Руководитель счетной палаты рф. Кто возглавлял Счетную палату РФ

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г.

В соответствии с п.5 ст.101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

    контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

    управлением и обслуживанием государственного долга;

    законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

    эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

    представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспектора Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность. Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта - заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и Организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной ДумойРФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы ПрезидентаРФ и Правительства РФ, субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и иные органы, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Деятельность Счетной палаты по закону является главной, результаты ее деятельности должны освещаться в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

    законности,

    объективности,

    независимости,


    Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

    Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

    История

    Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

    С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

    В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

    Статус

    Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

    Структура и порядок формирования

    Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

    Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

    Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

    Полномочия

    Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

    Состав Счётной палаты

    Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

    Председатель Счётной палаты РФ

    Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

    Аудиторы Счётной палаты РФ

    • Агапцов Сергей Анатольевич
    • Бесхмельницын Михаил Иванович
    • Васильев Игорь Владимирович
    • Жданьков Александр Иванович
    • Катренко Владимир Семёнович
    • Мовчан Сергей Николаевич
    • Одинцов Михаил Викторович
    • Рябухин Сергей Николаевич

    Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

    Председатели

    Министры Государственного Контроля РСФСР

    • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
    • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
    • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
    • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
    • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

    Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

    • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

    Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

    • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
    • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

    Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

    • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
    • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

    Счетная палата РФ – постоянно действующий орган независимого государственного финансового контроля (аудита), деятельность которой осуществляется согласно Конституции РФ и соответствующего Федерального закона.

    Действия этого государственного органа направлены на контроль расходования бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и федеральной собственности, оценку эффективности использования федеральных ресурсов. Одной из приоритетных задач Счетной палаты является борьба с коррупцией.

    История образования

    Первым учреждением выполняющем контрольно-ревизионные функции в России был Приказ счетных дел или Счетный приказ, который был основан царем Алексеем Михайловичем в 1656 году. Перед новым государственным органом первоначально ставились задачи проверки раздачи военного жалования в период русско-польской войны (1653-1654 годов) и проведение ревизии деятельности государственного казначейства за последние 50 лет.

    С приходом к власти Петра I были проведены реформы, в результате которых была проведена реорганизация органов государственного контроля. В 1719 году была создана Ближняя канцелярия, которая в 1720 году была переименована в Ревизион-коллегию, а в 1722 реорганизована в Ревизион-контору. Основная деятельность этого учреждения сводилась к контролю доходов и расходов государственной казны.

    Следующая реорганизация произошла в 1811 году. Император Александр I разделил управление государственными доходами и расходами на три части, которые находились под управлением министра финансов, государственного казначея и государственному контроллеру. Первым государственным контроллером стал барон Бальтазар Кампенгаузен. Он обладал полномочиями министра и занимался проверкой гражданских и военных счетов.

    Император Александр III в 1892 году провел ряд реформ, касающихся контрольно-ревизионного управления. Был принят закон, по которому на органы государственного контроля возлагалась обязанность предоставлять заключения об эффективности проведения различных хозяйственных операций. Государственный контроллер наделялся полномочиями для утверждения ревизионных документов и инструкций. Ему подчинялись все руководители местных и центральных органов ревизионного контроля, которых он был вправе смещать с должности и назначать новых.

    В 1918 году должность государственного контроллера была упразднена, а вместо нее создана Центральная контрольная коллегия, которая была реорганизована в Народный Комиссариат государственного контроля. В советское время название и функции государственного контролирующего органа неоднократно менялись, и в итоге в 1965 году был создан Комитет народного контроля, который просуществовал до 1991 года и был заменен новым учреждением – Контрольно-счетной палатой РСФСР.

    Изменение государственного строя и принципов управления потребовали внесение изменений в системе госконтроля. В 1994 году Госдума Федерального Собрания Российской Федерации приняла федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон вступил в силу 14 января 1995 года, после одобрения Советом Федерации и подписания президентом России Борисом Ельциным.

    Организационная структура

    Счетная палата Российской Федерации состоит из двух частей – коллегии и аппарата. Высший руководящий орган - Коллегия Счетной палаты, основными направлениями деятельности которой являются организация работы Счетной палаты и методология контрольно-ревизионной деятельности.

    В состав Коллегии Счетной палаты входят председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, 12 аудиторов и руководитель аппарата. Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой РФ, а его заместитель – Советом Федерации. Срок пребывания в должности этих чиновников составляет 6 лет.

    Аудиторы Счетной палаты назначаются Государственной Думой и Советом Федерации, по 6 от каждого государственного органа. Срок нахождения в должности аудитора счетной палаты составляет 6 лет.

    Аудиторы возглавляют различные направления деятельности Счетной палаты, так называемые департаменты, которые охватывают комплекс доходных и расходных статей федерального бюджета, объединенных одним предназначением. Более конкретное содержание деятельности, для каждого из аудиторов устанавливает Коллегия.

    Занимать руководящие должности в Счетной Палате могут только граждане Российской Федерации имеющие специализированное образование и опыт работы в сфере государственного контроля, экономики и финансов.

    Текущий состав Коллегии Счетной палаты РФ:

    • Голикова Татьяна Алексеевна – председатель
    • Чистова Вера Ергешевна – заместитель председателя
    • Агапцов Сергей Анальевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал – аудитор,назначен Советом Федерации
    • Мануйлова Татьяна Николаевна – аудитор, назначена Советом Федерации
    • Росляк Юрий Витальевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Филипенко Александр Васильевич – аудитор, назначен Советом Федерации
    • Богомолов Валерий Николаевич – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Жданьков Александр Иванович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Катренко Владимир Семенович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Перчян Андрей Виленович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Рохмистров Максим Станиславович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Штогрин Сергей Иванович – аудитор, назначен Государственной Думой РФ
    • Воронин Юрий Викторович – руководитель аппарата Счетной палаты

    Аудиторы контролируют следующие Департаменты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности расходов в следующих областях:

    • Промышленность и освоение космического пространства (Агапцов С.А.)
    • Охрана окружающей среды, рыболовство, водное и лесное хозяйство, агропромышленный комплекс (Жамбалнимбуев Ж.)
    • Внешний и внутренний России (Мануйлова Т.Н.)
    • Межбюджетные трансферты, расходы на ЖКХ и региональные инвестиции (Росляк Ю.В.)
    • Здравоохранение, образование и культура (Филиппенко А.В.)
    • Топливно-энергетический комплекс, транспорт и дорожное строительство (Богомолов В.Н.)
    • Международные отношения (Жданьков А.И.)
    • Спорт и социальная политика (Катренко В.С.)
    • Кредитно-финансовая политика и деятельность Центробанка РФ (Перчян А.В.)
    • Федеральное имущество и средства резервных фондов (Рохмистров М.С.)
    • Доходы федерального бюджета (Шторгин С.И.)

    На текущий момент остается вакантным должность аудитора Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета, которую раньше занимал Мовчан С.Н.

    Аппарат Счетной палаты РФ состоит из инспекторов и других сотрудников, которые непосредственно проводят контрольно-ревизионную деятельность в рамках установленных полномочий. Число сотрудников аппарата немногим более 1200 человек.

    Задачи и функции Счетной палаты

    Согласно действующего законодательства, Счетная палата обладает определенной независимостью. Сотрудники этого контролирующего органа вправе проводить проверки на всех государственных учреждениях, федеральных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления.

    Основные задачи Счетной палаты:

    • Контроль за эффективным использованием бюджетных средств;
    • Проведение антикоррупционных мероприятий;
    • Финансовые экспертизы проектов, предусматривающих расходы федерального бюджета;
    • Контроль за движением средств федерального бюджета в Центробанке и других кредитно-финансовых учреждениях.
    • Предоставление Совету Федерации и Государственной Думе РФ отчетов о проделанной работе.
    • Оценка доходности различных статей федерального бюджета;
    • Выявление и анализ отклонений от установленных показателей федерального бюджета и внебюджетных фондов.

    Деятельность Счетной палаты можно разделить на три вида:

    • контрольно-ревизионная - организация проверок и ревизий различных статей бюджета, фондов и государственных учреждений;
    • экспертно-аналитическая - экспертиза проектов федерального бюджета и федеральных программ, выявление и анализ различных отклонений и нарушений при расходе средств федерального бюджета;
    • информационная - составление и публикация различной отчетной документации

    По результатам проведенных проверок, в случае выявления правонарушений, Счетная палата передает соответствующие документы в правоохранительные органы.

    За свою деятельность Счетная палата отчитывается перед Советом Федерации и Государственной Думой. Отчет в эти государственные органы предоставляется ежегодно. Кроме этого, каждый квартал Счетная палата предоставляет отчет Правительству РФ о ходе выполнения программ федерального бюджета.

    За свою двадцатилетнюю историю Счетная палата Российской Федерации провела более 9 000 проверок и ревизий, в результате которых были выявлены нарушения на сумму более 4.5 трлн. рублей. По материалам, предоставленным в правоохранительные органы, было заведено более 1 700 уголовных дел.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и по структуре, объему, целевому назначению.

    Историческая справка

    Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

    В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ. С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го - городские, а с 2006-го - районные.

    Общая характеристика

    В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

    Функции Счетной палаты РФ

    Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

    1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
    2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
    3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
    4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
    5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
    6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
    7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

    Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

    Структура

    В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет. Соответствующее постановление принимается большинством голосов. Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики. Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

    Задачи должностного лица

    Председатель палаты:

    1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
    2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
    3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

    Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры. В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве. Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

    Заместитель

    Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

    1. Президентом России и руководителем его администрации.
    2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
    3. Генпрокурором.
    4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

    Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти. Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума. Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

    Аудиторы

    Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета. Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией. В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

    Специфика формирования штата

    Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок. Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов. Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

    Коллегия

    Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ. Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы. Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.

    Аппарат

    В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

    Полномочия Счетной палаты РФ

    Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

    В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

    Спорные моменты

    В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ. У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

    Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета. Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст. 245 БК, реализацией доходной части признается:

    1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
    2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
    3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
    4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

    Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана. В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее. Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

    Заключение

    Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования. В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента. В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

    1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

    2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

    3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

    5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно в Государственную Думу или Совет Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты.

    6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

    8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

    9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

    10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:

    1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;