Что за праздник рождество иоанна предтечи. Почему Предтеча и Креститель

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – так полностью называется праздник.

Рождество Иоанна Предтечи - это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии - Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Когда празднуется Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи - непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).

История жизни Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя” (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6-2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей - потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем - потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Часто задают вопрос: когда праздник Ивана Купалы по славянскому календарю? Задают и не знают, что празднуется этот день дважды: 24 июля – в самый длинный день в году – и 7 июля, когда приходит к нам религиозный праздник Рождества Иоанна Крестителя.

Почему так причудливо переплелись эти праздники? Отправляемся вглубь истории…

Древний праздник Ивана Купалы

До христианства наши предки молились языческим богам. Культ язычества – древний, связанный с силами природы и магической мощью родной земли. Славяне издревле молились многим богам, каждый из которых символизировал стихии.

Праздник Ивана Купайлы – это гимн Солнцу, прославление лета и его даров. Приходил он на праздник в летнее солнцестояние, что спускалось на землю в конце июня. Самый длинный день и самая короткая ночь – вот повод отчертить границу лета. Славяне .

Считалось, в эту ночь полевая и лесная зелень особенно сильна и наполнена животворящей, магической силой. Травы и цветы, плоды, собранные в ночь на Ивана Купалы – самые целебные. Солнце растворилось в соках и наполнило растения волшебством.

Именно тогда появилось предание о цветке папоротника, что расцветает на Ивана Купалы. И если влюбленная пара найдет его, увидит этот огненный цветок, подаренный самим Ярилой-Солнцем, – будет счастлива, богата и проживет долгую радостную жизнь.

Говорят, тот, кто сможет хотя бы увидеть этот дивный цвет, открывает для себя сверхвозможности: слышит голоса птиц и животных, видит сквозь стены и толщи земные, находит клады и повелевает силами природы. Потому-то так искали его деревенские ведуньи и называли папоротник разрыв-травой – травой, что помогает преодолеть все препятствия, разбить оковы, разорвать реальный мир и увидеть потустороннее…

Непрост путь поиска. Вся лесная нечисть выходит из своих убежищ и чинит препятствия смельчакам, но самые смелые, самые отважные, рискуют – и находят желаемое.

Не спите с 6 на 7 июля – Купальская ночь полна неожиданностей. Вышедшие из водоёмов русалки, кикиморы и водяные, из лесов – лешие, оборотни и ведьмаки шатаются окрестностями, пугают народ, наводят миражи, порчу и болезни на домашних животных.

Потому-то так сильны на Купалу магические обряды и ритуалы. Они охранят, очистят, омоют и дадут силу телу и духу. Все купальские обряды связаны с растениями, огнём и водой. В эту ночь прыгайте через костёр, купайтесь в реках и озёрах, собирайте травы и украшайте ими головы, дома, пристройки. А на утренней заре раздевайтесь догола – и вперед, по утренней росе. Да так, чтобы тело горело, забирая силу и здоровье самой матушки-земли…

В эту ночь гадайте. На суженых да ряженых, на желания да на будущую жизнь. Кто знает, как действуют силы природы и почему они иногда действительно предсказывают?..

Длятся до дня Петра и Павла – 12 июля, так что если вы опоздали сделать это в ночь на Ивана Купала, можете не расстраиваться.

Рождество Иоанна Крестителя
Он появился на свет в далёком Иерусалиме. Сын Елизаветы и священника Захария изначально был предназначен для великого.

Пожилая семейная чета уже не надеялась на счастье отцовства. Но Ангел сошел с небес и сказал Захарию, что скоро родится у него сын. Захарий не поверил ангелу, за что на его уста ангел наложил безмолвие.

Иоанн родился ровно за полгода до рождения Иисуса. Его немой отец написал его имя на дощечке, подтверждая, что нарекает его Иоанном, и тут же смог снова говорить: речь вернулась к нему, чтобы он мог прославлять Бога.

Иоанну выпала удивительная жизнь, полная лишений и странствований по пустыне, пророчеств и истинного служения Богу.

В своё время он явился миру и выполнил великую миссию – крестил Иисуса в реке Иордан.

Он был великим из пророков, что не боялись говорить правду даже о сильных мира сего. За свою позицию он был схвачен и заточен в темницу. А позже – обезглавлен царём Антипой. За пляску Саломии, дочери Иродианы, которую обличал Иоанн в своих проповедях, царь приказал отсечь Иоанну голову и преподнести на блюде жестокой красавице.

Фигура Иоанна Крестителя – велика в религиозном мире. На нём заканчивается Ветхий Завет и начинается Новый, повествующий о деяниях Иисуса Христа.

7 июля – великий религиозный праздник – Рождество Иоанны Предтечи или Крестителя. Его отмечают верующие христиане во всем мире.

Почему язычество шагает рядом с христианством?

После крещения Руси искоренялось язычество. Но так ли это просто: вырвать глубокие корни и заменить их новым деревцем?.. Так ли это просто отбросить всё старое и насадить новое?

Язычество уходило постепенно. С болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно.

Поэтому и переплелись истинно народные празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения.

Истинные славяне продолжают праздновать, например, День Ивана Купала 24 июня. А когда менялся старый стиль на новый, перекочевал этот праздник в 7 июля и совпал с Рождеством Иоанна. Так и идут они рядом – религиозный и народный праздник, сплетенные самой жизнью и историей.

Когда праздновать Ивана Купала? По календарю славян или по общепринятому? Это каждый решит сам для себя. Тем более, что купальские обряды и празднования не ограничиваются одним днем. И для тех, кто любит праздники, есть повод продлить очарование лета плясками и играми у костра Купальца, гаданиями и поиском удивительного цветка папоротника…

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 — 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» — и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

7 января (по ст.ст.) вспоминается перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956 г.) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956 г.), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV — начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796 — 1801 гг.) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.

Первое (IV в.) и второе (452 г.) обретение главы Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337 г., память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Третье (ок. 850 г.) обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857 гг.) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Перенесение десной руки Иоанна Предтечи (1799 г.)

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

– один из наиболее почитаемых православных святых, сыгравших важнейшую роль в евангельских событиях. Не удивительно, что с его именем в церковном календаре связано довольно много дат, которые раскрывают основные вехи его жизни, смысл его служения, а также историю почитания Иоанна после его земной кончины.

Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году:

20 января (7 января по старому стилю)

8 марта в високосном году (24 февраля по старому стилю) / 9 марта в невисокосном году (24 февраля по старому стилю)

7 июня (25 мая по старому стилю)

7 июля (24 июня по старому стилю)

11 сентября (29 августа по старому стилю)

6 октября (23 сентября по старому стилю)

Каждая из этих дат связана с отдельными эпизодом жизни Иоанна Крестителя, либо с историей его последующего почитания в лике святых. Расскажем о них по подробнее.

6 октября – Зачатие Иоанна Предтечи

7 июля –

С рождением Иоанна Крестителя связано первое чудо в его жизни.

Отец Иоанн, священник Захария и его супруга Елизавета были уже весьма пожилыми людьми, но их многолетний брак так и оставался бездетным. В те времена на такие семьи в обществе смотрели косо – считалось, что бездетность является наказанием за какой-то большой грех. Будущие родители Иоанна Крестителя уже смирились с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, когда с Захарией произошло чудо.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. По ветхозаветной традиции на какой-то момент, он остался в храме один, и именно тогда в самом священном для иудеев месте ему довелось увидеть Божьего посланника – архангела Гавриила, который объявил ему о скором рождении сына. «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17)

Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына - Иоанна.

20 января – Собор Иоанна Предтечи

На заставке: Святой Иоанн Креститель, Никола Пуссен

Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, усекновение его главы - 11 сентября, первое и второе обретение реликвии - 24 февраля, а ее третье обретение - 25 мая. Каждый вторник молитвы о нем возносятся перед Богом.

История праздника

В Евангелии от Луки повествуется о том, как праведные супруги, престарелые Захария и Елисавета стали родителями долгожданного младенца. Много лет они просили Господа о таком счастье. И молитва их была услышана. Этому счастливому дню предшествовали удивительные события.

Захария, будучи священником, однажды вошел в Храм Господень для совершения каждения. Он молился о прощении и утешении всего иудейского народа. По правую руку от жертвенника он увидел Ангела Господня. Испугался и смутился праведный Захария. Ангел же возвестил о том, что их молитва услышана, и что его жена родит сына в назначенный срок. Наречен он будет Иоанном и приготовит многие племена к спасению.

Священник усомнился в словах Ангела. Он потребовал подтверждения пророчества. За это Заахария и был наказан немотой. Выйдя из храма, он не смог обрадовать жену услышанной новостью. Заговорил он только в день, когда нужно было нарекать новорожденного сына. Счастливый отец вознес хвалу Богу и назвал первенца Иоанном.

© Sputnik / Юрий Абрамочкин

Почитание Рождества Иоанна Предтечи

Лишь три христианских праздника, утвержденных в честь рождения прославляемого лица, названы Рождеством. Речь идет о появлении на свет Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Уже наличие этого факта подчеркивает особый статус Крестителя среди почитаемых святых. Каноны праздника в честь рождения святого мученика были написаны Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным. Его стихиры писались выдающимися гимнографами.

Рождество Иоанна Предтечи неизменно празднуется в Петров пост. Дата праздника была вычислена по свидетельству Евангелия от Луки о том, что Иоанн Креститель рожден за полгода до рождения Спасителя. Поскольку к зимнему солнцестоянию приурочено Рождество Христово, появление на свет Крестителя стало отмечаться в день летнего.

Поскольку православная церковь в России использует юлианский календарь, было потеряно астрономическое соответствие праздника. По григорианскому календарю Рождество Предтечи отмечают в июне, а по юлианскому - 7 июля. В честь этого события в Москве был возведен храм Рождества Иоанна Предтечи.

© Sputnik / Павел Балабанов

Репродукция иконы "Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча" (Деисус) работы неизвестного мастера конца 12-го века. Государственная Третьяковская галерея.

За что почитают Иоанна Предтечу?

Будучи ровесником Христа, Иоанн был свидетелем всех событий, которые последовали вслед за рождением Богомладенца. Чудом он избежал смерти по приказу неистового Ирода, когда тот решил истребить всех младенцев, чтобы предотвратить восхождение Христа на трон.

Оставшись сиротой, Иоанн не умер с голоду. По милости Божией он был укрыт в лоне природы вдали от человеческих глаз. Хранимый Всевышним, мальчик рос в окружении животных, которые заботились о нем. Дух Святой вел его и укреплял в молитве. Иоанн рос, не видя людей и их хитростей, грехов и слабостей. По мнению древних христианских толкователей, он принес Богу редчайший в Ветхом Завете обет девства. Его уста были помазаны великой силой обличения.

Войдя в возраст, он стал уличать грехи фарисеев и саддукеев. Корысть и гордыня, властолюбие и стяжательство - вот пороки, которые вскрывал Иоанн. Народ, понимая праведность его слов, почитал справедливого пророка и наставителя.

Когда пробил час, десять городов, стоящих на Иордане, услышали мощный призыв Иоанна. Простые люди тотчас же оставили свои дела и отправились к берегам Священной реки. Там он исповедовал каждого и заводил людей в струи воды. Осознав содеянное, мытари и блудницы присягали Иоанну в верности. Они примыкали к рядам его учеников и верных последователей. Все они ожидали пришествия Иисуса, который по воле Отца Небесного шел к берегу Иордана, чтобы спасти людей.

© Sputnik / Илья Питалев

Выставка "Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков"

В назначенный час Креститель указал людям на Христа и сказал: "Вот Агнец, который возьмет грехи всего мира на себя". Спаситель был крещен Иоанном. Он оставил завет верности Господу и любви к его сыну. Всю свою жизнь Иоанн Предтеча посвятил служению Богу. После смерти Креститель был назван Церковью мучеником, первым по благодати.

Смерть Предтечи была страшной. Он указал Ироду на то, что тот нарушил седьмую заповедь закона Моисея, взяв в жены Иродиаду, жену собственного брата Филиппа. Ирод не посмел сразу казнить пророка, побоявшись народного гнева, а бросил его в темницу. Позже он приказал казнить Иоанна по просьбе дочери Иродиады. Иоанн Креститель был обезглавлен в тюремной камере. Его голову слуги принесли на блюде к ногам неверной женщины. Тело мученика было погребено учениками Предтечи. Глава Крестителя была выкрадена благочестивой служанкой Иродиады. Позже эта реликвия была утеряна и обреталась трижды.