Символика архитектуры зиккуратов. Зиккураты в древней месопотамии

Все сооружения в Двуречье строились на каменной платформе. Постепенно эта практика переросла в создание зиккуратов. Самые известные из них находятся в Уре и Вавилоне. Они являет собой башню, в основании которой расположены многоступенчатые террасы. Из - за постепенного уменьшения террас, визуально их можно сравнить с несколькими башнями, наложенными друг на друга. Как правило, количество ярусов составляло 4, но встречались и семиярусные зиккураты. Принято было раскрашивать каждый ярус в естественные цвета. Кроме этого вокруг террас высаживали растения, которые сильно выделяли сооружение среди окружающих построек.

Иногда самую верхнюю башню выкрашивали в золотой цвет. На верхушке башни находился вход в святилище. Для обычного человека он, естественно, был закрыт. Как ни странно, внутреннее убранство святилища было довольно бедным. Вся обстановка ограничивалась ложе и золотым столом.

Часто, на вершине башни проводились астрономические наблюдения. По ним разрабатывался прогноз погодных изменений, которые влияли на экономическую обстановку государства. Есть даже предположение, что эти наблюдения стали началом науки астрологии.

Зиккурат в Уре

Этеменнигуру - самый известный зиккурат, расположенный в Уре и дошедший до современности. Город Ур известен с давних пор. По преданиям, тут родился Авраам. С 2112 года до н.э. Ур достигает вершины своего всемогущества. В это время царь Урнамму принимается за создание великолепного облика города. По его задумке создается зиккурат в честь Бога Нанна. Его размеры сравнимы с башней в Вавилоне. До наших дней он дошел практически в неизменном состоянии. В XIX веке это место начали активно изучать. Первым, кто исследовал зиккурат, стал английский ученый Басре Тейлор. Во время раскопок им была найдена клинопись, повествующая о создании зиккурата. Из клинописи выяснилось, что строительство закончилось только при последнем вавилонском царе Набониде. И именно он приказал увеличить количество ярусов до семи.

Долгое время ученые пытались создать наиболее вероятную реконструкцию зиккурата. Наконец им это удалось. Башня состояла из трех ярусов и являла собой некое подобие пирамиды. Изнутри зиккурат был построен из глины, а снаружи его обложили обожженным кирпичом.

В основании зиккурат имеет четырехугольную форму со сторонами 60 на 45 метров. Самые Верхние ярусы имеют меньшие размеры. Каждый ярус был прокрашен в свой цвет: белый, коричневый и другие. Общая высота зиккурата составляет 53 метра. Для подъема в святилище использовались три длинные лестницы.

Интересные факты

Когда ученые проводили подсчеты, очень часто результаты не сходились. Выяснилось, что мастера специально создавали неровные стены, дабы создать имитацию величия и могущества строения. Это говорит о высоком профессионализме мастеров того времени.

Особое внимание привлекают глубокие узкие пространства в стене. Внутри они заполнены многочисленными черепками. Выяснилось, что это была своеобразная система водоотведения. Долгое время ученые ломали голову над тем, откуда в зиккурат могла попасть вода. Археологи пришли к выводу, что влага поступала на террасы для полива произрастающих там растений.

Зиккурат в Уре со временем очень сильно пострадал. До нас он дошел в полуразрушенном состоянии. Но то, что от него осталось, восхищает и удивляет многих туристов.

Месопотамия, шумеры – именно с этих слов обычно начинается история. Ведь именно там зародилась первая цивилизация, первая письменность и первые города. Месопотамия в переводе с греческого «междуречье», территория между реками Тигр и Евфрат.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. там уже жили шумеры. Жители были земледельцами, которые соорудили на полях ирригационную систему, изобрели гончарный круг и повозку на колесах.

Конструкция колеса из 3-х частей

Глиняная статуэтка колесницы, найденная в захоронениях

Выглядело это всё примерно так.

Шумеры работали, трудились, временами воевали с соседями, в общем как и все. И со временем появился переизбыток продовольствия и часть людей взяли на себя другие обязательства, такие как ремесло и торговля. Возникла городская цивилизация, стало проявляться классовое общество. Возникли такие города как Ур, Лагаш, Киш и Урук.

У шумеров было многобожие и боги воплощали суровые силы природы. В каждом городе был свой главный бог, которому посвящали строительство храма и обращались за поддержкой. Шумеры считали, что молиться богам нужно не переставая, поэтому храмы украшались молящимися фигурами.

Львиноголовый орел. Ур. Ок. 2500 до н.э. Лазурь, золото, битум, медь. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

На территории двуречья были постоянные затопления, поэтому было целесообразно все важные постройки делать на возвышениях. Также на месте старого храма возводили новый храм, поэтому он со временем становился выше и находился на платформе. Но здесь еще есть и психологический эффект. Храм и дворец возвышались над городом, так же как цари и жрецы. И это к тому же еще олицетворяло связь неба и земли. Да и наблюдать за городом с высоты гораздо удобнее. Цари располагались на территории храмового комплекса.

В этот период также появляется монументальная архитектура, храмы украшались пестрой мозаикой, вставленных в сырцовую стену здания. Из наиболее известных и сохранившихся построек известен Зиккурат в Уре.

Выглядел он как-то так.

Он служил не только храмом, но и общественным учреждением и царским дворцом. Как и все важные постройки в Месопотамии Зиккурат возвышается над землей на платформе.

То, что есть сейчас. Находится в Ираке.

К центральному входу ведут 3 лестницы.

Чтоб сооружение не выглядело как большая каменная глыба, были сделаны прямоугольные ниши в стенах.


При подъёме по лестнице человек попадает сначала на площадку, которую использовали жрецы для наблюдений за звездами, а цари для наблюдений за городом. Далее лестница вела в сам храм.

Зиккурат был облицован обожженным кирпичом.

Внутренние помещения и конструкции.

План города Ур

Также весьма известен Зиккурат в Чога-Замбиль. Находится в Иране.

Боги требовали подношений и для того, чтобы определить персональные подношения стали применять печати – цилиндры с миниатюрными рельефами. На печати писали имена владельцев, либо изображали их самих. Так сказать появились первые личные подписи. Они прокатывали цилиндр по сырой глине и на ней отпечатывалось имя. Таким способом подписывали налоговые подношения. Именно это впоследствии способствовало развитию письменности.

Первая письменность шумеров была пиктографической – т.е. знаки изображали предметы окружающего мира. Через некоторое время знаки стали упрощаться и стали более условными. Росла численность населения, увеличивалось продовольствие и возникла торговля с соседними территориями. Для точного подсчета ввели систему записи и фиксации всех сделок. Записи делались клинком по сырой глиняной табличке. Отсюда название «клинопись».

Призма. Около 710 г. до н.э. Из простых пиктограмм клинопись превратилась в сложное абстрактное письмо.

Читать и писать могли только избранные. Это еще больше расслоило людей на классы. Также в месопотамии была изобретена шестидесятиричная система счета. Развилась астрономия. В классовом обществе появились военные, жрецы и цари. На время войны во главе армии ставили лугаля – «большого человека». Лугали подолгу оставались у власти и в мирное время, потом и вовсе стали передавать власть по наследству. Так возникли царские династии.

Шумеры изготавливали различные ритуальные предметы, на которых изображали сцены сражений и пиров. Распространены были и музыкальные инструменты, отделка которых была выполнена из золота и драгоценных камней, которых в Месопотамии не было. Это еще одно свидетельство торговых связей с соседними поселениями. Все эти предметы также указывают на высокий уровень мастерства.

Шлем. 2450 г. до н.э. Золото. Принадлежало предположительно Мескаламдуг. Очень много изящных стилизованных элементов

Тоже весьма тонкая и изящная работа.

Музыкальный инструмент. Украшен золотой головой быка с синей бородой из лазурита.

Но около 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Система «город-государство» рухнула, начала формироваться империя.

Голова аккадского правителя. Предположительно Саргон или кто-то из его наследников. Около 2350 г. до н.э.

Изменения коснулись и искусства. Победная стелла Нарам-Суэна, внука Саргона. На ней фигура правителя наделена атрибутами божественности: на голове рогатая тиара, над ним сияют солнца и луна, под его ногами побежденные враги.

О высоком уровне художественной культуры свидетельствуют монументальные скульптуры. Правитель Гудеа запечатлен в таких скульптурах. Эти статуи были предназначены для храмов города.

В 2132 г. до н.э. с территории Двуречья были изгнаны племена гутиев и власть перешла к городу Ур, где сформировалось Шумеро-Аккадское государство.

Знаменитые крылатые быки и крылатые львы. Здесь шумеры соединяли силу животного и разум человека. Заметьте, что у фигур 5 ног, это делалось для того, чтобы воспринималось спереди как стоящую и сбоку как идущую фигуру.

Но со временем Ур пришел к упадку и амориты, смешавшиеся с местным населением, создали новое царство со столицей в Вавилоне, прежде небольшим городком. Этот город стал культурным центром.

Шестым царем этой новой династии был знаменитый Хаммурапи. Он известен своим сводом законов, который укрепил авторитет царя. На стеле «Кодекса Хаммурапи» есть изображение царя, которому бог вручает атрибуты царской власти. После смерти Хаммурапи его царство распалось.












Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в XVIII-XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича-сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов Месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича-сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.

В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было «жилищем бога», который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.

Одним из самых известных и больших зиккуратов Месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в Уре - древнем городе, известном как «Ур халдеев», или «Ур Халдейский». По преданию, уроженцем Ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н.э.

Пик могущества Ура приходится на 2112-2015 года до н.э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь Урнамму прославился как великий строитель. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем Ура был бог Луны Нанна (вавилоняне называли его Сином). В его честь царь Урнамму на рубеже XXII-XXI веков до н.э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой Вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в Уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д.Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления Набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н.э.). Они повествовали о том, что башня, заложенная царем Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он представлял собой трехступенчатую пирамиду. Основа его была сложена из кирпича-сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей Ура). Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2,5 м. Нижний ярус имеет в основании размеры 60 ? 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога Луны Нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей свидетельствует о высоком искусстве шумерских строителей.

И в самом деле, зиккурат в Уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича-сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич-сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия были явно лишними. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется «фартук». Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя Набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил «Гигпарку» от завала ветвей. «Гигпарку» представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине Луны. Располагался он у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание оказалось заваленным ветвями? Деревья могли расти и в самом Гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя Урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых «висячих садов» Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, превышала 53 м. Во времена царя Набонида зиккурат был перестроен, вместо трех- он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом Вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в Уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.
http://vk.cc/4iS2PN

Первые земледельческие поселения в Двуречье появились в Xviii - XV веках. Первоначально жители этих мест строили маленькие прямоугольные дома и святилища из кирпича - сырца. Этот строительный материал стал на многие столетия главным материалом для городов месопотамии. Из глины жители Двуречья строили и свои храмы. Храм, сооруженный из кирпича - сырца, возвышался в центре любого шумерского города. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждала крепостная стена.

Шумерские храмы возводились на каменных платформах, превратившихся впоследствии в высокие ступенчатые храмовые башни - зиккураты. Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. Зиккураты строились в три - четыре уступа, а то и больше - до семи. Это чередование часто подчеркивалось еще и раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный. Озеленение террас, наряду с раскраской, придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.


Зиккураты выглядят как лестница, ведущая в небо. При этом их восхождение постепенное, мерное. Этим они резко отличаются от стремительно взлетающих в небесную высь египетских пирамид.


В верхней части зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола: святилище было "Жилищем Бога", который почивал в нем по ночам, иногда - в обществе целомудренной женщины. Ночью жрецы поднимались на вершину зиккурата для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Считается, что знаки зодиака, астрология, названия многих созвездий - все это берет свое начало отсюда, с вершин шумерских зиккуратов.


Одним из самых известных и больших зиккуратов месопотамии, дошедших до наших дней, является зиккурат в уре - древнем городе, известном как "Ур Халдеев", или " Ур халдейский". По преданию, уроженцем ура был легендарный библейский праотец Авраам. Этот шумерский город стал играть важную роль в III тысячелетии до н. э.

Пик могущества ура приходится на 2112-2015 года до н. э., когда городом правили цари III династии. Основатель этой династии царь урнамму как великий строитель прославился. Он делал все возможное, чтобы дворцы и храмы обрели облик, соответствующий могуществу и величию города.

Покровителем ура был бог луны нанна (вавилоняне называли его Сином. В его честь царь урнамму на рубеже Xxii - XXI веков до н. э. построил знаменитый зиккурат, по своим размерам мало отличавшийся от знаменитой вавилонской башни.

Трехступенчатый зиккурат в уре сохранился до наших дней лучше других подобных сооружений в Двуречье. Его огромный холм впервые был исследован в середине XIX века английским консулом в Басре Д. Е. Тейлором. В кирпичной кладке по углам башенной площадки Тейлор нашел цилиндры из обожженной глины с клинописными надписями, рассказывающими об истории этого сооружения. Эти тексты относились к временам правления набонида, последнего царя Вавилона (550-е гг. до н. э. . они повествовали о том, что башня, заложенная царем урнамму и его сыном шульги, осталась недостроенной. Ни один из последующих царей не довел дело до конца, и лишь набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение.

К 1933 году археологам удалось создать окончательный вариант реконструкции зиккурата. По форме он собой трехступенчатую пирамиду представлял. Основа его была сложена из кирпича - сырца (внутри кладки, по-видимому, остались развалины более древнего зиккурата времен I династии царей ура. Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором. Сохранившаяся облицовка достигает толщины 2, 5 м. нижний ярус имеет в основании размеры 60 x 45 м и достигает 15 м в высоту. На него опирались верхние ярусы, каждый из которых был меньше нижнего, так что они стояли как бы на обширных террасах с более широкими проходами вдоль продольных стен и более узкими вдоль поперечных. На верхнем ярусе был расположен небольшой храм с алтарем бога луны нанна, во имя которого и было воздвигнуто это огромное сооружение.

На вершину зиккурата с восточной стороны вели три широкие и длинные лестницы в сто ступеней каждая, по которым во время религиозных празднеств двигались ритуальные процессии. Одна лестница была расположена под прямым углом к зданию, а две другие шли вдоль стен. Боковые лестницы позволяли спуститься на все террасы в обе стороны от главной. Террасы зиккурата имели разные цвета: нижняя - черный, средняя - красный, а верхняя - белый. В углах, образованных лестницами, стояли массивные башни с плоскими кровлями.

Когда археологи начали составлять план и измерять стены зиккурата, неожиданно оказалось, что измерения почему-то не совпадают. Лишь впоследствии обнаружилось, что во всем здании нет ни одной прямой линии! То, что ученые первоначально приняли за прямые, были в действительности тщательно рассчитанные кривые. Стены были не просто наклонены внутрь: вся линия от вершины до земли была слегка выпуклой. И линия от угла к углу в плане тоже заметно выдается вперед, так что если смотреть вдоль стены, видишь не дальше ее середины. Древний зодчий воспользовался законом оптической иллюзии, который много столетий спустя с блеском применили греческие строители афинского Парфенона. Искривления очень незначительны, почти незаметны, но в то же время вполне достаточны, чтобы создать впечатление мощи там, где прямая линия по контрасту с массой всего здания казалась бы слабой и даже неровной. Знание подобных тонкостей о высоком искусстве шумерских строителей свидетельствует.

И в самом деле, зиккурат в уре - настоящий архитектурный шедевр! Насколько проще было бы поставить друг на друга кирпичные прямоугольники, но тогда здание выглядело бы уродливым и неустойчивым. Вместо этого строители тщательно рассчитали высоту различных этажей и придали стенам такой наклон, чтобы взгляд сразу обращался вверх и к центру сооружения. Более острые линии тройной лестницы подчеркивают наклон стен и, пересекая горизонтальные плоскости террас, привлекают внимание к расположенному на вершине храму - фокусу всего здания.

В кирпичной кладке стен устроены высокие и узкие прорези. Они расположены в несколько рядов на равных расстояниях друг от друга. Прорези уходят глубоко в толщу стен, сложенных из кирпича - сырца. Снаружи, там, где они идут через облицовку из обожженного кирпича, прорези ничем не заполнены, а глубже засыпаны глиняными черепками. Это дренажные отверстия, предназначенные для осушения внутренней части сооружения. Но каким образом сырость проникала в основу здания? Во время его постройки? Конечно, в глиняном растворе, на котором укладывали кирпич - сырец, было достаточно влаги, однако во время работ из-за огромной площади строительства она должна была испариться: к тому времени, когда строители начинали укладывать следующий слой кирпичей, предыдущий полностью высыхал. Кроме того, террасы были в несколько слоев вымощены обожженным кирпичом на битумном растворе. Вода никак не могла просочиться сквозь нее и повредить нижнюю кладку. Так что осушительные отверстия явно лишними были. Зачем же они были нужны?

Изучая руины зиккурата, археологи обратили внимание на то, что на каждом краю башни в кирпичной кладке одного из контрфорсов имелся глубокий паз, начинающийся вверху и заканчивающийся у самой земли особым устройством, которое в строительной технике называется "Фартук". Он представляет собой кирпичный откос, покрытый для водонепроницаемости битумом и рассчитанный таким образом, чтобы падающая сверху вода бесшумно и без брызг стекала вниз. Следовательно, на террасе была вода! Но откуда?

У входа в одну из комнат, расположенных у задней стены башни, ученые нашли большую диоритовую плиту с надписью времен царя набонида. В ней сообщалось, что царь восстановил здание и очистил "Гигпарку" от завала ветвей. "Гигпарку" представлял собой часть храмового ансамбля, посвященного богине луны. Он располагался у юго-восточной стены зиккурата. Каким же образом это здание заваленным ветвями оказалось? Деревья могли расти и в самом гигпарку, но поскольку бульшая часть здания была крытой, это мало вероятно. Единственным местом, откуда ветви могли сюда падать, остается зиккурат.

Этим и объясняется необходимость дренажных отверстий. Террасы ступенчатой башни царя урнамму не были покрыты кирпичной кладкой - на них лежала земля, на которой росли деревья. Вот откуда родилась идея знаменитых "Висячих Садов" Вавилона! Длинные водостоки в контрфорсах предназначались для отвода дождевых потоков, но одновременно они могли служить и для орошения террас. Именно вследствие необходимости орошения в основу здания проникала влага, и ее удаляли через дренажные отверстия. Вода, которой поливали деревья, просачивалась сквозь почву, увлажняла необожженные кирпичи, и если бы влагу не отводили, она могла бы серьезно угрожать всему зданию.

Лишь в том случае, если представить себе эти террасы, сплошь поросшие деревьями, эти зеленые висячие сады, то тогда мы ясно поймем, откуда происходит первоначальное представление о зиккурате как о горе бога. Наклонные стены террас вздымались подобно склонам поросшей лесом скалы.

Общая высота "Горы Бога", на вершине которой стоял храм нанна, превышала 53 м. во времена царя набонида зиккурат был перестроен, вместо трех - он стал семиярусным и очень походил на описанную Геродотом вавилонскую башню того же периода. Однако она до наших дней не сохранилась, так что сегодня, чтобы ее представить, достаточно вспомнить облик зиккурата в уре. Несмотря на то что зиккурат осыпался и пострадал от времени, его высокий холм и сегодня производит огромное впечатление на туристов.

Если бы Вавилонская башня была бы не легендой, а сохранилась до наших дней, то она, вероятно, напоминала бы зиккурат в Уре. Это храмовое сооружение является самым ярким на сегодняшний день образцом древних башен-храмов, которые строили в долине Междуречья тысячи лет назад. И скорее всего, именно это сооружение, по мнению некоторых ученых-библеистов, и стало прообразом знаменитой библейской башни.

Зиккурат – самое величественное сооружение, оставшееся от древнего шумерского города-государства Ур, располагавшегося на землях нынешнего Ирака. Он был построен во время правления Третьей царской династии примерно за 2047 лет до н.э.

Сооружение представляет собой кирпичную башню-пирамиду, составленную из трех блоков-этажей, общей высотой около 30 метров, длиной 64 метра, а шириной 46. Наверх прежде вели три лестницы. В наши дни Саддам Хусейн, прежний правитель Ирака, затеял масштабную реконструкцию памятника, воссоздав монументальную лестницу и фасады здания, что вызвало неоднозначную реакцию в ученых кругах.