Оперантное поведение. Фредерик беррес скиннер - биография и интересные факты из жизни

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990 гг.) родился в городке Саскуеханиа, штат Пенсильвания, где и жил до поступления в колледж. Его детство прошло в атмосфере любви и спокойствия. Он любил свою школу и по утрам всегда приходил раньше всех. В детстве и отрочестве он увлекался созданием самых разных предметов. Он также много читал о поведении животных и держал дома целый зоопарк.

Скиннер поступил в Гамильтон колледж в Нью-Йорке, но там ему не понравилось. Несмотря на свое бунтарство, Скиннер успешно закончил колледж со степенью по английскому языку, правом принадлежности к обществу «Фи Бета Каппа» и стремлением стать писателем. В течение двух лет после выпуска из колледжа Скиннер занимался литературной деятельностью.

Прочитав об экспериментах Уотсона и Павлова по формированию условных рефлексов, Скиннер круто повернулся от литературных аспектов человеческого поведения к научным. В 1928 г. он поступил в аспирантуру Гарвардского университета по психологии - несмотря на то, что до этого ни разу не прослушал курса психологии. Через три года он получил ученую степень доктора философии. По завершении научной работы, после защиты докторской диссертации, он преподавал в университете штата Миннесота (1936-1945) и университете штата Индиана (1945 -1974), после чего вернулся в Гарвард.

В возрасте 78 лет Скиннер написал статью под названием «Как сохранить интеллект в старости», в которой он ссылался на свой собственный опыт.

В 1989 г. у Скиннера обнаружили лейкемию. Спустя два месяца он умер в возрасте 86 лет.

Научный анализ поведения. Поведение, как любой другой феномен, может быть исследовано естественнонаучными методами. Оно имеет свои закономерности, а потому предсказуемо и управляемо.

Личность-сумма паттернов (реакций) поведения. Каждая поведенческая реакция основана на предыдущем опыте и генетическом коде.

Обусловливание и подкрепление. Реактивное обусловливание - это рефлекторное поведение;. Организм автоматически отвечает на стимул.

Скиннера больше интересовал процесс, который следует за реакцией, - оперативное обусловливание. Это нечто большее, чем реакция, это один из механизмов поведения. Оперативное обусловливание лежит в основе обучения. Поощряя или наказывая, можно сформировать определенный стереотип поведения. И не только у животных (дрессировка), по и у людей.

Подкрепление любой стимул, увеличивающий вероятность определенной (заранее запрограммированной) реакции, формирует и регулирует поведение (может быть позитивным и негативным). У человека мощным стимулом подкрепления является еще и слово. Поэтому к базовым подкреплениям присоединяются, с одной стороны, власть, слава, а с другой - страх, унижение и т.п.

Объяснительные фикции. Когда не понимают истинных причин поведения, их объясняют ложными (фиктивными) механизмами. Наиболее распространенными фикциями являются: «автономный человек», «свобода», «достоинство», «творчество». Фикции маскируют истинные механизмы поведения.

Управление поведением. Прогнозировать поведение - значит изучать его механизмы. В основе управления поведением лежит изучение и изменение среды. Скиннер рассматривал организм человека как черный ящик. Известны вход (раздражитель) и выход (поведение). Что делается внутри ящика - во многом является загадкой.

Исследуя оперантное обусловливание, Скиннер пришел к следующим выводам:
- Обусловливание чаще всего происходит вне сфер сознания. Наше индивидуальное восприятие зависит от прошлых восприятий (культура, традиции), а также от опыта. Они наслаиваю гея друг на друга и создают базу для поведения, которую мы часто не осознаем.
- Обусловливание поддерживается вне сознания. Многие решения и обусловленные этим поведенческие реакции связаны с неосознанным восприятием.
- Обусловливание наиболее эффективно (и выходит на новый уровень) тогда, когда элементы неосознанного соединяются с сознательным (неосознанное осознается).

Социальные отношения. В социальном поведении нет ничего, что отличало бы его от всякого другого поведения. Для него характерно лишь то, что во взаимодействие вступают два человека или более. Поведение индивидуума зависит от поведения окружающих его людей. Большое внимание уделял «вербальному общению», оно больше всего способствует обратной связи.

Работы Скиннера заложили психологические и методологические основы современного программированного обучения:
- каждый учащийся работает в своем темпе (холерик - быстро, флегматик - медленно);
- ученик переходит к более сложному материалу лишь тогда, когда усвоил более простой;
- благодаря имеющемуся правильному ответу «ученик всегда прав», у него нет чувства ущербности («садись, бездарь, двойка»);
- ученик постоянно активен и получает немедленное подтверждение своего успеха;
- вопрос всегда сформулирован квалифицированно и в такой форме, что ученик понимает его суть;
- ответы машины всегда имеют иерархию точности, дают возможность выбора, носят обучающий характер.

29.08.2017 14:33

В основе многих методов психотерапии лежат принципы научения. В начале развития поведенческой психотерапии в ее основу закладывали концепцию условных рефлексов Павлова. По мнению бихевиористов, поведение человека — это набор условных рефлексов и лучше не вмешиваться в “закрытую работу” головного мозга. При неверном обучении больного, его сформировавшиеся условные рефлексы будут приводить к малоадаптивному поведению, что, в свою очередь, будет вести к неврозам. Основная цель поведенческой терапии — постепенное угасание малоадаптивных рефлексов, формирующих некорректное поведение, и образование рефлексов, способствующих корректному поведению и избавлению от невротизма.

Бихевиористы полагают, что большая часть жизнедеятельности человека — это итог его научения. Человек пытается всяческими уловками обходить те ситуации, которых он боится и из-за этого не получает необходимого опыта. Страха становится меньше и такое поведение подкрепляется. Но в результате этого не реализуются основные потребности организма. К примеру, юный парень нервничает, когда зовет девушку на свидание. Чтобы не испытывать стресс, он прекращает общаться с девушками. Страх его не беспокоит, но теперь у него появляются проблемы с удовлетворением необходимых потребностей. Такая ситуация в любом случае заканчивается плохо — появляются нервные тики, потливость, навязчивые мысли, волнение — всё это проявление психопатологии. В бихевиоризме это является вариантом поведения.

Первый в истории метод бихевиорального лечения, реализованный в 1973 году Д. Вольпе, был систематической десенсибилизацией. Его суть состоит в том, что пациента учат постепенно расслаблять мышцы. В беседах и работе с больным выявляются те моменты и ситуации, которые могут вызвать стресс и страх. Если у пациента начинает получаться расслабляться, его просят в расслабленный момент представлять ситуацию, порождающую неприятные и волнительные эмоции. Когда человек преодолевает эту ситуацию, ему предлагают представить более сложную ситуацию. Если есть возможность, то лучше устраивать такие процедуры в местах, приближенных по атмосфере к ситуации, вызывающей страх. Если у человека агрофобия, то после проработки ситуации в мыслях, можно выходить с ним на улицы и переходить дороги, аккуратно, начиная с небольших, со спокойным движением.

Несмотря на то, что у поведенческой терапии есть ясные параметры выздоровления, она не развилась должным образом в нашей стране.

Сегодня психология не представляется нам без психометрических методик, которые были созданы и разработаны бихевиористами. На базе теорий об оперантном обусловливании Скиннера и Торндайка были разработаны психологические методы, которые сильно повлияли на развитие педагогики.

Оперантное обусловливание — это процесс передачи стимулов в общении. Один человек при общении передает стимул другому, в ответ на который у оппонента возникает реакция, выражающаяся в поведении. При этом, такая реакция будет причиной, приводящей к ответу первого человека. Если между людьми происходит неэффективное взаимодействие, то образуются неправильные формы поведения, что в итоге может закончиться болезнью.

Примерная схема общения отражается в следующем.

Стимул — реакция

Рассмотрим простой пример - ребенок хочет, чтобы ему купили игрушку, но родители отказывают. Он начинает взахлеб плакать, падать, истерить, родители не могут его успокоить, сдаются и покупают желаемое. Такая реакция родителей будет служить положительным стимулом к дальнейшим действиям, ребенок теперь будет устраивать истерики по менее значимым поводам, что, в свою очередь, приведет к психологическим и физическим проблемам. Такие выводы впервые озвучил Б. Скиннер — признанный американский психолог. На сегодня поведенческая терапия применяется не только в терапевтической практике, но и в учебных заведениях, лечебных заведениях соматической направленности, спортивных организациях и производственных коллективах. Там не меняют состояние, а меняют поведение, что в итоге приводит к изменению состояния.

В молодости Скиннер мечтал о карьере писателя, но с прозой отношения совсем не сложились. Он пошел учиться в Гарвардскую школу на факультет психологии, где абсолютно всё время было занято учебой, никаких развлечений и вечеринок. После окончания учебы он поступил на работу психолога в медицинскую школу Гарварда, немного позже начал преподавать.

Крупная работа Скиннера «Поведение организмов» была опубликована в 1938 году, после чего стал ведущим теоретиком. С его именем связывают направление необихевиоризма. В конце жизни он занимался писательской деятельностью. Одними из интересных его трудов являются - «О бихевиоризме», «Наука и человеческое поведение» и «Технология обучения».

Скиннер предполагал, что человек достаточно близок к животным, больше, чем полагает. А изучение философии, натолкнуло его на мысль о том, что бихевиоризм — это не только наука о поведении человека, это ее философия. Он считал, что личность — это совокупность форм поведения. В зависимости от ситуации будет проявлена та или иная реакция. Любая отдельная реакция содержит в себе прошлый пережитый опыт. Скиннер изучал именно поведение человека, не касаясь его мотивов и причин.

Основы поведенческой терапии

Рассмотрим понятия, используемые в поведенческой терапии

Реактивное обусловливание — или иначе — условный рефлекс. Вспомним простой опыт — у собак в процессе обучения на созданный условный раздражитель начинает выделяться слюна. У человека тоже такое возможно, когда он видит вкусную еду. Но все же человек не настолько похож на животных, как полагал Скиннер. Если у животного исчезнет подкрепление, то вместе с ним сразу исчезнет и реактивное обусловливание. С человеком все сложнее, он, несмотря на отсутствие подкрепления, может продолжать по привычке делать тоже самое — например, искать деньги там, где он когда-то однажды их нашел. Такой процесс называется оперантным обусловливанием — то есть образование и поддержание конкретного поведения с помощью его последствий.

Рассмотрим пример

Уженщины, страдающей истерическим неврозом, постоянно случались обмороки. Чтобы ей помочь, обратились к врачу-психотерапевту. При очередном случае врач смог вывести ее из состояния обморока и какое-то время беседовал с больной, после чего она стала бодрой и даже жизнерадостной. Какое-то время врач не приходил, но позже обморок повторился вновь, и его вызвали. Ситуация повторилась — всё закончилось удачно — хорошей беседой. После чего обмороки стали случаться чаще обычного. Таким образом, приятные беседы с доктором послужили для больной подкреплением для учащения обморочных состояний. Поняв это, врач в следующий раз отказал в беседе, объяснив это тем, что считает бесполезным разговаривать сразу после обморока, так как в это время в мозгу нарушено кровообращение и поэтому заторможено понимание. Разговаривать возможно только по прошествии нескольких недель. Прекращение бесед стало отрицательным подкреплением для изменения некорректного поведения. У больной прошли обморочные состояния, по прошествии пары недель она обсудила с врачом свои проблемы, после чего они всегда беседовали раз в две недели.

Это поощрение является стимулом или подкреплением, влияющим на реакции и поведение. Но оно может быть не только положительным, но и отрицательным. Положительное подкрепление увеличивает нужную реакцию, а отрицательное — уменьшает ненужную.

Роль подкрепления велика в воспитании детей и педагогике. Важно правильно использовать подкрепление, так чтобы оно помогало развитию ребенка. Например, решением проблемы с грамотностью ребенка может стать денежное вознаграждение за перепечатку профессиональных (например - психологических) текстов без ошибок. При таком подходе ребенок повышает свою грамотность и параллельно усваивает новый материал, который сможет применить в дальнейшей жизни.

Бихевиористы не искали в поведении причин, необихевиористы говорили, что поведение — это объяснительные фикции. К последним относятся следующие понятия:

    Автономный человек — это фикция говорит о том, что человек обладает «внутренним существом», которое управляет энергией внутри личности.

    Свобода — фикция, которой люди могут объяснять поведение, если причины его точно не известны.

Например, после гипноза человек не может вспомнить как происходил сам процесс внушения, но при объяснении своих поступков говорит, что это было его свободное решение.

    Достоинство (оно же является репутацией) — фикция, благодаря которой люди делят поступки и деятельность на достойную и недостойную.

    Творчество — тоже объяснительная фикция. По мнению Скиннера, такая деятельность не отличается ничем от других видов деятельности человека. Пример - написание стихов поэтом и высиживание яиц курицой. Чувствуют они себя одинаково хорошо после выполненных действий.

Скиннер утверждал, что поведение поддается управлению. Стимулировать положительное поведение нужно с помощью наград, а пресекать неправильные действия посредством наказаний. Но большой минус наказаний в том, что они говорят только о том, что делать нельзя, но не объясняют как нужно себя вести. Поэтому наказание является помехой в процессе научения, ведь та форма поведения, за которой следовало наказание не уходит бесследно, она остается и проявляется уже в других поступках. При этом новые поступки позволяют увернуться от наказания и являются ответной реакцией на него.

Если часто прибегать к наказанию, то изначальный эффект от него пройдет, так как наказуемый, в начале показывающий хороший результат, может в дальнейшем взбунтоваться. Наказание приносит мало пользы и самому наказывающему, и наказываемому.

Скиннер считал, что поведение формируется на представлении необходимого результата. Стоит внимательно проследить за поведением людей, чтобы понять истинные причины поведения, в которых скрыты потребности и цели.

Бихевиористы сделали вывод, что обусловливание может проходить вне сознания. Скиннер предположил, что роль сознания в поведении, возможно, не столь велика, но всё же, чтобы обусловливание было максимально эффективно, оно должно осознаваться.

Скиннер разработал методы программированного обучения, в процессе которого каждый человек учится со своей личной скоростью, и только после полного усвоения материала и выполнения заданий переходит к более сложным. Такой метод позволяет обучающемуся в каждый момент обучения всё понимать и быть готовым к ответу или выполнению задания.

Что же мы поняли о бихевиоризме?

    цель терапии бихевиоризма — научить людей реагировать на ситуации в жизни так, как они хотят реагировать

    терапия не вмешивается в эмоциональную базу отношений личности

    все жалобы больного в бихевиоризме считаются важной информацией о нем, а вовсе не симптомами

    пациент и врач намечают определенные цели таким образом, что знают время когда они будут достигнуты

Скиннер часто высказывал мысли о том, что работать с внутренними причинами нужно меньше, что бихевиоральная терапия может быть основой управления бесконечной силы. Такие высказывания привели к тому, что многие стали обвинять бихевиоризм в попытке управления личностью, врачи отказались применять эти принципы в своей работе.

Н о для успешной практики можно применять не все принципы бихевиоризма, а только те, которые могут пойти на благо пациентам. При исследовании поведенческой терапии было установлено, что качественные улучшения у пациентов наблюдаются только при внутренних перестановках в структуре личности. Чтобы это произошло, вполне логично и оправдано использовать бихевиоральные методы. Сегодня разработаны техники, в которых эти методы применяются в комплексной системе лечения.

Также методы поведенческой терапии нашли свое применения в идеях НЛП. Бихевиористы действительно перепрограммировали поведение, но всегда только в целях исправления в лучшую сторону. Все люди при общении влияют друг на друга, и бихевиористы считали, что лучшее, что можно сделать — это научиться грамотно влиять на поведение человека.

Действенность и эффективность методов бихевиористов была очевидна и несомненна, но возникли разногласия в вопросах о правах пациентов больниц, заключенных и юношей. Те врачи, которые все же решались в своей практике использовать бихевиоральные методы, подвергались осуждению и критике, коллеги ставили под сомнение их компетентность, трактуя даже успешные результаты лечения по-своему.

Исследования Скиннера и работы других необихевиористов очень сильно повлияли на развитие психологии и педагогики. На основе новых теорий возникали школы по психотерапии, техники и практики обучения. Наша страна была закрыта, к сожалению, от этих новых течений.

Но даже в западных странах теории Скиннера сильно критиковались в СМИ, причиной тому послужили его отрицания творчества, личности и свободы. Философы критиковали его за то, что он мало освещал и рассматривал проблемы внутреннего мира личности, психологи за то, что в принципе он не изучал множество иных проблем.

Несмотря на все это, Скиннер смог обосновать свое видение на человеческую природу, без учета интуитивных моментов и отсылок к божественному промыслу.

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Беррес Фредерик Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер , опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Беррес Фредерик Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера , боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don? t believe in God, so I? m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография Берреса Фредерика Скиннера

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У. Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Беррес Фредерик Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера . Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Беррес Фредерик Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т. е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Беррес Фредерик Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Беррес Фредерик Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Основные публикации

1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427-458.
1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

Мы привыкли к тому, что психолог - это человек, который выслушает, поможет и подскажет, на приеме у которого можно вдоволь полежать на кушетке и выплакаться. Хотя психологи были такими далеко не всегда. Когда-то они мучали людей и злостно манипулировали ими. Звали таких психологов бихевиористами, и началась их история больше ста лет назад.

Джон Уотсон и «куски мяса»

Полный тезка доктора Ватсона родился в Калифорнии в 1878 году. Религиозная мать Джона мечтала, что сын станет проповедником, а посему в семье запрещались курение, выпивка и танцы. Единственным развлечением были баптистские собрания-исповеди, длившиеся по три дня. Отец Уотсона не разделял христианский стиль жизни супруги и вскоре после рождения Джона сбежал из семьи к двум индианкам-чероки.

Когда Уотсону исполнилось тринадцать, он последовал примеру невидимого отца и пустился во всех тяжкие: начал дерзить учителям, пить, курить и делать то, чем его мать никогда не занималась даже при выключенном свете. Вскоре Уотсон уже мог похвастаться двумя арестами - за драку и стрельбу в черте города.

Позор семьи решают сбагрить в Баптистский колледж. Там атеист Уотсон становится изгоем. Но знакомится с пастором Гордоном Муром, еретиком и преподавателем модной психологии. Вскоре одиозного профессора выгнали, и Уотсон отправился вслед за ним - в Чикагский университет.

Там Уотсон разочаровывается в психологии, которая тогда напоминала науку еще меньше, чем теперь. Основным методом работы психолога являлись самоотчеты испытуемых, а людям Уотсон не доверял. Вместо людей он изучал крыс: конечно, требовать от них самоотчеты бессмысленно, зато можно со стороны наблюдать и фиксировать их поведение.

Постепенно Уотсон решил перенести этот принцип на человека. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», где заявляет: сознание субъективно, изучать нужно поведение, а «разница между человеком и скотиной» несущественна. Люди - разновидность животных, и задача психологов - предсказание и контроль их реакций.

Статья производит фурор. Уотсон превращает умозрительную психологию в серьезную науку. Кроме того, к началу XX века в авангарде изучения психики были немецкоговорящие страны. Уотсон предложил американский путь развития психологии и в 1915 году стал президентом Американской психологической ассоциации.

Познакомившись с трудами Павлова, Джон решил обучать людей реакциям тем же манером, что русский применял к собакам. В 1920 году Уотсон провел эксперимент, который психологи позже назвали самым жестоким в истории своей науки. В одной из больниц Джон нашел 9-месячного Альберта. Его мать про Уотсона «что-то слышала» и, не раздумывая, согласилась на опыты ученого во внушающем доверие хорошо скроенном костюме.

Суть эксперимента (о нем Уотсон маме Альберта не рассказывал) была в следующем. Джон показывал мальчику кролика. Ребенок тянул ручки к зверьку. В этот момент ассистентка била по металлическому щитку, который издавал пугающе громкий звук, и ребенок начинал плакать. Эксперимент многократно повторялся - сохранилось немое, но весьма драматичное видео об отношениях мальчика и животных. Скоро Альберт икал от страха при виде крысы, кролика, мехового пальто и бороды Санта-Клауса.

Продолжая экспериментировать на своих и чужих детях, Уотсон написал книгу «Психологическая помощь младенцу и ребенку». «Помощь» стала бестселлером: 100-тысячный тираж разошелся за пару месяцев. Издания принялись брать у Джона интервью, его стали приглашать на конференции.

В итоге в первой половине XX века «по Уотсону» воспитывали каждого второго американца. К счастью, получалось не всегда: требования у психолога-бихевиориста были серьезные. Так, Уотсон утверждал, что для того, чтобы «кусочки мяса» (да, это цитата) выросли самостоятельными, к ним ни в коем случае нельзя прикасаться. Излишняя родительская любовь - это педофилия.

Самое главное - научить ребенка правильно ходить на горшок: «логову сатаны» (так мать Уотсона называла вовремя не опорожненный кишечник) Уотсон уделяет целую главу. Детей нужно оберегать от «гомосексуализма»: мальчиков нельзя отдавать в бойскауты, а девочкам следует чуть ли не законодательно запретить держаться за руки.

Результаты уотсоновского воспитания видны на судьбах его собственных детей. Дочка провела жизнь в попытках суицида. Сын стал фрейдистом и оспаривал идеи отца. Оспаривал недолго: в отличие от сестры, ему удалось покончить с собой со второго раза.

Другим детям Джона повезло больше: пройдя курс психотерапии, они зажили нормальной жизнью. Правда, проблемы с кишечником их преследовать не перестали.

А внучка Уотсона, лауреат «Эмми» Мэриет Хартли, написала книгу о дедушке и собственном маниакально-депрессивном психозе.

Тем не менее авторитет Уотсона и его вклад в психологию и по сей день неоспорим. За год до смерти он удостоился высшей награды американской психологической ассоциации, а недавно вошел в двадцатку самых влиятельных психологов всех времен.

Мистер Скиннер и голуби-камикадзе

Беррес Фредерик Скиннер, родившийся в Пенсильвании в 1904 году, с самого детства увлекался изобретательством. Из-за этого его чуть не выкинули из колледжа: он постоянно разыгрывал преподавателей. Однажды даже провел к ведру воды над дверью сложный пусковой механизм. А вот аппарат для отсеивания неспелой рябины сделал Скиннера самым успешным юным предпринимателем в штате.

После колледжа Фред заперся на чердаке отчего дома, желая написать роман. Не получилось, из-под пера непризнанного гения выходили лишь вялые юморески. Скиннер страдал, обрастал грязью, огрызался. Друзья посоветовали обратиться к «мозгоправу». Сходив на пару сеансов, Фред неожиданно для близких решил сам стать психологом.

В те годы опыты на животных имели недостаток: они проводились «на глаз», их результаты зависели не столько от самих крыс, хомяков и голубей, сколько от реакции ученого, державшего в руке секундомер. Изобретенный Фредом «ящик Скиннера» помог решить эту проблему, ведь он фиксировал поведение зверей с компьютерной точностью.

Помещаемый в «ящик Скиннера» голубь случайно взмахивал крыльями и получал пищу. Голубь начинал махать крыльями специально, но подкрепление прекращалось. Голубь, продолжая взмахи, случайно наклонялся - и вдруг снова получал еду. Прибавляя реакции, Фред заставлял голубя поворачиваться, приседать и выполнять прочие непотребства.

Неожиданно голуби Скиннера пригодились на войне: в рамках проекта «Пиджеон» Фред тренировал голубей-камикадзе. Под руководством бихевиориста птицы мира научились корректировать полет ракеты. Но, к несчастью для амбициозного Скиннера и к счастью для всего мира (и голубей), война закончилась.

Как и Уотсон, Скиннер мечтал о построении идеального общества. После войны он сел за утопический роман «Уолден-2». Вышедшая одновременно с «1984» книга Фреда описывала маленькую общину, построенную на законах подкрепления и наказания. Тотальный контроль, пугавший Оруэлла, преподносился в романе Скиннера как всеобщее благо.

В интервью Скиннер признался, что идеи романа кажутся жутковатыми даже ему. Но это совершенно не смущало его фанатов: вдохновленные «Уолденом», они организовали коммуну Твин Оукс, которая существует по сей день. После рождения своего второго ребенка Скиннер между делом изобрел кроватку, в которой поддерживался оптимальный микроклимат для младенца. Фред отправил статью о кроватке в женский журнал, не понимая, что губит свою и без того сомнительную репутацию. Редакторы, не вдаваясь в детали использования кроватки, озаглавили статью «Детский ящик Скиннера». По Америке пополз слух: Скиннер построил тренировочную коробку для человека и запер там свою годовалую дочь.

Но, даже несмотря на слухи, в 1972 году Американская психологическая ассоциация поставила Скиннера на первое место в списке выдающихся психологов XX века. Обойти Фрейда ему не помешал даже тот факт, что за всю жизнь Скиннер не провел ни одного эксперимента на людях.

ПРАКТИКА БИХЕВИОРИЗМА

В СССР бихевиоризм был признан «вымирающей империалистической теорией». Сейчас русские авторы пишут, что он себя изжил. Это не мешает бихевиоризму до сих пор проникать во все уголки человеческой жизни.

Родоначальником бихевиоризма в продвижении товаров был сам Уотсон. Уволившись из университета, он перешел в легендарное рекламное агентство JWT, где ведущему психологу в стране пришлось начинать карьеру практически с нуля. И хоть поначалу Джон считал, что ремесло рекламщика «немногим лучше выращивания капусты», желание претворить собственные идеи в жизнь позволило Уотсону вскоре стать вице-президентом компании.

Уотсон был первым, кто поставил науку на службу оболванивания потребителя. До Уотсона реклама лишь информировала, Джон действовал смелее. Он заявил, что реклама продает не товар, а образ жизни.

Именно после Уотсона кофе перестал быть просто напитком, а начал повышать продуктивность и помогать в карьере. Благодаря ему в рекламе появились знаменитости: они формировали положительную реакцию на стимул в виде зубной пасты или шоколадки.

«Секс продает» - еще одна формула Уотсона. Но дело не в символическом обретении красавицы, как объясняют современные рекламщики знойную красотку на упаковке подгузников. Идея Уотсона проста: если страх можно увязать с кроликом, то сексуальное возбуждение - с чем угодно. При этом качество продукта не важно. Покупатель, взявший товар из-за красивой упаковки, купит его и не станет сравнивать с аналогами. Важны и слоганы. Многие Уотсон придумывал сам, в меру своих представлений о прекрасном. Бихевиоризм используется в выкладке товаров, стимулировании ненужных покупок, формировании лояльности клиента. Ты не купил шоколадку, расположенную на уровне глаз ребенка, и он лег на пол супермаркета и закатил истерику? Взял товаров на 10 тысяч и получил в подарок пакетик? В восьмой раз ешь в третьеразрядной закусочной, надеясь получить одиннадцатый обед бесплатно? Привет тебе от бихевиориста Уотсона.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Бихевиоризм лег в основу когнитивно-бихевиоральной терапии, которую фамильярно называют КБТ. По мнению многих специлистов, это куда более эффективный способ добиться успеха у пациента, чем длительная и нудная психотерапия.

Желая сгладить осадочек от экспериментов с Альбертом, Джон взял 6-летнего Питера, который боялся крыс без помощи доктора, и решил «сбить» эту реакцию сладостями. Пугаясь крысы в другом конце комнаты, мальчик ел и успокаивался. Уотсон ставил клетку ближе. Еще ближе. Вскоре Питер стал даже подкармливать зверька*. Крыса стала ассоциироваться с наслаждением. Этот метод применяется в психологии до сих пор. Только вместо еды используют релаксацию.

Другие проблемы людей - это самоподдерживающиеся циклы, заставляющие наступать на те же грабли. Человек сдал начальнику доклад и беспокоится о результате (представляешь, есть люди, которых это реально волнует!). Доклад одобряют. «Я волновался - все прошло хорошо». Потом человек снова волнуется и снова получает похвалу. Когда третий доклад разносят в пух и прах, человек думает, что недостаточно волновался. И в четвертый раз усиливает страх десятикратно.

Разрушить цикл помогают регистрация уровня страха и полученного результата (чтобы понять, что это никак не связано), релаксация, медитация, секс, наркотики и рок-н-ролл, а также навык игнорировать происходящее.

КБТ так эффективна, что входит в американскую систему медстрахования. Бихевиорист не копается в прошлых травмах, а решает проблему здесь и сейчас. Психоаналитики считают, что понимание проблемы изменит поведение, и ищут ее (проблему) до старости. Бихевиоризм работает с поведением напрямую и с рядом ситуаций справляется за пару месяцев.

КБ-терапевт не сюсюкает с пациентом, а толкает к решению проблемы. Требование к консультанту: у него самого нет проблем клиентов, он должен быть примером, а не решать параллельно собственные трудности, как делают психологи из сериалов.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Если вместо премии у тебя корпоратив с Укупником, обвиняй бихевиористов: корни «нематериальной мотивации» растут оттуда.

Дело в том, что бихевиористы доказали: повышение зарплаты не работает на длинной дистанции. Любое подкрепление приедается. Чтобы голубь выплясывал джигу в ящике, стимул в виде еды нужно спустя время заменить.

После повышения зарплаты «трудолюбивая» реакция быстро угасает. Поощрение должно меняться и удивлять сотрудника. Конечно, удивить можно и премией в китайских евро (не каждый день платят в несуществующей валюте), но есть и более дешевые способы «поглаживания» сотрудников - вроде уже упомянутого корпоратива или экзотических должностей. Так, Apple избежал оттока персонала, переименовав должность «консультант» в «гений».

ПЕДАГОГИКА

Идея, что лупить ребенка нельзя, была и до бихевиористов, но носила нравственный характер. Сторонники пряника настаивали: ставить детей на горох как-то неправильно. «Да, неправильно, - соглашались родители. - Но как из них людей-то вырастить?»

Скиннер доказал: телесные наказания неэффективны. «Ребенок не изменит поведение. Он научится избегать наказания». К наказанию привыкаешь быстрее, чем к поощрению. В первый раз достаточно оплеухи, во второй - ремня. Чтобы отбить желание соваться куда не следует, нужно повышать ставки. В итоге прекратить неправильное поведение сможет только физическое уничтожение ребенка.

Если наказание неизбежно, нужно не пороть, а лишать положительного подкрепления: не взять в зоопарк или забрать бинокль, через который ребенок подглядывает за переодевающейся соседкой. Наказывая, нужно предложить модель верного поведения и «плюшки» за его выполнение.

ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПНИКОВ

Про бихевиоризм рассказывает сериал «Мыслить как преступник». Сейчас будут спойлеры. Дело в том, что попытки составить портрет маньяка предпринимались со времен Джека Потрошителя, но пионером в исследовании убийц считают Джона Дугласа из отдела бихевиорального анализа ФБР.

Дуглас разработал методику вычисления преступников на основе их поведения. Изучая материалы дела, следователь выделяет два качества убийцы: способ действия и почерк. Способ (modus operandi) - все, что делает преступник, чтобы убить жертву. Взлом замков свидетельствует о возможном криминальном прошлом, ловкое обращение с ножом - о службе солдатом в армии или поваром на кухне. Если убийства совершаются в промежутке между 18.30 и 19.00 - не исключено, что убийца выпускает пар, идя с работы.

Modus operandi может меняться («форточник» может взять пару уроков у знакомого медвежатника) и ничего не говорит о патологии маньяка. Если ножа нет, убийца использует молоток. Способ совершенствуется, позволяя определить опыт маньяка.

А вот почерк - это уже фетиш убийцы. Почерком могут быть украденные для коллекции или оставленные на месте преступления вещи, тип жертвы, нанесенные повреждения. Почерк, в отличие от способа, незыблем, ведь он удовлетворяет психологическую потребность от убийства. То есть без почерка преступление просто бессмысленно.

Часто в газеты попадает информация о способе убийства, а не почерке. Это позволяет вычислить подражателя: если тот воспроизвел modus, но не оставил засохшей розы, скорее всего, преступление совершено по личным, а не патологическим мотивам.

Различить способ и почерк не всегда просто. Важно помнить: modus operandi - это «как», почерк - «зачем». Если убийца действует любым тупым предметом (ваза, гантель, томик «Советской энциклопедии»), речь о способе убийства. Но когда удается установить, что все жертвы умерщвлены банкой с горошком, - это почерк.

Для сравнения. Ты предпочитаешь знакомиться в клубах. Но если девушка подвернется в другой ситуации, ты тоже этим воспользуешься. А вот если тебе нравится заниматься сексом в женском бюстгальтере, то без этого элемента ты просто не получишь удовольствия от процесса.

Метод Дугласа доказал свою эффективность. Но у него есть и противники, заявляющие, что он ненаучный, путает полицию и губит жизнь невиновным. Если ты хочешь лучше познакомиться с поведенческим профилированием, но лень отсматривать 10 сезонов «Мыслить как преступник», есть другая возможность. Посмотри нетфликсовский сериал Дэвида Финчера «Охотник за разумом», в создании которого Джон Дуглас принял непосредственное участие.

Последнее обновление: 04/05/2015

«Последствия поведения определяют вероятность того, что поведение повторится».

В. Ф. Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер - американский психолог, наиболее известный за свой вклад в развитие . Свои собственный взгляды Скиннер называл «радикальным бихевиоризмом»; он предположил, что понятие свободы воли - просто иллюзия. Все человеческие действия, по его мнению, были прямым следствием обусловливания.

В процессе оперантного обусловливания хорошие последствия конкретного действия служат подкреплением, а поэтому такое поведение, скорее всего, повторится в будущем. Поведение, которое приводит к негативным последствиям, становится менее вероятным в будущем.

Среди многочисленных открытий, изобретений и достижений Скиннера особенно выделялись камера оперантного обусловливания (коробка Скиннера), его исследование режимов подкрепления, и использование скорости реакций в качестве зависимой переменной, а также создание кумулятивного регистрирующего устройства, отслеживающего эту скорость реакций.

Беррес Скиннер был назван самым влиятельным психологом ХХ века.

Биография Б.Ф. Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер родился и вырос в маленьком городке Саскуэханна (Пенсильвания). Его отец был юристом, мать - домохозяйкой; он рос вместе с братом, который был на два года младше его. Позже он описал своё детство в Пенсильвании как «тёплое и стабильное». Мальчиком он мастерил и изобретал вещи, позже это умение пригодилось ему в проведении собственных психологических экспериментов. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 из-за кровоизлияния в мозг.

В средней школе Скиннер начал проявлять интерес к науке после изучения произведений Фрэнсиса Бэкона. Он продолжил образование в колледже Гамильтон и в 1926 году получил степень бакалавра в области английской литературы. После получения степени он решил стать писателем, и следующий период своей жизни позже он назовёт «тёмными годами». За это время он написал всего лишь несколько газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на поддержку и наставничество знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая клерком в книжном магазине, Скиннер случайно натолкнулся на работы И. П. Павлова и Д. Уотсона, что стало поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновлённый этими работами, Скиннер решил отказаться от своей карьеры в качестве писателя и поступил в аспирантуру в Гарвардский университет.

Коробка Скиннера и накопительное регистрирующее устройство

Во время своего пребывания в Гарварде Скиннер заинтересовался изучением человеческого поведения с точки зрения науки. Он разработал то, что позже назвал аппаратом оперантного обусловливания, - «коробку Скиннера». Устройство представляло собой камеру, в которой имелась кнопка или рычаг, животное должно было нажать её/его, чтобы получить пищу, воду или подкрепление какого-либо другого типа.

Именно во время учёбы в Гарварде он изобрел накопительное регистрирующее устройство, которое замеряло реакции и на бумаге фиксировало их в виде линий. Пронализировав эти линии, указывавшие на скорость реакций, Скиннер смог заметить, что скорость реакции зависит от того, что произошло после того, как животное нажало на рычаг. То есть, более высокая скорость реакции следовала за поощрением, а более низкая - за его отсутствием. Устройство позволяло также видеть, как на скорость реакции влиял используемый режим подкрепления.

Используя это устройство, он обнаружил, что поведение не зависит от предшествующего стимула, как считали Уотсон и Павлов. Вместо этого, Скиннер решил, что поведение зависит от того, что происходит после реакции. Он назвал это явление оперантным поведением.

После получения в 1931 году степень доктора философии Скиннер благодаря стипендии продолжил работать в университете в течение следующих пяти лет. В это время он продолжил свои исследования на тему оперантного поведения и оперантного обусловливания. В 1936 году он женился на Ивонн Блю, и у пары появились на свет две дочери, Джули и Дебора.

Обучение голубей

После свадьбы он начал преподавать в Университете Миннесоты. В этот период, а также во время Второй мировой войны Скиннера интересовала возможность помочь военным. Он получил финансирование для проекта, который был нацелен на обучение голубей для доставки бомб, поскольку тогда системы наведения ракет еще не были разработаны.

В так называемом «Проекте «Голубь» голубей помещали в устройстве наведения ракеты и обучали клевать на точки а карте, направляя тем самым ракету к намеченной цели. Проект так и не был реализован, поскольку в то же время полным ходом шла работа над радаром, хотя Скиннер достиг значительного успеха в своей работе с голубями. Проект был, в конечном итоге, закрыт, однако он всё же привёл к некоторым интересным выводам; и Скиннер смог научить голубей играть в пинг-понг.

«Механическая няня» Скиннера

В 1943 году по просьбе своей жены Б.Ф. Скиннер изобрел также «механическую няню». Важно отметить, что это не та самая «коробка Скиннера», которую он использовал в своих экспериментах. Он создал закрытую отапливаемую кроватку с окном из плексигласа в ответ на просьбу жены о более безопасной альтернативе традиционной детской кроватке. Ladies Home Journal опубликовал статью о кроватке с названием «Ребёнок в коробке», поспособствовав распространению неправильного представления о настоящей цели разработки Скиннера.

Этому способствовал и другой случай. В своей книге Лорен Слейтер «Открывая коробку Скиннера: Великие психологические эксперименты ХХ века» (2004) упомянула о пресловутом слухе о том, что «няня» фактически использовалась в качестве экспериментального устройства. Кроме того, по слухам, дочь Скиннера имела проблемы с психикой и в результате покончила жизнь самоубийством. В книге Слейтер отмечалось, что это не более, чем слух, но позже автор одной из рецензий на книгу ошибочно заявил, что книга как раз поддерживает слухи. Это привело к скандалу и череде опровержений.

В 1945 году Скиннер переехал в Блумингтон (штат Индиана) и возглавил кафедру психологии и университет штата Индиана. В 1948 году он перешёл на кафедру психологии при Гарвардском университете, где оставался до конца своей жизни.

Оперантное обусловливание

В процессе оперантного обусловливания, согласно Скиннеру, оперантным называют любое поведение, которое преобразует окружающую среду и приводит к последствиям. Он противопоставлял оперантное поведение (контролируемое нами) респондентному (рефлекторному или автоматическому - например, отдёргиванию пальца при случайном прикосновении к горячей сковороде).

Скиннер определелил подкрепление как событие, усиливающее поведение, которое за ним следует. Он выделил два типа подкрепления - положительное (благоприятный результат, награда или похвала) и отрицательное (неблагоприятный исход). также может играть важную роль в процессе оперантного обусловливания. Как считает Скиннер, наказание уменьшает или ослабляет последующее проявление поведения. Положительное наказание предполагает неблагоприятный исход (тюрьма, порка, брань), а отрицательное - исключение благоприятного исхода.

Режимы подкрепления

В своем исследовании на тему оперантного обусловливания Скиннер также выделил и описал режимы подкрепления:

  • режим подкрепления с фиксированным интервалом;
  • режим подкрепления с фиксированной пропорцией;
  • режим подкрепления с изменяющимся интервалом;
  • режим подкрепления с изменяющейся пропорцией.

Обучающие машины Скиннера

Посетив урок математики в школе его дочери в 1953 году, Скиннер стал проявлять интерес к воспитанию и обучению. Он отметил, что ни один из учеников не получал какой-либо непосредственной обратной связи, и не знал о результатах своей деятельности. Некоторые ученики упорно учили, но всё равно не могли решить задачу, другие же справлялись с ней быстро, но на самом деле ничего нового не узнавали. Скиннер решил, что в таких случаях лучше всего было бы использовать устройство, которое помогло бы моделировать поведение ученика, предлагая обратную связь до тех пор, пока желаемый ответ не будет найден.

Он начал разрабатывать обучающую машину, которая предлагала бы немедленную обратную связь после каждой задачи. Тем не менее, самое первое устройство на самом деле не помогало усвоению новых навыков. В конце концов, он смог создать машину, которая обеспечивала обратную связь и предъявление материала в серии небольших шагов, с тем чтобы студенты приобретали новые навыки. Этот процесс получил название программированного обучения.

Дальнейшая карьера и последние годы жизни

Исследования и публикации Скиннера быстро сделали его одним из лидеров бихевиористской психологии, да и вклад в развитие экспериментальной психологии огромен. Опираясь на свое литературное прошлое, Скиннер часто пользовался литературными приёмами для описания многих из своих теоретических идей.

В своей книге «Вальден Два» (1948) Скиннер описал вымышленное утопическое общество, в котором с применением оперантного обусловливания людей делали идеальными гражданами. В книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) он утверждал, что люди на самом деле не обладают свободой воли. А свою работу «О бихевиоризме» (1971) он написал, чтобы частично развеять многочисленные слухи о его теориях и исследованиях.

В последние годы своей жизни Скиннер продолжал писать о себе и своих теориях. В 1989 году у него была диагностирована лейкемия. Всего за десять дней до смерти он получил награду Американской психологической ассоциации; принимая её, он выступил с 15-ти минутной речью в переполненном зале.

Награды и признание

1966 - премия Э.Л. Торндайка, Американская психологическая ассоциация
1968 - Национальная научная медаль от президента Линдона Б. Джонсона
1971 - золотая медаль Американского психологического фонда
1972 - премия «Человек года»


Есть что сказать? Оставть комментарий!.