Что входит в зип комплект. Виды зип, организация использования и пополнения зип

Для быстрого устранения отказов и неисправностей и замены пришедших в негодность элементов на каждом корабле должен быть полный комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), который размещается в специально установленных для этого местах. ЗИП МСН предназначен для восстановления их работоспособности и ресурса в процессе проведения технического обслуживания и всех видов ремонта. В его состав входят как отдельные элементы (резисторы, диоды, конденсаторы, трансформаторы, сигнальные лампочки, реле, двигатели, ВТ, сельсины и другие элементы), так и модули, блоки, кассеты и приборы. Кроме того, для обеспечения эксплуатации и ремонта в состав ЗИП входят контрольно-измерительные приборы (КИП), различные материалы (припой, смазки, технические жидкости и др.), а также инструмент и приспособления (съемники, держатели и т.п.).

Основными видами ЗИП являются одиночный, ремонтный и групповой ЗИП. Одиночный ЗИП (ЗИП-О) может подразделяться на корабельную часть, размещаемую на корабле (так называемый возимый ЗИП), и базовую часть, размещаемую на складах довольствующего органа (гидрографической службы).

Корабельная часть ЗИП-О предназначена для проведения технического обслуживания МСН и восстановления их работоспособности при плавании корабля. Базовая часть ЗИП-О предназначена для пополнения возимого ЗИП и проведения текущего и межпоходового ремонтов МСН. Состав обеих частей одиночного ЗИП для каждого конкретного МСН указывается в «Ведомости ЗИП одиночного», входящей в комплект эксплуатационной документации МСН.

Одиночный ЗИП является принадлежностью корабля. Он поставляется через довольствующий орган заводом-изготовителем МСН в составе, предусмотренном техническими условиями. ЗИП-О находится в распоряжении командира БЧ-1 (командиров групп), который несет непосредственную ответственность за его укомплектованность, хранение, учет, своевременное списание и пополнение, а также осуществляет контроль за правильностью расходования, комплектностью и техническим состоянием ЗИП МСН не реже 1 раза в 3 месяца. Кроме того, контроль содержания ЗИП не реже 2 раз в год должен выполняться и флагманским штурманом соединения кораблей.

Корабельная часть ЗИП-О размещается в укладочных ящиках в специально установленных и оборудованных для хранения местах и расписывается по заведованиям личного состава БЧ-1 с занесением данных в книгу учета материальных средств, выданных во временное пользование.

Порядок использования возимого ЗИП определяется эксплуатационными документами конкретного МСН (ведомостью одиночного ЗИП, инструкцией по эксплуатации и др.). Во всех случаях использование элементов возимого ЗИП личным составом БЧ-1 может производиться только с разрешения командира БЧ-1 (командиров групп). Использование ЗИП-О для обеспечения ремонтов МСН не разрешается.



Личный состав БЧ-1, в заведовании которого находится корабельная часть ЗИП-О, обязан периодически проверять его комплектность (при ежемесячном техническом обслуживании МСН) и техническое состояние (при ежеквартальном техническом обслуживании МСН). Проверка комплектности ЗИП осуществляется по ведомостям одиночного ЗИП и ведомостям (описям), находящимся в укладочных ящиках. В укладочных ящиках должны также находиться ведомости расхода и пополнения ЗИП, в которые заносятся все необходимые сведения (наименование и количество израсходованных элементов, их номера, даты, основание для расходования, качество израсходованного ЗИП, а также когда, чем и в каком количестве он пополнен). Аналогичные данные заносятся также в карточки некомплектности ЗИП) и являются основанием для составления актов о списании ЗИП. Ответственность за ведение указанных документов (ведомостей расхода и пополнения одиночного ЗИП и карточек некомплектности ЗИП) возлагается на личный состав БЧ-1, в заведовании которого он находится. Результаты проверки заносятся в журнал ЭНП.

Проверка технического состояния ЗИП производится в соответствии с рекомендациями инструкций по эксплуатации МСН (путем установки запасных блоков, модулей, кассет в приборы, их включения и проверки работоспособности). Результаты проверки заносятся в журнал ЭНП и формуляры МСН.

Базовая часть ЗИП-О размещается на складах довольствующего органа и хранится в упаковочных ящиках под пломбами корабля. При этом должностное лицо, принявшее на хранение ЗИП МСН корабля (начальник склада, заведующий хранилищем), несет непосредственную ответственность за организацию хранения и учет ЗИП. Оно отвечает за целостность укладочных ящиков, сохранность на них пломб, а также за поддержание в помещении условий, близких к нормальным (температура воздуха +15…− 50° С, относительная влажность воздуха 65 − 75%).

Ответственность за техническое состояние и комплектность базовой части ЗИП-О несет командир БЧ-1 (командиры групп). Контроль базовой части ЗИП-О командиром БЧ-1 (командирами групп) и флагманским штурманом совмещается с контролем возимого ЗИП. Проверка технического состояния базовой части ЗИП-О при этом производится путем внешнего осмотра, а проверка комплектности осуществляется аналогично проверке возимого ЗИП.

Использование элементов базовой части ЗИП-О личным составом БЧ-1 производится в случае необходимости (для пополнения возимого ЗИП или при проведении текущего и межпоходового ремонтов МСН), но обязательно – с разрешения флагманского штурмана соединения кораблей. Получение необходимых элементов базовой части ЗИП-О осуществляется офицерами БЧ-1 по заявке, подписанной командиром корабля, согласованной с флагманским штурманом и заверенной гербовой печатью.

Одиночный ЗИП МСН по мере расходования должен пополняться в возможно короткие сроки:

– запасным имуществом, заказываемым довольствующими органами флота (по номенклатурной принадлежности) по заявкам соответствующих боевых частей (служб) корабля в пределах действующих норм;

– электроэлементами и другими расходными материалами по нормам.

В этих целях командир БЧ-1 должен организовать подготовку необходимых заявок на пополнение ЗИП, составление актов на его списание и своевременно докладывать флагманскому штурману соединения кораблей о принятых мерах по списанию ЗИП и необходимости его пополнения.

На основании записей, сделанных в журнале ЭНП, формулярах МСН, а также в ведомостях комплекта ЗИП и ведомостях его расхода, внутрикорабельной комиссией составляется акт на списание ЗИП и расходных материалов, который утверждается командиром корабля и заверяется гербовой печатью. Указанные акты являются основанием для составления заявок на пополнение ЗИП и расходных материалов. При составлении заявок офицерам БЧ-1 необходимо учитывать, что обеспечение кораблей ЗИП МСН и расходными материалами осуществляется в зависимости от номенклатурной принадлежности различными довольствующими органами ВМФ. Номенклатурная принадлежность ЗИП к тому или иному Управлению ВМФ определена приказом Главнокомандующего ВМФ 1986 г. № 311.

Получение ЗИП номенклатуры ГУНиО МО РФ осуществляется аналогично получению МСН – по заявке и наряду.

Выдача ЗИП довольствующим органом производится только при одновременной сдаче на склад неисправных запчастей по накладной. В случае необходимости по согласованию с флагманскими штурманами соединения и объединения кораблей и с разрешения ГС флота (флотилии, ВМБ) пополнение одиночного ЗИП может производиться из состава ремонтного или группового ЗИП.

Заявки на пополнение ЗИП и расходных материалов, относящихся к номенклатуре других довольствующих органов ВМФ (кроме ГУНиО МО РФ), составляются командиром БЧ-1 и передаются командирам боевых частей (начальникам служб) корабля для их включения в общекорабельные заявки. В эти заявки включаются ЗИП и расходные материалы, необходимые не только для их пополнения, но и для проведения технического обслуживания МСН.

Для составления заявок на потребный ЗИП и расходные материалы необходимо наряду с приказом ГК ВМФ 1986 г. № 311 пользоваться также рекомендациями Типовых ведомостей регламентных работ и типовых сетевых графиков МПР БЧ-1, инструкциями по эксплуатации и формулярами МСН. Заявки на потребный ЗИП и расходные материалы составляются в произвольной форме, но в них обязательно должны быть указаны ГОСТ или децимальные номера тех или иных элементов и материалов и необходимое их количество, например:

Командиру БЧ-5

Прошу обеспечить БЧ-1 нижеперечисленными расходными материалами для проведения ежемесячного технического обслуживания МСН:

1. Смазка ЦИАТИМ-201 –1,5 кг.

2. Ацетон ГОСТ 2603-71 – 0,5 кг.

3. Замша ГОСТ 3717-70 – 0,4 дм 2 .

Командир БЧ-1 в/ч 36120

старший лейтенант В.Иванов

Командиру РТБЧ

Прошу обеспечить БЧ-1 нижеперечисленным имуществом для пополнения одиночного ЗИП:

1. Резисторы ОМЛТ-0,25-100 Ом ±0 5% – 4 шт.

2. Конденсаторы К73П-2-400-0,022 ±0 10% – 2 шт.

3. Диоды Д237В – 2 шт.

Командир БЧ-1 в/ч 36120

старший лейтенант В.Иванов

Командиры боевых частей (начальники служб) корабля обязаны обобщить поступившие им заявки и организовать получение ЗИП и расходных материалов в соответствующих довольствующих органах флота (флотилии, ВМБ) с последующей их передачей командиру БЧ-1.

Ремонтный ЗИП (ЗИП-Р) предназначен для текущего, среднего и капитального ремонтов МСН. Групповой ЗИП (ЗИП-Г) предназначен для обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта МСН, а также для пополнения комплекта ЗИП-О. Комплекты ЗИП-Р и ЗИП-Г являются принадлежностью довольствующих органов флота.

Для обеспечения эксплуатации и ремонта МСН, не имеющих ЗИП-Г и ЗИП-Р, по заказу ГС флота поставляется ЗИП россыпью.

Контроль за порядком хранения и правильностью расходования ЗИП-Г и ЗИП-Р осуществляет управление (отдел) ГС флота. Непосредственная ответственность за его учет и сохранность возложена на начальников складов (хранилищ). Списание и пополнение ЗИП-Г и ЗИП-Р осуществляется управлениями (отделами) ГС флотов.

В период подготовки корабля к боевой службе или длительному походу, особенно в районы со сложными климатическими условиями, командиром БЧ-1, наряду с проверкой технического состояния и укомплектованности ЗИП, должно быть организовано получение на корабль дополнительного ЗИП (ЗИП автономного похода) в целях возможного ремонта или замены узлов и блоков МСН, имеющих пониженную надежность. Составление заявки на дополнительный ЗИП осуществляется командиром БЧ-1 на основании накопленного на соединении опыта плавания и указаний флагманского штурмана.

Комплектование ЗИП автономного похода производится ГС флота (флотилии, ВМБ) по согласованию с главным штурманом флота и флагманским штурманом соединения кораблей. Оно заключается в подборе электроэлементов, сменных узлов, блоков, модулей, которые наиболее часто выходят из строя и замена которых во время похода не обеспечивается составом ЗИП-О. После возвращения корабля из похода дополнительный ЗИП должен быть возвращен на склады ГС флота (флотилии, ВМБ).

Выводы по лекции

1. Ремонтом МСН называется комплекс работ по поддержанию и восстановлению исправности или работоспособности МСН, а также восстановлению ресурса МСН или их составных частей.

2. Ремонт МСН подразделяется на категории и виды. Из неплановых ремонтов основным видом ремонта является оперативный ремонт, а из плановых ремонтов – планово-предупредительный, межпоходовый, текущий, навигационный и доковый ремонты.

3. Организация каждого вида ремонта имеет свою специфику. Ремонт МСН может осуществляться как непосредственно на корабле, так и в различных береговых ремонтных органах. В последнем случае силами личного состава БЧ-1 производится демонтаж МСН и сдача их в ремонт.

4. Приемка МСН из ремонта в основном включает проверку работоспособности МСН и проверку записи о проведенном ремонте в формуляре МСН.

5. Для быстрого устранения отказов и неисправностей и замены пришедших в негодность элементов на каждом корабле должен быть полный комплект ЗИП. Основными видами ЗИП являются одиночный, ремонтный и групповой ЗИП.

6. Обеспечение кораблей ЗИП МСН и расходными материалами осуществляется в зависимости от номенклатурной принадлежности различными довольствующими органами ВМФ.

Утвержден

Министерством связи

Российской Федерации

Введен в действие

информационным письмом

Минсвязи России

Дата введения -

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 45.66-96

Предисловие

1. Разработан Центральным научно-исследовательским институтом связи.

Внесен Научно-техническим управлением и охраны труда Министерства связи Российской Федерации.

2. Утвержден Министерством связи Российской Федерации.

3. Введен в действие информационным письмом от 10.11.96 N 5294.

4. Введен впервые 01.01.97.

Введение

Настоящий стандарт отрасли разработан с учетом современных требований к средствам электросвязи ВСС РФ с целью установления в отрасли единых правил разработки, поставки и использования запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП).

1. Область применения

Стандарт устанавливает виды комплектов ЗИП, общие требования к комплектам ЗИП и к их составу, порядок разработки, корректировки и поставки комплектов ЗИП.

Стандарт применяется:

При разработке конструкторской документации (КД), при изготовлении и испытаниях изделий и/или комплектов ЗИП;

При проектировании объектов сети связи;

При эксплуатации, техническом обслуживании (ТО) и ремонте (Р) изделий;

При проведении сертификационных испытаний;

При составлении технических требований и при заключении контрактов на поставку средств электросвязи.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.101-68. Единая система конструкторской документации. Виды изделий

ГОСТ 2.503-90. Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений

ГОСТ 2.601-95. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения.

3. Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Составная часть (СЧ) - сборочная единица изделия, которая может

Быть заменена при восстановлении изделия;

Восстанавливаемая - составная часть изделия, для которой в

(ремонтируемая) составная рассматриваемой ситуации проведение

часть (ВСЧ) восстановления работоспособного состояния

Невосстанавливаемая - составная часть изделия, для которой в

(неремонтируемая) составная рассматриваемой ситуации проведение

часть (НСЧ) восстановления работоспособного состояния не

Предусмотрено нормативно-технической и (или)

Конструкторской документацией;

Запасная часть (ЗЧ) - СЧ, деталь или электрорадиоизделие (ЭРИ),

Предназначенные для замены находившейся в

Эксплуатации такой же СЧ, детали или ЭРИ, с

Целью поддержания или восстановления

Исправности или работоспособности изделия;

Комплект ЗИП - запасные части, инструменты, принадлежности

И материалы, необходимые для технического

Обслуживания и ремонта изделий и

Скомплектованные в зависимости от назначения

И особенностей использования.

Примечание. К принадлежностям могут

Относиться контрольные приборы и т.д.

(ГОСТ 18322);

Одиночный комплект ЗИП - комплект ЗИП, используемый для технического

(комплект ЗИП-О) обслуживания и ремонта одного изделия на

Месте эксплуатации силами обслуживающего

Персонала в течение срока службы изделия;

Групповой комплект - комплект ЗИП, используемый для технического

(комплект ЗИП-Г) обслуживания и ремонта нескольких изделий на

На месте эксплуатации силами обслуживающего

Персонала в течение срока службы изделий;

Групповой комплект ЗИП - комплект ЗИП, используемый для пополнения

(комплект ЗИП-Г1) нескольких одинаковых комплектов ЗИП-О;

Двухуровневая система ЗИП - совокупность одинаковых комплектов ЗИП-О

(С ЗИП) нескольких изделий и одного комплекта ЗИП-Г1,

Используемых для ТО и Р этих изделий;

Ремонтный комплект ЗИП - комплект ЗИП, используемый для ремонта

(комплект ЗИП-РО) отказавших составных частей изделия в центре

Ремонта;

Элемент комплекта ЗИП - запасная часть, инструмент, принадлежность

И др., входящие в комплект ЗИП;

Запас - совокупность ЗЧ одного типа,

Характеризуемая начальным уровнем, суммарными

Затратами, способом пополнения и показателем

Достаточности;

Начальный уровень запаса - количество ЗЧ одного типа, находящихся в

Комплекте ЗИП до начала его использования или

Являющихся результатом расчета проектируемого

Комплекта ЗИП;

Способ (порядок) - совокупность правил, на основании которых

пополнения пополняют комплект ЗИП запасными частями;

Показатель достаточности - количественная характеристика, определяющая

комплекта ЗИП влияние начального уровня запасов в комплекте

ЗИП на уровень надежности обеспечиваемого

Изделия в заданных условиях и режимах его

Эксплуатации и при заданном способе

Пополнения запасов.

4. Общие требования к комплектам ЗИП

4.1. Комплекты ЗИП используются при эксплуатации изделий для поддержания их работоспособности в течение срока службы путем проведения технического обслуживания и ремонта в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации (ЭД и РД).

4.2. В период гарантийного срока допускается использование ЗЧ из комплекта ЗИП с последующим пополнением израсходованных ЗЧ поставщиком.

К моменту истечения гарантийного срока изделия комплект ЗИП должен быть полностью укомплектован до начального уровня.

4.3. Израсходованные ЗЧ в комплектах ЗИП должны пополняться способами, которые были предусмотрены при разработке комплектов ЗИП или установлены по результатам оценки достаточности комплектов ЗИП, используемых в конкретной системе ТО и Р.

4.4. Срок службы комплекта ЗИП должен устанавливаться равным сроку службы изделия, для которого он предназначен, при условии его пополнения.

4.5. В комплект ЗИП включают составные части (СЧ) изделия, замена которых предусмотрена эксплуатационной (ремонтной) документацией.

СЧ изделия разделяются на восстанавливаемые (ремонтируемые) и невосстанавливаемые (неремонтируемые).

Восстанавливаемые СЧ допускают возможность замены (съема) и ремонта в случае отказа для дальнейшего использования в изделии.

Невосстанавливаемыми являются СЧ, восстановление которых невозможно или экономически нецелесообразно.

4.6. После выбора номенклатуры ЗЧ, вводимых в комплект ЗИП, проводится расчет и оптимизация состава ЗИП по минимуму затрат при заданном показателе достаточности комплекта ЗИП или по максимальному показателю достаточности комплекта ЗИП при заданных суммарных затратах.

5. Виды комплектов ЗИП

5.1. В зависимости от назначения, специфики и условий эксплуатации изделий разрабатывают, изготавливают и поставляют следующие виды комплектов ЗИП:

Комплект ЗИП-О;

Комплект ЗИП-Г (или ЗИП-Г1);

Комплект ЗИП-РО.

5.2. Комплект ЗИП-О должен использоваться для обеспечения эксплуатации одного изделия, поддержания его в исправном состоянии путем проведения ТО в соответствии с требованиями ЭД, а также для устранения отказов и неисправностей в течение срока службы изделия на месте эксплуатации силами обслуживающего персонала.

5.3. Комплект ЗИП-О является неотъемлемой частью изделия и должен находиться на месте эксплуатации изделия или в службе, обеспечивающей техническое обслуживание изделия.

5.4. Комплект ЗИП-Г должен использоваться для обеспечения эксплуатации группы однотипных изделий, поддержания их в исправном состоянии путем проведения ТО в соответствии с требованиями ЭД, а также для устранения отказов и неисправностей в течение срока службы изделия на месте эксплуатации силами обслуживающего персонала.

5.5. Для однотипных изделий, установленных на разных объектах эксплуатации и удаленных от центров ремонта, используют комплекты ЗИП-О, а для их пополнения - комплект ЗИП-Г1, установленный в крупном узле связи, в центре технического обслуживания или на другом предприятии в соответствии с системой ТО и Р.

Совокупность этих комплектов ЗИП представляет собой двухуровневую систему ЗИП.

5.6. Комплекты ЗИП-Г и ЗИП-Г1 должны разрабатываться как самостоятельные изделия и находиться на месте эксплуатации группы изделий или в службе, обеспечивающей техническое обслуживание изделий.

5.7. Для отдельных видов изделий, имеющих специфику в функциональном назначении и размещении, комплекты ЗИП, используемые для ТО изделий, допускается делить на части. Деление комплектов ЗИП должно быть установлено в технических условиях (ТУ) на изделие (или ЗИП) и отражено в ведомостях ЗИП.

5.8. Комплект ЗИП-РО должен использоваться для ремонта отказавших СЧ изделия в центре ремонта или на предприятии промышленности.

Примечание. Комплект ЗИП-РО может разрабатываться на одно изделие или на группу однотипных или разнотипных изделий.

5.9. Виды комплектов ЗИП задают в техническом задании (ТЗ) на выполнение опытно-конструкторской работы изделия или в ТЗ на разработку ЗИП.

5.10. Для одного и того же изделия могут быть предусмотрены различные виды комплектов ЗИП в зависимости от специфики функционального назначения и размещения изделия, а также от построения системы ТО и Р.

6. Требования к составу комплектов ЗИП

6.1. Номенклатуру ЗЧ в составе комплектов ЗИП-О, ЗИП-Г и ЗИП-Г1 устанавливают при разработке изделия (или комплектов ЗИП) в соответствии со спецификой изделия и требованиями к техническому обслуживанию и ремонту изделия.

6.2. В состав комплектов ЗИП-О и ЗИП-Г, обеспечивающих эксплуатацию изделия, должны входить:

ЗЧ (СЧ изделия - блоки, платы, ячейки, ТЭЗ, а также детали и ЭРИ, установленные вне СЧ, которые не могут быть отправлены в центр ремонта);

Инструменты и принадлежности, необходимые для проведения технического обслуживания и ремонта изделия в условиях эксплуатации.

Примечание. В комплекты ЗИП-О и ЗИП-Г могут также входить различные средства, обеспечивающие ТО и Р изделия на месте установки в процессе эксплуатации в соответствии с ЭД (например, контрольно-измерительные приборы, материалы и др.).

6.3. Номенклатура ЗЧ комплекта ЗИП-Г1, как правило, должна соответствовать номенклатуре ЗЧ комплектов ЗИП-О, входящих в С ЗИП.

Допускается некоторые ЗЧ (наиболее надежные или громоздкие) иметь только в составе комплекта ЗИП-Г1.

6.4. В состав комплекта ЗИП-РО должны входить ЗЧ (детали, электрорадиоизделия, сборочные единицы), инструменты и принадлежности, обеспечивающие ремонт СЧ изделий в условиях центра ремонта.

6.5. Запасные части, инструменты и принадлежности, входящие в состав комплектов ЗИП, должны соответствовать ТУ, паспорту или иметь сертификат. Покупные ЗЧ должны иметь остаток гарантийного срока не менее 80% от указанного в ТУ или паспорте на них.

7. Порядок разработки комплектов ЗИП

7.1. Комплекты ЗИП-О, ЗИП-Г, ЗИП-Г1 и ЗИП-РО разрабатывает головной разработчик (разработчик) одновременно с разработкой изделия на основе выбранной системы ТО и Р и в соответствии с требованиями ТЗ на изделие (или ЗИП).

Сведения о комплектах ЗИП должны быть приведены в КД изделия.

7.2. ЭД на комплекты ЗИП должна разрабатываться в соответствии с ГОСТ 2.601.

7.3. На комплект ЗИП может быть разработана инструкция по использованию, в которой приводятся:

Указания о порядке замены неисправных СЧ изделия однотипными ЗЧ из комплекта ЗИП;

Назначение и правила применения специальных инструментов и принадлежностей, входящих в комплект ЗИП;

Указания о порядке пополнения комплекта ЗИП ремонтируемыми и неремонтируемыми ЗЧ;

Формы учета расхода (прихода) неремонтируемых ЗЧ и передвижения ремонтируемых ЗЧ;

Описание укладок для размещения комплекта ЗИП;

Указания о правилах хранения, сроках и порядке консервации (переконсервации) ЗИП; сведения о материалах, необходимых для проведения этих работ.

Примечание. Если инструкция по использованию ЗИП не разрабатывается, то необходимые сведения о ЗИП должны быть изложены в ЭД и РД изделия.

7.4. Комплекты ЗИП-О, ЗИП-Г И ЗИП-Г1 должны предъявляться на предварительные и приемочные испытания совместно с опытными образцами изделий.

7.5. Комплект ЭИП-РО должен испытываться совместно со средствами ремонта и РД.

7.6. При проведении приемочных испытаний изделий (и/или комплектов ЗИП) должна проводиться оценка достаточности ЗЧ в комплектах ЗИП.

Оценку достаточности ЗЧ в комплектах ЗИП следует производить по "Методикам оценки достаточности и расчета запасов в комплектах ЗИП средств электросвязи".

7.7. Для размещения комплектов ЗИП на месте установки должны быть разработаны и (или) укладочные средства, обеспечивающие сохранность и удобство пользования элементами ЗИП.

8. Порядок корректировки состава комплектов ЗИП

8.1. Корректировку состава комплектов ЗИП производит предприятие, являющееся держателем подлинников КД изделия и/или ЗИП.

8.2. Основанием для корректировки состава комплектов ЗИП являются:

Изменения, вносимые в КД, ЭД и РД изделия;

Изменения показателей надежности СЧ изделия;

Изменения технологии и организации ремонта;

Изменения условий эксплуатации, системы ТО и Р;

Изменения стандартов на покупные элементы из состава комплектов ЗИП и снятие их с производства;

Статистические данные о фактическом расходе ЗЧ в процессе эксплуатации и ремонта изделий.

8.3. Первую корректировку состава комплектов ЗИП проводят на основании решения комиссии по проведению испытаний изделия. В дальнейшем корректировку производят по мере необходимости.

Корректировку состава комплектов ЗИП по отдельным типам ЗЧ допускается проводить в любое время эксплуатации изделия и комплектов ЗИП.

8.4. При корректировке состава комплектов ЗИП изменения в подлинники ведомостей ЗИП и другой КД вносят в соответствии с требованиями ГОСТ 2.503.

9. Поставка комплектов ЗИП

9.1. При проектировании и комплектовании объектов сети связи заказ и поставку комплектов ЗИП следует производить по результатам проведения оценки достаточности комплектов ЗИП, поставляемых для обслуживания изделий, с учетом параметров создаваемой или сложившейся системы ТО и Р.

9.2. При закупке зарубежного оборудования состав ЗИП должен определяться контрактом после проведения оценки достаточности ЗЧ с учетом принятой системы ТО и Р и условий контракта.

9.3. Поставка комплекта ЗИП-О должна производиться одновременно с изделием.

Комплект ЗИП-Г должен поставляться одновременно с первым изделием из группы, предназначенной для одного объекта.

Комплект ЗИП-Г1 должен поставляться одновременно с первым изделием и комплектом ЗИП-О, который пополняется из этого комплекта ЗИП-Г1.

9.4. Поставка комплектов ЗИП-РО должна производиться одновременно со средствами ремонта и документацией для ремонта в соответствии с проектной документацией на ремонтный орган.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.


ЗИ состоит из:

  • принадлежности;

Допускается указанные разделы выполнять в виде самостоятельных (ведомостей) [из п. 5.9.1 ГОСТ 2.601-95]

ЗИ выполняют в с настоящего [из п. 5.9.2 ГОСТ 2.601-95]

Запасные части

Таблица 29 - Запасные части

запасных частей излагают в порядке, принятом для НЗЧ [из п. 5.9.3 ГОСТ 2.601-95]

Инструмент, принадлежности, материалы

«Инструмент», «Принадлежности», «Материалы» рекомендуется выполнять в виде 30.

Таблица 30 - Инструмент, принадлежности, материалы

«Обозначение (, принадлежности, материала)» и «Код продукции» для допускается не заполнять.

В графе «Примечание» для нестандартизованных (специальных) инструментов и принадлежностей рекомендуется помещать их [из п. 5.9.4 ГОСТ 2.601-95]

После 29 и 30 помещают указание о суммарной массе в виде: «Масса комплекта __ кг» [из п. 5.9.5 ГОСТ 2.601-95]

К каждому прикладывают по его использованию, которая содержит:

  1. , которые необходимо соблюдать при, приемке и выполнению других с комплектом ЗИП;
  2. , входящих в ЗИП с ограниченными сроками хранения;
  3. указания о порядке и замены составных частей изделия и деталями из комплекта ЗИП (если содержание этих работ не изложено в);
  4. сведения о и правилах применения специальных и принадлежностей, входящих в комплект ЗИП;
  5. указания о правилах и комплекта ЗИП, а также о нормах расхода, необходимых для этих работ;
  6. указания о порядке и правилах упаковывания и комплекта ЗИП.

В общем случае в номенклатуру ЗИП включают сменные элементы системы автоматизации, непосредственно влияющие на работоспособность системы, контрольные приборы, инструменты, приспособления, принадлежности и материалы, необходимые для проведения ремонтно-восстановительных работ.

Номенклатура сменных элементов может быть определена методом инженерного анализа или расчётным методом. В методике используется метод инженерного анализа, поскольку принимается, что основные свойства сменных элементов известны разработчику.

Метод инженерного анализа заключается в выборе номенклатуры ЗИП путём оценки классификационных признаков сменных элементов.

Основными классификационными признаками сменных элементов системы для определения номенклатуры ЗИП инженерным анализом являются:

Возможность контроля работоспособности сменного элемента в системе;

Оценка возможности отказа или повреждения сменного элемента за время эксплуатации системы;

Влияние отказов сменного элемента на работоспособность системы;

Способ устранения отказа сменного элемента, возможность замены отказавшего сменного элемента системы в условиях эксплуатации с учётом классификации обслуживающего персонала и времени, необходимого для замены отказавшего сменного элемента.

Перечень классификационных признаков сменных элементов может быть расширен разработчиком с учётом их конструкции, условий режимов эксплуатации и т.п.

Инженерный анализ включает:

1) анализ электрических принципиальных схем системы с точки зрения возможности контроля работоспособности системы;

2) анализ влияния отказа сменного элемента на работоспособность системы;

3) анализ объема и технологии устранения отказов и повреждений, допустимых в условиях эксплуатации;

4) оценку возможности отказа сменного элемента и определение рационального способа устранения отказа.

При этом учитываются: статистические данные по надёжности сменных элементов, условия и режимы их работы, время, необходимое для восстановления системы, стоимость сменного элемента и стоимость дополнительного оборудования для замены сменного элемента системы, квалификация обслуживающего персонала.

Для удобства инженерный анализ сменных элементов системы проводится в соответствии с табл.1.

Анализ начинается со сменных элементов высшего уровня, т.е. крупных блоков и устройств, составляющих систему. Далее рассматриваются сменные элементы более низкого уровняю.

По результатам инженерного анализа сменных элементов в соответствии с табл. 1. для каждого из них составляется кодовое число из четырёх разрядов (каждому классификационному признаку соответствует своя кодовая оценка: 0 или 1).

Если кодовое число состоит из одних только единиц, то запасная часть соответствующего наименования включается в номенклатуру ЗИП. Во всех остальных случаях соответствующие запасные части в номенклатуру ЗИП не включаются.

Инженерный анализ выбора номенклатурного состава комплектов ЗИП прежде всего опирается на опыт проектировщика и его здравый смысл. Приведённый в методике способ анализа позволяет с большим автоматизмом выполнить процедуру выбора, что конечно не освобождает разработчика от необходимости творческого подхода.

Таблица 1

Определение номенклатуры контрольных приборов, инструментов, приспособлений и принадлежностей производится следующим образом. Прежде всего исходят из того, что они призваны обеспечить:

выполнение работы по замене сменных элементов системы, включенных в состав ЗИП, И по устранению повреждений и неисправностей системы;

проведение профилактических работ по текущему техническому обслуживанию, предусмотренных эксплуатационной документации;

выполнение работы по подготовке системы к применению по назначению.

Номенклатура указанных элементов определяется в следующем порядке:

1) составляется перечень инструментов, контрольных приборов, приспособлений и принадлежностей, необходимых для выполнения работ, указанных выше. Из перечня исключаются повторяющиеся изделия;

2) сравнивается полученный перечень с перечнем инструментов, приспособлений и принадлежностей, поставляемых предприятиями - поставщиками покупных изделий, и исключаются повторяющиеся позиции.

В номенклатуру ЗИП не включаются инструменты принадлежности и приспособления общего назначения, используемые только при ремонте системы ремонтными органами, обслуживающими систему.

Полученная номенклатура инструментов, приспособлений и принадлежностей уточняется в процессе испытаний системы перед её сдачей в эксплуатацию.

Номенклатура расходных материалов определяется проектировщиком систем, исходя из условий обеспечения выполнения всех штатных операций по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности системы.

В номенклатуру комплекта ЗИП не включаются расходные материалы

общего назначения, снабжение которыми осуществляется органами материально – технического снабжения (масло, смазки, специальные жидкости, спирт гидролизный, ветошь и т.д.). Количество расходных материалов на поставку определяются по существующим нормам (нормы расхода спирта приведены в ОСТ4.050.006-78) или по опыту эксплуатации системы – аналога по мере необходимости.

Номенклатуру комплекта ЗИП не включаются расходные материалы дефицитные, дорогостоящие и специального назначения, снабжение которыми органами материально – технического снабжения не осуществляются (изоляционные материалы, провода, кабели, пломбы, лампочки коммутаторные, шайбы и т.п.) или трудно осуществимо за короткое время.


Похожая информация.


Комплект ЗИП – это запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Одним из основных условий ремонтопригодности аппаратуры является обеспечение ее необходимым комплектом запасных элементов (ЗИП), используемых при отказах аппаратуры. Комплект ЗИПа должен содержать все необходимые в процессе эксплуатации элементы. Иногда отсутствие необходимых элементов в комплекте ЗИПа намного увеличивает время восстановления аппаратуры. Однако создание чрезмерных размеров ЗИПа экономически нерационально, так как при этом происходит замораживания больших средств и зачастую дефицитных элементов.

Следовательно, правильное комплектование ЗИПом, оптимизация его по стоимости являются важной проблемой при решении вопросов ремонтопригодности аппаратуры.

ЗИПы разделяются на комплекты: одиночный и групповой.

Одиночный комплект ЗИПа предается определенному изделию и предназначен для обеспечения только данного изделия.

Групповой комплект ЗИПа придается группе изделий и предназначается для пополнения одиночных комплектов ЗИПа и обеспечения изделий теми элементами, которых нет в одиночном комплекте ЗИПа.

При эксплуатации аппаратуры комплекты ЗИПа пополняются – одиночный за счет группового, а групповой за счет элементов, которые содержатся на специальном складе или имеются в соответствующем органе снабжения.

Номенклатура элементов ЗИПа зависит от методики ремонта аппаратуры. При использовании агрегатного метода ремонта в составе ЗИПа должны находиться съемные агрегаты (блоки, модули, микросхемы), если ремонт съемных восстанавливаемых элементов производится на месте эксплуатации, то ЗИП еще дополнительно должен содержать невосстанавливаемые элементы аппаратуры.

Независимо от методики ремонта аппаратуры могут быть осуществлены три схемы обеспечения ее запасными элементами:

нормальная схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда имеются одиночный и групповой комплекты запасных элементов;

одиночная схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда отсутствует групповой комплект запасных элементов;

групповая схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда отсутствует одиночный комплект запасных элементов.

Последние две схемы являются частными случаями нормальной схемы.

ЗИП необходим как для текущего ремонта, так и для профилактического.

Основным критерием ремонтопригодности является среднее время восстановления аппаратуры после появления в ней неисправности, которое определяется формулой:

Тв=Та+Тад+Тп;

где: Та – среднее время активного ремонта;


Тад – среднее время вынужденного простоя аппаратуры при текущем ремонте из-за административных факторов;

Тп – среднее время вынужденного простоя аппаратуры из-за отсутствия в ЗИПе необходимых элементов (время снабжения).

Представим это выражение в виде:

Тв=Т`в+Тп;

где: Т`в=Та+Тад – среднее время восстановления аппаратуры при неограниченном (идеальном) комплекте ЗИПа, то есть когда отсутствуют задержки в снабжении.

В свою очередь, среднее время восстановления аппаратуры при неограниченном (идеальном) количестве ЗИПа, можно выразить через среднее время восстановления аппаратуры при отказе определенных элементов выражением:

где: t в i – среднее время восстановления аппаратуры при отказе i-го элемента;

q i – вероятность отказа аппаратуры из-за i-го элемента при достоверном факте отказа;

– количество элементов в аппаратуре.

где: t в i и t ni – компоненты, соответствующие времени восстановления аппаратуры Тв только для i-го элемента.

С учетом перехода от конкретного элемента к группам однотипных элементов нужна замена t Bi на t Bj , на q j и на k, которые соответствуют значениям для группы элементов, получим:

Где: – среднее время вынужденного простоя аппаратуры при текущем ремонте из-за элементов j-й группы;

– вероятность отказа аппаратуры из-за элементов j-й группы при отказе аппаратуры;

k – количество группы элементов в аппаратуре (номенклатура элементов).

Величина Тп может быть принята за критерий достаточности ЗИПа. Однако ЗИП непосредственно влияет на коэффициент готовности аппаратуры, который задается в техническом задании на аппаратуру, что обуславливает необходимость связать критерий достаточности ЗИПа с коэффициентом готовности аппаратуры:

;

где: Т – наработка на отказ.

После преобразований получим:

где: – коэффициент готовности аппаратуры при неограниченном комплекте ЗИПа;

– коэффициент обеспеченности аппаратуры запасными элементами.

Это значит, что коэффициент обеспеченности аппаратуры ЗИПом существенно влияет на коэффициент готовности аппаратуры и показывает степень уменьшения его за счет ЗИПа.

Таким образом, если среднее время восстановления аппаратуры и коэффициент готовности аппаратуры являются критериями ремонтопригодности, то среднее время простоя аппаратуры из-за ЗИПа и коэффициент обеспеченности аппаратуры ЗИПом являются критериями обеспеченности аппаратуры запасными элементами.

Процесс обеспечения аппаратуры запасными элементами имеет характер массового обслуживания, поэтому можно использовать математический аппарат теории массового обслуживания и описать его следующей математической моделью.

1. Обслуживающей системой является система, удовлетворяющая требованиям аппаратуры по замене отказывающего элемента на исправный из комплекта ЗИПа.

2. Поток требований состоит из трех потоков отказов:

Потоки отказов элементов аппаратуры, когда она находится во включенном состоянии (под током);

Потоки отказов элементов аппаратуры, когда она находится в выключенном состоянии (обесточенном);

Потоки отказов элементов комплекта ЗИПа.

3. Аппаратами обслуживания являются элементы ЗИПа.

4. Время обслуживания представляет собой время восстановления элемента ЗИПа.

5. При появлении отказавшего элемента в аппаратуре и отсутствии такового в комплекте ЗИПа требование на обслуживание получает отказ.

6. Критерием оценки системы является вероятность отказа в требовании аппаратуры на замену отказавшего элемента из состава ЗИПа при наличии в нем «n» элементов.

Сформулированная математическая модель является моделью системы массового обслуживания с потерями при неограниченном количестве требований и ограниченном количестве обслуживающих аппаратов. Конечное выражение формул, характеризующих систему массового обслуживания с потерями (отказами), не зависят от закона распределения времени обслуживания, а общим для времени обслуживания или времени восстановления элемента ЗИПа во всех случаях являются его случайный характер.

В связи с этим можно использовать наиболее простой в математическом выражении экспоненциальный закон, при котором вероятность того, что время обслуживания будет меньше времени t, определяется выражением:

F(t)=1- при t 0 ;

где: – среднее время обслуживания (математическое ожидание времени восстановления элемента ЗИПа).

Время обслуживания одного требования одним элементом ЗИПа подчинено показательному закону с математическим ожиданием времени обслуживания (параметром 1/ ) независимо от того, поступило требование от аппаратуры или от ЗИПа.

В систему на обслуживание поступает неограниченный простейший поток требований, состоящий из трех простейших потоков:

потока отказов элементов аппаратуры, находящейся во включенном состоянии ;

потока отказов элементов аппаратуры, находящейся в выключенном состоянии ;

потока отказов элементов комплекта ЗИПа , где:

m – количество элементов данного типа в аппаратуре;

n – количество элементов данного типа комплекта ЗИПа;

где: – интенсивность отказов элементов данного типа аппаратуры под током, в обесточенном состоянии и при хранении в комплекте ЗИПа соответственно.

Общее уравнение, которое определяет связь вероятности отказа в обслуживание аппаратуре при очередном требовании запасного элемента данного типа с интенсивностями отказов элементов данного типа в аппаратуре и самом ЗИПе, с интенсивностью эксплуатации аппаратуры и среднем временем восстановления элементов ЗИПа, с количеством данных элементов в аппаратуре и ЗИПе, равно:

;

где: S=0,1,2…n–количество элементов (аппаратов) ЗИПа в момент времени t.

– коэффициент интенсивности эксплуатации аппаратуры;

где: tвкл, tвыкл – суммарное время включаемого и выключаемого состояний аппаратуры.

Из этого выражения следует, что коэффициент интенсивности эксплуатации можно определить как вероятность нахождения аппаратуры во включенном состоянии в любой произвольный момент времени. Следовательно, вероятность нахождения аппаратуры во включенном состоянии равно К ин, а в выключенном равно 1-К ин.

Номенклатура запасных частей для обеспечения эксплуатации аппаратуры ИС определяется на основании рекомендаций завода-изготовителя той или иной аппаратуры и опыта эксплуатации ее в реальных условиях. Количественный состав ЗИПа аппаратуры следует считать достаточным, если по всем типам отказываемых элементов (заменяемых блоков, модулей) выполняются условия вида:

где: m i – число отказов элементов (заменяющих блоков, модулей) i-го типа аппаратуры;

m з i – число элементов (блоков, модулей) i-го типа, находящихся в ЗИПе.