора.

Главная инновация этой серии - появление единственного женского персонажа, которого Джексону и его соавторам пришлось выдумать, хоть как-то восстановив нарушенное Толкином гендерное равновесие. Командира стражи лесных эльфов Тауриэль играет Эванджелин Лилли, для которой эта роль - будем честны - стала первой серьезной возможностью избавиться от пожизненного амплуа Кейт Остин из сериала «Остаться в живых». Чтобы осуществить эту операцию, актриса буквально лезет вон из кожи: прыгает по ветвям, стреляет из лука, осваивает приемы эльфийских боевых искусств, смутно напоминающих китайские. Но даже все это меркнет перед совсем неожиданной лирической линией. Во вселенной Толкина было несколько историй любви между человеком и эльфом - подобное разбавление арийской крови английский гений считал допустимым, хотя не всем в Средиземье нравились смешанные браки. Однако роман эльфа с гномом - что-то радикально новое, практически революционное. Хоть при этом и укладывающееся в последние тенденции политкорректности и защиты меньшинств (гномы являются таковым в буквальном смысле слова).


Для фрустрированных этой ересью толкинистов предлагается маленькое утешение: явление Леголаса. Неизменный и в самом деле не стареющий Орландо Блум сыграл всеми любимого персонажа, которого вовсе не было в оригинальном «Хоббите». Тем не менее известно, что он был сыном короля лесных эльфов Трандуила, который взял гномов в плен и потому, учитывая неподвластность этой породы времени, вполне мог участвовать в задержании.

«Пустошь Смауга» подтверждает художественное превосходство «Хоббита» над «Властелином Колец» (речь, разумеется, о фильмах, а не первоисточниках): этот проект - более радикальный, авторский, нахальный, он в меньшей степени иллюстрация к тексту и в большей - его осмысление и интерпретация. Основная же его тема, похоже, та же, что в недавней «Теллурии» Владимира Сорокина - недаром писатель открыто признавался в любви к толкиновским экранизациям Питера Джексона. Речь о мире, в котором изменены представления о размере и масштабе, Большие сосуществуют с Маленькими, а понятие нормы размыто вплоть до полного исчезновения. Безусловно, те же задачи решают другие голливудские блокбастеры новейшего образца - от «Трансформеров» до «Тихоокеанского рубежа». Только лишь один Джексон не ограничивается восхищением перед гигантами, но и применяет новаторские увеличительные стекла (речь о технологии HFR 3D), чтобы внимательно вглядеться в малых сих. Ему известно, что победу в конечном счете одержат именно они, и он знает, что победа должна быть убедительной.

Свершится это, впрочем, только в третьей части, где состоится решающий бой с огнедышащим змеем и Битва пяти воинств: вероятно, нас ждет три часа кульминации, так что готовиться можно начинать уже сейчас. А высшей точкой «Пустоши Смауга» становится встреча и беседа Бильбо с драконом - точно так же, как в предыдущей серии все внимание было сконцентрировано на диалоге с Голлумом. Концептуально эта остановка действия позволяет вновь оценить незаурядные способности Мартина Фримена - самого талантливого из актеров фильма, которому за эту роль рано или поздно следовало бы дать «Оскара», - а заодно обратить внимание на столкновение человеческого начала со сверхчеловеческим-спецэффектным. Тут становится окончательно ясно, как важно для Джексона обмануть голливудского Молоха и в чем-то даже приручить его, не позволив ярчайшей сказке ХХ века превратиться в тривиальный набор аттракционов.

Пронзительно жалко в этом контексте лишь того, что российский прокатчик и под угрозой смертной казни не выпустит ни в одном кинотеатре копию «Хоббита» с субтитрами: мы обречены на дубляж. А значит, так и не услышим, как два величайших злодея Средиземья - последний дракон и сам темный лорд - говорят голосом Бенедикта Камбербатча.