О чем молятся феодоровской иконе. Икона пресвятой богородицы феодоровская

Икона Божьей Матери «Феодоровская» входит в число самых известных и почитаемых Богородичных икон. С ней связана история России, начиная со времён Александра Невского. Многим иконам Богородицы, по преданию, приписывают авторство евангелиста Луки.

Он был первым художником, чьи рукописные образы благословила ещё при земной жизни сама Дева Мария. Историческое значение иконы Божьей Матери «Феодоровская» указывает и на то, в чем она помогает православным верующим.

«Феодоровская» входит в число самых известных и почитаемых Богородичных икон

Появление на Руси иконы «Феодоровская Божья Матерь» датируется 12-м веком. Этот образ стал любимой иконой Александра Невского. С ней он не расставался никогда: на битвы шёл с ней, благословение на брак получил этим образом Богородицы и умер тоже с ней.

Известно, что на обратной стороне списка была изображена покровительница свадеб и замужества – святая Параскева Пятницкая. Это значит, что икона Божьей Матери «Феодоровская» имеет значение для христиан, желающих вступить в брак, в чем она и помогает.

Икона имеет значение для христиан, желающих вступить в брак

По свидетельствам верующих и духовного священства «Феодоровская» Божья Матерь, покровительствует чадородию, облегчает роды, в чем помогает сердечная молитва и акафист этому образу. В мирских делах она приносит умиротворение. Помогает наладить семейную жизнь. Способствует благополучному разрешению проблем. Укрепляет здоровье, исцеляет болезни.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Пропавшая икона и её возвращение

Сразу после смерти благоверного князя Александра Невского икона исчезает на целый год. И находит её во время охоты на дереве брат Александра, князь Василий Ярославович или ещё его называли Василий Костромской. Возвращение иконы Богоматери «Феодоровская» произошло с участием великомученика давно почившего Феодора Стратилата.

Икона исчезала на целый год

В то время как икона не давалась в руки князю, жители города рассказывали, что видели какого-то воина, торжественно идущего с иконой по городу. Этим воином был Феодор Стратилат, в его честь и названа икона «Феодоровская», шествовавшая в Костроме.

Князь Василий сообщил духовным лицам об этом чудесном явлении, вернувшись вместе в указанное князем место, был обнаружен чудотворный список Феодоровской Богородицы. Это удивительное проявление иконы ещё раз подтвердило, что она является одухотворённым и одушевлённым предметом веры, требующим благоговейного отношения и глубокого почитания.

Легенды о появлении иконы

Легендарные истории «Феодоровской» иконы Божьей Матери неразрывно связаны с Костромой. Она признана одной из самых почитаемых святынь не только Костромской области, но всего христианского мира. Где находится «Феодоровская» икона Божьей Матери в Костроме должен знать каждый образованный христианин.

Уже более 500 лет образ не покидала Костромские земли

Уже более 500 лет образ не покидала Костромские земли, и находится в женском Богоявленском Анастасиином монастыре, который называют ещё Феодоровский монастырь. Самой крупной и старинной духовной обители, расположенной в черте города. Её история датируется 15-м веком.

Список «Феодоровской» иконы Божьей Матери находится в ещё одном значимом месте для российской истории – Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, который является духовной колыбелью дома Романовых. Здесь был венчан на царство самый первый царь этой династии. До Романовых эта обитель принадлежала боярскому роду Годуновых.

Со временем на царство был благословлён Михаил Романов, в чем помогла икона Богородицы «Феодоровская». Мать Михаила, инокиня Марфа, которая, к слову сказать, насильно была пострижена в монахиню, долго не соглашалась дать благословение на царство своего единственного сына, ибо в государстве царили смутные времена. Но она была смирена, набравшись мужества и представ перед иконой в молитве, она вверила сына в руки Богоматери. Ведь Михаилу было всего 16 лет.

Значение «Феодоровской» иконы Божьей Матери

С этого момента икона Божьей Матери «Феодоровская» приобрела родовое значение и статус семейной святыни для семьи Романовых. С приходом Михаила Фёдоровича пришёл конец большой смуте в стране, и началось становление государства.

Более 300 лет икона передавалась из рода в род династии Романовых. Часто цари брали в жёны иноверок, и когда они принимали православие, им давалось отчество в честь иконы «Фёдоровской» Богородицы.

Более 300 лет икона передавалась из рода в род династии Романовых

В мае 2018 года, где находится в Москве «Феодоровская» икона Божьей Матери знали многие верующие. Впервые по благословению Патриарха великая святыня была доставлена из Костромы для почитания в храм Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Свиблово. Каждый желающий мог приложиться и помолиться чудотворному образу.

О чем можно просить

Перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» совершались молебны с просьбами о мире, усмирения вражды между странами, в чем помогает чтение акафиста, соборная молитва. Каждый приносил свою молитвенную просьбу Богородице. Она слышит каждую душу.

Перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» совершались молебны с просьбами о мире

В свидетельствах помощи, хранимых настоятельницей Богоявленского Анастасииного монастыря, часто написано так: «я просила, молилась, и мне было дано». Фёдоровская Богородица покровительствует материнству. Её просят о попечении и спасении детей.

Скачать текст молитвы

Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Материглавная святыня , находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.

Появление иконы на Руси

По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.

Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.

Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.

Обретение иконы жителями Костромы

Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.

Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.

Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.

Современные варианты появления святого образа

Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:

  • она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
  • ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
  • икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.

Святыня династии Романовых

Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.

Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.

Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.

Чудесные животворящие силы костромской иконы

Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.

Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.

Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.

Молитва к Богородице

По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.

Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?

Особенно Феодоровская икона Божией Матери помогает обратившимся к ней за помощью о зачатии и семейном счастье. Для беременных важна молитва о рождении и воспитании детей.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.

Феодоровский образ Богоматери является одной из чудодейственных православных икон, которые глубоко почитаются на территории Руси, и которая, как гласит предание, была создана рукой святого евангелиста Луки, точно так же, как и Владимирский образ. Два раза в год, а конкретнее 27 марта и 29 августа, проводится празднование в честь великой святыни дома Романовых – Федоровский образ Богоматери.
По преданию имеется 2 версии, согласно которым появился Феодоровский образ.

Первая из версий гласит, что Феодоровский образ был создан в 1164 году для Городецкого монастыря. Однако, в период частных набегов полков монголо-татар в 1238 году на город Городецк, хан Батый поджег и разорил монастырь, после чего образ был потерян, однако спустя несколько лет икону снова обрели в городе Кострома. Согласно второй версии Феодоровский образ Богоматери создали в 1239 году по указанию князя Ярослава Всеволодовича в качестве подарка на свадьбу своему сыну Александру. «Свадебный характер образа описывается историками присутствием на обороте образа святой великомученицы Параскевы, считавшейся на Руси покровительницей свадеб и будущих жен, а также покровительницей рода Полоцких». Третья версия гласит, что когда-то князь Юрий Всеволодович в первой четверти тринадцатого века, проезжал мимо города Городецк. На пути своего следования он обнаружил старую заброшенную часовню из дерева, возле которой он решил остановиться и где вскоре обнаружил древний образ, который был написан на доске. После этого князь забрал икону с собой.

После кончины князя, образ Богоматери был передан по наследству его брату Ярославу Всеволодовичу. Вскоре он был передан Александру Невскому, а после его кончины икона досталась его младшему брату, которого именовали, как Василий Невский.

Шестнадцатого августа (29 по новому стилю) 1263 года образ перевозится в город Кострома Василием Невским, где она была установлена в храме великомученика Феодора Стратилата, являвшегося небесным покровителем князя Ярослава Всеволодовича, а также многих других князей из рода Мстиславичей. Отец Василия, именовавшегося как князь Ярослав, был женат на Феодосии, которая в свою очередь являлась дочерью Мстислава Удатного.
От имени святого Феодора Стратилата и идет название образа «Феодоровский образ» и данный день (29 августа) считается первым днем памяти сего образа.

Первое диво от Федоровского образа Богоматери

Конкретной даты никто назвать не может, где-то примерно в 1263 г. войска крымских татар совершили набег на величественный город Кострома. Всю территорию города подвергли пожарам и разорениям. Предания повествуют о 2 крупных пожарах, в которых были разрушены 2 церкви.

Полки русских воинов, спасая Феодоровский образ Богородицы, приняли решение взять его с собой в сражение. К вечеру им удалось отвоевать город Кострому, и загнать татар в озеро. Христианские войска русских солдат разместили свои немногочисленные отряды круг озера. Татары же в своих попытках оборониться принялись стрелять в русских солдат стрелами. Однако внезапно произошло чудо. Феодоровский образ Богоматери начал источать божественные лучи, которые начали ослеплять. Ужасаясь и пребывая в смятении от данного явления, татары приняли пускать ещё больше стрел, которые к ним же и возвращались. В тот день на озере, которое позднее стали именовать Святым, сыскала своей смерти неисчислимая масса татар. Немногочисленные войска русские смогли победить в бою, не прикладывая к этому особых усилий, а также возвратили русских пленных.

Бытует также «Предание о явлениях и дивах Феодоровского образа Богоматери», подтверждающие сей факт. На месте, где была расположена икона, был установлен поклонный крест, а позднее, во второй половине семнадцатого века была возведена Феодоровскую часовня из камня.
Династия Романовых и её связь с Феодоровским образом Богоматери.

Случилось это в 1613 г., когда Земский собор вызвал на царство Михаила Федоровича Романова. После того, как была подписана Соборная клятва, назначили посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь. В данном монастыре проживал будущий царь России Михаил Федорович Романов вместе со своей матерью, инокиней Марфой.

Прибытие посольства в монастырь состоялось 14 марта 1613 г. И оповестило Михаила Федоровича о его призыве на престол. Но произошло так, что Михаил и его мать сначала отреклись от престола, однако позднее согласились, и мать дала ему своё благословение Феодоровским образом Богородицы.
Никто конкретно не может сказать, что же произошло и заставило будущего царя сменить своё решение и принять престол, а также какую роль во всём этом сыграл Феодоровский образ. Однако, с того самого дня, 14 (27) марта считаю вторым памятным днем Феодоровского образа Богородицы.

Находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре , Храме Святителя Николая в Кленниках , г.Москва.


______________________________________________

Описание иконы Богоматери Феодоровская:


По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы.

А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону Божьей Матери и назвали Феодоровской.

Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе Богородицы Феодоровская, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.

С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

________________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская»

Молитва первая перед иконой Божьей матери Феодоровская

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерз­новение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Хрис­том. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподо­бит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в пе­чали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни вре­менней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограж­дение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явлъшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да сла­вим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богородицы Феодоровская

О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да да­рует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодонос­но благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога наше­го, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых ра-досте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия

Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья перед иконой Богоматери Феодоровская

К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому при­внесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и безза­коний, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоб­лении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и неви­димых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да из­бавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская»

Тропарь, глас 4

Присшествием честныя твоея ико­ны, Богоотроковице, обрадованный днесь Богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту за­вета, притекает к изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Тво­его прибегающим, мир и велию милость.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворна-го Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Бо­городица и избавляет вся грады и стра­ны христианския невредимы от всех на­вет вражиих. Но, о Всемилостивая Гос­поже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся лю­ди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: ра­дуйся, Дево, Христианом похвало.

____________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская»

Кондак 1

Взбранней Воеводе, Пренепорочней Деве Богородице, Заступнице нашей и предстательству христиан непостыдному, явлением чудныя иконы Своея радование подавшей земле Российстей и вся верныя чада Церкве просветившей, благодарение усердно приносим Ти, Богородице, и припадающе пречудному образу Твоему умильно глаголем: спаси, Госпоже, и помилуй рабы Твоя зовущия: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Икос 1

Ангел Гавриил от Бога послан бысть во град Назарет ко Пречистей Деве Марии, и вшед к Ней рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах. Ангельскому гласу подражающе, и мы, грешнии, радости благодаре­ния в сердцы своем исполнени, пред явленным образом Твоим благохваления наша возносити к Тебе дерзаем, Пресвятая Богородице. Радуйся, отрасле от корене Давидова благословенная; радуйся, обетом родителей в жертву Богу прине­сенная. Радуйся, святых праведных Иоакима и Анны Дщи Богоданная; радуйся, триех лет во храм Божий введенная и тамо воспитанная. Ра­дуйся, тамо смирением и чистотою всех удивив­шая; радуйся, тамо Ангельския беседы сподобльшаяся. Радуйся, Дево, о зачатии Бога Слова благовестие во смирении приемщая; радуйся, избранная Отроковице, к зачатию Бога Слова силою свыше осененная. Радуйся, тайну воплощения Сына Божия, от веков в Бозе сокровенную, открывшая; радуйся, Агнице, рождшая Агнца Христа, вземшаго грехи мира. Радуйся, Тобою бо избавляемся мук адовых; радуйся, Тобою бо спо­добляемся Вечныя Жизни. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усерд­ная.

Кондак 2

Видя икону Твою, Пресвятая Дево, на древе стоящу, князь благочестивый костромский ужа­сом многим содрогашеся недоумея, что бысть видение сие. Хотящу же ему прияти ю и от сего свыше удержану ему бывшу, не можаше: уведев, яко чудно есть иконы тоя явление, воззва к Богу Аллилуиа.

Икос 2

Разумом желая разумети князь благочестивый пришествие пречудного Твоего образа во град Кострому, Богородице, душею радования пре­исполненною себе предаде водительству Божию, и преклонь колена, со страхом вопияше Тебе: Радуйся, Дево, явльшая образ Свой чудно; радуй­ся, Благословенная, в явлении образа Своего милосердие нам являющая. Радуйся, о всех чтущих Сына Твоего промышляющая; радуйся, всем просящим у Тебе дары, в меру веры, ко спасению подающая. Радуйся, путь истины заблуждшим показующая; радуйся, к Горнему миру чудесы твоими ум наш возводящая. Радуйся, смущения помышлений сумнительных удаляющая; радуй­ся, славящих Тя всегда прославляющая. Радуй­ся, чистотою Твоею чистоте нас научающая; Ра­дуйся, чистотою Твоею нечистоту нашу обличаю­щая. Радуйся, моления наша приемлющая; радуйся, рыданий и слез неотметающая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 3

Силу Божию благочестивый князь познав в вос­хождении образа чуднаго Твоего, Богомати, в явлении же видев милосердие Твое ко всем, спасение хотящим получити, рече: Аллилуиа.

Икос 3

Имев помысл стяжати даруемое Небесное сокровище, Лик Твой светлый, Богомати, второе простре державный руку к образу низшедшему: узрев же паки его восхождение, скоро пойде во град и победа о бывших ему Освященному Собору, да пришедше и видяще иконы Твоея явление возопиют с ним вернии: Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, Престоле Царя царствующих. Радуйся, Прене-порочная Дево; радуйся. Мати Непреступнаго Света. Радуйся, Честнейшая Херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, Небесными Силами величаемая; радуйся, от всех земно-родных ублажаемая. Радуйся, неизреченное веселие Ангелов; радуйся венче царственный всех пророков и апостолов. Радуйся, православия Христовы Церкве ограждение; радуйся, всех суемудрых учений и ересей низложение. Радуйся, Мати Божия, Пред­стательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений недоуменных, Освященный Собор со псалмы и песньми духов­ными абие притече видети образ Твой Неискусобрачная. Узрев же его на древе дивно стояща и благолепно красотою сияюща, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие честныя иконы Твоея, Богоотроковице, пришест-вие, и ко оной текше покланяхуся, аки Самей Тебе сущей, и со умилением и слезами вопияху к Тебе: радуйся, Дево, благо­словенная. в женах, во чреве Твоем Носителя всяческих носившая; радуйся, рождением Сына Твоего спасение миру всему явльшая. Радуйся, человеки с Богом соединившая; радуйся, Превышшая Небес, избавльшая нас от клятвы. Ра­дуйся, нас к Вечней Жизни руководящая; радуйся, Владычице мира. Радуйся, Божие к смерт­ным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, благих во благости соблюдающая; радуйся, лукавых на путь благий обращающая. Радуйся, под сень крова Твоего прибегающих милующая; радуйся, уповающим на Тя вся потребная к животу и благочестию дарующая. Радуйся, Мати Божия, Предстатель­нице и Заступнице наша усердная.

Кондак 5

Яко Боготечную звезду узреша людие икону Твою, Безневестная Дево, и яко многосветлый светильник поставиша ю во святем соборнем храме, радующеся и вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше жителие града Городца образ Твой, Владычице, во храме града Костромы стоящий, и на руку Твоею держима Богомладенца Иисуса, скорбию одержими беша: зане отшествие его бысть из града их. Мы же, обрадовани благово­лением Твоим ко граду нашему, приносим Ти дары, и с любовию лобызающе Твой святый об­раз, вопием Ти: Радуйся, Звездо, Солнце Правды нам явльшая; радуйся, возлюбившая сию страну. Радуйся, обретение Тебе ищущих; радуйся, радостию неизреченною верных сердца исполняющая. Радуйся, сокровище благодати неистощимое; ра­дуйся, милости приснотекущий источниче. Радуйся, от тяжких бед спасающая; радуйся, от смерто-носныя язвы избавляющая. Радуйся, всего мира Ходатаице; радуйся, всех недугующих Целительнице. Радуйся, красото несравненная; ра-дуйся, доброто несказанная. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усерд­ная.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии быша видевшии об­раз Твой, Богородице. Возвращся бо кийждо во страну свою, возвещаше о пришествии его и чудесех от него бываемых, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявша благодать от чуднаго образа Твоего, Чистая, веру немощствующих утверди, верньгх же возвесели сердца любовию. Сего ради радующеся вопием Ти: Радуйся, Пресвятая Дево, светом Небесныя истины нас озаряющая; радуйся, мглу греховную от нас отгоняющая. Радуй­ся, чудесы Твоими к Боговедению нас приводящая; радуйся, всех кающихся грешник ко благочестию подвизающая. Радуйся, всех при­текающих к Тебе крепкое заступление; радуйся, немощствующих умом утверждение. Радуйся, из­немогающих в вере возставляющая; радуйся, ти­хое пристанище в море житейстем обуреваемым. Радуйся, злыя советы сынов погибельных откры­вающая; радуйся, вознесенную гордыню врагов отечества нашего смиряющая. Радуйся, право­славных царей Державо; радуйся, всех христиан Похвало. Радуйся, Мати Божия, Предстатель­нице и Заступнице наша усердная.

Кондак 7

Хотя прославити Сын Твой, Богородице, святую икону Твою во граде Костроме, повеле ю в день Успения Твоего святому великомученику Феодору Стратилату носити по граду сему, да вси видяще чудо сие благодарным сердцем возопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Чудо новое яви нам Господь мольбами Твоими, Богородице, егда сгоревшу храму, в немже бе поставлен святый образ Твой, сохрани его

в пепле невредима от огня, и тако мневших сгоревша его печаль в радость преложи. Мы же, чудо сие ведяще, воспеваем Ти таковая: Радуйся, Купино Неопалимая; радуйся, огненный Столпе, сущия во тьме наставляяй. Радуйся, Животе, Духом позлащенный, невместимаго Бога вмес­тивший; радуйся, кадильнице златая, яко фимиам благоуханный, молитвы Твоя за ны к Богу Сыну присно возносящая. Радуйся, Жезле Ааронов к явлению в мир Сына Твоего прозябший; радуйся, Руно Гедеоново, благодатию Божиею во спасение наше орошенное. Радуйся, Горо несекомая, от Неяже отсечеся краеугольный Камень Христос; радуйся, Храме одушевленный, в немже вселися Божество телесне. Радуйся, девства охранение; радуйся, супружества благословение. Радуйся, паче всех Господа возлюбившая; радуйся, паче всех от Него превознесенная. Радуйся, Мати Божия„ Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 8

Странное чудо видевше, на воздусе икону Бого­матери стоящу, аки руками Ангельскими держиму, егда второе сгоре храм, в немже стоявше явленная сия икона, отвержемся, людие, мира сего, ум на Небеса преложше: сего бо ради и дадеся нам чудная икона Богородицы, да взирающе на ню горняя мудрствуем, а не земная, вопи­юще к Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В Вышних пребывающи Селениих, и нижних не разлучилася еси, Богородице, чудесы Твоими всех просвещающи приходящих к Тебе верою: сего ради и слышиши от нас сия: Радуйся, Мати Христа Бога нашего, на Небеси пребывающая; радуйся, на земли нас не оставляющая. Радуйся, ради величества Твоего на Небеси Ангелы окру­женная; радуйся, ради славы Твоея на земли от человек прославляемая. Радуйся, Тебе бо служат вся Небесныя Силы; радуйся, Тебе бо, по Бозе, хваление возносят Херувими и Серафими. Ра­дуйся, лице Божие выну на Небеси созерцающая; радуйся, пред престолом Сына Твоего Матерния руце Твои за ны молящися простирающая. Ра­дуйся, нас сущих на земли от всякаго зла омо­фором Твоим покрывающая; радуйся, верных от всяких душепагубных дел удаляющая. Радуйся, рождением Сына Божия двери Царства Христова нам отверзшая; радуйся, надеждою прияти небесных благ верных души услаждающая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское превозносит Тя, Дево, великия ради любве Твоея к роду христиан­скому: незрима бо и неприступна, яко Мати Бога от земли к Небеси возшедшая, Пречистым Твоим образом зриму и приступну Себе являеши всем воспевающим Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласны зрим о Тебе, Богородице: недоумевают бо глаголати о славных чудесех, от явления Твоея иконы бываемых. Мы же онем дивящеся благодарно вопием Ти: Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, от темных и лукавых духов исцеляющая; радуйся, лучами от Твоего Пречис­того образа изшедшими врагов земли нашея отгнавшая. Радуйся, больным видение Твое даро­вавшая; радуйся, молящимся явленней иконе Твоей исцеление подающая. Радуйся, расслаб­ленных от одра болезни воздвигающая; радуйся, немым разрешающая уста. Радуйся, от плена вражия возвращающая; радуйся, лютыя плоти страсти утоляющая. Радуйся, души верных не­изреченным милосердием Твоим умиляющая; ра­дуйся, неизглаголанным Твоим человеколюбием унывающих ободряющая. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 10

Соблюсти хотящи в чистоте домостроительство Церкве Право-славный, Чистая, и утвердити скипетр державы Российские чудною иконою твоею вложила еси в сердце благовернаго государя Михаила Феодоровича прияти венец царский земли Российския, да вси видящии видят, яко Вышний владеет царством, и емуже хощет дает е, и возопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая, Богородице Дево, всем к Тебе прибегающим: никтоже бо притекайя к Тебе тощь отходит. Сего ради ущедряеми милостию Твоею, во умилении души возглашаем Тебе: Ра­дуйся, твердая стено, от враг видимых и невиди­мых охраняющая; радуйся, крепкая защите упование на тя возложившим. Радуйся, познания истины чистое зерцало; радуйся, сохранения ве­ры крепкое забрало. Радуйся, грады и страны христианския предстательством Твоим от врагов спасающая; радуйся, царем благоверным поборающая. Радуйся, мир в градех селящая; ра­дуйся, благонравным благопоспешающая. Радуй­ся, силою молитв Твоих злыя помыслы в ничтоже обращающая; радуйся, силы врагов ближняго сокрушающая. Радуйся, юности наставление; радуйся, старости поддержание. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усерд­ная.

Кондак 11

Пение всякое побеждается спростретися тща­щееся множеству мно-гих щедрот Твоих: равночисленныя бо песку морскому песни аще приносим Ти, Богородице Дево, ничтоже со­вершаем достойно, яже даровала еси нам вопию­щим к Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, древле явльшуюся, зрим во святей иконе Твоей, Богородице Дево, егда град наш защитила еси от разорения врагов земли нашея лучами, от святая твоея иконы исходящими. Сего ради с верою припадающе к ней и с любовию лобызающе ю, вопием Ти: Радуйся, Мати, Превечнаго Света Христа, учением Его души просвещающая; радуйся, благодатию Божиею неверующих к вере в Бога приводящая. Радуйся, путешествующим спутешествующая; ра-дуйся, нуждно плавающих Кормчая. Радуйся, от всякия скорби, гнева и нужды спасающая; ра­дуйся, от глада, губительства, труса и огня со­храняющая. Радуйся, избавляющая от инопле­менных; радуйся, охра-няющая от междоусобныя брани. Радуйся, в святей иконе Твоей яко солнце в костромских пределах возсиявшая; радуйся, зде отрасль царственную возвеличившая. Радуй­ся, Тобою бо утверждаются царства; радуйся, Тобою бо венчаются царие. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 12

Благодать приявшая от Бога Сына Твоего, Дево Богородице, и ту древле излиявшая на всех при­бегающих к образу Твоему, не лиши ныне и нас богатыя Твоея милости, даруй нам покаяние о гресех, да чистым сердцем и устны взываем к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя милости и чудеса, хвалим Тя вси, Богородице, и яко древлий Израиль к Кивоту Завета притекаем ко образу лица Твоего, и из глубины души вопием: воздвигни руце Твоя к Сыну Твоему, да подаст нам вся благая и спаси­тельная с верою и любовию вопиющим Ти: Радуй­ся, утешение наше в скорбех; радуйся, утоление печалей наших. Радуйся, радосте наша бесконеч­ная; радуйся, светлосте и отрадо сердечная. Радуйся, надеждо наша крепкая; радуйся, сирым приятелище. Радуйся, странным прибежище; ра­дуйся, обидимым покровительнице. Радуйся, оклеветаемых оправдание; радуйся, благих аащищение. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная.

Кондак 13

О Премилосердая Заступнице наша, великия ради милости Твоея даровавшая отечеству и граду нашему чудотворную икону Твою во освящение, утешение и ограждение наше, нынеш­нее приемши славословие, от всякаго злаго обстояния избави рабы Твоя. Скипетр благовернаго императора нашего утверди, даруй ему здра­вие и спасение, на враги победу и одоление, и всех нас вечных мук свободи, устнами, душею же и сердцем вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Божией Матери «Феодоровская»

История Феодоровской, что во граде Костроме, иконы Божией Матери начинается с 1239 года. Как свидетельствует древний летописец, обретена сия святая икона была костромским князем Василием Георгиевичем во время охоты - образ Божией Матери стоял на дереве. После того как пришедшим из города на зов князя духовенством был отслужен молебен, образ был перенесен в соборную церковь великомученика Феодора Стратилата. Было это в день празднования Перенесения Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, 16/29 августа. Собравшиеся в храме рассказали, что накануне в городе видели воина, подобного обличием вмч. Феодору Стратилату. Воин нес на руках икону.

В дальнейшем обретенная святая икона прославилась многочисленными чудесами – исцелениями от различных болезней, помощью по молитве перед нею в трудных обстоятельствах.

При двух сильнейших пожарах, уничтоживших все дотла в соборной церкви, икона осталась невредима. Преднесением св. иконы с молитвенным пением перед войском город Кострома был избавлен от разорения татарами.

Со времени вступления на престол первого царя из Дома Романовых - Михаила Феодоровича в 1613 г. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей царствующего Дома. В честь этого была установлена вторая дата празднования иконе - 14/27 марта.

Этим образом благословлялись на царство все представители династии Романовых, сугубо чтившие святыню. Почиталась икона и св. Царем - мучеником Николаем II и его Семьею. Царственные страстотерпцы имели при себе копию Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была найдена после их расстрела в Ипатьевском доме.

В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала списанный с древней чудотворной иконы, что в г. Костроме, образ Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г. во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен. Священномученик Сергий продолжил традицию почитания образа, молебны по средам служились вплоть до закрытия храма. В 1932 г., когда храм был закрыт и его святыни разорялись, Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была передана общиной храма духовной дочери св. прав. Алексия - Марии Николаевне Соколовой (монахине Иулиании), у которой и хранилась более 40 лет; перед кончиной она передала образ в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии. В 1990 г. вновь открывается храм святителя Николая в Кленниках, и святой образ Царицы Небесной по милости Божией вернулся в него.

Теперь, как и прежде, по средам после вечерни совершается молебен с пением канона-параклиса перед этим чудотворным образом.

Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени.

Молитвы пред иконой Божией Матери «Фео́доровская»

Тропарь, глас 4:

Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це, / обра́дованный днесь богохрани́мый град Кострома́, / я́коже дре́вний Изра́иль к Киво́ту Заве́та, / притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́ / и воплоти́вшагося от Тебе́ Бо́га на́шего, / да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством / при́сно хода́тайствуеши все́м / под сень кро́ва Твоего́ прибега́ющим // мир и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8:

Благода́рственная принося́ще Ти раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех, / и́миже благоде́яла еси гра́ду нашему, / из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́, и ми́лися де́ем: / не преста́ни, Влады́чице, Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами / подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем / ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти: // Ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.