Каббалистическое проклятие пульса де нура. Еще раз о пульса де-нура - фома уральский

Пульса де-нура
פולסא דנורא

Это редчайшее в иудаизме смертельное проклятие, молитва на уничтожение. «Пульса де-нура» произносится при черных свечах десятью взрослыми мужчинами. Тот, против кого она направлена, не проживет сорока дней с момента ее прочтения.

Во время обряда, согласно мистической еврейской доктрине - Каббале - раввин "вызывает" Всевышнего и просит Его свершить суд над тем, кто вызывает Господа, и над адресатом проклятия. Ангел смерти нисходит в мир и убивает того из двоих, кто более грешен перед Господом. Подробнее - миньян из кошерных евреев - девять в черных одеяниях, один в белом - ночью собираются в синагоге или на кладбище. Зажигают черные свечи и читают хором древневавилонский текст молитвы. Последние слова произносятся ровно в полночь, после чего звук трубы извещает о конце церемонии.

Дело в том, что иногда учителя каббалистики могут сфокусировать состояние высшего гнева (которое, как и милость, присутствует на небе постоянно) на духовном отпечатке конкретного человека. В результате человек, на которого прогневался Всевышний, погибает.

Причина основная - суд Творца, плюс сама структура и условия ритуала. Его проводят посвященные равины в количестве 10 человек, миньяна (молитвенного кворума из 10 мужчин). К Творцу в большинстве молитв по канонам иудаизма принято обращаться в миньяне. Вот объяснение этому, данные равом Элиягу Эссасом. (http://www.evrey.com/)

"Проявление Всевышнего в мире, а точнее - процесс реализации Его Воли, имеет 10 субстанций. Этот процесс идет через 10 механизмов, 10 ступеней, которые, в частности, называются - сефирот (в единственном числе - сефира).

Каждый этап реализации Воли Творца (в высших мирах) содержит в себе:

а) «предложение» изменить то, что уже есть;

б) реакцию на предложенное изменение (действие и противодействие);

в) согласование предложения и реакции и создание «нового равнодействия», новой гармонии.

Так что на каждом этапе, всегда задействованы три субстанции - три сефиры.

Кроме того, реализация Воли должна пройти через три плоскости, и на каждой из них сработает указанный выше механизм.

Одна плоскость - мир идей. Другая - чувств, ощущений. Третья - действий.

Итого (3х3) - 9 сефирот.

Десятая сефира - плоскость (или - мир), в которой, в конце концов, реализуется Воля Творца. В ней проявятся результаты «деятельности» всех 9-ти механизмов (сефирот) и называется она - мальхут. Сущностное значение этого слова - «состояние, в которое Всевышний приводит сотворенный Им мир».

Так мы постигаем особенности, исключительность понятия «Десять».

В душе каждого человека заложен «потенциал числа 10». Каждый еврей несет этот потенциал и в своей «дополнительной душе». Напомню, что дополнительная душа предоставляет возможность реализовывать особую духовную работу - дав нам эту душу, Творец мира ждет, что мы будем ее осуществлять.

Итак, в каждом человеке - потенциал Десяти. И когда десять евреев собираются для духовной работы, в их душах происходит мгновенное «согласование» потенциала Десяти. Благодаря такому «согласованию», каждый из участников процесса духовной работы проявит свойство одной из сефирот. Так усилия десяти человек, образуя особое единство - состояние гармонии, как бы воссоздают всю структуру процесса реализации Воли Всевышнего.

Группа из 10-ти человек называется миньян, то есть - гармоническое соединение отдельных частей. В переводе с иврита мана - отдельная часть; мина - корень глаголов «сосчитать», «согласовать». И получается, что миньян - результат согласования.

Три важных уточнения:

1. Речь идет о духовной работе, направленность которой условно можно было бы обозначить глаголом «давать». И это означает, что миньян составляют только мужчины. Очевидно, что и женщины могут участвовать в духовной работе (к примеру, молиться в синагоге). Но в миньяне они не учитываются. Ибо «давать» - роль мужской стороны мироздания (см. на сайте ответ «За то, что не сделал меня женщиной»).

Душа мальчика формируется и становится гармоничной только к 13-ти годам. Следовательно, лишь с 13-ти лет человек может «войти в миньян». Хотя очевидно, что и дети младшего возраста (до 13-ти лет) могут участвовать в духовной работе.

Когда миньян (десять мужчин) уже есть, участие одиннадцатого, двенадцатого и вообще - любого числа евреев сверх Десяти, не нарушает гармонию. Ибо речь идет не о материальном мире, в котором дополнительное проявление какой-либо сефиры (если бы сефира была материальным объектом) действительно могло бы нанести урон состоянию «равновесия». Принципиальное значение имеет здесь не количество людей, которые в данной группе реализуют, скажем, качество сефиры хесед (любовь и желание вершить добро) или - гевура (желание выстоять, стремление удержать что-то, не дать сломаться), но - воссоздание единства, где каждая сефира получает возможность проявиться наиболее ярко хотя бы в одном человеке.".
А вот, по легенде, так выглядело заклинание против Ицхака Рабина. Говорят также, что это именно то самое заклинание, которое читают в Пульса де-Нура.

«Ангелы разрушения его поразят. Он проклинается куда бы он ни пошел. Душа оставит его тело и оно не выживет даже месяца. Потемки будут дорогой его и Ангел Господень его будет преследовать. Катастрофа постигнет его и все известные проклятья Торы падут на его голову. Я вам доставляю, вам, ангелы гнева и справедливости, Ицхака сын Розы Рабина, чтобы вы смогли его истребить. Убейте Ицхака, проклят будет он. Пусть он будет осужден на муки, осужден на муки, будет осужден на муки!».

Молитва закончена. Все. Приговоренный не проживет больше 30 дней. Но если приговор несправедлив или сделан по ложному обвинению, смерть вернется за каждым из молившихся. И не будет от нее спасения.

Молитва «Пульса денура» берет свои истоки в глубокой иудейской древности. В переводе с арамейского эти слова означают «удар огненым кнутом». По преданию пророк Элиягу владел тайной воскрешения после смерти и вознамерился открыть ее своему народу. Суровый еврейский бог разгневался на старца. Только он, Всемогущий, решает судьбы людей и распоряжается по своей воле их жизнью и смертью. Призвал Вседержитель «малхей хабала» — ангелов-мучителей, и наказали они дерзкого пророка 16 ударами огненного кнута. Ушла с проклятым пророком в землю тайна воскрешения. А молитва-проклятие осталась в традициях иудейского народа и дожила до наших дней. Ни одна религия исламского или христианского толка не знает такой молитвы-заклятия.

Религия иудейская сложилась традиционно так, что нельзя иудею предать смерти иудея. Это заповедано свыше. Это оправдано исторически в постоянных войнах на истребление народа израилева. Но есть один очень старый закон раннего иудейства «Дин Родеф», оправдывающий смертную казнь иудея, предавшего народ Торы, отдавшего землю врагу.

Ультрарелигиозные ветви иудаизма и каббалисты владеют силой этой молитвы. Но ответственность за убийство невиновного настолько велика, что применялась «Пульса денура» крайне редко — один-два раза в столетие, и то не каждое. Сознавая неотвратимость приговора, проклинаемому отводили срок исправить свое преступление, давался шанс на жизнь, если ошибку можно было еще исправить.

Игра шла в открытую — проклятому объявлялось, что он приговорен к смерти. Кроме того, религиозный закон предписывает применять это проклятие только против своих соплеменников. Потому и не применялся ритуал проклятия ни к Сталину, ни к Гитлеру. Исключением стал лишь Ясир Арафат. Совпадение или галахическая закономерность, никто теперь не ответит. Официального подтверждения проведения «Пульса денура» по Арафату пока не предъявлено. Совершенно точно с показаний исполнителей ритуала известно, что «Пульса денура» совершалась по Троцкому. Не прошло и 40 дней, когда настиг его удар ледорубом.

Времена и нравы. В стремительный двадцатый и апокаполиптический двадцать первый время, кажется, сжалось в спираль. И вот уже следует одна «Пульса денура» за другой с разрывом в 10 лет.

В октябре 1995 года прилюдно, в присутствии СМИ, была совершена молитва-проклятие по дважды премьер министру Израиля, герою войны, боевому генералу, «бульдозеру» Ицхаку Рабину. Ему было дано 30 дней жизни. 4 ноября Рабина достали в спину три девятимиллиметровки ультра-религиозника Игаля Амира. Четвертую он получил от агентов спецслужб в машине скорой помощи. Контрольный выстрел, но плохой. Скончался Рабин уже в госпитале.

А предыстория такова. На одном из русских радиоканалов Чикаго «Эхо Планеты» (есть в Сети вслух, время с 7 до 10 утра на чикагские деньги, с понедельника по пятницу, приглашаю послушать) работает и каждую среду выступает каббалист и ультраправый религиозник, наш комментатор по Израилю Авигдор Эскин, отсидевший срок в израильской тюрьме за ультраправизм и ныне живущий практически постоянно в Москве из-за угрозы второй посадки. Я не разделяю его ультра, но не могу не снять шляпу перед энциклопедической эрудицией, харизмой и своеобразной пираньей преданностью израильскому народу. Человек, живущий за границей с 17 лет, сохранил блестящий русский язык, находится в курсе всех событий в мире, ведет огромную просветительскую и религиозную работу.

Я встречалась с Авигдором на его авторских встречах в Чикаго. Завораживает личным обаянием и просто убивает своей энциклопедичностью. Во время отсидки он продолжал вести репортажи из тюрьмы. Можно было слышать арабскую и ивритскую речь через трубку тюремного телефона. (Репортаж с петлей на шее фучиковский). Для меня неприемлемо, как он преломляет данное ему знание, но не могу не уважать его свободу излагать и пропагандировать свои идеи. У Авигдора есть свой сайт, о нем много написано, сам он много пишет. Кто заинтересуется, всегда сможет найти о нем информацию в Сети.

Какое отношение имеет Авигдор к «Пульса денура»? А вот какое. Летом 1995 года Авигдор обратился известному равину-каббалисту Иосефу Даяну с инициативой совершить «Пульса денура» по Ицхаку Рабину. Даян, выходец из Мексики, репатриировавшийся в Израиль, старый последователь Кахане и член запрещенной впоследствии партии КАХ, пользуется огромным авторитетом в ультраправых религиозных кругах. Он дал свое согласие и собрал еще 8 человек религиозных евреев для отправления ритуала. По воспоминаниям Авигдора, все участники осознавали огромную ответственность за деяние. И сам Авигдор был готов принять смерть возмездия. Авигдор Эскин официально взял на себя ответственность за организацию «Пульса денура», но власти не смогли посадить его из-за отсутствия соответствующей статьи в законодательстве государства Израиль. Поехали дальше.

После совершения церемонии нужно было, по традиции, довести до сведения Рабина его приговор. Даян отправился к резиденции Рабина, охраняемой как цитадель. Близко к резиденции его не подпустили, но там, где разрешила полиция, около резиденции в присутствии журналистов Даян озвучил содержание (конечно, не его секретную часть, читаемую ночью) «Пульса денура» и ответил на вопросы журналистов. Он назвал отпущенный срок жизни премьеру и объяснил СМИ, за какие преступления против народа Ицхак Рабин приговорен к смерти. (Интересно, что убийца Игаль Амир, приговоренный к пожизненному заключению, уже в тюрьме вступил в брак с женщиной из русской алии Ларисой Трембовлер. Брак был официально зарегистрирован, но иметь детей семья сможет только путем искусственного оплодотворения). Уже интересно?

Год 2005. В июле месяце 2005 года совершается следующий-щая-щее (не знаю иврита) «Пульса денура». По Ариэлю Шарону. Конечно, это стало известно проклятому Шарону, но человек он был несуеверный, вполне светский, и перед СМИ смеялся над этими мракобесиями. Ой ли? Ему было оставлено жить 180 дней. Это было известно из СМИ всему миру. Некий итальянец, владелец маленькой пиццерии, отправляет Ариэлю личное письмо, в котором сообщает древний итальянский народный оберег от проклятий — дергать себя за причинное место, а заодно приглашает приехать поесть пиццы у него в ресторанчике. Смеемся вместе. У Шарона было куда лучше приложить руки, чем дергать себя за гениталии, я помню политическое напряжение тех дней выселения с территорий.

4 января, ровно через 180 дней после «Пульса денура», Шарон получает письмо по электронной почте о наступлении часа Быка. В тот же день его разит удар (удар огненным кнутом?) и несгибаемый Шарон становится овощем.

Скептики могут посмеяться, я присоединюсь, но с оглядкой. (Тьфу-тьфу, чур меня.) Но ни один верующий или даже слегка верующий еврей не посмеется над этой историей.

Каббалистика — одна из самых сложных и запутанных наук, в ней много стадий посвящения, много закрытых для профанов знаний, много таинственного и сакрального. (И чего туда наша профурсетка-блондинка Мадонна сунулась?)

Я хочу вернуться к бедняге пророку Элиягу, владевшему тайной воскрешения из мертвых. Найти бы его могилку и поспрошать о тайнах воскрешения и тайнах молитвенного проклятия. Не найти. Не спросить. Бедный Элиягу-мудрец — рабин, шарон древности иудейской.

Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы , духи , души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Исайя 9). Отсюда следуют метафизические понятия «тьма» - «невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога» (ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом! - Амос 5) и «огонь » - «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога» (ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный - Втор. 4:24; а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий - Исх. 24:17).

В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: «был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Евреи-ультраортодоксы были разгневаны публикациями в газете, основанной "отцом современного иврита " Элиэзером Бен-Йехудой , за что прокляли лингвиста.

37-летний архитектор Эяль Рагонис, бывший спецназовец, скончался от сердечного приступа через две недели после проведения против него "пульса де-нура". Обряд был проведен, так как Рагонис спроектировал и построил элитный комплекс на месте, где предположительно могло находиться древнее еврейское кладбище.

В 2010 году археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода , был предупрежден раввинами, чтобы не вскрывал древнюю могилу, или будет проклят. Вскоре после вскрытия могилы, Нецер стоя на вершине холма Иродион и общаясь с коллегами, оперся о деревянный парапет. Вылетели крепления, перила отвалились, и Нецер разбился, упав с высоты.

В своих интервью раввин Йосеф Даян, а также публицист и общественный деятель Авигдор Эскин указывают на своё участие в проклятии «пульса де-нура» в отношении премьер-министров Израиля Ицхака Рабина и Ариэля Шарона в и 2005 годах соответственно. Сам Эскин отрицает участие в обряде против Шарона, но подтверждает, что именно он организовал «пульса де-нура» в отношении Рабина. Рабин через месяц после проклятия был убит, а Шарон меньше чем через полгода впал в кому и не выходя из неё умер в 2014 году .

Напишите отзыв о статье "Пульса де-нура"

Примечания

Источники

  • Танах (Тора , Пророки , Писания)
  • Вавилонский Талмуд
  • Дов Шварц, Моше Блой. Пульса де-нура . Кульмус (прил. к Мишпаха ), май 2005.
К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Пульса де-нура

В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.

В иудаизме присутствие Бога трактуется как наличие благословенного, спасительного света или же пожирающего огня, в зависимости от разных ситуаций. Отсюда и понятие иудейского проклятия пульса де-нура, которое переводится как «удар огня». Такое проклятие понимается как нематериальное - на уровне духовной сущности - наказание грешника.

В Талмуде и каббалистической литературе наказание провинившихся ангелов изображается буквально как порка огненными розгами, что является метафорическим описанием божественной кары для понимания ее сущности простыми людьми. Именно с этим процессом и связывается пульса де-нура.

На кого может снизойти пожирающий божественный огонь

В каббалистической практике есть особый обряд, с помощью которого на голову грешника осуждающий его человек может обрушить гнев Бога. Он и будет выражаться в нестерпимом для человека, буквально пожирающем изнутри духовном огне. Наслать такое проклятие может только абсолютно безгрешный, чистосердечный и берущий на себя всю ответственность за это деяние иудей.

Гнев Бога падет на голову несправедливо обвинившего, если проклятый окажется невиновным. По этой причине у иудеев не принято «разбрасываться» проклятием пульса де-нура «направо и налево». В соответствии с базисными религиозными представлениями такое проклятие - не что иное, как апелляция к Божьему суду. Если Бог сочтет проклинаемого виновным, тот понесет наказание. В противном случае оно падет на голову клеветника.

Как именно происходит обряд проклятия пульса де-нура, является тайной, не доступной для широкой публики. Пульса де-нура может пасть только на иудея. Иноверцы - или гойи - априори не могут быть подвергнуты такому наказанию. По понятиям правоверных иудеев, иноверцы вообще не идут по пути постижения высшей божественности сущности и мудрости, поэтому горний свет для них непостижим.

В этом заключается особенность самого наказания. Иудей на пути своего духовного роста все больше приближается к Богу, постепенно поднимаясь, ступенька за ступенькой, на все большую духовную высоту. Постепенно ему открывается все больше информации о колоссальной бесконечной мудрости Бога. Если человеку откроется сразу слишком много, он этого просто не выдержит. Огонь испепелит душу и чувства.

По иудейским законам, проклятие пульса де-нура может относиться только к людям, которые духовно поднимаются, растут. Оно не имеет отрицательной природы, но представляется как «данное человеку сверх меры его понимания и возможностей». Естественно, такое превышение полномочий приводит к ужасным последствиям.

Самые известные проклятые

Есть предположения, что Лев Троцкий был проклят раввином Хафецем Хаимом. Сомнения вызывает тот факт, что сам проклявший умер раньше Троцкого, тогда как пульса де-нура должно подействовать в течение года после произнесения. Но совершенно точно от него пострадал Эяль Рагонис.

Этот 37-летний мужчина был обычным архитектором, который проектировал и контролировал строительство роскошного элитного комплекса. Рагонис разгневал иудеев за то, что возвел это мирское здание на святой земле, на месте старейшего иудейского кладбища, а это попрание законов и великий грех. Архитектор умер от сердечного приступа через 2 недели после наложения пульса де-нура.

И nechaman .

Пульса де-нура , правильней во множественном числе Пульсей де-нура : арам. "удары огня". Слово "пульса", как и русское "пульс" (удары сердца), заимствовано из латыни.

Образное выражение в талмудической литературе, означающее "болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира".

Космологическое происхождение понятия "Пульсей де-нура"

Метафизика иудаизма последовательно использует понятие "свет" для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Йешаъя /Исайя/ 9). Отсюда следует метафизические понятия "тьма" - "невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога" ("ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом!" - Амос 5) и "огонь" - "невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога" ("ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный" - Дварим /Второзаконие/ 4,24; "а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий" - Шмот /Исход/ 24,17).

Мидраш (поэтическое толкование основ иудаизма, ок. 4 в. н.э.) использует понятие "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" (эш охла эш ) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности : "Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он" (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает .

Ранняя каббалистическая литература - сборники Хэйхалот (2 в. н.э. и далее) также используют "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /Енох/, прежде чем стать ангелом-секретарём (метатроном ) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.

Средневековая литургия (пийютим) называет самого Творца "огнём, пожирающим огонь".

Пульсей де-нура в талмудической литературе

Следуя традиции антропоморфизма ("говорит Тора на языке людей" - Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания - ангелов - как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к "телесным" наказаниям, которые описываются как порка "огненными розгами" - пульсей де-нура . Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.

В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль /Гавриил/ и даже пророк Элиягу /Илья/.

Также в риторике мудрецов этот оборот используется и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: "был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!", говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Пульсей де-нура в средневековой каббале

Устоявшееся выражение "огненные розги" продолжает применяться к людям и в средние века. Один из крупнейших каббалистов Прованса, РаАБАД (р. Авраам бен Давид; современный термин "каббала" изобретён его сыном, р. Ицхаком Слепым) - говорит о своём оппоненте РАМБАМе (р. Моше бен Маймоне /Маймониде/): "если бы (мудрецы древности) были живы, они высекли бы его огненными розгами".

С развитием "практической каббалы" появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда; эти обряды также получают название "огненных розог" - Пульсей де-нура . В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не "управляет" Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если "жертва" невиновна, наказание падает на призвавшего.

Источник обрядов можно искать в рассказах об одном из первых каббалистов, р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н.э.): выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, р. Шимъон отыскал доносчика, который предал его римлянам, и обратил его взглядом в груду костей . Талмуд, где сообщается об этом (Шаббат 34а), не называет действие р. Шимъона "огненными розгами".

Пульсей де-нура в наши дни

В современном мире, когда каббала зачастую подвергается профанации, многие обороты речи потеряли свой исконный смысл. Сейчас можно найти людей, считающих, что Пульсей де-нура - заклинание, наподобие гарри-поттеровской "Авада Кедавры"; людей, утверждающих, что занимаются каббалой, и не верящих в Единого Абсолютного Творца Всего. Такие люди не имеют отношения к древней традиции, говорящей о наличии справедливого суда для всего живущего, и их "пульса де-нура" - всего лишь фикция; и, тем не менее, им необходимо помнить, что на свете есть "глаз всевидящий, ухо всеслышащее, и книга, где записываются все твои дела" (Авот 2,1).

Можно цитировать эту статью с указанием авторства "Эли Бар-Яалом, центр "Маген"".