Образы икон. Самые почитаемые иконы россии

Православная церковь учит нас, что Господь чутко внемлет молитвам святых угодников, которые ещё при жизни духовными подвигами сотворили себя храмами Святого Духа. Поэтому мы часто прибегаем к их посредничеству в нашем общении с Богом. Принято считать, что в вышнем мире каждый получает особую благодатную силу творить помощь в том, в чём при жизни имел подобную добродетель.

Святая церковь придерживается мнения, что те или иные угодники Божии бывают особенно скоры на исполнение определённых просьб. В этом случае и принято в конкретных жизненных ситуациях уповать на помощь именно этих святых, вознося молитвы перед их образами. Так, например, тем, кто отправляется в путешествие, необходима икона святого Николая чудотворца Мир Ликийских, так как его принято считать покровителем путешествующих. Помочь в поисках пропавшей вещи может молитва перед иконой Иоанна Воина, а страдающие болезнями глаз просят помощи у святителя Алексия.

Открыв молитвослов, каждый может найти в нём подробные указания на то, какую особенную благодать имеет от Бога тот или иной святой. Обычно молитвы, соответствующие конкретным просьбам, объединены в особые разделы. В оглавлении можно увидеть: молитвы о недугующих, путешествующих, плененных и так далее.

Помощь Божья по молитвам о нас святых угодников

Однако было бы ошибкой полагать, что тот или иной святой имеет сугубо узкую направленность в своих ходатайствах к Богу. Разумеется нет. Разделение это носит весьма условный характер. Помогает нам Господь Бог, в Его святой Воле приклонить слух к молитвам о нас тех или иных святых угодников. Им самим не дано творить чудеса, но они являются ходатаями и «проводниками» этих чудес. Поскольку темой разговора являются иконы святых и их значение, обратимся к некоторым наиболее известным и почитаемым в православном мире образам.

Икона — пантеон святых угодников Божьих

Икона всех святых, фото которой можно увидеть в начале статьи, представляет весь сонм угодников Божьих. Они просияли в разные времена подвигами, силы для которых черпали в единой Благодати Святого Духа, столь обильно излившейся на них. Праздник, в честь которого написана эта икона, появился на рубеже IV и V веков. Сохранился текст проповеди, составленной святителем Иоанном Златоустом ко дню этого праздника. Также его упоминает в своих песнопениях и преподобный Ефрем Сирин.

Смысл праздника заключается в том, что всем людям даётся наглядный пример того, что святость - это не удел лишь избранных, но цель земного пути каждого, кто исповедует учение Христа. Все люди сотворены по образу и подобию Божьему. Уже одно это указывает на изначально заложенную в нас способность к святости. Образ Божий в нас присутствует неотъемлемо, а вот подобие Его нами в значительной степени утрачено в силу первородного греха. Восстановление его, это есть путь к подобию Творца.

Празднование Дня всех святых на Руси

На Руси День всех святых празднуется в первое воскресенье после Троицы. Это имеет определённый смысл. Церковь напоминает нам о неразрывной связи святости и Благодати Святого Духа, без которой она невозможна. В этот день на богослужении в церкви произносится молитва, заканчивающаяся словами: «Все святые, молите Бога о нас!» О чем мы просим молить Бога? Разумеется, о даровании нам сил быть достойными восприемниками всех, чьи образы несёт нам икона всех святых. Фото иконы не может передать духовную глубину каждого отдельного лика, изображённого на ней, но и оно даёт представление о грандиозности этого великого сонма угодников Божьих.

Святая Троица и её иконография

Одной из наиболее почитаемых у нас икон является икона Святая Троица. Имеется в виду не Ветхозаветная Троица, а конкретно эпизод из Ветхого завета, описывающий явление Бога праотцу Аврааму. Господь явился ему в облике трёх ангелов, являющих собой триединую сущность Божества. Эта сцена необыкновенно популярна в иконописи. Все знаменитые мастера не раз обращались к ней. Наиболее известна икона Святая Троица работы Андрея Рублёва. В православной традиции принято приносить покаянные молитвы именно перед этим образом.

Иконы святых и их значение различны, но в них всегда есть одно общее — они посредники, а в данном случае даётся возможность непосредственного общения с Богом. В этом плане наиболее совершенна икона Святой Богородицы. Пречистая Дева, постоянно пребывая в молитвах о нас, и Сама обладает даром творить чудеса. Перед Её честным образом мы просим и о молитвах за нас, и о ниспослании помощи, исходящей непосредственно от Неё.

Ангел-Хранитель и его икона

У каждого верующего человека среди его домашних икон наверняка есть икона святого Ангела-Хранителя. Господь посылает его нам в день нашего Крещения и он сопутствует нам на протяжении всей жизни, не покидая даже после кончины. Ангел-Хранитель оберегает нас от различных бед, от врагов видимых и невидимых. Он радуется нашим добрым делам, возвышающим душу, и безмерно скорбит о грехах, в которые мы впадаем. Трудно даже представить, от скольких бед он ограждает нас в нашей жизни. Часто мы не догадываемся об опасностях, которых удалось избежать благодаря ему. Стоя перед иконой Ангела-Хранителя, можно молиться обо всём на свете, ведь для него близко всё, что близко нам. Он всегда услышит потому, что всегда находится рядом. За нашей спиной слышен неразличимый для других шелест его крыльев.

Святые мученицы за веру Христову

Среди прочих икон важное место занимают иконы святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, день памяти которых празднуется 30 сентября. В их именах выражен весь путь к Богу, включающий в себя веру в Святую Троицу, надежду на милосердие Божье и любовь к Богу и ближним. Эта икона считается покровительницей семьи и семейного счастья. К ней обращаются с просьбами о мире в семье, о здоровье детей и, в случае нужды, о даровании скорой беременности.

Святые мученицы помогают тем, кто страдает различными женскими болезнями, а также болезнями суставов рук и ног. Ещё важную помощь они оказывают всем, кто перенёс в жизни тяжёлую утрату, связанную с потерей близких людей. В данном случае молитва перед иконой возвращает душевный покой и несёт избавление от скорби.

Святитель Николай Чудотворец

У христиан всего мира необыкновенным почётом пользуется святой Николай Чудотворец Мир Ликийских. Он известен как покровитель мореплавателей и путешественников. Силой своей Благодати святой оказывает помощь всем попавшим в беду и тяжёлую жизненную ситуацию. Икона Николая Чудотворца является неотъемлемой частью каждого церковного иконостаса. У большинства верующих она входит и в их домашнее собрание.

Любовь к нему не случайна. Всю свою земную жизнь он боролся за правду, исцелял страждущих, и подавал всем личный пример служения Богу. День памяти святого отмечается не один раз в году, а три. День его смерти отмечается 19 декабря. В народе этот праздник именуют «Никола зимний». День рождения — 11 августа - называют «Никола летний». Кроме того, установлен праздничный день 22 мая. Это воспоминание того, как в 1087 году его честные мощи были перенесены из Греции в итальянский город Бари, где хранятся и поныне.

Слепая старица Матрона

Почти в каждом храме нашей столицы есть икона святой Матроны Московской. Её здесь почитают так же, как в Санкт-Петербурге святую Ксению Блаженную. Женщине, слепой от рождения, Господь ниспослал ей дар чудотворения, и святая ещё в период своей земной жизни стала этим широко известна. И хотя жизнь её была очень тяжёлой — революция, войны, политические репрессии, к тому же собственная физическая слепота, она сумела подняться на недосягаемую высоту духовного подвига любви терпения и самоотречения.

Икона святой Матроны помогает от многих бед и напастей. К ней обращаются и в случае семейных проблем, и неприятностей по работе. Её просят защитить и от злых людей, и от стихийных бедствий. Как была во дни земной жизни святая Матрона отзывчива и безотказна в помощи людям, так и теперь помогает всем, кто молится перед её благодатной иконой. Православная церковь празднует её память 2 мая.

Икона святого Лука

Иконы святых и их значение невозможно понять, не зная житий тех угодников Божьих, к которым мы обращаемся. Стоя перед иконой святого Луки архиепископа Крымского, необходимо, прежде всего, внутренним взором увидеть тот подвиг, которым является весь его земной путь. Выдающийся хирург, автор многочисленных научных трудов и одновременно духовное лицо высокого ранга, он прошёл через сталинские тюрьмы и лагеря, не потеряв любви к ближнему.

Святой Лука неустанно помогал людям и как врач, и как пастырь. О тех, кто был виновником его мучений, он так же молил Бога, как и о своих товарищах по несчастью. Всю свою земную жизнь отдал людям святой Лука. Икона и скальпель — вот что стало её символом. Отдав низкий поклон памяти этого подвижника, помолимся ему о даровании здоровья нам и нашим близким, об ограждении нас от злых людей, и, самое главное — об умягчении наших собственных сердец. День его памяти празднуется 18 марта.

Икона святого преподобного Серафима Вырицкого

Нельзя не вспомнить и образ ещё одного угодника Божия, жившего в то же время, что и святой Лука. Икона преподобного Серафима Вырицкого хорошо известна большинству верующих. Подвиг его жизни заслуживает того, чтобы на нём остановиться отдельно. Родился он в 1866 году. В миру Василий Муравьёв, богатый предприниматель и счастливый семьянин, он всей душой обратился к Богу. На определённом этапе жизни он и его благочестивая супруга решили уйти от мира и каждый принял монашеский постриг, пожертвовав всё огромное состояние святым обителям, в которых они подвязались. В 1927 году он принял Великую схиму с именем Серафим. С этого времени начинается его труд старчества — высший монашеский подвиг.

В самые тяжёлые времена репрессий отец Серафим нёс людям слово Божьей правды. Когда же Господь послал ему тяжкий крест — болезнь, приковавшую его до конца дней к постели, он продолжал и тогда свои неустанные труды. Последние двадцать лет жизни он провёл в посёлке Вырица под Ленинградом, где пережил сталинский террор, оккупацию и послевоенные тяжёлые годы.

До конца своей земной жизни старец не прекращал окормления духовных чад. Этот мир он покинул в 1949 году. Перед его иконой принято молиться об исцелении от недугов, об избавлении от пьянства, о ниспослании душевного мира и спокойствия.

Икона святой Татьяны

Святая великомученица Татьяна пришла к нам из тех давних времён, когда римские власти жестоко преследовали христиан. Тайно исповедуя учение о Святой Троице, она помогала всем больным и несчастным, часто навещала узников, стараясь облегчить их страдания. Как и многие, на чьей святой крови росла и укреплялась церковь, Татьяна приняла мученический венец. Днём её памяти является 25 января. Икона святой Татьяны помогает тем, кто лишился крова, кто страдает от болезней и находится в местах лишения свободы. Кроме того, великомученица Татьяна является покровительницей студентов. Всем, кому предстоит сдача экзаменов, рекомендуется, кроме добросовестной подготовки, ещё и помолиться перед её иконой.

Икона Великого Радонежского чудотворца

Помощь в учении можно обрести также в молитвенном обращении к иконе святого преподобного Сергия Радонежского. На заре своей земной жизни будущий святой с большим трудом постигал грамоту. Как ни трудился он, не мог запомнить преподаваемых ему уроков. И вот однажды, после долгих молитв, послал Господь ему ангела в образе старца, благословившего его. После этого чуда отверзся ум отрока и постиг он премудрости наук. Молиться святому можно и о помощи детям, которым трудно даётся учёба.

Кроме того, преподобный Сергий Радонежский — один из небесных защитников России от врагов. В период земной жизни, в 1380 году, он благословил святого князя Димитрия Донского перед Куликовским сражением. Это позволяет нам приносить свои молитвы преподобному Сергию об укреплении нашего воинства. В целом его житие неразрывно связано с историей России. «Великий печальник земли Российской» — так он вошёл в отечественную историю. Святой Сергий Радонежский - не только наша надежда и упование, но и предмет национальной гордости. Он один из тех, чье житие необходимо изучать всем россиянам. Без этого иконы святых и их значение никогда не раскроются нам в полной мере. Память его отмечается 19 июля.

В конце статьи хочется ещё раз, преклонившись перед теми, кто обрёл венцы святости, осенить себя крестным знамением и воскликнуть: «Святые угодники Божии, молите Бога о нас!»

Движение святого предается позами фигур, положением головы и рук, одеждой и ее складками, а больше всего глазами, цветом и выражением. Именно веки передают нам нравственные деяния, всю силу святого и непоколебимую власть над телом. Одежда, изображенная на иконе это символ подвигов духа, а не защита от наготы. Мелкие и частые складки, изображенные на одежде, в VIII – XIV веке говорили о не успокоенности духа, сильных переживаниях.

Редкие, прямые, длинные складки рисовали XV – XVI веках, как символ упорядоченности духовных сил. На иконах, вокруг головы святых можно также заметить сияющий круг, который носит название - нимб. Спаситель, Божья Мария и святые угодники Божии имеют нимб, как символ Божественной славы, преображающей и соединяющей их с Богом. На иконах никогда нет изображения тени, так как царство духа и света не имеет плоти и само по себе свет, а не освещенное светом. Жесты имеют свою символику, рука, прижатая к груди, говорит о сердечном сопереживании, поднятая вверх о призыве к покаянию, протянутая раскрытой ладонью вперед - знак преданности и послушания. Две поднятых руки символ моления о мире, поднятые вперед - мольбы о помощи, просьбе, прижатые к щекам - знак печали, скорби.

Иконы и их значение

Самая признаваемая и чтимая икона у православных верующих. С XVI века является Покровительницей и Заступницей русской земли и народа. Икона чудотворная и участвует во всех центральных событиях человеческой жизни, происходящих с ним после крещения. Ее помещают у детской кровати, просят о семейной благодати и благоденствии. С использованием образа Казанской иконы Божьей Матери благословляют на брак. Также она является помощницей в работе, останавливает огонь, помогает незрячим и слабовидящим. У нее просят заступничества и выздоровления.

Глубокочтимая икона, которой избирали первосвятителей и короновали царей. К ней приходят помолиться об исцелении и смирении. Именно образ Владимирской Матери является покровителем матерей и детей. Беременные просят в легком родоразрешении и здоровых детей. Девушки и женщины приходят к ней за чудом - избавлением от бесплодия и исцелением детородных органов. Икона выступает заступницей во всех печалях и бедах человеческих.

Икона Пресвятой Богородицы ОТЧАЯННЫХ ЕДИНАЯ НАДЕЖДА - малоизвестная икона, так как считается, что написана в католическом стиле. К иконе приходят помолиться когда находятся в скорби или унынии, за вразумлением ссорящихся и враждующих, избавлением от врагов и зависти. Образ возвращает былой дух, духовную бодрость, возвращает веру. Икона избавляет от зависимостей современности - алкоголизма, табакокурении, азартных и компьютерных игр.

Наиболее чтимая из икон православной и католической церкви. Образ носит название города, в котором она появилась более 400 лет назад. К ее чудотворным делам приписывают исцеление от слепоты телесной и духовной, избавление от болей и воскрешение. У нее просят избавление от плена и заступничества.

Икона, созданная и хранящаяся на Афоне. Образ благодеяет только для тех, кто приходит за помощью с чистым сердцем. Священнослужители применяют ее при изгнании бесов. Икона сохраняет человеческие жизни, исцеляет от душевных и физических болей, паралича, онкологии, помогает в деторождении. Является защитницей в стихийных бедствиях и войнах. Славится оказанием помощи в короткие сроки.

Несет в себе главную цель, помощь всем раскаявшимся. Образ наставляет заблудившихся на правильный путь в своей жизни, помогает в исцелении болезней. Второе название образа «Вратарница», икона, помещенная, у входа защитит от принесенного с собой негатива и защитит от бед.

Икона Богородицы с младенцем на руках и цветком белой лилии, которая считается символом чистоты и непорочности. К иконе приходят девушки с молитвами о помощи найти супруга. Замужние обращаются с просьбами о помощи с жизненными неурядицами и семейными невзгодами. Иконой благословляют молодых на брак.

Икона Богородицы ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ - одна из тех, к которым можно прийти и искренне своими словами помолиться. К образу приходят отчаявшиеся в разрешении своих проблем и излечении люди, отрекшиеся от Бога. Родственники приходят просить за близких, больных различными пороками, в том числе алкоголизмом. Женщины обращаются за помощью с замужеством и деторождением. Образ помогает в излечении от головных болей, лихорадке, заболеваний глаз.

Икона Богородицы - поможет в ответ на мольбы о выздоровлении телесных и душевных болезней.

Икона Пресвятой Богородицы МИЛУЮЩАЯ - помогает бороться с блудом, так как человек не способен искоренить его в себе один. Икона носит второе название “Достойно есть”, к ней приходят чтобы побороть в себе гнев и жадность и приобрести свет, добро и милосердие. Образ помогает побороть душевные недуги, болезни, эпидемии. К нему приходят помолиться после завершения важного дела, несчастного случая.

ФЕОДОРОВСКАЯ икона Божьей Матери - благодетельница семейного благополучия, к ней приходят с просьбами о замужестве, благословении брака, о скорейшем зачатии. Образ поможет в разрешении споров, разногласий, появлению взаимопонимания и мира в семье. Если читать молитву с просьбой о зачатии ежедневно с большим желанием, чистыми намерениями и душой - можно не только получить долгожданное прибавление, но и излечение от женских болячек.

Божией Матери - помогает при бедах и болезнях. Известны случаи исцеления слепоты и паралича. Избавляет от нападения врагов.

ТИХВИНСКАЯ - икона, помогающая, женщинам при беременности и родоразрешении, а затем наставляющая на правильный путь детей. В младенчестве плодотворно влияет на беспокойных, беспокойных болезненных младенцев, ограждает от дурного влияния. Укрепляет любовь к родителям.

КОЗЕЛЬШАНСКАЯ икона Божией Матери - образ, творящий чудеса, исцеляющий от заболеваний суставов. За семейным счастьем приходят помолиться молодые девушки.

ТРОЕРУЧНИЦА - чудотворная икона, исцеляющая просящих и их родственников от заболеваний конечностей, глаз, различных увечий. По преданию икона вернула отсеченную руку на место Иоанну, после продолжительных молитв. Образ защищает дом от посягательств врагов, приносит благосостояние и стабильность в дом, помогает ремесленникам в труде.

Икона Божией Матери ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ - это образ дарующий возможность донести молитвы до мертвых и помощь не желающим покаяться перед смертью. Считается что молитвы к иконе необычайно благодатные и действенные. В загробной жизни почившие обретут покой и усмирение. Также к образу обращаются с просьбами в решении вопросов с жильем.

Икона Божией Матери БЛАГОДАТНОЕ НЕБО - избавляет от зависимостей, алкоголизма. Девушки получают возможность скорейшего счастливого замужества и счастья материнства. Образ покровительствует служащим ВДВ в исполнении воинских обязанностей.

Икона Божьей Матери УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ - приносит просящим мир, будь это семья, соседи или враждующие государства. Самая эмоционально выраженная икона - грудь Матери Божьей пронзена стрелами. К образу приходят с молитвами об умягчении сердец, обладающих злыми помыслами, о проявлении сострадания.

Образ заступницы в бедствиях как простых людей, так и государств. Родители приходят с просьбами о благополучии семей, счастье, достатке для себя и своих детей.

Икона Пресвятой Богородицы СМОЛЕНСКАЯ - одна из старнейших икон. Образ помогает всем обратившимся найти свой путь к спасению, излечить болезни, прийти к семейному счастью, даже в самых сложных ситуациях. Смоленская Богородица является нашей первой заступницей перед Господом.

БАРСКАЯ икона Божией Матери - приходит на помощь всем скорбящим и страждущим. Несет взаимопонимание в семью, приносит счастье и здоровье детям, являет чудеса исцеления.

Икона Пресвятой Богородицы ЖИРОВИЦКАЯ - православная и католическая икона. Спасает от гонений и преследований. Избавляет от телесной немощи, помогает в устройстве девичьих судеб, избавляет от пожаров.

Икона Пресвятой Богородицы ЛАСКОВАЯ МАТЬ - притягивает к себе молящихся о благополучии в дальнейшей жизни детей, о поддержке родителей в старости и немощи.

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ - принимает молитвы, обращенные к заблудшим, потерявшимся, об их здравии и благополучии. Исцеляет от болезней ушей. Приходят просить о даровании прозрения, сохранении брака, любви и согласия.

Икона божией матери ТРЕХ РАДОСТЕЙ - носит такое название в связи с тем, что усердные просьбы возвращаются выполненными в троекратном размере. Молятся на образ с прошением о благополучном исходе дел, спасении от врагов, исцелении и освобождении из заточения.

СВЯТАЯ ТРОИЦА - символ «Троицы» - мудрость, разум и любовь, это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Такая икона должна находиться в каждом доме. Перед образом молятся о прощении грехов, исповедуются, просят о помощи с испытаниями. Регулярные молитвы избавляют от переживаний и помогают найти правильный путь.

Это самая сильная икона, защищающая дом и любое другое помещение, а также того человека, который носит образ, от завистливых и злых людей. Приносит мир, благоденствие и лад. Дома ее следует располагать напротив входной двери, чтобы она видела глаза входящего, при необходимости икону берут с собой на важные дела.

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА - к ней приходят помолиться об исцелении болезней. Девушки берут образок для облегчения родового процесса. Людям попавшим за решетку, осознавшим содеянное помогает в скорейшем освобождении.

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - икона неиссякаемой радости и утешения. Помогает с избавлением от напасти столетия - алкоголизма, табакокурения, азартных и компьютерных зависимостей.

Икона не изменившаяся и не поврежденная более чем за десять веков. Дает болезненным - исцеление, безотрадным - утешение, заблудившимся - разумение, охраняет младенцев и детей, наставляет на путь истинный, поддерживает старых и немощных, избавляет от несчастий.

Защищает от болезней и неприятностей. Помогает в излечении болезней, защищает от врагов простых людей и даже государства.

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА - самая сильная святая современности. Она является нашей благодетельницей перед Богом, молительницей и самой «скорой помощницей». Она способна справиться с самыми тяжелыми проблемами. Помогает в излечении любых болезней.

НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ - самая чтимый мировой святой. Икона, находясь дома, защищает от нищеты, способствует достатку. Покровительствует всем, кто находится вне дома и слабым - женщинам, детям, нищим и животным.

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН - икона целительница, к которой обращаются с мольбой о помощи в исцелении хвор. Образ является покровителем всех воинов, так как именно они, участвуя в воинах, чаще других получают ранения и нуждаются в неотложной помощи.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - покровитель всех обучащихся. Образок берут на контрольный, сдачу экзаменов и зачётов. Иконку кладут в сумку или портфель учащегося.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ - святой, посвятивший всю жизнь служению Господу. Благодаря ему был создан Дивеевский женский монастырь. К иконе приходят с мольбами об исцелении внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - первый образ спасителя. К нему приходят получить наставления, за спасением души, избавлением от дурных мыслей и исцелением заболеваний.

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - главная икона иконостаса - к ней следует обращаться первой, так как она главный распорядитель наших душ и тел.

АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ - защитник молящегося от любых напастей и бед в течение всей жизни, после он сопровождает души в вечность.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Эти иконы защищали Россию веками. Они останавливали армии, исцеляли больных и спасали от пожаров.

1. Владимирская икона Божией Матери

По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

2. Икона «Троица»

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

3. Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

4.Тихвинская икона Божией Матери

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

6. Иверская икона Божией Матери

Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

7. Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

9. Курская-Коренная икона Божией Матери

Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

10. Феодоровская икона Божией Матери

Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

11. Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

12.Святой Николай (Угрешская икона)

Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

13. Икона «Спас Елеазаровский»

Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

15. Икона Божией Матери Семистрельной

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

16. Икона Святой Матроны Московской

Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

17. Икона блаженной Ксении Петербургской

Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

18. Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу

Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова

Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

22. Икона Спас в силах Андрея Рублева

Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

23. Икона Серафима Саровского

Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.