Троицкая александро. Достопримеча-тельности алек-сандро-невской лавры

Александро Невская лавра. Александро Невская лавра: 1 — надвратная церковь; 2 — Некрополь XVIII в.; 3 — Некрополь мастеров искусств; 4 — Благовещенская церковь; 5 — Духовской корпус; 6 — Троицкий собор; 7 —… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В Ленинграде, памятник архитектуры; бывший монастырь. Основан Петром I в 1710 в память Александра Невского; в 1797 преобразован в лавру (крупный мужской православный монастырь). В архитектурный ансамбль лавры входят Благовещенская церковь … Художественная энциклопедия

Современная энциклопедия

Александро-Невская лавра - АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основан в 1710 в память победы князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве 1240. Действовали Словенская школа для детей разночинцев (с 1721), Славяно греко … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (площадь Александра Невского, 1; набережная р. Монастырки, 1), бывший мужской монастырь, историко художественный памятник. Находится в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

АЛЕКСАНДРО НЕВСКАЯ ЛАВРА, Свято Троицкая, мужской православный монастырь в Санкт Петербурге (с 1797 лавра). Основана в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в Невской битве 1240. По своему значению монастырь был поставлен выше… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 1 лавра (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Александро-Невская Лавра - (Свято Троицкая Александро Невская Лавра) ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт Петербургской епархии. По традиции священноархимандритом обители является митрополит Санкт Петербургский и Ладожский, фактически же Лавра… … Православие. Словарь-справочник

Свято Троицкая, мужской православный монастырь (лавра с 1797) в Санкт Петербурге. Основан в 1710 в память победы Александра Невского над шведами в 1240. Комплекс сооружений: Благовещенская церковь (1717 1722), Троицкий собор (1778 1790) и др.… … Энциклопедический словарь

До 1917 монастырь в Петербурге, ныне гос. заповедник, в к ром находится Ленингр. музей городской скульптуры. Осн. в 1710 в память Александра Невского. В 1797 переименован в лавру. Архит. ансамбль А. Н. л., созданный на основе замысла арх. Д.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Александро-Невская лавра 1713-1913. , Рункевич С.Г. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александро-Невская лавра 1713-1913. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913…
  • Александро-Невская лавра 1713-1913 , С.Г. Рункевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Историческое исследование доктора церковной истории Степана Григорьевича Рункевича, охватывает…

В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, — Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского — это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
Москвитин Филипп Александрович

11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

Икона Святого благоверного князя Александра Невского

По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


"Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху — директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее — переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
"Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
«Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
«"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX— XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


1 Лаврский мост

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


Фото Андрей Бутко

В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


Фото Андрей Бутко


Фото Андрей Бутко

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

Легенды и мифы

Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Историческая справка

1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

Внизу иконы помещена пространная надпись:

Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
Зримым же Горе святым тезоимениты.
Высокославнейший Петр и Екатерина
Россов честь и похвала обое едина
Благословение то делом исполняли.
Александор с Феодором помощь подавали
Их же и телеса зде пребудут во веке.
Благодатны верным всем изливая реки.
Да лиют же паче всех на Елизавету
и наследников ее в чудо всему свету,
Что родителей своих дел нет оставляет
И свою к Месту сему Маеть продолжает.

Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

Санкт-Петербург и пригороды

Года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского " и быть - по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. "Назначенный в тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".

Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.

Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня года мощей святого благоверного князя Александра Невского . Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер) , впоследствии патриарх Московский и всея Руси. Митрополитом Алексием было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Звоном Лаврских колоколов и крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно преренесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа года.

Возрождение Лавры как монастыря началось летом года при правящем митрополите Иоанне (Снычеве) . Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично предан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское богослужение состоялось 14 сентября года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком Соборе.

3 ноября года приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено, и управление передано Духовному собору Лавры. Был также принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Постепенно развернулись и обширные восстановительные работы.

Статистика

Настоятели и наместники

  • Феодосий (Яновский) (1712 - 1721)

В отличие от многих монастырей, которые возникали в местах обитания отшельников, Александро-Невская лавра была образована последователями церкви. Название этого святого места связано с важными событиями в истории России. В 1240 г. великий князь и полководец Александр Ярославович одержал крупную победу в войне со шведами на реке Неве, за что за что был назван Невским. Позже канонизирован Православной Церковью как Святой Покровитель России.

На сегодняшний день Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, часы работы которой очень удобны для посещения, является очень популярным местом как для российских туристов, так и для иностранцев.

Времена правления Петра I

Официальной датой основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры считается 25 марта 1713 года - день освещения первой деревянной Благовещенской церкви. Согласно историческим сведениям, основателем Невского монастыря был знаменитый император Петр I. Именно он в 1702 велел начать строительство в месте, где Черная река (настоящее название Монастырка) впадает в Неву. Руководил строительством и обустройством монастыря архимандрит Феодосий. Проектированием основных зданий занимался Доменико Трезини - итальянский архитектор и инженер. В его представлении будущая Александро-Невская лавра виделась как целый ансамбль каменных строений, расположенных между Черной рекой и Невой. Воплощение планов Трезини в жизнь затянулось на долгие годы. За это время, помимо основных монастырских строений, здесь появился целый городок с домами, огородами, конюшнями, мельницей, кузницей. Здесь же была открыта церковная школа, которую позже преобразовали в духовную семинарию, а потом в академию. были торжественно перенесены из Владимира в новую столицу России 12 сентября 1724 года по указу Петра Великого. Этот день в Русской празднуется до сих пор. Великий полководец стал покровителем новоиспеченной российской столицы, однако массивный серебряный саркофаг был передислоцирован в советские времена в Эрмитаж, где он остается (без мощей) и сегодня.

Синодальный период

После главным архитектором церковных сооружений стал Иван Старов, который многое переделал по своему усмотрению, значительно расширив территорию строительства. В 1797 году монастырь был возведен в ранг лавры. На тот момент Троицкая Александро-Невская лавра (Петербург) была не только крупнейшей в стране, но и одной из самых богатых.

Во время революции нарком социального обеспечения А. М. Коллонтай хотел преобразовать монастырь в пристанище для инвалидов войны. Группа моряков, которая отправились туда 19 января 1918 года, была встречены разъяренной толпой прихожан. Большевикам пришлось отступить. В результате вышел приказ о прекращении финансирования церкви из государственного бюджета. Апогеем этих событий стал указ об В 1922 году монастырь был практически «законно разграблен» в пользу голодающих. Серебряная рака, где хранились мощи Александра Невского, была вскрыта и передана в Эрмитаж, а сами мощи переправлены в фонд Государственного музея. С этого момента Александро-Невская лавра в СПб продолжает действовать вплоть до 1932 года, пока все монахи не были арестованы. Спустя год монастырь был закрыт и реорганизован в церковный приход, а в 1936 году богослужения полностью прекратились. Следующие 20 лет на территории монастыря располагались различные светские учреждения, и только в 1957 году богослужения были возобновлены. Мощи полководца вернули на свое законное место только в конце 80-х годов.

Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Лазаревское кладбище

Лавра в Санкт-Петербурге славится своим некрополем, где покоится много известных людей прошлого столетия - писателей, полководцев, ученых. Изначально здесь находилось одно кладбище - Лазаревское, основанное еще во время правления Петра I. Чести быть похороненным здесь удостаивались только богатые или известные в стране люди. На сегодняшний момент все надгробия, памятники, саркофаги представляют собой огромную историческую ценность. Здесь же находится семейный склеп знаменитого графа Шереметьева.

Тихвинское кладбище

Со временем Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и было решено открыть еще одно, которое назвали Ново-Лазаревским. Четкие границы оно приобрело только в конце 19 века, когда и было обнесено каменной оградой. Примерно в это же время новое кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры было переименовано в Тихвинское. Это было связано со строительством на территории кладбища усыпальницы во имя иконы Тихвинской Божьей матери. Захоронения на новом кладбище также связаны с именами известных деятелей культуры, искусства и научного мира. Ближе к середине 20 века захоронения на Тихвинском кладбище прекратились, и оно было реконструировано в мемориальный парк.

Никольское кладбище

Третье кладбище на территории Александро-Невской лавры было открыто в 1863 году. Так как на территории некрополя была расположена Никольская церковь, то и само кладбище было названо Никольским. Новое кладбище несколько отличается от своих собратьев. Во-первых, на его территории много часовен, построенных в древнерусском стиле. Во-вторых, помимо привычных памятников и склепов, здесь много бронзовых статуй и бюстов захороненных людей. В-третьих, единственное в лавре, которое не получило статус музея. Оно действует по сей день, но лишь единицы из самых удостаиваются чести покоиться в этой святой земле.

Ежегодно в Санкт-Петербург съезжается много туристов и паломников. Цель их приезда - Александро-Невская лавра. Часы работы очень удобны для всех желающих насладиться красотой и умиротворенностью этого места. Собор открыт с 6.00 до 20.00, территория лавры с 5.30 до 23.00.

История и современность

Возрождение церковной жизни и богослужений в стенах лавры было начато во второй половине 90-х годов, а в 2000 году все здания были переданы епархии. На территории монастыря две церкви, спроектированные отцом и сыном Трезини в 1717-1722 и 1742-1750, соответственно; величественный Неоклассический собор, построенный в 1778-1790 по проекту Ивана Старова и посвященный Святой Троице, и множество структур меньшего масштаба. Здесь же расположены Лазаревское и где сохранены богато украшенные гробницы Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Николая Карамзина, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Федора Достоевского, Карла Росси и других известных людей. На сегодняшний день Невский монастырь - популярное место для туристов и паломников. Историю возникновения Александро-Невской Лавры для всех желающих расскажут православные экскурсоводы. На территории монастыря расположена трапезная и чайная, где можно заказать горячее питание как для паломнических групп, так и для отдельных паломников. Здесь же построены три гостиницы, в которых можно снять уютные и недорогие номера. На сегодняшний день в лавре действует паломническая служба, которая отвечает за организацию экскурсий как по территории самой лавры, так и по церквям и храмам Санкт-Петербурга.

День рождения Александро-Невской лавры

В 2013 Православная церковь отметила 300-летие с того дня, когда была основана Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб. Отсчет этого события начался с 25 марта 1713 года, а именно с первой Божественной литургии в стенах храма. Во время празднования вся братия во главе с наместником церкви совершили крестный ход. Прихожане выслушали поздравления митрополита Владимира, который призвал людей сохранять это святое место, которое является духовным центром всей Руси.

Как и любое старинное место, Невский монастырь окутан тайнами и загадками. Вот только несколько интересных фактов, связанных с историей возникновения и развития Александро-Невской лавры.

  1. В связи с тем, что монастырь образовался на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами, изначально он назывался «Виктория».
  2. Православная академия в Санкт-Петербурге берет свое начало из школы, построенной на территории лавры и предназначенной в свое время исключительно для детей священнослужителей.
  3. Мощи Александра Невского, которые были перевезены на территорию монастыря еще при правлении Петра I и хранятся там в настоящее время, в годы революции были вывезены и переданы Государственному музею.
  4. В тяжелое послереволюционное время многие священнослужители пострадали от рук большевиков - были либо расстреляны, либо арестованы.
  5. В 1918 году правительство решило захватить территорию лавры и использовать ее для своих нужд. Однако отправленный отряд встретил небывалое сопротивление прихожан и вынужден был отступить. После этих событий богослужения продолжались еще 15 лет.
  6. Один из храмов лавры до сих пор не входит в ее владения и является городским музеем.
  7. Строительство этого исторического комплекса продолжалось почти сто лет. В процессе проектирования и возведения храмов и церквей участвовали многие известные архитекторы и строители того времени.

Последние события

Совсем недавно, 12 сентября 2016 года, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб организовала в своих стенах фестиваль "Невские звоны". Празднования были приурочены ко дню перенесения мощей Александра Невского и начались с традиционной общей молитвы. В фестивале приняли участие лучшие звонари России и ближнего зарубежья и порадовали присутствующих своим мастерством. Помимо этого, вниманию присутствующих был представлен фильм о колоколах. В заключительной части праздника любой желающий мог не только позвонить самостоятельно в колокол, но и получить мастер-класс от лучших звонарей.

Представляет собой оазис русской духовной жизни на Монастырском острове.

Как добраться до Александро-Невской лавры

Станция метро – Площадь Александра Невского;

Вход в лавру находится на площади Александра Невского, напротив огромного здания гостиницы «Москва» .

Режим работы Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Лавра открыта ежедневно с 5:30 до 23:00
  • Свято-Троицкий собор открыт ежедневно с 5:45 до 20:00
  • Некрополь 18 века
    • Ежедневно с 9:30 до 16:00
  • Некрополь мастеров искусств
    • Ежедневно с 9:30 до 16:00
    • Касса закрывается на полчаса раньше

Стоимость билетов Александро-Невскую лавру в 2019 г.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - действующий монастырь. Вход бесплатный для паломников и туристов всё время.

Также на территории лавры работает музей городской скульптуры - Некрополь XVIII века и Некрополь Мастеров искусств.

Стоимость билетов в некрополи Александро-Невской лавры в 2019 г.

  • Посещение Некрополя 18 века и Некрополя мастеров искусств
    • Для граждан России
      • взрослый билет - 250 рублей
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет - 400 рублей;
      • дети дошкольного возраста - бесплатно
  • Посещение одного из некрополей (Некрополя 18 века или Некрополя мастеров искусств)
    • Для граждан России
      • взрослый билет - 150 рублей
      • дети дошкольного возраста - бесплатно
      • школьники и студенты России - 50 рублей.
      • пенсионеры России и Белоруссии - 50 рублей.
    • Для иностранных граждан
      • взрослый билет - 200 рублей;
      • дети дошкольного возраста - бесплатно

История Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Считается, что на том месте, где Чёрная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву , 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году, Петром I было принято решение о строительстве здесь монастыря и дано ему название - Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Князь Александр Невский был канонизирован церковью за свои благие дела для Отечества. В народе монастырь называли Александров храм.

Заложен монастырь был в 1710 году по проекту Доменико Трезини и И. Старова. В 1712 году рядом с монастырем появляются первые строения. Были построены деревянные Благовещенская церковь и часовня. В 1713 году церковь была освящена. Застраивается монастырская слобода.

По проекту в комплекс монастыря входили церкви, кельи (жилые комнаты монахов), покои митрополита и другие постройки. Корпуса были построены «покоем» - буквой П с церквями по углам. На территории монастыря был разбит сад с цветником.

Основное здание монастыря расположено у речки Монастырки. И. Старов также выполнил проект церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радость - Надвратной церкви, которую так назвали из-за ее расположения над воротами монастыря.

Одним из первых строений монастыря является Благовещенская церковь, расположенная на правом берегу Монастырки (архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер, 1724 год). Здание церкви сохранилось до наших дней. Оно было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Церковь имеет прямоугольную в плане форму и украшена пилястрами. Увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. Именно сюда первоначально были перенесены мощи Святого Александра Невского. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.

В середине 18-ого века строятся еще несколько корпусов, в том числе Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса (архитектор М. Д. Расторгуев). И. Старов спроектировал также круглую площадь перед входом на территорию монастыря.

В 1720 году при монастыре была открыта типография. Позже в монастыре находилась семинария, которая была преобразована в Духовную академию, которая действует и сейчас. Указом Павла Первого в 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры.

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Троицкий собор Алексанро-Невской лавры, построенный в 1776-1790 гг., является основным в ансамбле монастыря. Расположен между Духовским и Фёдоровским корпусам, оформлен в стиле классицизма. Собор украшают скульптурные композиции (архитектор Ф.Шубин). На главном фасаде - шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Собор имеет крестообразную в плане форму. Внутренние помещения разделены на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Для иконостаса использован итальянский и русский мрамор. Бронзовые «царские ворота» удивляют изяществом рисунка.

В Троицком соборе находятся мощи Святого Александра Невского, перенесенные сюда в 1989 году. Троицкий собор работает и в настоящее время.

Некрополь Алексанро-Невской лавры

На территории монастыря в 1716 году основано Лазаревское кладбище, где была построена церковь Святого Лазаря. В Лазаревском некрополе похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Д. Кварнеги, А.Н.Воронихин. А.Д. Захаров, Ж.Ф.Тома де Томон, К. Росси, А.В., М.И. Козловский. На Ново-Лазаревском кладбище покоятся Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А.А. Иванов, Б.М. Кустодиев, В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский, П.К. Клодт, В.Ф. Комиссаржевская, Н.К. Черкасов и другие известные деятели.

Позже к Александро-Невской лавре присоединяется Тихвинское кладбище (1823 год). Оба кладбища объединяются в Некрополь. Затем в 1861 году в Некрополь вошло и Никольское кладбище. После реконструкции Невской набережной в 1960-ые годы Никольское кладбище было значительно сокращено. Здесь были похоронены историк Л.Н. Гумилёв и первый мэр города А.А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 2002 на площади перед лаврой открыт конный памятник князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). Главным праздником собора является день 12 сентября - день перенесения в 1724 году мощей св. Александра Невского.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Александро-Невская лавра не утратила своей духовной роли, несмотря на все гонения советского времени, и функционирует как мужской монастырь и в наши дни.

Музей городской скульптуры Алексанро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В 1930 году на основе Некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года он занял Надвратную церковь. А после закрытия в 1933 году Благовещенской церкви её первый этаж был также передан этому музею. В послевоенные годы музей занял оба этажа Благовещенской церкви, а в конце 1980-х годов и здание бывшей Тихвинской церкви


Официальный сайт Александро-Невской лавры

  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра -