А зори здесь тихие, в сокращении. «А зори здесь тихие» Б

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.


(1103 слова) Действие повести разворачивается в мае 1942 года на 171-м железнодорожном разъезде. Место оказалось «тихой гаванью» среди продолжающихся по всей России военных действий. Здесь сохранилось пару дворов, и командование, на случай бомбежки, оставило две зенитных установки. Немцы прекратили обстреливать разъезд, и жизни солдат, засланных сюда, потекли размеренно и умиротворенно. Молодые бойцы много пили и часто засиживались у местных девушек, что расстраивало старшину Васкова. Он безустанно писал в штаб рапорты на новых ребят и просил прислать непьющий взвод. И вот, непьющие зенитчики прибыли расположение. Молоденькие девушки. Пьянки и гулянки действительно прекратились, но появились другие характерные минусы такого «правильного взвода» — девушки подсмеивались над старшиной (всего 4 класса образования), к взводу невозможно было зайти без стука (поднимался визг), однажды и вовсе вышли нагими загорать, делали все не по уставу.

Рита Осянина – командир отделения. Война унесла жизнь ее мужа, после чего и она решила уйти на фронт, оставив сына маме. Растопить сердце суровой Риты смогла только присланная вместо убитой подносчицы Женька Комелькова (всех близких расстреляли у нее на глазах). Она была совсем не похожа на командира отделения, невзирая на пережитые ужасы, Женя жизнерадостна и красива; отмывает и расчесывает неказистую Галю Четвертак, и девчонки начинают дружить втроем.

Новость о возможном переводе на разъезд с передовой дает возможность Рите повидаться с сыном, и она по ночам сбегает к нему в город. В одну из таких ночных вылазок Осянина натыкается на двух немецких разведчиков, которые неосмотрительно близко подошли к разъезду с оружием и какими-то пакетами в руках. Рита сообщает Васкову об увиденном, утаив причины своего нахождения в столь ранний час в том месте. Васков замечает босые и мокрые ноги Осяниной, но ничего не говорит – сейчас есть проблема важнее. Старшина, внимательно обдумав слова зенитчицы, делает вывод, что столкнулась она с немецкими диверсантами и определяет путь их следования – железная дорога. Васков решает перехватить немцев и берет с собой 5 девушек. Так как солдаты его не закалены боями, он рассказывает и подготавливает свой «отряд» к столкновению с противником, подбадривает шутками. Ритка Осянина, Лизка Бричкина, Галька Четвертак, Женя Комелькова и Соня Гурвич со старшиной отправляются на перехват диверсантов к Воль-озеру. Главная задача – добраться до озера раньше немцев, чтобы успеть расположиться и подготовиться, для этого необходимо срезать путь через болото. Федот Евграфыч благополучно переправляет свой «взвод» через топь, только маленькая Четвертак оставляет в болоте сапог. На берегу ей сооружают новый из теплого носка. Над болотом стоит завораживающая тишина, как будто война никогда не посещала эти края. Времени они выиграли у немцев много, поэтому старшина разрешил девушкам отмыться от болотной грязи и пообедать. Добравшись до планируемого места расположения, Васков приказывает брать врага сразу и никуда не высовываться со своих позиций. Потерянный сапог Четвертак не проходит бесследно, и девушка заболевает. Наутро из леса начинают показываться немецкие автоматы, и оказывается, что их не 2, а 16. Старшина понимает плачевность ситуации: с ним отряд из 5 девушек, а на той стороне 16 солдат с четко поставленной задачей. Федот Евгафыч посылает дочь лесничего – Лизу Бричикну – на разъезд за помощью, сообщить, что им необходимо подкрепление. Оставшимися силами разыгрывается представление для диверсантов, дабы отпугнуть и заставить пойти в обход: Женька выбегает нагой купаться, Федот Евграфыч подхватывает и так же выбегает на берег безоружный и играет с Комельковой, все вместе громко перекрикиваются, жгут и рубят деревья. Немцы уходят, а весь взвод смеется со слезами на глазах, они еще не знают, что самое страшное впереди…

Лизе понравился старшина, и она летела с сообщением в штаб, представляя их будущую жизнь. Она еще не познала любви; однажды отец пригласил в их дом молодого лесничего, Лиза чувствовала притяжение, но только в последний день решилась прийти к нему на сеновал, но тот прогнал ее, а наутро оставил записку, в которой звал учиться. Она расцвела в ожидании, а потом пришла война. Так и сейчас, вся в своих мыслях, Лиза забывает о слегах у приметной сосны и продирается сквозь склизкое болото на ощупь, оступается, теряет тропу и гибнет.

Васков с Ритой идут на разведку и решают поменять расположение. Осянина приводит девочек к новому месту, забывая кисет старшины. Гурвич убегает за ним. Вдалеке слышится слабый звук, и старшина уже понимает, что означает этот беззвучный крик. С Комельковой возвращается к прошлой позиции и находит мертвую Соню. Старшина с яростью мстит врагам, он набрасывается на идущих «фрицов», одного убивает сам, а второго добивает Комелькова прикладом, спасая командира. Федот тяжело переживает смерть зенитчицы, но эмоции на лице Женьки, после первого совершенного убийства, еще хуже. Он объясняет девушке, что враги – не люди и не звери, а фашисты. Маленький отряд хоронит Гурвич. Разведав обстановку из-за камня, Васков видит фрицев, идущих на них; начинается встречный бой, который вновь сбивает врага с пути. Галька Четвертак не выдерживает напряжения, бросает оружие и падает на землю. После боя девушки осудят ее за трусость, но старшину оправдает это необученностью и именно ее возьмет на следующую разведку для учения, хотя и понимает заранее, что зря. Галя Четвертак — сирота и живет в выдуманном мире, ее представления о войне весьма романтичны. Смерть Сони открывает реалии происходящего. Разведчики видят тела погибших: «фрицов» осталось 12. Прячутся в засаде, но Четвертак вновь поддается страху и бежит наперерез немцам. Автоматная очередь. Отряд Васкова остался в количестве 2 зенитчиц, и он готов сделать все, чтобы уберечь оставшихся девчонок от смерти. Отстреливается и старается увлечь за собой диверсантов подальше от своих бойцов. Получает ранение и прячется на болоте. Там он находит все 5 слег у сосны и с горечью осознает, что Лизка Бричкина полезла в топь без подмоги, а виднеющаяся на глади болота юбка подтверждает опасения – погибла. Теперь надеяться нужно только на себя.

Васков случайно выходит на избу с диверсантами, они оставляют взрывчатку и уходят. Одного старшина убивает и отбирает оружие. Там же, где недавно Женька Комелькова купалась нагая перед немцами, сталкиваются старшина и оставшиеся девочки. Он сообщает о смерти Четвертак и Лизы, все понимают, что следующий бой будет последним.

На берегу начинается бой: Рита получает ранение в живот осколком гранаты (перед смертью она рассказывает старшине о своем сыне, его зовут Альберт, и просит не забыть о нем после войны), Комелькова отстреливается до последнего патрона и уводит все глубже в чащу немцев, получает ранение и так же умирает. Васков сомневается, а стоил ли канал жизней погибших зенитчиц. Осянина уверяет, что за этим каналом стояла целая родина, что именно за нее они шли в бой. Позднее слышится выстрел — Рита закончила свои мучения.

Озлобленный, Васков врывается к спящим немцам, одного убивает, оставшихся четверых связывает и ведет к разъезду. Обессиленный, с раной в руке он переправляет всех пленных через болото и, поняв, что довел диверсантов до разъезда – падает без сил.

Позже из письма одного туриста мы узнаем о прибытии на тихие озера седовласого мужчины без руки и некоего капитана-ракетчика по имени Альберт. Они искали когда-то отдавших жизнь за родину здесь зенитчиц, хотели похоронить. Автор письма замечает, какие зори здесь тихие…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…

Шел май 1942 г., на 171-м разъезде солдаты млели от безделья и тишины. Налеты прекрати­лись, однако над разъездом постоянно кружили разведчики, поэтому командование держало там две зенитные счетверенки. Комендантом разъез­да был хмурый старшина Федот Евграфыч Ва­сков, который устал бороться с пьянством в своей части и просил у командования непьющих солдат. Наконец в его распоряжение прислали военных, которые точно не стали бы пить самогон и уви­ваться за местными красавицами. Это были пер­вое и второе отделения третьего взвода пятой ро­ты Отдельного зенитно-пулеметного батальона, состоящие из молоденьких девчат. Старшина сна­чала даже растерялся. Потом он сам строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы отказа­лись вставать на постой к хозяйкам.

На разъезде наступила тишь, однако комендан­ту было нелегко. Новые подчиненные оказались девчатами боевыми и задиристыми, поэтому он постоянно боялся сказать что-нибудь не то, чтобы не попасть на острый язычок.

Тридцатидвухлетний командир боялся наме­ков и шуточек насчет ухаживаний, поэтому ходил всегда, уставившись в землю. Девчата же промеж себя считали и называли его старичком. Васков и на самом деле скоро стал покашливать на каж­дом шагу - после того, как случайно наткнулся на первое отделение, загорающее под ярким май­ским солнцем. Командир Осянина, строгая, неулыб­чивая девушка, была вместе со всеми.

Рита Осянина первой из класса вышла замуж - за командира-пограничника, погибшего на второй день войны.

Молодая женщина успела еще в мае отправить своего маленького сына к родителям в тыл, поэто­му, когда началась война, она рвалась воевать. Ее отправили в полковую зенитную школу. Затем она оказалась на разъезде. Рита всегда держалась особ­няком от других девчат, которые казались ей еще зелеными, хотя они были ее ровесницами.

Именно к Осяниной в отделение прислали Ев­гению Комелькову, рыжую белокожую красави­цу, возлюбленную одного из штабных командиров, который был женат. Неожиданно Рита разоткро­венничалась с Евгенией, рассказав ей о своей жиз­ни. Та только коротко заметила, что у Риты теперь имеется личные счеты, как и у нее, потерявшей в один момент всю семью. Евгения была очень жиз­нерадостной и озорной. Только она могла расшеве­лить командира Осянину. Приехав на пункт наз­начения со своим отделением, Рита стала вдруг время от времени исчезать по ночам. Некоторые девчата знали об этих отлучках, но, думая, что за­вела гордячка ухажера, молчали.

Однажды, возвращаясь, как обычно, в барак, Рита случайно наткнулась на незнакомого росло­го человека, стоящего к ней спиной. Она шагнула в куст, глядя, как к чужаку присоединился еще один и они пошли в лес. Как только неизвестные скры­лись, Рита, как была, босиком, побежала к стар­шине. Она рассказала командиру о чужаках в лесу. Васков приказал девушке поднимать по боевой тревоге команду. Старшина связался с командо­ванием и доложил, что в лесу замечены немцы в количестве двух человек в маскировочных ха­латах. Был отдан приказ изловить немцев. В распо­ряжение старшины выделили пять человек. В груп­пу вошла также Рита, видевшая своими глазами врагов. Помимо нее, в лес должны были пойти ры­жая и озорная Комелькова, худенькая Соня Гур­вич, коренастая Лиза Бричкина и неразлучная с Комельковой Галя Четвертак.

Васков решил, что немцы, скорее всего, пробира­ются к железнодорожному полотну, путь к кото­рому пролегает через Вопь-озеро. Короткой доро­ги они не знают, значит, пойдут в обход. Старшина с отрядом по короткому пути смогут опередить немцев и встретить их на озере. Васков надеялся, что спрячет своих девчат понадежнее, а уж сам най­дет, о чем потолковать с немцами.

Бойцы его шагали бодро. Старшина старался посуровее относиться к своим подчиненным, что­бы те оставили свои хаханьки и серьезно отнес­лись к походу. Шли парами. Командиру выпало идти с Гурвич, переводчицей. Он узнал, что девуш­ка сама из Минска и ее родные сейчас «под нем­цем». Она переживала за них, зная, как фашисты расправляются с евреями. Отряд подошел к топи. Старшина вырубил для своего воинства и для се­бя шесть добрых слег и объяснил девчатам, как лучше всего двигаться по опасному месту. Во вре­мя трудного перехода у Четвертак засосало сапог. Комелькова хотела было помочь, однако Васков громким окриком остановил ее. Кругом трясина, шаг в сторону грозил верной смертью. Отряд вы­шел передохнуть на небольшой островок. Галя вышла в одном чулке. Дав немного девчатам от­дохнуть, старшина повел их дальше. Наконец вы­шли к протоке, и командир дал сорок минут на то, чтобы помыться, постираться и оправиться. Сам он, помывшись, смастерил Четвертак из бересты чуню. На разутую ногу незадачливого бойца наде­ли два шерстяных носка командира, обмотали пор­тянкой и прикрутили бинтом чуню.

Перекусив, отряд двинулся дальше. Гнал их Вас­ков ходко, чтобы у девчат высохла одежда и они не замерзли. Иногда он переходил на бег. Бежал, пока у самого дыхания хватало, но бойцы держа­лись стойко, только раскраснелись. К вечеру вышли к Вопь-озеру. Здесь решили поджидать немцев. Отряду нужно было успешно выбрать позиции - основную и запасную. По расчетам враги могли появиться не раньше чем через четыре часа. По­зиция была отлична: немцы сумели бы пройти толь­ко по узкой песчаной полоске у берега, чтобы до­стать отряд, им пришлось бы часа три огибать гряду, тогда как бойцы Васкова могли отходить напря­мую. После обеда по приказу все вещи девчата оставили на запасной позиции под охраной Чет­вертак. Остальных Васков сам развел по местам, наказав, чтобы лежали, как мыши.

Вернувшись на запасную позицию, Васков об­наружил, что у Гали жар: сказалось хождение по холодной воде без сапога. Старшина плеснул в круж­ку спирт и заставил Четвертак его выпить. Затем наломал лапник, постелил его, покрыл Галю своей шинелью, приказав отдыхать. Уже перевалило за полночь, а немцев все не было видно. Васков стал переживать, что вообще проворонил их, побояв­шись вступить в открытый бой, пожалев своих девчонок-бойцов. Рита, успокаивая командира, пред­положила, что немцы сделали привал, ведь они тоже люди. Старшина отправил ее отдыхать.

На рассвете он разбудил Осянину, указав ей на всполошившихся сорок. Отряд занял свою пози­цию. Наконец на опушку выскользнули двое, од­нако за их спинами продолжали колыхаться кус­ты. Девчата из своих укрытий насчитали шестнад­цать человек.

Старшина приказал бойцам неслышно отсту­пать на запасную позицию. Васков растерялся: всю жизнь он как военный выполнял только чу­жие приказы, не заботясь о том, чем они продик­тованы. Сейчас он не знал, что делать. У него не было ни автоматов, ни пулеметов, ни сноровистых мужиков - только пятерка смешливых девчат да пять обойм на винтовку. Васков принял решение. Он спросил Лизу, дочь лесника, выросшую в лесу, запомнила ли она дорогу назад. Когда та ответила утвердительно, отправил ее за подмогой, еще раз проинструктировав насчет болота.

Когда командир дошел до запасной позиции, девчата, как воробьи, бросились к нему. Сначала Васков хотел прикрикнуть за то, что не выстави­ли караул, однако, глянув на их напряженные ли­ца, только сказал, что плохо дело. Подкрепление можно было ждать не раньше чем к ночи. Ввязы­ваться с винтовками против автоматов в бой было смешно. Старшина решил запутать немцев, не пустить через гряду, чтобы те пошли вокруг Легонтова озера. Все эти соображения он выложил своим бойцам. Причем делал это нарочито спо­койно, чтобы не вызвать у девчат панику, спра­шивая их мнение. Немцам нужно было как можно тише добраться до цели, поэтому они выбирали самые глухие тропы. Девчонки пошушукались, а потом спросили старшину, что стали делать бы немцы, встретив лесорубов. Командиру идея пон­равилась. Чужаки вряд ли будут рисковать, пока­зываясь лесорубам: вдруг где-нибудь поблизости есть еще одна бригада. Мигом сообщат, куда надо. Васков принял девичий план к исполнению и вы­брал место, чтобы немцы вышли прямо на них на другой стороне реки. Девчатам он велел жечь кост­ры, аукаться, создавая побольше шума, да снять все, что могло бы определить военную форму. Левый фланг командир взял на себя, чтобы в случае, если немцы все-таки задумают переправляться, он мог бы нескольких уложить и дать девчатам время на то, чтобы разбежаться. Создавая види­мость, Васков как можно громче подрубал деревья перебегая с одного места на другое. Наконец с пе­редового секрета прибежала Гурвич и сообщила, что чужаки близко.

Все девчата разбежалась по своим местам, толь­ко Четвертак на том берегу замешкалась, снимая чуню. Тогда старшина взял ее на руки и, как ре­бенка, понес на другую сторону, ворча, что вода холодная, а хворь в девушке еще держится.

Впереди брела Гурвич, раздвигая коленками холодную воду. Обернувшись, она выпустила юб­ку в воду. Комендант сердито крикнул, чтобы она подобрала подол. Девчата подняли шум на берегу, иногда к ним присоединялся Васков, чтобы был слышен мужской голос. Сам же он внимательно смотрел на противоположный берег, где должны были появиться немцы. Наконец кусты зашевели­лись. Старшина боялся, что немцы пошлют на их берег разведку и по пальцам пересчитают лесо­рубов. Рядом Евгения вдруг сорвала гимнастерку и, громко позвав девчат купаться, рванула к воде. Немцы снова спрятались в кустах. Женька пле­скалась в воде, а Васков ждал, что вот-вот ударит очередь в девушку.

Он откликнулся и, повалив несколько деревьев, вышел на берег. Он сказал Женьке, что из района сейчас придет машина. Женька потянула Васкова за руку, и он увидел, что, несмотря на улыбку, гла­за девушки были полны ужаса. Улыбаясь, стар­шина тихо приказал Комельковой уходить с бере­га. Однако Женька только громко смеялась. Тогда командир схватил ее одежонку и, крикнув, чтобы она догоняла, запетлял по берегу. Девушка завиз­жала и побежала за Васковым. Оказавшись в кус­тах, старшина хотел сделать выговор, однако, обер­нувшись, увидел, что Женька, скорчившись, сидит на земле и плачет. Они добились своего: немцы уш­ли в обход Легонтова озера.

Они ждали Бричкину с подкреплением, еще не зная, что девушка утонула в болоте. Немцы зата­ились в лесу, что не нравилось Васкову, который считал, что «врага да медведя с глазу спускать не годится». Он решил разведать, что делает враг. Вместе с Ритой Васков таясь пошел по берегу озе­ра. Скоро Васков почувствовал дым. Он оставил Риту, а сам отправился в разведку.

Немцы сделали привал. Десять человек прини­мали пищу, двое сидели в карауле, остальные, по предположению старшины, несли караул с дру­гих сторон. Васков послал Риту за бойцами. Когда отряд подошел, Осянина вспомнила, что забыла кисет командира. Гурвич, ничего не слушая, бро­силась обратно.

Через какое-то время Васков услышал тихий сигнал. Взяв Комелькову и приказав всем оста­ваться на месте, пошел за Гурвич. Старшина уже догадывался, что случилось. Гурвич обнаружили в расселине. Девушка успела вскрикнуть только потому, что удар ножа немца был рассчитан на мужика и не сразу попал в сердце. Рядом были следы от тяжелых ботинок. Васков решил догнать немцев, которые вдвоем пробирались по лесу. Вместе с Женькой они убили этих диверсантов, отомстив за Соню. Собрав оружие, старшина при­казал Женьке тихо привести девчат к месту, где погибла Соня.

Командир вытащил из Сониного кармана доку­менты. Все вместе похоронили девушку, предва­рительно сняв с нее сапоги и отдав Гале. Четвертак не хотела надевать эти сапоги, однако Осянина прикрикнула на нее. Отряд потерял время из-за похорон, из-за уговаривания Гали. Старшина от­дал один автомат Осяниной, другой оставил себе. Тронулись. Случайно отряд чуть было не нарвал­ся на немцев, но старшина недаром был отличным охотником. Он успел махнуть девчатам, чтобы рас­сыпались, и бросил гранату. Началась перестрел­ка. Однако, не зная, кто им противостоит, дивер­санты решили отступить. Во время боя Галя так испугалась, что не сделала ни одного выстрела, лежала, спрятав лицо за камнем. Женька опомни­лась быстро, правда, стреляла, не целясь. А вот Ри­та даже спасла ситуацию, прикрыв командира на время, пока он перезаряжал автомат. Когда немцы отошли, Васков на месте перестрелки обнаружил много крови, однако тело немцы унесли с собой.

Вернувшись, командир чуть было не стал пред­седателем на комсомольском собрании, открытом Осяниной. Темой собрания служила трусость Чет­вертак в первом бою. Васков отменил все собра­ния, сказав, что в первом бою даже дюжие мужи­ки теряются. Подмога все не подходила, а немцы могли в любую минуту снова выскочить на отряд. Командир, взяв Четвертак с собой, приказал Ося­ниной двигаться на большом расстоянии вслед за ними. В случае перестрелки им нужно затаиться и, если Васков не вернется, идти к своим.

Васков понял, что убитые им немцы были не дозором, а разведкой, поэтому диверсанты и не хватились их. Галя вяло шла за командиром. Пе­ред глазами у нее стояло мертвое лицо Сони, что вводило ее в ужас. Вскоре старшина и боец натк­нулись на ложбинку, в которой лежало двое фри­цев, пристреленных своими же из-за ранений.

Таким образом, осталось двенадцать диверсан­тов. Обернувшись, Васков заметил, что Четвертак боится. Он безуспешно пытался поднять ей боевой дух. Послышался хруст ветки. Немцы по двое про­чесывали лес. Васков и Галя притаились в кустах. Диверсанты могли выйти на Риту с Женей.

Немцы уже проходили мимо затаившихся, как вдруг Галя, не выдержав, с криками рванула че­рез кусты. Коротко ударил автомат, девушка упа­ла. Старшина понял, что игра проиграна, и решил увести немцев за собой, подальше от оставшихся в живых девчат.

Отстреливаясь, петляя, создавая как можно боль­ше шума, Васков стал уходить в лес. Патроны кон­чились. Налегке старшина стал пробираться че­рез валежник, его ранили в руку. Тогда командир стал отходить к болотам, чтобы там немного пере­дохнуть и перевязать руку. Он не помнил, как до­шел до островка. Очнулся уже на рассвету. Кровь не текла. Тина залепила рану, и Васков не стал ее отколупывать, замотал сверху бинтом. Вспомнив, что у сосны оставалось пять слег, старшина по­нял, что Бричкина пошла без опоры и наверняка утонула. Он вернулся на берег, чтобы разыскать девчат.

В поисках он наткнулся на Легонтов скит, древ­нюю, замшелую избу. Хрустнула ветка, и к избе вышли все двенадцать диверсантов. Один из них сильно хромал, остальные были нагружены взрыв­чаткой. Немцы решили не идти вокруг озера, а це­лили в перемычку, стремясь найти брешь. Раненый и еще один диверсант остались в укрытии, а десят­ка ушла в лес. Васков обезвредил одного из нем­цев, который отправился к колодцу, и забрал у не­го оружие. Раненый немец затаился в избе, боясь привлечь к себе внимание.

Старшина совсем было отчаялся найти девчат, но вдруг услышал шепот. Зенитчицы по воде бро­сились к нему и повисли на нем обе сразу. Васков сам еле сдержал слезы, обнимая своих девчат. Он так обрадовался, что даже разрешил теперь на­зывать себя не по уставу - Федотом или Федей. Втроем помянули погибших девчат.

Зная, что подкрепление не придет, старшина ре­шил выиграть еще одни сутки. Федот, выбрав по­зиции, оставил девчат у широкого плеса, а сам взял тот мысок, где Женька сутки назад отпугнула нем­цев. Вскоре отряд вступил в бой. Отстреливаясь, старшина постоянно прислушивался, слышны ли винтовки девчат. Немцы отступили. Васкова наш­ла Женька и позвала с собой. Рита сидела под со­сной, держась за живот, по рукам текла кровь. Посмотрев рану, Федот понял, что она смертельно опасна. Осколок разворотил живот, сквозь кровь были видны внутренности. Васков стал перевязы­вать рану. А Женька в это время, схватив авто­мат, кинулась к берегу. Старшина не мог остано­вить кровь, которая просачивалась через повязку. Женька уводила немцев в лес. Однако не все ди­версанты ушли, они кружили рядом с Осяниной и командиром. Васков, взяв Риту на руки, побежал в кусты.

Женька, любимая дочка красного командира, всегда верила в себя. Уводя немцев, она не сомне­валась, что все кончится благополучно. Когда первая пуля ударила в бок, девушка только удивилась. Она могла бы затаиться, однако отстреливалась до последнего патрона, уже лежа, не пытаясь бе­жать. Немцы добили ее в упор, а потом долго смот­рели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.

Рита понимала, что ее рана смертельна. Васков спрятал Осянину, а сам отправился на помощь Женьке. Выстрелы стихли, и девушка поняла, что ее подруга погибла. Слезы кончились. Рита дума­ла только о том, что ее сын остается сиротой на руках у больной и робкой матери.

Подошел старшина, он поймал тусклый взгляд Осяниной и вдруг крикнул, что они не победили, что он еще живой. Он сел, стиснув зубы, сказав Рите, что у него болит грудь оттого, что он поло­жил всех пятерых девчат из-за какого-то десятка фрицев. По его мнению, когда война кончится, ему нечего будет ответить на вопрос детей, почему он мам будущих не уберег.

Рита рассказала Федоту о сыне и попросила его позаботиться о мальчике. Старшина, оставив ей наган, решил произвести разведку, а затем до­бираться до своих. Он завалил девушку ветками и, сжимая в кармане бесполезную гранату, заша­гал к речке. Как только старшина скрылся из ви­ду, Рита выстрелила себе в висок. Федот похоро­нил ее, как и Женю, быстро.

Сжимая в руке наган с последним патроном, стар­шина отправился к немцам. У знакомой избы он снял часового, а поскольку автомат с того снимать было некогда, прямо с одним наганом залетел в дом. Диверсанты отсыпались, только один из них сде­лал попытку достать оружие. Васков выпустил в него последнюю свою пулю. В другой руке он дер­жал недействующую гранату.

Четверо немцев и подумать не могли, что Фе­дот один, без оружия, может вот так выйти. Они связали друг друга под пустым наганом. Последне­го старшина повязал сам. Федот трясся в ознобе и смеялся сквозь слезы: «Что, взяли?.. Пять дев­чат, пять девочек было всего! Всего пятеро!.. А - не прошли вы, никуда не прошли… Сам лично всех убью, если начальство помилует…».

Последний путь Федот уже никогда не мог вспо­мнить: рука ныла, мысли путались, он боялся по­терять сознание, поэтому цеплялся за него из по­следних силенок. Впереди колыхались немецкие спины, а самого старшину мотало из стороны в сто­рону, как пьяного. Он потерял сознание только тог­да, когда услышал разговор своих.

Уже после войны туристы, отдыхающие на озе­рах, увидели старика без руки и молодого капитана-ракетчика. Они приплыли на моторках и при­везли мраморную плиту, которую установили на могиле за речкой, в лесу. На плите были имена пя­ти погибших в войну девчонок.

, Артем Виткин , Ренат Давлетьяров Художники Артем Кузьмин , Александр Осипов

Знаете ли вы, что

  • На главные роли пробовались около 1000 девушек.
  • Единственной кандидатурой на роль, которая появилась еще даже до создания сценария, был Петр Федоров. Режиссеру Ренату Давлетьярову понравилось, как Федоров сыграл в фильме «Чистое искусство» (2014), и он посчитал, что Федоров является идеальной кандидатурой на роль Васкова.
  • Немцев в фильме сыграли настоящие немцы.
  • Во время съемок сцены, в которой старшина Васков и три оставшихся в живых немца предстают лицом к лицу, работало 150 дождевальных установок.
  • Ренат Давлетьяров и Влад Ряшин снимали фильм на свои деньги, и лишь когда уже было отснято 90 процентов фильма, в Москве прошел конкурс на бюджетное финансирование, и им частично компенсировали затраты.
  • Петр Федоров для своей роли набрал 15 килограммов.
  • Съемки фильма начались в Подмосковье, где были отсняты некоторые воспоминания Риты Осяниной (Анастасия Микульчина). Также съемки проходили в Карелии, недалеко от Кондопоги, в окрестностях населенного пункта Гирвас.
  • Бенджамин Шпилер, сыгравший немца по имени Ханс, рассказал, что все сцены с ним были отсняты за 13 дней, в некоторые из которых съемки длились по 16 часов.
  • Часть действия происходит в деревне. Поскольку аутентичную деревню 1942 года найти было невозможно, было принято решение ее построить. На это ушло почти два месяца, в общей сложности было задействовано около 40 человек. Из Тверской области в Медвежьегорский район привозили разобранные дома и заново собирали их. Так рядом с деревней Падун (Архангельская область) у речки появилось несколько построек: казарма, баня и дом.
  • На съемках фильма использовали две настоящие зенитки АЗП-39 1939 года выпуска, которые были найдены в одной военной части в Петрозаводске.

Больше фактов (+7)

Ошибки в фильме

  • В сцене на болоте, героиня Кристины Амус держит оружие почти под водой, а должна держать над водой.
  • В сцене расстрела родственников Жени Комельковой можно заметить, как мертвые люди дышат.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Действие фильма разворачивается в мае 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Достаточно далеко от линии фронта, неподалеку от живописных лесов Карелии находятся два отделения взвода зенитчиков, командует которыми бывший разведчик и ветеран Финской войны - старшина Федот Васкин. Под его командованием служит много юных девушек, которые добровольцами отправились на войну сразу после окончания школы. У каждой из них своя история и своя трагедия. Рыжеволосая красавица Женя Комелькова лишилась всей семьи: немцы расстреляли на ее глазах маму, сестру и брата. Она отправилась на фронт за своим возлюбленным, который не мог ответить ей взаимностью, потому что был женат.

Рита Осянина одна из первых записалась в добровольцы, после того как ее мужа лейтенанта убили во время контратаки 1941 года. У Риты есть сын, о котором не знает никто, кроме старшины, однако он не мешает ей отчаянно сражаться за родину.

Простая деревенская девушка Лиза Бричкина на войне оказывается случайно. Влюбившись в заезжавшего к ним в хозяйство охотника, девушка следует за ним в город, где поступает в техникум. Однако начать обучение ей так и не удается из-за начавшейся войны. Низенькая, робкая и нежная Галина Четвертак выросла в детском доме и совсем не приспособлена к военной жизни, но вместе с другими девушками готова на подвиг.

Еврейка Соня Гурвич знает немецкий и могла бы пойти в переводчицы, но их много, а зенитчиц мало, поэтому ее направили сюда. В определенный момент Васков узнает, что неподалеку от их базы высадился специальный отряд немецких диверсантов. По сведениям разведки они собираются пробраться на Кировскую железную дорогу и устроить диверсию на жизненно важной транспортной артерии. Старшина понимает, что надо любой ценой остановить противника. Он берет пять лучших зенитчиц и отправляется на операцию, в ходе которой выясняется, что немцев не шесть, как Васков думал, а шестнадцать. Неопытным, только приехавшим из тыла девушкам приходится вступить в неравным бой с элитой войск СС.

Борис Васильев

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

Чепушиной занимаетесь! - гремел прибывший по последним рапортам майор. - Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

Шлите непьющих, - упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. - Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

Евнухов, что ли?

Вам виднее, - осторожно говорил старшина..

Ладно, Васков!… - распаляясь от собственной строгости, сказал майор. - Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

Так точно, - деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

Вопрос сложный, - пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. - Два отделения - это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то - сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

С командиром прибыли?

Не похоже, Федот Евграфыч.

Слава богу! - Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. - Власть делить - это хуже нету.

Погодите радоваться, - загадочно улыбалась хозяйка.

Радоваться после войны будем, - резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, - тусклым голосом отрапортовала старшая. - Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. - Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Из расположения без моего слова ни ногой, - объявил он, когда все было готово.

Даже за ягодами? - бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

Ягод еще нет, - сказал он.

А щавель можно собирать? - поинтересовалась Кирьянова. - Нам без приварка трудно, товарищ старшина, - отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, - сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. - Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

Демаскирует.

А есть приказ, - не задумываясь, сказала она.

Какой приказ?

Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка - это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, - вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

Вдовая она, - поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. - Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают - это все так. А внутри - беспорядок:

Люда, Вера, Катенька - в караул! Катя - разводящая. Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка полная, это надо порушить, а как? Попробовал он насчет этого со старшей, с Кирьяновой, поговорить, да у нее один ответ:

А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.

Смеются, черти…

Стараешься, Федот Евграфыч?

Обернулся: соседка во двор заглядывает, Полинка Егорова. Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.

Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя.

Хохочет. И ворот не застегнут: вывалила на плетень прелести, точно булки из печи.

Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю - в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.

Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди соответственно.

Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат и с солдаток.

Вот ведь петля какая! Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти? А ему она не подчинена: он этот вопрос с крикуном майором провентилировал.

Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно особо разобраться надо. Совершенно особо…

Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну, писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого, четвертого, у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху было, если б про медведя узнали! Это ж надо: не от газов в мировую, не от клинка в гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже - медведь заломал! Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели…

Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они, не гляди что рядовые, - наука: упреждение, квадрант, угол сноса. Классов семь, а то и все девять, по разговору видно. От девяти четыре отнять - пять останется. Выходит, он от них на больше отстал, чем сам имеет…

Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А кого винить? Разве что медведя того, невежливого…

Странное дело: до этого он жизнь свою удачливой считал. Ну не то чтоб совсем уж двадцать одно выходило, но жаловаться не стоило. Все-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было, но с других концов, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов саданула, но Федот Евграфыч устоял все ж таки. Устоял…

Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер, и с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей Марии Никифоровне, за догадливость.

Вот за тот осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кое-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили ему пакгауз тот блюсти. Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно.

Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня спокойно. А теперь…

Вздохнул старшина.

Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер - встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила этот вечер так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким не был героем, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся.

Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвуя ни в приветствиях, ни в самодеятельности, и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати. Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс - и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее провожать.

И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки.

Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс.

Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать, потому что до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев. Но они пошли к коменданту города, а от него - к ее родителям и все-таки добились своего.

Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.

На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год она родила мальчика (назвали его Альбертом - Аликом), а еще через год началась война.

В тот первый день она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойная и рассудительная, но тогда ее спокойствие объяснялось просто: Рита еще в мае отправила Алика к своим родителям и поэтому могла заниматься спасением чужих детей.

Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. Застава жила, а с нею жила и надежда, что муж цел, что пограничники продержатся до прихода армейских частей и вместе с ними ответят ударом на удар, - на заставе так любили петь: «Ночь пришла, и тьма границу скрыла, но ее никто не перейдет, и врагу мы не позволим рыло сунуть в наш советский огород…» Но шли дни, а помощи не было, и на семнадцатые сутки застава замолчала.

Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Фронт тут попятился немного: зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер где-то между бывшей заставой и тем городком, где познакомился когда-то лейтенант Осянин с ученицей девятого «Б»…

Теперь Рита была довольна: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти: у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул, съежился; корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.

Стреляй, Рита!.. Стреляй! - кричали зенитчицы. А Рита ждала, не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют, уже благодаря своего немецкого бога, она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру, девчонки крича от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:

Пройдет, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…

Кирьянова была боевой девахой: еще в финскую исползала с санитарной сумкой не один километр передовой, имела орден. Рита уважала ее за характер, но особо не сближалась.

Впрочем, Рита вообще держалась особняком: в отделении у нее были сплошь девчонки-комсомолки. Не то чтобы младше, нет: просто - зеленые. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах да поцелуйчиках, а Риту это сейчас раздражало.

Спать!.. - коротко бросала она, выслушав очередное признание. - Еще услышу о глупостях - настоишься на часах вдоволь.

Зря, Ритуха, - лениво пеняла Кирьянова. - Пусть себе болтают: занятно.

Пусть влюбляются - слова не скажу. А так, лизаться по углам - этого я не понимаю.

Пример покажи, - улыбнулась Кирьянова. И Рита сразу замолчала. Она даже представить не могла, что такое может случиться: мужчин для нее не существовало. Один был мужчина - тот, что вел в штыковую поредевшую заставу на втором рассвете войны. Жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая.

Перед маем расчету досталось: два часа вели бой с юркими «мессерами». Немцы заходили с солнца, пикировали на счетверенки, плотно поливая огнем. Убили подносчицу - курносую, некрасивую толстуху, всегда что-то жевавшую втихомолку, легко ранили еще двоих. На похороны прибыл комиссар части, девочки ревели в голос. Дали салют над могилой, а потом комиссар отозвал Риту в сторону:

Пополнить отделение нужно.