Зачем нам молиться? Для чего мы это делаем.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стих 6. Иисус здесь говорит своим ученикам: "Вы же, когда молитесь, войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда людям кажется, что молитва - это просто трата времени. Зачем утруждаться? Но если ставить вопрос таким образом, зачем тратить время на разговоры с Вашим мужем или Вашей женой? Или, например, с детьми? К чему суетиться и докучать родителям своими разговорами? Зачем нужно общаться с друзьями? Любые человеческие отношения подразумевают общение и разговор. Так же и в наших отношениях с Богом. Через разговор и общение мы развиваем наши отношения с Ним.

Вчерашний вечер я провел дома, чему я очень рад, и имел возможность целых два часа поговорить со своим старшим сыном, ему сейчас уже 17. Это так здорово, когда можно просто поговорить! Мы провели великолепные 2 часа. И после разговора я почувствовал, как мы сблизились еще больше. Просто потому что нам удалось поговорить. Если мы хотим знать Бога, если мы хотим стать к нему ближе, молитва - это верный путь к близкому познанию Его. Итак, мы молимся в первую очередь для того, чтобы развивать наши отношения с Богом.

Вторая - этот пример, который подал нам Иисус. Он молился. В Евангелиях постоянно упоминается, что Иисус уединялся для молитвы. Он учил молиться своих учеников. Он не говорил "Если вы молитесь", Он говорил "Когда вы молитесь". Он также говорит, что за молитву полагается награда: "И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда чувствуешь себя неловко из-за награды: "Может не следует делать этого для того, чтобы получить что-то?". Но с этой наградой все в порядке. Это нормальная награда. Награда награде - рознь, не так ли? Деньги за сексуальные услуги - тут не все в порядке. Но есть поступки, достойные награды. Если Вы учитесь, готовитесь к экзаменам и сдаете их, и получаете профессию, это награда за Ваш тяжелый труд.

Брак - это, если хотите, награда за влюбленность. К.С. Льюис писал об этом: "Настоящая награда - это не просто результат Вашей деятельности, но и сама Ваша работа, доведенная до конца". Бывает должная награда и за молитву. Какая она?

Во -первый, молитва дает нам опыт переживания Божьей любви. Эта любовь изливается в наше сердце Святым Духом. Мы чувствуем радость. Псалмопевец говорит "в Его присутствии" (в присутствии Бога) "есть полнота радости". Мы наслаждаемся миром. Павел пишет: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом". И затем он пишет: "И мир Божий, который превыше всякого ума" (в некоторых переводах "превосходит всякое разумение") "и мир Божий, который превосходит разумение, соблюдет сердца Ваши и помышления Ваши во Христе Иисусе". Когда мы сбрасываем наш груз, мы получаем мир Божий.



Бог ведет нас в молитве. Он говорит с нами. Он дает на совершенно новое понимание проблем, с которыми нас сталкивает жизнь.

Бог удовлетворяет наш голод. Он утоляет нашу жажду, когда мы проводим время в Его присутствии. И не только это, молитва всегда приносит результаты. Это часть награды. Ошибочно думать, что мы живем во вселенной, в которой все уже установлено и предопределено. Была статья в Таймс в ответ на чье-то мнение о том, что если Бог знает будущее, значит оно уже определено. В ней Клиффорд Лонгли, религиозный обозреватель "Таймс", заметил, что "если Бог живет в вечном настоящем, то Он слышит все молитвы одновременно. Поэтому Он может использовать молитву, которую вы произнесете на следующей неделе, и применить ее к событиям месячной давности. Молитвы, произнесенные после какого-то события, могут быть услышаны до их произнесения и учтены еще до самого события. Или, другими словами, у Бога есть в распоряжении целая вечность, чтобы ответить на молитву, произнесенную за доли секунды водителем автомобиля, который вот-вот разобьется."

Откроем Евангелие от Матфея, глава 7, стих 7. Иисус, уча о молитве, говорит здесь: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Иисус Сам вдохновляет нас просить. Это, конечно, не единственная часть молитвы. Есть и другие: восхваление, поклонение, исповедание и благодарение, но прошение - это часть молитвы. Я не предлагаю Вам доказывать существование Бога на основании Его ответа на молитвы. Но я не могу не сказать Вам, что когда Он отвечает, это удивительное переживание.



Я помню, когда еще был очень молодым верующим, я решил, ну... попробовать. Я слышал о молитве и подумал, надо и мне попытаться. Случилось так, что мне нужно было прокатиться в Лондон. Там намечалась вечеринка. И я подумал, что это был подходящий случай, чтобы попробовать. Я молился и сказал: "Господи, я прошу тебя, пусть меня кто-нибудь подвезет в Лондон." Несколькими секундами позже раздался стук в дверь, вошел человек и сказал: "Я еду в Лондон, никого не надо подвезти?" Я подумал: "Вот забавное совпадение." Затем я решил попробовать что-нибудь посерьезней. Моя мама плохо спала по ночам. Я решил, что не буду ей ничего говорить, но только молиться, чтобы она хорошо спала. Я молился об этом неделю. В конце недели я спросил ее, как у нее дела со сном. И она ответила: "На этой неделе - я хорошо спала." Я подумал: "Совпадение". Вот уже 23 года подряд я наблюдаю совпадения за совпадениями, столько совпадений! Их было уже так много, что если вы спросите меня: "Ты думаешь, Бог действительно отвечает на молитвы?", я могу сказать: "Я знаю, что Бог отвечает на молитвы". Для каждого единичного случая можно найти объяснение. Но опыт, накопившийся годами, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, убедил меня в том, что Бог точно слышит молитвы и отвечает на них.

Бог отвечает, но всегда ли? В действительности, мы не всегда получаем то, что хотим. Правда и то, что Бог никогда не поступает вопреки своей природе. Бог не может сделать так, чтобы 2-жды 2 равнялось чему-нибудь кроме 4. Нас наверное позабавит рассказ об отчаянной молитве мальчика при выходе из класса, где он писал экзаменационную контрольную работу: "Господи, сделай, пожалуйста, Париж столицей Турции!" Есть молитвы, на которые Бог никогда не ответит.

В Новом Завете названы некоторые причины, по которым наши молитвы остаются без ответа. Во-первых, если есть какое-нибудь препятствие между нами и Богом, им может быть наш не исповеданный грех. Как мы уже говорили раньше, наши неправильные поступки создают барьер между нами и Им. Не стоит ожидать, что Он услышит нас, если есть что-то, разделяющее нас. Иногда по своей милости Бог отвечает на такие молитвы, но лучше на это не надеяться. В нашем прошлом может быть что-то, что создает препятствия, и нам необходимо исповедать эти грехи и просить о прощении.

Другой причиной может оказаться наш план на будущее, в котором мы даем место неправильным вещам. Нежелание подчиниться. Псалмопевец говорит: "Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь".

Третья причина, по которой наши молитвы остаются без ответа, это наши неправильные мотивы. Иаков пишет об этом: "Не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вожделений ваших." Нигде в Новом Завете нет гарантий, что каждая молитва о новом "Мерседесе" или "Роллс-ройсе" обязательно будет услышана.

Наши молитвы бывают эгоистичны. Вот известный пример обращения к Богу подкупающе искренне, но с неверными мотивами. Ее написал Джон Уорд из Хакни в 18-м веке: "О, Господь, Ты знаешь, что у меня девять усадеб в центре Лондона, и еще я недавно купил поместье в Эссексе; я прошу тебя хранить Эссекс и Миддлэссекс от пожаров и землетрясений. И поскольку у меня имеется усадьба в Хертфордшире, молю Тебя, отнесись с состраданием и к этой области; а что касается остальных областей Англии, делай с ними все, что благоугодно Тебе." Типичный пример неверных мотивов.

Препятствием может стать непонимание воли Божьей. Иногда мы неправильно понимаем волю Бога, а в 7 главе Евангелия от Матфея, сказано: "тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Он не дает нам того, что плохо. Мы не всегда знаем, что для нас лучше всего. Мы тут похожи на детей. Если бы дети пришли к своим родителям и сказали: "Мама и папа. Мы все так здорово придумали, мы разведем костер нашей спальне!" Ни один любящий родитель не одобрит такой идеи! И не даст разрешения на это. Возможно, они объяснят детям, почему. А бывают ситуации, когда объяснять слишком долго, но родители все равно скажут "НЕТ". Бог всегда слышит наши молитвы, но иногда ответ Его может быть "Подожди, еще не время" или "нет". Ответ "нет" следует, если, как пишет об этом Джон Скотт, "то, что мы просим плохо само по себе, или это прямо или косвенно, сейчас или потом, наносит вред нам самим или кому-то другому."

Иногда наше сердце отчаянно просит чего-то: работы, отношений. Но Бог знает лучше. У Него приготовлено для нас нечто лучшее, чем то, что мы планируем для себя сами. И тогда Он говорит "нет" в ответ на наши вопли. Рут Грэм, прожившая более 50 лет в счастливом браке с Билли Грэмом, сказала однажды на собрании в Миннеаполисе: "Я благодарна Богу, что Он не всегда отвечал на мои молитвы. Если бы Он отвечал, я бы уже несколько раз вышла замуж не за того, за кого надо".

Оглядываясь сегодня назад в мое прошлое, я вспоминаю по крайней мере два случая, когда Бог не ответил на мои отчаянные молитвы. Он просто закрыл мне путь, но теперь, с позиции знания того, что было после, я благодарен Ему. Потому что иначе я бы не делал сегодня то, что делаю. Даже если кто-то из вас думает: "Лучше бы Он тогда их не закрыл!". Мне очень нравится, что я делаю. Позже мы порой понимаем, почему Он говорит нам "нет". Хотя можем и не понять, по крайней мере в этой жизни.

Десять месяцев назад один из моих ближайших друзей умер от сердечного приступа у меня на глазах. Ему было 42 года, шестеро детей, он был чудесным человеком: его любили буквально все, кто его знал. Я умолял Бога оставит его в живых, но он умер. Я не знаю, как Бог допустил это. Вряд ли я смогу понять это в этой жизни. Но это не отнимет у меня желание молиться и не разубедит меня в том, что у Бога есть Свои причины, даже если я этого не понимаю этого сегодня. Потому что Бог - Бог любви. Он любит нас и хочет самого-самого хорошего для нас.

Итак, как нам молиться. Молитва - это осуществление отношений. Как в любых отношениях здесь нет правил. Если Вы разговариваете с друзьями, у Вас, как правило, нет схемы. В браке никто не устанавливает правила беседы. На собрании временами необходимо иметь повестку, но иногда хорошо просто поговорить. Есть много моделей, которые люди используют для построения молитвы, и на одной из них я хочу остановиться поподробнее.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стихи с 9 по 13. Здесь есть модель молитвы, которую Иисус дал своим ученикам. Он сказал: "Молитесь так: "Отче наш, сущий на небесах." Я уже несколько последних лет использую ее как основу для моих молитв, и мне это очень помогает: молиться просто словами Иисуса, как бы разделяя молитву на части согласно подзаголовкам. Например, под заголовком "Отче наш, сущий на небесах" я благодарю Бог за то, что Он - мой Отец, воздаю Ему хвалю за то, Кто Он и что Он сделал. Говорю Ему "спасибо" за все ответы на молитвы, за все благословения моей жизни.

"Да святиться имя Твое". Имя Бога - это Его характер, оно раскрывает, каков Он. И мы просим, чтобы имени Его была воздана честь. В нашем обществе. Иногда у нас Бог предстает в таком свете, что у меня сердце разрывается. Например, по телевидению, и моя молитва - мое прошение, чтобы Его имени была воздана честь в нашем обществе, в нашей церкви, в моей жизни. Иногда я перечисляю то, чем я занимаюсь, и прошу Его прославиться в этих делах.

Затем, "Да придет царствие Твое". Это Божье управление жизнями людей. Я прочитал статистические данные (мне их подложили под дверь), подготовленные Центральным Статистическим Управлением. "Каждый день в Британии хотя бы 470 нерожденных младенцев умирают в результате аборта. По крайней мере 27 школьниц становятся беременными, две - до 13 лет. 1 из 3 подростков до 14 лет регулярно имеет сексуальные контакты. 20 женщин подвергаются насилию. 65% продаж видео продукции связаны с оккультизмом, сексом, насилием. Ежедневно только в одной Англии к списку детей, нуждающихся в защите, прибавятся 75 имен. Каждый день! Как минимум 90 детей попадают в участки. 280 детей убегают из дома или из машины. 150 человек осуждаются за правонарушение, связанное с наркотиками. Хотя бы 1 преступление совершается каждые 6 секунд, нападение - каждые 2 минуты. Кто-то звонит в службу спасения каждые 2 минуты, 2 кражи со взломом и 3 преступления на дороге совершается каждые 60 секунд. Британский бизнес каждый год теряет более 5 миллиардов фунтов из-за преступности. У нас 30 000 христианских приходов всех типов и 80 000 зарегистрированных предсказателей судьбы и колдуний. И это далеко не все. Наша земля отчаянно нуждается в Иисусе Христе. Чтобы пришло Его царство. Чтобы люди узнали Его любовь. Чтобы получили освобождение; чтобы восстановить разрушенные браки, объединить семьи, исцелить больных. "Да будет воля Твоя". Это не самоуничижение. Это наилучшая из молитв, потому что "Воля Божья благая, угодная и совершенная", как Павел говорит в Послании к Римлянам, 12 главе, 1 и 2 стихе. Это самое хорошее для всех. Если Вы не знаете, как поступить в како-то ситуации, не уверены как быть с работой или Вам нужно принять какое-нибудь важное решение, нет ничего надежнее, чем эта молитва: "Да будет воля твоя". Как сказал псалмопевец: "Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит". "Да будет воля Твоя".

Затем: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день". Бог заинтересован во всем, что мы делаем. У Него есть время для важных дел и для мелочей, и мы можем молиться обо всем. Мартин Лютер говорил, что эта молитва охватывает все, что необходимо для поддержания жизни: пища, здоровье, хорошая погода, дом, жена, дети, хорошее правительство и мир. Мы можем молиться обо всем, независимо от того насколько это кажется важным. Одна женщина, посещавшая наш Альфа курс, рассказала, что у нее есть свой небольшой бизнес, и там были какие-то проблемы. Однажды, когда они молились в своей группе, лидер этой группы сказал: "Почему бы нам не помолиться за Ваш бизнес?" Она удивилась: "Я не имела понятия, что можно молиться о таких вещах". Но мы действительно можем молиться обо всем. "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день".

"И прости нам долги наши, как и мы прощаем всякому должнику нашему". Часто люди спрашивают: "Почему мы должны просить прощения?" Мы уже знаем теперь, что то, что Иисус сделал для нас на кресте, дает нам возможность получить прощение всех грехов, прошлых, настоящих и будущих. Если это так, то почему же мы просим прошения каждый день? Есть отличное место в Писании, чтобы объяснить это. 13 глава Евангелия от Иоанна, Тайная вечеря. Тот момент, когда Иисус обходит всех учеников и омывает им ноги. Петр говорит, когда Иисус подходит к нему: "Господи, Тебе ли омывать мне ноги?". А Иисус ему отвечает: "Если не умою тебя, не имеешь части со мною." Петр тогда сказал: "Господи, не только ноги мои, но и все тело омой". Но Иисус объяснил Петру: "Омытому нужно только ноги умыть. Потому что чист весь". Другими словами, когда мы приходим ко Христу, мы получаем полное прощение. Нам не нужно каждый раз, когда мы совершаем ошибку и грешим, начинать весь процесс сначала. Но мы живем и пачкаемся каждый день. Наши отношения как бы тускнеют. Если быть совсем точным, надо сказать так: "Наши отношения с Богом всегда застрахованы благодаря тому, что сделал Иисус для нас. Но наша дружба иногда покрывается налетом и нам нужно прощение."

Потом "Не введи нас в искушение, но избавь от лукавого". У всех нас есть свои слабости. Сферы, в которых мы вероятнее всего подвергаемся искушению. Бог не искушает нас, но Он позволяет нам проходить через испытания, и в этой молитве мы просим силу противостоять искушению и пройти через испытания.

Когда нам молиться? Мы можем молиться вместе с другими. Совместная молитва очень сильна. Иисус сказал: "Говорю Вам, где двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, то будет им дано от Отца Моего Небесного." Правда, иногда бывает тяжело молиться громко с кем-нибудь еще. Я помню, как я делал это в первый раз. Я молился вместе в двумя моими самыми близкими друзьями, причем никто из нас никогда не молился до этого, это длилось одну минуту, но после моя рубашка была буквально абсолютно мокрой. До такой степени я нервничал. Но вообще молиться вместе это замечательно. Впрочем можно это делать и одному. Иисус сказал: "Когда молишься, войди в комнату твою, затвори дверь твою".

Если мы развиваем жизнь общения с Богом, отношений с Богом, те отношения о которых я говорю сегодня весь вечер, то удивительно как с годами просматривается то, как Бог отвечает на молитвы. У меня есть так называемый молитвенный дневник, туда я записываю свои молитвы. Мне помогает, если я заглядываю иногда назад и вижу, что Бог ответил на некоторые молитвы, и я ставлю галочки напротив таких записей. Не на все Бог отвечал немедленно. Напротив некоторых параграфов еще так и не появились галочки.

Хочу рассказать Вам историю, которая случилась несколько лет назад. Мне позвонил человек, который был на нашем вечернем служении и попросил меня о встрече, мы встретились и пошли обедать вместе. Его, как оказалось, звали Джеймс Уинн. Он когда-то был актером, затем преподавал английский в Гранд Хилл и стал директором. Он женился на очень красивой девушке по имени Анна. Они, можно сказать, имели все. У него был успех, была известность, деньги, короче: все, что было нужно. Но однажды, после трех лет совместной жизни, Анна вдруг оставила его. Он пришел ко мне и сказал: "Я не могу представить, как простить то, что произошло." И я объяснил ему, что простить действительно очень сложно, пока ты не знаешь, что сам прощен. И тогда мы стали молиться. Джеймс попросил прощенья за все, что он сделал в прошлом, отвернулся от всего, что он сделал неправильно, поблагодарил Иисуса за то, что Он умер за него, попросил Его Дух войти и жить в нем. Джеймс начал переживать отношения с Богом. Почти сразу же как только это случилось, как только он стал общаться с Богом, у него возникло желание опять общаться с Анной, встретиться с ней, сказать, что он простил ее и попросить прощения самому. Но она к тому времени уже встретила кого-то другого, переехала в другой дом, вообще уехала из Лондона и начала бракоразводный процесс. Джеймс мог сообщаться с ней только через ее адвоката. Его самого она видеть не хотела. Тогда я написал ей. Он молился, а я написал ей через адвоката и пригласил встретиться со мной. И однажды летним вечером она пришла к нам. Мы с Филиппой провели некоторое время с ней, поговорили и предложили ей встретиться с Джеймсом хотя бы на пол часа, потому что он сильно изменился, и теперь совсем другой человек. Она обещала подумать. Спустя 2 дня я получил от нее письмо, в котором она сообщала, что уверена, что никогда больше не хочет его видеть и потому решила ускорить бракоразводный процесс. Это разбило нам сердце. Я рыдал, когда получил это письмо. Но Джеймс продолжал молиться. И друзья Джеймса молились.

В то время как Билли Грэм приехал в Англию, Джеймс уже дошел до стадии, когда его отношение к этому вопросу трансформировалось. Он говорил: "Господи, ты знаешь, я бы очень хотел, чтобы наши отношения с Анной возобновились. Но еще больше я хотел бы, чтобы она узнала, что такое отношения с Тобой." И он послал два билета на Билли Грэма ей и ее приятелю. Они прислали их обратно, потому что пойти не могли. Билли Грэм решил остаться в Уибле на дополнительное служение, и Джеймс решился сделать еще одну попытку. Он послал им билеты опять, и в тот же день Анна позвонила ему и сказала: "Я бы хотела послушать Билли Грэма, но мой приятель не может пойти, может, ты пойдешь со мной?" Джеймс, конечно, согласился. Она, наверное, чувствовала себя в безопасности, так как дело об их разводе было уже в той стадии, когда оставалось только выдержать срок и получить вольную.

Итак, они пошли на Билли Грэма в тот день, и в конце проповеди Билли Грэм пригласил людей, которые хотели бы отдать свои жизни Христу, выйти вперед, и Анна вышла. Помощник спросил у нее: "Вы пришли сюда с кем-нибудь?" Она ответила утвердительно. "Этот человек - христианин?" - спросил он. "Да"- ответила она. "Тогда давайте подойдем к нему", - предложил помощник. "Но это мой муж," - уточнила Анна. "Тем лучше" " Вы не понимаете, - объяснила ему она, - Я не видела его до этого два с половиной года!". Услышав это, помощник Билли Грэма заплакал.

На следующее утро я проповедовал в сестринской церкви на Сент Пол Онслоу Сквер. Я повернулся и увидел, как они вошли в церковь вместе. Никогда прежде я не видел Джеймса и Анну вдвоем, но в тот день они прошли и сели прямо напротив меня в первом ряду. Я терялся в догадках по поводу того, что произошло накануне. Меньше всего я хотел выглядеть нетактичным и, поэтому, не мог спросить ее в лоб, выходила ли она вчера вечером на покаяние. Но я знал, что в тот день был дождь и спросил: "Вы не промокли вчера?" "Есть немного, - ответила она, - на площадку попадал дождь."

После этого она решила вернуться к Джеймсу. Им пришлось пойти в суд и остановить действие разводных документов, и когда они рассказали свою историю судье, тот был поражен. Пристав в суде заливался слезами. Теперь у Джеймса и Анны двое детей, они лидеры в церкви, вообще-то Джеймс сегодня в студии занимается съемкой. А я тогда на следующий день заглянул в свой дневник и нашел все молитвы, в которых просил за эту пару и восстановление их отношений, и теперь я мог поставит дюжины и дюжины новых галочек. И я записал в тот день: "Благодарю Тебя за вчерашнее. Это лучший день на моей памяти. Благодарю Тебя за Твое величие, силу и любовь. За то, что Анна Уин пошла на Билли Грэма, что она вышла к покаянию, что осталась потом с Джеймсом. Что она пришла на мою проповедь, что молилась с нами. Спасибо за то, что она решила вернуться к Джеймсу, за то, что они потом пошли вместе ужинать, так приятно видеть их вместе. Спасибо за то, что Ты - Бог, который отвечает на молитвы. Господь, я так люблю Тебя. Я еще раз вверяю Тебе себя и всем сердцем хочу служить Тебе всю мою жизнь. Есть ли что слишком сложное для Бога?"

Давайте будем молиться.

Отец, мы благодарим Тебя за то, что Ты Бог, Который слышит молитвы и отвечает на них. Спасибо, что мы можем обращаться к Тебе через Иисуса Христа в силе Твоего Святого Духа. Сегодня мы просим Тебя, как просили Твои ученики, научи нас молиться, помоги каждому из нас стать ближе к Тебе. Во имя Иисуса Христа. Аминь.

Любовь (единение с Богом — Любовью) – это цель. Борьба со страстями (нашими внутренними врождёнными и приобретёнными пороками-болезнями) – это путь. Молитва – это движущая сила.

Пока мы ещё по эту сторону смерти (перехода в Вечность) — будем же пожалуйста учиться молитве с помощью Божией внимая Святым Отцам нашим,проложившим нам путь к Святости своим опытом….

«Молитва есть возношение прошений наших к Богу.

Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится.

Пристанище молитвы – в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая заняться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие . Не скажи сам себе: «я грешник, неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то к тебе-то и относятся утешительные слова Спасителя: Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние .

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к созданию.

Первые слова Спасителя к падшему человечеству были: Покайтеся, приближися бо царствие небесное . Почему, доколе не войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвой.

Спаситель мира называет блаженными нищих духом, то есть, имеющиих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое – небо. Блаженни нищии духом, молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, яко тех есть царство небесное . Блаженни плачущии в молитвах своих от ощущения нищеты своей, яко тии утешатся благодатным утешением Святого Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося, тогда молящийся бывает примирен со всеми тягостнейшими обстоятельствами земной жизни.

Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному . Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, постоянной жалобой на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательной молитвой: увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым Богу.

Весь день, говорит о себе Давид, весь день земной жизни, сетуя хождах , препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей . Лядвиями названо шествие по пути земной жизни; плотью – нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями. Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным и постоянным пребыванием в покаянии.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом , говорит Пророк, а другой Пророк говорит от лица Божия: На кого воззрю, точию на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих . Господь призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их . Он – даяй живот, то есть спасение, сокрушенным сердцем .

Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом .

“В тот день, в который я не плачу о себе, – сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, – считаю себя находящимся в самообольщении” .

“Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник, – но они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния” .

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий, носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собой все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их . Напротив того, от сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной .

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся .

Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую мысль – не красноречие, не разум. Аще не обратитеся – как бы из язычества и магометанства, из вашей сложности и двуличности – и будете, сказал нам Господь, яко дети, не внидете в царствие небесное .

Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. Не только при словах молитвы, но и при молитвенном молчании пусть выражается плачем твое желание покаяния и примирения с Богом, твоя крайняя нужда в милости Божией.

Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве: Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно .

Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.

Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании . Имей глаза на устах, или закрытыми : этим будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием.

Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением .

Необходимые принадлежности молитвы, – пождание . Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия снизойдет к тебе милость Божия, состоящая в умилении. Умиление – дар Божий, ниспосылаемый пре6ывающим и претерпевающим в молитвах , постоянно возрастающий в них, руководствующий их к духовному совершенству.

Ум, предстоя внимательной молитвой перед невидимым Богом, должен быть и сам невидим, как образ невидимого Божества: то есть, ум не должен представлять ни в себе, ни из себя, ни перед собой никакого вида, должен быть совершенно безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось это мечтание непорочным и святым .

Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив – содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвой покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспослет в него Свой всесвятый духовный огонь .

Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем. Не нарушает тишины сердечной и Божественный огонь, если он низойдет в сердечную горницу, когда в ней будут собраны ученики Христовы – помыслы и чувствования, заимствованные из Евангелия. Этот огонь не опаляет, не горячит сердца, напротив того, орошает, прохлаждает его, примиряет человека со всеми людьми и со всеми обстоятельствами, влечет сердце в неизреченную любовь к Богу и к ближним .

Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усваивает себе состояние сухости и пустоты, из этого состояния рождается холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным признаком, что такая молитва не принимается Богом.

Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодной, а мечтательность служит причиной плодов ложных: самообольщения и, так называемой святыми Отцами, бесовской прелести. Изображения предметов видимого мира и сочиняемые мечтательностью изображения мира невидимого, напечатлеваясь и замедляя в уме, соделывают его как бы вещественным, переводят из Божественной страны Духа и Истины в страну вещества и лжи. В этой стране сердце начинает сочувствовать уму не духовным чувством покаяния и смирения, а чувством плотским, чувством кровным и нервным, безвременным и беспорядочным чувством наслаждения, столько не свойственного грешникам, чувством неправильным и ложным мнимой любви к Богу. Преступная и мерзостная любовь представляется неискусным в духовных опытах святой, а на самом деле она – только беспорядочное ощущение не очищенного от страстей сердца, наслаждающегося тщеславием и сладострастием, приведенными в движение мечтательностью. Такое состояние есть состояние самообольщения. Если человек укоснит в нем, то являющиеся ему образы получают чрезвычайную живость и привлекательность. Сердце при явлении их начинает разгорячаться и наслаждаться беззаконно, или, по определению Священного Писания, прелюбодействовать . Ум признает такое состояние благодатным, божественным: тогда – близок переход к явной прелести бесовской, при которой человек теряет самовластие, делается игралищем и посмешищем лукавого духа. От мечтательной молитвы, приводящей человека в это состояние, с гневом отвращается Бог. И сбывается над молящимся такой молитвой приговор Писания: Молитва его да будет в грех и .

Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы . Они выходят из области лжеименного разума, восседают, как бы всадники на конях, на тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтобы ум, молящегося не мог узнать в них врагов своих. Но потому именно, что они враждебны молитве, отвлекают от нее ум, уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому именно познаются, что они – враги и из области миродержца. Духовный разум, разум Божий, содействует молитве, сосредоточивает человека в самом себе, погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание, страх и удивление, рождающиеся от ощущения присутствия и величия Божиих. Это ощущение в свое время может очень усилиться и сделать молитву для молящегося страшным судилищем Божиим .

Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения. Причина этого блаженного невидения есть бесконечная тонкость и непостижимость Предмета, к которому направлено зрение. Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верой, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внутренней сердечной клети, человек признает несомненно, что молитва его принята Богом, начинает веровать живой верой и твердо уповать на Любящего и Любимого. Вот начало оживления души для Бога и блаженной вечности .

Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, не различающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом, как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссияет чистейшая любовь к Богу.

Эти плоды – дар Божий. Они привлекаются в душу ее вниманием и смирением, хранятся ее верностью к Богу.

Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховного, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которые увлекается по немощи своей.

То, что желаем стяжать дар молитвы, доказываем терпеливым приседением молитвой при дверях молитвы. За терпение и постоянство получаем дар молитвы. Господь, говорит Писание, даяй молитву благодатную молящемуся терпеливо при одном собственном усилии.

Для новоначальных полезные краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени .

Молитва есть высшее упражнение для ума.

Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей .

Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедание Спасителя: Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам .

Намереваясь сделать что, или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве перед Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. Обаче не Моя воля, заключил Он молитву Свою ко Отцу: но Твоя да будет .

Приноси Богу смиренную молитву о совершаемых тобой добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвой и покаянием. Говори о них в молитве твоей то, что говорил в ежедневной молитве своей праведный Иов о детях своих: Негли когда сынове мои погрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога . Лукава злоба: неприметно примешивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.

Отвергнись всего, чтобы наследовать молитву и, поднятый от земли на кресте самоотвержения, передай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими святую молитву, которая по учению Апостола и Вселенской Церкви, есть действие в человеке Святого Духа, когда Дух вселится в человека .
Заключение
Кто небрежет об упражнении внимательной, растворенной покаянием молитвой, тот чужд преуспеяния духовного, чужд плодов духовных, находится во мраке многообразного самообольщения. Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено человекам приносить молитвенные жертвы Богу, – единственный жертвенник, с которого молитвенные жертвы приемлются Богом ; молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей. Невозможно, невозможно никакое духовное преуспеяние для того, кто отверг смирение, кто не озаботился вступить в священный союз с молитвой. Упражнение молитвой есть завещание Апостола: непрестанно молитеся, говорит нам Апостол . Упражнение молитвой есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам . Не воздремлет, ниже уснет , молитва, доколе не укажет возлюбившему ее и постоянно упражняющемуся в ней чертог наслаждений вечных, доколе не введет его в небо. Там она преобразится в непрестанную жертву хвалы. Эту хвалу непрестанно будут приносить, будут провозглашать неумолкно избранные Божии от непрестанного ощущения блаженства в вечности, прозябшего здесь, на земле и во времени, от семян покаяния, посеянных внимательной и усердной молитвой. Аминь.»
Святитель Игнатий Брянчанинов.

На вопросы прихожан отвечает протоиерей Александр Союзов

- Что такое молитва и зачем она нужна человеку?

Молитвой мы называем разговор с Богом, общение с Создателем. И если человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, а большинство людей это чувствуют, то возникает потребность общения с Ним. Человеку, чувствующему Бога, необходима такая беседа, и эта беседа называется в Церкви молитвой. Человек создан Творцом с заложенным в него огромным потенциалом, создан по образу Божиему, и раскрытие образа Божиего в себе, уподобление Богу возможно, как и в любом деле, лишь при общении с учителем, у которого ты учишься. Чем больше ты общаешься с учителем, тем больше у тебя шансов овладеть всеми его навыками. В абсолютном смысле Бог является таким Учителем. Если мы хотим стать похожими на Него, а именно такое пожелание мы слышим из уст Иисуса Христа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), - то тогда нам, как воздух для жизни, требуется молитва - общение с Ним.

- Как появилось молитвенное правило?

Молитвенное правило формировалось Церковью на протяжении всей истории человечества. Некоторые молитвы - очень древние, они взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это, например, псалмы 90-й - "Живый в помощи…" и 50-й - "Помилуй мя, Боже…" Наша главная молитва - "Отче наш" - из Евангелия, это ответ Христа на просьбу апостолов научить их молиться. Есть молитвы, составленные святыми в момент их наиболее высокого духовного озарения, духовного просвещения, когда их душа предстояла пред Богом и из их уст лились слова, вошедшие затем в молитвенное правило.

Молитвенное правило - это наша "палочка-выручалочка", духовный камертон, который помогает настроить душу на молитвенный лад, на общение с Богом. Оно и сейчас продолжает формироваться. Примером может служить молитва Оптинских старцев, созданная в XIX веке. Многие верующие уже включают её в свое утреннее правило.

Если человек осознал необходимость молитвы, но вычитывать правило целиком на первых порах тяжело, с чего ему начать? Можно ли читать не все молитвы, а только некоторые? И какие именно?

Начнем с того, что вообще не стоит привыкать употреблять выражение "вычитывать правило". Приучайте себя не вычитывать правило, не вычитывать утренние и вечерние молитвы, не вычитывать правило ко Святому Причастию, а молиться: я совершил утренние молитвы; я совершил вечерние молитвы; я помолился, подготовился к Причастию. Если ты будешь говорить: "Вычитал молитвы", - ты и будешь их только "вычитывать". Задача любого молитвенного правила - настроить человека на молитвенный лад, подвести к молитве. Большое число молитв дано для того, чтобы у человека не наступало привыкание и притупление ума. Православная молитва - это молитва умная. Наше внимание, когда мы молимся, часто рассеивается, а когда мы произносим заученный текст, можем вообще блуждать "за морями и горами". Разумное количество молитв способствует концентрации внимания на их смысле - умному деланию. Умное делание - это осмысленная молитва, соединяющая ум и сердце.

Разные молитвы пронизаны разным настроением: в одних молитвах звучат просьбы, в других - покаяние, в третьих - благодарение, радость и ликование. Поэтому в разное время наша душа по-разному реагирует на них. Когда ты молишься, бывает, что в какой-то миг вдруг у тебя под воздействием слов в сердце и голове словно что-то переключается, и ты начинаешь молиться. И тогда твоя душа раскрывается, и ты предстоишь пред Богом.

Что касается количества молитв в правиле на начальном этапе, то это лучше решать со священником, потому что конкретный духовный путь требует конкретного духовного руководства. Мы все разные, и поэтому для кого-то это может быть половина утренних молитв и половина вечерних молитв, а может быть треть утренних молитв и треть вечерних молитв. Но такие молитвы, как "Отче наш", Символ веры, "Богородица Дево, радуйся", 50-й и 90-й псалмы, я бы очень рекомендовал использовать всем.

- Возможно ли современному светскому человеку достигнуть состояния непрестанной молитвы?

Апостол Павел учит нас, чтобы мы, христиане, непрестанно молились. Как это возможно? Дело в том, что молитвенное делание можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле - это молитвенное обращение к Богу, Божией Матери, святым, бесплотным силам. В широком смысле - это вся человеческая жизнь, которая проходит в трудах и заботах, но при этом мы не только помним о Боге, но наши ум и сердце устремлены ко Творцу постоянно, а воля всё время отсеивает духовный мусор из памяти и сознания. Любое дело, какое бы мы ни делали, совершается в присутствии Его, и в присутствии реальном, а не воображаемом. Хочет человек с этим соглашаться или не хочет - это вопрос относится к человеку, а не к Богу. Бог присутствует, к счастью или к сожалению (для кого как), при всех наших делах. Поэтому порой нам бывает стыдно за то, что мы делаем. Об этом нужно помнить! В Ветхом Завете есть замечательный пример - праведный Енох, который "ходил" перед Богом и был взят за это на небо. Ходил перед Богом, то есть жил в присутствии Бога, жил с Богом. Вот пример для христианина: такое хождение перед Богом и было бы для современного мирянина совершением непрестанной молитвы.


О необходимости молитвы говорил Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос. Сам Он молился Своему Отцу Небесному постоянно: и за учеников, и о помощи в перенесении крестных страданий. Молился, потому что Его человеческая природа не могла жить без молитвы. И мы помним, насколько духовно сильным было это моление - до кровавого пота. Самим Спасителем подарена нам молитва "Отче наш", и это еще одно подтверждение тому, что христианину молиться так же необходимо, как дышать.


Одинокой женщине о молитве
Автор: Святитель Николай Сербский
Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».

Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.

Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.

А как же библейский запрет?

«Вся Библия против молитвы святым» – это типичная фраза для всякого рода протестантских форумов и Интернет-беседок. Тут и «не сотвори себе кумира», и многие другие доводы идут в ход в интеллектуальной битве. Не буду разбирать подробно всю православную апологетическую концепцию, обозначу лишь ключевые моменты. Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, уже новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). И ведь действительно: святые – это наши наставники. И к этим наставникам мы обращаемся в молитве.

В «Катехизисе» дается ясное определение, что такое Церковь: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». Причем к Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.

Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).

С первой крайностью всё понятно, но как тогда быть с современным понимаем «сфер ответственности»?

Моли Бога о нас

Язычество являет нам прекрасный пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. И тут все было ясно: хочешь дождя – принеси жертву такому богу, хочешь грозу – этому. Только не перепутай!

«Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти»

Христианство принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.

И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.

Опять же, об этом прекрасно сказано в «Катехизисе»: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».

Неужели нельзя «обратиться напрямую» – быть может, спросит кто-то с возмущением. «Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели мне нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?» – не унимаются сомневающиеся.

Православная Церковь обладает огромным богатством. И это не материальное богатство. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. И тут он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом». Главное только такому человеку не попасться в ловушку разделения святых на «сферы ответственности».

Вконтакте

Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?

1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).

2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.

3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:

а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13);
б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21);
в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2);
г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41);
д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).

4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не получаем конкретно того, о чем просили (Матфея 6:6; Римлянам 8:26-27).

5. Он пообещал, что когда мы попросим о вещах, согласующихся с Его волей, Он даст нам это (1 Иоанна 5:14-15).

Иногда в Своей мудрости и для нашей пользы Он медлит с ответом. В этих ситуациях мы должны быть усердными и настойчивыми в молитве (Матфея 7:7; Луки 18:1-8). В то же время нам не следует использовать молитву для того, чтобы заставить Бога исполнять нашу волю на земле, наоборот – она должна стать средством исполнения Его воли. Божья мудрость бесконечно превыше нашей.

В ситуациях, относительно которых мы не знаем точно какова Божья воля, молитва становится средством познания. Если бы Петр не попросил Иисуса позвать его выйти из лодки в воду, то пропустил бы эту возможность (Матфея 14:28-29). Если бы сирийская женщина с дочерью, одержимой демоном, не помолилась Христу, то не получила бы исцеления своего ребенка (Марка 7:26-30). Не воззвав к Христу, слепой в окрестностях Иерихона так бы и остался слепым (Луки 18:35-43). Бог сказал, что мы часто не имеем, потому что не просим (Иакова 4:2). В некотором смысле, молитва похожа на благовествование другим людям. Пока не поделимся благой вестью, мы не узнаем, кто ответит на нее. Так же и с молитвой: мы никогда не увидим результат молитвы, пока не помолимся.

Недостаток молитвы демонстрирует недостаток веры и доверия Божьему Слову. Мы молимся, чтобы продемонстрировать нашу веру в Бога и в то, что Он исполнит обещания, данные в Его Слове, а также благословит наши жизни больше, нежели мы можем просить или надеяться (Ефесянам 3:20). Молитва – это первоочередное средство увидеть Божественную работу в жизни других. Являясь нашим средством «подключения» к источнику Божьей силы, она стает нашим путем к победе врага (дьявола) и его армии, которых мы не в силах преодолеть одни. Таким образом, давайте чаще приходить к трону Божьему, потому что на небесах мы имеем Первосвященника, Который может помочь нам во всех наших испытаниях (Евреям 4:15-16). Мы имеем Его обещание, что «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16-18). Пусть Бог прославит Свое имя в нашей жизни, когда мы будем все чаще и чаще преклоняться перед Ним в молитве.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.